На чтение 5 мин.
Просмотров 109 Опубликовано 26 ноября 2015В данной статье мы расскажем, как можно восстановить аккумулятор своими руками.
Автомобилисты со стажем наверняка сталкивались с или его полного выхода из строя. В таких ситуациях не обязательно выбрасывать аккумулятор в утиль и покупать новый, можно попробовать восстановить аккумулятор. В данной статье мы расскажем, как можно восстановить аккумулятор своими руками.
В процессе эксплуатации автомобиля возникает множество ситуаций, когда аккумулятор выходит из строя. У выхода аккумулятор из строя есть несколько причин. Мы их рассмотрим ниже. Основные причины выхода аккумуляторной батареи из строя указаны в таблице ниже.
Причина | Описание |
Возраст автомобильного аккумулятора | Довольно старый аккумулятор, возраст которого стремительно приближаться к 10 годам, невозможно будет восстановить. Любое восстановления такому аккумулятору не поможет. |
Недостаток электролита | Из-за низкого качества либо недостатка электролита аккумулятор также может выйти из строя, и потребуется его восстановление. При недостатке электролита необходимо осмотреть полностью весь корпус аккумулятора. Электролит мог просто вытечь через трещину. |
Сильные морозы на улице | В довольно холодный период времени года аккумуляторная батарея может не держать заряд и быстро выходить из строя. Опытный автомобилист знает, что сильные перепады температуры могут довольно быстро убить любой надёжный аккумулятор. |
Замыкание пластин аккумуляторной батареи | Если в одной секции аккумулятора произойдёт замыкание пластин, тогда вся батарея может выйти с тобой. Определить замыкание пластин можно по закипанию электролита в одной из секции. |
Повреждения угольных пластин аккумулятора | Повреждения угольных пластин можно определить по окрашиванию электролита в чёрный цвет. |
Сульфатирование пластин аккумулятора. | При сульфатировании пластин аккумулятор также не будет держать заряд и выйдет из строя. |
Отдельно стоит упомянуть о воздействие низких температур на аккумуляторные батареи автомобилей. Из-за сильных морозов в аккумуляторе могут раздуться бока, и после этого выкипит электролит, как только вы начнёте заряжать батарею. Все эти признаки говорят о промороженности батареи. Если аккумулятор подвергся довольно низким температурам и проморозился, тогда его уже невозможно будет восстановить, так как произойдёт множество коротких замыканий в разных пластинах аккумулятора.
Далее мы расскажем о возможностях для восстановления аккумуляторной батареи автомобиля. Также будут рассказаны лучшие способы восстановления автомобильных аккумуляторов. Причём эти способы подойдут для восстановления кислотных аккумуляторных батарей, а также таких аккумуляторов, которые эксплуатировали неправильным способом.
В процессе эксплуатации автомобиля возникает множество ситуаций, когда аккумулятор выходит из строя. У выхода аккумулятор из строя есть несколько причин.
Восстановление аккумулятора автомобиля
Самостоятельное восстановление аккумулятора автомобиля невозможно без использования определённых материалов и инструментов. Чтобы восстановить аккумулятор своими руками, вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
— пипетка,
небольшая клизма,
— концентрированный электролит,
— дистиллированная вода,
— зарядное устройство, в котором можно регулировать уровень тока,
— измеритель плотность электролита,
— ареометр,
— присадка сульфат для электролита.
Первый способ подойдёт для восстановления таких аккумуляторов, работа которых происходила при минимальном заряде, равнявшемся практически нулю. Чтобы восстановить такие аккумуляторные батареи для автомобиля, необходимо применение для них длительного зарядно-разрядного цикла.
Процедуру длительного зарядно-разрядного цикла необходимо применять для уставших аккумуляторных батарей минимум два раза. Этот способ восстановления также подходит для аккумуляторной батареи с сульфатацией пластин.
Второй способ восстановления аккумуляторов подразумевает под собой полную реанимацию аккумуляторной батареи. Этот способ можно применять при восстановлении кислотного аккумулятора. Для этого необходимо вылить из секций батареи весь электролит, затем промыть её внутренности дистиллированной водой.
Мы напишем пару способов, как восстановить аккумулятор своими руками.
Для промывки аккумуляторов подходит только дистиллированная вода, иначе на внутренних стенках аккумулятора осядут сторонние примеси и соли, которые присутствуют в обычной водопроводной воде.
