Сегодня качество наших дорог далеко от идеального состояния. На них часто находятся всякие посторонние предметы. Шансы пробить колесо довольно высоки. И уж если это случилось, то нужно знать как быстро и правильно его поменять.
Что же потребуется для замены колеса?
Для того чтобы иметь возможность поменять колесо в дороге, понадобятся некоторые инструменты, без которых с этой задачей не справиться.
Минимальный набор, нужный для замены колеса в дороге, состоит из самого запасного колеса, баллонного ключа и домкрата. Желательно также взять с собой колесный упор (башмак), но если его нет, то его можно заменить обычным камнем.
Ключ и домкрат должны быть надёжными. Если есть сомнение в их надежности, то их лучше вовремя заменить. Например, порошковый силуниновый ключ рекомендуется поменять на стальной аналог.
Не помешает и баллончик с техническим аэрозолем WD-40. Он может просачиваться в заржавевшие соединения и делает их податливее. Это хорошо помогает, когда довольно долго не меняли колесо, а его крепежные гайки трудно поворачиваются.
Кроме того, в пути может понадобиться комплект для ремонта колеса . Он включает в себя резиновую заплатку, клей и специальное шило.
Также не помешает взять с собой любые перчатки, чтобы удобно было делать замену колеса.
Далее расскажем про сам процесс замены колеса.
На первый взгляд покажется, что поменять колесо - это очень простое действие. Но в противовес этому есть много случаев с большим количеством повреждений машин. Их сделали хозяева автомобилей, которые пытались выполнить эту операцию, не имея ни знаний, ни опыта в этом. Бывают случаи, когда и сами водители получают травмы. Обычно это новички.
Для начала необходимо выбрать любой безопасный участок дороги. Если это проезжая часть, то попробуйте остановиться поближе к краю дороги, чтобы уже там выполнять замену колеса. Включите аварийку, выставьте знак аварийной остановки. При замене не теряйте бдительности и будьте осторожны.
Вначале надо подготовить вашу машину. Поставьте её на ручной тормоз и передачу (первую или заднюю) - для механической коробки и режим паркинг - для автоматической коробки передач , а под колёса поставьте колёсный упор, чтобы автомобиль не сдвинулся с места.
Во время замены колеса не кидайте гайки куда-нибудь, чтобы их не потерять. Сложите их туда, где будет их легко найти. К примеру, для этого подойдёт колпак от колеса или какой-нибудь пакет.
Возьмите запасное колесо и расположите его рядом с автомобилем. Далее чуть-чуть открутите гайки колеса (сорвите их до свободного хода), которое требуется поменять. Делается это для того, чтобы в дальнейшем вам было проще откручивать их на весу. Нельзя откручивать очень сильно, потому что колесо всё ещё должно крепиться.
Затем возьмите домкрат и зафиксируйте его под малым углом на подставке. Она нужна для того, чтобы домкрат устойчиво фиксировался на поверхности, а не погружался в мягкий грунт. Далее поднимите автомобиль и оцените устойчивость сооружения. Ничто и никуда не должно съезжать.
Упираться домкрат должен в специальную усиленную площадку на днище автомобиля. Чтобы ее увидеть нужно заглянуть под автомобиль или попробовать нащупать рукой.
Сейчас, когда ваш автомобиль поднят, необходимо до конца открутить проколотое колесо и оставить его на земле недалеко от машины.
Далее достаньте запаску и установите её на машину. Надёжно закрутите гайки (болты). Вначале закручиваем верхнюю гайку, затем и все другие. Зажим гаек или болтов требуется выполнять «крест накрест». Делается это с целью центрировать колесо. Затягивайте как можно сильнее.
Затем аккуратно опустите автомобиль и дотяните гайки (или болты) настолько сильно, насколько сможете с помощью штатного ключа. Прикладывать дополнительное усилие с помощью надетой на ключ трубы ни в коем случае не надо. В этом нет никакой необходимости, вы можете свернуть резьбу.
Спрячьте испорченное колесо в багажник. Затем уберите башмаки, которые находились под колесами. Проконтролируйте давление в колесе и при надобности подкачайте его. Затем закрутите ниппель, также проверив, не пропускает ли он воздух.
Посмотрите видео, в котором отлично показано, как поменять колесо на машине:
Широкое распространение личных авто и, как следствие, появление с малым опытом (в основном из числа прекрасной половины человечества), привело к учащению ситуаций, когда водитель попросту не знает — что делать при проколе шины и соответственно как правильно поменять колесо на автомобиле.
