Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «ФИАТ». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.
(61 фотография)
Территория будущего автозавода, 1966 год.
Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.
Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.
В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.
Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.
Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.
Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.
С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.
Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.
В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.
Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.
Строительство управления ВАЗа.
На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.
Киоск «Союзпечать» рядом со стройкой.
За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.
Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались «итальянцу», мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»
Первые «Жигули» на конвейере, 1970 год.
19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.
Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».
1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.
«Вазовцы» идут на работу.
Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.
Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.
Завод с высоты птичьего полёта.
Новые машины ждут своего отправления.
Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.
Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.
В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.
ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.
Новые машины на площадках завода.
Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)
Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)
Самая новая серийная модель Автоваза- «Лада-Гранта», запущена на конвейер в конце 2011 года.
Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан АвтоВАЗ - 660 тысяч автомобилей в год.
Российская автомобилестроительная компания «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. При этом предприятие ориентировано, в основном, на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам. Полное официальное название - Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.
На 2011 год производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».
Собственники
На апрель 2014 года компания «АвтоВАЗ» принадлежит на 50% альянсу Renault-Nissan и на 24,5% госкорпорации «Ростехнологии ».
В июле 2014 года стало известно, что эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АВТОВАЗа превысила 50%.
Активы
На август 2011 года в состав производственных единиц ОАО «АВТОВАЗ» входят:
- металлургическое производство (МтП);
- прессовое производство (ПрП);
- сборочно-кузовное производство (СКП);
- механо-сборочное производство (МСП);
- корпус вспомогательных цехов (КВЦ), преобразованное в 2000 году в инструментальное производство (ИП);
- производство ремонта и обслуживания оборудования (ПРиОО);
- производство пластмассовых изделий (ППИ);
- опытно-промышленное производство (ОПП);
- производство пресс-форм и штампов (ППШ).
На август 2011 года АВТОВАЗ производит модели сегментов B (в том числе MPV-B), С, SUV B/C, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс. руб.). Продуктовый портфель АВТОВАЗа включает 9 моделей на 4 платформах. Заявлялось, что к 2020 году компания намерена производить 9 моделей на 3 (или 4) платформах в шести сегментах. На три модели - Low Cost, новая «Приора» и C-класс - будет приходиться 70% объёмов производства.
Показатели деятельности
* 2015: Спад продаж авто на 30,5% до 269 тыс. машин
"АвтоВАЗ", крупнейший автопроизводитель в России , в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизил продажи автомобилей Lada на 30,5% с 387,3 тыс. до 269 тыс. машин, сообщил пресс-центр предприятия.
Общее падение продаж легковых машин за 2015 г. в России, по оценке "АвтоВАЗа", занимающего 17,9% автомобильного рынка РФ, составило 36%.
2013
Французская автомобилестроительная группа Renault по итогам 2013 г. зафиксировала чистый убыток в 34 млн евро от участия в ОАО "АВТОВАЗ". В 2012 году участие в капитале АВТОВАЗа принесло Renault прибыль в 186 млн евро.
История
Предыдущие названия:
- Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966-1971),
- Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АВТОВАЗ» (с 1971).
Предприятие выпускало автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями:
- «Жигули»,
- «Нива»,
- «Спутник»,
- «Ока».
1960-е: Строительство завода
Официальной датой регистрации ОАО "АВТОВАЗ" является 5 января 1993г. Однако фактически история завода началась значительно раньше - в 1960-х гг.
В 1966 г. председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поставил задачу по строительству нового автомобильного завода. Крупнейшее в Советском Союзе предприятие по производству легковых автомобилей решено было разместить в городе Тольятти Самарской области, где в 1967 г. началось его активное строительство, по доброй советской традиции, объявленное ударной комсомольской стройкой. Технический проект строительства подготовил итальянский автомобильный концерн Fiat, который также обязался поставить на новый завод основное технологическое оборудование и провести обучение специалистов. Производственное оборудование для завода создавалось на отечественных заводах, предприятиях социалистического содружества, а также Италии, ФРГ, Франции, Англии, и других стран.
1970: Выпуск первых "копеек"
Уже в 1970 г. на новом предприятии, получившем название Волжского автозавода (ВАЗ), были произведены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 "Жигули", впоследствии эта модель получила в народе прозвище "копейка".
Конструкция ВАЗ-2101 хоть и с доработками копировала итальянскую модель Fiat-124 1966 года. При этом материалы и комплектующие для автомобилей использовались исключительно советские.
1971: Присоединение поставщиков комплектующих
В 1971 г. с целью объединить поставщиков комплектующих для производства вазовских малолитражек на базе Волжского автозавода было образовано Волжское объединение по производству легковых автомобилей ("АВТОВАЗ"). В состав объединения были включены три предприятия:
- Белебеевский завод "Автонормаль",
- Димитровградский автоагрегатный завод,
- Скопинский автоагрегатный завод.
1973: Выпущен миллионный автомобиль
В декабре 1973 г. предприятие выпустило свой миллионный автомобиль.
1976: Начало выпуска "шестерки"
В последующие годы автозавод регулярно обновлял свой модельный ряд. В течение 10 лет увидели свет семь классических моделей "Жигулей", наибольшую популярность из которых приобрел BAЗ–2106, знаменитая "шестерка", выпущенный в производство в 1976 г. (перестал производиться только в 2006 г.).
1977: Внедорожник "Нива"
В 1977 г. предприятие начало производить автомобиль повышенной проходимости "Нива" (ВАЗ-2121).
Хотя автомобили ВАЗ были рассчитаны преимущественно на внутренний рынок, они хорошо продавались и за рубежом. В пиковом 1979 г. за границу было отправлено около 40% вазовских малолитражек. Известно так же, что в конце 70-ых - начале 80-ых на ВАЗе велась активная разработка отечественных электромобилей. Впрочем, в массовое производство они так и не поступили.