После промывки аккумулятора мы разбавляем электролит дистиллированной водой или специальной присадкой. После этого мы заливаем его обратно в аккумуляторную батарею и подключаем её к зарядному устройству. При первой зарядке после промывки аккумулятора нельзя закрывать крышку, через которую заливали электролитово-водяную смесь. Дело в том, что аккумулятор может выделять газ при первой зарядки, а если внутренняя часть аккумулятора будет закрыта, то скопление газа может привести к взрыву из-за чрезмерного давления внутри. Набрав первую полную зарядку, аккумулятор необходимо разрядить с помощью любого подключённого к нему электроприбора. Как только он будет полностью разряжен, необходимо вновь зарядить до полной зарядки.
Циклы разрядки и зарядки необходимо проводить при восстановлении аккумуляторной батареи до тех пор, пока вольтметр не покажет нам напряжение на клеммах минимум 14 В. Показатели ёмкости аккумулятора можно вычислить с помощью разрядки батареи до 10,5 В и последующей зарядки. В этот момент необходимо будет отметить время зарядки и показатель зарядного тока. Эти два показателя необходимо будет перемножить, чтобы получить значение ёмкости аккумулятора.
Основные правила эксплуатации кислоты аккумуляторов
Чтобы ваши аккумулятор прослужил как можно дольше, необходимо придерживаться :
- Защищать аккумуляторную батарею от низкой температуры в зимний период. Если на ночь погоду прогнозируют с резким снижением температуры, тогда нельзя оставлять аккумулятор внутри автомобиля, необходимо забрать его с собой в тёплое помещение.
- Контроль уровня электролита в секциях аккумулятора. Необходимо проводить регулярную проверку уровня электролита во всех секциях батареи. Если уровень будет недостаточный, электролит необходимо пополнить с помощью дистиллированной воды.
- Контролировать соответствие мощности аккумуляторной батареи и зарядного устройства. Использование чрезмерно мощного зарядного устройства скажется на долговечности аккумуляторной батареи.
Когда аккумулятор автомобиля перестает работать, первым делом у многих возникает желание выяснить, что произошло. Зачастую даже при правильной эксплуатации любая поломка или перебои в его работе могут стать неприятной неожиданностью для автовладельца. Причин выхода АКБ из строя может быть очень много. Однако нецелесообразно сгоряча проводить замену старой батареи на новую. Ремонт автомобильных аккумуляторов собственными силами произвести вполне возможно, главное - установить причину.
Распространенные причины поломки аккумуляторов
Наиболее частыми причинами того, что АКБ автомобиля выходит из строя, являются:
- нарушение целостности корпуса ;
- сульфатация свинцовых пластин внутри батареи ;
- произошло замыкание внутри одной или нескольких «банок» .
Перед тем, как начать ремонт аккумулятора автомобиля своими руками, будет неплохо поискать популярную когда-то литературу для автолюбителей советского времени, в которой подробно описывается ремонт автомобильных аккумуляторов разными способами. Речь идет об источниках 60-х, либо 70-х годов прошлого столетия, но данные нисколько не устарели.
Несмотря на то, что современные АКБ выглядят более усовершенствованными, химический состав обычных источников питания остался прежним. Меняется только форма вещества: как известно, сейчас очень распространены аккумуляторы с электролитом в виде геля, в состав которого входит та же самая .
Ремонт при нарушении целостности корпуса
Нарушение герметичности внешней оболочки батареи возникает чаще всего по причине неосторожного обращения. Например, она получила повреждение вследствие того, что была ненадежно зафиксирована под капотом машины.
Перед началом ремонта нужно определить, какое положение занимает трещина или скол по отношению к электролиту: выше или ниже его уровня. Если повреждение находится ниже, то необходима . Его нужно слить, причем нельзя делать это простым способом переворачивания АКБ. Дело в том, что окись свинца, которая собирается на стенках и на дне аккумулятора в процессе эксплуатации, при переворачивании может спровоцировать окончательное замыкание его пластин, и отремонтировать это будет уже невозможно.
В данном случае жидкость из батареи нужно изъять, не переворачивая ее, а взять большой шприц с насаженной на него трубкой из полихлорвинила. Длина трубки должна быть около 25 см.
Только после этого приступаем к ремонту трещины в аккумуляторе следующим образом:
- Остро заточенным ножом делаем по всей длине трещины канавку в форме буквы V .
- Концы трещины фиксируем маленькими отверстиями диаметром 1 мм . Их делаем тонким сверлом, это не допустит увеличения трещины.
