Принцип работы системы довольно прост. Водитель грузовика платит за езду по федеральным трассам, которым он наносит больше вреда своим транспортом высокой массы, нежели остальные участники движения.
Вполне оправданный принцип, учитывая тот факт, что, согласно среднестатистическим данным, самые ощутимые повреждения федеральным дорогам наносят именно машины весом более 12 тонн.
Название «Платон» произошло от двух слов – плата и тонны. Система сбора государством оплаты проезда по дорогам предназначена для большегрузных автомобилей с весом больше 12 тонн . Также она контролирует информацию по перемещению всех большегрузов по федеральным трассам. Собранные средства поступают в бюджет для уменьшения на него нагрузки, а также возмещения ущерба, нанесенного дорожному покрытию.
Толчком к созданию «Платона» послужило огромное количество автомобилей с массой свыше 12 тонн. Для сохранности дорог, в том числе и федерального значения, было предложено создать дополнительное налогообложение владельцев транспорта , которые причиняют основной ущерб автомобильным путям.
На данный момент проезд составляет 2,15 руб. за 1 км .
Правовое регулирование
- ФЗ №68 утверждает требования, регулирующие внесение стоимости за езду по трассам автомобилями-многотонниками. Закон устанавливает запрет на движение без платы. Предусмотрены штрафы за его нарушение.
- Целостность качества системы и соблюдение всех процессов регламентирует ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах».
- Последовательностью действий зачисления финансовых средств «занимается» Бюджетный кодекс.
Общая реализация проекта «Платон» возложена на «РосТех-Инвест ТС», а также на Дорожное агентство. Между ними был заключен договор сроком в 13 лет, согласованный с Приказом Правительства РФ от 29.08.14 №1662.
Какие машины попадают
Как и было сказано выше, система регулирует работу всех ТС, весом не менее 12-ти тонн. Речь идет как о отечественных машинах, так и зарубежных. Фирма также не имеет никакого значения.
«Платон» создавался исключительно для всех авто большой массы . Учитывается масса в том числе снаряженного транспортного средства с пассажирами и водителем.
Существуют определенные исключения. Под них попадают такие машины (), как:
- армейский транспорт и любая другая военная техника;
- используемые спецслужбами: реанимационной, скорой помощи, пожарной, полиции;
- спецтранспорт для перевозки пассажиров за исключением грузо-пассажирского.
Поэтому оплачивать проезд большегрузов обязаны все «обычные» организации . Собственно, закон изначально планировал коснуться непосредственно дальнобойщиков независимо от фирмы, на которую те работают.
Принцип работы
Разобраться в системе нетрудно. Существуют определенные действия, которые требуется совершить водителю, желающему передвигаться по дорогам федерального значения.
Необходимо провести регистрацию в системе, а также иметь собственный расчетный счет в банке. Это позволит осуществлять оплату за поездки. Есть два вида платы :
- С установкой особого прибора в машине, способного следить за перемещениями транспорта с помощью спутника, он же списывает определенные суммы со счета водителя, подсчитав пройденный путь.
- Также можно обзавестись специальной маршрутной картой.
Обработка данных и ведение постоянного мониторинга будет проводиться уникальным не только в масштабах страны, но и мира Центром обработки информации . Система будет считывать специализированными приборами массу машины, а также определит, установлен ли в ней трекер или взносы производятся картой.
Проект поистине уникален, это отметили и зарубежные специалисты. Используемое оборудование и программное обеспечение максимально минимизируют роль так называемого человеческого фактора. Это поможет исключить различные коррупционные действия, что так актуально в нашей стране.
Размер сборов и штрафов
Платежи вносятся исключительно перед поездкой . Несоблюдение этого правила — нарушение ФЗ №257. На 2018 год цена проезда одного километра большегрузом составляет 2 рубль 15 копеек.
Первоначальный штраф равен 5000 рублей . Его может получить владелец транспорта, кроме нерезидентов, а также водитель в том случае, если машина — собственность нерезидента РФ. Если водитель или собственник второй раз попадается на нарушении закона, сумма, которую тот обязан оплатить, равна 10 000 рублей . Это касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
Если в одни и те же сутки нарушение фиксируется неоднократно, нарушителю требуется оплатить штраф лишь за первый раз . В случае когда нарушение касается нескольких ТС собственника, то тот обязан внести плату за каждое.
Система «Платон» – аналог заграничных проектов, используемых такими развитыми странами, как Сингапур и США, а также многими европейскими государствами. У иностранцев подобные проекты показали отличную эффективность: поступившие средства позволили облегчить нагрузку на бюджет, а также более существенно проводить ремонт дорог. Что касается России, пока еще неизвестно, положительно ли сыграют принятые меры.
«Платон» — система, предназначенная для сбора платы на проведение ремонта дорог с владельцев грузовиков, масса которых вместе с грузом составляет более 12 тонн.
