Современный ритм жизни способствовал тому, что мотто-скутеры приобрели широкую популярность. Благодаря двигателю объёмом 49 см3, легкости конструкции и простоте управления ими пользуются как молодые люди, перемещаясь в черте города, так и взрослые, отправляясь по делам, в магазин или на дачу. Минусом является то, что с приходом зимы ездить на скутере становиться неудобно и опасно, так как небольшой диаметр колес, даже на зимней резине, не позволяет уверенно управлять таким транспортным средством на обледенелых и покрытых снегом дорогах.
Чтобы решить эту проблему, на мотоцикле на место заднего колеса установите гусеничный движитель. Это позволит превратить транспортное средство в снегоход, который сможет ездить по неглубокому снегу.
Гусеницы для снегохода своими руками
В качестве движителя можно использовать детали гусеницы от снегохода «Буран» (фото 1) , но если такую найти не удастся, вы можете приобрести новую. Из одной такой гусеницы вы сделаете 4 заготовки. Если у вас есть друзья-единомышленники, объединитесь с ними и уже совместно купите необходимую деталь. В этом случае, стоимость гусеницы для каждого участника будет заметно ниже.Я связался с компанией, которая поставляет комплекты движителей, и заполучил у них как запасные запчасти пластмассовую лыжу без крепления к вилке и неширокую резиновую гусеницу.
Из скутера детский снегоход своими руками
Конструкцию скутера значительно изменять не нужно. Это позволит с минимальными затратами сил и времени вернуть на место стандартную комплектацию транспортного средства с окончанием зимы и снова использовать его в теплое время года.Если у Вас нет токарных и фрезерных станков для изготовления необходимых деталей, можно купить уже готовые, или использовать те, которые найдутся в вашем гараже и на разборке автомобилей. Также, некоторые элементы под силу будет сделать самостоятельно с помощью простых инструментов и сварочного аппарата.
В торгующем запасными частями к снегоходам магазине я купил ведомую звездочку гусеницы снегохода «Буран». Приобрёл ещё два колёсика от стандартного китайского самоката для деток и два небольших резиновых колеса с роликовыми подшипниками от тележки. Передаточное отношение в трансмиссии скутера рассчитано на эксплуатацию этого транспорта по хорошим дорогам со скоростью до 40-60 км/ч. При движении по заснеженным дорогам нагрузка на двигатель возрастёт, и его мощности может не хватить, а скорость 40-60 км/ч на заснеженных и скользких дорогах вообще опасна. Потому я изменил передаточное отношение, поставив вместо ведущего колеса скутера колесо меньшего диаметра от спортивного автомобиля-карта. Для этого мне пришлось из старого помятого диска ведущего колеса мопеда вырезать тормозной барабан со шлицами для ведущего вала и просверлить в нём отверстия для крепления колёсного диска меньшего диаметра (фото 2) .
Чтобы гусеница не проскальзывала и не сползала с колеса во время движения, я сделал специальные зацепы (фото 3) из пластмассовых водопроводных труб, которые входят в отверстия на гусенице. Подобрать резиновую покрышку, чтобы длина её окружности была кратна целому количеству шагов отверстий на гусенице, практически невозможно. Я изготовил из полоски кровельного металла бандаж необходимого диаметра, на котором при помощи мебельных болтов-глухарей Мб с большой шляпкой, на равном расстоянии друг от друга, с шагом соответствующим расположению отверстий на гусенице закрепил зацепы (фото 4) . Бандаж надел на колесо и прикрепил к покрышке при помощи тех же болтов (фото 5) .
У меня из обычного колеса получилась импровизированная мягкая ведущая звёздочка для гусеницы.
Ведомую звёздочку я сделал, соединив болтами М8 готовую пластмассовую ведущую звёздочку снегохода «Буран» с двумя резиновыми колёсиками от тележки с роликовыми подшипниками. Для оси подошла шпилька с резьбой М10 (фото 6) .
Раму гусеничного движителя изготовил с использованием металлических уголков и труб квадратного сечения (фото 7) . Размеры рамы и различных её деталей не привожу, так как желающие повторить конструкцию будут ориентироваться на марку своего скутера и размеры выбранной ими гусеницы.
Для своего мопеда я приобрёл специальную лыжу из комплекта для мотоцикла, но вполне подойдёт обычная широкая самодельная деревянная лыжа или пластмассовая - от детского снегоката «Аргамак», только снизу к ней надо обязательно приделать металлический конёк (подрез), чтобы на скользкой дороге скутер не терял управление. Лыжа прикрепляется к передней вилке скутера через специальную стойку и имеет две степени свободы движения, благодаря чему при наклоне скутера влево или вправо лыжа всей плоскостью остаётся на снегу.
Пластиковый обвес скутера на морозе очень хрупкий и к тому же имеет карманы. Попадающий в них снег подтаивает в гараже, а потом замерзает, увеличивая тем самым массу скутера. Я решил сделать минимальный кожух над гусеницей, широкую площадку для ног и декоративный щиток на переднюю вилку, а для дальних поездок в холодную и ветреную погоду устанавливаю лобовое стекло.
Самостоятельно изготовить из стеклопластика кожух на гусеницу несложно, но, прежде чем клеить кожух, надо сделать матрицу. Из подходящего по размерам куска оргстекла, поликарбоната или любой другой пластмассы вырезаем боковину будущего кожуха (фото 19) .
Кладём её на лист большего размера, который послужит другой стенкой матрицы, и при помощи термоклея по периметру боковины крепим пластмассовые уголки.
Теперь отрезаем полоску тонкого и гибкого пластика, по ширине равную будущему кожуху. Собираем матрицу, с клеем прикрепляя на уголках ранее выкроенную боковину, днище и большую панель. Стыки деталей промазываем пластилином. Таким образом, получилась матрица для выклейки кожуха гусеницы.
