Порой транспортное средство не хочет заводиться. И, что самое ужасное, очень часто случается это в самый неподходящий и неудобный момент. Такая ситуация знакома очень многим автомобилистам. Конечно, приходиться что-то с этим делать. И, если автомобильная электросеть в полном порядке, а заряжен, значит проблема может крыться в стартере, а именно в его периферийных устройствах. Вполне вероятно, что неисправно тяговое (втягивающее) реле стартера. Здесь не обойтись без ремонта, так что придётся к нему подготовиться. Ведь подготовленному человеку будет намного легче преодолеть любые трудности, в том числе и отремонтировать втягивающее реле стартера.
1. Как проверить втягивающее реле стартера?
Стартер, по своей сути, очень прост в своём устройстве. И, если есть инструкция к этому автомобильному компоненту, то разобраться с его ремонтом способен даже самый неопытный автомобилист. Важно помнить, что самое сложное – это демонтировать , а потом смонтировать его обратно. Другие работы выполняются на раз-два. Но перед тем как приступать к ремонту стартера, необходимо разобраться, в чём же кроется поломка и какое место потребуется отремонтировать. Первое, что нужно сделать – это проверить заряд аккумуляторной батареи, так как проблемы могут возникнуть и из-за неё. Если же вы поменяли аккумулятор и это не дало никаких результатов, то придётся провести ремонт стартера.
Вероятно, что неисправен замок зажигания или реле включения стартера, находящееся под автомобильным капотом на брызговике. Определить их неисправность можно по характерным звукам. Если стартер не издаёт абсолютно никаких звуков, значит, скорее всего, замок зажигания и реле включения стартера в порядке, а причины неисправностей кроются в совершенно другом месте. Для начала разберёмся с принципом работы стартера.Итак, стартер, как и его втягивающее реле, работает, опираясь на принципы электромагнетизма. Когда на обмотки поступает напряжение, притягивает к себе якорь. Этот якорь двигает шестерню бендикса до того момента, пока она не зацепиться со шлицами на венце от маховика. Параллельно с этим происходит замыкание контактов, сквозь которые передаётся напряжения на обмотку стартера. После того, как все контакты замкнулись, обмотка втягивающего реле перестаёт получать питание, хотя якорь продолжит удерживаться внутри благодаря созданному магнитному полю. Когда двигатель запускается, якорь втягивается на место при помощи возвратной пружины, а бендикс расцепляется.
Все описанные процессы полностью взаимозависимы и происходят почти одновременно. Если нарушиться хотя бы одно соединение, то автомобиль завести не получиться. А значит – придётся искать поломку и пытаться всеми силами её устранить. Часто поломки стартера обусловлены поломками его втягивающего реле.
Самые распространённые причины поломок втягивающего реле автомобильного стартера:
1. Обгорание обмотки стартера или реле.
2. Сгорание внутри реле контактных пластин (именуемых в народе, пятаками).
3. Постепенные разрушения материалов, из которых изготовлен прибор (в том числе и от старости).
Перед тем, как приступать к проверке работоспособности втягивающего реле стартера, следует проверить сам стартер. Для это просто следует повернуть ключ зажигания и прислушаться. Если стартер не сработал, но слышны какие-то щелчки, это значит, что стартер не работает, но его втягивающее реле в порядке и причина поломки кроется в чём-то другом.
Признаки неисправностей втягивающего реле автомобильного стартера:
1. Стартер после пуска двигателя не отключается и продолжает вращаться с очень большой скоростью, о чём свидетельствует звук жужжания.
2. После поворота ключа в замке вы слышите щелчок, который означает включение устройства, но вот стартер не запускается.
3. Во время поворота ключа в замке, вы слышите, что стартер вращается вхолостую, но вот сам двигатель не начинает работать.
Как же наверняка узнать, что причина неисправности кроется именно во втягивающем реле?
На самом деле, точно проверить исправность втягивающего реле можно ещё до момента снятия стартера из автомобиля. Это очень удобно, так как экономит уйму времени и ресурсов.
Для проверки втягивающего реле необходимо произвести такие действия:
1. При помощи металлического предмета или куска провода замкнуть контактные болты, расположены на тыльной части стартера. Так напряжение будет переходить непосредственно на обмотки стартера, не проходя через обмотки втягивающего реле.
2. Если после поворачивания ключа зажигания стартер начинает вращаться, значит он исправен, а поломка действительно кроется во втягивающем реле.