К тому же качество дорог, что бы ни говорили, всё-таки улучшилось, да и автомобильные шины стали более качественными, в основной своей массе. Все эти факторы привели к значительному снижению вероятности прокола или повреждения шин.
Поэтому даже умудрённый опытом шофёр, не менявший колесо уже лет несколько, может совершить ряд ошибок, что чревато потерей времени (в связи с большим количеством действий), или даже получением травмы.
Самым лучшим выходом из данной ситуации будет соблюдение нехитрой технологии при замене колеса. Порядок действий можно запомнить или распечатать и положить в бардачок автомобиля, чтобы исключить забывчивость.
Итак, при необходимости замены колеса – в первую очередь нужно убедиться в наличии всего необходимого. Для этого потребуются:
- Запасное колесо, целое и накачанное.
- Исправный домкрат.
- «Баллонный» ключ соответствующего размера (у большинства автомобилей «на 19»).
- Противооткатный упор (можно без него, но снизится безопасность).
Если без противооткатного упора ещё можно успешно сменить колесо, то без запасного колеса (или со спущенной «запаской») смысла браться за работу нет. Когда же всё необходимое есть – то можно смело приступать к действиям.
Замена колеса производится в три этапа.
Этап первый – подготовка
В первую очередь необходимо поставить машину на ровную и твёрдую поверхность. Подойдёт участок дороги без сильного уклона или парковка/карман, с асфальтовым покрытием (либо другим, достаточно прочным, чтобы домкрат не провалился).
Машину следует установить таким образом, чтобы не мешать движению других транспортных средств. Не следует бояться немного проехать (естественно медленно, с аварийным сигналом) со спущенным колесом – шанс повредить покрышку минимален, кроме того она уже повреждена.
После установки автомобиля в подходящее место, необходимо поставить машину «на ручник» и включить первую передачу, в случае механической КПП; при автоматической установить в режим «паркинг» и заглушить двигатель.
Затем требуется установить противооткатный упор под колесо, расположенное диагонально от повреждённого. Т.е. упор должен находиться на противоположной стороне и другой оси. К примеру, при замене правого заднего колеса, упор устанавливается под левое переднее.
Примечание. Упоры бывают как двухсторонние, так и односторонние. В случае использования одностороннего – необходимо устанавливать его под колесо со стороны уклона.
Примечание. Если используются декоративные пластиковые колпаки на колёсах, то с повреждённого колеса его необходимо снять.
Этап второй – замена
В первую очередь необходимо ослабить крепёж повреждённого колеса. Для этого нужно установить «балонник» на болт (или гайку – на разных автомобилях по-разному) так, чтобы его ручка расположилась относительно горизонтально, и «смотрела» влево (чтобы откручивать – надо крутить против хода часовой стрелки).
После чего требуется ослабить затяжку болта/гайки, можно с помощью ноги, буквально вставая на край ручки «балонника» (возможно даже придётся попрыгать на нём). Таким образом нужно «сорвать» все гайки/болты на половину оборота.
Следующее, что необходимо сделать – это поднять автомобиль с помощью домкрата. Для этой цели домкрат располагается под специальной площадкой на пороге авто (бывают и специальные крепления, хитрой конструкции – тогда необходимо соответственно ими воспользоваться) и совершается подъём автомобиля до тех пор, пока повреждённое колесо не оторвётся от земли с довольно большим зазором (чтобы влезло накачанное запасное).
Теперь нужно выкрутить все гайки/болты, что довольно легко сделать – особые усилия здесь уже не требуются, после чего снимается колесо. Затем устанавливается колесо запасное (в случае использования в конструкции ступицы направляющих – необходимо следить, чтобы колесо в них попало) и, от руки, наживляются болты/гайки. После требуется «балонником» «от руки» частично затянуть крепёж. Затягивать болты/гайки нужно по диагонали – т.е. один затянули, следующий будет тот, который напротив.
Заключительный этап – уборка
Чтобы ничего после себя не оставлять на дороге (и не оказаться в трудной ситуации при другом подобном случае) – выполняем самую важную часть работ. Складываем всё на места и внимательно осматриваем – не забыто ли чего.
Видео – как поменять колесо на автомобиле правильно:
Может заинтересовать:
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Когда-то, очень давно, легковые машины комплектовались полным набором гаечных ключей, насосом, домкратом, баллонным ключом и другими атрибутами, помогающими водителю произвести практически любой ремонт в дороге своими руками. Такая комплектация была вынужденной мерой в связи с полным отсутствием СТО. Теперь же, заглянув в багажник современного автомобиля, мы увидим в лучшем случае домкрат и баллонный ключ.