- Металлические скобы разогреваем либо паяльником, либо над пламенем свечи до температуры 450°С.
- Через каждые 12 мм впаиваем скобы паяльником по краям трещины (делаем, таким образом, своеобразный бандаж).
- Теперь вырезаем изолирующий лист из материала повышенной термостойкости 10×15см , прорезаем в нем отверстие, которое точно должно соответствовать размерам трещины в АКБ. Теперь нужно все совместить и крепко зафиксировать.
- Для припоя понадобятся полипропиленовые полоски , которые нужно будет подготовить заранее. Они нужны для того, чтобы запаять щель в форме буквы V.
- Разогреть специальным строительным феном края щели , оплавить паяльником материал, свернутый в жгут, прижать к трещине.
- Постепенно прогревая края щели и материал, аккуратно запаять ее до конца .
В заключение можно поставить на трещину заплату из полистиролового материала, обработанного в растворителе КР 30. Перед наклеиванием заплаты всю поверхность возле трещины ошкурить наждачной бумагой и сделать обезжиривание ацетоном.
Ремонт при сульфатации свинцовых пластин
Сульфатация пластин - это покрытие их осадком в виде белого налета, который мешает прохождению тока внутри батареи.
Чтобы произвести ремонт аккумуляторных батарей при сульфатации пластин, иными словами - , следует произвести замену старого электролита слабо нагретой дистиллированной водой. Такой метод эффективен, если налет на пластинах еще не такой сильный. Это можно установить путем объективного осмотра внутренности батареи после того, как старый электролит будет слит.
Дистиллированная вода будет выполнять в батарее функцию растворителя солей, которые просто превратятся в раствор. Вода постепенно будет переходить в состояние нужного батарее электролита, а U, по мере интенсивности процесса, должно достигнуть 10 В.
После первой промывки всю жидкость из аккумулятора нужно слить и еще несколько раз промыть его вначале дистиллированной водой, а затем чистым электролитом, который всегда можно приобрести заранее. И только после всех этих манипуляций внутрь батареи заливается свежий электролит с пониженным уровнем плотности.
Теперь, наконец, можно приступить к зарядке аккумулятора малыми токами, как обычно, в течение 10-12 часов, после чего его рекомендуется «прокачать», как минимум, 4 раза циклом «заряда-разряда» с помощью обычной лампочки.
При отсутствии сильной сульфатации, если пластины еще не успели деформироваться, таким образом можно восстановить емкость аккумулятора если не на 100%, то на 80% точно.
Если сульфатация пластин покрыла их больше, чем наполовину, можно попробовать произвести ремонт автомобильных аккумуляторов своими руками, применив специальный химический раствор.
Батарею предварительно зарядить, после чего весь электролит сливается и производится его замена на раствор под названием «Трилон В» в концентрации: 2% трилона + 5% аммиака. Спустя час жидкость осторожно сливается в специально подготовленную емкость, и АКБ промывается дистиллированной водой. Теперь сразу можно приступить к зарядке батареи. ? Его величина должна составлять 10% от фактической емкости устройства.
Внутреннее замыкание в банке
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев отремонтировать аккумулятор при внутреннем замыкании между электродами невозможно. При замыкании происходит разрушение сепараторной прокладки, которая устанавливается между пластинами специально для того, чтобы предотвратить их возможное соприкосновение друг с другом. Вопрос в том, что вызывает замыкание - и уже исходя из этого делается вывод о том, возможно «реанимировать» батарею, или нет.
Когда замыкание вызвано маленькими свинцовыми частицами, невидимыми простому глазу, то отремонтировать АКБ можно, восстановив способность пластин снова накапливать химическую энергию. Для этого следует осторожно слить электролит и внимательно осмотреть все банки аккумулятора для того, чтобы вычислить «виновника». Когда «заболевшая» банка будет обнаружена, в ее дне нужно будет просверлить отверстие и промыть ее свежим раствором электролита. Процедуру следует повторить раза три-четыре, тогда есть шанс, что остатки свинца уйдут. Если же этого не произошло, дальнейшее восстановление невозможно.
При большом желании и наличии мотивации можно позаботиться о приобретении нужных приспособлений и компонентов для того, чтобы, в случае необходимости, отремонтировать аккумулятор своей машины самостоятельно. Это избавит от лишних денежных трат, связанных с покупкой нового аккумулятора, и позволит продлить старой АКБ.
