Ремень газораспределительного механизма применяется на большинстве автомобилей. Сегодня уже редко можно встретить двигатель, в котором используется цепной привод. Преимущество ремня в том, что ему не требуется смазка, его проще заменить, срок службы такой же, как и у цепи, если не больше. Но самое главное – автомобильный двигатель с ремнем ГРМ работает намного тише, нежели цепной собрат.
Автомобилисты стараются следить за состоянием ремня ГРМ, так как от этого зависит целостность двигателя. Между прочим, большая часть двигателей современных автомобилей не имеет в поршнях выемки под клапаны. Это означает только то, что при обрыве ремня клапаны уйдут в нижнее положение. Поршни, двигающиеся по инерции, совершат сильнейший удар по клапанам. И закончится обрыв ремня ремонтом головки блока цилиндров, а иногда и заменой.
Как часто менять ремень ГРМ?
Большинство производителей рекомендуют менять ремень не реже, чем через 60 тысяч километров пробега. Это нормальный пробег для качественного ремня. Некачественные экземпляры могут порваться и через тысячу километров. Если же вы не уверены в надежности ремня или узлов механизма газораспределения, то проверяйте состояние ремешка каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Для Шкода Октавия, например, производитель совсем недавно рекомендовал замену ремня проводить каждые 90 тысяч километров. Сегодня эта цифра уменьшилась до 60. Особо ленивые водители, любящие риск, продолжают менять ремень при пробеге под сотню. Но это не совсем разумно, ведь не просто так уменьшились цифры в рекомендациях. На это повлияли многолетние исследования двигателей автомобилей. Другими словами, очень много ремней рвалось до того, как ему исполнилось 90 тысяч.
Если говорить про отечественный автопром, то Лада Приора, одна из последних моделей АвтоВАЗа, нуждается в замене ремня спустя 200 тысяч километров пробега! Цифра огромная, для некоторых вообще недостижимая. А причина тому – более широкий ремень, он в два раза шире, чем на десятках или девятках. На последних, между прочим, ремешок лучше менять при пробеге 45-60 тысяч. Но если вы очень мало ездите, то для своего же спокойствия меняйте его раз в два года. Резина все равно высыхает, трескается, структура ее разрушается.
На что обратить внимание при замене ремня
Не только ремень придется заменить. Натяжной ролик также требует замены, а если двигатель 16-тиклапанный, то и опорный. Ролики бывают как полностью из металла, так и из пластика с металлом. У всех есть плюсы и минусы, кто-то будет утверждать, что металлический вечный, его сложно сломать. Сложно, но вполне реально.
И представьте только, что будет, если такой ролик заклинит. Самое главное – сразу же порвется ремень. Именно поэтому лучше использовать металлические ролики с пластиковой вставкой. Если он сломается, то он хоть не заклинит. Еще старайтесь менять вместе с ремнем насос охлаждающей жидкости. Его ресурс ненамного превышает ресурс ролика и ремня.
Впрочем, можно менять насос с каждым вторым комплектом ГРМ. Но если же заметили, что край ремня начинает съедать, то вините во всем подшипник помпы, у которого появился люфт. Но самое главное - следите за натяжением ремня. От этого зависит срок его службы. Если натяжение будет недостаточным или чрезмерным, то будут стираться зубья, нагрузка на ремень возрастет.
Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) любого современного двигателя, как правило, рассчитан на небольшой срок службы. В среднем он работает 50-100 тыс. км пробега, после чего требует замены вместе с натяжными роликами, а нередко также с водяной помпой и шкивами. Сроки замены этой важнейшей детали строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации каждого конкретного автомобиля. Однако, слепо следуя рекомендациям производителя, можно не заметить надвигающуюся беду и нарваться на серьёзный и дорогостоящий ремонт мотора. Существует несколько признаков, что ремень ГРМ нужно срочно сменить на новый.
