Россия - страна с ярко выраженной сменой времен года, что, конечно, сказывается на вождении в целом и автомобильной резине в частности. В преддверии зимнего сезона мы расскажем, когда пора менять резину, какой штраф грозит любителям ездить на шинах не по сезону и что же мешает нам соблюдать закон?
○ Почему автолюбители не меняют резину?
Россияне известны тягой к быстрой езде, при этом далеко не всегда безопасной. Один из таких рисков связан с использованием резины не по сезону. Происходит это по разным причинам. Некоторых заставляет экономить кризис, другие не хотят стоять в сезонных очередях шиномонтажных мастерских, третьи просто не планируют ставить новый комплект, будучи готовыми выбросить старый.
Какие бы причины не побудили вас оставить резину не по сезону, плюс может быть только один, и то весьма условный – экономия на услугах шиномонтажа. Минусов будет гораздо больше, в том числе и материальных.
Первый и самый главный недостаток резины не по сезону – снижение управляемости машины, а с тем безопасности водителя и пассажиров. При первом весеннем солнышке и без того мягкая зимняя резина начинает греться от теплого асфальта. Резина становится вязкой, а управляемость авто снижается, при резком торможении машину легко протащит вперед, последствия могут быть очень неприятны.
Более жесткая летняя резина зимой дает пониженное сцепление с дорогой и авто просто «носит» по дороге, что само по себе не безопасно.
Вторая проблема – повышенный износ. ГОСТом установлена минимальная высота протектора легкового автомобиля в 1.6 мм, но дотягивать до этого не стоит, покупая новый комплект уже на 2 мм. Использование резины не по сезону приблизит траты на покупку.
При правильном использовании комплект резины прослужит до трех лет, но если не сменить его, то скорость износа увеличится в среднем в три раза. Шипованная резина прекрасно служит в холодное время года, но с установлением тепла и полной очистки асфальта от гололеда шипы просто вылетают из нее, вынуждая покупать новый комплект к следующему сезону. Кроме того на летней дороге шипы удлиняют тормозной путь, создавая риск ДТП. Но даже нешипованная зимняя резина, прогретая летним солнцем от совей мягкости изнашивается троекратно быстрее.
Причины, по которым не стоит экономить на замене резины ясны, так, когда самое время ее сделать?
○ Сроки перехода на зимнюю и летнюю резину.
Начнем с того что на данный момент в России нет полноценного, вступившего в силу закона, обязывающего менять резину как таковую, или устанавливающего сроки такой замены. В США и Финляндии даты смены жестко установлены. Если инспектор заметит машину «обутую не по сезону» водитель будет оштрафован.
В России существует технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который запрещает использование:
- Шипованной зимней резины в июне, июле и августе.
- Летней резины на любом колесе транспортного средства в декабре, январе и феврале.
Конечно, это не исчерпывающие правила и нужно обязательно ориентироваться на климатические условия конкретного региона. Специалисты советую ставить летнюю резину не ранее чем установится температура выше +5 Со / +7 Со До этого могут встречаться ночные заморозки, после которых возможна утренняя наледь на дорогах. Обычно это 10 – 15 марта, но в Крыму и Краснодарском крае 1 марта весна в разгаре, а в Магаданской области о ней услышат только к апрелю. Это одна из причин, по которой закон «О безопасности транспортных средств», регулирующий замену шин все еще не работает в полную силу, необходимо учесть региональные особенности. На данный момент в нем прописан запрет на использование зимней шипованной резины с 1 мая по 30 сентября, а летней с 1 декабря по 1 марта. Зимние нешипованные покрышки можно оставить на весь год.
Что касается зимней резины, то специалисты не рекомендуют затягивать со сменой более чем 15 ноября. По статистике к этому моменту в большинстве регионов страны уже есть большая вероятность выпадения осадков в виде снега или появления гололедицы.