3. Если после поворачивания ключа зажигания вы слышите щёлканье втягивающего реле, но сам стартер не работает, значит реле исправно, а причины неисправностей нужно будет искать в другом месте.
Если у вас не получилось добраться до контактов втягивающего реле, то нужно будет его демонтировать. Когда вы проверяете собственноручно или ремонтируете любые детали стартера, будьте предельно осторожны и внимательны, так как любые неверные движения могут привести не только к поломкам автомобильных узлов, но и травмам. Особенную осторожность стоит соблюдать во время проверки демонтированного реле (вращение механизмов очень сильное и они попросту могут вырваться и нанести травмы автомобилисту)
2. Ремонт втягивающего реле стартера.
Если вы определили, что причины неисправностей стартера кроются в его втягивающем реле, значит придётся провести ремонт втягивающего реле стартера. Как показывает практика, подобный ремонт зачастую заканчивается полной заменой втягивающего реле. С чем же это связано? Дело в том, что некоторые производители автомобильных комплектующих производят втягивающие реле полностью неразборными, пытаясь таким образом достичь большей надёжности этого элемента. И, если у вас в стартере установлено неразборное втягивающее реле, то другого выхода, кроме замены, нет.
Но бывает и так, что втягивающее реле разбирается. В таком случае, можно попытаться восстановить его работоспособность. Как уже отмечалось, причинами неисправности втягивающего реле состоят в сгорании его контактов, коротких замыканиях в его обмотке или в элементарном износе его составляющих компонентов. После разборки втягивающего реле, проблем с диагностикой причин выхода из строя не должно возникнуть, так как любая поломка будет заметна невооружённым глазом. Но для проверки исправности обмотки, потребуется омметр, который подключается к реле стартера.
Если значение сопротивление составляет не менее, чем 10 Ом, значит с обмоткой всё в порядке. А, если данный показатель ниже, это свидетельствует о замыкании в обмотках и вам придётся покупать и устанавливать полностью новое реле, так как заменить обмотку крайне сложно. Но для ремонта втягивающего реле стартера, его необходимо сначала полностью демонтировать с автомобиля.
Процесс демонтажа втягивающего реле стартера состоит из следующих этапов:
1. Полностью отключить аккумуляторную батарею от сети электропитания (иначе, это чревато замыканием и возгоранием всей проводки транспортного средства).
2. Снять стартер с автомобиля.
3. Очистить стартер от грязи и пыли. Проделать это необходимо тщательно, чтобы не допустить попадания грязи внутрь агрегата.
4. Открутить соответствующие гайки от щёточного узла и снять контакт с болта втягивающего реле.
5. Открутить винты, которые крепят реле к массе.
6. Изъять втягивающее реле из стартера.
После того, как реле было демонтировано, его или заменяют на новое, или ремонтируют. Если у вас разборный механизм, и вы решили его отремонтировать, значит следует произвести такие действия:
1. Открутить гайки на торцах втягивающего реле и разделить его на части.
2. Изъять старый сердечник и заменить его на новый.
3. Произвести сборку всех элементов в обратном порядке.
Обратно в стартер втягивающее реле устанавливается в порядке, противоположном к снятию этого компонента. Чтобы не запутаться, рекомендуем во время снятия реле пометить клеммы. Так вопросов при обратном монтаже не возникнет. Также важно помнить, что перед обратной установкой, все контакты следует зачистить и тщательно обезжирить. После установки обязательно проверьте все детали на работоспособность и удостоверьтесь в правильности проделанных работ.
Подписывайтесь на наши ленты в
Втягивающее реле стартера подает ток на мотор стартера, а также выталкивает бендикс. Это значит, что в тот момент, когда стартер начинает вращаться, его бендикс выталкивается. По сути, разобраться в работе стартера несложно. Сегодня мы поможем вам понять, как работает втягивающее реле, как проверять данный элемент и ремонтировать его.
Устройство втягивающего реле и принцип функционирования
В стартере втягивающее реле вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Вся работа базируется на принципах элетромагнетизма. Сердечник, который выполнен как полая трубка, внутри которой расположен якорь, оснащен обмоткой в виде проволоки. Ток в катушке создает электромагнитное поле, в результате появления которого происходит вхождение якоря в сердечник. После того как ток перестает подаваться, якорь может двигаться свободно.
В состав втягивающего реле стартера входят:
- корпус;
- магнит с обмотками;
- якорь;
- контакты;
- возвращающая пружина.