Затем нарезаем стеклоткань на куски нужного размера и, промазывая эпоксидной смолой, плотно укладываем их в матрицу. Через сутки матрицу разбираем и извлекаем получившийся кожух. Остаётся срезать излишки стеклопластика по контуру и красить изделие.
По подобной технологии изготовлена и площадка для ног, только добавил порошок серебрянки в эпоксидную смолу для придания ей вязкости и цвета.
Настала любимая многими зимняя пора. Активные забавы на свежем воздухе – залог иммунитета и хорошего здоровья. Что относится к зимним играм? Катание на санях, на ледяных горках, на лыжах, на коньках. Это традиционные занятия. Если в детском возрасте кататься на горке очень интересно, то в более взрослом хочется новых, более экстремальных ощущений. На помощь приходит современное изобретение – снегоход.
Вот где можно развернуться. Настоящий подарок для любителей активного отдыха. Однако его стоимость быстро снижает пыл активистов. Что делать в данном случае? Вернуться на лыжную трассу? Ни в коем случае. У вас есть голова на плечах и умелые руки – воспользуйтесь ими и сделайте свой снегоход самостоятельно. Как сделать снегоход своими руками? Не стоит думать, что это так сложно. На самом деле, это под силу практически каждому. Необходимо лишь прислушаться к следующим рекомендациям.
Придумать идею и сделать – разные вещи. Многие боятся взяться за самостоятельное изготовление именно потому, что им кажется, что сборка снегохода – очень сложный и практически невыполнимый процесс. На самом деле это совсем не так. Здесь только нужен правильный подход к работе.
Итак, вы решили самостоятельно собрать снегоход. Не стоит сразу же браться за работу. Это не приведет к хорошим результатам. Необходимо хорошо подготовиться:
- продумайте, зачем и когда будет использоваться ваш снегоход;
- сможете ли вы самостоятельно собрать модель, или вам потребуется посторонняя помощь;
- какие детали из черных и цветных металлов имеются у вас в наличии;
- есть ли у вас необходимые для работы инструменты. Если нет – заранее попросите их у близких или соседей;
- просчитайте, на какой финансовый бюджет вы сможете рассчитывать при сборке.
А сможем ли?
Как сделать снегоход своими руками? Для этого потребуются технические знания и навыки. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно справиться с задачей, обратитесь за помощью к друзьям или родственникам. Возможно, они смогут вам помочь. Если и они не уверены в своих силах, лучше отложить процесс сборки снегохода до тех пор, пока вы самостоятельно не изучите все аспекты его изготовления и не будете на 100% знать, что сможете справиться с поставленной задачей.
Помните, что любой снегоход, даже выполненный по наиболее простой схеме – достаточно сложная техника. Если вы ни разу не сталкивались с ремонтом транспорта или ремонтом сложных технических приборов, обязательно возьмите к себе в помощники напарника.
Если у вас или у вашего напарника окажутся так называемые «золотые руки», то для вас сборка снегохода, даже выполненного по самой сложной инструкции, покажется просто процессом сборки детского конструктора. Поэтому смело принимайтесь за работу и используйте самые сложные чертежи.
Какие нужны материалы
Прежде, чем начать детальное изучение чертежей и инструкций, продумайте, а из чего вы будете собирать модель?
Для этого стоит проанализировать содержимое гаражей и подвалов, поспрашивать соседей и знакомых и походить по рыночным рядам. После того, как вы примерно определили, какие материалы можно использовать при сборке, можно начинать первый этап работы.
Итак, для начала стоит определить, какой материал послужит основой для главной части нашего снегохода. Умелые мастера скажут, что собрать конструкцию можно из чего угодно. Из того, что попадется под руку. Наиболее распространенные варианты использованных материалов:
- детали от велосипеда;
- детали от мотоцикла;
- детали от мопеда;
- просто подручные средства от любого типа транспорта.
В зависимости от того, какая деталь станет основной в нашей сборке, зависит и вся последующая конструкция. Многие умельцы рекомендуют изготавливать снегоход из мотоцикла, потому что его конструкция наиболее подходит для «снежного транспорта». Также опытные мастера утверждают, что на снегоходе, выполненном из мотоцикла, можно прочувствовать всю мощь и силу транспорта. Незабываемые ощущения гарантированы.
Если под рукой не окажется ни одного из предложенных типов транспорта, не стоит отчаиваться. Найдите или разработайте чертежи изготовления, и самостоятельно соберите модель из того, что окажется под рукой. Можно проконсультироваться у более опытных мастеров.
Разрабатываем конструкцию
После того, как мы определились с типами используемых материалов, необходимо разработать основной план работы и выбрать конструкцию сборки.
Чтобы сделать самодельный снегоход своими руками, потребуется проанализировать свои знания, умения и возможности и выбрать один из вариантов выполнения работы:
- изготовление модели в соответствии с инструкциями и чертежами;
- самостоятельная сборка, зависящая только от ваших умений и фантазии.
Если вы являетесь настоящим мастером своего дела, то можете не использовать стандартные чертежи, и попробовать изготовить модель самостоятельно в соответствии с вашими предпочтениями и пожеланиями.
Как это работает?
Самое главное в самостоятельной сборке и изготовлении – понять основной принцип работы модели. Как только вы поймете, как работает снегоход и что заставляет его двигаться, вы сможете самостоятельно разобраться в том, какие детали нам потребуются для работы и куда их следует устанавливать.