В конце 80-ых – начале 90-ых на фоне разваливающейся российской экономики ВАЗ уверенно держался на плаву, производя практически единственный российский продукт, который россияне были готовы покупать. Спрос на легковые машины автогиганта (к тому времени к "классическим" седанам и "Ниве" уже прибавились переднеприводные хетчбэки "Самара " (ВАЗ-2108) и "Спутник" (ВАЗ-2109), а также малолитражная "Ока") постоянно превышал предложение.
1989: Спекуляции Березовского
Иностранные автопроизводители практически не могли конкурировать с российскими - слишком велика была разница в ценах. Учитывая, что сырье и рабочая сила в то время стоили мало, перед продавцами автомобилей открывались поистине огромные возможности. В результате вокруг завода развернулся настоящий бандитский беспредел. Многочисленные посредники, продававшие втридорога дешевые вазовские автомобили, наживались на материнской компании и не хотели уступать конкурентам свою долю рынка.
Именно в это время в 1989 г. на заводе появился Борис Березовский , с подачи которого на базе автозавода была создана фирма "ЛогоВАЗ". И хотя первоначально в задачи фирмы входило поддержание системы технического обслуживания завода, впоследствии она в основном занималась реализацией его продукции, получая большие доходы от разницы отпускных и рыночных цен.
В августе 1994г. Березовский вошел в состав совета директоров автозавода, который к тому времени уже был акционирован и преобразован в ОАО "АВТОВАЗ". Чтобы получить контроль над предприятием Б.Березовский и тогдашний председатель совета директоров завода В.Каданников придумали "кольцевую" схему его акционирования, согласно которой АВТОВАЗ владел несколькими предприятиями, которые в свою очередь владели АВТОВАЗом. Так, сначала вазовский менеджмент выбирал руководство этих предприятий, в ответ представители этих предприятий выбирали, кто будет руководить АВТОВАЗом. Таким образом, чтобы контролировать завод, не нужно было скупать его акции, достаточно было просто заполучить ключевые посты. Данная схема владения сохранилась на заводе и после того, как в 1995г. В.Каданников официально прекратил сотрудничество завода с "ЛогоВАЗом" Березовского, который к тому времени задолжал предприятию крупную сумму денег.
1995: Выпуск "десятки"
Что касается технологической сферы, как и большинство отечественных предприятий, ВАЗ тяжело переживал первые постперестроечные годы. Несмотря на наличие спроса и относительно высокие объемы производства, выход новых автомобилей задерживался. Ситуация усугублялась преступной системой сбыта продукции автогиганта, благодаря которой вырученные деньги оседали в карманах посредников, а на модернизацию средств не оставалось. Так, разработанная еще в 1989 г. модель "десятки" (ВАЗ-2110) увидела свет лишь в 1995, когда она уже морально устарела.
2001: СП GM-Автоваз
В начале 2000-ых конъюнктура российского автомобильного рынка начала резко меняться. С одной стороны, российских потребителей перестало устраивать невысокое качество отечественных машин. С другой - иностранные производители принялись активно разворачивать в России свои производства, а цены на их автомобили стали опасно приближаться к долларовой стоимости новой "десятки". В 2001 г. АВТОВАЗ попытался повернуть ситуацию в свою пользу, создав совместное предприятие с General Motors при участии ЕБРР.
27 июня 2001 года представителями General Motors, АВТОВАЗа и Европейского Банка Реконструкции и Развития было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия. Само СП было создано на учредительном заседании 30 июля 2001 года и получило регистрацию в Минюсте России 2 августа 2001 года.
Вклад сторон в уставный капитал СП составил 238,2 миллиона долларов :
- Дженерал Моторс – 99,1 миллиона денежными средствами и оборудованием (41,61%);
- АВТОВАЗ – 99,1 миллиона интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121), инженерными системами, зданиями и сооружениями (41,61%);
- Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) – 40 миллионов долларов денежными средствами (16,78%) и кредит на 100 миллионов долларов.
2011: Покупка завода "ИжАвто"
В октябре 2011 г. АВТОВАЗ приобрел автомобильный завод "ИжАвто" за 1,7 млрд руб.
С 2011 г. АВТОВАЗ прекратил производство классических моделей (2105, 2107). Заявлялось, что с 2014 г. планируется снять с производства семейство Sаmara.
Чистая прибыль ОАО "АВТОВАЗ" по МСФО в 2011 г. выросла почти в 2 раза по сравнению с 2010 г. до 6,7 млрд руб. При этом выручка автогиганта по МСФО была зафиксирована на уровне 175,1 млрд руб. (рост 27,25% к 2010 г.). Чистая прибыль ОАО "АВТОВАЗ" по РСБУ в 2011г. составила 3,1 млрд руб. (рост на 25,6% к 2010г.), выручка - 174 млрд 846 млн руб. (+27,6%), в том числе выручка от реализации автомобилей составила 138 млрд 041 млн руб., что соответствует продаже 613 тыс. автомобилей. Объем продаж АВТОВАЗа в 2011г. на российском рынке составил 578 тыс. 387 автомобилей (рост на 10,6% к 2010г.)
2012: Предварительное соглашение о переходе контроля к Renault-Nissan
- госкомпания "Ростехнологии " (36,32%),
- ЗАО "ИК "Тройка Диалог " (19,64%) и
- французский автомобильный концерн Renault (25%).
Около 20% акций компании находились в руках физических лиц.
Совет директоров АВТОВАЗа возглавляет гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов .
В мае 2012 г. стало известно, что французско-японский альянс Renault-Nissan предварительно договорился с ГК "Ростехнологии " о схеме покупки контрольного пакета АВТОВАЗа: компании создадут совместное предприятие, которое приобретет полный контроль над российским автогигантом. Как ожидается, Renault-Nissan дополнительно инвестирует в СП около 750 млн долл, а "Ростехнологии" проведут реструктуризацию долга на выгодных условиях. Таким образом, Renault-Nissan получит контрольный пакет акций (67,13%) совместного предприятия, которое будет контролировать 74,5% АВТОВАЗа. Завершение сделки намечено на 2014 г. К этому моменту СП должно выкупить весь пакет акций ОАО "АВТОВАЗ", принадлежащий инвестиционной компании "Тройка Диалог".