Почему нужно менять ремень ГРМ
Для начала разберёмся, что такое ремень ГРМ и почему его надо менять. Эта недорогая и несложная, на первый взгляд, деталь нужна для того, чтобы синхронизировать работу системы зажигания с ходом поршней и клапанов. Зубчатый ремень вращается на шкивах коленчатого и распределительного (или распределительных) валов, параллельно приводя в движение водяной насос. Он имеет многослойную усиленную структуру и состоит из резины и нейлоновой основы. Правильное натяжение ремня задаётся специальным роликом. При обрыве ремня ГРМ на большинстве современных автомобилей впускные и выпускные клапаны встречаются с поршнями. Происходит серьёзная поломка, не совместимая с дальнейшим движением и требующая сложного дорогостоящего ремонта.
Сроки замены резинотехнического изделия и сопутствующих компонентов зависят не только от марки и модели конкретного автомобиля, но и от условий эксплуатации, которые в нашей стране весьма суровые. Однако это не мешает некоторым брендам устанавливать на свою продукцию запредельные сроки эксплуатации ремня ГРМ. К примеру, на отечественных «Ладах» данная операция должна осуществляться раз в 180 тыс. км. Эта цифра выглядит, мягко говоря, завышенной. Для сравнения, на автомобилях Renault даже самые качественные ремни от лучших мировых производителей работают 60 тыс. км в России и 120 тыс. км в условиях Европы. Эксперименты с несоблюдением этого регламента чреваты большими неприятностями.
Признаки износа ремня ГРМ
Главной проблемой, мешающей своевременно заметить надвигающуюся беду и предотвратить обрыв привода ГРМ, является затруднённый доступ к детали: в отличие от ремня навесных агрегатов, этот ремень тщательно закрыт всевозможными кожухами. Чтобы выполнить ревизию, нередко требуется частичная разборка двигателя, выполнить которую большинство автовладельцев не в состоянии. Однако помимо надрывов и трещин, видимых визуально, есть и иные симптомы надвигающейся беды. Мы попробуем перечислить наиболее часто встречающиеся.
1. Большой возраст ремня
В основном срок службы ремня ГРМ определяется пробегом автомобиля. По прошествии нескольких десятков тысяч километров он в обязательном порядке подлежит замене. Однако есть одно «но»: для этой детали критичен ещё и возраст - в среднем ремень сохраняет свои свойства не более пяти лет, после чего начинает терять эластичность и трескаться вне зависимости от пробега. Водителям, которые ездят на автомобиле относительно редко, стоит внимательно отнестись к данному моменту. Ремень состоит из материалов, подверженных быстрому старению, а значит, шутить с его возрастом не стоит. По той же причине рекомендуем в обязательном порядке менять ремень ГРМ на приобретаемых подержанных автомобилях - никто не гарантирует, что прежний хозяин соблюдал регламент и использовал качественные комплектующие.
2. Неуверенный пуск двигателя и падение мощности
Сильно изношенный или плохо натянутый ремень ГРМ может перескочить на один или несколько зубцов. Это приведёт к нарушению работы зажигания - горючая смесь будет воспламенять раньше или позже положенного. Главные симптомы такой неисправности - неуверенный пуск мотора, провалы в тяге и сильные вибрации двигателя. Автомобиль может длительное время работать в неоптимальных режимах. Это, в свою очередь, приведёт не только к дискомфорту, но и к другим поломкам.
3. Дым из выхлопной трубы
Одна из таких поломок - оплавление и разрушение катализатора. Происходит данная неприятность из-за неполного сгорания смеси в моторе. Часть топлива из-за сбитого зажигания попадает через клапаны в систему выпуска, что приводит к превышению допустимой температуры и спеканию сот. Выявить поломку можно, понаблюдав за выхлопом: при работе мотора он хлопает, в некоторых режимах из трубы идёт чёрный дым - верный признак переобогащения смеси и неполного её сгорания. Ремень ГРМ - одна из возможных причин неисправности.
