Далее повесть «Сын полка», краткое содержание которой здесь приводится, рассказывает о том, как решалась судьба Вани Солнцева, найденного нашими солдатами. Как дальше рассказывает повесть «Сын полка», краткое содержание который вы читаете, Ваня во что бы то ни стало решил вернуться к полюбившимся ему Биденко и Горбунову. Во время своих поисков он встретил «удивительного, прекрасного мальчика» — сына кавалерийского полка, который предположил, что пастушок просто не приглянулся бойцам. Сын полка» же подробно описывает, как становился мальчик дисциплинированным бойцом и толковым помощником командира. О том, как мальчик взрослел и учился дальше, не рассказывает в повести «Сын полка» Катаев.
Катаев. Краткие содержания произведений
Перед гибелью мужчина успел нацарапать записку, в которой он просил похоронить его на советской земле и определить мальчика в офицеры. Разведчики все вместе собрали сына полка Ваню Солнцева в путь, отдали ему на память погоны погибшего капитана и отвезли в училище. Автор в своём произведении показал настоящих, живых людей, попавших в мясорубку Великой Отечественной войны, но сумевших остаться людьми.
Сама история несколько отличается от сценария. Статья «Мильон терзаний» И.А. Гончарова представляет из себя критический обзор сразу несколько произведений.
Автором повести «Сын полка» является Валентин Катаев, он написал ее в военное время, в 1944-м году. За эту книгу автор был удостоен Сталинской премии. Командира тронула судьба мальчика, он завещает заботится о нем и сделать из мальчика настоящего офицера. Ваня круглый сирота, на войне погибли все его родственники. Ваня попадает в лагерь разведчиков, где его воспитывает капитан Енакиев. Книга о судьбе простого крестьянского мальчишки-сироты Вани Солнцева, которого находит группа советских разведчиков.
А также стимулирует к прочтению полной версии этой замечательной повести. Действие повести происходит во время ВОВ. Главный герой произведения – парнишка по имени Ваня Солнцев. Ему 12 лет. Отец его сложил голову на фронте, а мать погибла от рук немцев во время оккупации. Несколько раз Енакиев пытался отправить приблудившегося мальчишку подальше от линии фронта, но Ваня упорно рвался назад и возвращался. Здесь повесть подходит к концу. Дальнейшая судьба Вани Солнцева остается «за кадром».
Ваня два дня ходил по лесу в поисках артиллерийской батареи. И как раз капитана он и встретил, правда, не зная, что это и есть Енакиев. Он рассказал ему о том, как его нашли разведчики и как он сбежал от Биденко. Они взяли с собой Ваню, так как он еще не получил военной формы и очень был похож на маленького пастушка.
Ответы и объяснения
Рассказывая о своей беде первому встречному командиру, он даже не подозревает, что внимательно выслушивавший его человек и есть его обидчик. Ваня начистоту рассказывает неизвестному начальнику о своих побегах от ефрейтора, чем вызывает неприкрытое удивление и смех капитана. Тем более, что хорошее знание местности, ответственность и стремление участвовать в боевых действиях — качества, необходимые в этом деле. Не предупредив капитана, они отправились на задание. Немея от счастья, пастушок выслушивает распоряжение о принятии в батальон связным. Наводчик Ковалев, опытный воин, для которого армия была родным домом, объяснял ему тонкости в обращении с пушкой.
В. П. Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году. Около 70 лет прошло с тех пор, но мы с гордостью вспоминаем нашу великую победу. В книге раскрывается характер юного героя, на долю которого выпало так много горя. Мы видим, как нуждается он в любви и заботе, как привязывается к бойцам. И Ваню поставили на полное довольствие, он стал сыном полка.
Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания через сырой осенний лес. Они услышали «странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук», пошли на него и набрели на неглубокий окопчик. Мальчик плакал во сне. Именно эти звуки и привлекли внимание разведчиков. Велико же было разочарование Вани, когда он узнал о решении капитана! Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева.