Основная цель внедрения системы «Платон» — покрытие ущерба, причиняемого автодорогам РФ за счёт проезда по ним перегруженного грузового транспорта.
Расчёт суммы, которую владелец грузового ТС, попадающего под действие системы, должен оплатить, зависит прямо пропорционально от суммарного пробега грузовика за конкретный временной период.
Согласно прогнозам, к концу года бюджет страны получит от системы около 20 миллиардов рублей, часть этих доходов будет перечислена оператору (которым является «RT-Инвест Транспортные Системы») на покрытие расходов, связанных с обеспечением функционирования.
История внедрения
К концу 2013 г. количество зарегистрированных на территории РФ большегрузов достигло отметки 1,7 миллиона, а с учётом транзитных фур дорогами Российской Федерации в общей сложности пользовались порядка 2 миллионов автомобилей, чья максимально разрешённая масса превышает 12 тонн.
После проведения необходимых подсчётов было определено, что для поддержания автомобильной инфраструктуры требуется ввести дополнительный налог, уплачиваемый владельцами ТС, наносящих наибольший вред дорожному покрытию.
В 2014 г. стартовал сбор заявок на обслуживание будущей системы. Изначально к конкурсу были допущены иностранные операторы, однако из-за смены внешнеполитической ситуации в августе 2014 г. был заключён концессионный договор между Федеральным дорожным агентством и компанией «RT-Инвест Транспортные Системы».
Видеопрезентация системы Платон:
В ноябре 2014 г. правительством было высказано предложение облагать налогом передвижения грузовых машин, при этом сборы с перемещений ТС с максимально разрешённой массой более 12 тонн должны были направляться в региональные бюджеты и фонды, ответственные за содействие партнёрству между частными и государственными структурами.
18 мая 2015 года в Постановление №504 от 04.06.13, была внесена поправка, согласно которой плата за 1 километр пробега выросла до 3 рублей 73 копеек (предыдущее значение – 3,5 рубля).
Правительственное Постановление №1191 от 03.11.15, установило необходимость применения к ранее указанной размеру платежа за 1 километр коэффициента 0,41. Таким образом, плата за проезд для 12-тонников снизилась до 1,53 рубля за километр.
Видео — разъяснения Президента РФ о принципах работы «Платона» (в декабре 2015):
Обзор законодательства
Появление и функционирование «Платона» обеспечивается следующими законодательными актами:
- ФЗ №257 (8.11.07) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ».
- ФЗ №68 (6.04.11) о внесении изменений.
- Постановление Правительства Российской Федерации №504 от 14.06.13 (в редакции №1191 от 03.11.15). В тексте данного постановления определяется вред, наносимый большегрузным транспортом дорожной системе РФ, приведены обоснования необходимости взимания платы с владельцев грузовиков с максимально разрешённой массой больше 12 тонн.
- Распоряжение Правительства РФ №1662-р (29.08.14). Данный документ определяет компанию «RT-Инвест Транспортные Системы) как оператора, обеспечивающего стабильное функционирование системы «Платон».
- Постановление Правительства Российской Федерации №1191 (03.11.15). В тексте документа разъясняются некоторые вопросы, связанные с введением и работой «Платона».
Кто обязан производить оплату через систему «Платон» за проезд по дорогам
Вносить плату за проезд по федеральным автотрассам РФ обязаны владельцы ТС, чья максимально разрешённая масса (масса автомобиля вместе с максимально допустимым для него грузом) превышает 12 тонн.
Тарифы и условия
Первая сумма, обозначенная в Постановлении №504 (14.06.13) и полученная после проведения необходимых расчётов экспертной группой, составила 3,5 рубля за километр, впоследствии размер платы был увеличен до 3,73 рубля за каждые 1000 метров пробега.
Постановление №1191 (03.11.15), определило на период до 29 февраля 2016 года действие коэффициента 0,41 к ранее принятому тарифу, таким образом, цена одного километра для большегрузного транспорта снизилась до 1,53 руб./км . Постановлением №139 от 27.02.16 был продлен срок действия этого льготного тарифа. Он и действует для автомобилей с максимально разрешённой массой свыше 12 тонн на сегодняшний день.
В планах правительства – увеличение тарифа сначала до 3,06 рублей за километр, затем – до 3 рублей 73 копеек за 1000 метров (после 2018 года).
Стоит отметить, что некоторые категории транспорта, имеющего максимально разрешённую массу больше 12 тонн, освобождаются от внесения платы в систему «Платон». К таким ТС относятся следующие виды транспорта:
- ТС, используемые для транспортировки людей (сюда не включаются фургоны, предназначенные как для перевозки людей, так и грузов);
- ТС, используемые для нужд медицинских, правоохранительных, пожарных, спасательных служб и ВАИ, оборудованные определёнными Правилами дорожного движения звуковыми и световыми сигнальными устройствами;
- ТС, используемые для перемещения вооружения и техники военного назначения.
