ВЫПОЛНИЛИ МАСТЕРСКИХ ВИОЛЕТТА,
ОМЕЛЬЧУК МАРИЯ И БЕДНЯГИН КИРИЛЛ
Техническое обслуживание и ремонт - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.
(2)Все работы по поддержанию необходимого уровня технического состояния оборудования подразделяются на техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт, капитальный ремонт.
1. Техническое обслуживание - мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.
ТО подразделяется на регламентированное и нерегламентированное.
Регламентированное ТО включает в себя работы, выполняемые в соответствии с технической документацией в обязательном порядке после определенного пробега, наработки или временного интервала по заранее утвержденному регламенту. К таким работам обычно относятся: замена смазки в агрегатах, замена некоторых ответственных быстроизнашиваемых и легкозаменяемых деталей, испытания сосудов и грузоподъемных механизмов, регулировка и наладка ответственных рабочих машин (например, подъемных машин), периодическое техническое обслуживание по специальному графику и регламенту, и т.п., а также проверка технического состояния оборудования при помощи средств технической диагностики и визуально. Работы по регламентированному ТО обычно сопровождаются остановкой рабочих машин и проводятся по специальному графику.
Нерегламентированное ТО включает в себя работы по чистке, обтяжке, регулировке, добавлению смазки, замене быстроизнашиваемых и легкозаменяемых деталей, и т.п. Потребность в этих работах выявляется при проведении периодических осмотров, мониторинга технического состояния с помощью диагностических систем и средств технической диагностики. Устраняются выявленные замечания во время технологических перерывов, переходов и обычно без остановки технологического процесса, или с кратковременной остановкой. К нерегламентированному ТО относится ежесменное техническое обслуживание (ЕТО).
Меры и методы
Основная цель, достигаемая комплексом технического обслуживания и ремонта, - устранение отказов оборудования, для её достижения в рамках комплекса могут реализовываться следующие меры:
инспекция в определенном объёме с определенной периодичностью;
плановая замена деталей по состоянию, наработке;
плановая замена смазочно-охлаждающих жидкостей, смазка по состоянию, наработке;
плановый ремонт по состоянию, наработке.
(3)Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту классифицируются следующим образом:
по событию - например, устранение поломки оборудования, используется, если себестоимость ремонта относительно низкая, а брак продукции, который получается в результате поломки оборудования, невысок и не повлияет на выполнение обязательств перед заказчиками;
регламентное обслуживание - для оборудования, с предусмотренными режимами и регламентами обслуживания, изначально предполагающего регулярное применение соответствующих мер по поддержанию работоспособности, такой вид обслуживания дает самый высокий процент готовности оборудования, но он и самый дорогой, поскольку реальное состояние оборудования может и не требовать ремонта;
по состоянию - экспертным путем или с помощью измерителей, установленных на оборудовании, проводится оценка состояния оборудования, и на основании этой оценки делается прогноз, когда это оборудование надо выводить в ремонт. Плюсы этого вида обслуживания - его себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ достаточно высока.
2. Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования.
Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене или восстановлении отдельных узлов и деталей оборудования.
Типовой перечень работ, подлежащих выполнению при текущем ремонте конкретного оборудования, составляется руководителем ремонтного подразделения (заместителем начальника цеха по оборудованию, механиком цеха или начальником участка, мастером ЦЦР, РМЦ), утверждается руководителями инженерных служб предприятия и является обязательным приложением к ремонтному журналу.
Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
При капитальном ремонте производится частичная, а в случае необходимости – и полная разборка оборудования.
(5) В объем капитального ремонта входят следующие основные работы: мероприятия в объеме текущего ремонта; замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов; полная или частичная замена изоляции, футеровки, противокоррозионной защиты; выверка и центровка машины; послеремонтные испытания и т. п.
Подробный перечень работ, которые необходимо выполнить во время капитального ремонта конкретного вида оборудования, устанавливается в ведомости дефектов.