Повесть «Сын полка» вернет тебя, юный читатель, к трудным, но героическим событиям военных лет, о которых ты знаешь лишь по учебникам и рассказам старших. Он пускал в ход то красный карандаш, то резинку и в то же время быстро искоса взглядывал в лицо Енакиеву, как бы говоря: «Ну, что же ты, друг милый, тянешь? Непременно хотел этим гвоздем какого-нибудь фрица убить. А еще в сумке у него мы нашли букварь. Просто Ваня,- с веселой готовностью ответил сержант Егоров, и его лицо расплылось в широкую, добрую улыбку.- И фамилия такая подходящая: Ваня Солнцев. Ну, это мы еще посмотрим,- сухо сказал капитан Енакиев.- Приказываю отправить его в тыл. Нечего ему здесь болтаться. Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что он ест крайне неприлично. На этот вопрос Ваня даже не мог толково ответить. Ваня переводил синие испуганные глаза с одного великана на другого, стараясь по выражению их лиц понять, хорошо ли для нас то, что делается, или плохо. Но понять не мог. А спросить не решался.
Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности.
Повесть рассказывает о «подлинной» истории небольшого города Глупов.
Для того, чтобы не забыть грамоту, мальчишка носил потрепавшийся букварь. Узнав об этом, мальчик сильно расстроился и разочаровался, ведь ему было хорошо с ребятами, да и солдаты полюбили «пастушонка». Предстоял тяжелый бой, и капитана мучили сомнения относительно правильности выбранного плана. Все действительно пошло наперекосяк: наши ребята оказались окружены вражескими силами.
Первые дни мальчик очень скучал по своим друзьям-разведчикам.
Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время». За этим занятием его и поймали немцы. Горбунов отправил товарища в часть, а сам остался выручать пастушонка. Аудиокнига «Сын полка». Между тем дивизия Енакиева готовилась к бою. Их должна была поддержать пехотная дивизия, однако Енакиеву что-то не нравилось в планах его приятеля, капитана пехоты. Предчувствия не обманули капитана Енакиева. После торжественных похорон ефрейтор Биденко отвёз Ваню Солнцева на учёбу в суворовское училище одного старинного русского города.
Чтобы освободить сына полка Енакиев отправляет взвод солдат. Маленькому сыну полка выдают солдатскую форму, и он начинает помогать на батарее. Возвращение назад стало горьким для Вани. Енакиев вызвал огонь на себя, чтобы обеспечить продвижение наших частей. Все, кто был на батарее, погибли.
Ребенок, живший при военном подразделении, назывался сыном полка, он мог быть поставлен на довольствие, но мог содержаться и за счет основного армейского состава. Еще в восемнадцатом веке к каждой части войска был прикомандирован мальчишка-барабанщик, а на военном корабле существовал институт юнг, уходивший корнями еще во времена гардемаринов. Из-за света фонарика под пристальными взглядами разведчиков мальчик проснулся, но, узнав советскую форму и русские лица, потерял сознание. Найденыш назвался Ваней Солнцевым, просил оставить его в батарее и научить разведке. Ваня почувствовал, что у него могла бы быть подобная судьба, если бы не вредный капитан Енакиев, на которого нужно пожаловаться.
6ea9ab1baa0efb9e19094440c317e21b
Главный герой повести – 12-летний мальчик Ваня Солнцев. Он жил в одной из русских деревень. Отец Вани погиб на войне, а его мать убили немцы. Вскоре от голода умерла его сестра и бабушка, и Ваня остался один. Когда он просил милостыню в деревне, его поймали жандармы и отправили в изолятор. Ваня сбежал из изолятора и пытался перейти через линию фронта, чтобы попасть в нашу армию. Ваню нашли русские разведчики в лесу – он спал в яме и плакал во сне. Они доставили Ваню на артиллерийскую батарею, командиром которой был капитан Енакиев. Увидев Ваню, капитан вспомнил о своей жене и сыне, которые погибли во время артиллерийского налета. Он понял, что мальчику нельзя оставаться на батарее и потому распорядился отправить Ваню в тыл. Но Ваня сбежал от ефрейтора Биденко, которому было поручено доставить мальчика по назначению. Причем, сбегал он от него не один раз. В первый раз он выскочил на полном ходу из грузовика, и ефрейтор смог найти его в лесу только случайно – мальчик залез на дерево, и из его сумки выпал букварь, который Ваня носил с собой. Букварь упал прямо на голову Биденко. Потом, сев вместе с мальчиком в попутку, ефрейтор привязал его к своей руке веревкой. Ночью он время от времени дергал за веревку, проверяя на месте ли мальчик. И только утром он обнаружил, что веревка привязана к ноге женщины, которая ехала в том же грузовике.
