Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как ее определить?
При выборе аккумулятора нужно обязательно обращать внимание на ряд параметров. Среди основных стоит отметить номинальную ёмкость, типоразмер корпуса, стартерный ток и полярность. Сегодня мы поговорим о полярности аккумулятора автомобиля и о том, как её определить. Это один из ключевых параметров АКБ. Если выбрать неподходящую полярность Вы просто не сможете подключить батарею на автомобиле и начать её эксплуатацию.
Полярность – это характеристика аккумулятора автомобиля, которая определяет расположение его внешних выводов. Если вы купите аккумулятор для автомобиля не той полярности, то получите проблему с его установкой и подключением.
Дело в том, что посадочная ниша под аккумулятор позволяет установить его в одном положении. Если полярность будет неподходящей, то длины проводов с клеммами просто не хватит, чтобы подключить их к соответствующим выводам батареи. То есть, вы просто не сможете эксплуатировать аккумулятор.
Конечно, можно заняться удлинением соответствующих проводов и «победить» в сложившейся ситуации. Но, подумайте, нужны ли вам ненужные проблемы и изготовление всяких дополнительных «костылей»? В такой ситуации, скорее всего, вы поедете обратно в магазин или обратитесь в интернет-магазин для замены АКБ на модель требуемой полярности. В этих случаях продавцы идут навстречу, и батарею можно будет поменять. Но, чтобы не терять драгоценное время и не тратить понапрасну нервы, выбирать требуемую полярность нужно уметь сразу. Давайте, разберёмся, как это делать.
Виды полярности АКБ
Производители выпускают аккумуляторные батареи с шестью видами полярности. Они отличаются компоновкой и объединением между собой элементов АКБ. Наиболее распространены из них четыре вида полярности. Два вида используются в аккумуляторах для легковых автомобилей и ещё два – для грузовых.
Аккумуляторы для легковых автомобилей
Перед тем, как определить полярность аккумулятора автомобиля, разверните его к себе лицевой частью (с наклейкой). Выводы аккумулятора будут находиться на верхней стороне аккумулятора на ближней к вам стороне. Теперь смотрим расположение положительного (+) и отрицательного (вывода) на АКБ. Возможны два варианта:
1) Положительный токовывод справа, а отрицательный слева. Это обратная полярность или европейская. Она ещё обозначается, как «0». На изображении ниже показан вид аккумулятора автомобиля сверху.
2) Положительный токовывод слева, а отрицательный справа. Это прямая полярность аккумулятора автомобиля или российская. Этот вид полярности ещё обозначается, как «1». Ниже можно посмотреть вид сверху на батарею с прямой полярностью.
Здесь стоит ещё сказать о мифических «азиатской» и «американской» полярностях. Таких в природе не существует. Есть азиатский и американский типоразмер АКБ. Аккумуляторы азиатского типа имеют ширину несколько меньше европейских, а высоту немного больше. Кроме того, у них нет «ступеньки» на верхней крышке. Клеммы азиатских аккумуляторов могут быть тоньше, а в ряде случаев выполнены под другие крепления.
АКБ американского типа отличаются видом токовыводов и их расположением. Выводы находятся не на верхней плоскости, а на боковой. Выполнены они под крепление болтом. Хотя есть модели имеющие выводы и на боковой поверхности, и стандартные на верхней крышке.
Что касается полярности, то у азиатских АКБ она обратная или «0», а у американских – прямая или «1».
Аккумуляторы для грузовых автомобилей
На большинстве аккумуляторов для грузовых автомобилей токовыводы располагаются по одной из коротких сторон АКБ. Чтобы определить полярность автомобильного аккумулятора, поворачиваем батарею к себе стороной с выводами и смотрим их расположение. Здесь также два варианта:
1) Положительный вывод слева, а отрицательный справа. Это полярность автомобильного аккумулятора обратная или европейская. Она обозначается цифрой «3».
2) Положительный вывод справа, а отрицательный слева. Это полярность автомобильного аккумулятора прямая или российская. Она обозначается цифрой «4».
