Кратко:
Лямбда зонд устанавливается в любых транспортных средствах, приводимых в движение с помощью двигателей внутреннего сгорания. Лямбда зонд:
Регулирует смесеобразование, удерживая расход топлива на максимально низком уровне.
. Обеспечивает катализатору оптимальные условия работы, что в итоге влияет на срок службы катализатора и низкий уровень токсичности выхлопа.
Лямбда-датчики также известны как датчики кислорода, поскольку они измеряют долю кислорода в выхлопных газах. Это теоретическое оптимальное соотношение известно как стехиометрическое соотношение воздух-топливо. В общем, узкополосные лямбда-сенсоры могут измерять только малую область с обеих сторон стехиометрического отношения, а выход напряжения ограничен областью между нулем и 1 вольт. Вывод обычно задается как милливольтное значение.
Оценить функциональность датчика кислорода при рабочей температуре
Вы можете видеть разницу, но это тоже отлично! Короче говоря, мы ищем следующее. Мы не хотим видеть следующее.
Пример неправильного сигнала
Вы можете ясно видеть разницу с предыдущим сигналом и тот факт, что что-то определенно не так, выпрыгивает на вас!Подробно:
Подробное понимание того, как устроен и для чего нужен лямбда зонд никак не повлияет на обнаружение и устранение неисправности этого датчика, если вы внимательно будете следовать тем советам, которые мы даём в наших статьях.
Даже простое чтение статьи будет для вас пустой тратой времени, поскольку, когда у вас перегорает лампочка, вы не стремитесь понять, как она работает, а просто меняете её на новую. Ведь всё, что на самом деле нужно вам, это исправный автомобиль. Поэтому, смело пропускайте эту статью и переходите к статьям, которые непосредственно расскажут вам, как проверить, подобрать и заменить ваш датчик.
Если же вы всё-таки решительно настроены вникнуть в суть работы лямбда зонда, желаем удачи.
Правила снятия и установки датчика
Затем возникает вопрос: неисправен датчик или это правильное измерение очень неправильного соотношения воздух-топливо? В этом случае вы должны посмотреть на обстоятельства. Мы видим, что он постоянно бежит немного ниже 1, таким образом, немного богатым.
Совершенно очевидно, что синий цилиндр кажется довольно нормальным, и столь же очевидно, что мы видим, что красный цилиндр, безусловно, работает в то же время, в большинстве случаев, при максимальном коэффициенте компенсации. Для того чтобы лямбда-сенсоры работали эффективно, их необходимо нагревать примерно до 316 градусов по Цельсию.
Функция лямбда зонда в современном автомобиле.
На все автомобили, начиная с конца 80-х годов прошлого века, устанавливаются катализаторы, задачей которых является очищение выхлопных газов от вредных примесей. Для оптимальной и эффективной работы катализатора необходимо подготовить строго определённое качество воздушно-топливной смеси для двигателя и проконтролировать качественные характеристики выхлопных газов, возникших в результате её сгорания. Эту функцию выполняет лямбда зонд.
Датчики кислорода и их значение. Оригинальный чувствительный элемент выполнен с наперстком-образной циркониевой керамикой с покрытием на оба выхлопных и опорной стороне от датчика с тонким слоем платины и поставляется в обеих отапливаемых и неотапливаемых формах. Датчики кислорода изнашиваются после времени и использования. Они на самом деле являются общим триггером для подсветки вашего контрольного двигателя. Датчики кислорода обычно имеют длину около 100 км, но могут начинать срываться еще раньше.
Датчик в конечном итоге обмахивается побочными продуктами сгорания, такими как сера, свинец, нефтяная зола, топливные добавки. Пары некоторых послепродажных герметиков могут также создавать проблемы. Использование топлива низкого качества или использование неправильного октанового бензина также может способствовать их сбою. Такие вещи, как не замена свечей зажигания или воздушного фильтра вовремя, могут повредить и ускорить процесс износа кислородного датчика, способствуя ухудшению процессов горения в двигателе и давая частицам несгоревшего топлива, грязи или грязи в вашу систему выбросов.
Лямбда зонд - также называемый кислородным датчиком или датчиком кислорода - измеряет количество остаточного кислорода в выхлопных газах. Отсюда пошло основное название этого датчика - кислородный. Исходя из количества остаточного кислорода, датчик посылает сигналы в электронный блок управления двигателем, который, в свою очередь, регулирует количество подаваемого топлива или, другими словами, изменяет качество воздушно-топливной смеси. Именно поэтому так важна герметичность выхлопной системы в местах установки этих датчиков, поскольку, в результате подмеса воздуха извне параметры этих измерений нарушаются. Идеальное соотношение воздуха и топлива в смеси обозначается греческой буквой λ (лямбда) и равняется приблизительно 15 к 1, где 15 частей это воздух, а 1 часть это топливо. Отсюда и пошло наиболее распространённое в России название датчика - лямбда зонд.