4. Тикающий звук от мотора
При сильном износе или старении ремень привода ГРМ может начать разлохмачиваться и трескаться. В работе двигателя неисправность проявляется всевозможными тикающими, шаркающими или щёлкающими звуками, исходящими из-под кожухов системы. Все они имеют некую периодичность, зависящую от оборотов двигателя: чем она выше, тем чаще звуки. Эта неисправность вовсе не обязательно связана именно с ремнём. Звуки могут исходить от подклинивающего подшипника натяжного ролика или от водяной помпы. В любом случае тянуть с ремонтом не стоит. Локализовать и устранить проблему можно, сняв крышку привода ГРМ.
5. Течи из-под кожухов привода ГРМ
Ещё одним симптомом неприятностей с ремнём ГРМ являются масляные потёки или утечки охлаждающей жидкости в районе привода. Масло может попадать на ремень из-под изношенного сальника коленчатого вала двигателя, а антифриз - из негерметичных стыков или из-под шкива помпы. В обоих случаях происходит повышенный износ ремня и сильно возрастает риск его перескакивания на шкивах. Без разборки и замены комплекта ГРМ здесь не обойтись.
6. Трещины и потёртости на ремне
В случае если у вас имеется доступ к ремню ГРМ и вы можете его рассмотреть, поставьте автомобиль на передачу и руками медленно прокрутите коленчатый вал, вывесив одно из колёс и вывернув свечи, одновременно внимательно рассматривая ремень. При наличии малейших признаков износа или растрескивания эта деталь подлежит немедленной замене, даже если она ещё не отработала отведённый регламентом срок. Не забывайте, что в российских автомагазинах до половины запасных частей представлены контрафактом и подделками, а значит, дополнительный контроль за состоянием этой детали не помешает. Определить степень износа ремня ГРМ по внешнему виду сложно. Даже визуально практически новые ремни могут рваться при попытке их перекрутить.
7. Двигатель не заводится, стартер крутится вхолостую
Ну а финальным аккордом станет ситуация, когда «пить боржоми» поздно. Если вы вовремя не заметили надвигающуюся беду и ремень порвался, выявить проблему будет несложно. При прокручивании стартер работает очень бодро, лучше обычного, но вхолостую - подхвата и воспламенения смеси в цилиндрах не происходит. Это признак отсутствия компрессии, которая вызвана загибом клапанов после встречи с поршнями. Теперь у вас всего два пути - отправить мотор на свалку целиком и сменить его на новый или попытаться реанимировать «стуканутый» движок в автосервисе. В обоих случаях денег потребуется вагон и маленькая тележка.
Газораспределительный механизм двигателей автомобилей зачастую оборудуется малошумным ременным приводом, который подвержен износу и является расходной деталью. Замену ремня ГРМ на ВАЗ 2109 можно провести самостоятельно, не обращаясь на станцию технического обслуживания.
[ Скрыть ]
Когда требуется замена ремня ГРМ?
Заводом-изготовителем определена периодичность замены ремня привода распределительного вала на ВАЗ 2109 каждые 75 тыс. км. Однако владельцы автомобилей предпочитают не доводить пробег до указанного значения, выполняя ремонт через 50-60 тыс. км. Это связано с эксплуатацией техники в условиях перепадов температур, а также из-за нестабильного качества комплектующих.
Ремень подлежит замене в следующих случаях:
- при обнаружении потертостей;
- при наличии надрывов и расслоений;
- при появлении замасливаний (дополнительно требуется обнаружить и устранить источник течи моторного масла).
Как поменять ремень на ВАЗ 2109?
Для замены ремня распредвала на ВАЗ 2109 не требуется смотровой ямы и специального инструмента. Владелец способен выполнить работу самостоятельно в течение 2-3 часов. Для осуществления ремонта необходимо приобрести запасные части — ремень и натяжной ролик.
Схема ГРМ на двигателе ВАЗ 2109
На схеме обозначены узлы:
- 1 — шестерня коленчатого вала;
- 2 — шестерня помпы;
- 3 — натяжитель;
- 4 — скоба с меткой положения;
- 5 — шестерня распределительного вала;
- 6 — ремень;
- 7 — буквами A, B, C и D обозначены метки на шестернях и корпусе.