Ваня два дня ходил по лесу в поисках артиллерийской батареи. Он хотел поговорить с капитаном Енакиевым, так как его отправление в тыл казалось ему самому настоящим недоразумением. И как раз капитана он и встретил, правда, не зная, что это и есть Енакиев. Он рассказал ему о том, как его нашли разведчики и как он сбежал от Биденко. Капитан привез его обратно на батарею. Так Ваня стал «сыном полка».
Вскоре разведчикам Биденко и Горбункову дали приказ разведать расположение немецких частей. Они взяли с собой Ваню, так как он еще не получил военной формы и очень был похож на маленького пастушка. А еще Ваня очень хорошо знал здешние места, и мог провести разведчиков по таким тропам, которые никто не знает. Но Ваня решил внести свой вклад в выполнение занятия и стал зарисовывать в своем букваре месторасположение бродов на реке. В этот момент его и нашли немцы. Биденко побежал к командиру, чтобы доложить о случившемся. Енакиев был очень зол на разведчиков за то, что они взяли с собой Ваню, и отправил на выручку мальчика целый отряд. Но в это время началось наступление наших частей, и немцы стали отступать, совершенно забыв про схваченного ими «пастушка». Так Ваня опять оказался у разведчиков.
После этого Ване выдали военную форму и капитан Енакиев, который все больше привязывался к мальчику, приказал приставить его к первому орудию одного из взводов батареи для того, чтобы тот помогал артиллеристам.
Наши части уже подошли к границе с Германией, и батарея Енакиева готовилась к бою. Орудие, к которому был приставлен Ваня, оказалось в самом центре боя. Капитан, который как раз накануне боя поделился с наводчиком своим желанием усыновить Ваню, узнал об этом, добрался до орудия и попытался отправить Ваню в безопасное место. Но тот наотрез отказался уходить. Тогда капитан взял лист бумаги, что-то написал на нем и отдал Ване с приказом отнести записку в штаб. Ваня не мог не выполнить приказ. Он доставил пакет в штаб и отправился назад.
Вернувшись на батарею, он узнал, что погибли все, кто находился около первого орудия – капитан Енакиев для того, чтобы прикрыть передвижение наших частей, «вызвал огонь на себя». Перед гибелью капитан написал записку, в которой просил позаботиться о Ване. После того, как капитана похоронили, как он и просил в прощальной записке, в родной земле, ефрейтор Биденко отвез Ваню в суворовское училище.
Ребенок, живший при военном подразделении, назывался сыном полка, он мог быть поставлен на довольствие, но мог содержаться и за счет основного армейского состава. Эта традиция жила в русском войске с древних времен. Еще в восемнадцатом веке к каждой части войска был прикомандирован мальчишка-барабанщик, а на военном корабле существовал институт юнг, уходивший корнями еще во времена гардемаринов. Ниже следует краткое содержание «Сын полка», повести В.Катаева, посвященной жизни детей во время Великой Отечественной войны.Три солдата-артиллериста возвращались из разведки вражеских тылов. Старший, двадцатидвухлетний сержант Егоров, услышав странные звуки, решил узнать, кто их издает. Выяснилось, что в неглубоком окопчике, в зеленой вонючей луже бредил во сне грязный, оборванный, давно не мытый и не стриженый десятилетний с виду мальчик. Из-за света фонарика под пристальными взглядами разведчиков мальчик проснулся, но, узнав советскую форму и русские лица, потерял сознание. Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, хотя и готовился к бою, но нашел время расспросить сержанта Егорова о найденном мальчике, которого временно поселили у разведчиков. Мальчик рассказал о погибшем на фронте отце, убитой немцами матери, не хотела отдать им кормилицы-коровы. Без молока умерли с голоду сестричка и бабушка. Мальчишку подкармливали какое-то время деревенские жители, но потом он попался полевым жандармам и был помещен в жуткий изолятор для детей, где его чуть не скосил сыпной тиф и чесотка. Немного окрепнув, убежал, больше двух лет шатался по лесам, мечтая перейти фронт и попасть к своим. В его холщовой сумке разведчики обнаружили огромный заточенный гвоздь, основное средство защиты, потрепанный старый букварь. Слушая рассказ сержанта, Енакиев вспоминал о своем семилетнем сыне, жене и матери, погибших в сорок первом от немецкой бомбежки. Найденыш назвался Ваней Солнцевым, просил оставить его в батарее и научить разведке. Но у капитана Енакиева на сей счет была своя точка зрения, и он приказал отправить Ваню в тыл. А в это самое время костистый великан ефрейтор Биденко и румяный круглолицый богатырь ефрейтор Горбунов кормили изголодавшегося худого и слабенького своего пастушка, как они называли Ваню. На первое у него была крошенка из картофеля с луком, щедро приправленная пряной свиной тушенкой с длинными ржаными ломтями хлеба. Потом ему налили в жестяную кружку горячего чаю из медного чайника с тремя грудками сахару! Мальчик был счастлив! И показалось ему, что он давно живет в этой палатке у двух сказочных богатырей и это вовсе не он еще вчера блуждал в страшно холодном лесу один ночью, больной, затравленный и голодный, как звереныш. Пришел сержант Егоров и сообщил о решении капитана отправить Ваню в тыл. Биденко, несмотря на его сопротивление, упрямо повел мальчика, выполняя приказ. Ефрейтора не было целые сутки. Хмурый и расстроенный, разведчик лег спать, сообщив, что Ваня сбежал. Сначала пастушок убежал от Биденко, выпрыгнув через борт грузовика в мягкий мох. Разведчик нашел его поздно вечером благодаря тому, что из сумки сидящего высоко на дереве мальчика, на голову разведчика выпал букварь. Поймав очередную попутку, Биденко привязал Ваню за руку, другим концом веревки крепко обмотав свою руку. Но к утру оказалось, что на другом конце не мальчишка, а пожилая попутчица. Ваня двое суток пытался найти палатку разведчиков, где его так хорошо принимали. Он уже совсем подумывал сдаться в какой-нибудь тыловой детский дом, если бы не встретил удивительного мальчика, одетого в полную походную форму гвардейского кавалериста. Роскошный мальчик рассказал Ване, что он круглый сирота, и майор Вознесенский записал его под своей фамилией в кавалерийский полк, как сына полка. Ему выдали полную форму, шашку и поставил на все виды довольствия, и теперь, он как ефрейтор Вознесенский, служит при майоре. Ваня почувствовал, что у него могла бы быть подобная судьба, если бы не вредный капитан Енакиев, на которого нужно пожаловаться. И Мальчик встретил такого, как ему казалось, самого главного командира и пожаловался. Оказалось, что это сам Енакиев, он и привез пастушка обратно к разведчикам. Однажды Горбунов и Биденко взяли мальчика с собой в разведку. Ваня проявил рискованную инициативу и был пойман немцами во время рисования карты. Спасло мальчика только наступление наших войск.
Есть хорошее русское слово – «сочинение». Нынешний школьник не всегда правильно понимает это слово: ему думается, что сочинение – это что-то школьное, заданное. И он, к сожалению, не без помощи учителей, в чём-то прав, ибо всем школьникам приходится писать на уроках сочинения, то есть заниматься не всегда приятным, но обязательным делом, да ещё получать за это дело отметки.
Мне хочется напомнить, что словом «сочинение» назывались и называются до сих пор произведения Пушкина и Байрона, Лермонтова и Джека Лондона, Некрасова и Марка Твена, Тургенева и Жюля Верна, Толстого и Конан Дойла, Чехова и Киплинга, Горького, Роллана, Маяковского, Есенина, Хемингуэя и многих других отечественных и зарубежных писателей. И не случайно, когда выходит наиболее полное издание книг того или иного писателя, на них пишут слова: «Полное собрание сочинений».
Сочинять или сочинить, говорил когда-то наш соотечественник, знаток русского языка Владимир Иванович Даль, – это изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения.