Техническая диагностика оборудования
3.3.1. Техническое диагностирование (ТД) – элемент Системы Планово-Предупредительного ремонта, позволяющий изучать и устанавливать признаки неисправности (работоспособности) оборудования, устанавливать методы и средства, при помощи которых дается заключение (ставится диагноз) о наличии (отсутствии) неисправностей (дефектов). Действуя на основе изучения динамики изменения показателей технического состояния оборудования, ТД решает вопросы прогнозирования (предвидения) остаточного ресурса и безотказной работы оборудования в течение определенного промежутка времени.
3.3.2. Техническая диагностика исходит из положения, что любое оборудование или его составная часть может быть в двух состояниях – исправном и неисправном. Исправное оборудование всегда работоспособно, оно отвечает всем требованиям, установленных изготовителем. Неисправное (дефектное) оборудование может быть как работоспособно, так и неработоспособно, т. е. в состоянии отказа.
3.3.3. Оборудование может отказать в связи с изменением внешней среды и по причине физического износа деталей, находящихся как снаружи, так и внутри оборудования. Отказы являются следствием износа или разрегулировки узлов.
3.3.4. Техническая диагностика направлена в основном на поиск и анализ внутренних причин отказа. Наружные причины определяются визуально, при помощи измерительного инструмента, несложных приспособлений.
Методы, средства и рациональная последовательность поиска внутренних причин отказа зависят от сложности конструкции оборудования, от технических показателей, определяющих его состояние. Особенность ТД состоит в том, что она измеряет и определяет техническое состояние оборудования и его составных частей в процессе эксплуатации, направляет свои усилия на поиск дефектов.
3.3.5. По величине дефектов составных частей (агрегатов, узлов и деталей) можно определить работоспособность оборудования. Зная техническое состояние отдельных частей оборудования на момент диагностирования и величину дефекта, при котором нарушается его работоспособность, можно предсказать срок безотказной работы оборудования до очередного планового ремонта, предусмотренного нормативами периодичности Системы ППР, а также необходимость их корректировки.
3.3.8. Объективным методом оценки потребности оборудования в ремонте является постоянный или периодический контроль технического состояния объекта с проведением ремонтов лишь в случае, когда износ деталей и узлов достиг предельной величины, не гарантирующей безопасной, безотказной и экономичной эксплуатации оборудования. Такой контроль может быть достигнут средствами ТД, а сам метод становится составной частью Системы ППР (контроля).
3.3.9. Другой задачей ТД является прогнозирование остаточного ресурса оборудования и установления срока его безотказной работы без ремонта (особенно капитального), т. е. корректировка структуры ремонтного цикла.
3.3.10. Техническое диагностирование успешно решает эти задачи при любой стратегии ремонта, особенно стратегии по техническому состоянию оборудования. В соответствии с этой стратегией работы по поддержанию и восстановлению работоспособности оборудования и его составных частей должны осуществляться на основе ТД оборудования.
3.3.13. Целями ТД являются:
контроль параметров функционирования, т. е. хода технологического процесса, с целью его оптимизации;
контроль изменяющихся в процессе эксплуатации параметров технического состояния оборудования, сравнение их фактических значений с предельными значениями и определение необходимости проведения ТО и ремонта;
прогнозирование ресурса (срока службы) оборудования, агрегатов и узлов с целью их замены или вывода в ремонт.
Организация работ по техническому обслуживанию
все виды работ по нерегламентированному ТО основного и вспомогательного оборудования подразделений выполняет эксплуатационный персонал согласно Инструкции по рабочему месту;
регламентированное (плановое) ТО (ТО-1, ТО-2, ТО-3, сезонное обслуживание – СО) выполняется в соответствии с перечнем типовых работ специализированными бригадами пунктов ТО или подвижной ремонтной мастерской с обязательным участием эксплуатационного персонала и механика подразделения;
технические испытания оборудования, подведомственного Ростехнадзору, выполняются специализированными сторонними организациями по договору с обязательным участием местных органов Ростехнадзора.