Когда требуется и как выполняется ремонт аккумулятора на автомобиле
Владельцы автомобилей по-разному эксплуатируют свои аккумуляторы. Кто-то следит за ними и обслуживает, а другие просто «убивают» их и ставят новый. Соответственно, и срок службы в этих случаях будет разный. Но рано или поздно возникает потребность в ремонте автомобильного аккумулятора. Для тех, у кого есть свободные деньги, это не проблема. Они идут и покупают новую аккумуляторную батарею. А те, у кого с деньгами напряг, пытаются всяческими способами продлить жизнь аккумулятору автомобиля.
Основные причины выхода АКБ из строя выглядят следующим образом:
- повреждение корпуса аккумулятора, пластин по разным причинам;
- замыкание пластин АКБ разной полярности по разным причинам;
- разрыв внутренней цепи аккумулятора;
- сульфатация пластин.
Повреждения корпуса и пластин аккумулятора
Одной из основных причин таких повреждений становится механическое воздействие на АКБ. Это может быть сильный удар, падение и так далее. Кроме того, к разрушению корпуса и повреждению пластин может привести замерзание электролита в аккумуляторе (ссылка на материал). Поскольку при замерзании происходит расширение, это вызывает трещины в корпусе и коробление пластин.
При механическом повреждении корпуса, если не затронуты пластин, ремонт возможен. Он сводится к тому, что нужно будет починить полипропиленовый корпус. Этот ремонт можно выполнить своими руками. Если к разрушению корпуса и пластин привело замерзание электролита, то здесь уже нужно оценивать последствия в каждом конкретном случае. Если в результате замерзания пластины не покоробились, и не произошло замыкания, то вы легко отделались. А если произошло замыкание в одной или нескольких банках, то аккумулятор можно отправлять на и приобретать новый.
Сегодня на форумах можно встретить вопросы о том, как разобрать автомобильный аккумулятор. Современные малобслуживаемые или разобрать не получиться. Точнее, разобрать можно, но это необратимый процесс, разрушающий АКБ. Разобрать для ремонта и замены банок можно лишь обслуживаемые аккумуляторы старого образца, которые сейчас не выпускаются.
Замыкание пластин
Замыкание пластин может быть вызвано следующими причинами:
- заводской брак;
- механическая деформация или замерзание электролита;
- осыпание активной массы электродов;
- повреждение сепаратора.
В случае заводского брака существует . Это однозначно гарантийный случай, который проявляется, как правило, в первые полгода эксплуатации АКБ. Все остальное не попадает под гарантию и в большинстве случаев не подлежит ремонту.
Разрыв внутренней цепи аккумулятора
Если это произошло при штатной эксплуатации АКБ, то аккумулятор можно сдать по гарантии. При этом он не должен иметь повреждений (следов ударов, трещин, оплавления и т. п.). Если аккумулятор эксплуатируется правильно, то такая неисправность в большинстве случаев является производственным дефектом. Ремонт этой неисправности либо невозможен, либо очень проблематичен. Так, что в этом случае придётся обменивать аккумулятор по гарантии или покупать новый.
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин представляет собой процесс оседания сульфата свинца (PbSO 4) на поверхности положительных и отрицательных электродов. По мере накопления это вещество забивает поверхность активной массы пластин, что приводит к сильному снижению ёмкости АКБ.
Сульфат свинца образуется во время разряда батареи и растворяется при заряде, но процесс идёт не до конца. В результате его часть так и остаётся на электродах в виде белого налёта.
Этот вид неисправности аккумулятора может быть исправлен. Но сразу стоит сказать, что сульфатация в большинстве случаев успешно «лечится» на ранних стадиях. Если аккумулятор уже проработал несколько лет и потерял значительную часть своей , то проще купить новый. В таких запущенных случаях помимо сульфатации ещё добавляется коррозия пластин и соединительных мостиков, значительное осыпание активной массы и так далее. Восстанавливая такую АКБ, вы просто потеряете время.
Способы ремонта автомобильных аккумуляторов
Как вы уже поняли из сказанного выше, ремонт аккумулятора автомобиля возможен только при механических повреждениях корпуса (если они носят умеренный характер) и сульфатации (если она не в запущенной стадии).
Ремонт аккумулятора при механических повреждениях
Здесь опять можно часто встретить вопрос, а как разобрать автомобильный аккумулятор при ремонте. Никак, его не нужно разбирать. Из аккумулятора с пробитым корпусом надо слить электролит и просушить.
