При установке нестандартного тюнингового распредвала (далее РВ), важным моментом для получения желаемых характеристик двигателя является не только сам распредвал имеющий измененные фазы ГРМ, но установка его в оптимальное положение относительно положения коленчатого вала. Заводская шестерня ГРМ классического двигателя ВАЗ, располагающаяся на торце распредвала имеет фиксированное положение и не позволяет производить тонкую настройку фаз, однако существует решение из тюнинга – разрезная шестерня распредвала (далее – РШ).
Благодаря РШ существует возможность установить фазы РВ в соответствии с рекомендациями производителя распредвала или попытаться найти самостоятельно положение фаз ГРМ, соответствующее лучшим характеристикам двигателя и здесь некой отправной точкой будет – установка РВ в перекрытие.
Перекрытие это положение при котором поршень находится в ВМТ и при этом в данном цилиндре оба клапана открыты на одинаковую высоту. Как же найти это положение, если на глаз не определить на какую величину подняты клапана, а рекомендуемый способ с использованием стрелочных индикаторов довольно затратен в связи с покупкой приборов? Вы не поверите, но существует очень простой, но при этом довольно высокоточный способ выставить распредвал классического двигателя ВАЗ 2101–21 с механическими болтами по перекрытию клапанов, о котором вы можете узнать далее.
Для работы понадобится только набор измерительных щупов от 0,05 до 1мм., например веерный набор из автомагазина стоимостью 100руб.
Веерный набор щупов |
Порядок действий:
Пора рассказать для чего выбран такой зазор и принцип всей технологической процедуры на примере настройки перекрытия для распредвала 2101. Так как величина подъема клапанов в точке перекрытия стандартного распредвала 2101 равна 0.8мм, нам необходимо сделать зазор большей величины, тогда в точке перекрытия оба клапана будут иметь зазор 0.2мм., который мы сможем определить с помощью щупа. Для тюнингового распредвала имеющего больший подъем клапанов в перекрытии, следует делать зазор превышающий этот подъем.
- 4. Вращаем коленвал опять, выставляя его по метке, метка на звездочке распредвала при этом будет снова находится близ прилива на корпусе РВ.
- 5. Проверяем зазоры на обоих клапанах 1-го цилиндра используя щупы различной толщины, у нас получатся к примеру зазоры – впуск 0.1мм и выпуск 0.3мм.
- 6. Минимально вращая коленвал на несколько градусов в обе стороны, добиваемся чтобы зазор на обоих клапанах стал одинаковым - 0.2мм, это и есть точка перекрытия клапанов.
- 7. Ослабляем винты на разрезной шестерне, теперь ее внешнюю часть можно смещать вращая совместно с коленвал, распредвал при этом будет оставаться неподвижным. В этом положении выставляем коленвал максимально точно по метке в ВМТ или при необходимости смещаем для выставления в опережение или запаздывание. Распредвал при этих манипуляциях должен оставаться неподвижным в ранее найденном моменте перекрытия.
- 8. Затянув винты на разрезной шестерне, вращаем коленвал на 1 оборот и регулируем клапана приводя зазор клапанов к заводским рекомендациям.
Тема статьи — разрезная шестерня 21214. Смысл этого механизма сводится к тому, чтобы достаточно точно выставить метки ГРМ двигателя. На карбовых движках на это и внимания обращали мало. На инжекторах этот номер не катит, можно и «чек энджин» получить. Кто сам перебирал наши движки или хотя бы присутствовал при вскрытии, видели, что метки почти никогда в «ноль» не встают. «Чудо» конечно случается, но при идеальных условиях. Поскольку чаще всего уже немного «вытянута» цепь, разболтан натяжитель и «съедены» звезды — зуб или ползуба по метке на шестерне распредвала не совпадают. А это до 10-15 градусов.
Вообще наверное правильно будет сказать что разрезная звезда распредвала является подготовительной операцией для установки тюнингового распредвала. Как и замена доработанных тарелок она не является обязательной для стокового двигателя. Но если речь идет о тюнинге, то данная деталь почти обязательна.
Теория
Технология установки. Самая большая часть вопросов возникает именно здесь. Вообще честно говоря, рекомендую обратиться к специалистам. Потому как, стандартный распредвал можно поставить по меткам «на глаз», то «взрослый» распред нужно ставить по часовым индикаторам. В худшем случае за это можно просто не браться, толку будет ноль. Для начала надо найти ВМТ. 99% процентов «как бы диагностов и тюнингеров» выставляет втм или по отвертке в свечном колодце или по метке на шкиву коленвала. Могу сказать только одно: на ТАЗовских движках метка на коленвалу и ВМТ далеко не одно и тоже, причем иногда на очень большие величины.
Вторая часть задачи сводится к выставление распредвала по перекрытию клапанов первого цилиндра. Задача проста: когда поршень находится в ВМТ, добиться одинаковой высоты «поднятия клапанов». Или высоты указанной производителем распредвала.
Регулируемая шестерня, проблема
Дополнение от марта 2014 года. С двухрядной шестерней представленной на фото выше, вопросов никогда не возникало. Она прекрасно работает и ее не проворачивает. С однорядкой возникли проблемы. Повторюсь уже в который раз: я почти не подхожу к стандартным двигателям. Когда я стал делать тюнинговые ГБЦ и движки на стенде стали выходить на режим 100 л.с. – я получил несколько раз «провернувшуюся» звезду. Надо ли в таких случаях говорить о последствиях.
«ненадежная» 1 рядная шестерняТольяттинские интернет магазины были как всегда на высоте: сам дурак, у нас ничего не проворачивается. Пришлось делать свою конструкцию.