ВЫПОЛНИЛИ: УЛЫБИНА СВЕТЛАНА
И САФОНОВА НАДЕЖДА
Система технического обслуживания и ремонта оборудования
Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) – это комплекс организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования.
Система ТОиР включает планирование, подготовку, реализацию технического обслуживания и ремонта с заданными последовательностью и периодичностью. Для этих целей в Системе ТОиР приведены нормативы продолжительности межремонтных периодов, ремонтных циклов, простоев и трудоемкости в ремонте (техническом обслуживании) оборудования и технологических агрегатов, примерное содержание ремонтных работ отдельных видов оборудования, даны указания по организации его ремонта и технического обслуживания.
Система ТОиР призвана обеспечить:
1) поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предотвращение неожиданного выхода его из строя;
2) правильную организацию технического обслуживания и ремонта оборудования;
3) увеличение коэффициента технического использования оборудования за счет повышения качества технического обслуживания и ремонта, и уменьшения простоя в ремонте;
4) возможность выполнения ремонтных работ по графику, согласованному с планом производства;
5) своевременную подготовку необходимых запасных частей и материалов.
В основу Системы ТОиР положено сочетание технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.
В зависимости от значимости оборудования в технологическом процессе планово-предупредительный ремонт может проводиться по методу планово-периодического ремонта и ремонта по техническому состоянию (послеосмотровый метод).
Сущность планово-периодического ремонта заключается в том, что все виды ремонта планируются и выполняются в строго установленные ремонтными нормативами сроки.
Сущность ремонта по техническому состоянию заключается в том, что все виды и сроки ремонта устанавливаются в зависимости от технического состояния оборудования, определяемого во время проведения периодического ТО.
Система ТОиР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов:
1) техническое обслуживание;
2) текущий ремонт;
3) капитальный ремонт.
Техническое обслуживание – это комплекс работ для поддержания работоспособности оборудования между ремонтами.
В зависимости от характера и объема проводимых работ предусматривает ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО) техническое обслуживание.
Ежесменное техническое обслуживание является основным и решающим профилактическим мероприятием, призванным обеспечить надежную работу оборудования между ремонтами.
В ежесменное техническое обслуживание входят следующие основные работы: обтирка, чистка, регулярный наружный осмотр, смазка, подтяжка сальников, проверка состояния масляных и охлаждающих систем подшипников, наблюдение за состоянием крепежных деталей, соединений и их подтяжка и др.
Ежесменное техническое обслуживание проводится без остановки технологического процесса.
Периодическое техническое обслуживание – это техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.
Основным назначением периодического ТО является устранение дефектов, которые не могут быть обнаружены или устранены в период работы оборудования. Главным методом ТО является осмотр, во время которого определяется техническое состояние наиболее ответственных узлов и деталей оборудования, а также уточняется объем предстоящего ремонта.
Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования.
В соответствии с особенностями повреждений и износа составных частей оборудования, а также трудоемкостью ремонтных работ, системой ТОиР предусматривается проведение текущего (ТР) и капитального (КР) ремонтов.
Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене или восстановлении отдельных узлов и деталей оборудования.
Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте: проведение операций периодического технического обслуживания; замена быстроизнашивающихся деталей и узлов; ремонт футеровок и противокоррозионных покрытий, окраска; замена набивок сальников и прокладок, ревизия арматуры; проверка на точность; ревизия электрооборудования.
Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
В объем капитального ремонта входят следующие основные работы: мероприятия в объеме текущего ремонта; замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов; полная или частичная замена изоляции, футеровки, противокоррозионной защиты; выверка и центровка машины; послеремонтные испытания и т. п.
Система ТОиР не свободна от недостатков. Непрерывное повышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в Систему ТОиР.