Внимание! Электролит – это водный раствор серной кислоты, которая является едким веществом. Поэтому при работе с электролитом нужно надевать резиновые перчатки и защитные очки для защиты кожи и глаз. При себе держите водный раствор пищевой соды (10%) для нейтрализации кислоты.
Далее вооружаетесь паяльником и кусками пластика. Запаиваете отверстия и трещины в корпусе. Для лучшей герметизации можно использовать мастики, которые устойчивы к воздействию кислоты. После починки корпуса в аккумулятор заливается свежий электролит и проводится зарядка.
Ремонт аккумулятора при сульфатации
Борьба с сульфатацией пластин аккумулятора или десульфатация в основном проводится двумя способами:
- с использованием электрического тока;
- с применением химических реагентов.
Десульфатация с использованием электрического тока
Ниже приводятся основные способы уменьшения сульфатации на пластинах АКБ с использованием зарядных устройств и других приборов:
- проведение нескольких циклов заряд-разряд, называемых . Аккумулятор сначала заряжается, а затем разряжается в течение 10 или 20 часов. Реально время будет меньше. Просто в зависимости от этого значения выбирается ток разряда АКБ. Разряжаем аккумуляторную батарею до падения напряжения до 10,2 вольта. Затем снова заряжаем аккумулятор и так несколько циклов. Метод годится в тех случаях, когда сульфатация находится в начальной стадии;
- следующий метод достаточно длительного растворения сульфата свинца в дистиллированной воде. Аккумулятор заряжают, затем сливают электролит и заливают туда дистиллированную воду. После этого его ставят на зарядку током 0,1 от номинальной ёмкости. Этот процесс может длиться 2─3 недели. Периодически измеряется плотность раствора. Если все идёт нормально, то она должна медленно повышаться. Через пару недель получившийся электролит снова сливается и заливается дистиллированная вода. Аккумуляторная батарея ставится на зарядку ещё на пару недель. После этого образовавшийся раствор серной кислоты сливается и заливается свежий электролит плотности 1,27 гр./см 3 . Затем АКБ нужно зарядить и она готова к использованию;
- использование различных устройств. В интернете в последнее время появляется всё больше примеров использования таких устройств. Как правило, заказывают в Китае или США. Они предназначены для подачи на выводы аккумулятора импульсного тока. Смысл здесь в том, чтобы посредством переменного тока сбить сульфат свинца с пластин. Однако если аккумуляторная батарея достаточно изношена, есть риск, что вместе с сульфатом свинца будет осыпаться и активная масса. И такие примеры есть. В ряде случаев после использования таких устройств ёмкость АКБ только уменьшалась. Поэтому применять такие «штучки» следует с осторожностью.
Является именно той частью машины, без которой невозможна никакая езда. Именно от нее зависит его работоспособность. После выхода аккумуляторной батареи из строя каждый автолюбитель вправе самостоятельно решить, что с ней делать дальше. Многие спешат ее заменить, поскольку гарантийный срок истек. Для того чтобы быть уверенным, что батарея исчерпала себя, необходимо знать признаки. Самыми простыми из них являются:
- быстрая разрядка емкости аккумулятора;
- частая подзарядка.
По вопросу рационального использования указанного оборудования существует множество мнений.
Большая часть автовладельцев считают, что восстановление батареи совершенно бессмысленная затея и трата времени. Более экономные водители предпочитают поэкспериментировать и попытаться исправить недостатки. А вдруг она еще послужит некоторое время?
Что требуется для его восстановления?
Нам нужны следующие составляющие:
- электролит;
- прибор, позволяющий измерить плотность вещества;
- зарядное;
- специальная десульфатирующая присадка.
Причины неисправности
Перед тем как провести восстановление автомобильных аккумуляторов, необходимо разобраться в причинах неисправности.
Основные неисправности:
- Сульфатация пластин, способствующая полной
- Порча электролита, что приводит к разрушению угольных пластин.
- Выкипание электролита в результате замыкания. Одна из самых серьезных проблем.
Важно! Раздутая и вымерзшая батарея не подлежит восстановлению! Для того чтобы никогда не сталкиваться с вопросом о восстановление автомобильных аккумуляторов, необходимо принять во внимание рекомендации, указанные ниже.
- Несколько раз в месяц контролируйте плотность электролита.
- При низкотемпературных условиях эксплуатации транспорта, должна равняться 1,40 г/куб. см.
- Его зарядка должна сопровождаться током в 10 раз меньшей емкости.
- При температуре ниже -25 градусов запрещается оставлять автотранспорт на открытой автостоянке, поскольку существует возможность перемерзания АКБ, в результате чего она выйдет из строя.
Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками
Поскольку он является незаменимой частью машины, без него невозможно движение вообще.
По виду данные устройства делятся на кислотные, щелочные и литиевые. В некоторых случаях кислотные называют свинцово-гелиевыми. Поговорим об этом виде аккумуляторов. Основное их применений - это автомобили и карманные фонарики. Срок службы у них маленький, но они подлежат ремонту. Рассмотрим восстановление автомобильных аккумуляторов своими руками.
Способ № 1
Это метод многоразовой зарядки небольшим током с кратковременными перерывами между зарядами. Постепенно в батарее начинается повышение напряжения, она перестает принимать заряд. За это время происходит следующее:
- Выравнивание пластин.
- Снижение напряжения на аккумуляторе при кратковременном перерыве. Это происходит за счет растекания плотного электрода в межэлектродное пространство. Восстановление емкости необслуживаемых автомобильных аккумуляторов происходит по мере наполнения АКБ. Происходит увеличение плотности электролита, что способствует его приведению в работоспособное состояние.
Способ № 2
Полная замена электролита. Практикуется в кислотных батареях.
Для этого необходимо полностью слить электролит со старого аккумулятора и тщательно промыть его водой. Промывание следует сделать несколько раз. Лучше будет, если вода горячая. Далее приготовьте раствор, состоящий из 3 ч. л. соды и стакана воды. Разбавляем кипяченой водой, наливаем еще раз и выжидаем 20 минут. Потом придется еще несколько раз повторить указанную процедуру. Желательно не менее 3 раз. Восстановление автомобильных аккумуляторов требует терпения.
Когда батарея выглядит изнутри как новенькая, можно заливать электролит и проводить новую зарядку в течение суток. Следует помнить! Восстановленный аккумулятор нужно заряжать 1 раз в десять дней. Длительность заряда составляет 6 часов.
Способ № 3
Методом «обратки». Для этого понадобится дополнительное оборудование. Идеальным вариантом будет сварочный аппарат. Процесс зарядки должен проводиться в обратном порядке. Не стоит пугаться, если аккумулятор закипит. Это нормальный процесс для данного метода. Длительность зарядки составляет полчаса. После проведенной процедуры нужно слить старый электролит, хорошенько промыть детали и залить новый. Далее возьмите обычное зарядное устройство 10А-15А и подзарядите восстановленный аккумулятор. Внимание, не запутайтесь! После ремонта заводской плюс станет минусом, и наоборот.
Способ № 4
Самый быстрый и эффективный. Батарея может полностью восстановиться в течение часа. Разряженную батарею предварительно заряжают и сливают электролит. Затем следует провести тщательную промывку. В чистый аккумулятор залейте аммиачный раствор, состоящий из 2% трилона и 5% аммиака. Начнется процесс десульфатации, который будет сопровождаться брызгами. Прекращение выделения газов будет свидетельствовать о том, что процесс близится к завершению.
Если сульфатация слишком усиленная, это говорит о том, что нужно еще повторить обработку раствором. После обработки промойте еще раз аккумулятор. Теперь он готов к наполнению новым электролитом. Далее проводится восстановление Она должна равняться рекомендованной в техническом паспорте. Как видите, восстановление автомобильных аккумуляторов возможно. И это вовсе не миф.
Для облегчения работы существует устройство для восстановления автомобильных аккумуляторов. Оно используется в случае выхода из строя в результате неправильной эксплуатации. Обычно они имеют засульфатированный вид.
Что дает этот способ?
Данный способ позволяет:
- быстро проводить восстановление батареи;
- использовать устройство для профилактических целей.
Также существует методика восстановления элемента путем заряда асимметричным током. Восстановление автомобильных аккумуляторов, схема которого приведена ниже, способно обеспечить ускоренный заряд.
Выход АКБ из строя может быть связан не только с окончанием срока годности, но и по причине длительного его бездействия. Если такое приключилось, вам необходимо сделать ему срочную реанимацию и привести в чувство.
Для этого нужно провести восстановление автомобильного аккумулятора зарядным устройством. Сразу же возникает вопрос о том, какое устройство быстрее и качественнее справится с поставленной задачей. Оказывается, зарядка должна иметь больший показатель напряжения, чем у аккумулятора.
Все они подразделяются на следующие группы:
- Трансформаторные, имеющие трансформатор и выпрямитель большого размера.
- Импульсные - способны работать от трансформатора облегченного типа.