Для того чтобы неприятность на дороге не застала вас врасплох, необходимо позаботиться о правильной комплектации своего авто. Для того чтобы без лишних проблем поменять колесо на машине, необходимо всегда иметь с собой следующие инструменты:
- домкрат;
- баллонный ключ, плюс ключ от «секретных» гаек (болтов), если они стоят на колёсах;
- ручной насос, или электрический компрессор с манометром;
- приспособление для снятия защитных колпачков с гаек (болтов) крепления колеса (обычно комплектуется заводом-изготовителем), если они имеются на колёсах.
Примечание:
Домкрат – это ручной инструмент предназначенный для подъёма автомобиля при замене колёс, бывает реечный, винтовой и гидравлический. Обычно легковые автомобили комплектуются винтовыми домкратами.
Последовательность действий при замене колеса на машине
- Припаркуйте автомобиль, по возможности на ровной горизонтальной площадке в стороне от проезжей части. Если придётся остановиться на обочине вблизи полосы движения, обязательно включите аварийную сигнализацию и установите знак «аварийной остановки».
- Включите ручной тормоз, установите на механической коробке передач первую или заднюю передачу, на автомате – «парковку».
- Извлеките домкрат (крепится под поликом багажника на запасном колесе или в нише заднего крыла), установите его под порогом вблизи пострадавшего колеса, обычно место установки домкрата отмечается подрезкой ребра порога. Если грунт в месте установки домкрата мягкий, то под его пятку подложите какую-нибудь твёрдую площадку из подручных средств, например, кусок доски. Нагрузите немного домкрат, не поднимая колеса, и ориентируйте его так, чтобы стойка домкрата была перпендикулярно порогу автомобиля – это важно.
- Установите под диаметрально противоположное колесо колодки из подручного материала (кирпич, камни, деревянные бруски) с обеих сторон от случайного скатывания автомобиля.
- Выньте запасное колесо, оно может быть в багажнике под поликом, на задней двери внедорожника, под днищем кроссовера или в моторном отсеке (как у «Нивы»), и положите его недалеко от себя.
- Не поднимая автомобиль, ослабьте баллонным ключом гайки (болты) колеса. Если гайки не откручиваются (прикипели) можно помочь ногой, используя длинный рычаг баллонного ключа.
Примечание:
В тексте статьи выражение «гайки (болты)» обозначает то, что на разных автомобилях колёса могут крепиться к ступицам по разному – гайками к шпилькам или болтами к резьбовым отверстиям. Все резьбы крепления колеса к ступице – правые, то есть при откручивании гаек (болтов) колеса, ключ надо вращать против часовой стрелки, при закручивании – по часовой. - Вращая ручку домкрата, поднимите автомобиль до появления зазора между колесом и грунтом. Открутите ослабленные гайки и снимите колесо. Внимание! При выполнении операции п.7 старайтесь, чтобы руки не попадали между крылом и колесом, это может привести к серьёзным увечьям при случайном падении домкрата.
- Установите запасное колесо на ступицу и закрутите вручную гайки (болты) до упора. Затем подтяните их баллонным ключом по схеме «первый – третий», «второй – четвёртый», если на колесе четыре гайки, или через одну по кругу при количестве креплений больше четырёх.
- Опустите автомобиль до касания колеса с грунтом и произведите окончательную затяжку гаек (болтов) баллонным ключом до «упора».
- Полностью опустите колесо и извлеките домкрат.
- Достаньте насос или компрессор, открутите колпачок ниппеля на установленном колесе, подключите к ниппелю шланг, повернув флажок штуцера насоса на 90°, проконтролируйте давление манометром. Проверьте давление таким же образом на противоположном колесе, давление в обоих колёсах должно быть одинаково. Если есть разница, доведите давление в колёсах до нормы (норма указана в табличке, которая расположена на стойке двери водителя, либо на тыльной стороне крышки бензобака).
- После подкачки колёс не забудьте завернуть защитные колпачки на ниппеле, уложить повреждённое колесо на место запасного, зафиксировать его, собрать весь инструмент, не забыть знак «аварийной остановки».
Автомобиль готов к дальнейшему пути, уберите колодки из-под колеса и вперёд.
Внимание! Если в качестве запасного колеса у вас установлено докатное, не забывайте, что скорость движения должна быть не более 50 км/час, в зависимости от дорожных условий, и двигаться вы должны только до ближайшей СТО или шиномонтажной мастерской.