Каковы же принципы работы любого снегохода, в том числе и самодельного:
- чтобы модель смогла держаться на снегу и удерживать вас и пассажиров, необходимо, чтобы у нее была широкая площадь опоры. Ее размеры должны быть по максимуму большими. От этого зависит его устойчивость и работоспособность;
- вес конструкции. Здесь все понятно: чем меньше весит наше устройство, тем легче ему будет передвигаться по снегу. Поэтому при сборке обращайте внимание на вес деталей.
Примерные варианты конструкций
На основе изучения принципов работы нашего самодельного транспорта можно разработать примерные схемы, из чего будет состоять модель и что приведет ее в движение:
- используем в качестве основной движущей силы 1 гусеницу, в качестве дополнительной устанавливаем 2 лыжи;
- основная движущая сила состоит из 2 гусениц. Для опор используется 1 лыжа.
Данная конструкция основана на основных физических законах: для того, чтобы модель могла удержаться на снегу, нам необходимо использовать 3 опорные точки. Чтобы снегоход мог самостоятельно передвигаться, необходима движущая сила. В ее качестве выступает гусеница. Чтобы обеспечить оптимальный уровень скольжения по снегу, необходимо использовать лыжи.
Самостоятельная сборка
Наиболее простой вариант сборки изделия состоит из использования мотоцикла и дополнительных инструментов.
Примерная пошаговая инструкция самостоятельного изготовления:
- устанавливаем переднюю опорную лыжу. Для этого можно снять переднее колесо и вместо него установить лыжу. Конструкция допускает, если колесо останется на месте. В этом случае лыжа устанавливается на него;
- увеличиваем площадь опоры. Для этого нам понадобится широкий металлический лист. Закрепляем его чуть выше заднего колеса. Чтобы заднее колесо свободно вращалось, делаем в металлическом листе прорезь по его размерам;
- на заднем колесе закрепляем 2 гусеничных блока (слева и справа).
Если наша конструкция состоит из 2 лыж и одного гусеничного блока, этапы сборки несколько изменяются:
- на передней части устанавливаем и закрепляем 2 лыжи. Переднее колесо снимаем;
- увеличиваем площадь поверхности конструкции при помощи металлического листа;
- на задней части снимаем колесо и закрепляем вместо него гусеничную опору.
Эту конструкцию можно также видоизменить. Для этого на передней части устанавливаем гусеницу, а на задней – 2 лыжи.
Нам нужна долговечность
Чтобы наша самодельная модель прослужила несколько зим, необходимо бережно за ней ухаживать. Эксплуатация снегохода должна быть максимально аккуратной:
- после каждого применения конструкции необходимо проводить влажную уборку. Для этого подойдут моющие средства для чистки автомобилей;
- старайтесь, чтобы в детали двигателя не попадала вода и влага;
- смазывайте основные детали модели силиконовой смазкой или специальным спреем;
- в летний период лучше защитить двигатель от повреждения. Для этого необходимо взять промасленную ткань и закрепить ее на глушителе.
В условиях суровой русской зимы неплохо бы иметь снегоход. Раньше такая машина была роскошью, и купить ее можно было только заграницей. Сегодня же, это средство передвижения можно встретить практически в любом мотосалоне. Снегоход можно приобрести просто для развлечения (для езды на зимнюю рыбалку и охоту), порой без него не обойтись и на работе (спасателям, лесникам, геодезистам). Стоимость снегохода зависит от фирмы производителя, модификации, мощности и других факторов. Самая простая модель может стоить около 100 000 руб., а цена более продвинутого снегохода доходит до 1 000 000 руб. Конечно, если эта техника необходима для работы, то экономить не стоит, ведь от надежности снегохода могут зависеть жизни людей, особенно, если он эксплуатируется спасателями. А вот для развлечения можно собрать эту чудо-машину и в домашних условиях.
Самодельный снегоход, сможет соорудить любой человек мало-мальски разбирающийся в технике. Перед тем как начать делать снегоход, нужно понять какие преимущества вы от этого получите.
Плюсы самостоятельной сборки:
- Стоимость. Для некоторых это может выступать самым главным плюсом. Цена самодельного снегохода обойдется в разы дешевле, чем, если приобретать его в магазине.
- Характеристики. Делая снежный агрегат, вы сами контролируете весь процесс, выбираете конфигурацию, мощность и внешний вид.
- Надежность. Собирая аппарат самостоятельно, вы будете использовать самые лучшие комплектующие и детали.
Качественно сделанную машину своими руками можно использовать не только в городе, на ней вполне безопасно выезжать за пределы населенных пунктов, на горнолыжные базы и путешествовать по бездорожью.
С чего начать?
Лучше всего начать работу по сборке аппарата своими руками с чертежей. Для создания чертежа не лишними будут инженерные навыки. Однако если вы в этом не преуспели, то стоит воспользоваться интернетом и распечатать готовую схему. Во всемирной паутине есть возможность найти чертежи снегоходов разных модификаций, от самых простых и дешевых вариантов до сложных, сконструировать которые под силу лишь опытному механику. Чертежи есть в общем доступе, распечатав которые вы без труда соорудите машину мечты.
Изучая чертежи, обратите внимание на массу агрегата, чем он будет легче, тем выше будет его проходимость. Снегоход с легкостью будет маневрировать по рыхлому и глубокому снегу. Однако не только масса готового изделия влияет на проходимость, не менее важна опорная площадь гусеницы.
Из чего состоит снегоход?
Любые снегоходы состоят из основных деталей, которые будут не измены вне зависимости от модификации аппарата, таких как:
- Рама. Можно использовать раму от старого мотоцикла или мотороллера, если таковая отсутствует, то можно сварить ее на заказ. Токарь запросто справится с такой задачей.
- Двигатель. Можно использовать мотор от мотоблока, хотя стоит сказать, что при его мощности, получившееся изделие лучше назвать детским снегоходом, разогнать его до приличной скорости не выйдет. Есть альтернатива использовать мотор от мотоцикла или скутера. Выбор двигателя зависит еще и от массы снегохода.