Инструменты и материалы
Перед тем как менять детали, потребуется приготовить:
- набор гаечных ключей или головок (с размерами 8, 10, 17 и 19 мм);
- отвертка с толстым плоским жалом;
- ключ для проворачивания натяжного ролика (фабричный или самодельный);
- свечной ключ;
- маркер для нанесения отметок на деталях;
- ветошь для протирки крышки;
- ремень привода распределительного вала;
- натяжной ролик.
При отсутствии специального ключа допускается установка ролика при помощи двух подходящих штифтов (например, гвоздей или болтов) и плоскогубцев. Штифты вставляются в направляющие отверстия и проворачиваются пассатижами.
Выбор ремня
При приобретении ремня необходимо обращать внимание на фирму-изготовитель. По отзывам сервисных станций и владельцев, оптимальным соотношением цена-качество обладает продукция заводов Gates и Contitech. Рекомендуется установка натяжных роликов Gates, имеющих однорядный шариковый подшипник и рабочую часть, состоящую из двух сегментов.
Внешний вид ролика Gates
Инструкция по замене ремня на авто с карбюраторным двигателем
Для обеспечения беспрепятственного снятия ремня на моторе ВАЗ 2109 с карбюратором необходимо:
- Установить машину на удобное место (гараж или открытую площадку). Включить передачу и зафиксировать стояночный тормоз.
- Повернуть рулевое колесо вправо до упора, освободив доступ к правому брызговику.
- Демонтировать брызговик двигателя на правой стороне. Детали крепятся болтами под ключ размером 8 мм. Ряд владельцев демонтируют только крепления по нижней части арки и отгибают щиток в сторону, обеспечивая доступ к шкиву коленвала.
- Ослабить гайку нижнего крепления генератора к двигателю (ключом на 19 мм).
- Отпустить верхнюю точку установки генератора (на 17 мм). Сдвинуть узел в сторону, снизив натяжение ремня привода ротора.
- Удалить ремень со шкивов. Некоторые владельцы не пользуются таким способом снятия детали, проводя ее демонтаж при удалении шкива с коленчатого вала.
- Выкрутить три болта крепления пластикового защитного кожуха на двигателе. Операция выполняется ключом на 10 мм. В конструкции крепления имеются дистанционные втулки, подложенные под болты.
- Снять кожух, вытянув его вверх. Протереть внутреннюю поверхность от грязи ветошью.
- Вынуть из смотрового лючка картера коробки передач резиновую крышку. Заглушка располагается над маховиком двигателя.
- В полученное отверстие вставить отвертку, которая зафиксирует маховик и коленвал двигателя.
- Отвернуть болт крепления шкива коленчатого вала (на 19 мм). Из-за большого момента затяжки требуется использовать удлинитель, который надевается на вороток или ключ. При откручивании гайки отмечены случаи выпадения отвертки, поэтому на этом этапе рекомендуется прибегнуть к помощи второго человека.
- Снять шкив с вала. Проверить состояние уплотнительного сальника. При обнаружении малейших отпотеваний масла деталь необходимо заменить. Если оставить старый сальник, то возникает риск попадания масла на поверхность ремня, что приводит к его разрушению.
- Вкрутить болт на штатное место.
Демонтаж старого ремня
Последовательность снятия старой детали:
- Выкрутить свечи из цилиндров, что облегчит процедуру проворачивания коленчатого вала.
- Провернуть коленчатый вал за болт шкива и совместить метки на шестерных и корпусе. Рекомендуется выполнить несколько оборотов вала, чтобы убедиться в корректности фаз газораспределения. Точность совмещения позволит далее правильно выставить фазы.
- Отметить маркером взаимное положение ремня на всех шестернях. Метка наносится одновременно на сам ремень и шестеренку.
- Отвернуть ключом на 17 мм гайку крепления натяжного ролика (на 0,5-1,0 оборота).
