Даниела Макманус - консультант и научный руководитель из Дейвиса, Калифорния. Получила степень PhD по английскому языку и литературе в Калифорнийском университете в Дейвисе в 2013 году.
Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.
Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни. Басня - это короткий рассказ, в котором каждый элемент - действующие лица, декорации и сами действия - способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.
Шаги
Часть 1
Содержание басни- Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
- Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
- Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
-
Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.
- Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.
Часть 2
Написание басни-
Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.
- Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
-
Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.
- В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
- Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
- Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
- Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
-
Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа - читатель сам поймет это из вашего диалога.
Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.
- На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
- Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
- Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
-
Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.
-
Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.
- Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
- Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».
Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.
Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.
Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.
Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.
Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.
Проект 5 класса
«Сочини басню сам»
Участники проекта
Хасанова Владия
Ческидова Юлия Долгов Сергей
Андреев Максим Мелконян Арарат Игнатов Юрий Исмонова Роза Деева Екатерина Сосницкая Ксения Абрамовский Владислав
Геер Валерия
оформители
Хасанова Владия Исмонова Роза Деева Екатерина
руководитель
Костыря Ирина Михайловна
Урок литературы
На уроках литературы
мы изучали басни Эзопа,
Жана де Лафонтена, И. Крылова
Древняя Греция
Родоначальником
жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,
живший в VI веке до н.э.
Басня Эзопа «Лиса и Виноград» в переводе Смирнова Д.Н.
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» - воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно - до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» - фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем
Жаном
де Лафонтеном
Басня Жана де Лафонтена
«Лиса и Виноград»
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
Самую широкую известность получили басни, созданные
И.А. Крыловым
«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
Басня Крылова «Лисица и виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".
верблюд и два оленя
Деева Екатерина
- Был верблюд, и были два оленя.
- Пошли они попить воды и встретились олени с верблюдом.
- Олени начали дразнить верблюда,
- А верблюд в ответ начал в них плеваться.
- Олени говорят: «Не плюйся, мы же пошутили».
- А верблюд не прекратил в них плеваться.
- Олени убежали так и не попили воды.
- Вот так ребята, никогда не дразните верблюда, а то и вас заплюёт.
- Ну, конечно, и других животных тоже не дразните!
прекрасный цветок
Хасанова Владия
- Прошёлся мальчик по поляне,
- Нашёл цветок, сорвал его.
- Пришёл домой, отдал цветочек маме.
- Но через несколько минут завял цветок.
- Вот так ребята, если вы найдёте цветок такой,
- То полюбуйтесь красотой,
- И идите вы домой!
кот и мыша
Сосницкая Ксения
- Почуял Котик наш мыша.
- И ходит тихо, не спеша,
- Понюхает, посмотрит, поспит и посидит.
- А Мышка притаилась и в уголок забилась.
- Но Котик наш хитёр,
- И слух его остёр.
- Пошел он на кровать,
- Как будто бы поспать.
- А Мышь проворна, но глупа,
- Всё думает про сыр.
- Она забыла про Кота,
- Но кот за ней следил.
- Вот так ребята!
- Не надо быть таким мышом,
- Не стоит воровать.
- Об этом чётко надо знать
- И никогда не забывать.
Заяц и ёжик
Долгов Серёжа
- Жили были заяц да ёжик.
- Как-то раз они поспорили, кто быстрее сбежит с холма.
- Когда заяц был возле финиша,
он споткнулся об корягу.
- И ёжик решил помочь победить зайцу.
Ёжик обменял победу на друга,
Старуха и петух.
Игнатов Юрий
- Была старуха, которая нажила себе красивого и умного петуха,
- Почему умный, а это я сейчас не покажу, а расскажу.
- Вот петух поесть летел, а бабушка не дала покушать,
- А петух влетел домой!
- И бабушку обстрелял своим клювом, и сам всё что было скушал.
мальчуган
Абрамовский Владислав
- Шёл мальчишка, мальчуган одной дорогой скользкой
- Всё была бы не беда.
- Да поскользнулся и упал мальчик, лежит
- И не чего поделать он не может.
- И вот! Соседский мальчик идёт,
- Поёт себе, поёт.
- -Что ты разлёгся в луже?- спрашивает мальчик, - Что случилось?
- - Да вот упал я в лужу. Так как-то повернулся я нелепо
- -Ха-ха! Да посмотри ты на меня!