Основные направления совершенствования системы ТОиР.
1. Научное обоснование нормативов межремонтных пробегов.
2. Совершенствование структуры межремонтных циклов.
3. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте и снижение трудозатрат на ремонт.
4. Разработка нормативов системы ППР на остановочные ремонты.
5. Замена средних показателей межремонтных пробегов дифференцированными показателями с учетом работы оборудования:
6. Учет в нормативах процесса старения оборудования и необходимости увеличения затрат по мере эксплуатации оборудования.
Виды технического обслуживания и периодичность их проведения
- контрольный осмотр (КО) автомобиля перед выездом в рейс, в пути и после возвращения из рейса;
- текущее обслуживание (ТеО);
- техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
- техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
- сезонное обслуживание (СеО).
Контрольный осмотр автомобиля включает:
- осмотр автомобиля и места его стоянки, при этом на месте стоянки можно выявить следы подтекания масла, охлаждающей, гидравлической жидкости и топлива;
- проверку наличия и уровней: масла в картере двигателя (по меткам щупа), охлаждающей жидкости в расширительном бачке, гидравлической жидкости в дополнительных бачках сцепления и тормозной системы, жидкости в бачке омывателя, гидравлической жидкости в гидроприводе усилителя руля. При необходимости нужно долить соответствующую жидкость до необходимого уровня;
- проверку наличия в топливном бачке (по прибору на передней панели автомобиля) и отсутствие подтеканий топлива;
- проверку функционирования приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов;
- проверку исправности звукового сигнала;
- проверку люфта рулевого колеса (для легковых автомобилей он должен быть не более 10 градусов);
- проверку исправности подвески (при импульсном нажатии на капот или багажник автомобиля кузов должен совершить не более двух - трех колебаний);
- проверку состояния колес и давления шин (не допускается эксплуатация, если шины имеют порезы, разрывы, оголяющие корд, расслоение каркаса, отслоения протектора и боковины, когда остаточная высота рисунка протектора менее 1,6 мм);
- проверку действия сцепления, коробки передач, тормозной системы на ходу автомобиля;
- проверку функционирования стеклоочистителя и омывателя стекол;
- наличие обязательного оборудования автомобиля: знака аварийной остановки или красного мигающего фонаря, медицинской аптечки и огнетушителя.
Контрольный осмотр на остановках в пути включает:
- проверку на ощупь нагрева тормозных барабанов или дисков, ступиц колес;
- проверку отсутствия подтеканий топлива, масла, охлаждающей и гидравлической жидкости;
- проверку давления шин внешним осмотром.
Контрольный осмотр после возвращения из рейса включает:
- устранение недостатков, обнаруженных в пути;
- проверку уровней масла, охлаждающей и гидравлической жидкостей, жидкости в бачке омывателя, наличия топлива и если нужно дозаправку автомобиля;
- состояние колес и шин;
- внутреннюю уборку и мойку автомобиля.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает контрольный осмотр автомобиля, работы, которые нужно провести по недостаткам, обнаруженным при контрольном осмотре, а также заправочные и уборочно-моечные работы. Кроме того, дополнительно проводятся через каждые 500-600 км пробега проверка давления в шинах, через каждые 2500-3000 км проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее.
ТО-1 проводится через каждые 6,10 или 15 тыс. км пробега (или один год эксплуатации) в зависимости от марки автомобиля и условий эксплуатации, при этом выполняются работы, указанные в «Пособии по эксплуатации» данной марки автомобиля. Некоторые автопроизводители (например, Oпель) устанавливают периодичность проведения ТО-1 - 15 000 км или после одного года эксплуатации.