Пользователи могут использовать налоговый вычет — уменьшать транспортный налог на сумму, уплаченную в систему «Платон».
Штрафы
Согласно тексту Постановления Правительства Российской Федерации №504 (14.06.13), штрафы могут взиматься с владельцев и водителей большегрузных ТС, двигающихся по федеральным трассам без внесения оплаты. Данная формулировка разбивается на несколько случаев:
- водитель передвигается по федеральной автотрассе с неисправным или выключенным бортовым устройством, не проинформировав заранее Оператора и не заплатив за проезд предварительно;
- водитель передвигается на ТС без бортового устройства, на личном счёте владельца большегруза отсутствуют средства в достаточном для оплаты размере;
- изменение маршрута или времени его прохождения без информирования Оператора и при отсутствии бортового устройства;
- продолжение перемещения по автотрассе при отсутствии средств для оплаты передвижения на лицевом счёте.
Согласно Федеральному закону №378-ФЗ от 14.12.15, внесшему поправки в КоАП РФ, устанавливаются следующие штрафы за нарушения:
- 5000 рублей — штраф за движение по федеральным дорогам без внесения платы на водителей ТС иностранных грузоперевозчиков и на собственников (владельцев) российских ТС;
- 10000 рублей за повторное нарушение.
В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ:
«Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа:
— в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;
— в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.
Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
— в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;
— в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.»
При этом штраф может быть выписан на транспортное средство только за одно нарушение в сутки .
Принцип работы
Водители, владеющие ТС с максимально разрешённой массой более 12 тонн (или владельцы таких ТС, поручающих управление ими другим водителям), должны быть зарегистрированы на официальном сайте системы «Платон».
Оплата совершённых поездок осуществляется как в режиме авансовых платежей, так и по постоплате.
Передвижение большегрузов в круглосуточном режиме исследуется операторами системы по спутникам GPS и ГЛОНАСС, с помощью контрольных рамок и комплексов мобильного контроля (автомобили с символикой системы на обочинах, как правило, а/м «Lada Largus).
При выявлении фактов проезда по федеральным трассам без оплаты Оператор системы передаёт информацию в правоохранительные структуры, которые фиксируют факт совершения правонарушения административного характера и определяют размер штрафа для нарушителей.
Что такое бортовое устройство
Бортовое устройство – специальное устройство, закрепляемое в грузовом ТС и передающее информацию о его перемещениях и местонахождении на сервер системы «Платон» через спутники GPS и ГЛОНАСС.
Видео — как работает бортовое устройство Платон:
Более подробную информацию можете узнать в руководстве пользователя бортовым устройством — .
Что такое маршрутная карта
Маршрутная карта – документ, фиксирующий маршрут грузового ТС по дорогам федерального пользования и предоставляющийся владельцем большегруза заблаговременно до совершения рейса. На основании данных, занесённых в маршрутную карту, рассчитывается размер платежа для владельца грузовика.
Центры обслуживания
Центр обслуживания – место, где владелец или водитель большегрузного ТС может получить актуальную информацию о функционировании системы «Платон», зарегистрировать личный кабинет или свой грузовик, пополнить баланс лицевого счёта, внести изменения в данные, содержащиеся в личном кабинете, получить бортовое устройство, а также произвести множество иных действий.
Официальный сайт системы взимания платы «Платон»
Перед тем, как приступить к работе с системой «Платон», пользователю рекомендуется посетить официальный сайт системы Платон (platon.ru) и изучить имеющуюся там информацию.
На официальном сайте кратко рассказано о функционировании и развитии системы, размещены сведения об основных элементах системы, порядке оплаты водителями и владельцами ТС, выложен перечень основных нормативных документов.
Если у пользователя в процессе ознакомления с сайтом возникли затруднения, он может обратиться в раздел «Вопросы и ответы».
Личный кабинет
Все операции с системой владелец ТС или его водитель могут осуществлять в Личном кабинете.
Для регистрации и входа в личный кабинет следует перейти по ССЫЛКЕ .
Видео — вход в личный кабинет пользователя системы Платон, раздел профиль и обращения:
Личный кабинет «Платон» адаптирован для пользования людьми, мало знакомыми с коммуникационными технологиями: сайт не перегружен информацией и интуитивно понятен в управлении.
Видео — раздел транспортные средства при входе в личный кабинет на сайте «Платон»:
В Личном кабинете создаются маршрутные карты, вносятся оплата за совершённые или планируемые поездки, а также редактируются сведения о ТС, принадлежащих Перевозчику.
Скачать инструкцию по работе в личном кабинете можно .
Порядок регистрации
- Выбор кнопки «Регистрация» на официальном сайте системы.
- Выбор типа грузового ТС и статуса пользователя.
- Внесение необходимой информации.
- Отправка сведений для проверки Оператором.