- И сам тут в лужу плюхнулся, измок весь.
- И учись сосед!
волк и заяц
Андреев Максим
- Жил волк в своей норе, а заяц в своей избушке.
- Вот как-то раз узнал волк что у зайца в избе мёд,
- И захотел полакомиться.
- Вот пришёл волк к зайцу и говорит: -Заяц пусти меня к себе жить.
- -Ладно, заходи.
- Наступила ночь, заяц уснул.
- Волк поднялся на чердак и увидел две бочки.
- Он залез в первую бочку,
- А там была смола.
- И он засох в той смоле.
- Вот так и говорят, не разевай роток на чужой медок.
утка и утёнок
Ческидова Юля
- Утка и утёнок гуляли по лугу.
- Но вдруг бежит зайчонок
- И говорит:"Спасите меня, спасите от лисицы!"
- А утка отвечает: "Зачем тебя спасать?"
- Но вот зайчонок спрятался, и лисица его не нашла.
- Потом заяц гонял утёнка.
- Лучше помогать тому, кто тебя просит,
- Чем потом от них получать.
парад во дворце
Исмонова Роза
- Сегодня в нашем во дворце
- Идёт парад и все о нём твердят, твердят
- Жюри на нём, король и королева.
- Вдруг королева с удивлением спросила:
- - Кто эта девушка? И платье, да и украшение - всё так блестит!
- Король ей сразу же в ответ:
- - Она жена двоюродного принца, Но тот мой принц немного беден.
- Вчера просил на рубашонку денег, на ружья и на сапоги.
- Сказал что денег нет! Он до предела разорён!
- И принц из зала вышел вон.
- Вот так без радости и славы, встречая на пути житейские преграды, частенечко кончаются парады.
мартышкины детишки
- Геер Валерия
- Пошла мартышка в магазин
- И купила апельсин.
- Пришли они домой, сели за стол
- И стали делить апельсин по долькам.
- Старший сыночек сказал:
- - Так как я старший, я буду делить.
- И младший сказал: - Нет уж, как я младший я должен всё забрать.
- Ну а средний говорит: - Давайте всё поделим пополам.
- Поделили пополам!
- Средний взял себе половину апельсина.
- Старший с младшим вдруг в недоумении…..!
- Шум, крик, гам, на весь дом та-ра-рам!!!
- Дружите ребята, вместе делите поровну, коль есть чем поделиться!
Иногда человеку в голову приходят разнообразные мысли и странные вопросы, например о том, как сочинить басню. Для всех любителей странных вопросов мы попытаемся дать определенное направление в решении этой задачи. Естественно, скорее всего, человек задавшийся таким вопросом вряд ли претендует на лавры Лафонтена и Крылова, и тем не менее иногда человеку хочется экзотики, или у него есть дети-школьники. А в школе, как известно, задания бывают всякие.
Мораль басни
Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.
Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея - всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.
Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.
Так как наша задача - показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.
Персонажи
Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» - выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.
Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.
Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад
Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», - и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.
Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.
Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.
Как найти сюжет и мораль для новой басни?
Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.
Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.
Ребенок и басня
Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».
Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять - как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность - это мусор», - вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.
Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.
Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.
Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями. Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых и отправлялся по своим делам, не обращая внимания на недовольные возгласы. Лишь временами он «снисходил», что бы отправить их к черту.
Однажды Муравей увидел, как в ложбине с крутыми стенами, Скарабей делает очередной шар. «Друг, но ведь ты его не сможешь достать отсюда! Не трать времени зря», - сказал Муравей.
Скарабей разозлился и начал кричать о том, что ему все под силу, ведь он не какая-то там букашка. Он так злился, что не остановился, когда шар был в два раза больше, чем он делал обычно.
На крики пришли другие муравьи.
И вот Скарабей попытался подняться с шаром один раз, второй… Наконец, он обессиленный сел на землю.
Муравей с товарищем спустились вниз, взяли не посильную для Скарабей ношу и вынесли на самый верх, после чего молча отправились домой, оставив Скарабей одного на дне оврага.
мораль
Вот так порой и с человеком бывает. Не стоит пренебрегать добрыми советами, лишенными злорадства, а чтобы не прослыть хвастуном, лучше промолчать в нужный момент, а когда придет время, доказать все на деле.