Грузовые аккумуляторы могут встречаться с компоновкой, обозначаемой цифрой «2». В этом случае токовыводы АКБ расположены на верхней стороне по диагонали.
Диагональное расположение выводов
Аккумулятор (АКБ) - основной источник электрического тока в автомобиле, основными характеристиками которого являются номинальная емкость и ток холодного запуска, подаваемый на стартер. Однако есть еще одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи - его полярность , т.е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.
Дело в том, что современный модельный ряд аккумуляторов представлен моделями отечественного и европейского производства и двумя основными вариантами полярности - прямой и обратной (прочие варианты встречаются крайне редко и в РФ не используются). В чем различие между ними, и почему важно выбирать АКБ с правильной полярностью, соответствующей техническим требованиям автомобиля?
Следует понимать, что разная полярность аккумуляторов никак не отражается на их производительности - батареи с прямой и обратной полярностью работают совершенно идентично. Разница только в геометрии токовыводов (лево-право) и ограничениях по применению - аккумуляторы с прямой полярностью используются в автомобилях отечественного производства, а обратная полярность характерна для батарей европейских и американских авто. Эти различия следует обязательно учитывать при подключении АКБ к клеммам стартера на автомобиле.
Прямая полярность
Российская (прямая) полярность аккумулятора маркируется цифрой «1» и подходит для большинства автомобилей отечественного автопрома (кроме некоторых моделей последнего поколения и экспортных комплектаций). В таких аккумуляторах на лицевой панели плюсовая клемма находится слева, а минусовая - справа. Чтобы исключить ошибки при подключении, на корпусе аккумулятора обычно токовыводы помечены значками «+» и «-».
Обратная полярность
Европейская (обратная) полярность - это практически полный модельный ряд европейских, японских, корейских и американских автомобилей. АКБ с обратной полярностью маркируются значком «0» . В них плюсовая клемма будет на лицевой панели справа, а минусовая - слева.
Существуют еще аккумуляторы с диагональным расположением токовыводов (маркируются значком «2»
), а также европейские АКБ для грузовиков с обратной боковой полярностью («3»
), и отечественные АКБ для грузовиков («4»
) с прямой боковой полярностью. Чтобы не ошибиться при их подключении, следует внимательно следить за цифровой маркировкой моделей батарей.
Почему это важно?
Купить по ошибке аккумулятор с неподходящей для автомобиля полярностью или неправильно подключить к АКБ клеммы может иногда даже опытный водитель: внешне и по техническим характеристикам батареи с прямой и обратной полярностью могут ничем не отличаться.
В тоже время, неправильное подключение полярностей опасно для автомобиля множеством неприятных последствий: быстрой разрядкой аккумулятора, коротким замыканием (горят предохранители), воспламенением электропроводки, разрушением самого аккумулятора, выходом из строя ЭБУ (бортового компьютера) или генератора, перегоранием предохранителей АКБ, системы освещения авто, сигнализации и печки. При неправильном подключении аккумулятора к зарядному устройству, сгорит зарядное устройство, а при подзарядке одного АКБ от другого («прикуривание») - могут сгореть обе батареи и даже оба автомобиля.
Самостоятельное определение полярности
Если номерная маркировка аккумуляторов и символы токовыводов («+» и «-») отсутствуют на корпусе батареи, воспользуйтесь тестером (мультиметр или вольтметр), который точно определит полярность токовыводов аккумулятора. Прибор, подключенный к токовыводам щупами, покажет наличие положительного напряжения при правильном подключении, и отрицательное - при неправильном.
Кроме того, на большинстве моделей АКБ положительный контакт чаще всего помечен красным цветом (обычно такая маркировка практически не стирается), а его размер обычно больше, чем у отрицательного токовывода. Следует помнить, что для некоторых моделей аккумуляторов американского производства эти методы определения полярности не действуют: сама батарея просто не имеет штырей токовыводов (вместо них выемки под контакты).