Варианты оплаты
- списание средств с ЛС пользователя системы;
- совершение перевода безналичных средств по указанным на официальном сайте реквизитам;
- платёж банковской картой (через ЛК или терминалы);
- списание средств с топливных карт (DKV, E100).
Видеоинструкция по использованию терминалов системы взимания платы с большегрузов Платон:
Телефон службы поддержки
Бесплатный телефон горячей линии службы поддержки «Платон» 8-800-550-02-02 работает круглосуточно, по нему можно получить ответы на все возникающие вопросы.
Форумы и отзывы пользователей
Отзывы, мнения и советы тех, кто пользуется Платоном можно найти на различных форумах. Один из них — форум «оплатоне.ру» (oplatone.ru).
Акции протеста дальнобойщиков и последние новости
Дальнобойщики, как никто другой, почувствовали на себе все «прелести» введения платы за проезд фур по дорогам. После многочисленных акций протеста по всей стране правительством было принято решение о снижении тарифа за проезд и пересмотре некоторых других пунктов относительно первоначально утвержденных.
Все чаще через свои общественные и профсоюзные организации дальнобойщики предлагают искать оптимальные решения, касающиеся транспортного налога и оплаты за проезд по дорогам.
Видео — аргументированный ответ дальнобойщика на предложение о повышении тарифов системы «Платон» (слушания в Общественной палате).
Программа взимания платы за пользование федеральными трассами была разработана, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Отечественные автомобилисты приняли это нововведение весьма негативно, так толком и не поняв механизма действия. Как работает система «Платон» и так ли она плоха, стоит разобраться каждому владельцу грузового транспорта.
Эта система налогообложения была введена в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Главной целью её создания является компенсация расходов на ремонт дорожного покрытия, возникающих из-за превышения количества большегрузного автотранспорта, которого на момент начальной стадии разработки насчитывалось около 2 млн. единиц.
Основным обслуживанием системы занимается частная фирма «РТИТС», которая в равных долях принадлежит самой компании «РТ-Инвест» и Игорю Ротенбергу. В её обязанности входит взимание денежных средств за проезд большегрузов по трассам и перераспределение полученной суммы по различным уровням. Оплачивается операторская деятельность из федерального бюджета (около 10 млрд. рублей/год). Планируемые поступления от работы системы варьируются в пределах 20 – 40 млрд. рублей ежегодно.
Это интересно. «Платон» является платформой для проведения к 2020 году масштабной программы, согласно которой станет возможным полная замена 90% всего дорожного покрытия (без промежуточной реставрации) за счёт средств самой системы, без участия федерального бюджета.
Принцип работы системы
Работа системы заключаются в выполнении следующих операций:
- сбор информации;
- обработка поступающих данных;
- архивация всех сведений о перемещении многотонного транспорта по федеральным трассам.
На сегодняшний день совокупная протяжённость зарегистрированных трасс составляет более 50 тысяч км.
Расчёт налога происходит на основании выбранного маршрута.
Эту информацию фиксируют при помощи:
- бортового устройства – оно передаёт координаты в режиме реального времени через мобильную сеть, после чего происходит расчёт согласно тарифу пройденного участка дороги;
- маршрутной карты – она даёт право одноразового проезда до места назначения, размер выплаты при этом определяется во время её оформления.
Если в автомобиль устанавливается бортовое устройство учёта, то получить разовую карту маршрута для него уже невозможно.
Законодательный контроль системы
Первостепенное влияние на механизм регулирования этой системы налогообложения оказывает Федеральный закон №68-ФЗ от 06.04.2011. Он вносит поправки в Административный Кодекс РФ, которые устанавливают порядок внесения средств через систему «Платон» для автомобилей-большегрузов. Также этим законом предусмотрен запрет на бесплатное перемещение такого транспорта, нарушение которого влечёт наложение штрафа.
Механизм функционирования самой системы, его качество и правильная последовательность процессов соблюдается на основании Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах».
Все действия связанные с зачислением денежных средств, как и любые другие финансовые вопросы, регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.
За реализацию «Платона» как отдельного проекта отвечает «РосТех-Инвест ТС» и Дорожное агентство, которые выполняют свои обязательства на основании договора, заключённого на 13 лет согласно Приказу Правительства РФ №1662 от 29.08.14.
Избирательность системы: какие машины попадают под неё
Действие закона распространяется на все автомобили, грузоподъёмность которых 12 тонн и выше. Этот критерий является основополагающим, независимо от марки, фирмы, страны производителя и т.д.
Важно! Вес загруженного транспорта измеряется с учётом пассажиров и водителя.
- пассажирский спецтранспорт (исключение – грузопассажирские фургоны);
- служебные автомобили (пожарные машины, военные, скорой помощи, органов внутренних дел, коммунальные), при условии их оснащения спецсигналами;
- транспорт, являющийся частью состава вооружения Министерства Обороны РФ;
- грузовые машины, которые используются исключительно для транспортировки армейской техники и военного имущества.