Глупая обезьяна - басня 2 для 3 класса про животных
В племени все обезьяны были сильными и агрессивными. Не проходил и дня, чтобы между ними не вспыхивали стычки из-за пустяков.
Очень потешались типичные члены группы над глупой Обезьяной, которая не начинала драку, если у нее отбирали еду. Смешным и казался и тот факт, что она по пол дня проводила на земле стуча камнем об камень.
Кода началась засуха, Обезьяна взяла палку и пару камней и ушла.
Лес начинал умирать и племя голодало. Но в один день Обезьяна вернулась с добычей, которая так нужна была всем. Больше никто не считал ее глупой.
Мораль
Не стоит презирать своих земляков. Берите самое лучшее из того, что привычно людям ваших мест, а от отрицательных черт старайтесь избавиться всеми силами.
Басня про овощи
Собрались как-то вместе Картошка, Лук, Морковь и Сельдерей.
Решили выяснить они, кто в супе всех важней.
Картошка заявила:
"Я рассыпчата, вкусна, крахмалом я богата
И я главнее всех, ребята!"
Ей лук в ответ:
"Ты не права, картошка, нет!
Пусть все и плачут от меня,
Но в супе всех полезней я,
Так как лечу,
Здоровье дать хочу!"
"Нет, нет, ребята, Вы не правы", -
Сказала возмущенная морковь, -
"И взрослые и дети будут рады
Улучшить каратином зренье вновь!"
Тут сельдерей сказал:
"А я считаю так:
Каждый из нас полезен и витаминами богат,
Но если нас соединить
И суп сварить,
То будет каждый очень рад
Полезных витаминов массу получить"
Мораль:
Сколько не спорь о важности продуктов,
А вместе и полезней и вкусней.
5 класс, 3 класс. про животных. в прозе.
Несколько интересных сочинений
- Анализ главы Княжна Мери из романа Герой нашего времени
Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри». Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.
- Анализ рассказа Распутина Век живи век люби
Произведение посвящено описанию процесса взросления и становления личности. Главный герой – подросток, оказавшись без опеки родителей, встречается с людьми в обыденных привычных ситуациях и встраивается во взрослую жизнь
- Сочинение Как нужно относиться природе
Еще с древнего времени связь между природой и человеком была очень тесна. В древние времена первобытный человек полностью был зависим от природы. Они считали божеством воду, огонь, землю, воздух, а также природные явления.
Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.
Материнская любовь заключается не только в стирке, уборке, готовке. Никто не пожалеет, не приласкает так искренне, как способна это сделать мама
(Ворона из басни Крылова "Ворона и лисица"). Человек сидел в комнате и трясся от страха. Какого только маразма наши школы не придумывают...
Русская классическая поэзия. Басни. А.С. Пушкин. "Унылая пора! "Как Воробьенок придумал голосами меняться". Э. Успенский.
Барто А. "Знаю, что надо придумать " (стихи). Михалков С. Басни. Мориц Ю. "Малиновая кошка" (стихи). Носов Н. "Витя Малеев в школе и дома", рассказы.
Почему я вообще в такой ситуации? кто эта БИО? поискать что ли? а что дальше? и зачем оочень многие знают правду появления Ре, может надо было басню придумать? ага, а вдруг...
именно, что и проблема... не учим мы стихи..совсем...это самое худшее наказание что можно придумать..а учить басню это для детей кошмарный сон но парадокс если нужно выучить...
И если вдруг в школе не выдали список для внеклассного чтения, мамы его все равно найдут. Ковер-самолет. Крылов И. Басни. Кун Н. 12 подвигов Геракла.
Раздел: Школа. сочинения. Понимаю, что, наверное, тема не актуальна, но в последнее время очень меня беспокоит. Зато задавали несколько раз стихи сочинять, басню и сказки.
прошу помощи- литература. надо сочинить басню с моралью "любишь кататься- люби и дык про это уже Крылов написал..... а нам надо свое придумать... а я не Лафонтен ни разу...
Помогите с басней, пожалуйста! Я в ужасе просто, 5-класснику задали по литературе написать басню на школьную тему. Задание было на сегодня.
5 класс домашнее задание по литературе: сочинить басню на тему " школа " пытались сочинять вместе, в итоге сочинила я. ребенок говорит, что за всех родители сочиняют или плагиат из...