Это очень точные слова, и их можно отнести к работе каждого настоящего писателя, художника, композитора, учёного, когда он изобретает, творит, создаёт, и мы верим в это созданное, ибо так бывает, так могло или может быть в жизни.
Таким писателем, таким художником всегда был и остаётся для меня Валентин Петрович Катаев. Я знал и принял его таким, когда ещё мальчишкой прочитал «Белеет парус одинокий» и «Я, сын трудового народа…», а чуть позже (уж так случилось!) – ранее написанный роман его «Время, вперёд!». И потом, когда в годы Отечественной войны появилась повесть «Сын полка» – одна из лучших книг в советской литературе для детей, – для меня было естественно, что её написал Валентин Катаев.
Продолжением читательской дружбы с писателем в послевоенные годы стало знакомство с книгами «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов», которые вместе с повестью «Белеет парус одинокий» вошли потом в эпопею «Волны Чёрного моря», и, наконец, с книгой В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», книгой необычной, но очень интересной для читателя и творчества самого писателя.
Сочинения Валентина Катаева стали добрыми спутниками людей всех возрастов – больших и маленьких. Они волнуют читателя, они раскрывают перед ним большой и сложный мир жизни. Они порой, к примеру, как «взрослая» повесть В. Катаева «Святой колодец», вызывают горячие споры. А ведь люди и спорят о том, что им небезразлично…
Прежде чем говорить о повести «Сын полка», которую вы прочитаете в этой книге, мне хочется немного рассказать oб её авторе. Я знаю, что детей, и не только детей, интересует жизнь каждого полюбившегося писателя, его биография: когда и где он родился, как вёл себя в детстве и как учился, ну и, естественно, как стал писателем.
Для начала приведу слова самого В. Катаева:
«Я родился на Украине. Там протекли моё детство, отрочество и юность. Мой отец был коренной русский. Мать – коренная украинка. В моей душе с самых ранних лет сплетено „украинское“ и „русское“. Вернее, даже не сплетено, а совершенно слито».
Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 28 января 1897 года. Он рано научился читать. Шевченко, Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Толстой стали первыми его любимыми писателями и учителями. Это произошло естественно и просто, может быть, даже незаметно для будущего писателя: он рос в семье, где по-настоящему знали и любили классическую литературу. В тринадцать лет Валя Катаев напечатал своё стихотворение «Осень» в газете. Так же страстно тянулся к литературе его брат Женя (впоследствии замечательный советский писатель Евгений Петров – один из создателей романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).
Валентин Катаев рос и мужал как человек, гражданин и писатель в бурную историческую эпоху. Революция 1905 года, начало и крах Первой мировой войны, Великая Октябрьская революция, годы социалистического строительства и первых пятилеток – вот события, свидетелем или участником которых он был и которые легли потом в основу многих его книг.
Большую роль в творческой биографии Валентина Катаева сыграли такие выдающиеся мастера нашей культуры, как Владимир Маяковский, Иван Бунин, Демьян Бедный, Максим Горький, Алексей Толстой, Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, с которыми в разные годы сталкивала писателя жизнь. Они были верными друзьями В. Катаева, его добрыми советчиками и учителями.
Повесть «Сын полка» Валентин Катаев написал в 1944 году, в дни Отечественной войны нашего народа с гитлеровскими захватчиками. Вспоминая это время, Валентин Петрович говорил: «Всегда и везде, в самые критические минуты советские писатели были с народом. Они делили с миллионами советских людей невзгоды и лишения трудных военных лет».
Военный корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда», писатель Валентин Катаев сам прошёл и проехал тысячи километров фронтовых дорог.
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Она принесла страшные жертвы: двадцать миллионов советских людей, больше чем население иных государств, погибло в ту войну. Война лишила тысячи ребят отцов и матерей, дедов и старших братьев. Но наш народ победил в этой войне, победил потому, что проявил величайшую выдержку, мужество и отвагу. Победил потому, что не мог не победить. «Победа или смерть!» – говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле.