- Ослабить натяжение ремня провернув ролик ключом или штифтами с плоскогубцами.
- Удалить старый ремень с двигателя.
- Приложить старую деталь к новой и перенести метки. Для взаимной фиксации деталей используются струбцины или зажимы.
- Снять натяжной ролик. Узел рекомендуется менять вместе с ремнем, вне зависимости от состояния.
Установка нового ремня
Монтаж новых деталей состоит из шагов:
- Поставить на штатное место новый натяжитель.
- Надеть на шестерни ремень, соблюдая метки. Если требуется корректировка положения, то она выполняется поворотом коленчатого вала по часовой стрелке на небольшой угол.
- Провернуть натяжной ролик, обеспечив натяг ремня.
- Затянуть крепление ролика с моментом 40-42 Н/м.
После установки деталей на место некоторые владельцы проверяют соосность расположения шестерен. Из-за перекосов и биений происходит преждевременное разрушение и обрыв ремня, а также его сползание. Одной из причин может быть износ подшипников помпы, который определяется покачиванием вала за шестерню. При обнаружении люфта помпу необходимо менять, поскольку кроме разрушения ремня есть риск течи охлаждающей жидкости.
Распространенной причиной биений является деформация крепежной шпильки ролика, которая возникает при затяжке гайки. Шпильку можно заменить на новую, но допускается установка регулировочных шайб самостоятельного изготовления. Материалом для деталей, имеющих форму полукруга, являются жестяные банки. Полукольца подкладываются под натяжитель в зависимости от направления изгиба шпильки.
Места установок полуколец
Еще одной причиной может стать низкое качество ролика. Особенно это касается деталей от неизвестных изготовителей. Рекомендуется при покупке проверять биение подшипника и ровность беговой поверхности. Подшипник необходимо открыть (снять уплотнитель) и заполнить полость дополнительной смазкой (Литол-24). Подобная манипуляция продлит срок эксплуатации узла и снизит шумность работы.
Контроль меток ГРМ
Поскольку схема ГРМ проста, то контроль меток выполняется следующим образом:
- Выполнить два оборота коленчатого вала вращением вручную.
- Проверить совпадение меток и натяжение ремня. Если произошло смещение фаз, то придется повторить процедуру установки и натяга ремня.
- При совпадении меток необходимо произвести обратную установку деталей.
Фотогалерея замены
На фотографиях представлены некоторые шаги по замене ремня ГРМ.
Демонтаж болтов крепления крышки Снятие крышки с мотора Заглушка на картере коробки Откручивание болта шкива коленчатого вала Снятие шкива Совмещение метки на шестерне распределительного вала Ослабление натяжения ремня Снятие ремня с шестерен Метка коленчатого вала Натяжение ремня роликом
Инструкция по замене ремня на авто с инжекторным двигателем
Инжектор устанавливался только на один тип моторов «девятки» — с рабочим объемом цилиндров 1,5 л. Применение системы впрыска топлива не вызвало корректировок схемы привода распределительного вала. Процедура замены ремня ГРМ на ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем практически не отличается от перечня работ на карбюраторной машине.
Отличием является демонтаж старого ремня, при котором понадобится:
- Снять с двигателя , установленный рядом со шкивом. Для демонтажа требуется отстегнуть штекер проводки, а затем отвернуть болт крепления датчика. После этого сенсор вынимается из направляющего отверстия.
- Для ослабления натяжки ремня привода вспомогательных агрегатов требуется отвернуть гайку М13, установленную на генераторе.
Тонкости замены ремня ГРМ на инжекторной машине показаны в видеоролике от канала «Alex ZW».
При обратной сборке тоже есть несколько отличий:
- Требуется установить соответствующим образом шкив коленчатого вала. Для этого необходимо выставить верхнюю мертвую точку в первом цилиндре — по метке на маховике и на картере. При этом совпадет метка шестерни распредвала с засечкой на пластине. Установленный шкив должен располагаться напротив датчика началом 20-го зуба, отсчитанного от двух пропущенных.