Магнит в реле выполнен в виде пары катушек – втягивающей и удерживающей. Втягивающая катушка реле подключена к электрическому мотору и клемме управления, а вот удерживающая подключена к выводу управления и контактирует с корпусом.
Когда на контакт управления подается питание, в катушке возникает магнитная индукция, что приводит к появлению магнитного поля. В результате этого якорь сжимает возвратную пружину. В этот же момент происходит вращение бендикса, который соединяет стартер с автомобильной АКБ.
В то время, когда контакты замыкаются, втягивающая обмотка получает питание от клеммы «+», останавливается выработка тока на катушке, однако на якорь воздействует поле удерживающей катушки, поэтому он остается внутри. Когда силовой агрегат автомобиля запускается, происходит отключение питания, из-за чего якорь возвращается в изначальное положение под действием возвратной пружины. Происходит размыкание контактов, из-за чего бендикс может выйти из зацепления.
Распространенные поломки втягивающего реле
Основные причины выхода из строя втягивающего реле стартера следующие:
- Физический износ.
- Выгорание контактных пластин.
- Разрушение компонентов.
- Сгорание обмотки.
Как определить, что втягивающее реле вышло из строя:
- Двигатель запускается, но стартер не хочет отключаться, постоянно вращаясь. В это время вы слышите характерное жужжание.
- Стартер вращается после запуска, однако не может запустить двигатель.
- Когда ключ в замке зажигания поворачивается в изначальное положение, слышен щелчок включения стартера, но вращаться он не хочет.
Как проверить втягивающее реле стартера
Как уже упоминалось выше, работа втягивающего реле, а также самого стартера основывается на принципе электромагнетизма. Когда напряжение подается на обмотки, реле воздействует на якорь. Он, в свою очередь, изменяет положение шестерни бендикса, чтобы она зацепилась с венцом маховика. В это же время замыкаются контакты, обеспечивающие подачу напряжения на обмотки стартера. Для того чтобы двигатель автомобиля запустился, всё это должно произойти очень быстро. Если хотя бы один из элементов работает неправильно, завести автомобиль вы не сможете.
Для проверки реле стартера вовсе не нужно снимать данный элемент с автомобиля. Эксперты советуют замкнуть контактные болты, расположенные на задней части реле, воспользовавшись куском провода либо металла.
В результате этого вы обеспечите подачу тока на обмотки стартера. Если это привело к вращению стартера, можно прийти к выводу, что стартер работает нормально, а проблема кроется в самом реле.
Если же втягивающее щелкает стартер не крутит, это свидетельствует о том, что реле, вероятно, рабочее, а причину поломки надо искать непосредственно в стартере.
Ремонт втягивающего реле стартера
Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность.
Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое. Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам:
- механический привод износился и вышел из строя;
- в обмотке произошло замыкание;
- «пятаки» или контакты обгорели.
Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.
Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.
Это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая - подведение шестерни к зубчатому венцу маховика. Вторая - ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется . Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.
Втягивающее реле с сердечником
Принцип работы втягивающего реле
Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит , состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.
В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику. При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.
После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера - это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.
Схема втягивающего реле стартера
В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера . С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.
Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка - непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки. Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке . Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора. Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.
Существуют модели реле с одной обмоткой - втягивающей. Однако такой вариант непопулярен в силу значительного расхода энергии аккумулятора.
Признаки и причины выхода из строя реле
К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:
- При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
- После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.
Неисправность в работе реле является одной из причин того, что , А причин его поломки может быть несколько:
- выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
- обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
- деформация или ослабление возвратной пружины;
- короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.
Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром
Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.
Как проверить втягивающее реле
Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:
- Срабатывание реле можно определить достаточно просто - в момент запуска раздается щелчок , производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет - значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
- Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле . В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 1...3 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 3...5 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.
Ремонт втягивающего реле стартера
Изношенные контактные пластины реле
На многих современных машинах втягивающее реле выполнено в неразборном виде. Это делается по двум причинам. Первая - так увеличивается надежность механизма и его долговечность в силу механической защиты от внешних факторов. Вторая - таким образом автопроизводители хотят получить большую прибыль от продажи своих комплектующих. Если в вашем автомобиле стоит именно такое реле, то лучший выход в данном случае один - его замена. Запишите марку реле, его технические параметры, а лучше возьмите его с собой, и отправляйтесь в ближайший магазин или на авторынок за аналогичным новым.