Повесть «Сын полка» возвращает читателя к трудным, героическим событиям военных лет, о которых сегодняшние ребята знают лишь по учебникам да рассказам старших. Но учебники не всегда интересно говорят об этом, а старшие не всегда любят вспоминать войну: уж слишком горестны эти воспоминания…
Прочитав эту повесть, вы узнаете о судьбе простого деревенского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вы узнаете, как, став смелым разведчиком, Ваня мстил фашистам за своё и народное горе. Вместе с Ваней Солнцевым вы пройдёте через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Вы познакомитесь с замечательными людьми, воинами нашей армии, – сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком орудия Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. И, прочитав повесть «Сын полка», вы, конечно, поймёте, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а большой, великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и, самое главное, огромная любовь к своей Родине…
Повести Валентина Катаева живут на свете уже многие десятки лет. За эти годы их прочитали и полюбили миллионы читателей не только у нас в стране, но и за рубежом. Полюбили, как и многие другие книги Валентина Катаева – большого писателя, художника, мастера слова. И если вы не всё еще прочитали из сочинений Катаева, то вам можно только позавидовать: у вас много хорошего и радостного впереди.
Война забрала всю семью Вани, оставив его круглой сиротой, и ему пришлось пройти немало испытаний, прежде чем он смог попасть в лагерь разведчиков. После неудачной попытки отправить ребёнка в детский дом, капитан Енакиев принял решение воспитать из него сына полка. Мальчик напоминал капитану его погибшего сына, и он был готов официально усыновить ребёнка.
Во время серьёзного боя, капитан хитростью отправил Ваню с придуманным на ходу заданием, тогда как вся его часть и он сам погибли. Перед гибелью мужчина успел нацарапать записку, в которой он просил похоронить его на советской земле и определить мальчика в офицеры. Разведчики все вместе собрали сына полка Ваню Солнцева в путь, отдали ему на память погоны погибшего капитана и отвезли в училище.
Автор в своём произведении показал настоящих, живых людей, попавших в мясорубку Великой Отечественной войны, но сумевших остаться людьми. Солдаты, каждый день видящие смерть своих товарищей, с безграничной добротой отнеслись к беззащитному ребёнку, оставшемуся сиротой, и приняли к себе. Смелость, любовь к Родине, способность жертвовать собой ради общего дела - все эти качества присущи и взрослым офицерам, и 13-летнему ребёнку.
Краткое содержание Сын полка Катаева подробнее
Разведчики в лесу услышали странные звуки и, пройдя чуть дальше, нашли истощённого, плачущего во сне ребёнка. Проснувшись от света и шума, ребёнок вскочил, и, защищаясь, выставил вперёд заточенный гвоздик. Сержант хватает его руку и говорит: «Свои», после чего мальчик, широко улыбаясь, будто не веря своим глазам, падает в обморок. Это был мальчик Ваня, отец которого умер в первые военные месяцы, мама была убита фашистами, а бабка и сестрёнка не пережили голод. Мальчик сначала попрошайничал в деревнях, потом был отправлен в изолятор, где тяжело болел и кое-как выжил. Ребёнок совершил побег и больше 2 лет скитался в лесах, пытаясь выйти на наши части. Ване было уже 12-13 лет, хотя от постоянного голода и болезней выглядел 9-летним. Для того, чтобы не забыть грамоту, мальчишка носил потрепавшийся букварь.
Капитан Енакиев, взглянув на найдёныша, сразу вспомнил своих погибших родных: мама, супруга и сын были убиты еще в 1941 году. Ваню тем временем плотно накормили. Он был счастлив и впервые чувствовал себя спокойно, ведь он среди людей, которых не нужно опасаться. Несмотря на просьбы солдат взять мальчика проводником, так как он прекрасно ориентировался в окрестностях, командир не рискнул оставить ребёнка.
Узнав об этом, мальчик сильно расстроился и разочаровался, ведь ему было хорошо с ребятами, да и солдаты полюбили «пастушонка». Биденко доверили ребёнка, наказав проводить его до детского приёмника. Спустя день Биденко вернулся один в скверном расположении духа: оказалось, мальчишка, как и обещал, сбежал от него.
