Грузовой транспорт может повредить дорожное полотно и является источником повышенной опасности для других машин. Специально для таких машин на территории России действуют специальные правила, регулирующие разрешенную максимальную массу грузового автомобиля и допустимый перегруз. В случае их нарушения на виновника будут наложены штрафные санкции.
Законодательство и общие положения
Большегрузный транспорт является серьезной нагрузкой на дорожное полотно. Чтобы свести к минимуму его повреждения и обеспечить безопасность на дорогах, были разработаны ограничения по максимальной массе грузового авто и введена ответственность за их нарушения.
В Российской Федерации эти нормы приведены в Федеральном законе № 257 и Постановлении Правительства № 272. Следить за выполнением норм обязана Госавтоинспекция.
Водителям грузовых авто следует обратить внимание на следующие моменты:
- Нормы действуют исключительно на трассах общего пользования, имеющих территориальное или федеральное значение.
- Машины с перегрузом должны ездить только по специальным дорогам.
- Если дорожное полотно не способно выдержать установленную законом нагрузку, его владелец вправе установить свои ограничения.
- Перед тем как снизить ограничения по максимально допустимой массе машины, должно быть проведено обследование состояния дорожного полотна.
- На трассах с ограничениями для большегрузного транспорта должны быть установлены дорожные знаки, предупреждающие водителей об этом.
- Нормы по нагрузке на ось зависят от инструкции по эксплуатации транспортного средства.
Максимальные габариты грузовых транспортных средств
Максимально разрешенные параметры большегрузного транспорта установлены в соглашении стран СНГ. Согласно ему:
- Длина автомобиля, прицепа и автобуса не должна превышать 12 м, для сочлененного автобуса этот параметр равен 18 м, а для автопоезда – 20 м. В расчет длины не принимаются подъемные платформы, ступени, стеклоочистители, зеркала.
- Ширина любой машины – менее 2,55 м. Сюда не входят осветительные приборы, лестница и ступени, платформы, зеркала, индикаторы давления в шинах.
- Разрешенная высота составляет 4 м, учитывая кузов или контейнер.
Максимальный допустимый вес для грузового транспорта
Максимальный вес грузового авто иначе называется полной массой и является суммой веса самой машины и груза.
Все большегрузные авто делятся на три категории:
- малотоннажные;
- среднетоннажные;
- крупнотоннажные.
К классу малотоннажных относятся небольшие грузовики, включая «Газель», у которых кабина и кузов находятся на одной несущей раме. Они используются, как правило, в торговле для транспортировки небольших товаров на сравнительно короткие расстояния. Масса таких грузовиков не более 3,5 тонны, а грузоподъемность в зависимости от модели – от 0,5 до 2,5 тонны.
Имеют вес более 12 тонн и используются для транспортировки очень тяжелых и крупногабаритных грузов. Они часто входят в состав седельных и прицепных автопоездов.
Кроме наибольшего допустимого веса перевозимого груза, для проверки на перегруз важен еще один параметр – осевая нагрузка. Так как конструкция машин подразумевает грузовой отсек сзади, то основной вес груза приходится на заднюю ось.
Допустимая масса большегрузного транспорта приведена в приложении 1, а разрешенные осевые нагрузки – в приложении 2 к Постановлению Правительства № 272. Например, по этому приложению седельный автопоезд с пятью осями может весить не более 40 т, а трехосный автомобиль – не более 24 т.
Для проезда транспортного средства, имеющего полную массу более 44 т, нужно оформить специальное разрешение, где отмечаются маршрут, время отправки и прибытия. Для авто, весящего 80 т вместе с грузом, маршрут составляют сотрудники автоинспекции.
Во избежание штрафа за перегруз по оси, можно использовать специальное разрешение
Чтобы не платить штраф за перегруз, нужно вычислить полную массу авто и осевую нагрузку. Эти две величины связаны между собой следующим соотношением: полная масса равна сумме нагрузок на каждую из осей. При этом у двухосного автомобиля нагрузка на переднюю ось в три раза меньше, чем на заднюю. У прицепов она распределяется равномерно на каждую из осей. Полученные значения нужно сравнить с таблицей из приложения 2 к Постановлению Правительства № 272.