- Гусеницы. Самая важная и одновременно сложная деталь снегохода.
- Привод. Соединяет двигатель и гусеницу. Для привода отлично подходит цепь от мотоцикла.
- Руль. Тут нужно отталкиваться от личных предпочтений и удобства, но чаще всего он также берется от скутера или мотоцикла.
- Лыжи. Здесь используется готовый вариант, если таковой имеется или можно сделать лыжи из фанеры. Лучше отдать предпочтение листам фанеры толщиной не менее 3 мм.
- Топливный бак. Для этой детали следует выбрать емкость из пластика или металла. Вместимость 15 литров вполне достаточна для того чтобы преодолевать большие расстояния при этом она не займет много места.
- Сиденье. Лучше всего изготовить на заказ, так как самодельный снегоход будет эксплуатироваться в суровых условиях, следует отдать предпочтение прочным, износостойким материалам. Не забывайте об удобстве, вы должны чувствовать на нем себя комфортно.
Можно ли сделать гусеницы самому?
Это самый сложный элемент, для самостоятельного изготовления. Гусеницы машины играют решающую роль в том, какую скорость будет развивать агрегат, и какова будет сцепка с ледяным покрытием. Качественно сделанные кустарным способом гусеницы способны прослужить достаточно долгое время. Чаще всего для гусениц используют покрышки от автомобиля. Для начала нужно освободить покрышки от бортов, оставив лишь гибкую дорожку. Теперь нужно изготовить грунтозацепы. Для этого используют пластиковую трубу диаметром 4 см. Ее нужно распилить на части длинной 50 см, получившиеся заготовки распилить еще вдоль. Эти детали крепятся к покрышке болтами. Важно соблюсти одинаковый интервал крепления грунтозацепов, в противном случае гусеница будет соскакивать с катка. Оптимально будет крепить их на расстоянии 5 см друг от друга.
Аналогичным методом делают гусеницы. Для их изготовления нужно использовать транспортерную ленту, которую следует отрезать, сделав длину оптимальной для самодельного агрегата. Важно правильно и надежно сцепить обрезанную ленту. Для этого ее концы накладываются друг на друга на 5 см и фиксируются болтами.
Как вариант, для изготовления гусениц можно воспользоваться клиновыми ремнями. Они скрепляются грунтозацепами, образуя гусеницу с готовыми выемками под шестерню.
Делая гусеницы своими руками нужно учесть такой нюанс: чем больше площадь гусеницы, тем лучше аппарат будет проходить по сугробам, но в управлении будет хуже. В магазинах, готовые изделия чаще всего представлены в трех вариантах, со стандартными гусеницами, широкими гусеницами и сверхширокими.
Чтобы упростить себе задачу, вместо самостоятельного производства, можно приобрести гусеницы в магазине. Таким образом, вы получите возможность приобрести гусеницы подходящие под рельеф местности и условий перемещения.
Особенности сборки
Готовую раму, сваренную собственноручно или позаимствованную от другой техники нужно оснастить рулем с помощью сварки. Двигатель устанавливается строго в соответствии с чертежом. Лучше всего, чтобы он располагался как можно ближе к карбюратору. На готовую конструкцию нужно установить гусеницы, которые были изготовлены заранее.
Когда проделана основная работа, можно приступать к подключению бака, тросов газа и тормоза, установке сиденья.
Самый простой способ изготовления снегохода
Взять за основу мотоблок и видоизменить его в снегоход – это, наверное, самый легкий способ для создания агрегата для передвижения по снегу. Его можно использовать полностью, можно взять лишь некоторые детали.
Если мотоблок используется полностью, то к нему нужно приварить раму с задней осью и модифицировать рабочий вал в привод, который должен передавать вращающие движения от двигателя к гусенице.
Если использовать мотоблок не полностью, то из него следует взять только двигатель и рулевую вилку. На нижнюю часть вилки нужно будет установить гусеницы.
В этом случае нужно также учитывать, что мощность мотоблока рассчитана на вес и давление колес, которые меньше чем гусеницы. Для того чтобы избежать лишней траты бензина и амортизации деталей, колеса снегохода должны быть с низким давлением.
Мини самодельный снегоход легок в управлении. К слову сказать, если самодельный снегоход получился не очень мощный и развивает скорость до 15 км/час, то оснащать его тормозами не обязательно. Для остановки самодельного снегохода достаточно просто снизить обороты, и он остановится сам.
Подойдя к работе серьезно и изучив всю имеющуюся информацию, наверняка вы будете гордиться своим агрегатом собранным собственноручно!
Во время холодов транспорт на двух колесах становится неактуальным, а на заснеженных просторах проехать иногда невозможно даже на автомобиле. Что же делать в ситуации, если денег на покупку более приспособленного к суровой зиме транспорта нет?
В этом случае можно изготовить самодельный снегоход. Зимние транспортные средства чаще всего оснащаются гусеничным приводом, спереди устанавливаются рулевые лыжи. Снегоход обладает высокой проходимостью, легким весом (70-80 кг), что позволяет ему ездить как по ценному снегу, так и по укатанным заснеженным дорогам. Управлять этим транспортным средством просто, а развиваемая скорость невелика. Так что ездить на снегоходе зимой загородом – это не только удобно, но и безопасно.
Особенности самодельных снегоходов
Продажей снегоходов на территории СНГ занимается огромное количество компаний. Но цены на них высоки даже для семей с приличными доходами. Если вы не хотите переплачивать деньги за рекламу и являетесь трудолюбивым и креативным человеком, то попробуйте сделать самодельный снегоход.
Сделанный собственноручно самоход стоит в 7-10 раз дешевле, чем самые дешевые модели, изготовленные заводским образом.
