Просыпаться нужно в половине пятого утра, чтобы к шести успеть на первый рейс. Дежурный автобус забирает первых водителей и кондукторов из дома и везет их в . Машина, на которой нам сегодня предстоит ездить, вымыта ночью. Маршруты назначает . У водителей строгий график: транспорт должен подходить к остановкам с интервалом в пять минут.
Анатолий Разин, водитель нашего , говорит:
Сегодня по плану шесть кругов, каждый из которых длится час пятьдесят минут. Я езжу не только по нескольким маршрутам. Рано утром всегда , спасают кофе и любимые орешки, которые я постоянно щелкаю.
Первые сонные пассажиры садятся в автобус. Им повезло - места еще есть. Народ в общественном транспорте ездит разный: студенты, спешащие на лекции, опаздывающие на работу, пенсионеры. У каждого свои заботы, настроение и претензии.
Вас, гаишники не останавливают?
Меня не останавливали, но если мы нарушаем правила дорожного движения, они это делают. Скажу по секрету, правила автобусники иногда нарушают. Скорость не превышают, а «подрезать» кого-нибудь или на красный свет проехать - это бывает. Обычно гаишники и водители автомобилей относятся к нам с пониманием - не так-то просто рулить такой громадиной.
На перерыв автобус заходит на стоянку. По графику у водителя и кондуктора есть 40 минут на обед. В небольшой столовой тесно. Здесь все питаются за свой счет, благо цены незаоблачные. За обедом Анатолий рассказывает:
Говорят, что каждый водитель одушевляет свою машину. Вы разговариваете со своим автобусом?
Нет, но свою машину люблю. Мой автобус фирмы SCANIA, это женское имя, поэтому и к ней, как к женщине. Среди водителей такие автобусы-«женщины» считаются стервами, но мы все же нашли с ней общий язык. Когда она «капризничает», к этому с пониманием, потому что, когда я не в духе, она меня терпит.
Вы всегда покупаете себе билет в автобусе?
Не было случая, чтобы я за себя . Билет за проезд стоит копейки. А как водитель я никогда не высаживаю «зайцев». Считаю, если кондуктор не сумел подобрать нужные слова и убедить пассажира, бесплатная поездка будет на совести «зайца».
Хотели бы стать личным знаменитой персоны?
Когда водишь автобус, для тебя все пассажиры равны, даже если ко мне в автобус сядет сам Владимир Путин, все равно буду относиться к нему как к простому пассажиру.
К концу смены водитель и кондуктор сильно устают, бывает укачивает, но переутомление не должно отражаться на качестве работы и уровне сервиса. Сегодняшние пассажиры очень критичны и подать жалобу на грубых водителя автобуса и кондуктора для них ничего не стоит.
Водитель филиала «Юго-Западный» Мосгортранса рассказал сайт о новых автобусах, соблюдении графика и верности профессии.
, — так меняется наземный транспорт Москвы. Пассажирам эти перемены нравятся: 75 процентов москвичей в часы пик , потому что он стал комфортнее и быстрее. А как нововведения оценивают те, кто имеет с ними дело по долгу службы? Это сайт выяснил у Владимира Амелькова — водителя филиала «Юго-Западный» Мосгортранса , который недавно удостоился . Он рассказал, сложно ли водить автобус в мегаполисе, почему надо больше улыбаться и заменят ли беспилотники людей.
— На каком маршруте вы работаете?
— В основном на 688-м — от Озерной улицы до Крылатского. Но водитель обязан знать все маршруты парка, потому что диспетчер может отправить и в другую колонну.
— У вас есть любимый маршрут?
— 688-й. Мне не нравятся короткие маршруты, а этот длинный: час-полтора туда, час-полтора обратно.
— А выделенки есть?
— Да, процентов 70 пути на маршруте № 688 — выделенка. Это упрощает жизнь. Я ездил по этому маршруту, когда выделенной полосы еще не было, и сейчас автобус идет быстрее.
Без турникетов стало проще работать
— В вашем автобусе есть турникеты?
— Отменили турникеты, и проще стало работать: теперь люди заходят во все двери. Посадка, конечно, стала быстрее.
— Вам, как водителю, какая система удобнее — турникетная или бестурникетная?
— Удобнее без турникетов: подъехал, открыл все двери, закрыл, поехал. Посадка проходит быстрее, значит, быстрее едешь. И билеты стали меньше брать.
— Пассажиры теперь нечасто покупают у вас билеты?