Законом не запрещена всесезонная резина, но при ее использовании важно учесть климатический фактор, при слишком низких температурах она будет недостаточно устойчива, а слишком жарким летом станет чрезмерно мягкой. Кроме того она должна быть маркирована «М+S», «M&S» или «M S»
○ Штраф за езду на зимней резине летом.
КоАП не содержит статьи с указанием штрафа за использование зимней резины летом , но уже сейчас обсуждается возможность ее введения. Самый вероятный на данный момент размер штрафа - 500 р. Но даже в будущем ответственность предусматривается только за использование шипованных покрышек.
Но уже сейчас инспектор ГИБДД имеет право составить протокол, обнаружив на вашей машине повышенный износ протектора или зимние и летние покрышки на одной оси.
Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2019 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2019 года, а с декабря и по февраль включительно. Но давайте обо всём по порядку! Итак, зимой на летней резине: какой штраф за это на сегодняшний день, какие условия, требования и тонкости автозакона о летней резине зимой?
Можно ли ездить на летней резине зимой?
Нет, это запрещено. Такой запрет регулирует Технический регламент Таможенного союза в своём пункте 5.5 в своих "требованиях к транспортным средствам в эксплуатации" (приложение 8 регламента). При этом, этот нормативный акт чётко регламентирует зимние месяцы и летние. К первым относятся декабрь, январь и февраль, к последним - июнь, июль и август.
При этом, данные месяцы могут отличаться, если какой-либо регион России установит свои правила, что вполне логично; и только в сторону увеличения, что... совсем нелогично. Ведь в том же Краснодарском крае зимние шины могут вообще не потребоваться. Но увы, таков закон!
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами , удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль) . Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, зимой запрещено ездить на летней резине - в декабре, январе и феврале (сроки могут менять регионы). Не обязательно переобуваться на зимние шины с 1 октября и с 1 ноября.
Где узнать об увеличении запрета в моём городе?
Увы, но однозначно ответить на данный вопрос нет возможности. На 2019 год пока ни один регион и город не изменили положения Техрегламента касательно летней резины зимой.
С приходом зимы водители задаются вопросом, в какое время, следует переобувать автомобиль на зимнюю резину и какое наказание за плохую резину.
Существуют ли конкретные сроки по эксплуатации резины разного назначения, и какие штрафы за несоблюдение ПДД могут быть. Сейчас данный вопрос находится на регулировании у правительства и в правовые акты часто вносятся изменения.
В соответствии с пунктом 5.5 приложения №8 к техническому регламенту таможенного союза, в котором сказано:
«Запрещается использовать автомобиль, на котором стоят шины с противоскользящими шипами в период лета. Также запрещается использовать автомобиль, на котором не установлены зимние шины в период зимы. Установка шин производится сразу на все колеса».
Сроки установки могут постоянно меняться в соответствии с региональными законами. То есть получается, что по закону:
- В теплый период (июнь, июль и август) не разрешается ездить на резине с зимними шипами.
- В холодный период (декабрь, январь и февраль) требуется ездить только на зимней резине, в данном случае она может быть как с шипами, так и без них. Главным правилом считается установка на них специального знака «М+S», «M&S» или «M S» и рисунка.
- Регулирование сроков производит местное самоуправление, но сроки на эксплуатацию той или иной резины могут быть только увеличенными, уменьшать их не имеют право. Другими словами, в определенных регионах могут запретить применение шин с шипами с мая и по сентябрь. Но, не смотря на закон уменьшение срока, отсутствует, и летняя резина должна быть на автомобиле строго с июня по август. Власти сменить эти сроки не могут.
В законе также прописаны разрешенные сроки эксплуатации той или иной резины:
- Шины для летнего предназначения могут применяться с марта и по ноябрь:
- Шины для зимнего предназначения с шипами применяются с сентября и по май;
- Шины для зимнего предназначения без шипов применяются в течении всего года.