Согласно Федеральному закону, перегруз может составлять не более 2% от допустимого значения.
В случае перегруза на виновника налагается административная ответственность в соответствии со статьей 12.21.1 КоАП. Индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Штрафы за превышение допустимой массы грузового авто налагаются на водителя, должностное лицо, ответственное за транспортировку, юридическое лицо и собственника машины. В случае перегруза более 50% водитель лишается прав на срок до 6 месяцев.
Кроме перегруза, штрафы налагаются в случае:
- отклонения от маршрутного листа;
- указания ложных данных о весе груза;
- отсутствия разрешения на транспортировку крупногабаритных грузов;
- превышения нормы габаритов транспортного средства на 10 см.
Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор - плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор - хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.
Страшные истории международных перевозок
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.
Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков-получателей.
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО - ПТО КОЗЛОВИЧИ.
По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....
КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.
Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов - сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).
Документы для международных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие - для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...
Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.
В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.
Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.
Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?
Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки
Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных - вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае - зависит от удельного веса груза (Stowage Factor ) .
Согласно приказу Федеральной Дорожной Службы России, были введены нормы и ограничения, которые регулируют максимальные размер и вес автомобильного транспорта на дорогах. Сделано это для того чтобы снизить нагрузку на дорожное покрытие и предотвратить возможные аварийные ситуации.
Общие положения
Основные цели, которые преследовались при составлении данных ограничений:
- Обеспечение безопасности на дорогах.
- Обеспечение сохранности дорожного полотна.
- Обеспечение сохранности конструкции автомобиля.
Каждое дорожное полотно имеет определенную структуру, а дорожные сооружения соответствующую массу. Именно поэтому были введены ограничения.
Общие положения из приказа на которые следует обратить внимание:
- Ограничения распространяются только на дороги общего пользования федерального и территориального значения.
- Если нормы превышены, то можно использовать только специализированные дороги.
- Если дорога подразумевает меньшую нагрузку, то ее владелец может установить свои нормы (федеральная дорожная служба, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления).
- Если есть необходимость уменьшить нормы размеров и веса транспорта, то проводится обследование состояния дорог.
- Если есть ограничения по размеру и весу транспорта, то водитель должен быть проинформирован с помощью соответствующих дорожных знаков.
- На основании инструкции по эксплуатации от производителя автомобиля вводится ограничение на распределение нагрузки по осям.
Максимальные габариты грузового авто
Существует соглашение стран СНГ, согласно которому определены возможные габариты грузового транспорта.
Максимальная длина:
- 12 метров для грузового автомобиля;
- 12 метров для прицепа;
- 12 метров для автобуса;
- 18 метров для сочлененного автобуса;
- 20 метров для сочлененного транспортного средства и автопоезда.
Максимальная ширина:
- 2,55 метра для любого автомобиля;
- 2,6 метра для изотермического кузова.
Максимальная высота:
- 4 метра для любого транспорта;
- максимальная высота рассчитывается с учетом кузова или контейнера.
При расчете длины не берется во внимание:
- Ступени для доступа в кузов.
- Подъемные платформы.
- Воздуховодные трубки.
- Зеркала для обзора на дорогах.
- Приборы для освещения.
- Пломбы.
- Маркировочные пластины.
- Приспособления для закрепления брезента.
- Очистители стекол.
При измерении высоты не учитываются антенны и пантографы.
При измерении ширины не учитываются:
- приспособления для пломб;
- брызговики;
- приспособления для закрепления брезента;
- осветительные приборы;
- ступени и подвесные платформы;
- втягивающиеся лестницы;
- зеркала;
- индикаторы давления в шинах и опознавания их повреждения.