Загрязняющие вещества затрудняют работу вашего кислородного датчика и посылают правильный сигнал напряжения на ваш компьютер двигателя. Почему лучше, чтобы магазин диагностировал мой кислородный датчик? Многие факторы могут играть в настройке кода датчика кислорода. Большую часть времени, когда есть контрольная лампа двигателя для датчика кислорода, это связано с проблемой в процессе сгорания внутри двигателя. Датчик кислорода просто обнаруживает проблему. Бросание денег на части никогда не является хорошей идеей.
Конструкция и расположение
В случае с кислородным датчиком существует множество возможностей для запуска света. Каждый раз, когда загорается индикатор проверки, лучше всего это иметь, потому что код может иметь много разных исправлений для сообщаемой проблемы. Критерием может быть состояние богатого или скудного двигателя или многие другие проблемы.
Лямбда зонд установлен в трубы выхлопной системы автомобиля так, чтобы его рабочие поверхности обтекали выхлопные газы. Эти рабочие поверхности состоят из многослойных материалов обеспечивающих тестирование смеси. Тестирование смеси эффективно идёт только при высокой температуре рабочей поверхности, поэтому все современные датчики снабжены функцией принудительного прогрева. Для подробного рассмотрения конструкции датчика обратитесь к схеме 1.
Мы настоятельно рекомендуем, чтобы ваш автомобиль был диагностирован и исправлен правильно в 1-й раз. Сколько датчиков кислорода требуется для моего автомобиля? В то время большинство транспортных средств имели от одного до двух датчиков кислорода в зависимости от количества цилиндров цилиндров. Датчик кислорода ниже по течению или после кошки должен был быть установлен за каталитическим нейтрализатором в выхлопной системе.
Автомобили могут иметь от одного до двух датчиков кислорода на каждый цилиндр в зависимости от возраста автомобиля. Дают ли те же самые датчики кислорода и потока вверх по течению? Эти датчики фактически выполняют разные обязанности. Задача переднего кислородного датчика заключается в регулировании соотношения топливо-воздух, отправляя сигнал напряжения на компьютер, чтобы информировать его, если он работает, чтобы опираться или на богатый. Затем компьютер двигателя исправит либо вычитание топлива, либо добавление топлива.
Первый (верхний, регулирующий) лямбда зонд.
До начала 2000-х годов на автомобиль устанавливался только один датчик. Этот датчик устанавливался на отрезок выхлопной трубы между двигателем и катализатором и впоследствии, после появления второго датчика, получил свои нынешние названия: первый датчик или верхний или регулирующий. В задачу этого датчика входил вышеописанный процесс измерений и поскольку он устанавливается выше, чем второй этот датчик был назван верхним. Регулирующим он был назван по причине того, что именно он несёт основную нагрузку по регулированию воздушно-топливной смеси. Этот же датчик принимает на себя главный удар раскалённых токсичных газов двигателя, ещё не очищенных от ядовитых примесей катализатором. За счёт этого он и выходит из строя в среднем в 5-7 раз чаще, чем второй датчик.
В DENSO решили проблему качества топлива!
Это достигается путем контроля времени включения и выключения топливной форсунки во время хода горения. Основная задача нижестоящего датчика кислорода - проверить работоспособность катализатора и помочь двигателю лучше регулировать процесс сгорания в течение более длительного среднего времени.
Автомобили включают в себя ряд датчиков, таких как кислородный датчик. а также. Каждый датчик предназначен для конкретной цели, которая помогает. транспортное средство работает с оптимальной эффективностью. Датчик кислорода является одним из важных датчиков, который проверяет соотношение воздух-топливо и выбросы выхлопных газов.
Второй (нижний, диагностирующий) лямбда зонд.
После 2000-х годов, дополнительно к Первому датчику, в автомобилях стали устанавливать ещё один, при этом местоположение Первого не изменилось. Второй датчик стали устанавливать на отрезок выхлопной трубы от катализатора до глушителя. Задачей этого дополнительного датчика стала проверка качества очистки выхлопных газов, прошедших через катализатор. Он получил название «Второй» или «Нижний», поскольку устанавливался под днищем автомобиля. Другим названием этого датчика стало «Диагностирующий», оно отражало его функциональную отличие от Первого датчика - проверять качество очистки выхлопных газов. После появления Второго датчика блок управления рассчитывает параметры идеальной воздушно-топливной смеси на основании показаний их обоих. В результате удалось добиться дополнительного снижения расхода топлива и высочайшей степени очистки выхлопных газов от ядовитых примесей - 95%.
Датчик кислорода измеряет количество кислорода в выхлопной газе транспортного средства, которое обычно находится в выхлопной трубе. Показание кислородного датчика используется блоком управления двигателем для регулирования количества воздуха и топлива, поступающего в двигатель.