Весной 2012г. на заводе было запущено производство "универсала" Lada Largus, в ноябре 2012г. стартует производство седана Nissan Almera.
2014
Перевод 500 рабочих на производство иномарок
Рабочих «АвтоВАЗа» переводят в цех, в котором собирают автомобили на платформе В0 - Nissan Almera, Renault Logan и Lada Largus (это ребрендированная Dacia Logan MCV). Во II квартале 2014 года на производство автомобилей на В0 дополнительно потребуется около 500 рабочих: сварщиков на машинах контактной сварки, маляров и слесарей механосборочных работ. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-центре «АвтоВАЗа» . В профсоюзе компании говорят, что рабочих заставляют переводиться, и угрожают обращением в прокуратуру.
- В связи с оптимизацией численности производственного персонала ОАО «АвтоВАЗ» комплектование производства автомобилей на платформе В0 осуществляется путем перераспределения работников из других подразделений ОАО «АвтоВАЗ», - сказали в пресс-центре.
С 17 по 30 апреля 2014 года основные цеха «АвтоВАЗа» приостановили производство Lada Granta и Lada Kalina по причине перенасыщенности автомобилей на складах и у дилеров. Таким образом, работать будут только производство В0 (платформа принадлежит альянсу Renaul-Nissan) и комплекс по выпуску Lada 4х4. В цеха B0 работников «АвтоВАЗа» переводят на основании личного заявления. При этом основным критерием для работы на B0 является готовность к работе в 3-сменном режиме, а также желателен опыт работы по профессии. Процесс идет в рамках оптимизации численности персонала, о которой объявляли в целом в начале года. Заявлялось, что руководителям, специалистам и служащим сначала предложат перевод на имеющиеся вакансии.
Вместе с тем весной 2013 года на «АвтоВАЗе» были массовые волнения из-за введения третьей смены - то есть каждый день работают по три бригады, которые обеспечивают круглосуточный график. Некоторые сотрудники отказывались работать по ночам и сверхурочно без прибавки зарплаты.
- Обращения от работников производства автомобилей на платформе В0 в свое время поступали в первичную профсоюзную организацию «АвтоВАЗа», - рассказывают представители концерна. - Они касались режима работы и аттестации рабочих мест. Все эти вопросы на сегодняшний день решены.
По словам председателя профкома «АвтоВАЗа» Сергея Зайцева, средняя заработная плата в ОАО «АвтоВАЗ» составляет 25,6 тыс. руб. В цехах В0 - около 30 тыс. руб. (на март 2014 года). Из свежего приказа президента компании Бу Андерссона, который распространен на заводе среди рабочих, следует, что каждому сотруднику, переведенному в цех В0, в июне 2014 года дополнительно выплатят 20 тыс. рублей.
По словам председателя профсоюза «Единство» Петра Золотарева, руководство заставляет рабочих насильно переводиться из одного подразделения в другое. В связи с этим профсоюз не исключает в скором времени коллективных действий, как вариант рассматривается обращение в прокуратуру.
- Люди возмущаются нарушением порядка, говорят о том, что на них оказывается психологическое давление, - говорит собеседник. - В цехе В0 тяжелые условия труда и низкая заработная плата. Мы писали письмо Бу Андерссону о том, что людей нужно мотивировать, чтобы они хотели переходить в эти цеха.
В качестве примера Золотарев привел жалобу рабочего, который, по его словам, на днях обратился в профсоюз.
- Сотрудник работал на производстве «АвтоВАЗ» на должности кузнеца-штамповщика. Ему предложили перевестись в цех В0 на должность слесаря механосборочных работ, но он отказался. Тогда руководство поставило ему условие, что он выходит, как и остальные, на простой, но в отличие от других ему придется приезжать по графику на производство и сидеть в зоне отдыха. Другими словами, руководство создает такие условия, при которых сотрудник уволится самостоятельно. Это делается в том числе, чтобы не выплачивать несколько окладов при увольнении, а также чтобы не возмущался профсоюз, - рассказал Золотарев.
АВТОВАЗ перешел под контроль Renault-Nissan
В июле 2014 года стало известно, что эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АВТОВАЗа превысила 50%, доля "Ростеха" сократилась до 24,5%, сообщает газета "Ведомости ". Контроль над АВТОВАЗом альянс получил благодаря концентрации в своих руках 67,13% долей в нидерландской компании Alliance Rostec Auto BV, которой принадлежит 81,447% обыкновенных и 47% привилегированных акций волжского автозавода. Доля "Ростеха" в капитале Alliance Rostec Auto сократилась 32,87% .
Сделка была завершена 18 июня 2014 года, рассказал "Ведомостям" президент Renault-Nissan Карлос Гон. По его словам, завершение сделки не изменит стратегию предприятия - АВТОВАЗ по-прежнему будет площадкой для выпуска автомобилей как Lada, так и брендов альянса.
Ранее гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов говорил о возможности ликвидации Alliance Rostec Auto BV и перехода на прямое владение акциями АВТОВАЗа.
"Голландский офшор фактически уже ликвидирован, эта компания не управляет финансовыми потоками. Он был создан исключительно для административного управления. Поскольку офшора голландского практически не существует, мы перерегистрируемся сюда, в Россию ", - заявил Чемезов в мае 2014г.
На прошедшем собрании акционеров АВТОВАЗа и первом заседании обновленного совета директоров ликвидации СП не обсуждалось. Представитель "Ростеха" уточнил, что СП будет существовать до 2016 г.
Основной задачей президента АВТОВАЗа Бу Андерссона, по словам Гона, будет рост продаж и доли на рынке автомобилей Lada и удержание лидерства бренда на российском автомобильном рынке.