При ТО-1 обычно проводится:
- замена масла и масляного фильтра, проверка уровня охлаждающей жидкости в двигателе;
- проверка плотности низкозамерзающей жидкости;
- проверка и корректировка уровня жидкости в усилителе руля;
- чистка и смазка клемм аккумулятора;
- проверка состояния рулевого управления, подвески, тормозной системы, шаровых опор, ШРУСов и их пыльников;
- очистка свечей от нагара, проверка и при необходимости регулировка зазоров между электродами;
- замена центрального салонного фильтра;
- проверка и при необходимости восстановление уровней гидравлической жидкости в бачках гидравлических приводов сцепления и тормозов;
- регулировка натяжения ремня (цепи) привода газораспределительного механизма;
- проверка износа тормозных колодок, дисков и барабанов;
- компьютерная диагностика двигателя;
- проверка состояния и обслуживание наконечников аккумуляторной батареи и хомутов проводов;
- проверка уровней масла в картерах коробки передач и главной пере-дачи;
- проверка наружного и внутреннего освещения и подсветки приборов;
- проверка функционирования стеклоочистителя и стеклоомывателя;
- проверка состояния тормозных колодок;
- проверка и при необходимости регулировка стояночного тормоза;
- проверка отсутствия подтеканий топлива, масла, жидкостей;
- проверка и смазка замков, петель, защелки капота и ограничителей положения дверей;
- проверка в движении исправного действия всех узлов и агрегатов автомобиля.
Кроме того:
- каждые 2 года, независимо от пробега, требуется замена гидравлической жидкости в приводе тормозной системы и сцепления;
- каждые 6 лет или 60 тыс. км:
- о замена свечей зажигания;
- о замена фильтрующего элемента воздухоочистителя;
- каждые 100 тыс. км - замена ремня ГРМ;
- каждые 4 года или 120 тыс. км - замена топливного фильтра.
ТО-2 проводится через каждые 12,20,30,40 тыс. км в зависимости от конкретной марки автомобиля, при этом выполняются все работы ТО-1 и в дополнение к ним следующие:
- смазка подшипников ступиц колес;
- обслуживание стартера (проверка степени износа щеток, состояния коллектора, смазка винтовых шлицов вала, втулки, шестерни стартера и др.);
- замена масла в картерах коробки передач и главной передачи.
Через каждые 60 тыс. км пробега или через 2 года эксплуатации:
- замена охлаждающей жидкости;
- обслуживание генератора (проверка степени износа щеток, состояния контактных колец и др.);
- проверка и корректировка уровня гидравлической жидкости в гидроусилителе руля;
- проверка технического состояния рулевого управления и тормозной системы.
Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год для перевода автомобиля на весенне-летнюю или осенне-зимнюю эксплуатацию. При этом выполняются следующие работы:
- сезонная установка крышки воздушного фильтра (зима-лето);
- замена масла двигателя в зависимости от сезона эксплуатации автомобиля;
- замена жидкости в бачке омывателя;
- корректировка плотности электролита аккумуляторной батареи;
- корректировка плотности охлаждающей жидкости;
Замена колес в соответствии с сезоном эксплуатации.
Не секрет, что любая недвижимость, будь то многоквартирный или , требует периодического капитального ремонта. Кроме того, определенные технические процедуры необходимо регулярно производить и прямо в процессе эксплуатации здания. В противном случае строение очень быстро придет «негодность», то есть – в нежилое состояние.
Все упомянутые коммуникации объединяет одно: управляющая компания несет ответственность за их обслуживание лишь за пределами квартир собственников. Совсем иначе дело обстоит с электросетями (не зря они не считаются одной из инженерных систем и выносятся в отдельную категорию). Так, самостоятельная замена проводки даже в собственной квартире грозит жильцу «многоэтажки» крупным .
Все подобные манипуляции управляющая компания произведет сама. Достаточно лишь отправить в организацию соответствующее заявление. А в случае возникновения аварийной ситуации, будет достаточно и обычного телефонного звонка. Сотрудники управляющей компании, имеющие соответствующий допуск, обязаны немедленно прибыть на место инцидента и устранить неисправность.