Однако некоторые автовладельцы проводят его ремонт своими руками. Но при этом нужно знать, как разобрать втягивающее реле стартера . Если реле разборное - то оно поддается ремонту. В случае неразборного ремонт также возможен, однако в небольшом объеме. В частности, при пригорании “пятаков”, улучшении и чистке контакта. Если же сгорела или “закоротила” одна из обмоток, то такие реле, как правило, не ремонтируют.
В процессе демонтажа пометьте клеммы, чтобы в при установке не перепутать их. Также рекомендуется зачистить и обезжирить контакты реле и стартера.
Для дальнейших работ вам понадобится отвертка с плоским жалом, а также паяльник, олово и канифоль. Разборка реле начинается с того, что необходимо вытащить из него сердечник. После этого откручиваются два, которые держат верхнюю крышку, где расположены контакты катушек. Однако перед тем как ее снять, необходимо отпаять упомянутые контакты. При этом необязательно отпаивать оба контакта . Обычно, чтобы добраться к “пятакам”, достаточно отпаять лишь один контакт и приподнять с одной стороны крышку.
Разборка и ремонт втягивающего реле
Ремонт втягивающего реле ВАЗ 2104
Далее нужно открутить с верхней стороны болты, удерживающие “пятаки”, и достать их. В случае необходимости нужно провести их ревизию. То есть, почистить их с помощью наждачной бумаги с тем, чтобы избавиться от нагара. Аналогичную процедуру нужно выполнить и с их посадочными местами. С помощью слесарного инструмента (лучше всего с помощью отвертки с плоским жалом) почистить посадочное место, удалив оттуда грязь и нагар. Сборка корпуса реле происходит в обратном порядке.
Разборка и сборка разборного реле происходит аналогично. Для этого нужно раскрутить болты-шпильки и разобрать его корпус. Так вы доберетесь до внутренних элементов устройства. Работы по ревизии проводятся аналогично приведенному выше алгоритму.
Типы втягивающих реле и их производители
Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:
- для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
- для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
- для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
- для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).
Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми .
Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:
- Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
- БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
- Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
- Dynamo AD, Болгария;
- “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).
При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы .
Итоги
Втягивающее реле стартера - несложное устройство. Однако его поломка является критичной , так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ. Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим. Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле - купите аналогичное устройство и произведите его замену.
Начались траблы со стартером - перестал крутить на горрячую!!! Также досаждал кратковременный вжик 1-сек. после запуска. Новый стартер в эксзисте в районе 5-7 тыс. руб. Вывод -пробуем снять, разобрать, если не получиться сделать - выбрасывать и покупать новый.Порядок выполнения действий:
1.Снимаем минус с аккумулятора,снимаем защитный щиток с надписью ниссан, отключаем датчик ДМРВ, откручиваем систему с воздушным фильтром(один болт на 8 снаружи, 2 внутри -надо вскрыть коробушку с воздушным фильтром), снимаем защитную клипсу,полностью с гофрой вынимаем систему воздушного фильтра из под капота.
2. Верхний болт крепления стартера находится как раз за фоздуханом, откручиваем его, тут же снимаем фишку с разъема стартера, находится на стартере. Ослабляем болт крепления со стороны салона
3. Нижний болт крепления стартера откручивается из ямы, поэтому снимаем защиту двигателя, снимаем защитный пластиковый щиток, который ближе к правому колесу, накидной трещеткой откручиваем нижний болт крепления стартера и плюсовую клемму, не переломав руки пытаемся сдернуть стартер с места и вуаля он у нас в руках.
4. Препарируем стартер, заранее сделав насечку на корпусе, дабы потом не ошибиться со сборкой (это очень важно, первый раз провернули корпус относительно щеток-не запустился).
5. Смотрим износ щеток, у меня был еще в норме. чистим все от нагара. продуваем компрессором.
6. У меня не крутил стартер на горячую, поэтому дружище сразу подсказал разбирать втягивающее реле:
6,1 откручиваем втягивающее реле от стартера, зажимаем не сильно в тисках контактами вверх, аккуратно развальцовываем отверткой, постукивая маленьким молотком по краю завальцованного ободка.
6,2 после развальцовки, паяльником или (лучше)промышленным феном отпаиваем контакты выходящие на корпус втягивающего реле, убираем лишний припой и вытаскиваем контактную площадку из корпуса втягивающего реле.
6,3 переворачиваем контактную площадку и видим подгоревшие пятаки или неравномерно изношенные пятаки.