Объявление о выпуске Lada Priora до 2018 года
В июле 2014 года АВТОВАЗ объявил, что выпуск автомобилей LADA Priora продолжится до 2018 г., поэтому в модель будет внесен ряд улучшений.
"У LADA Priora есть свои потребители, которые уважают этот автомобиль и не собираются от него отказываться. Для них мы и готовим программу обновления автомобиля, которая получила условное название Long Life. Сейчас мы формируем полный список изменений и уточняем объемы производства на ближайшие четыре года", - рассказал директор проекта LADA Priora Николай Фофанов .
АВТОВАЗ планирует переработать бампер и светотехнику Priora, руль получит электрообогрев, а в салоне будут применены новые обивочные материалы. Управляемость LADA Priora выйдет на более высокий уровень, благодаря настройкам подвески как у лифтбэка Granta в варианте люкс. Будут установлены газонаполненные стойки, отрицательный угол развала задних колес, новые стабилизаторы и другое оборудование. Кроме того, на LADA Priora появится вакуумный усилитель увеличенной размерности и новые колодки, доработанные с целью исключения скрипа.
Ранее сообщалось, что в конце 2015 г. АВТОВАЗ начнет серийное производство седанов Lada Vesta, которые придут на смену семейству Lada Priora. Выбор имени на АВТОВАЗе объясняют тем, что славянское имя Веста ассоциируется с домашним очагом, уютом, весной и обновлением природы.
*2018: Скрытая добыча криптовалюты
15 октября 2018 года стало известно, что Сотрудники службы безопасности «АвтоВАЗа» обнаружили в одном из тольяттинских цехов предприятия оборудование для скрытой добычи криптовалюты , сообщает издание «ТЛТ Правда». Ферма была спрятана в электрических шкафах 19-го зала управления конвейерами.
Удаленный доступ к оборудованию осуществлялся через USB -модем. По данным журнала событий исследованного управляющего блока, криптоферма работала с ноября 2017 года. Специалистам также удалось выявить криптовалютный кошелек, куда поступали виртуальные монеты. В журналах операций были зафиксированы транзакции с августа 2016-го по май 2018 года на общую сумму в эквиваленте более 1,2 млн рублей.
Как отмечается, общая сумма затрат «АвтоВАЗа» на похищенную электроэнергию с ноября 2017 года составила 600 тыс. рублей. На октябрь 2018 года личность майнера уже установлена, с ним работают правоохранительные органы.
20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» отметил 50-летний юбилей. Обозреватель сайт из Тольятти рассказал историю крупнейшей автомобильной компании России - от строительства предприятия до наших дней.
Строительство завода и первые годы работы
К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.
В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность - недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).
Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.
В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» - ВАЗ 2101. Её прообраз - автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.
24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.
Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.
В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 - ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность - 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.
Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра
В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас - Lada 4x4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 - одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».
Страница из рекламного буклета «Нивы»
В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году - первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.
В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай - впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба » - программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.
В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.
До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля - ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.
В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году - автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.
В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.
Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»
Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур - они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.
Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.
К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп
достигали около 700 миллионов рублей.
К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.
Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства - ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 - «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.
В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.
В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели - Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.
До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».
Кризис 2008-2009 годов, государственная поддержка и партнёрство с Renault
С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора: Игорь Есиповский, Владимир Артяков и Борис Алёшин. В 2007 году «АвтоВАЗ» начал производство Lada Priora. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тысяч автомобилей в год.
В конце 2007 года Сергей Чемезов на совете директоров «АвтоВАЗа»
сообщил о намерении французской Renault приобрести 25% акций предприятия. Весной 2008 года сделка состоялась и к осени основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» - у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.
В 2009 году предприятие оказалось в сложном положении. Из-за экономического кризиса и снижения спроса, «АвтоВАЗ» произвёл всего 295 тысяч автомобилей, что в 2,74 раза меньше, чем в прошлом году. Из-за этого значительную часть сотрудников отправили в частично оплачиваемые отпуска, в августе конвейер завода был остановлен.
За 2009 год убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году превысили 37 млрд рублей.
30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Также модельный ряд «АвтоВАЗа» попал под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.
Ещё одной мерой по спасению завода стали крупные сокращения. Во второй половине 2009 года численность персонала была сокращена на 27,6 тысяч человек, среднесписочная численность сотрудников составила около 75 тысяч человек.
При этом, многие эксперты и ведомства сходились во мнении, что крупнейший российский автомобилестроительный завод нежизнеспособен, а его поддержка государством не имеет смысла. Так, в ноябре 2009 года Минпромторг признал предприятие «де-факто банкротом». А Герман Греф заявлял , что автозавод не способен самостоятельно справиться с кризисом и предполагал, что единственный шанс для компании - продать её иностранному партнёру.
К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.
В 2011 году главным дизайнером «АвтоВАЗа» стал Стив Маттин - бывший дизайнер автомобилей Volvo и Mercedes-Benz. В 2012 году открылась московская дизайн-студия «АвтоВАЗа». Именно под руководством Маттина были созданы новый фирменный стиль компании и внешний вид новых моделей - Lada Vesta и Lada XRAY.
В 2013 году Игорь Комаров покинул должность генерального директора «АвтоВАЗа» в связи с переходом в «Роскосмос». Его кресло занял Бу Андерссон, который до этого 4 года возглавлял «Группу ГАЗ».
В том же году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% - госкорпорации «Ростех».
Бу Андерссон, Lada Vesta и XRAY, сокращения и новое руководство
Бу Андерссон запомнился необычной для «АвтоВАЗа» манерой ведения дел - так, в свои первые рабочие дни он распорядился обеспечить идеальную чистоту во всех помещениях завода. Ветераны завода находили сходства в стиле руководства между шведом и первым директором ВАЗа Виктором Поляковым.
Также Бу Андерссон заставил своих подчинённых использовать в служебных целях автомобили «АвтоВАЗа», а корпоративные иномарки Infiniti приказал продать. Сам швед пользовался автомобилем Lada Largus Cross.