Лямбда-датчик является основой современной технологии дезинтоксикации выхлопных газов. Это датчик кислорода, который измеряет остаточный кислород в выхлопных газах и подает его в электрическое напряжение в блок управления впрыском. Высокое напряжение в богатой смеси, низкое напряжение в обедненной смеси. Это напряжение можно измерить милливольтметром до земли. Зонд должен быть подключен к нему, а двигатель работает на холостом ходу. Лямбда-датчик имеет нормальные 3 соединительных кабеля плюс плюс и минус для нагревателя зонда и один кабель для лямбда-напряжения.
Следует заметить, что поскольку Второй датчик установлен после катализатора, где газы уже очищены от агрессивных примесей, он выходит из строя значительно реже и то в результате либо разрушения катализатора, либо в результате механического или термического повреждения.
Конструктивно оба датчика очень похожи. Тем не менее они имеют ряд различий, обусловленных их функциональностью. В последние годы первые и вторые лямбда зонды стали также отличаться и конструктивно. В качестве регулирующих датчиков всё чаще применяются сложные и дорогостоящие широкополосные датчики, в то время как в качестве диагнотических по прежнему используют циркониевые лямбда зонды.
Коды неисправности лямбда-зонда
Затем блок управления синхронизирует 0, 4 лямбда-тока в качестве фиксированного значения и устанавливает код неисправности. Измерьте сигнал лямбда-зонда на землю. Если лямбда-зонд дает неизменный сигнал, он неисправен. Проверьте и осмотрите мотор-укубитель. Если плохая масса сохраняется, наденьте ремень заземления на выхлоп.
Всегда проверяйте нагреватель зонда на наличие напряжения. В случае плохой управляемости, вибрации или высокого расхода топлива всегда измеряйте значение лямбда. Контроллер оценивает низкий лямбда-сигнал как нормальный, а затем смазывает. Причина Неправильный воздух на впускном коллекторе или ошибка при контрольной массе. В основном, на воздушном массовом расходомере также возникают ошибки на всасывающем коллекторе или ложном воздухе между впускным и впускным коллектором.
Схематичное обозначение местоположения лямбда зондов на современном автомобиле.
Все автомобили объёмом двигателя более 2-х литров имеют по два Первых датчика и два Вторых датчика. Установка четырех датчиков продиктована большей мощностью таких двигателей требующих наличия двух катализаторов. В последние годы, в связи с введением более строгих требований по выбросам, стали устанавливать до трёх катализаторов, а соответственно понадобился и пятый кислородный датчик.
Назначение датчиков кислорода
При вышеупомянутых ошибках нельзя исключать неисправность лямбда-зонда. Поэтому всегда измеряйте лямбда-сигнал. Даже отказ нагревателя зонда может привести к ошибкам. Сопротивление датчика нагрева холодного 3 Ом, теплого зонда около 350 Ом. С измеренным значением бесконечный или 0 обновить зонд.
В частности, кабель 4 на 7 может, так как он расположен вблизи линии Лямбда. Вызывают ошибки индукции. Это кабель от катушки зажигания к распределителю. Если есть вопросы, которые не были рассмотрены здесь, пожалуйста, свяжитесь с техническим форумом.
Разновидности лямбда зондов.
Лямбда зонд из диоксида циркония является самым распространённым на сегодняшний день типом кислородных датчиков.
Менее распространёнными датчиками является широкополосные датчики и датчики воздух - топливо.
Совсем редкими являются лямбда зонд их диоксида титана, которые постепенно вытесняются из-за своей дороговизны.
Ассортимент кислородных датчиков
Есть ли у него узнаваемые причуды? Включена ли лампа управления лямбдой? Код означает, что электроника двигателя больше не может корректировать значение лямбда вне диапазона управления. Лучше всего: удалять код, диск, пока. обратите внимание на специальные функции, а затем прочитайте коды ошибок.
Поэтому у меня была машина уже 4 раза в разных. Каждый раз, когда они удаляли ошибку из памяти электроники, которая была успешной на 1-2 км. Кто-нибудь знает, в чем причина? Ваша «ламповая сигнальная лампа» на самом деле является индикатором электроники двигателя; освещение может иметь всевозможные причины. Давайте просто прочитаем память об ошибках, тогда вы знаете.
На каждом датчике кислорода, как правило, обозначено: наименование страны-изготовителя; наименование и (или) товарный знак изготовителя; условное обозначение типа.
Ресурс и периодичность контроля работоспособности
Датчики кислорода имеют неразборную конструкцию и не требуют обслуживания. Ресурс электрохимических датчиков кислорода составляет от 60 до 80 тыс. км пробега автомобиля при соблюдении условий эксплуатации, нарушение которых резко сокращает срок службы. Рекомендуется проверять датчики кислорода при каждом техническом обслуживании автомобиля.