Успешность собственноручного изготовления снегохода зависит от нескольких факторов:
- ваше личное мастерство;
- ваше инженерно-конструкторское мышление;
- наличие деталей и агрегатов от других снегоходов, мотоциклов и прочего.
Следует иметь в виду, что езда на снегоходе, как и на любом транспортном средстве, сопряжена с повышенной опасностью. Несмотря на то, что самодельные аппараты, как правило, не способны развивать скорость более 15 км/ч, к качеству деталей, к сварке, к креплению элементов болтами следует подходить со всей серьезностью. Вопрос эксплуатационной безопасности и надежности конечного агрегата должен являться основным для любого человека, имеющего намерение смастерить снегоход собственными руками.
Подготовка
Перед тем, как приступить к изготовлению снегохода, необходимо рассчитать основные параметры аппарата. Если вы немного инженер-конструктор, то уместно сделать чертеж агрегата. В принципе все снегоходы устроены одинаково и просто. Ваша задача – сделать надежный аппарат по образцу и подобию всех других вариантов этого класса транспортного средства.
Что потребуется для изготовления:
- Труба для рамы, для подвесок и других каркасных элементов.
Экспериментальным путем было установлено, что оптимальный диаметр трубы – 40 мм. Если вы используете профиль, то будет достаточно 25 х 25 мм. Толщина стенки – 2 мм. При меньших параметрах – будет снижена устойчивость аппарата к деформациям. При больших – произойдет утяжеление машины, что, соответственно, отразится на и без того не блестящих ездовых характеристиках.
- Колеса с резиной на оси.
Подойдут колеса от квадроциклов (небольших моделей с диаметром колеса 30-40 см), каких-нибудь тележек и т.д. Всего потребуется 2 оси с 2 колесами на каждой.
- Клиновые ремни или транспортерная лента.
Основной элемент «гусениц». Оптимальная толщина – 3 мм. Этого достаточно для устойчивости и износостойкости.
- ПВХ-трубы.
Из них делаются грунтозацепы — второй элемент «гусениц». Оптимальный диаметр 40 мм при толщине стенки – 5 мм.
- Двигательная установка.
Как правило, используют двигатель, карбюратор, топливный бак от мотоцикла.
- Передаточный механизм.
Как правило, используют звезды и цепь от мотоцикла, звезды от снегоходов. Ведущий вал от любого агрегата, подходящий по габаритам.
- Направляющие лыжи.
Оптимально брать лыжи от другого снегохода. Так как этот элемент должен быть максимально надежным, рассчитанным на нагрузку самого агрегата, плюс – водителя и возможных пассажиров.
- Руль.
Как правило, используют руль от мотоцикла, соответственно с ручкой газа и тросом.
- Платформа, сидение, кузов.
В принципе можно обойтись и без платформы, закрепив сидение(я) и кузов (опционально) непосредственно на раме. Но иногда на раме конструируют дополнительную платформу, например, из деревянных досок, которые обеспечивают незначительную амортизацию, позволяют разместить несколько сидений, и в тоже время несильно утяжеляют конструкцию.
- Амортизаторы.
Данный элемент вносит дополнительную сложность в конструкцию. Поэтому часто обходятся без него, тем более, если предполагается ездить по не утрамбованному снегу. Амортизация устанавливается на переднюю подвеску и сидение водителя. Можно взять от старого снегохода или от мотоцикла.
- Мелкие детали.
Помимо перечисленных выше, для изготовления снегохода потребуются другие стандартные детали: болты, шпильки, гайки, шарниры.
Как сделать: инструкция
Вначале варится каркас – рама. Очевидно, что чем больше будет рама, тем тяжелее получится аппарат и тем медленнее он будет двигаться. Оптимальная длина рамы – 2 м плюс/минус.
На раме последовательно фиксируются:
- ведущий вал с принимающей звездой;
- силовая установка с передающей звездой и бензобаком;
- передняя колесная ось (неподвижное крепление к раме сваркой или болтами);
- задняя колесная ось (крепится фиксировано при помощи подвижного направляющего элемента);
- передняя подвеска с рулевой конструкцией и направляющей лыжей (лыжами);
- сидение(я) и кузов.
Гусеницы изготавливаются из приводных клиновых ремней или транспортерной ленты. Оптимальная ширина гусениц – от 40 до 50 см. При меньшей ширине (40) снегоход будет более маневренен и лучше управляем. При большей (50+) – улучшается проходимость аппарата.
Функцию грунтозацепов выполняют распиленные вдоль пополам пвх-трубы указанного выше диаметра. Они крепятся к резиновой основе при помощи болтов и гаек. Недостаточной ширины клиновые ремни можно скреплять друг с другом металлическими грунтозацепами.
Для того чтобы иметь возможность регулировать натяжение гусеничного полотна, задняя колесная ось крепится при помощи подвижного направляющего элемента, позволяющего фиксировать положение оси в определенном положении.
Дополнительные замечания:
- Центр тяжести должен приходиться примерно на центр конструкции. Так как силовая установка крепится впереди, то сидение водителя должно быть смещено к центру над передним мостом или немного смещенным кзади.
- Расстояние между ведущим валом и силовой установкой должно быть минимальным, чтобы минимизировать потери передаваемой на вал энергии.
- Если вы устанавливаете амортизатор под сидение, то передняя опора сидения крепится на профильной дуге жестко, а сзади сидение опирается на амортизатор.
- Если вы делаете снегоход с расчетом на большую загрузку, то для снятия части веса с гусениц целесообразно установить дополнительную лыжу посредине базы (между двумя гусеницами). Эта лыжа, длинной 50-70 см, крепится непосредственно к раме. Однако такая конструкция предполагает более точный предварительный расчет с последующим выравниванием высоты «ножки», что осложняет изготовление снегохода.