Подобное разграничение обусловлено тем, что закон изначально разрабатывался непосредственно для дальнобойщиков, точнее для содержащих их компаний.
Расчёт платежа и способы внесения начислений
Окончательная сумма оплаты налога рассчитывается на основании стоимости проезда 12-тонников за 1 км и протяжённости учтённого маршрута.
Если с количеством км всё понятно, то вот тарификация, за непродолжительное время существования проекта, менялась уже несколько раз:
- на момент разработки «Платона» цена составляла 3,5 рубля за 1 км;
- в мае 2015 года были внесены поправки в ПП РФ №504, и цена поднялась до 3,73 рубля за 1 км;
- в ноябре того же года исходя ПП РФ №1191 был принят «льготный» коэффициент 0,41 и проезд составил 1,53 рубля за 1 км;
- в марте 2016 года тариф планировалось повысить до 3,06 рубля, но позже был продлён платёж 1,53 рубля за 1 км;
- в апреле 2017 года снова был пересмотрен расчётный коэффициент в ПП РФ №504, и теперь он равен 0,51 от первоначальной суммы (0,37), из-за чего тариф вырос до 1,91 рубля за 1 км.
Важно. На сегодняшний день расчёт конечного платежа можно обозначить формулой: 3,73 × 0,51 × Nкм, где Nкм – это общее количество пройденных км.
Способы оплаты представляют собой процесс безналичного расчёта. При установке бортового компьютера списание средств с лицевого счёта происходит автоматически. При оформлении маршрутной карты производится перевод на банковский счёт обслуживающего оператора. Также предусмотрена возможность оплаты картой через терминал, личный кабинет и мобильное приложение.
Нарушение правил и предусмотренные штрафы
Игнорирование требования оплаты фиксированной цены за км проезда грузового автомобиля считается несоблюдением Федерального закона №257-ФЗ. Кроме того, неисполнение правил использования расчётных механизмов также штрафуется.
К таким нарушениям относится:
- отключение бортового устройства;
- подключение нелицензионной техники;
- отказ от установки при продолжении транспортировочной деятельности;
- неисправность или неправильная работа;
- продолжение движения без маршрутной карты;
- смена маршрута без указания новых параметров.
Штраф в размере 5 тысяч рублей назначается в качестве первичного наказания собственнику машины, если тот является гражданином РФ. Если он имеет гражданство другой страны, то оплата штрафа возлагается на водителя.
Повторное нарушение увеличивает сумму штрафа в два раза. Это правило распространяется как на индивидуальных предпринимателей, так и на юридических лиц.
Порядок регистрации в системе «Платон»: установка и цена оборудования
Для того чтобы воспользоваться системой «Платон» водитель должен быть включён в официальную базу данных портала «platon.ru». Регистрация проводится как самостоятельно, так и обслуживающим оператором.
Сделать это можно:
- заполнив форму на официальном интернет-сайте;
- посредством обращения в Центр обслуживания;
- через специальный терминал.
Итоговая анкета должна содержать только достоверную информацию:
- личные данные собственника;
- номер лицевого счёта;
- электронный почтовый ящик и логин;
- характеристики транспортного средства.
Зарегистрировавшись, собственник грузового автотранспорта должен получить бортовое устройство, предварительно заключив договор на его использование.
Сколько стоит установка прибора
Оборудование предоставляется бесплатно в Центре обслуживания, на основании договора безвозмездного пользования. В нём указана стоимость бортового устройства (БУ 1201 – 6822,98 рублей), которое остаётся имуществом оператора. В случае потери, несанкционированного вскрытия или порчи эту сумму придётся возмещать.
Прибор устанавливается индивидуально на каждый автомобиль. Если количество выданных устройств ограничено, то можно самостоятельно их купить, оформив заявку в системе оплаты.
Оформление маршрутной карты
Маршрутная карта оформляется на основании предоставленных владельцем транспортного средства данных:
- начальное месторасположение и планируемая точка окончания поездки;
- возможные промежуточные пункты (при необходимости);
- число, месяц, год, время отправления;
- государственный номер машины;
- свидетельство о регистрации автомобиля (СОРС).
На основании этих данных рассчитывается сумма, которую нужно сразу оплатить:
- через терминал;
- через личный кабинет;
- платёжной картой на официальном сайте.
Карта выдаётся специалистом в Центре обслуживания или оформляется самостоятельно через терминал, личный кабинет или приложение.
Возможные пути обхода и их последствия
Несмотря на то, что система «Платон» существует сравнительно недавно, автолюбители уже придумали несколько способов её обмана:
- применение GPS-глушилок – самый распространённый способ, который блокирует получение данных через спутник;
- скрытие номерных знаков – слишком очевидный способ, за который, к тому же предусмотрен отдельный штраф;
- передвижение автопоездом – как утверждают некоторые водители, при таком способе искажается сигнал передачи и, с точки зрения закона, это не является нарушением.