Санитарное обслуживание
Управляющие компании не уполномочены самостоятельно проводить обработку помещений общего пользования и придомовых территорий от насекомых и грызунов. Этим занимается санэпидемстанция. Однако заявление в эту организацию должны составлять именно сотрудники управляющей компании. Причем – как минимум раз в три месяца. И абсолютно бесплатно.
Что же делать, если время очередной санитарной обработки еще не наступило, а жильцов дома замучили крысы или насекомые? При таких обстоятельствах собственники помещений вправе потребовать от управляющей компании проведения внеплановой дератизации или дезинсекции. Для этого в организацию пишется соответствующее заявление. Платить за подобные услуги также не нужно: их оказание является прямой обязанностью управляющее компании.
Обслуживание территорий общего пользование
Дополнительные условия — по отдельным договорам
Обычно все «дополнительные» услуги, заключающиеся в косметическом ремонте подъездов и поддержании в приличном состоянии придомовых территорий, оговариваются с управляющими компаниями отдельно. В типовых же договорах такие опции не упоминаются и поэтому добиться от организации каких либо действий, направленных на благоустройство «многоэтажки», обычно невозможно.
Однако, если при заключении сделки жильцы особо обговорили данный момент с управляющей компанией, они будут вправе требовать от ответственных лиц следующего:
- своевременного заделывания трещин в подъездных стенах и их регулярной побелки;
- ежегодной покраски лестничных перил и замены их сломанных элементов;
- сезонного ухода за придомовой территорией (стрижки газонов – летом; уборки и вывоза листвы – осенью; чистки снега и посыпания песком дорожек – зимой);
- ежедневной уборка грязи и мусора с придомовой территории;
- мониторинга состояния деревьев на придомовой территории (своевременная уборка засохших веток и спиливание деревьев, грозящих обрушением);
- обслуживания мусоропровода и замены мусорных контейнеров в случае их порчи.
Техническое обслуживание — это тот перечень работ, выполняемых в промежутках между плановыми и неплановыми ремонтами оборудования, который позволяет обеспечить необходимый уровень надежности работы оборудования .
Правильное техническое обслуживание и эксплуатацияпромышленного оборудования позволяет существенно снизить затраты на ремонт оборудования и уменьшить время его простоя.
У механиков, часто возникает вопрос: . На эти вопросы я попытаюсь ответить далее.
Начну с того, что основными документами, регламентирующими применение системы технического обслуживания считаются два госта: ГОСТ 28.001-83 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные положения» и ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения». Согласно этим документам, техническое обслуживание делится по видам и методикам.
По чем классифицируется | Наименование термина |
Виды технического обслуживания | |
Этапы эксплуатации | Техническое обслуживание при хранении |
Техническое обслуживание при перемещении | |
Техническое обслуживание при эксплуатации | |
Техническое обслуживание при ожидании | |
Перидичность выполнения | Периодическое техническое обслуживание |
Сезонное техническое обслуживание | |
Условия эксплуатации | Техническое обслуживание в особых условиях |
Регламентация выполнения | Регламентированное техническое обслуживание |
Техническое обслуживание с периодическим контролем | |
Техническое обслуживание с постоянным контролем | |
Организация выполнения | Поточное техническое обслуживание |
Централизованное техническое обслуживание | |
Децентрализованное техническое обслуживание | |
Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом | |
Техническое обслуживание специализированным персоналом | |
Техническое обслуживание эксплуатирующей организацией | |
Техническое обслуживание специализированной организацией | |
Техническое обслуживание предприятием изготовителем | |
Методы технического обслуживания | |
Организация выполнения | Поточный метод технического обслуживания |
Централизованный метод технического обслуживания | |
Децентрализованный метод технического обслуживания | |
Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом | |
Метод технического обслуживания специализированным персоналом | |
Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией | |
Метод технического обслуживания специализированной организацией | |
Метод технического обслуживания предприятием-изготовителем |
Болезненным вопросом для главных механиков является и то, . С одной стороны оно предполагает надзор и уход за оборудованием, часто без его остановки. С другой — включается в систему ТОиР или ППР в качестве плановой регламентной работы, как промежуточный комплекс мероприятий между плановыми ремонтами.