Использование аккумуляторов с неподходящей полярностью
Если вы по ошибке купили аккумулятор с полярностью, которая не соответствует техническим требованиям вашего автомобиля, то теоретически такой АКБ можно использовать (хотя и нежелательно), развернув его другой стороной в гнезде под капотом. Но вы рискуете столкнуться с тем, что вам не хватает длины одного из клеммных кабелей, который придется наращивать пусковыми проводами.
Специалисты не рекомендуют делать этого, так как можно ошибиться в расчете сечения кабеля и сжечь всю электрику на автомобиле. Проще поменять АКБ у продавца, а еще лучше - заранее разобраться с полярностью авто и при покупке сразу заказывать ту батарею, которая рекомендована производителем авто.
1597 ПросмотровСистема электропитания современного автомобиля имеет достаточно большое значение в жизненном цикле машины и ее исправной работе. Одной из важнейших составляющих системы питания авто является аккумуляторная батарея, которая является источником энергии большинства электрических систем. Сегодня мы выясним, что такое полярность автомобильного аккумулятора, почему эта характеристика так важна при выборе и покупке новой АКБ и как понять, какой полярностью обладает батарея, купленная в магазине.
Назначение
Прежде чем подробным образом рассказать, что означает прямая и обратная полярность аккумуляторной батареи, напомним вкратце назначение АКБ. Это позволит раз и навсегда прояснить для себя, почему столь важно обращать внимание на состояние батареи и контролировать ее регулярно?
Аккумулятор представляет собой батарею, которая способна в течение долгого времени подводить к своим клеммам ток постоянной величины. При этом запас аккумулятора постоянно пополняется. Обычно это действие производит генератор, который приводится в движение от шкива заведенного двигателя.
Если батарея села и мотор невозможно завести, на помощь автолюбителю приходят зарядные устройства, которые запитываются от обыкновенной бытовой сети.
Современная аккумуляторная батарея, независимо от того, прямой или же обратной полярностью она обладает, имеет достаточно большое количество составных частей. К примеру, оболочкой АКБ, является ее корпус, выполненный из пластика высокой прочности и имеющий слой свинца на внутренней своей поверхности.
Внутри корпуса располагаются несколько отсеков, каждый из которых заполняется электролитом. Как правило, электролит представлен литием или соляной кислотой. Задача электролита - переносить заряд и не препятствовать свободному его переносу по всему объему отсека.
Электролит плавает между набором пластин, называемых пакетами. Обычно пластины изготавливаются из свинца, однако в некоторых случаях также находит применение и олово. Пластины находятся на некотором, фиксированном расстоянии друг от друга. Это позволяет накапливать им между собой некоторый заряд, который способен держаться достаточно долгое время.
Еще одной немаловажной составляющей любой современной АКБ являются ее клеммы. Обычно их две: положительная и отрицательная. Они предназначаются для того, чтобы машина смогла получать от батареи энергию и отдавать ее при помощи генератора.
Срок службы аккумулятора обычно составляет 3-5 лет, в зависимости от его качества. Это говорит о том, что существующая конструкция достаточно совершенна, хотя и обуславливает относительно высокую стоимость аккумуляторов, представленных на современном рынке.
Какими они бывают?
Современные аккумуляторы имеют большое количество типов и разновидностей. Так, АКБ могут варьироваться как по объему и мощности выдаваемого тока, так и по типу электролита, который в них залит.
Кроме того, большое значение имеет возможность обслуживания батареи. Так, полностью обслуживаемые модели допускают самостоятельную замену практически любого функционального элемента. Такие модели в настоящий момент практически не используются. Необслуживаемые модели не допускают какого-либо вмешательства в их конструкцию. Они отличаются своей долговечностью и надежностью.
Также может быть различной и полярность АКБ: она бывает прямой и обратной.
По своей сути, полярность обуславливает расположение положительной и отрицательной клемм на корпусе батареи. Если полярность будет подобрана неправильно, то АКБ банально не получится подключить к энергопотребляющему блоку машины.