Максимальная масса грузового авто
Максимальная масса грузового авто составляет:
- 18 тонн для двухосного автомобиля;
- 24 тонны для трехтонного автомобиля;
- 25 тонн для трехосного автомобиля с ведущей осью из двух пар колес;
- 32 тонны для четырехосного автомобиля с двумя ведущими осями.
Максимальный вес для комбинированного транспорта:
- 18 тонн для двухосного прицепа;
- 24 тонны для трехосного прицепа.
Допустимы разные массы грузового авто, если это:
- Седельный автопоезд (от 36 до 38 тонн).
- Прицепной автопоезд (от 36 до 44 тонн).
- Автобус (от 18 до 28 тонн).
Максимальный вес грузового авто зачастую зависит от общего количества осей и числа ведущих осей.
Правила въезда грузовых автомобилей в Москву
Грузовым автомобилям ездить по Москве можно только после получения специального разрешения. Выдается оно в электронном виде, для этого документы отправляются на сайт департамента транспорта.
Действуют следующие ограничения:
- Запрещен въезд в Москву грузового транспорта массой свыше 12 тонн.
- Запрещен въезд в пределы ТТК и СК транспорта свыше 1 тонны.
- Ограничение действует в период с 6:00 до 22:00.
- Чтобы была возможность передвигаться по Москве нужно получить пропуск.
Что дает пропуск:
- Пропуск МКАД – круглосуточный въезд грузового авто в пределы МКАД. С ним нет возможности проезжать на ТТК. Имея данный документ на ТТК можно заезжать с 6:00 до 22:00.
- Пропуск ТТК – можно круглосуточно проезжать по МКАД и ТТК. Ограничение действует только на проезд по Садовому кольцу. По нему нельзя будет передвигаться в период с 6:00 до 22:00. С данным пропуском экологический класс должен быть более, чем стандарт Евро2.
- Пропуск СК – позволяет грузовому транспорту передвигаться по всей территории Москвы без ограничений. Экологический класс также, как и в предыдущем случае должен быть более, чем Евро2.
Чтобы получить пропуск нужно предоставить копии следующих документов:
- паспорта;
- водительских прав;
- свидетельства о регистрации транспортного средства;
- паспорта транспортного средства;
- договора аренды, если авто не в личной собственности.
Пропуск работает не круглогодично.
В пятницу, субботу и воскресенье, а также с 1 мая по 1 октября, перед праздничными и выходными днями запрещено въезжать грузовикам в город с 6:00 до 24:00.
Пропуск могут забрать, если:
- Есть неоплаченные штрафы по любой из статей КоАП РФ.
- Был осуществлен въезд с зону, где данный пропуск не действует.
Ответственность за перегруз
В Москве из-за ограничений для въезда в город для грузового транспорта введены дополнительные дорожные знаки. Они не прописаны в ПДД, но их установление является законным, если заранее вопрос согласован с управлением Госавтоинспекции.
Если водитель нарушил ограничения по въезду грузового транспорта в Москву, то ему полагается штраф в размере 5 тысяч рублей. Регулирует это статья 12.16 КоАП РФ.
Власти так тщательно следят за массой грузового автомобиля и его загруженностью, по причине того, что это влияет на состояние и долговечность дорожного покрытия. Перегруженная машина тяжелей поворачивает и тормозит, что также увеличивает риск аварийных ситуаций на дорогах.
Штрафы отличаются в зависимости от габаритов транспорта и массы перегруза:
- Если было отклонение от маршрутного листа, то он составляет 2-2,5 тысячи рублей.
- Указание в маршрутном листе ложных данных о весе перевозимого груза – штраф 10-15 тысяч для водителя и 250-400 тысяч рублей для компании.
- Если нет разрешения на перевозку крупногабаритных грузов – штраф 2-2,5 тысячи рублей.
- Если габариты машины более, чем на 10 сантиметров больше нормы – штраф 1,5-2 тысячи рублей.
- Если нагрузка на ось превышает 5% от нормы – 1,5-2 тысячи рублей.
- Штраф за другие нарушения варьируется от 1 до 15 тысяч рублей.