Внимание! Информация представлена в ознакомительных целях. Необходимо помнить, что эксперименты такого рода могут закончиться весьма внушительным штрафом: для частных лиц – 5 тысяч рублей, для ИП – 40 тысяч рублей и для юридических лиц – 450 тысяч рублей.
Исходя из представленных сведений, можно предположить, что, несмотря на благородную цель, на деле система вышла довольно «сырой» и она требует серьёзной доработки. Но ответственности за невыполнение её правил это не отменяет, поэтому разумно будет оформить все необходимые документы и продолжать свою деятельность на законных основаниях.
Данное видео поможет понять, как именно работает система «Платон».
С 15.11.15 владельцы фур с разрешенной массой более 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным дорогам. Дальнобойщики бойкотируют нововведение с требованиями наложить мораторий на сбор или полностью от него отказаться. Правительство отреагировало в меру конструктивно, новый платеж введен, но в лайт-формате. Что представляет собой «Платон» для власти и для грузоперевозчиков?
Что такое «Платон»
«Платоном» сегодня называют весь проект, подразумевающий оплату проезда большегрузами: и нововведенный платеж, и средства его сбора. Название появилось от сокращения «плата за тонну», ничего общего с греческим философом, другом и учителем Аристотеля не имеет.
Фактически «Платон» - это система взимания платы (СВП) - комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, а также оплаты за пройденные километры.
«Пользователь платит»: история введения сбора
Введение СВП за проезд большегрузов по федеральным магистралям власти задумали еще в 2011 году. Суть платежа - возместить ущерб, который тяжелые транспортные средства (ТС), причиняют дорожному полотну. На фоне ежегодного прироста объема автогрузоперевозок правительство не увидело другого способа решить хроническое недофинансирование дорожного строительства.
Новый побор фигурирует в законодательных актах как «плата в счет возмещения вреда, наносимого дорожному покрытию» и в Налоговый кодекс не попал (правительство формально выполняет свои обещания).
Нормативный акт | Действие |
---|---|
закон №68-ФЗ от 06.04.11 | Изменены Бюджетный кодекс, КоАП, закон «Об автомобильных дорогах...»:
|
постановление правительства №504 от 14.06.13 | Установлен порядок и размер платы - 3,5 руб. за км. |
распоряжение правительства №1662-р от 29.08.14 | ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) назначен разработчиком системы «Платон» и оператором взимания платы. Заключено соглашение о концессии на 13 лет с ежегодным вознаграждением оператора в 10,6 млрд руб. |
постановление правительства №474 от 18.05.15 | Увеличен размер оплаты до 3,73 руб. за км. |
постановление правительства №1191 от 03.11.15 | Снижен размер платы на один километр пути, введены понижающие коэффициенты. |
закон №378-ФЗ от 14.12.15 | Снижены штрафы за проезд без внесения оплаты. |
законопроект № 966991-6 от 30.12.15 | Планируется освобождение от транспортного налога владельцев ТС более 12 тонн. |
Задачи нового сбора
Во-первых, восстановление дорожной справедливости, реализация принципа «пользователь платит». Минтранс вменяет тяжеловесному транспорту (12 т и выше) 56% от общего урона, ежегодно наносимого дорогам. По вреду, причиняемому дорожному полотну, правительственные эксперты приравнивают проезд одного большегруза к 20 тысячам легковых автомобилей. Плательщиком назначили коммерческий грузовой транспорт, российский и иностранный, наносящий максимальный ущерб автомагистралям и извлекающий из проезда прибыль.
Во-вторых, при пустых бюджетных закромах новый сбор убивает важного зайца - «черных» перевозчиков, работающих без регистрации. Чтобы наверняка вывести из тени вольных дальнобоев, подготовлены и соответствующие меры - система штрафов и несколько вариантов контроля за передвижением грузовых ТС по дорогам. По оценке Roland Berger Strategy Consultants российский рынок автоперевозок представлен 46 тыс. компаний, 90% из них - малый бизнес и теневой сектор.
В-третьих, прямой экономический эффект. Деньги идут в дорожный фонд и расходуются на улучшение федеральных дорог. Прогноз по ежегодным поступлениям - 40 млрд руб.
Кому принадлежит «Платон»
Оператор «Платона» - частная компания РТИТС, задача которой разработать инфраструктуру проекта и обслуживать в течение 13 лет. Сама система - собственность РФ. «Платон» потребовал 29 млрд руб. вложений, из них: 27 - кредит Газпромбанка, 2 - собственные средства РТИТС.
Услуги оператора платные, обойдутся государству в 10,6 млрд руб. в год. Часть вознаграждения (46%) подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции. Куда РТИТС потратит полученные миллиарды? Вознаграждение будет распределяться так: 59% - текущие расходы, 35% - возврат кредита, 8% - на разовую замену оборудования за 12 лет, 6% - прибыль.