По этой причине важно знать, какую полярность имеет батарея, чтобы не выкинуть деньги на ветер и не приобрести товар, который в итоге не подойдет машине.
Как определить?
Теперь, когда стало ясно, что полярность играет достаточно важную роль при выборе нового , стоит понять, как ее определить и по каким признакам можно отличить одну полярность от другой.
Прямая полярность применяется на абсолютном большинстве современных автомобилей, поставляемых из Европы. Более того, на российских авто именно данный тип полярности встречается чаще остальных. Этот тип достаточно просто отличить: положительная клемма будет располагаться слева, если развернуть батарею так, что клеммы окажутся со стороны наблюдаемого. Более того, на корпусе будет располагаться цифра «0».
Обратная полярность отличается тем, что клемма с положительным знаком здесь будет располагаться справа. На корпусе таких батарей нанесена цифра «1», которая поможет не ошибиться с выбором.
Подводя итоги
Аккумуляторная батарея играет крайне значимую роль в работе современного автомобиля: без нее было бы невозможным питание электрических систем машины и всех ее агрегатов. При замене АКБ важно учитывать ее полярность, во избежание невозможности установки новой батареи и ее подключения. Обозначенные в статье советы помогут не ошибиться с выбором, а маркировка на корпусе АКБ станет явным признаком того, что этот выбор сделан правильно.
Полярность - это важная характеристика АКБ, значение которой определяет местонахождение клемм на его корпусе.
Любая машина имеет особую длину кабелей, которая подходит лишь под определенный вид батарей. Если вы попытаетесь установить на ваш автомобиль аккумулятор с неверной полярностью, то рискуете столкнуться большим количеством трудностей. Либо вам придется как-то удлинять кабели, чтобы АКБ смог нормально функционировать с вашей машиной, либо он просто не сможет вместиться в кузов вашего автомобиля.
Если вы захотели узнать полярность аккумулятора, поверните его к себе так, чтобы клеммы располагались ближе к вам, и взгляните на местоположение токовыводов вашего АКБ.
Обратная полярность
Клеммы на аккумуляторах с обратной полярностью располагаются следующим образом: положительный токовывод находится справа, а отрицательный слева. Другое название АКБ с такой полярностью европейские. Данные батареи маркируются цифрой «0».
Прямая полярность
Если ваш аккумулятор обладает прямой полярностью, то его положительный токовывод будет находиться слева, а отрицательный справа. Такой вид батарей ещё называют «российским». АКБ с такой полярностью маркируют цифрой «1».
Многие автолюбители могли слышать про «американскую» и «азиатскую» полярность аккумуляторов. На самом деле, это всего лишь миф, так как такие АКБ просто имеют иное строение.
По своим типоразмерам азиатские аккумуляторы отличаются от европейского. Они уже и длиннее привычных нам АКБ, а также не имеют «ступеньки» на верхней части своего корпуса, из-за чего не всегда смогут правильно встать в двигатель наших, европейский машин.
Американские батареи, в свою очередь, имеют клеммы на боковой части корпуса. Для крепления таких батарей понадобятся специальные болты. Также существуют особые виды таких АКБ, клеммы которых располагаются как сбоку, так и сверху корпуса.
Аккумуляторы грузовых автомобилей
Особенность «грузовых» АКБ в том, что их клеммы располагаются на одной из коротких частей корпуса. Для определения полярности такой батарей, поверните её клеммами от себя.
Если положительный токовывод располагается слева, а отрицательный справа, то это европейская, или же обратная полярность. Но она, в свою очередь, маркируется цифрой «3».
По аналогии, если положительный токовывод находится справа, а отрицательный слева это российская или прямая полярность. Она обозначается цифрой «4».
Также существуют виды АКБ с компоновкой, клеммы которых располагаются по диагонали. Они обозначаются цифрой «2».
Как определить полярность при отсутствии маркировки?
Бывают такие случаи, когда нужно понять, какой полярности аккумулятор, а маркировки на клеммах либо стёрты, либо отсутствуют. С такой проблемой столкнуться достаточно сложно, но, тем не менее, знать это полезно.