6.4 снимаем прижимные контр шайбы они откручиваться сверху по резбе(я срезал болгаркой, чтобы не завалить резьбу на медных контактах), вытаскиваем пятаки проворачиваем их на 180 градусов и вставляем обратно контрим новыми контр шайбами.
6.5 продуваем втягивающее компрессором если много грязи, вставляем обратно контактную площадку припаиваем наружные контакты, аккуратно завальцовываем корпус втягивающего реле молоточком по кругу.
6.6 Если все правильно сделали подав 12 в. на контакты втягивающего реле видим как оно срабатывает
7. Собираем стартер в обратной последовательности соблюдая риски сделанные до его разборки предварительно смазав термосмазкой передний и задний подшипники и шестерни стартера.
8. Проверяем работу стартера подав 12 в. на его контакты - должен безбожно крутить!!!
9. Устанавливаем стартер в обратной последовательности, прикручиваем и устанавливаем систему воздушного фильтра.
10. Пробуем запускать- должно маслать не подетски если все правильно сделали.
p.s. у меня первый раз не заработал потому-что ошиблись при сборке не соблюли риски нанесенные до разборки, поэтому обратите на это внимание!!!
Прежде чем приступить к диагностике стоит знать назначение втягивающего реле. Эта деталь стартера служит для подачи тока на электродвигатель стартера и привода бендикса для зацепления его с маховиком. В данной статье будет подробно описано устройство и работа втягивающего реле стартера, а также диагностика и его ремонт.
Как работает втягивающее реле стартера
Вся работа реле базируется на принципе электромагнетизма. Есть сердечник, устройство которого напоминает полую трубку с расположенным внутри якорем, который, в свою очередь оснащен проволочной обмоткой. При появлении тока в катушке образуется электромагнитное поле, которое заставляет якорь войти в сердечник. После отключения подачи тока якорь может перемещаться свободно, что позволяет ему автоматически произвести разъединения бендикса с маховиком.
В большинстве случаев втягивающее реле стартера состоит из корпуса, магнита с обмотками, якоря, возвратной пружины, контактов. Катушка реле напрямую подключена к электромотору стартера и к клемме, через которую производится управление включения стартера. В свою очередь удерживающая катушка подключается к выводу управления, который контактирует с корпусом стартера.
При подачи на контакт управления электротока в катушке создается электромагнитная индукция, которая, в свою очередь, образует электромагнитное поле, приводящее в движение якорь. Якорь с бендиксом входит в зацепление с маховиком и в это же время замыкаются контакты, через которые ток от АКБ подается к электродвигателю стартера и тот в свою очередь крутит маховик двигателя.
После запуска двигатель, когда ключ зажигание откидывается с положения “START” происходит отключение питания и якорь возвращается в исходное положение, при этом контакты питания электромотора размыкаются и тот останавливаются.
Диагностируем поломки втягивающего реле
Как правило, сам стартер и его втягивающее реле узел надежный и выходит из строя не так часто. Основной причиной поломки в большинстве случаев является физический износ деталей стартера, подгорание контактов, а также разрушение компонентов. Признаками выхода из строя втягивающего реле являются невозможность отключения стартера после запуска двигателя, при этом слышно характерное жужжание. Вращение стартера, но при этом маховик не прокручивается, а двигатель не запускается. При повороте в положение “START” стартер не включается, место этого слышен только щелчок.
Как проверить работу втягивающего реле стартера
Как известно работа втягивающего реле стартера основана на принципе электромагнетизма, во время подачи тока на обмотку якорь приходит в движение при этом изменяется положение бендикса и он входит в зацепление с маховиком, если хот один из вышеперечисленных элементов выходит из строя запуск двигателя стает невозможным. Чтобы проверить стартер его нет необходимости снимать с двигателя автомобиля, для этого достаточно замкнуть контактные болты на задней части реле гаечным ключом, что позволит направить ток на мотор стартера. Если при этом электродвигатель работает, следовательно, причина в отказе втягивающего реле. Если же вовремя замыкания контактов реле щелкает а мотор стартер не крутится, значит проблема в электродвигателе.
Ремонт втягивающего реле
Если в ходе диагностики вы пришли к выводу, что вышло из строя, то в большинстве случаев ремонт его будет заключаться в его замене, так как восстановить его работоспособность довольно трудоемкий процесс, к тому же многие производители делают втягивающее реле стартера не разборным. Иногда, если реле можно разобрать, можно ограничиться простой очисткой от загрязнения всех его элементов.