Помните о соблюдении правил дорожного движения, так как если каждый будет обращать на это внимание, то дорожное покрытие прослужит как можно дольше. А нарушителей при этом будут ждать большие штрафы.
Поскольку время неумолимо идет к «заветной» дате, 01 апреля,
а никаких
положительных известий от Минэкономразвития
в этом
году, в отличие
от прошлого
года нет, то надо готовиться к сезонному
весеннему закрытию дорог 2014 года.
Об этом я уже
немного раньше говорил, ведь опубликован проект приказа Росавтодора . В нем
указаны дороги, которые закрываются в те или иные сроки, список тоже есть у меня
на моем сайте . Но ведь
сами дороги никто не закрывает,
просто мы так
говорим.
Как самому рассчитать нагрузку на осьНа
этих дорогах вводятся ограничения по допустимой нагрузке на каждую
ось транспортного средства. Вот это
введение ограничения по нагрузке на ось
грузового автомобиля и есть то,
что мы называем
«закрытие дороги на просушку«.
Как посчитать разрешенную, или реальную нагрузку на ось
транспортного средства? Есть одна
простая, народная, но достаточно
приближенная методика, позволяющая более-менее
прикинуть предельно допустимые нагрузки на оси
транспортного средства. Я ее подглядел
у создателя
и идейного
вдохновителя сайта Транспорт-КТГ. На их сайте
можно точно рассчитать нагрузки на оси
для конкретных моделей автомашин и прицепов,
задать иные вопросы и, что самое главное, получить квалифицированные на них
ответы.
Примерный расчет нагрузки на ось транспортного средства
Пусть есть в наличии
трехосный тягач + трехосный прицеп (итого всего осей 3+3=6). Надо перевезти
груз 20 т.
Решаем задачу: оси автопоезда?
Лирическое отступление: Ну чтобы быть честным, самый правильный и «точный» расчет нагрузок на оси
транспортного средства перевозчику произведут на первом же
посту весового контроля. Там самые
правильные методики и самые
точные цифры нагрузок на ось
автопоезда.
И с ними,
самое главное, не поспоришь.
Вернее, можно, но только
в Арбитражном
суде. Вот, к примеру,
недавно открылся пост весового контроля на «Коле».
Приступаем к решению
транспортной задачки….
- Сначала смотрим в свидетельство о регистрации автомашины и прицепа и узнаем массы автомашины Mам и прицепа Mпр (пусть это будут, для примера Mам = 8 т, Mпр = 10 т). Желательно, конечно, знать реальные веса, а не те что написаны.
- Затем узнаем точно вес перевозимого груза (не то, что написано в ТТН, а вес реально перевозимого груза). Это будет масса груза Мгр = 20 т (это тоже для примера)
- Вычисляем 75% от (Mпр + = (Mпр + Мгр)*0.75 = (10+20)*0.75=22.5 т
- Рассчитаем нагрузки на все оси прицепа: прицепа = Нагрузка на прицеп/Количество осей на прицепе 22.5 /3 = 7.5 т на каждую ось автомобиля. Для этого узнаем, какая нагрузка приходится на сам автомобиль. А на него приходится оставшиеся 25% от от (Mпр + Мгр), ну и сама масса автомобиля. = (Mпр + Мгр)*0.25 + Mам = (10+20)*0.25+8 = 15.5 т
- Рассчитаем нагрузку на задние оси автомобиля, это будет 75% от нагрузки оси автомобиля = 15.5×0.75/2 = 5.8 т ось автомобиля. Это то, что осталось от нагрузки ось = 15.5 - 5.8×2 = 3,9 т
И, в итоге
всех этих расчетов, получаем такую картинку максимальных нагрузок на оси
автопоезда:
3.9 + 5.8 + 5.8 + 7.5 + 7.5 + 7.5
Я не гарантирую,
что данный расчет верен, он дает
примерное понимание распределение нагрузок по осям. Уж лучше
так, чем никак.
Ну а что
реально в жизни,
так это только пост весового контроля скажет.