- В шинах снегохода желательно поддерживать невысокое давление, чтобы избежать быстрого износа деталей и высокого расхода топлива.
Рассмотренный вариант снегохода является наиболее простым по конструкции. При наличии инструментов, сварочного аппарата он может быть собран в гараже без проблем.
Вспоминая историю создания самодельного снегохода, осознал, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по молодости (а сейчас я уже пенсионер) получил специальность слесаря и освоил самостоятельно сварочное дело, другие специальности металлообработчиков. А вот знаниями по конструированию, по правде сказать, «похвастаться» не мог, да и поучиться было негде. Строил по наитию всякие «дрындоходы» на колёсах и гусеницах: ездил на них и по бездорожью, и по снегу, но ни надёжности, ни красоты в них не было.
Но вот в начале 1988 года вышел «Моделист-конструктор», в котором была статья о снегоходе «Гусеница вокруг лыжи». Вот тут и началось!
Места у нас такие, что снежный покров лежит по полгода и даже более! Местные дороги чистят, как правило, не вовремя, да и то так, чтобы только вездеходный грузовик мог проехать. Ну а о просёлках уж и говорить нечего. К тому же у меня были увлечения: охота и рыбалка. Вот всё это и сподвигнуло сделать добротный проходимый снегоход.
Построил для себя, помогал друзьям, родным, набирался опыта. Постоянно совершенствовал конструкцию «по законам эволюции»: заменял тяжёлое – на лёгкое, ненадёжное – на прочное, внедрял подвески: рессорные, пружинные, амортизаторные. Всего построил больше десятка снегоходов: на гусеницах с деревянными и полиэтиленовыми траками вокруг лыжи-скпиза; резиновый с блоком катков; и с одной управляющей лыжей, и с двумя.
рассказ поведу о последнем своём снегоходе. Не могу сказать, что он не имеет недостатков, но в его конструкцию я вложил весь накопленный опыт и машина получилась, вроде бы, удачная, хотя и без излишеств (или, как сейчас говорят, – утилитарная), но смотрится неплохо, и надёжность на высоте.
Компоновочная схема снегохода выбрана наиболее распространённая, как на подобных отечественных машинах, так и на зарубежных: две передние управляемые лыжи; силовой агрегат, расположенный впереди под капотом; далее – гусеничный блок, а над ним сиденье и позади – багажник. Общая длина снегохода – 2300 мм, ширина по наружным краям лыж 900 мм, высота до руля – 1000 мм, до сиденья – 700 мм.
1 – управляемая лыжа (2 шт.); 2 – подвеска управляемой лыжи (2 шт.); 3 – дуга (труба Ø32); 4 – капот (от бокового прицепа мотоцикла «Ява»); 5 – ветровое стекло; 6 – руль; 7 – топливный бак (сварен из двух мопедных); 8 – сиденье; 9 – инструментальный ящик; 10 – ограждение багажника (труба Ø16); 11 – брызговик (стальной лист s0,5); 12 – пружинный амортизатор подвески натяжных маятниковых рычагов гусеничного блока (2 шт.); 13 – фара; 14 – гусеничный блок
1 – нижний лонжерон (труба 28×25, 2 шт.); 2 – верхний лонжерон (труба 20×20, 2 шт.); 3 – Г-образный кронштейн крепления корпуса опорного подшипника удлинителя выходного вала силового агрегата (труба 28×25); 4 – под-косная межлонжеронная стойка (труба 20×20); 5 – вынос (труба 28×25,2 шт.); 6 – опорная планка стакана рулевого вала (стальной лист s3); 7 – стакан рулевого вала (труба Ø32); 8 – рулевая колонка (труба Ø32); 9 – стойка-дуга, 2 шт.); 10 – подседельная рамка (труба Ø20); 11 – подседельная стойка (труба Ø20); 12 – обвязка инструментального ящика (стальной уголок 20×15); 13 – вваренный кронштейн крепления гусеничного блока и натяжения гусеницы (2 шт.); 14 – подкос кронштейна (труба 20×20, 2 шт.); 15 – полурамка площадки багажника (труба 20×20); 16 – ушко крепления заднего амортизатора (сталь s4,2 шт.); 17 – подкос полурамки багажника (труба 15х 15,2 шт.); 18 – подкос нижнего лонжерона (труба 28×25,2 шт.); 19 – траверса (труба 28×25); 20 – поперечина выносов (труба 28×25); 21 – поперечины подвески рулевой колонки (труба Ø16); 22 – моторный подрамник (труба 28×25); 23 – стяжка-опора (стальная пластина); 24 – поперечина нижних лонжеронов (труба 28×25); 25 – стяжка-замок топливного бака; 26 – продольный элемент подседельной ниши (труба 20×20,2 шт.); 27 – втулка шкворня (велосипедная, усиленная, 2 шт.); 28 – подкос втулки шкворня (труба 20×20, 2 шт.)
Под капотом:
а – вид справа; б – вид слева
Силовой агрегат (двигатель, сцепление и коробка перемены передач в одном блоке) – «Тула-200м» производства ТМЗ (Тульского машиностроительного завода). Ставился он на всякую производимую в Туле мототехнику: мотороллеры (в том числе и на грузовой «Муравей»), мотоциклы и др. Агрегат довольно надёжный, хотя и тяжеловат.
Мощность нового мотора составляла 11 л.с. с числом оборотов до 3600 в минуту. Но ему уже не один десяток лет. Однако сил восемь-девять, по моим ощущениям, в нём ещё сохранились. Двигатель рабочим объёмом 196 см3, двухтактный и работает на смеси низкооктанового бензина с моторным маслом (типа «Автол») в соотношении 10:1.