В профиле Андерссона на Linkedin указано , что за 2 года работы удалось запустить две новые модели - Lada Vesta и Lada XRAY, сократить количество уровней менеджмента на предприятии с девяти до пяти, сократить численность персонала компании с 70 до 44,4 тысяч человек.
Одной из важнейших проблем предприятия на момент прихода Андерссона считался имидж компании. Весной 2015 года компания новый логотип и фирменный стиль, который должен был обозначить новую веху в развитии бренда.
В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada - Vesta и XRAY. Lada Vesta - автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей.
В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь , было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально «АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.
Lada Vesta.
История самого популярного в России автомобиля началась в 1966 году в итальянском городе Турине с заключения контракта между министерством автопрома СССР и фирмой FIAT. Спустя год после подписания договора стартовало строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а спустя ещё три года – с главного конвейера ВАЗ сошли первые шесть моделей «копейки» (ВАЗ-2101), построенные на базе итальянского «Фиата-124».
В конце 70-х модельный ряд ВАЗ пополнился полноприводным вездеходом ВАЗ-2121 или «Нива» R12, которая произвела фурор на мировом рынке.
После того, как СССР распался, промышленный гигант АвтоВАЗ вступил в фазу перестройки. Кризис удалось преодолеть к середине 90-х: тогда отечественный производитель стал постепенно наращивать объёмы выпуска продукции.
В 1998 году публике была представлена модель 2111, оснащённая новейшими двигателями с шестнадцатью клапанами.
Начало нового тысячелетия ознаменовалась выходом автомобиля нового поколения Lada Kalina, а также стартом производства ВАЗ-2107 (Lada Priora) – поначалу в кузове седан, а чуть позже – хэтчбек и универсал.
С 2004 года руководство АвтоВАЗа приняло решение о переводе всех выпускаемых машин на единый бренд, писать который стали латиницей, а не кириллицей, согласно нормам русского языка. Так, аббревиатура «ВАЗ» была заменена единым наименованием «Lada», которое применялось ранее лишь для обозначения экспортных вариантов торговой марки. Однако самые метки и запоминающиеся прозвища продукции АвтоВАЗа даёт российский народ. Среди наиболее распространённых жаргонных названий стоит отметить «копейку» или «копьё» (для ВАЗ-2101), «четвёрку» (для ВАЗ-2104), «табуретку» (для ВАЗ-2105), «зубило» (для ВАЗ-2108, 2109), «матрёшку» (для ВАЗ-2112). Пренебрежительным наименованием всех автомобилей АвтоВАЗа является «тазик» (от аббревиатуры ТАЗ – Тольяттинский автомобильный завод).
Среди разработок последнего времени – модель Lada Granta или ВАЗ-2190. Этот автомобиль представляет собой бюджетный седан, сконструированный на базе Lada Kalina.
В настоящий момент ОАО «АвтоВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Известно, что легковые автомобили Lada являются самыми востребованными и самыми угоняемыми на российском рынке, несмотря на чрезвычайно низкое качество производства. Ужасающие технические характеристики Лады уже давно являются объектом насмешек в среде автолюбителей. На одной из своих презентаций бизнес-плана самое предприятие «АвтоВАЗ» признало этот факт и объяснило его происхождение «низким качеством покупных комплектующих».
Работники Тольяттинского завода с трудовым стажем более двадцати лет награждаются званием «Ветерана ВАЗ» с вручением соответствующего удостоверения, значка с логотипом предприятия и одноимённой медали. Автор первой публикации в журнале «За рулём» о строящемся в Тольятти автогиганте также удостоился звания ветерана, хоть он и не был сотрудником ВАЗа. Имя того корреспондента: Бродский Александр Яковлевич.
Модельный ряд Lada
Модельный ряд АвтоВАЗа достаточно разнообразен. В нём вы найдёте порядка десяти моделей малого класса с различными вариантами кузова (седан, хэтчбек, универсал), пять представителей малого среднего класса, две полноприводные «Нивы» в трёхдверном и пятидверном исполнении, а также фургон Lada Largus – экономичное авто для бизнеса.
Стоимость Lada
Стоимость Lada на первичном рынке варьируется от двухсот до пятисот тысяч рублей. Самый бюджетный вариант – олдскульная «семёрка», ведущая свою родословную от самого «Фиата». Небольшая цена Lada 2107 полностью соответствует содержимому. Зато и отремонтировать её можно без лишних трудностей и финансовых затрат, что делает ВАЗ 2107 хорошим выбором для начинающих работников такси.
«Лада – ключ к дорогам России»
– именно так звучит девиз компании АвтоВАЗ.
ОАО «АвтоВАЗ» – это крупнейшая российская компания в области автомобилестроения. Также, данная компания является крупнейшим производителем легкового автомобильного транспорта в Восточной Европе. Относительно недавно, контрольный пакет акций данной компании перешел в руки альянса Renault-Nissan, что дало новый виток развития АвтоВАЗу.
На сегодняшний день, официальное название компании звучит как Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ», но так было не всегда. В период с 1966 по 1971 годы компания называлась Волжский автомобильный завод, а с 1971 года и до вступления в альянс Renault-Nissan, называлась Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ».
Помимо смены названий, насыщенна и многими другими интересными событиями. Самыми интересными из них, были выпуски и закрытия производства автомобилей. В рамках данной статьи мы рассмотрим года выпуска моделей ВАЗ, которые были разработаны и произведены как самой компанией, так и в партнерстве с другими автомобильными производителями.
Модельный ряд и годы производства каждого автомобиля
За годы своей работы под разными названиями, АвтоВАЗ успел выпустить несколько десятков моделей автомобилей. Ниже вы найдете года выпуска моделей ВАЗ, которые когда-либо сходили с конвейера этого завода.
1. Жигули 2101
. Эти автомобили выпускались с 1970 по 1988 годы.