О персоналиях. РТИТС - совместное предприятие Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга, (50%) и инвестиционного фонда «РТ-инвест» (50%). Последняя структура на 25% принадлежит госкорпорации «Ростех». В народе новый оброк называют «сбором Ротенберга».
Элементы системы. Техническая база
Все владельцы 12-тонных грузовиков обязаны зарегистрироваться в системе «Платон»: в офисе оператора, на сайте или через терминал самообслуживания. В базу вносят информацию о владельце и ТС, в т. ч. прикладывают скан/фотографию свидетельства о регистрации авто. После успешной проверки данных пользователь получает Личный кабинет в системе и номер Лицевого счета (л/с). Перед поездкой перевозчик должен пополнить л/с и оформить маршрутную карту (если грузовик не оснащен бортовым устройством).
Инфраструктура проекта включает:
- Центры мониторинга и управления . Занимаются сбором/обработкой данных о регистрации в системе, передвижениях ТС, оплате и т. д.
- Интернет-сайт http://platon.ru/ и мобильное приложение . Предназначены для регистрации в системе и работы с Личным кабинетом, например, для оформления маршрутных карт.
- Бортовые устройства БУ 1201 (2 млн шт.). Устанавливаются на фурах бесплатно и при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) определяют и передают в Центры мониторинга «Платона» маршрут движения ТС. Расчет оплаты за сутки и списание денег происходит автоматически по данным бортового устройства (необходим положительный баланс л/с).
- Системы мобильного и стационарного контроля: пункты видеофиксации (481 стационарная рамка) и автомобили с видеокамерами (100 комплексов). Отслеживают проезд грузовиков по федеральным дорогам.
- Офисы и Терминалы самообслуживания системы «Платон», где можно зарегистрироваться и пополнить л/с.
- Круглосуточный call-центр .
Схема оплаты - авансовая, л/с можно пополнить любым способом:
- банковским переводом на счет оператора;
- банковской картой через терминалы самообслуживания, QIWI, в офисах «Платона», в Личном кабинете сайта;
- топливными картами Е100 и DKV.
Плата за пройденные километры рассчитывается: автоматически через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты (в Личном кабинете на сайте, через мобильное приложение, в офисах «Платона»). Маршрутную карту можно получить на одну поездку или на месяц. Маршрут формирует сам грузоперевозчик: устанавливает старт и финиш рейса, указывает промежуточные пункты.
Тарифицируется только движение по федеральным автодорогам общего назначения (не учитываются участки платных и региональных трасс).
Размер сбора
Первично утвержденный тариф за проезд одного километра составлял 3,73 руб. Однако протесты дальнобойщиков вынудили правительство пересмотреть размер платежа - он будет повышаться поэтапно, сначала действуют понижающие коэффициенты.
Система штрафов
Штрафы до 14.12.15 | Штрафы, действующие с 01.01.16 |
||
---|---|---|---|
Кто платит | Сумма, тыс. руб. | Кто платит | Сумма, тыс. руб. |
За первичное нарушение: | За первичное нарушение: |
||
водитель | |||
собственники российских ТС | |||
За повторное нарушение: | За повторное нарушение: |
||
должностные лица | водитель ТС, принадлежащего иностранному перевозчику | ||
собственники российских ТС |
Мировые аналоги
СВП с владельцев грузовиков за нанесение урона дорогам практикуется в Европе, в т. ч. некоторых странах СНГ: Словакии, Чехии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Австрии, Белоруссии. Концепция сбора единая: от кого больше урона, тот платит больше. Различается платежная база - либо время пользования дорожной инфраструктурой, либо километр пробега.
Характеристики системы | Германия | Швейцария |
|||
---|---|---|---|---|---|
Тарификация | по пройденным километрам | ||||
Сеть дорог | 5,6 тыс. км автомагистралей | автомагистрали и некоторые дороги | автомагистрали | 740 км автомагистралей и скоростных дорог | |
Дифференциация тарифа | класс ТС по осям | класс ТС по выбросам |
|||
тип дороги, время суток | оси, время суток |
Источник: сайт Федерального дорожного агентства
Российский «Платон» практически скопирован с германской системы Toll Collect. Немцы также рассчитывают сбор с грузовиков, исходя из дальности поездки по данным бортового устройства (OBUs) с использованием GPS-навигации. Дальнобойщики без OBUs оформляют и оплачивают маршрут в терминалах Toll Collect. Средствами контроля служат стационарные рамки и мобильные станции. Toll Collect начала развиваться в сентябре 2002 года, но введена была лишь 01.01.05 (старт откладывали несколько раз, отлаживая систему).
О европейских тарифах. Проезд одного километра 12-тонником стоит: в Австрии - до 0,49 $, в Германии - 0,09-0,14 €, в Белоруссии - 0,16 $. В пересчете на рубли тарифы за 1 км составляют: в Белоруссии - более 10 рублей, в Австрии и Германии - более 40 рублей.