Цилиндр снабжён штатным принудительным воздушным охлаждением.
Коробка передач имеет передаточное число 2,353.
Для передачи вращения с вторичного (выходного) вала на звёздочку приводного вала пришлось сделать сварной удлинитель из трубы со шлицевыми наконечниками. На одном конце внутренние шлицы нарезаны непосредственно в трубе (для насаживания удлинителя на вал). На другом – наружные шлицы для переходника, посадочное место под подшипник и резьба М20х1,5 для крепления на удлинителе звёздочки, выполнены на приварном наконечнике.
Забегая вперёд, отмечу, что точно такой же наконечник приварен к приводному валу гусеницы, который изготовлен из натяжной задней оси гусеницы от снегохода «Буран».
Рама снегохода – пространственная, сварена из стальных труб прямоугольного, квадратного и круглого сечений.
Основа рамы – два парных трубчатых лонжерона – верхний и нижний. Верхний лонжерон каждой пары выполнен из трубы сечением 20×20 мм. Из такой же трубы и большинство вспомогательных элементов: промежуточные поперечины, подкосы и даже задняя рамка багажной площадки. Нижние лонжероны – из трубы сечением 28×25 мм – это самая толстая труба в конструкции рамы. Из такой же трубы передняя траверса, передние поперечины и консоли, подмоторный хребет.
Надо сказать, что трубы рамы – сечения небольшого и даже не толстостенные. А потому в местах, где сверлил отверстия, в них вставлял втулки и приваривал по кругу.
Надстройка рамы (стойки, дуги) изготовлена из круглой трубы диаметром 20 мм – от старых стульев, тонкостенных, но достаточно прочных. Вот только сваривать их было сложновато, но если это делать с помощью аппарата-полуавтомата, то процесс значительно облегчается. Рамка багажника под сиденьем, также как и рамка срединной части площадки, – из равнополочного 15-мм уголка. Между этими рамками я укладываю длинномерные вещи, например лыжи. Колонка рулевого вала – из трубы диаметром 32 мм – встроена в переднюю часть надстройки. Втулки поворотных шкворней вырезаны из велосипедных рам и приварены к концам траверсы. В раму также интегрированы (приварены к задним концам нижних лонжеронов) кронштейны узлов натяжения гусеницы. Эти же кронштейны служат и местами крепления к раме корпусов подшипников балансирного вала гусеницы. Кроме того, к элементам рамы приварены многочисленные ушки, проушины для установки силового агрегата, топливного бака, сиденья, амортизаторов и пр.
1 – удлинитель; 2 – наконечник для насадки на вал; 3 – наконечник для ведущей шестерни
1 – гусеница; 2 – приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 3 – узел приводного вала гусеницы; 4 – рессора (2 шт.); 5 – кронштейн балансирного блока (2 шт.); 6 – маятниковый рычаг натяжной оси (2 шт.); 7 – натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 8 – опорный каток (10 шт.); 9 – крайняя тележка (2 шт.); 10 – средняя тележка; 11 – ось балансирного блока; 12 – поддерживающий каток (2 шт.); 13 – корпус с подшипником оси балансирного блока (2 шт.); 14 – кронштейн крепления рессоры к оси балансирного блока (2 шт.)
Гусеничный блок (точнее – его продольная половинка) позаимствован от старого промышленного снегохода «Буран». Почему половинка? Да потому, что, во-первых, – легче. Во вторых -меньше затрат и проще конструкция. Ну а в-третьих, предполагал ездить не по снежной целине, а по следам «первопроходцев».
Однако в сочетании с парой довольно широких лыж снегоход уверенно преодолевает и глубокие сугробы, и свежевыпавшие «пухляки».
Крайние тележки переделаны – пружины удалены, а втулки сварены между собой, так как тележки балансируют сами по себе, сидя на своей оси на концах рессор.
Переделан и узел натяжения гусеницы. Передние концы его маятниковых рычагов сидят на общей оси с рессорным балансирным узлом, а задние подвешены на самодельных пружинных амортизаторах к раме.
Движитель снегохода – резиновая гусеница шириной 380 мм (на «Буране» таких стоят две). Привод гусеницы осуществляется от приводного вала через пару 9-зубых «бурановских» капроновых колёс. Приводной вал – трубчатый. Как отмечалось ранее, он изготовлен из задней гусеничной «бурановской» оси, установлен в подшипниках 80205, корпуса которых прикреплены непосредственно к верхним лонжеронам рамы. Натяжение гусеницы осуществляется натяжной осью с зубчатыми колёсами (такими же, как и приводные) через пару маятниковых рычагов, насаженных на ось балансирной тележки (перемещением её подшипников вдоль лонжеронов рамы). Натяжной вал гусеницы (а точнее – ось, поскольку эта деталь не передаёт крутящего момента) с зубчатыми колёсами – тоже «бурановские». Контакт гусеницы с дорогой по длине – чуть более метра.
Ранее движители строил с опорной лыжей-склизом. Они хороши на «пухлом» снегу и сугробах, но очень чувствительны к твёрдым неровностям дороги. От них – не только передаётся водителю дискомфорт, но случаются поломки траков и даже самого склиза. Поэтому на этот раз решил сделать движитель с резиновой гусеницей и опорными катками, так как предполагал ездить по накатанному снегу и даже льду.