- Зазор между датчиком и шкивом должен составлять 0,4-1,0 мм.
- После окончания сборки провести запуск и проверку работы двигателя.
Контрольные точки на шкиве
Проверка натяжения ремня ГРМ
При корректной силе натяжения ремня длинная ветвь должна поворачиваться на 90º путем воздействия большого и указательного пальца руки. Для выполнения проверки не должно требоваться большого физического усилия. При перетяжке возникают дополнительные нагрузки на подшипники помпы и натяжного ролика, которые выводят их из строя. Чрезмерный натяг вреден и для самого ремня, который может оборваться во время работы двигателя.
Место проведения проверки натяга
Видео
Процедура замены ремня распредвала и изношенной помпы представлено видеороликом от канала «Nik Nikolsson».
В данной статье поговорим: зачем нужен ремень двигателя машины и как часто следует менять - периодичность замены для большинства автомобилей. В конце статьи придём видео-урок, как сделать своими руками на примере.
Зачем нужен?
Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) обеспечивает гибкое соединение между распредвалом и коленвалом, а также открытие и закрытие клапанов синхронно с действием поршней. Его работа в том, чтобы поворачивать распредвал со скоростью, точно равной половине скорости оборота коленвала.Надежность ремня двигателя важна там, где поршни и клапана находятся в одном блоке. В них поршни и клапана делят одно пространство, но благодаря ремню они никогда не встречаются друг с другом. Когда он рвется, поршень ударяет в открытый клапан и гнет его, в результате требуется дорогой ремонт. Отметим, что такое бывает не на всех машинах. Некоторые производители делают в поршнях специальные углубления. При обрыве ремня мотора - клапана и поршни не встретятся друг с другом, т.е. не потребуется серьезный ремонт.
Периодичность замены
На многих современных машинах при обрыве ремня ГРМ гнет клапана и требуется не дешевый ремонт, т.к. потребуется заменить большинство деталей мотора. Поэтому следите за визуальным состоянием. Это можно сделать, если снять крышку, которая его защищает или проверить состояние через специальное смотровое окошко. Как это сделать можно узнать из инструкции по эксплуатации автомобиля.Периодичность замены зависит от конкретной марки автомобиля
, что можно узнать из технической документации. Многие мастера рекомендуют менять ремень при пробеге автомобиля 60-100 000 километров. Если не знаете, когда в последний раз он менялся или менялся ли, то следует его внимательно осмотреть на износ. Если он износился, то будет видны следы износа в виде микро-трещин на корпусе.Производители указывают срок замены ГРМ при пробеге свыше 150 000 километров. Дилеры, наоборот, требуют сократить срок до 90 - 100 000 километров из-за тяжелых условий эксплуатации. Например, АвтоВАЗ официально требует менять ГРМ на автомобилях Лада Веста при пробеге 180 000 км. Но многие автолюбители делают в интервале от 100 до 120 000 км пробега. Получается перестраховка от преждевременного обрыва.
Не думайте, что если на ремне появились микро-трещины - он сразу оборвется. Это не так, внутри он имеет металлическую основу, т.к. состоит из тонких металлических прутьев. Это сделано, чтобы он мог многократно удерживать ударные нагрузки и работать продолжительное время. Он может ослабнуть, что скажется отрицательно на динамике машины - - двигатель будет работать шумнее, плохо заводится. Это первые признаки износа.
Обычно авто производители рекомендуют вместе с заменой зубчатого ремня одновременно менять ролики, натяжители и помпу (водяной насос). Трудоемкость и стоимость выполнения работ по отдельности достаточно высока, к тому же износ деталей зачастую не виден. Поэтому разумнее поменять всё сразу, к тому же производители выпускают специальные комплекты: ремень + ролики ГРМ.