Резина летнего предназначения должна меняться на зимнюю с шипами осенью, а весной ее меняют снова. Чаще всего смена резины осуществляется в зависимости от погодных условий, но соблюдать эти сроки необходимо.
Установка внесезонной резины на автомобиль
Внесезонная резина относится к отдельной группе, так ее можно использовать на протяжении всего года. Но стоит помнить, что применять такую резину во время зимы можно только если на ней есть специальная маркировка «М+S», «M&S» или «M S». Если данный знак отсутствует, то ездить на ней в период зимы запрещается.
Получается, что если на внесезонной резине имеются все соответствующие маркировки, то автолюбитель имеет право ее применять в любое время года, а замену производить по состоянию износа.
В 2019 году в КоАП главе 12 нет предписания о том, какой штраф за езду на летней резине зимой, но есть статья об изношенной зимней резине.
Если водитель начал эксплуатацию автомобиля на изношенной зимней резине, то ему будет грозить штраф суммой 500 рублей. Наложение штрафа предполагается на водителя, у которого на резине стоит соответствующая маркировка «М+S», «M&S» или «M S» и нанесен соответствующий рисунок, подтверждающий, что резина может использоваться в зимний период, а так же если глубина изношенного протектора равняется менее 4 миллиметров.
Водителю стоит помнить, что штраф может накладываться, только если эксплуатация таких шин производится на обледеневших или заснеженных дорогах, если на дорожном покрытие отсутствует лед и снег, то штраф накладываться не будет.
С приходом зимы большая часть водителей задумывается, какой штраф за летнюю резину зимой в 2019 году. Законы постоянно меняются и дополняются, вот и сейчас на рассмотрении находится законопроект, который будет прописан в части 3.2 статьи 12.5 КоАП. А именно штраф за эксплуатацию летней резины не в соответствии с сезоном. То есть если водитель начал эксплуатировать автомобиль в зимние месяцы, но не сменил летнюю резину на зимнюю, ошипованную или нешипованную. В статье будет говориться, что управление автомобилем при нарушенном использовании колес и шин будет наказываться штрафом в размере 2000 рублей.
То есть если водитель выехал на летней резине в зимние месяцы и его остановили сотрудники ГИБДД, то ему будет выдан штраф в 2000 рублей.
Но данный закон находится в разработке и он еще не принят, поэтому в 2019 году за летнюю резину в зимние месяцы наказание отсутствует, штраф выписывать не будут, а так же не будут лишать прав или эвакуировать автомобиль на специализированную стоянку. Но несмотря на то, что за такое использование колес наказание отсутствует, злоупотреблять этим не стоит, так как летние шины не предназначены для поездок по льду и снегу.
В качестве итогов получается, что смена резины с летней на зимнюю должна производиться в определенные месяцы с начала сентября и по ноябрь.
Смена шин во многих регионах страны осуществляется приблизительно 15 ноября, или по погодным условиям в данном определенном районе.
Если водитель эксплуатирует летнюю резину в течение всего года, то в зимние месяцы наказания за это не последует. То же самое касается и внесезонной резины, но на таком типе резины желательно наличие соответствующих маркировок, которые позволяют использовать шины в зимние месяцы. Советуем следить за состоянием колес, и в случае износа проводить замену. На этом всё, удачи на дорогах!
Несмотря на многочисленные попытки ввести большой штраф за езду на летней резине зимой (от двух до пяти тысяч рублей), они не увенчались успехом. Так, на 2016 год, размер штрафной санкции за езду не на зимней, а летней резине в холодное время года (декабрь — февраль) составляет всего пятьсот рублей. Какой еще штраф за летнюю резину хотели ввести за прошедшие года? Читайте в статье.
- При выписывании штрафа в 2017 годах сотрудники дорожно-патрульной службы часто ссылаются на статью 12.5 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой водителю придется оплатить штраф, если глубина протектора используемых в зимнее время года шин не соответствует нормам. О том, что водитель обязан ездить зимой только на зимних шинах, в статье 12.5 не говорится.