Разрезная шестерня 21214, моя конструкция
Результат представлен на фото. За основу взята заводская шестерня распредвала. Изделие в течение полугода проходила испытания, в том числе на компрессорных и турбированных машинах. Сбоя меток зафиксировано не было. Конечно, я бы не назвал данную конструкцию идеальной, с точки зрения веса, но она работает, и на данном этапе это меня устраивает. Шестерня для двигателей с датчиком фаз, выглядит точно так же, только с «грузиком» для ДФ.
регулируемая 1 рядная шестерня, для двигателя 21214
В силу того, что данное изделие пользуется большим спросом, мне было высказано пожелание сделать специальный ключик, чтобы было удобно работать со звездой. Сделал, но решил немножко «заглянуть в завтра». На ключике есть специальная метка, в виде зубчика, и если его совместить со штифтом на распредвалу так, как показано на фото, установка простых распредвалов становится очень легкой задачей. Метка сделана четко по стандартной нивовской шестерне, поэтому для установки распредов, которые ставятся по равному перекрытию, достаточно вертикально поставить ключ и перекрытие будет поймано. К каждой 1рядной разрезной шестерне, данный ключ идет в комплекте.
Распредвал – важный элемент двигателя, ведь он обеспечивает слаженную работу клапанов двигателя, а, значит, влияет на мощность автомобиля. Увидеть, насколько изношен распредвал, можно только при снятой головке блока цилиндров, поэтому удобнее всего проверять распредвал одновременно с заменой прокладки главного блока цилиндров, или, если вы решились, вместо штатного распредвала, установить спортивный. Таким образом, любые манипуляции с ГБЦ дают возможность провести диагностику распредвала, и эту возможность всегда нужно использовать: проверить постель распредвала, сальники и сам распредвал.
В каких случаях меняют распредвал? – Когда он изношен, или когда, вместо штатного распредвала, хотят поставить спортивный. Чем спортивный распредвал отличается от обычного –
Распредвал изношен, и ему требуется замена, если:
1) изношены опорные шейки распредвала, имеются царапины на их поверхности;
2) изношены кулачки распредвала, есть задиры на их поверхности;
3) разрушена резьба в крепёжных отверстиях;
4) разрушены шпоночные пазы и посадочные места под установочные штифты, шкивы или шестерни привода распредвала;
5) в распредвале образовался прогиб;
6) в распредвале появились трещины;
7) изношена поверхность под сальниками распредвала, на ее поверхности есть царапины.
Так выглядит изношенный кулачок
Распредвал треснул со стороны шкива
Для замены распредвала запаситесь динамометрическим ключом, наборами накидных головок и гаечных рожковых ключей (см. видео "Замена распредвала" ниже) .
ПОДГОТОВКА
1. Снять крышку ремня привода ГРМ.
2. Установить коробку передач автомобиля на нейтральную передачу.
3. Теперь, перед снятием ремня привода распредвала, нужно поршень 1-го цилиндра установить в положение ВМТ такта сжатия – это делается для того, чтобы, после окончания всех работ, правильно были установлены фазы газораспределения. Если фазы будут перепутаны – работа двигателя нарушится.
Чтобы поршень первого цилиндра установить в положение ВМТ, нужно, с помощью ключа, прокрутить болт шкива коленвала, в направлении по часовой стрелке, до положения, в котором метка на шкиве распредвала совпадет с отметкой на внутреннем кожухе ремня (точно выяснить места расположения меток на вашем двигателе можно в руководстве по эксплуатации машины). После установки шкива распредвала, шкив коленвала сам установится по метке.
ПРОЦЕСС ЗАМЕНЫ РАСПРЕДВАЛА
1. Снять клапанную крышку.
2. Ослабить натяжитель ремня или снять его, если это цепь.
3. Установить автомобиль на первую передачу и, с помощью накидной головки (в основном, на 17 мм), открутить болт шкива распредвала. Снять шкив. На многих автомобилях, перед тем, как открутить болт, нужно будет отогнуть шайбу, которая фиксирует гайку.
4. Откручивая болты, снять верхние крышки постелей и уложить их, каждую – со своими болтами, на картонку. Предварительно на картоне должны быть сделаны отверстия для болтов, проставлены номера постелей и болтов – это позволит не перепутать детали при сборке.
5. Извлечь распредвал из корпусов постелей.
6. Перед тем, как устанавливать новый распределительный вал, поставьте сначала новые вкладыши распредвала, если они снимаются, однако на многих автомобилях вкладыши не используются.
7. Установить новый распределительный вал, надеть на него шкив, опять прокрутить и установить распредвал по меткам. Надеть ремень.
Установка распредвала по меткам
Как только новый распредвал будет установлен, необходимо проконтролировать, чтобы величина зазора между его шейками и подшипниками скольжения соответствовала допустимой величине, указанной в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Для этого, необходим замер расстояния между шейкой распредвала и корпусом подшипника – выполняется с помощью специальной калибровочной проволоки: проволоку нужно поместить между шейкой вала и корпусом подшипника и, динамометрическим ключом, сжать постель распредвала с моментом, который указан в Руководстве.
После сжатия, болты постелей открутить, достать сплющенную проволоку и измерить ее микрометром – данная величина и есть зазор между шейкой распределительного вала и подшипником скольжения. Его нужно сверить с допустимыми размерами зазоров.
Если зазоры получились больше положенного, то выходом из ситуации будет замена на распредвал, шейки которого – больше по диаметру. Либо можно поставить вкладыши (если они предусмотрены в конструкции двигателя вашего автомобиля) или новые корпуса подшипников.
Если зазоры получились нужного размера, то давление масла в двигателе будет в норме (это в равной степени относится и к вкладышам коленвала). Теперь можно делать сборку.
На рисунке показано, в какой последовательности нужно затягивать болты постели распредвала
Если видео не показывает, обновите страницу или