В данное статье рассмотрены все основные способы ремонта батареи, включая и восстановление необслуживаемого автомобильного аккумулятора. В заключение хочется обратить внимание, что только предотвращение неисправностей может продлить срок службы оборудованию.
Для этого следует бережно относиться к каждой части детали. Проводить регулярное его обслуживание. Руководствоваться технической характеристикой, которая прилагается к элементу при его покупке.
Заключение
Сама батарея не требует пристального внимания. Главное, своевременно подзаряжать ее.
Не стоит экономить на приобретении качественного зарядного устройства. Лучше один раз раскошелиться и быть уверенным, что оно всегда будет под рукой в любой момент. Перед установкой на зарядку контролируйте уровень электролита. Если он не соответствует норме - устраните недостаток. При выполнении указанного действия не забудьте уделить внимание плотности, которую нужно проверить в каждой банке. Различий между показателями быть не должно. Допускается минимальная погрешность. Перед установкой АКБ внимательно проверьте напряжение, которое дает генератор, чтобы исключить перезаряд. При установке на авто только купленной батареи, пожалуйста, закрепите ее прочно, во избежание повреждений деталей.
На автомобильном аккумуляторе лежит важная задача по запуску работы всего устройства. Он также необходим для подпитки бортовой сети машины в случае, если двигатель неактивен. Аккумуляторная батарея (АКБ) может лишиться своих рабочих качеств при неполадках, связанных с электросистемой автомобиля, либо запуском мотора. Решить проблему можно двумя путями: приобрести новое устройство или восстановить то, что уже имеется.
Процедура восстановления может быть применена не только к автомобильным, но и иным аккумуляторам. Фото: i.ytimg.com
Выгодно ли восстанавливать
Сама по себе она достаточно проста, да и правильно восстановленная старая батарея может прослужить дольше, чем недорогая «обновка». Кроме того, самостоятельное определение источника проблемы позволит избежать столкновения с подобными поломками в дальнейшем.
Устройство АКБ
По своей сути автомобильная АКБ – это конструкция из металлических пластин с разноимёнными зарядами. Для их создания используется свинец, никелевые или кадмиевые сплавы. В центральную часть батареи помещают серную кислоту, необходимую для образования гальванической пары. Вся конструкция помещена в пластиковый корпус. Когда на клеммы устройства подаётся ток, в аккумуляторе скапливается энергия.
После получения определённого заряда, АКБ может обеспечивать подачу заряда с уровнем напряжения в 12 В. Фото: yakiru.ru
Запуск автомобильного стартера требует определённого расхода энергии, поэтому в результате устройство разряжается. При исправном генераторе все потери восполняются, пока работает мотор. Если это не совпадает с действительностью, то аккумулятор вскоре перестаёт справляться с поставленными задачами.
Причины поломки
Прежде, чем браться за починку, нужно обязательно выявить и устранить источник проблемы (это же поможет определить, можно ли восстановить аккумулятор).
К числу подобных причин можно отнести:
- Сульфатацию свинцовых пластин. Происходит по причине частых и продолжительных недозарядов, либо является следствием длительного хранения в разряженном состоянии. Характеризуется быстрым сокращением ёмкости АКБ, недостаточным уровнем мощности. Отмечается перегрев всего внутреннего содержимого батареи и слишком высокий уровень напряжения на выводах.
- Деформацию и осыпание угольных пластин. Серная кислота приобретает тёмный цвет. Устройство практически не поддаётся восстановлению.
- Замыкание между пластинами из свинца. Происходит выкипание электролита и чрезмерный нагрев отдельной части аккумулятора. Выход: замена повреждённых элементов.
- Хранение при чрезмерно низких температурах. Приводит к повреждению пластин и внешнего защитного покрытия, делая последующее восстановление невозможным.
Восстановить аккумулятор можно несколькими способами. Фото: ytapi.com
Какие есть способы восстановления АКБ
Для того чтобы реанимировать АКБ могут применяться различные методы:
- Многократная зарядка устройства от источника малого тока с эпизодическим прерыванием процесса. Перерывы необходимы для выравнивания электродных потенциалов в глубинных областях и на поверхности металлических пластин. Это способствует снижению уровня напряжения на аккумуляторе в целом, делая его способным к дальнейшему поглощению заряда.
- Выжигание причины замыкания (если речь идёт именно об этом) током большой силы (до 100 Ампер). Метод не очень безопасный и помогает только в удалении солевых отложений.