Видео. Как сделать своими руками
Стоимость замены ГРМ в авто сервисе будет от 2500 до 5000 рублей. Цена зависит от типа двигателя. Для 8-клапанного мотора будет дешевле, для 16-клапанного - дороже. Также следует «держать в уме» стоимость замены водяной помпы. Отметим, что для большинства иномарок произвести замену ГРМ самостоятельно будет проблематично из-за необходимости специального инструмента. Лучше доверить работу профессионалам.
Для некоторых автомобилей существуют ремни двигателя с усиленным металлическим кордом. Они служат на 30 процентов дольше обычного. Рекомендую также поменять все приводные ремни (генератора, кондиционера) и помпу, у которой срок службы сравним со сроком службы ремня ГРМ.
Ремень газораспределительного механизма – одна из основных деталей двигателя, входящая в комплект регламентного обслуживания. Это значит, что он подлежит обязательной замене при проведении соответствующего периодичности обслуживания автомобиля. Если своевременно не выполнить эту операцию, возможны следующие неисправности двигателя:
- отказ запуска двигателя внутреннего сгорания;
- неисправность газораспределительного механизма, требующая обязательной замены ремня ГРМ, натяжного механизма (ролика и др.), установки и регулировки угла зажигания;
- в большинстве случаев может потребоваться ремонт поршневой и клапанной группы с выполнением всех работ, соответствующей номенклатуре капитального ремонта двигателя.
Именно последний пункт наводит страх на большинство автовладельцев. Поэтому, приобретая подержанный авто, каждый покупатель должен поинтересоваться у продавца, когда производилась предыдущая замена ремня ГРМ. Не стоит на 100% доверять полученным сведениям. Во-первых, он может ошибиться. Во-вторых, продавец может не обладать достоверными сведениями. Поэтому после покупки лучше произвести внеочередной контроль состояния элементов газораспределительного механизма, принять решение о сроке замены ремня ГРМ.
Назначение ремня ГРМ
Основное назначение ремня – синхронизация вращения коленвала и распредвала ДВС. Если движение этих основных приводов кривошипно-шатунного механизма и клапанной системы будет не синхронно, возникают две критические неисправности:
- в камерах сгорания двигателя будет отсутствовать необходимая компрессия;
- угол зажигания некорректен.
В большинстве дизельных двигателей, многих бензиновых может сложиться ситуация, когда «клапана встречаются с поршнями». Приобретая автомобиль, необходимо узнать точное наименование модели двигателя, который на него установлен. Это можно сделать по VIN, но иногда в процессе эксплуатации авто двигатель меняют, тогда это сделать сложнее. По модели двигателя необходимо ввести запрос в поисковик, например, «двигатель 4G63 клапана встречаются с поршнями» или типа этого. Полученные ссылки необходимо проанализировать. Если ответ будет однозначен: «встречаются», сроки и пробег до замены необходимо соблюдать обязательно. Если ремень порвется или перескочит, это наверняка приведет к капиталке.
Многие автолюбители советуют приобретать автомобиль с двигателем, оборудованным цепным механизмом газораспределения. Есть мнение, что они более надежны. Это не всегда так. Даже, если это двигатель-миллионник, это еще не значит, что не надо своевременно менять успокоитель цепи. Такая работа может быть более трудоемка, чем замена ремня.
Причины износа ремня ГРМ
Основной причиной, по которой необходимо производить регламентную замену ремня, является естественный износ. В процессе эксплуатации автомобиля ремень двигается с большой скоростью по металлическим роликам, шкивам и направляющим, находясь под высоким натяжением.
Одновременно с этим ремень подвергается дополнительным нагрузкам, которые значительно усиливают износ:
- высокие перепады температур в подкапотном пространстве (зимой до 100 градусов);
- биения в случае износа натяжительного механизма;
- кратковременные нагрузки в момент трения ДВС, неравномерного движения толкателей клапанов, изменения величин зазоров;
- попадание жидкостей, загрязнений и масел на ремень ГРМ;
- случайные предметы, трущиеся о поверхность ремня (кожух, провода, элементы крепления).