Автомобиль – отличное средство передвижения. Однако часто происходят такие ситуации, когда необходимо проявить знания и применить практические навыки, чтобы сохранить работоспособность транспортного средства. Например, в дороге может произойти прокол колеса. Дальнейшее движение будет невозможным. Итак, следуя несложному алгоритму, вы сможете самостоятельно поменять испорченное колесо на исправное, и продолжить движение.
Занимает не более 10 минут. Слаженные действия позволят вам быстро решить проблему и поехать дальше. Если у вас нет желания самостоятельно менять колесо , то можно остановить машину и попросить помощи. Найдутся люди, которые вам не откажут.
Если вы предпочитаете сами менять, то необходимо сделать следующее:
- При езде машину может повести, могут слышаться странные звуки, резко снижается скорость, приходится удерживать руль – все это причины проколотого колеса. Необходимо остановиться и припарковаться к обочине, чтобы не мешать общему движению;
- Свое авто необходимо обозначить аварийным знаком и включенной аварийной световой сигнализацией. Это позволит вам избежать возможных аварий. Кроме знака необходимо достать набор ключей для замены колеса и домкрат, которые лежат в багажнике. В каждом авто есть специальный бокс, где все указанный набор расположен;
- Обязательно поставьте машину "на передачу", если у вас механическая коробка передач, и в положение "паркинг", если у вас автоматическая коробка;
- Стоит отметить, что, прежде чем домкратить автомобиль, необходимо установить откаты. Это можно сделать, например, под задние колеса, если прокол на переднем, и наоборот. Под домкрат также стоит подложить доску, так как под тяжестью автомобиля устройство вдавится в землю и машина упадет. Это не допустимо;
- Подводим домкрат под днище, у которого есть специальные балки, их можно увидеть или нащупать. Но поддомкрачивать пока не начинаем;
- Далее снимаем колесный колпак, баллонным ключом ослабляем болты. Для этого необходимо приложить усилия;
- Домкратим до положения висящего в воздухе колеса;
- Запасное колесо стоит положить под машину;
- Выкрученные болты лучше сложить в одно место, их потеря может привести к еще большим проблемам;
- Снимаем колесо;
- Запасное колесо устанавливаем на место, спущенное укладываем под автомобиль. Далее необходимо наживить болты;
- Затяжка болтов производится через один, по диагонали, что поможет избежать перекоса;
- Машину опускаем и убираем домкрат. Далее производим затяжку болтов с усилием, это делается также перекрестно;
- Проверяем давление в колесо и подкачиваем до установленного, если это необходимо;
- Убираем ключи, домкрат, аварийный знак.
Многие автолюбители не умеют менять повреждённое колесо и устанавливать «запаску» самостоятельно. Настолько мы привыкли пользоваться услугами СТО и всевозможных автосервисов, что в полевых условиях становимся буквально беспомощными. Если вам ранее не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда колесо спустило в пути, а поменять его можно рассчитывая лишь на собственные силы, то это вовсе не значит, что такого не случится никогда. А потому, чтобы в подобной ситуации быть во всеоружии, мы предлагаем ознакомиться с руководством на тему «как поменять колесо на машине самостоятельно».
Подробная инструкция, приведённая ниже, насчитывает 14 пунктов, в которых подробно описаны простейшие манипуляции по смене колёс. Сразу же отметим, что ничего сложного в этом нет. Достаточно иметь необходимый инструмент, и приложить совсем немного усилий.
Инструкция по замене колеса на автомобиле
Итак, начнём пошаговое и подробное описание замены колёс на машине.
- Для смены повреждённого колеса необходимо найти надёжное место с ровной и твёрдой поверхностью, что позволит предотвратить движение авто во время проведения работ. В случае, когда проблема возникла в пути, следует остановиться подальше от проезжей части, установить аварийный знак и включить световую сигнализацию (аварийку). Учтите, что на размытой или рыхлой грунтовой обочине парковаться не стоит. Отыщите участок широкой обочины с асфальтовым покрытием – это станет идеальным вариантом для проведения рассматриваемых работ.
- Определившись с местом, нужно заглушить двигатель машины, после чего надёжно зафиксировать её на месте при помощи «ручника». Также необходимо поставить авто «на скорость». Для этого, имея коробку автомат, нужно установить селектор АКПП в положение Р/Park, а при установленной механике включить заднюю или же первую передачу.
- Выполнив все манипуляции в салоне, нужно подстраховаться от скатывания авто и снаружи. Для этого под колёса следует установить противооткатные упоры, роль которых в полевых условиях могут взять на себя тяжёлые камни или брус. Устанавливают упоры, как под переднее, так и под заднее колесо со стороны противоположной поддомкрачиваемой.