— Раньше я продавал 50 штук в день, сейчас — 50 за неделю. Выручка упала сразу, но мне так удобнее: не надо отвлекаться, просто открыл двери, пассажиры сели, и поехал.
— Погода влияет на вашу работу?
— Когда идет снег, пассажиров в автобусах заметно прибавляется. Люди пересаживаются на общественный транспорт, и на маршруты выходят резервные машины.
Каждый водитель отслеживает интервал между автобусами
— Сейчас на остановках есть электронные табло, которые показывают, когда прибудет автобус. Как удается соблюдать график?
— Мы работаем по АСОВ (автоматизированная система оповещения водителей — Прим. mos . ru ), я вижу на мониторе, где находятся автобусы моего маршрута, причем и те, что идут впереди и те, что позади. И если я начинаю догонять, то сбавляю скорость, чтобы держать интервал и не было такого, что две-три машины разом пришли, а потом никого нет. Каждый водитель отслеживает этот интервал между автобусами. Не всегда, конечно, так получается, но стараемся.
— Как давно вы работаете водителем?
— С 1992 года.
— Почему вы выбрали именно эту профессию?
— У меня папа здесь работал. Отец спросил: «Пойдешь?» — «Пойду». Я как раз пришел из армии, хотел еще одну категорию получить. Так и остался, затянуло.
— Что вам в этой работе нравится больше всего?
— Нравится людей возить спокойно. И коллектив у нас хороший, начальство хорошее.
Надо больше улыбаться и не конфликтовать
— С пассажирами сложно работать?
— Сложно, но надо больше улыбаться и не конфликтовать. На разных маршрутах пассажиры разные, например на 720-м, который проезжает станцию метро «Юго-Западная», очень много приезжих, они постоянно спрашивают, идет ли автобус туда-то, а как туда проехать. На 718-м, 752-м тоже постоянно вопросы. А на 688-м одни и те же ездят.
— То есть у вас есть постоянные пассажиры?
— Я открывающим постоянно работаю, начинаю в 05:14 и вижу одни и те же лица. И здороваются, и бабушки конфеткой иной раз угостят, яблочком. А когда день-два на другом маршруте работаю, прихожу — они: «Где ты был?» Привыкли уже.
— Вы помните свой первый рейс?
— Первый рейс, конечно, был самый сложный, руки тряслись, ведь впервые это переживаешь. А сейчас уже все доведено до автоматизма.
Автобусы стали комфортнее, безопаснее и легче в управлении
— С тех пор и подвижной состав изменился. Что вам больше всего нравится в современных автобусах?
— У новых автобусов тормоза хорошие, поэтому они безопаснее. Они стали комфортнее: климат-контроль, низкий пол. Пассажирам удобнее проходить, особенно инвалидам и тем, кто с колясками. Всегда стараешься подъехать поближе к остановке, чтобы людям было удобнее.
— Недавно «Яндекс» тестировал беспилотный автомобиль в Москве. Как думаете, вытеснят беспилотники водителей автобусов со временем?
— Не вытеснят. Я считаю, что человек все равно будет сидеть за рулем.
— То есть вы даже не задумывались, какую профессию выбрать, если придется сменить свою?
— Нет. Я как пришел из армии, так и остался верен своему делу.
— Общественный транспорт стал популярнее у горожан за последние годы?
— Вообще пассажиров стало больше, но все зависит от погодных условий. Как снег выпал — мы ходим битком, сразу все свои машины оставляют, народу прибавляется.
— А культура вождения поменялась?
— Можно сказать, что водители стали вежливее. Но автобусы все равно не пропускают, из десяти человек двое пропустят, чаще женщины, как я заметил. Таксисты занимают наши остановки, и приходится маневрировать.
Мы стали ездить намного быстрее
— В большом городе сложно водить автобусы?
— Нет, дело привычки, к тому же опыт. Когда привыкаешь, нет ничего сложного и страшного в том, чтобы перестроиться. Я считаю, что не надо лезть внаглую, все равно люди вежливые есть, кто-то пропустит. Главное — быть внимательным, стараться плавнее двигаться, не тормозить резко, соблюдать скорость.
Бывает, приходят молодые в парк, месяц-два-три — и увольняются, видимо, сложно им. А мне все нравится, мне легко и просто, работаю спокойно.
— Какие перемены на дорогах вы бы отметили как водитель?
— Автобусные полосы — это хорошо. Мы стали ездить намного быстрее. В основном на всех маршрутах теперь есть выделенки.