2. Жигули 2102 . Эти автомобили выпускались с 1972 по 1985 годы.
3. Жигули 2103 . Эти автомобили выпускались с в 1972 по 1984 годы.
4. Жигули/Лада 2104 . Эти автомобили выпускались с 1984 по 2012 годы.
5. Жигули/Лада 2015 . Эти автомобили выпускались с 1980 по 2010 годы.
6. Жигули 2106 . Эти автомобили выпускались с 1976 по 2004 годы.
7. Жигули/Лада 2107 . Эти автомобили выпускались с 1982 по 2012 годы.
8. Лада Спутник/Самара I 2108 . Эти автомобили выпускались с 1984 по 2003 годы.
9. Лада Спутник/Самара I 2109 . Эти автомобили выпускались с 1987 по 2004 годы.
10. Лада Спутник/Самара I 21099 . Эти автомобили выпускались с 1990 по 2004 годы.
11. Лада 110 . Эти автомобили выпускались с 1996 по 2007 годы.
12. Лада 111 . Эти автомобили выпускались с 1998 по 2009 годы.
13. Лада 112 . Эти автомобили выпускались с 1999 по 2008 годы.
14. Лада Самара II 2113 . Эти автомобили выпускались с 2005 по 2014 годы.
15. Лада Самара II 2114 . Эти автомобили выпускались с 2001 по 2014 годы.
16. Лада Самара II 2115 . Эти автомобили выпускались с 1997 по 2012 годы.
17. Ока 1111 . Эти автомобиль выпускались с 1988 по 1994 годы.
18. Лада Калина I 1117 . Эти автомобили выпускались с 2007 по 2013 годы.
19. Лада Калина I 1118 . Эти автомобили выпускались с 2004 по 2012 годы.
20. Лада Калина I 1119 . Эти автомобили выпускались с 2006 по 2013 годы.
21. Лада Калина I 11198 . Эти автомобили выпускались с 2008 по 2013 годы.
22. Лада EL Lada
23. Лада Калина II 2194 . Эти автомобили выпускаются с 2013 года.
24. Лада Калина II 2192 . Эти автомобили выпускаются 2013 года.
25. Лада Приора 2170 . Года выпуска моделей ВАЗ Приора начинают свой отсчет с 2007 года.
26. Лада Приора 2171
27. Лада Приора 2172 . Эти автомобили выпускаются с 2008 года.
28. Лада Приора 21728 . Эти автомобили выпускаются с 2010 года.
29. Лада Приора 21708 . Эти автомобили выпускаются с 2009 года.
30. Лада Надежда 2120 . Эти автомобили выпускались с 1998 по 2007 годы.
31. Жигули/Лада Нива 2121 . Эти автомобили выпускаются с 1977 года.
32. Жигули/Лада Нива 2131. Эти автомобили выпускаются с 1993 года.
33. Жигули/Лада Нива II 2123 . Эти автомобили выпускались c 1998 по 2002 годы.
34. Chevrolet Niva . Эти автомобили выпускаются с 2002 года.
35. Лада Гранта 2190
36. Лада Гранта хэтчбек . Эти автомобили выпускаются с 2014 года.
37. Lada Largus . Эти автомобили выпускаются с 2011 года.
ИСТОРИЯ АвтоВАЗ
Впервые, о том, что в СССР необходимо построить новый современный автомобильный завод заговорили в 1966 году, именно в этом году началась история АвтоВАЗ. На очередном съезде ЦК КПСС, который состоялся 20-го июля, было утверждено, что в городе Тольятти будет построен новый производственный объект, который будет выпускать самые современные автомобили. Чтобы эти машины были конкурентоспособны на мировом рынке, к техническому оснащению и обучению персонала, советское правительство решило подключить дружественный в те годы итальянский автомобильный концернн «Fiat».
Новый завод начал свое функционирование в 1969 году, именно тогда были сформированы его первые трудовые бригады. Первые же автомобили сошли с конвейера год спустя. Это были автомобили , которые были сконструированы на основе итальянского автомобиля FIAT-124. Ниже, мы расскажем подробнее об этом и многих других автомобилях, которые когда-либо сходили с конвейера АвтоВАЗа.
ВАЗ 2101
Это четырехдверный седан, который, как мы уже говорили выше, был построен на базе Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам, автомобиль претерпел более 800 изменений. Так, он юыл оснащен более объемным карбюраторным двигателем – 1200 кубических сантиметров, плюс к этому, автомобиль получил более высокий клиренс, а также его кузов и колесная система были усилены.
Чуть позже, на базе этого автомобиля были выпущена так называемая серия классических автомобилей: ВАЗ 21011, который получил еще более объемный двигатель – 1,3 литра, 21013 – аналог 21011, но с двигателем от ВАЗ 2101, а также специальная модель для нужд полиции: автомобиль ВАЗ 2101-34, который оснастили самым мощным двигателем в данном семействе.
ВАЗ 2102
История АвтоВАЗ и его сотрудничества с итальянским концерном Fiat не остановилась на модели ВАЗ 2101, всего через год, после появления этого автомобиля на рынке, появился новый авто: , который являлся лицензионной версией Fiat 124 Familiare.
Главной доработкой, по сравнению с ВАЗ 2101, стал багажник, который находился на уровне пола. Это было сделано для того, чтобы облегчить процедуры погрузки и разгрузки. К сожалению, из-за этой доработки, у автомобиля появился серьезный минус: слабый уровень герметизации салона со стороны задней двери, из-за чего в салон попадала пыль, а также пары, который выходили из горловины бензобака.
Еще одной проблемой доработки стала увеличенная масса машины, что потребовало сделать амортизаторы и подвеску более жесткими. Это конечно позволило сохранить приемлемую грузоподъемность: до 250 килограмм с 2-мя пассажирами и до 55 килограмм с пятью пассажирами, но сделало автомобиль очень жестким при езде.