Они поехали на грузовой машине, но на повороте Ваня неожиданно перепрыгнул через борт и скрылся в деревьях. Биденко смог найти сорванца, только когда на него свалилась детская книжка: мальчик уснул, сидя на ветке. Сели во второй грузовик, и на этот раз солдат перевязал руку мальчика веревкой, второй конец которой крепко зажал в своей ладони. Было необходимо немного поспать. Периодически Биденко проверял веревку, но утром понял, что его опять провели.
Встретив по дороге мальчишку в походной артиллерийской форме, который уже второй год являлся «сыном полка», и выслушав его историю, Ваня был убеждён, что стоило только переговорить с самым главным начальником и ему разрешат остаться с разведчиками. Побродив два дня по окрестностям, мальчик случайно наткнулся на Енакиева, но не узнал его и начал рассказывать свою историю и жаловаться на строгого капитана, не принимающего в «сыновья» Ваню. Енакиев принял решение вернуть его в свой лагерь.
Биденко и Гобункову дали задание исследовать вражеские позиции. Не предупредив капитана, разведчики взяли на задание Ваню проводником. Спустя пару часов мальчик пропал. Увидев мосты и броды на речке, он решил зафиксировать их расположение в своем букваре, но был пойман немцами. Во время допроса мальчик упорно молчал, несмотря на то, что записи в букваре и русский компас говорили против него.
Биденко вернулся в лагерь, Горбунков решил спасать мальчишку. Капитан, узнав о случившемся, рвал и метал, грозил трибуналом. Но наши войска как раз начали наступать на фашистские части, и в результате суматохи и спешного отступления немцев Ваня сумел вернуться к разведчикам. Его сразу же приняли в «сыновья полка» и поставили на полное довольствие.
Ваня сильно напоминал Енакиеву погибшего сына, и он решил взяться за его воспитание, составив для этого даже план, и сделал мальчишку своим связным. Позже он признался, что хочет официально усыновить Ваньку.
Предстоял тяжелый бой, и капитана мучили сомнения относительно правильности выбранного плана. Все действительно пошло наперекосяк: наши ребята оказались окружены вражескими силами. Капитан беспокоился за жизнь мальчика, но тот ни в какую не соглашался уйти с поля боя. Тогда Енакиев написал какое-то послание на бумажке, сложил её и вложил в карман пастушонка, велев срочно передать сообщение в штаб.
Выполнив задание капитана, Ваня поспешил обратно. Он еще не подозревал, что бой давно окончен, а все солдаты убиты. Оставшиеся без патронов они отчаянно дрались лопатами, а после капитан Енакиев принял весь удар на себя. Мальчик прошёлся по месту сражения и увидел мёртвого капитана. Слёзы покатились по щекам ребёнка, и он прижался к Биденко, подошедшему к нему.
В кармане Енакиева нашли записку. Предчувствуя свою смерть, он успел записать просьбу похоронить себя в родных краях и воспитать из Вани Солнцева достойного офицера. Солдаты всем лагерем собирали своего сына в путь, сложив в его мешочек все необходимые и просто памятные вещи, хлеб, соль, чай и аккуратно завернутые погоны командира. Довести Солнцева в училище вновь предстояло Биденко. Прощание было тягостным, и мальчику вновь хотелось заплакать.
Картинка или рисунок Сын полка
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Лесков Пигмей
В рассказе поднимается проблема безразличия одного человека к другому человеку, пока не вскроется хоть какая-нибудь выгода.
- Краткое содержание Барбос и Жулька Куприн
Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка
- Краткое содержание Хижина дяди Тома Бичер Стоу
Знаменитое произведение американской писательницы Г. Биччер-Стоу «Хижина дяди Тома», созданное в 1852 году поднимает вопросы рабства во всем мире. С первых страниц романа мы видим, что все события происходят в начале 1850-х годов в США
- Краткое содержание Возлюби ближнего своего Ремарк
После первой мировой войны в Германии начинаются массовые преследования евреев и инакомыслящих. Несколько человек нелегалов, среди которых находится молодой герой романа Людвиг Керн
- Краткое содержание Братья Гримм Сладкая каша
Сказка братьев Гримм «Сладкая каша» повествует о том, как однажды девочка из одной бедной семьи пошла в лес за ягодами, так как им нечего было есть.