- Надёжно зафиксировав автомобиль на месте, из багажного отсека извлекаются баллонный ключ, домкрат и исправная «запаска». Последнюю, при необходимости, следует сразу же подкачать. Домкрат фиксируется в технологических пазах, специально для этого предусмотренных. Если их не видно, то можно нащупать руками, или же определить месторасположение визуально, воспользовавшись инструкцией к авто и фонариком. Напомним, что домкраты могут быть разного вида, и их установка имеет свои особенности. Если же этого не учитывать, то неправильно установленный домкрат при подъёме машины может повредить декоративную «юбку» автомобиля или тюнинговый обвес, при наличии такового. Будучи неуверенным в том, как верно монтируется оборудование, лучше перестраховаться и прочесть соответствующую инструкцию для своей машины. Мы же лишь напомним, что большинство современных транспортных средств снабжается специальной меткой, которая указывает на место, где должен располагаться домкрат. Такие отметки находятся перед задней и за передней колёсной аркой.
- Далее вам нужно поднять домкрат так, чтобы он касался одновременно и дорожного покрытия, и технологического посадочного места на кузове, но не приподымал автомобиль при этом. Обязательно удостоверьтесь, что домкрат расположен перпендикулярно поверхности опоры, чтобы избежать срыва и падения машины в процессе смены колёс.
- Далее снимается защита ступицы и, откручивая против часовой стрелки, ослабляются крепёжные гайки. При этом помните, что последние не стоит выкручивать полностью, достаточно ослабить так, чтобы они свободно крутились по резьбе. Пока колесо будет упираться в землю, провернуть гайки без вращения колеса будет достаточно легко, но усилия всё же приложить придётся. Для максимально эффективной работы используйте гаечный ключ, включенный производителем автомобиля в стандартную комплектацию. Если гайки не снимались продолжительный период, то воспользуйтесь более длинным рычагом, и помните, что крестообразный ключ потребует больше усилий, нежели стандартный баллонный аналог с единой рукояткой.
- Ослабив гайки, нужно поддомкратить машину настолько, чтобы появилась возможность снять колесо, не задевая им опоры, и так же установить «запаску». Поддомкрачивание следует выполнять не спеша и очень аккуратно, контролируя стабильность кузова транспортного средства. Если же будет замечена нестабильность авто, то домкрат необходимо опустить, после чего устранить проблему, поправив и выровняв инструмент. Для безопасности и большей уверенности запасное колесо можно положить под днище машины, а после снятия поврежденного колеса поменяйте их местами.
- Следующий этап совсем простой. Против часовой стрелки выкручиваются все болты.
- После того, как болты будут выкручены. Можно снимать спущенное колесо. Бывают моменты, когда диск, который долго не снимался, прикипает к ступице. Чтобы демонтировать такое колесо его следует расшатать и потолкать с внутренней стороны.
- Далее на ступицу устанавливается запасное колесо. В процессе следует контролировать, чтобы отверстия на ступице и диске совпадали. Завершив установку, вставляются сами болты. При этом колесо поддерживается свободной рукой или коленом.
- Следующим этапом является закручивание болтов баллонным ключом по часовой стрелке. Однако затягивать в этот момент их не нужно, достаточно дожать до того, пока шляпки не прилягут к автодиску.
- После того, как все болты будут вкручены, автомобиль опускается с таким расчётом, чтобы колесо касалось опоры, но на него не приходился полный вес. Другими словами, часть массы кузова удерживалась домкратом. В таком положении затягиваются болты. Происходит это не поочередно, а крестообразно, по пол оборота болт за болтом. Такие нюансы обеспечивают качественную балансировку и надёжное крепление.
- Закрутив последний болт можно опускать автомобиль, и снимать домкрат. Уже на земле болты ещё раз затягиваются, но уже в полную силу. А на ступицу ставится защитный колпачок.
- Финальным этапом является уборка инструмента и его чистка при необходимости. Пробитое колесо, вслед за ключами и домкратом также кладётся в багажник.
В завершение дадим один совет. Не откладывайте ремонт повреждённого колеса в «долгий ящик». Во-первых, «запаска» не всегда пригодна для длительной эксплуатации, а во-вторых – никто не гарантирует, что вы не получите ещё один прокол уже за следующим поворотом дороги. Да и само колесо, в отличие от запасного, наверняка из комплекта, и на красивом легкосплавном диске. Поэтому лучше сразу же завезти его в ближайший (но проверенный!) шиномонтаж.