Таким образом, согласно статье 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в зимнее время остаточная глубина протектора не должны быть менее четырех миллиметров. Что касается летней резины, то остаточная глубина протектора должна быть не менее полутора миллиметров.
Следовательно, водитель, который ездит с истонченной зимней или летней резиной, может быть оштрафован на сумму в 500 рублей .
- С января 2016 года в силу также вступил закон «О безопасности колесных транспортных средств», в котором прописано, что в зимний период водители должны использовать зимнюю шипованную резину (или не шипованную, но предназначенную для зимней езды);
- В Законе «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации» также не прописано, что использовать летние шины зимой нельзя;
Из вышеперечисленных Законов, регламентирующих правила езды в летнее и зимнее время, следует, что сотрудники ГИБДД могут выписать штраф за езду на истонченной резины, но никак за использование летних шин зимой.
Таким образом, в 2016-2017 году, при обнаружении автомобиля на летней резине, сотрудник ГАИ может ограничиться только предупреждением и порекомендовать сменить летнюю резину на зимнюю. Выписать штраф, если остаточная глубина протектора зимней резины более четырех миллиметров или более полутора миллиметров летней резины, сотрудник ГИБДД в этом случае не может.
Когда нужно «переобуваться» в зимнюю резину?
Согласно пункту 5.5 Закона «О безопасности колесных ТС»:
- В летнее время (июнь, июль, август) должна использовать только летняя резина (без шипов);
Помимо этого летнюю шину разрешено использовать в демисезонный период: март, апрель май, сентябрь октябрь, ноябрь.
- В зимнее время (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимнюю резину (с шипами или без);
Кроме того, зимнюю резину с шипами можно использовать в сентябре, октябре, ноябре, марте, апреле, мае.
Зимняя резина без шипов подходит для езды все двенадцать календарных месяцев.
Чем чревата несвоевременная смена резины?
Из-за самоуверенности неопытных водителей, которые считают, что ездить на летней резине зимой можно также, как на зимней, на дорогах так часто образуются заторы из-за возникновения на дороге нелепого ДТП.
Сотрудники ГИБДД настоятельно рекомендуют водителям всех ТС своевременно менять летнюю резину на зимнюю. Ведь пренебрегая правилами эксплуатации колес, предназначенных для разных сезонов, водители подвергают опасности не только себя, но и других участников движения.
Итоги
На данный момент в Российском Законодательстве отсутствуют законы, согласно которым водителю выписывается штраф за использование зимней резины в летнее время и летней резины в зимнее время.
Таким образом:
- Штрафов за езду на зимней резине в летнее время никаким законом не предусмотрено;
- Штраф за летнюю резину зимой выписывать также не полагается;
- Штраф в размере пятисот рублей выписывается водителю, который ездит на изношенной резине (зимней или летней);
- Рекомендуемый период «переодевания» с летней на зимнюю резину — с сентября по ноябрь (в зависимости от города и особенностей климата);
Важной технической характеристикой автомобиля, которая напрямую влияет на комфорт и безопасность езды, являются установленные на нем покрышки. Многие водители даже не представляют, насколько опасной может быть езда с шинами, которые не соответствуют определенным погодным условиям. Именно этим и обусловлено наличие штрафа за покрышки, которые используются не по сезону. Более подробно о правилах их установки, и какой штраф за летнюю резину зимой - далее в статье.
Какой штраф за езду на летней резине зимой
Ответственность устанавливается в ч. 1 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа на сумму 500 руб .
Наличие в Техническом регламенте требований относительно сезонности покрышек не делает несоответствие автомобиля этим требованиям основанием для штрафа. Из-за несовершенства законодательства в этой сфере штрафы за использование летней резины зимой и наоборот пока введены не были.