В 1978 году, была выпущена специальная модель: ВАЗ 21021, которая предназначалась для экспорта. Изменения претерпели двигатель, который был взят с модели ВАЗ 21011, а также заднее багажное стекло, которое было оснащено смывателем и дворниками.
Позже, в течение пяти лет, автомобиль постоянно модернизировался, но не менял названия. В него была установлена более надежная система зажигания, еще более мощный двигатель, а также были произведены другие, менее значительные корректировки, но все это уже не могло спасти машину и в 1985 году она была снята с производства.
ВАЗ 2103
Автомобиль ВАЗ 2103 – это доработанная версия ВАЗ 2101, которая базировалась все на том же Fiat 124. Он появился на рынке в 1972 году. Главными отличиями стали более мощный двигатель: 72 лошадиные силы, и более просторный салон: пространство над головой пассажиров и водителя было увеличено на 15 миллиметров. Также, нельзя не отметить, что ВАЗ 2103 стал первым отечественным автомобилем, на который установили вакуумный усилитель тормозной системы, а также «спортивную» панель.
В 1980 году, этот автомобиль оснастили новым карбюратором, который сделал ВАЗ 2103 более надежным, но так же, как и в случае с ВАЗ 2102, нововведения не спасли модель. В 1984 году она была снята с производства.
ВАЗ 2104
С автомобиля ВАЗ 2104 началась история АвтоВАЗ, как официального производителя автомобилей в кузове универсал. Этот автомобиль был выпущен на замену ВАЗ 2102 и был призван вобрать в себя все лучшее от этой машины, но оставить в прошлом все выявленные ее недостатки. Впервые, этот автомобиль был выпущен в 1984 году и выпускался вплоть до 2012 года. За этот огромный для автомобиля срок жизни, на рынке появлялось масса модификаций этого авто:
ВАЗ 21041 – специальная, более дешевая версия, с двигателем меньшего объема.
ВАЗ 21042 – эта модификация была выпущена специально для стран с правосторонним движением
ВАЗ 21043 – обновленный, более современный салон и новая пятиступенчатая коробка передач.
ВАЗ 21044 – обновленный, более объемный двигатель – 1700 кубических сантиметров.
ВАЗ 21045 – обновленный, более объемный двигатель – 1800 кубическихсантиметров.
ВАЗ 21045Д – аналог ВАЗ 21044, но с дизельным мотором.
ВАЗ 21047 – экспортный вариант данной модели.
ВАЗ 21048 – аналог ВАЗ 21045, но с дизельным мотором.
ВАЗ 21041 – первая и единственная модификация этого автомобиля с инжекторным двигателем, который имел объем 1,7 литра.
ВАЗ 2105
Автомобиль ВАЗ 2105 – являлся основой экспортной линейки машин АвтоВАЗа. Его дизайн был построен на моде 80-х годов Европы, но и в родной стране он сыскал неплохую популярность. В течение всего выпуска данного автомобиля, он, как и многие другие машины того времени, претерпел много изменений, который становились все новыми и новыми модификациями, но по большому счету, серьезной была только одна, прошедшая в начале 2000-х годов, когда на ВАЗ 2105 стали устанавливать инжекторные двигатели.
Еще одним интересным фактом о данном автомобиле, который стоит упомянуть стало то, что ВАЗ 2105 является первой машиной в истории АвтоВАЗ, которая стала иметь комплектации, а не выпускалась в одной только версии.
ВАЗ 2106
Автомобиль – это более современная версия ВАЗ 2103. У него был более приятный для тех лет дизайн, а также более мощный двигатель, который был сравним с моторами, которые устанавливались на поздние версии ВАЗ 2103.
Как и прежние модели АвтоВАЗа, «шестерка» за свою жизнь получила множество модификаций, но действительно интересной стала ВАЗ 21067, когда завод впервые выпустил автомобиль, который соответствовал экологическим европейским нормам. На тот момент это был стандарт Евро 2.
ВАЗ 2107
Данный автомобиль стал первой машиной АвтоВАЗа, которая работал на бензине выше АИ-76. Еще одним интересным моментом стал тот факт, что впервые за машиной на завод обратились спецслужбы. Для них была выпущена специальная модификация ВАЗ 21079, которая оснащена была двигателем в 140 лошадиных сил.
Ну и конечно, нельзя не упомянуть тот факт, что – это первый ВАЗовский автомобиль, на который была установлена система моноврпыска, хотя и для экспортной модификации.
ВАЗ 2108
Автомобиль ВАЗ 2108 – это первый автомобиль в истории АвтоВАЗ с передним приводом. Изначально, машина имела кучу недостатков (многие связывают это с непривычным для конструкторов кузовом: трехдверный хэтчбек) из-за чего пользовалась малой популярностью на рынке, но спустя пару лет, большая часть из них была исправлена, потребителям представили три комплектации: «Стандарт», «Норма» и «Люкс», а также оснастили машину более мощным двигателем, что вдохнуло в автомобиль новую жизнь, которая продлилась до 2003 года.
ВАЗ 2109
Автомобиль ВАЗ 2109 – пятидверный хэтчбек с передним приводом. На АвтоВАЗе выпускался с 1987 года по 2004 год, а после, с более объемным двигателем в 1,6 литра продолжил выпускаться на территории Украины для внутреннего рынка.
Как и прочие автомобиль АвтоВАЗа, выпускалось множество модификаций этого авто, но никаких критичных изменений не происходило, даже смена карбюраторного двигателем инжекторным, стала типичной для своего времени.
ВАЗ 21099
Автомобиль – этот тот же ВАЗ 2109, но с увеличенным на 200 миллиметров задним свесом. Даже модификации у этих автомобилей выходили аналогичные. Единственным серьезным отличием стала более продуманная и актуальная система безопасности ВАЗ 21099, которая была лучшей среди отечественных автомобилей того времени.