Причиной преждевременного выхода из строя ремня могут быть серьезные механические неисправности двигателя:
- повреждение кривошипно-шатунного механизма;
- заклинивание клапанов и поршневой группы;
- повреждение распредвала, роликов;
- износ направляющих штифтов коленвала и распредвала.
Если учесть все риски, возникающие в момент эксплуатации ремня, желательно на 20 – 30% искусственно занижать ресурс, заявленный производителем.
Одна из причин преждевременного износа: ненадлежащее качество. Так как ремень ГРМ относится к важным комплектующим, не стоит экономить на сомнительном производителе и продавце.
Признаки критического износа ремня
Признаки износа различают: прямые и косвенные.
К прямым признакам износа относятся:
- наличие трещин на поверхностях ремня (внешней и внутренней);
- сколы на внутренних поверхностях зубьев;
- продольные срезы на внешней поверхности;
- наличие сильных загрязнений;
- видимое биение и растяжение ремня ГРМ;
- экстремальные случаи – обрыв ремня, «слизывание» зубьев.
Перечисленные признаки можно обнаружить визуальным осмотром. В большинстве случаев для этого необходим демонтаж кожуха ремня. В некоторых моделях автомобилей это требует «вывешивание» двигателя, проведение комплекса демонтажных работ. Поэтому перед принятием решения о диагностике состояния ременной передачи, необходимо оценить косвенные признаки износа, к которым относятся:
- пропуски зажигания в цилиндрах двигателя;
- детонация, особенно в момент останова;
- неравномерность холостых оборотов.
Эти признаки можно исследовать компьютерной диагностикой. Наиболее эффективный результат при проведении диагностирования достигается исследованием угла зажигания в динамическом режиме (на заведенном двигателе). Обычно он должен быть в пределах плюс-минус пять градусов. При этом угол опережения зажигания при вращении двигателя на холостых оборотах не должен значительно изменяться.
Сроки проведения замены ремней ГРМ
Когда ставится вопрос о периодичности проведения замены ремней, прежде всего, имеется в виду максимальный срок, при котором ремень сохраняет свои свойства. При этом рассчитывается вероятность его растяжения и обрыва, которые могут привести к серьезной поломке.
Есть специальные программы (AUTODATA, ELSA и другие), которые четко устанавливают сроки регламентных работ, в том числе, проведения замены ремня и роликов. Однако в этих программах не учтены условия эксплуатации авто, доступные комплектующие. Рядовые водители и большинство не дилерских СТО руководствуются установившимися сроками эксплуатации и пробега автомобиля. Лучше оценивать по пробегу. Многие оценивают срок обязательной замены ремня по пробегу в пределах от 50.000 до 80.000. Однако если автомобиль эксплуатируется мало, его годовой пробег, например, 5.000 в год, это не означает, что ремень подлежит замене раз в 10 лет. Максимальный срок эксплуатации автомобиля без замены ремня ГРМ обычно 5 – 7 лет (при соблюдении условий по пробегу).
Также необходимо учитывать особенности двигателей. Если в двигателе два распредвала, большее количество клапанов, соответственно, на ремень возлагаются большие нагрузки.
Одновременно в комплекте с ремнем ГРМ следует менять натяжительный ролик (или механизм), направляющие. В большинстве случае требуется регулировка угла зажигания. Современные системы управления двигателей блокируют запуск двигателя при некорректном угле зажигания. Это делается на случай того, чтобы при установке неправильного угла не произошел случайный запуск и разрушение системы ГРМ.
При определении срока замены ремня необходимо учитывать условия эксплуатации, пробег авто. Если машина эксплуатируется в условиях предельно низких или высоких температур окружающей среды, срок замены необходимо уменьшать на 10 – 15%.
Для того, чтобы уменьшить вероятность нештатного повреждения ремня ГРМ, следует:
- следить за целостностью защитного кожуха;
- не допускать попадания посторонних жидкостей, масел, предметов в область ремня;
- соблюдать периодичность проведения регламентных работ.
Видео