Для начала измерьте диаметр токовыводов. Положительный токовывод всегда будет иметь больший размер, чем отрицательный. В зависимости от страны производителя диаметр может варьироваться от 20 до 11 миллиметров.
Также можно использовать раствор лимонной кислоты. Присоедините к клеммам медные провода, а их концы опустите в раствор таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. После этого начнётся бурное газовыделение от одного из проводов. Контакт, к которому присоединён этот провод будет отрицательным.
Для определения можно использовать сырую картофелину. В её срез воткните медные провода на расстоянии примерно 7 мм. Небольшая площадь вокруг положительного контакта должна позеленеть.
Теперь вы знаете, как определить полярность аккумулятора. Не стесняйтесь задавать вопросы нашим консультантам по телефону или в нашем магазине. Все контакты вы можете найти на шапке сайта. Удачного вождения!
Одним из источников питания электроэнергией бортовой сети автомобиля является (он же просто батарея или АКБ). Работа этого элемента основана на химических реакциях, но водителю не обязательно знать все нюансы в его конструкции и принципы функционирования, тем более, что конструкция батареи такова, что или требует минимального вмешательства, либо вообще его не требует.
Для большинства автовладельцев – это всего лишь пластиковая герметичная коробка с ручкой (корпус батареи), с двумя выводами на верхней крышке к которым подключается «плюсовой» и «минусовой» провода. В ряде моделей могут дополнительно иметься пробки, для проведения , а также сигнальное окошко, по которому можно узнать, что требуется вмешательства (долить воды или ).
Всё, что остается водителю -это правильно подключить провода с клеммами к выводам батареи и все. Но часто возникает достаточно интересная проблема – на старом АКБ провода запросто доходили до выводов и накидывание клемм не составляло труда. А после приобретения новой батареи оказывается, что у нее «плюс» и «минус» поменяны местами и проводка не достают до своих выводов.
Все дело оказывается в таком термине, как полярность. Но в отличие от физических понятий полярности в аккумуляторе все значительно проще. Этот термин в аккумуляторе определяет расположение токовыводящих элементов (тех самых выводов, к которым подключаются провода бортовой сети) на крышке корпуса.
Видео: Определение полярности автомобильного аккумулятора
Прямая и обратная полярность аккумулятора
И при подборе нового аккумулятора важно правильно выбрать его полярность, чтобы подключение к бортовой сети авто не создало проблем. Самыми распространенными являются два типа полярности:
- Прямая;
- Обратная.
У них дополнительно есть еще ряд обозначений, которые будут упомянуты ниже.
Вообще определить, какая полярность у АКБ – очень просто. Но не зная, какая батарея нужна для вашего авто, определение полярности не поможет. Поэтому очень важно перед поездкой на рынок за новым аккумулятором просмотреть расположение проводов с клеммами на автомобиль.
Теперь о самом термине и как его определять. Прямая полярность используется на всех ВАЗах, поскольку АКБ с таким расположением выводов – разработка еще советских конструкторов, поэтому этот тип выводов часто еще называется «российским». Дополнительно в такую полярность еще обозначают цифрой «1». У аккумуляторов с таким типом полярности «плюсовой» вывод располагается слева, а «минусовой» — справа.
Обратная полярность – полная противоположность прямой, то есть, выводы у них поменяны местами («плюсовой» — справа, «минусовой» — слева). Используется такой тип на многих зарубежных авто, но не всех. Поэтому эту полярность еще называют «европейской», также она еще обозначается цифрой «0».
Существуют еще несколько видов полярности, но они особого распространения не получили. К примеру в США используется их собственная полярность – «американская», которая отличается тем, что выводы у них установлены не на верхней крышке корпуса, а на боковой поверхности.