Ведь все эти нагрузки на оси
автомобиля зависят от стольких
параметров! Что и пальцев
на всех
руках не хватит
их пересчитать.
Удачи на дороге! И поменьше перевесов и привесов на дороге!
За первую половину 2018 года только в Москве зафиксировано 484 ДТП с большегрузами, в которых погибли 40 и пострадали 500 человек. И дело здесь не в плохих дорогах и незнании правил движения: часть происшествий связана с перегрузами автомобилей. Соответственно, важно знать, что такое нагрузка на ось и как она рассчитывается.
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого . Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Из практических соображений перевозчики заставляют водителей брать больший вес, чтобы минимизировать транспортные расходы. Однако избежать проверок на дороге удаётся редко. Большинство грузовых трасс оснащено контрольно-пропускными пунктами, где машины обязаны пройти взвешивание.
Сегодня действуют два вида проверок:
- Динамическая. Во время проверки скорость ограничивается 5 км/час. Машина заезжает на установленные на дороге весы, которые показывают нагрузку на каждую ось. Допускается погрешность 0,5-3%.
- Стационарная. Мощная передвижная (поэтому не любимая водителями) установка, напоминающая огромный фургон, куда машина въезжает и останавливается. Электроника показывает результат безошибочно.
Обе процедуры позволяют достаточно точно установить давление на ось. Если она превышает принятый российский стандарт, водителю выписывается штраф. Штраф градационный, зависит от того, чьё ТС и насколько превышен весовой лимит. При превышении нормы на 2-10%, штраф в 10 000-15 000 руб. получает должностное лицо, а юридическое лицо платит в 10 раз больше. Если норма груза превышена на 50%, штраф вырастает до 45 000-50 000 руб. должностному лицу, а юридическому поднимается до 400 000-500 000 руб. Поэтому прежде, чем сознательно нарушать правила перевозок, убедитесь, получите ли вы выгоду с этого.
Пополнить статистику нарушителей просто. Если перегруз идёт даже на 1 ось, наказание неизбежно. Однако если вы знаете, что везёте допустимый вес, помните, что в вашем праве заявить о несогласии с результатами. Необходимо лишь иметь на руках акты о проверке и добиваться повторного объективного контрольного взвешивания.
Осевая нагрузка – это нагрузка от массы ТС, которая передаётся на плоскость через колёса. Степень распределения массы неравномерная, на переднюю ось она всегда меньше. Точные показатели даёт только взвешивание, а непрофессиональные расчёты грешат показателями, требующими дальнейших уточнений. Допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля часто считают с погрешностью.
Масса автомобиля складывается из массы нагрузки на передние и задние оси.
Это наглядно иллюстрируют два простых примера:
- Грузовая «Газель» при общем весе в 3500 кг имеет 1200 кг нагрузки на переднюю ось и 2300 кг – на заднюю.
- На Камазе – 53 215, распределение выглядит так: 4420 кг (передняя ось) и 15 230 кг (задняя ось).
Для каждой марки машины существуют свои показатели, но сохраняется вышеописанная тенденция – нагрузка на заднюю часть шасси всегда выше. Передние держат лишь кабину и двигатель, на задние давит перевозимый груз.
Все автогрузы разделены на 2 большие группы:
- Автомобили с осевой нагрузкой от 6 до 10 тонн, для которых разрешён въезд на дороги 1-III категории.
- Автомобили с предельной нагрузкой в 6 т. Их разрешается эксплуатировать на любых дорогах.
Видно, что нагрузка на ось – ключевой весовой параметр автомобиля, который учитывается при его конструировании и использовании.
Стоит рассмотреть алгоритм расчёта нагрузок на оси грузовых автомобилей в России на примере тягача с 3 осями и аналогичного прицепа. Пусть загружен для перевозки груз 20 т.
Необходимо узнать, как будет распределяться нагрузка между шестью осями:
- В свидетельстве о регистрации ТС и прицепа берутся точные их массы. Возьмём выдуманные цифры, чтобы легче было считать. Пусть масса автомобиля 10 т, а прицепа – 12 т.