Все в своей жизни хоть раз ездили на автобусе, троллейбусе или трамвае. И вот я задумался: а какого это - управлять таким большим транспортом, да еще и битком набитым пассажирами? Может ли простой водитель управлять трамваем, например?
Это точно огромная ответственность и психологическое напряжение для водителя. А сейчас не редкость, когда за рулем троллейбуса или трамвая женщина. Давайте рассмотрим особенности обучения вождению общественного транспорта.
Требования к водителю автобуса
К управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей, могут допускаться лишь водители, которые имеют непрерывный стаж работы водителем автобуса (права категории «D») не менее одного года и не нарушавшие ПДД, которые наказываются лишением прав или административным арестом.
К стажу работы водителем автобуса для перевозки взрослых пассажиров требования закон не предъявляет, но это может сделать транспортное предприятие.
Научиться водить автобус
Как говорят профессионалы, водить автобус - увлекательное занятие. К тому же может приносить неплохой доход.
Первая особенность вождения автобуса у всех на глазах. Автобус длинное транспортное средство и нужно для начала привыкнуть к его габаритам. Согласитесь, водить микроавтобус гораздо проще, чем огромный маршрутный автобус, метров так 18.
В связи с габаритами автобуса все маневры от старта, поворотов до парковки и разворотов нужно оттачивать на подобном транспортном средстве, которое Вы планируете водить после обучения. В обучении широко используются тренажеры и стимуляторы, чтобы курсанты не разбили на первом занятии учебный транспорт. После того как Вы «набьете руку», Вам будут по плечу многие виды автобусов.
Перед тем как идти учиться в автошколу узнайте, на каком автобусе будет проходить обучение (марка, модель). Это позволит Вам подготовиться к первому практическому занятию психологически и теоретически. Почитайте в интернете про эту модель, узнайте побольше информации, которая Вас заинтересует.
На уроках вождения на автобусе постарайтесь представить, что в салоне пассажиры, при закрытии дверей смотрите в зеркало заднего вида, чтобы при реальной высадке пассажиров не прихлопнуть кого-нибудь дверями. Ни в коем случае не трогайтесь с места до полного закрывания дверей.
Часто в автошколах стараются сажать в автобус всю группу учеников, чтоб было полное ощущение движения по маршруту с пассажирами. При таких занятиях в дальнейшем будет проще привыкнуть к полному автобусу, морально настроиться.
Взяв Вас на работу водителем автобуса, Вас будут стажировать. На первое время «привяжут» к другим автобусам, чтобы Вы следовали за ними и изучали маршрут, остановки.
Научиться водить троллейбус
Троллейбус - это 100% городской общественный транспорт. Частники не водят троллейбус. Поэтому обучиться на водителя троллейбуса можно не в каждом городе. Троллейбус медленный городской транспорт, зато экологичнее и экономичнее чем автобус и трамвай.
Прежде чем Вас возьмут учиться на водителя троллейбуса, нужно пройти собеседование с психологом. Он с помощью психологических тестов проверит кандидата на внимательность и быстроту реакции. Затем выдаст заключение: подходите ли Вы для профессии водитель троллейбуса.
Обучение идет непрерывно, нельзя утром сбегать на работу, а вечером идти учиться на водителя троллейбуса, здесь все не как в обычной автошколе. Зато в течение 6 месяцев обучения ежемесячно платят стипендию, около 6 тыс. рублей, все зависит от региона.
Обучение состоит из четырех этапов:
- изучение теории (ПДД, особенности безопасного управления, первая помощь и т.д.);
- практические занятия с инструктором (около полутора месяцев);
- теоретический экзамен в ГИБДД, практический экзамен с инструктором из учебной организации;
- пассажирская практика: вождение троллейбуса под руководством водителя-учителя в реальных дорожных условиях с пассажирами (около полутора месяцев).
Есть и тренажер, похожий на кабину троллейбуса только без крыши, все в натуральную величину, вместо лобового стекла экран, на котором показывается панорама маршрута.
Есть отдельные тренажёры для изучения устройства и работы троллейбуса.
Требования к водителю троллейбуса
Законодательство не предъявляет требований к стажу и образованию водителей троллейбусов, поэтому на практике набирают курсантов в возрасте от 20 до 40 лет. Водить троллейбус можно с 21 года.
Кроме ПДД водитель троллейбуса должен знать:
- правила эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
- технику безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
- правила технической эксплуатации троллейбусов.