Критика нового сбора
Цена вопроса: кто больше?
Дальнобойщики считают плату слишком высокой. Как рассчитан тариф? Минтранс в 2012 году оценил ущерб, причиняемый одному километру дорог большегрузом, в 6,8 руб., за вычетом акциза на топливо - 3,5 руб. Такой тариф утвердили первоначально в 2013 году.
Расчеты урона дорогам от грузовиков базировались на предположении, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. По оценкам Минэкономразвития этот показатель занижен: средний пробег большегруза в год равен 60 тыс. км. Замечания экспертов ведомства правительство закономерно не услышало: Минэкономразвития обосновал тариф 0,97 руб., а бюджет пуст...
Слишком много налогов
Владельцы 12-тонных грузовиков сегодня оплачивают ремонт/строительство дорог тремя сборами:
- транспортный налог (зачисляется в региональные бюджеты);
- акцизы на топливо (уменьшают плату с большегрузов);
- сбор за возмещение ущерба федеральным дорогам.
Транспортный налог и новый сбор по целевому назначению дублируют друг друга. Это противоречит принципам налоговой системы. После акций протеста автоперевозчикам обещана отмена транспортного налога (законопроект на рассмотрении), в итоге фискальная нагрузка на дальнобойщиков может несколько снизиться.
Справедливость восторжествует. Регионам же придется дожидаться компенсаций выпадающих доходов из Федерального дорожного фонда, но им не привыкать.
Масштабы влияния на экономику
Россия - страна большая, расстояния огромные. Из всех видов транспорта железнодорожный лидирует по грузообороту (тонны, помноженные на пройденные километры). Однако без учета структуры ж/д перевозок и веса грузов, перевезенных разными видами транспорта, картина неполная. Факт в том, что железная дорога, в основном, обслуживает сырьевой сектор (более 70% от всех перевозок в тоннах), «гражданские» грузы «вывозит» на себе автотранспорт.
В итоге новый оброк усложнит жизнь 2 млн. игроков российского рынка автогрузоперевозок: одних заставит уйти, других - повысить стоимость услуг. Все это, несомненно, скажется на конечной цене товаров. Эксперты оценивают вклад нового сбора в инфляцию 2016 года в размере 1-2% (см. инфляционные ожидания Центробанка). В итоге на ремонт дорог сбросится все население страны. И не факт, что качество дорог станет достойней.
Законно ли выбран оператор «Платона»?
Тендер был объявлен в августе 2013 г. Одно из требований к участникам - опыт создания и обслуживания аналогичных систем. Этому условию соответствовали лишь компании с иностранным капиталом. Поэтому правительство из соображений национальной безопасности конкурс отменило, доверив проект РТИТС.
По общему правилу закон «О концессионных соглашениях» предписывает выбирать партнера на конкурсной основе. Но российское нормотворчество изначально заточено под принцип «закон, что дышло». Не исключение и закон №115-ФЗ, который предусматривает и внеконкурсные варианты, когда концессионера определяет правительство.
«Сырость» системы
К 15.11.15 система взимания платы за проезд была не готова. Вместо налаженной процедуры грузоперевозчиков ожидали:
- непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС;
- нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя;
- нестабильная работа сайта и невозможность оформить маршрутную карту;
- неудовлетворительная работа call-центра и другие сбои.
В таких условиях возросшая фискальная нагрузка вкупе с ее несправедливостью и драконовскими штрафами закономерно вызвали ожесточенное сопротивление дальнобойщиков нововведению. Власти пошли на компромисс, и за два минувших месяца лед тронулся: система заработала удовлетворительно, тариф снижен (хоть и временно), штрафные санкции стали подъемными. Однако до идеальной работы СВП еще далеко.
«Платон» мне друг?
По итогам декабря «Платон» рапортует: собрано 1,962 млрд руб., зарегистрировано более 19 тыс. владельцев 12-тонников, оформлено 2 403 маршрутных карт. Разрабатывается постоплатная схема, предположительно заработает с 15.04.16.
В европейской практике сбор с грузовиков вводился постепенно, практиковался отладочный тестовый период с нулевой оплатой. Российский «Платон», мягко говоря, несовершенен, но из-за проектных ошибок введение моратория обошлось бы государству дорого. Во-первых, тогда пришлось бы заморозить финансирование дорожников. Во-вторых, война войной, а ежегодный платеж РТИТС - по расписанию.
Российское население власти не доверяет, зная ее талант «эффективно» расходовать бюджетные средства. После всех уступок, на которые пошло правительство, колеса нового сбора в 2016 году, вероятно, худо-бедно раскрутятся. Лишь никуда не денутся опасения, что собранные средства растворятся в той черной дыре, в которой без всяких последствий для состояния дорог исчезают акцизы и транспортный налог.