Удачным решением является разделение понятия техническое обслуживание на текущее и плановое.
Текущее техническое обслуживание
Текущее техническое обслуживание (ежечасный, ежесменный осмотр и контроль, смазка и другая подобная работа) должно выполняться производственным персоналом цеха или участка. Во-первых, это рационально с точки зрения персонала (не требует увеличения штата ремонтной службы). Во-вторых такой подход полезен в чисто методических целях -позволяет операторам, работающим на оборудовании более глубоко ознакомиться с устройством и принципом действия.
Текущее или нерегламентированное техническое обслуживание включает в себя:
- четкое выполнение требований эксплуатации оборудования, указанных в технической эксплуатационной документации завода-изготовителя;
- отслеживание режима работы оборудования с предотвращением перегрузок;
- контроль температурного режима;
- контроль периодичности смазки во всех точках;
- моментальное отключение и обесточивание оборудования, вышедшего из строя;
- визуальный контроль изношенности узлов и механизмов;
Плановое техническое обслуживание
Плановое техническое обслуживание и ремонт (по необходимости) выполняется персоналом ремонтной службы. В состав плановых традиционно включают работы, требующие разборки какого-либо узла оборудования. Конечно же, такую работу должен выполнять обученный рем. персонал.
Плановое или регламентированное техническое обслуживание выполняемое ремонтным персоналом, включают в себя:
- диагностику и контроль рабочих характеристик оборудования;
- наладку и регулировку;
- чистку рабочих органов и других мест, подверженных засорению;
- долив и замена масла, замена фильтров;
- определение нарушений в эксплуатации оборудования;
Все результаты изменений в состоянии обслуживаемого оборудования (как при проведении текущего так и при плановом техническом обслуживании) должны регистрироваться. Для этого применяют различные методы: заводят эксплуатационные или ремонтные журналы, вносят в компьютер, применяют карты осмотра.
Очень хорошо зарекомендовал себя. Они позволяют не только в доступной форме довести до обслуживающего персонала перечень и периодичность работ при техническом обслуживании, но и проконтролировать исполнение этих работ.Усилить эффект можно организацией маршрутов обхода ремонтным персоналом,составлением спецификаций на расходные материалы, составлением карты смазок.
Типового руководства по техническому обслуживанию не существует. Основная масса таких документов имеет локальный статус и разрабатывается в рамках какой-либо системы менеджмента. К тому же, для каждого типа оборудования необходим свой перечень ремонтных работ. Для того,чтобы избавиться от излишней бумажной рутины, имеющееся на предприятии оборудование сортируют по группам и разрабатывают методологии технического обслуживания для них.
Удобно разделять оборудование в два этапа.
Первый — в соответствии с:
- технологическое оборудование;
- электротехническое;
- подъемно-транспортное и так далее.
Чаще всего механиков интересует группа «технологическое оборудование», как самая многочисленная и требующая постоянного внимания.
Ее, в свою очередь, принято делить на:
- металлорежущее оборудование;
- деревообрабатывающее оборудование;
- литейное оборудование;
- кузнечно-прессовое оборудование и так далее.
Внутри этих подгрупп значительно удобнее выделять объекты для описания и
осуществления над ними ремонтных функций.
Ниже, вы можете ознакомиться с составом работ, которые принято включать в
техническое обслуживание для различных групп оборудования:
- Перечень работ при техническом обслуживании деревообрабатывающих
станков; - Перечень работ при техническом обслуживании кузнечно-прессового оборудования;
- Перечень работ при техническом обслуживании литейного оборудования.