Как определить полярность аккумулятора и чем грозит спутывание полярности
Рассмотрим, как же определить, какой тип полярности имеет аккумуляторная батарея. И здесь все просто, нужно всего лишь повернуть батарею «лицом» к себе. Ориентироваться можно по этикетке на боковой поверхности, поскольку она клеится на лицевой части, или по самим выводам. Батарею нужно повернуть так, чтобы они располагались с ближней стороны, то есть, повернута к вам. А после этого и нужно смотреть, с какой стороны расположены выводы. Если «плюсовой» — слева, то это прямая полярность, если справа – обратная.
А теперь о том, чем грозит неправильный выбор по полярности, и какие проблемы это может создать. Полярность указывается неспроста. Дело в том, что у каждого автомобиля имеется специальное посадочное место для АКБ, где он и закрепляется. При этом провода с бортовой сети подводятся каждый со своей стороны и длина их – определенная. Все это направлено на то, чтобы случайно не перепутать их перед подключением. Но неправильно подключить АКБ все же возможно из-за все той же полярности. Для примера, на ВАЗ установлена батарея прямой полярности, а владелец при покупке нового не обратил внимание и купил «европейский» аккумулятор. При попытках установить его на авто, «плюс» оказывается с другой стороны, поэтому и получатся «переплюсовка», которая может нанести значительный вред.
Неправильное подключение приводит к перегоранию электронных приборов бортовой сети авто и может стать причиной пожара. Интересно, что не все электроприборы сгорят, поскольку ряд из них особо не восприимчивы к изменению полюсов. К примеру, обычной лампе накаливания разницы нет, как сделано подключение, она гореть будет. Что касается электродвигателей, то при смене полюсов они всего лишь начинают крутить в другую сторону. А вот электронные приборы сгорят, поскольку для них «переплюсовка» недопустима.
Сразу скажем, что производители аккумуляторов тоже принимают участие в том, чтобы предотвратить возможное неправильное подключение. И делают они это путем использования разных по размеру выводов. Диаметр «плюсового» вывода больше, чем «минусового». Клеммы, которые подсоединяются к проводам, тоже отличаются по размерам отверстий. Поэтому надеть и закрепить, к примеру, «минусовую» клемму на «плюсовой» вывод не получиться (если не воспользоваться молотком). Дополнительно производители наносят на корпус тиснения, указывающие, какой это вывод.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Видео: Какой аккумулятор подходит на Приору.
Что можно предпринять?
Несмотря на все предусмотрительности, проблемы с установкой АКБ из-за его полярности все же возникают достаточно часто. Чтобы их избежать, необходимо не только определить полярность батареи, но еще и посмотреть, как она расположена в посадочном месте. И это очень важно.
Все потому, что достаточно развернуть аккумулятор на 180 градусов, чтобы получить правильное положение выводов на АКБ. К примеру, на автомобиле используется батарея прямой полярности и установлена она «лицом», если смотреть на нее (этикеткой вперед). Если же взять «обратный» аккумулятор и развернуть его на 180 градусов, то выводы окажутся как надо, но при этом АКБ будет обращена тыльной стороной. А поскольку провода имеют определенную длину, то они могут просто не доставать до выводов или им что-то будет мешать.
Напоследок рассмотрим, что же предпринять, если в наличии имеется аккумулятор с неподходящей полярностью, а достать другой не представляется возможным. Здесь важно постараться расположить батарею так, чтобы «плюсовой» провод доставал до своего вывода на аккумуляторе и его можно было закрепить. Для этого можно разворачивать батарею, постараться ее сместить в сторону и т. д.
А вот с «минусовым» проводом разобраться будет значительно легче. Ведь он является массой и подключен к кузову авто. Поэтому его запросто можно нарастить. То есть, берем отрезок провода большого сечения (больше – лучше) необходимой длины. Откручиваем «родной» провод, а на его место закрепляем подготовленный. Затем перекидываем клемму и подключаем его к АКБ.
А вот «плюсовой» провод нарастить или заменить не получится поэтому и важно сделать все, чтобы подключить его к батарее «как есть», без внесения доработок, тем более, что сделать это практически нереально. Ведь обычная скрутка для наращивания длины является небезопасной.