- Растворение сульфатов посредством подачи высокого напряжения (процедура дисульфатирования). Проводится с паузами (через каждые 13 минут), чтобы газовыделение, провоцируемое нарастанием напряжения, не происходило слишком интенсивно. Повышение каждый раз происходит на 0,1-0,2 В (последняя граница – 14,8 В), до тех пор пока ёмкость устройства не перестанет увеличиваться. В начале и конце процедуры потребуется добавить в кислотный раствор некоторое количество воды (для достижения оптимальной плотности).
Есть и ряд других способов, наиболее часто используемых при самостоятельной починке АКБ. О них мы расскажем ниже.
Как восстановить аккумулятор своими руками
Приступая к починке автомобильной аккумуляторной батареи, прежде всего, необходимо произвести следующие действия:
- Снять клеммы, осмотреть прибор;
- При наличии налёта на электродах из свинца (он может иметь белый, зелёный или синий цвет), снять основную его массу с помощью куска ненужной ткани, а выводы зачистить наждачкой (предпочтительнее брать мелкозернистую);
- Попробовать подключить устройство.
Если проблема была именно в плохих контактах, то после такой процедуры стартер должен функционировать нормально. Фото: i.ytimg.com
В противном случае потребуется произвести зарядку-разрядку аккумулятора. У современных моделей эти два процесса могут происходить одновременно, обеспечивая профилактику сульфатации. Более «пожилые» образцы необходимо подключить к источнику энергии с силой тока в 10 раз меньшей, чем ёмкость прибора (напряжение – 14,7-15 В). На такой зарядке он должен простоять в течение 10 часов (можно чуть больше, но не меньше).
Далее следует полная разрядка. Чтобы батарея начала расход энергии, к ней нужно подсоединить автомобильную лампочку. Когда свет погаснет, аккумулятор вновь заряжают. Цикл повторяется несколько раз, пока устройство не восстановится.
Чтобы избавиться от последствий короткого замыкания, можно прибегнуть к помощи десульфатизирующей присадки:
- Смешать присадку с серной кислотой (плотность электролита – 1,28 г/см 3)и дать настояться в течение 48-ми часов;
- Залить смесь в батарею и измерить плотность состава;
- При показаниях до 1,28 г/см 3 производится несколько циклов зарядки-разрядки аккумулятора;
- Если элементы устройства не перегреваются, то величину тока можно уменьшить в два раза;
- Ещё через пару часов замеряется плотность жидкости, если она не изменилась, то зарядку можно прекратить, а прибор – считать восстановленным.
Слишком плотный наполнитель нужно разбавлять водой, а чрезмерно разреженный – серной кислотой. Когда состав раствора скорректирован, нужно произвести повторную зарядку АКБ.
Ускоренный вариант восстановления аккумулятора
Для тех, кому время слишком дорого, подойдёт следующий вариант восстановления аккумуляторной батареи:
- Полностью зарядить АКБ;
- Наполнитель слить;
- Внутреннюю полость аккумулятора промыть при помощи дистиллированной воды;
- Влить в батарею раствор трилона Б (2%) и аммиака (5%);
- Спустя час слить смесь, снова промыть «внутренности» дистиллированной водой;
- Влить свежий раствор кислоты;
- Полностью зарядить устройство.
Не исключено, что раствор с трилоном Б и аммиаком придётся заливать дополнительно ещё 1-2 раза. Процесс считается завершённым, если при попадании смеси в устройство не происходит газовыделения.
Как восстановить даже очень старый аккумулятор — смотрите в этом видео:
Обратите внимание
Ниже приведены некоторые сведения, которые следует учитывать при ремонте аккумуляторной батареи:
- в герметизированных гелевых или AGM-аккумуляторах не должны быть открыты клапаны, это приводит к потере ёмкости;
- полная потеря ёмкости аккумулятора диагностируется при уровне напряжения меньше 10 В;
- в процессе восстановления нельзя прерываться, все процедуры и циклы необходимо проводить до конца.
Работая с химическими веществами нужно всегда соблюдать технику безопасности и не оставлять реагенты в открытых ёмкостях и без присмотра.
Заключение
Большую часть неисправностей в АКБ гораздо легче предотвратить, чем после разбираться с их последствиями. Для этого нужно лишь содержать клеммы и выводы в чистоте, а также каждые полгода заряжать автомобильную аккумуляторную батарею «под завязку» от стационарного источника. Такой нехитрый уход продлевает срок жизни устройства до 5-7 лет.