- Узнаётся реальный (ключевое слово) вес перевозимого груза, а не тот, что зафиксирован в ТТН. В рассматриваемом случае это 20 т.
- Нагрузка на прицеп составляет 75% от общей массы груза и прицепа. Складываются массы автомобиля, прицепа, полученная сумма умножается на 0,75: (12 т + 20 т)х0,75 = 24 т.
- Рассчитывается нагрузка на три оси прицепа. Для этого нагрузку на прицеп (24) делят на количество осей (3). Получается по 8 т на ось.
- Стоит рассчитать нагрузку на автомобильные оси, на которые приходится 25% от суммы массы прицепа и груза, плюс тоннаж фуры: (12+20)х0,25+10=18 тонн.
- Задние оси берут на себя 75% нагрузки, т.е. 18х0,75:2=6,8 т.
- Нагрузка на переднюю ось всегда меньше, она включает вес кабины, двигателя, а основной вес распределяется на последующие оси: 18-6,8х2=4,4 т.
Получается некоторое приближённое представление о давлении груза на оси автомобиля: 4,4 + 6,8 + 6,8 + 8 + 8 (тонны). Так считаются (примерные) допустимые нагрузки на ось.
Понятно, что приведённый расчёт – условный, точные цифры покажут только дорожные пункты взвешивания. Но даже такой простой пример позволит подстраховаться и не допустить перегруза.
Коммерсантам, отправляющим груз за территорию РФ, важно знать, какие разрешённые нагрузки на оси грузовых автомобилей предусмотрены в других странах. Нарушителям грозят не только штрафы, но и занесение номера машины, а также её владельца в «чёрный список». Зарубежная служба дорожного движения более систематизирована, имеет общую базу нарушителей, поэтому ни одной машине, ранее попавшейся на превышении веса, не удастся проехать мимо пункта контроля. Штрафы высокие: учитывая курс доллара и евро, плюс плату за перевод в другое государство, штраф может превышать стоимость самого груза. Поэтому прежде чем рисковать, стоить посмотреть интернет-странички со статистикой. В каждой стране свои допустимые нормы.
Например:
- в Венгрии потенциальная нагрузка на грузовое ТС с двумя осями 20 т;
- в Германии – 18;
- в Болгарии – 16.
Существуют чёткие таблицы с распределением нагрузки на все оси для европейских стран.
Есть онлайн-калькуляторы расчёта транспортного веса, но лучше всего обратиться в международные логистические компании, которые знают тонкости передвижения на дороге в «чужой» стране, помогут в оформлении страховки, в прокладывании маршрута, проконсультируют по спорным моментам.
Немного о легковых автомобилях
Перегруз не касается легковых ТС. В данном случае вообще не существует понятия нагрузок по осям. Нет ни одного закона в РФ, который бы регламентировал весовую нагрузку на такое авто.
Хотя дорожный инспектор имеет право остановить легковой автомобиль для осмотра, если видит, что машина:
- перегружена;
- транспортируется груз с нарушениями (без соответствующего знака, например).
Неправильно закреплённая вещь или слишком тяжёлый предмет сказываются на манёвренности машины, создают дополнительные рискованные ситуации на дороге.
Ещё одна беда легковых автомобилей – неправильная перевозка пассажиров. В автомобильных документах прописывается, сколько можно провозить людей в машине. Например, в Ниссан Симе, несмотря на большую площадь салона, производитель установил лимит в 4 человека, а Honda-Civic – 5. Хотя поместиться внутри машины может гораздо больше человек, рисковать не стоит. За это предусмотрен штраф.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации эксплуатация грузового транспорта регламентирована различными документами, постановлениями, которые периодически обновляются. Все, кто занимается перевозками, должны следить за нормативной базой, в том числе, за изменениями нагрузки на оси грузовой машины. Незнание, как и несоблюдение правил ведёт к административным наказаниям, облагается штрафом, а в случаях с отягощающими обстоятельствами грозит лишением прав управления транспортом.