Однако существует ряд других нарушений, которые связаны с требованиями к шинам, за которые денежное наказание все-таки может быть получено:
1. Использование автомобиля с шинами, которые сильно изношены (их еще называют лысыми) и имеют недостаточную глубину протектора. Последняя величина установлена законодательно и зависит от категории транспортного средства:
- категория L - 0,8 мм;
- N2, N3, O3, O4 - 1,0 мм;
- M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
- M2, M3 - 2,0 мм.
Определенные требования есть и к остаточной глубине протектора зимней шины - она должна составлять не меньше 4 мм.
2. Установка на одну ось автомобиля покрышек с различными характеристиками (с разной глубиной протектора, степенью изношенности или наличием шипов).
Если покрышки автомобиля используются с данными нарушениями, то это считается несоблюдением правил эксплуатации автомобиля, а именно использованием его с техническими неисправностями.
Также стоит помнить, что использование неподходящих по погоде покрышек значительно увеличивает риск возникновения ДТП на дороге, что опасно для здоровья и жизни не только самого водителя, но и других участников дорожного движения. В случае попадания транспортного средства в аварию несоответствующие сезонные шины, их сильная изношенность или другие нарушения будут дополнительным отягчающим вину водителя фактором.
Летние и зимние шины: в чем разница
Официально в Правилах дорожного движения или других законодательных актах не выделяется таких понятий, как летние или зимние покрышки. Соответственно, и требований к их установке также выдвигаться не может, как и штрафа за их отсутствие. Однако существует несколько положений относительно покрышек, которые регламентируют необходимую глубину протектора и наличие на них шипов в зависимости от поры года.
В связи с этим основные отличия между шинами для холодного и теплого времени года состоят в следующем:
- Летняя покрышка выполнена из более прочных материалов и является более жесткой. Это необходимо для повышения ее износостойкости и выдерживания хорошего контакта с асфальтом, в результате чего она меньше изнашивается даже при большом пробеге автомобиля. В зимнее же время при низкой температуре она становится слишком жесткой, поэтому процесс передвижения на ней по обледенелой дороге больше напоминает скольжение. Даже на сухой дороге вероятность сноса автомобиля значительно возрастает. В случае прокола такой покрышки она вообще может взорваться.
- Зимние покрышки , наоборот, изготавливаются из материалов такого состава, который придает им мягкость, эластичность и обеспечивает хорошие противоскользящие свойства. Под воздействием высокой температуры (от +10 и выше) такая резина начинает быстро плавиться, что приводит к ее быстрому износу. Также зимние шины отличаются от летних рисунком, который выполнен для повышения ее противоскользящих свойств.
ВАЖНО! Кроме этого, на зимних шинах часто присутствуют шипы, которые служат для лучшего сцепления со скользкой дорогой. Летом же использование шипованной резины является опасным и поэтому запрещено.
Кроме этого, существует еще один тип покрышек - внесезонные, использовать которые можно в любое время, поскольку они объединяют в себе характеристики двух рассмотренных выше видов.
Когда нужно менять летние покрышки на зимние
Основной нормативный документ, в соответствии с которым происходит данное регулирование - это Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действие которого в РФ стало распространяться еще с 1 января 2015 года. Данный документ, а точнее Приложение №8 к нему, выдвигает такие требования:
- В летний период (то есть с 1 июня до 31 августа) запрещается использовать шины, на которых имеются шипы. Более безопасным решением является смена покрышек уже тогда, когда произошло повышение температуры до +10 градусов.
- Перед началом зимнего периода необходимо сменить летние покрышки на зимние, причем неважно, будут они с шипами или без. Зимним периодом считается время с начала декабря до конца февраля. Однако в этом случае также стоит ориентироваться на температуру и погодные условия.
ВАЖНО! Кроме этого, данные периоды могут быть изменены по решению местных органов власти, поскольку погодные условия в различных субъектах РФ могут значительно отличаться.