Трансмиссия снегохода, что называется, проще не бывает, хотя и не без изюминок. Состоит она из одноступенчатой цепной передачи от мотоцикла «ИЖ» с шагом 15,875 мм с парой звёздочек: ведущая имеет 15 зубьев, ведомая – 21, то есть передаточное число составляет 1,6. Вторичный (выходной) вал силового агрегата удлинён трубой с внутренними шлицами на насаживаемом на вал конце и шлицевым наконечником – на другом. Свободный конец удлинителя установлен в подшипнике 80205, корпус которого закреплён на Г-образном кронштейне, приваренным к раме. На этот наконечник через переходник с внутренними и внешними шлицами посажена ведущая звёздочка цепной передачи. Ведомая звёздочка посажена (тоже через шлицевой переходник) на шлицевой наконечник приводного вала гусеницы. Переходники изготовил из шестерён: отжёг, проточил, отфрезеровал. Благодаря шлицевым переходникам звёздочки (а, следовательно, и передаточное отношение) легко менять даже в полевых условиях под дорожные условия (точнее, под плотность и глубину снежного покрова).
Управляемые лыжи снегохода – самодельные, длиной 900 мм (заготовка – 1000 мм) и шириной 200 мм. Изготовлены из стального листа толщиной 2 мм. Полозья штампованные: по середине – треугольный паз, а по краям – отбортовки-подрезы, спереди загнуты вверх (контактная поверхность со снегом – 800 мм). Сверху к полозьям приварены продольные рёбра жёсткости П-образного сечения, выгнутые из такого же стального листа, а к ним – ушки и проушины для крепления узлов подвески, а впереди – дужки из стального 10-мм прутка.
Каждая лыжа имеет подвеску, состоящую из амортизатора (от мотороллера «Тула») и самодельного рычага из трубы квадратного сечения 20×20 мм.
Рулевое управление – смешанного типа. Сам руль – мотоциклетный рычажный, а остальное – как у автомобиля. Рулевой вал – «переломный» с карданным шарниром и даже своеобразным рулевым механизмом. «Переломным» его сделал потому, что он никак не входил в «параллель» с шкворневыми втулками (а вообще-то, прямой вал лучше). Надо обратить внимание, что нижний конец вала конструктивно оказался впереди поворотных рычагов и тяг, а сошка направлена назад. При таком положении при повороте направо руль нужно было поворачивать влево, и наоборот, что противоречило здравому смыслу. Поэтому пришлось ввести рулевой механизм, служащий для согласования поворота руля и направления лыж. Механизм представляет собой пару одинаковых шестерней в корпусе. Ведущая шестерня посредством шлицевого соединения насажена на конец рулевого вала, а вал ведомой шестерни соединён (сварен, хотя этот узел целесообразно и нетрудно сделать тоже разборным) с Т-образной сошкой. От сошки через рулевые тяги и поворотные кулаки осуществляется одновременный поворот лыж теперь в ту же сторону, в какую поворачивают руль.
Оборудование. Топливный бак сварен из двух баков от мопеда «Рига».
Сиденье – от мотоцикла «Минск» смонтировано на стойках с обшивкой из дюралюминиевого листа. Под сиденьем находится инструментальный ящик, а между ящиком и полом – свободная ниша с отверстием сзади. В неё укладываю при необходимости лыжи, лопату и другие длинномерные предметы. Капот – перекроенная передняя часть коляски (бокового прицепа) мотоцикла «Ява-350». Электрооборудование штатное. Фара – от мотоцикла «Минск».
1 – полоз; 2 – усилитель; 3 – дужка; 4 – ушко крепления амортизатора; 5 – ушко крепления рычага
1 – руль (велосипедный); 2 – верхнее колено рулевого вала; 3 – кронштейн поддержки верхнего колена рулевого вала (обстановка); 4 – карданный шарнир; 5 – рулевая колонка; 6 – нижнее колено рулевого вала; 7 – хомут шлицевого соединения нижнего колена и вала-шестерни; 8 – ведущая вал-шестерня; 9 – ведомая вал-шестерня; 10 – сошка; 11 – ось сошки и рулевых тяг; 12 – рулевая тяга (2 шт.); 13 – наконечник регулировки длины рулевой тяги (2 шт.); 14 – контргайка 15 – рулевой рычаг (2 шт.); 16 – ось тяги и рычага (2 шт.); 17 – поворотный кулак (2 шт.)
1 – приёмный патрубок; 2 – корпус; 3 – глушитель; 4 – выпускной патрубок
1 – дышло; 2 – поперечина; 3 – кронштейн-ушко (2 шт.); 4 – тяга (2 шт.); 5 – лыжа (2 шт.); 6 – кузов; 7 – стойка (10 шт.)
Санки-прицеп – самодельные. Я считаю, что лучше иметь небольшие санки, чем большой багажник на снегоходе: если где-то застрянешь, то санки можно отцепить, путь протоптать и снова прицепить. Кузов когда-то был корпусом бокового прицепа мотоцикла «Ява-350», а точнее то, что от него осталось после изготовления капота для самого снегохода. Его укоротил, вырезав около 200 мм посередине. Затем склепал переднюю и заднюю части вытяжными заклёпками. Под кузовом разместил несколько поперечин из трубы прямоугольного сечения 40×20 мм, одну из широких стенок которых оставил в качестве ушков с обоих концов. Ушки прикрепил к боковинам кузова вытяжными заклёпками.
Кузов установлен на лыжах из алюминиевых панелей электрошинопровода посредством трубчатых стоек квадратного сечения 20×20 мм. Стойки вверху приварены к поперечинам с ушками и внизу – к «пяткам» – стальным квадратным пластинам толщиной 2 мм. «Пятки» приклепал к полозьям лыж всё теми же вытяжными заклёпками.
Хочу отметить, что чертежи узлов -не рабочие, а ознакомительные: на некоторых проставлены не все размеры (например, рамы), где-то что-то может и не совпасть, так как чертежи делались по уже готовой конструкции.
А вообще-то, я считаю, что изготовление конструкции по чертежам – это уже производство, а не творчество.
В.СМИРНОВ, п. Сява, Нижегородская обл.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.