ВАЗ 2110
Автомобиль представлялся руководству и широкой публике пять раз. Первые четыре раза он не получил одобрения, так как выглядел либо безликим, либо сильно напоминал машины других производителей, что затруднило бы выход на зарубежные рынки. Только после того, как в 1988 году к разработке дизайна привлекли специалистов из Porsche, конструкторам удалось создать машину, которая все-таки поступила в производство и заменила линейку ВАЗ 2106, которая к тому времени морально устарела.
За годы своего существования этот автомобиль несколько раз претерпевал серьезные изменения в области двигателя и системы выхлопа. Это было связано с тем, что он неплохо продавался на экспорт, но было необходимо строго соблюдать часто меняющиеся в те годы экологические стандарты. Так, были выпущены «десятки», которые соответствовали и Евро 2, и Евро 3, и даже Евро 4.
ВАЗ 2111
Это семейный универсал, который был выпущен на рынок для последовательного замещения ВАЗ 2104, но так и не смог толком добиться нужного результата. При этом, под экспортным названием Lada 111, он сыскал немалую популярность среди зарубежных покупателей. Все дело было в очень большом багажнике, который в зависимости от положения задних сидений имел объем от 490 до 1420 литров.
Как и прочие машины которые знает история АвтоВАЗ, он прошел долгий жизненный путь, в течение которого было выпущено более десятка модификаций ВАЗ 2111.
ВАЗ 2113
Автомобиль ВАЗ 2113, стал продолжателем линейке малолитражных автомобилей АвтоВАЗ с передним приводом в кузове трехдверного хэтчбека. Решение о возобновлении производства подобных автомобилей было принято под давлением потребителей, которые хотели видеть на рынке аналог ВАЗ 2108.
Машину оснастили двигателем объемом 1,5 литра, и она сразу соответствовала стандарту Евро 2, а позже, была доработана и стала соответствовать стандарту Евро 3.
ВАЗ 2114
Автомобиль ВАЗ 2114 – это решение, которое было принято сразу же, после поставки на конвейер машин ВАЗ 2113. Фактически, ВАЗ 2114 заменил на рынке очень популярные в свое время автомобили ВАЗ 2109.
На удивление многих поклонников АвтоВАЗа, данная машина за годы своего существования получила только одну модификацию и то, разница от базовой версии заключалась лишь в двигателе большего объема.
ВАЗ 2115
Автомобиль ВАЗ 2115 – это четырехдверный седан с передним приводом, который был запущен в производство, в качестве наследника рынка прежде весьма популярной машины ВАЗ 21099.
Конструкторы выпустили две модификации , но в отличие от прежних лет, они не стали никак менять название автомобиля, а также, вместо того, чтобы усиливать двигатель, экспериментировали с установкой двигателей меньшего объем. Так, они вначале попытались поставить мотор в 1,1 литр, а когда идея провалилась – 1,3 литра, но и этот вариант не обрел популярности и завод был вынужден вернуться к первоначальному двигателю объемом 1,5 литра.
ВАЗ 2112
Автомобиль ВАЗ 2112 – это, фактически, ВАЗ 2110 в кузове хэтчбек. Машина была очень популярна в свое время благодаря привлекательному внешнему виду, а также невысокой цене. Эти же факторы сделали ее экспортную модификацию Lada 112 популярной и на зарубежном рынке.
После успеха пятидверной версии, была выпущена трехдверная ВАЗ 2112 Coupe, но она не стала популярной, что, скорее всего, связано с тем, что любители трехдверных отечественных машин уже успели привыкнуть к ВАЗ 2108 и ВАЗ 2113.
Lada Kalina
Автомобиль поступил в продажу в 2006 году. Выпускался автомобиль в кузове седан и в кузове хэтчбек, а чуть позже появился и кузов универсал. В 2007 году, машину доработали, она стала соответствовать стандарту Евро 3, а также стала более экономичной.
Впервые в истории АвтоВАЗ, конструкторы завода разработали специальную версию автомобиля – Lada Kalina GTI, которая предназначалась для любителей скоростной и динамичной езды. Автомобиль был значительно маневреннее базовой модели, а также обладал лучшей динамикой, но до класса GTI других производителей явно не дотягивал.
Lada Priora
Автомобиль является, на текущий момент, одним из самых популярных автомобилей в семействе АвтоВАЗа. Впервые, история АвтоВАЗ получила машину, которая даже придирчивые автомобильные журналы назвали хорошей для своего времени.
Данный автомобиль выпускается в кузовах седан, универсал, трехведный хэтчбек и пятидверный хэтчбек.
ВАЗ 2121 и ВАЗ 2131 Нива
Автомобили серии – это единственные внедорожники, которые выпускаются АвтоВАЗом самостоятельно. Они популярны как среди отечественного потребителя, так и среди зарубежных покупателей. Бесспорно, в этом автомобиле минимум комфорта, но зато, он показывает отличные показатели проходимости, а в совокупности с низкой цене становится и вовсе единственным представителем сегмента по-настоящему бюджетных внедорожников.
Разница между ВАЗ 2121 и ВАЗ 2131 заключается в том, что первый автомобиль трехдверный, а второй – пятидверный.
Chevrolet NIVA
Автомобиль Chevrolet Niva – это модифицированный ВАЗ 2131, который собран в более современном кузове и адаптирован под городские условия. Этот автомобиль более комфортен, нежели классическая Нива, но менее проходим.
Lada Granta
Автомобиль – это машина, которая построена на платформе очень популярного в нашей стране автомобиля Renault Logan. Данный автомобиль является самым бюджетным из ныне выпускаемых АвтоВАЗом машин и является, чуть ли не самой популярной моделью в истории АвтоВАЗ.
Лада Ларгус
Автомобиль – это машина, которая стала заменой некогда выпускаемых ВАЗ 2102, позже – ВАЗ 2104, а еще позже – ВАЗ 2111. Но в отличие от прежних универсалов, этот автомобиль получил семейную семиместную модификацию, а также модификацию «фургон», которая разрабатывалась специально для коммерческого сегмента.