Водитель троллейбуса, как и любой другой водитель, должен уметь:
- устранять возникшие в пути неисправности, не требующие разборки агрегатов;
- подключать и отключать штанги с токоприемниками к контактной сети;
- заполнять специализированную документацию, связанную с эксплуатацией троллейбуса.
Научиться водить трамвай
Работа водителем трамвая схожа с работой на троллейбусе. Питается от электросети, только едет по рельсам. Получается смесь троллейбуса и электрички. Водителя трамвая даже называют вагоновожатым.
О курсах водителей трамваев можно узнать в депо, где и обитают трамваи. Предприятия городского транспорта сами себе готовят кадры, потому что обычной автошколе это не по силам и невыгодно. Набирают курсантов разных возрастов, не зависимо от наличия высшего или специального образования. Водить трамвай можно с 21 года.
Обучение длится около полугода. Читают теоретический курс, затем практические занятия. Обещают стипендию, последующее трудоустройство после успешной сдачи экзаменов. Но первые Ваши самостоятельные поездки будут в виде стажировки под руководством опытного вагоновожатого.
Вас научат и ремонту трамвая и основам теории движения трамвая (коэффициенты сцепления, сцепной вес трамваев, силы, действующие на трамвай в движении по прямой и на кривых участках пути и прочие особенности).
Зачастую предприятия, готовящие водителей трамваев и троллейбусов, заключают со своими курсантами договор, по которому они после обучения обязаны отработать несколько лет на городском транспорте. Это делается для того, чтобы не зазря Вам выплачивали стипендию и тратили бюджетные деньги.
Требования к вагоновожатому такие же, как и к водителю автобуса и троллейбуса.
Я б в водители пошел
Прежде чем пойти учиться на водителя городского транспорта, нужно самому трезво оценить свои силы: работа водителем городского транспорта психологически тяжелая, физически напряженная. Вставать в рейсы нужно рано, сменный график работы, порой приходится ремонтировать транспорт прямо на дороге в неблагоприятных погодных условиях. Нужно следить и за дорогой и за пассажирами в салоне. Очень много специфики и мелких нюансов.
А так, если все с психикой и здоровьем нормально, почему бы и нет?! Если Вы любите часами колесить по родному городу, то это вариант для Вас. Совместите приятное с полезным, т.к. зарплата как у среднего менеджера 22-25 тыс. рублей.
Каждый день автобусы перевозят миллионы людей. В отличие от большинства единиц автотранспорта, их движение происходит по заданному маршруту и подчиняется точному графику.
Основные виды автобусных маршрутов – внутригородские, междугородние и международные. Есть также специализированные маршруты – экскурсионные, туристические, доставка детей к школам и в места отдыха, перевозка персонала предприятий и учреждений, эвакуационные и другие. Пожалуй, один из самых специализированных маршрутов в мире – доставка экипажа космического корабля к стартовой площадке на космодроме Байконур, этот маршрут был впервые открыт 12 апреля 1961 года.
Перед отправкой в рейс водитель автобуса занимается осмотром своего транспортного средства, убеждается в его исправности и соответствии требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров.
Водитель автобуса берет пассажиров и высаживает их на остановках общественного транспорта или на автобусных станциях, предусмотренных в графике маршрута, а также, если имеется на то разрешение, — по требованию пассажиров. При необходимости или в отсутствие штатного кондуктора, он занимается проверкой проездных билетов у садящихся в автобус пассажиров и продает их.
В обязанности водителя автобуса входит соблюдение графика движения. В то же время, он должен учитывать общую ситуацию, складывающуюся на дорогах. Особенно это касается внутригородских маршрутов с их напряженной и быстро меняющейся обстановкой. При обслуживании пассажиров водитель автобуса постоянно должен быть внимателен и дисциплинирован. Для него, как ни для кого другого, недопустимо подвергать опасности своими действиями пассажиров и водителей другого транспорта.
Завершая свой рабочий день, водителю автобуса необходимо подсчитать километраж пройденного маршрута, число проданных билетов и сумму, поступившую за них. Если в этом возникнет необходимость, он заполняет отчет о выявленных за время своей работы технических неисправностях. Отдельная неприятная обязанность – составление отчета о дорожно-транспортном происшествии со своим участием, если такое случилось.
Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности маршрута и его интенсивности. На внутригородских линиях это может быть работа в две смены с пересменкой во время обеденного перерыва, или рабочее время может начинаться рано утром и заканчиваться поздним вечером. Для водителей автобусов на междугородних и международных линиях график работы зачастую захватывает и ночное время суток. Почти всегда приходится выходить на маршруты по выходным и праздничным дням. Однако в большинстве случаев составляются гибкие графики работы, чередующие дни продолжительной работы и свободные дни.
Вот примерный образец рабочего дня водителя автобуса, работающего по графику «два через два», то есть два дня работы и два дня отдыха. В 04:15 он уже должен находиться в парке автотранспортного предприятия. Здесь он получает путевой лист, проходит медицинское освидетельствование и ставит у механика отметку об исправном состоянии транспортного средства. Собственно рабочий день начинается с прибытия в 05:00 на конечную остановку общественного транспорта, где уже ждут пассажиры. Обед с 11 до 12 часов. Часть водителей берет еду с собой, чтобы пообедать, не отходя от автобуса, часть идет в столовую; если дом находится недалеко от работы, можно съездить туда на обед, но это большая редкость. В тех городах, где муниципалитет смог купить городской автобус, быт водителей тоже обустроен – для них предоставляются комнаты отдыха, столовые, душевые и т.д. К сожалению, таких примеров не очень много.
После обеда – вновь на маршрут. Ужин с 20 до 21 часа. Рабочий день заканчивается заездом на автоматическую мойку в парк в 23:30. Затем необходимо еще раз пройти медицинское освидетельствование, сдать кассу, не проданные билеты, наконец, оформить путевой лист. И только после этого водитель отправляется домой отдыхать.
Для работы на автобусе необходимо иметь специальную категорию D, свидетельствующую о высоком уровне знаний водителем своего транспортного средства, правил дорожного движения, а также владении техникой безопасной езды, обладании быстрой реакции и умении правильно действовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Кроме того, работа водителя автобуса связана со сферой обслуживания, поэтому он должен обладать такими качествами, как терпение, терпимость, дружелюбие; желательно также умение найти контакт с любым человеком.
Рабочее место водителя автобуса – кабина с расположенными в нем органами управления транспортным средством. Как и рабочие места практически всех других профессий, оно должно быть чистым. В особенности это касается состояния лобовых стекол автобуса, которые должны обеспечивать водителю неограниченный обзор вне зависимости от времени суток и времени года. Другой важный фактор безопасной и безаварийной поездки – гарантированное обеспечение в темное время суток хорошо освещенного пространства перед автобусом. Не меньшее внимание следует уделять исправности внутреннего освещения салона автобуса и его чистоте для обеспечения пассажирам приятной и безопасной поездки.
Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания. Он должен знать автобусное оборудование и уметь многосторонне и оперативно им пользоваться. Если при нахождении на маршруте (в первую очередь это касается междугородних и международных автобусов) возникла небольшая неисправность, водитель должен уметь устранить ее, чтобы продолжить движение.
Требования к здоровью водителей автобусов предъявляются типичные, как и к другим людям, управляющим транспортными средствами. Основу этих требований составляют приемлемое состояние зрения, слуха и скорости реакции. Неблагоприятными факторами, отрицательно влияющими на здоровье водителя автобуса, является: пребывание большей части рабочего дня за рулем в сидячей позе с весьма ограниченными возможностями для ее изменения; периодическое воздействие вибрации во время движения автобуса; частое открывание передней двери, вызывающее сквозняки, которые провоцируют воспалительные процессы, особенно в постоянно напряженных спине и шее. Водителю необходимо укреплять свою физическую форму и общее физическое состояние, чтобы избежать проблем со здоровьем. Во время отдыха весьма желательно выполнять профилактические упражнения, чтобы бороться с гиподинамией.
С увеличением возраста каждый человек «обрастает» болезнями, некоторые из которых периодически обостряются. относится к разряду тяжелой, стрессовой, — ведь ему приходится, помимо управления транспортным средством, не только выполнять роль некоего «буфера» между дорожной ситуацией и негативными эмоциями пассажиров, но и постоянно ощущать ответственность за их жизнь и здоровье. Все это в сумме провоцирует ряд заболеваний, в первую очередь – сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. До достижения 50-летнего возраста каждый водитель автобуса обязан проходить медицинскую комиссию один раз в три года; после 50-летнего юбилея – каждый год.
Профессия водителя автобуса сегодня является одной из наиболее востребованных в автотранспортной категории. В некоторых регионах из-за ухода на пенсию квалифицированных водительских кадров эта востребованность приобрела размеры голода. Нужда в специалистах этой профессии еще долгое время будет оставаться высокой.
Видео — дорога глазами водителя автобуса (реальный рейс).