Причины преждевременного выхода из строя датчика кислорода
1. Применение этилированного бензина или несоответствующей марки топлива. 2. Использование при установке датчика герметиков, вулканизирующихся при комнатной температуре или содержащих в своем составе силикон. 3. Перегрев датчика из-за неправильно установленного угла опережения зажигания, переобогащения топливо-воздушной смеси, перебоев в зажигании и т. д. 4. Многократные (неудачные) попытки запуска двигателя через небольшие промежутки времени, что приводит к накапливанию несгоревшего топлива в выпускном трубопроводе, которое может воспламениться с образованием ударной волны. 5. Проверка работы цилиндров двигателя с отключением свечей зажигания. 6. Попадание на керамический наконечник датчика любых эксплуатационных жидкостей, растворителей и моющих средств. 7. Обрыв, плохой контакт или замыкание на "массу" выходной цепи датчика. 8. Негерметичность в выпускной системе.
Возможные признаки неисправности датчика кислорода 1. Неустойчивая работа двигателя на малых оборотах. 2. Повышенный расход топлива. 3. Ухудшение динамических характеристик автомобиля. 4. Характерное потрескивание в районе расположения каталитического нейтрализатора после остановки двигателя. 5. Повышение температуры в районе каталитического нейтрализатора или его нагрев до раскаленного состояния. 6. На некоторых автомобилях загорание лампы "СНЕСК ЕNGINЕ" при установившемся режиме движения.
Правила снятия и установки датчика
1. Демонтаж датчика, во избежание повреждений, производят только на холодном двигателе, перед этим отсоединяют провода датчика (при выключенном зажигании).
2. Перед заменой датчика необходимо проверить его маркировку, которая должна соответствовать указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля.
3. Производят внешний осмотр, чтобы:
o убедиться в отсутствии механических повреждений;
o проверить наличие уплотнительного кольца; o проверить наличие на резьбовой части специальной противопригарной смазки. 4. Заворачивают от руки датчик кислорода до упора и затягивают с усилием 3,5-4,5 кгм. Соединение должно быть герметичным. 5. Соединяют электрический разъем (разъемы). 6. Проверяют работоспособность по контролируемым параметрам. В некоторых случаях датчик крепится к выпускному трубопроводу с помощью специальной пластины. Между пластиной и выпускным трубопроводом должна находиться специальная герметизирующая прокладка. Основные контролируемые параметры Проверка параметров датчика кислорода осуществляется при достижении им рабочей температуры (350+50°С) с использованием газоанализатора, осциллографа, цифрового вольтметра и омметра.
Контролируются следующие параметры:
1. при значении Лямбда=0,9 (обогащенная горючая смесь) напряжение на сигнальном проводе должно быть не менее 0,65 В;
2. при значении лямбда=1,1 (обедненная горючая смесь) напряжение на сигнальном выводе должно быть не более 0,25 В;
3. время срабатывания при обедненной горючей смеси - не более 250 мс;
4. время срабатывания при обогащенной горючей смеси - не более 450 мс;
5. сопротивление при температуре 350 + 50 "С не более 10кОм.
Бензиновому двигателю для работы требуется смесь с определенным соотношением воздух-топливо. Соотношение, при котором топливо максимально полно и эффективно сгорает, называется стехиометрическим и составляет оно 14,7:1. Это означает, что на одну часть топлива следует взять 14,7 частей воздуха. На практике же соотношение воздух-топливо меняется в зависимости от режимов работы двигателя и смесеобразования. Двигатель становится неэкономичным. Это и понятно!
Контроль, системы, катализаторы
На этой странице: Другие статьи на этом сайте. Что нужно знать об электронных блоках управления Инструкции по считыванию кода ошибки с блока управления двигателем. Здесь объясняются технические основы для непрофессионала! По подробным объяснениям сложных соединений было преднамеренно опущено.
Электронное управление двигателем
Таким образом, существуют почти исключительно системы впрыска с различными системами. Электронная система управления двигателем состоит из большого числа датчиков, значения которых управляют блоком управления электронным блоком управления двигателем, оптимальным составом топливного воздуха и наилучшим временем зажигания. Как она рассчитывает, мы не должны зудеть в этот момент, но мы немного приближаемся к датчикам. Если имя еще не является самоочевидным, есть краткое объяснение.
Коэффициент избыточности воздуха - L (лямбда) характеризует - насколько реальная топливно-воздушная смесь далека от оптимальной (14,7:1). Если состав смеси - 14,7:1, то L=1 и смесь оптимальна. Если L < 1, значит недостаток воздуха, смесь обогащенная. Мощность двигателя увеличивается при L=0,85 - 0,95. Если L > 1, значит налицо избыток воздуха, смесь бедная. Мощность при L=1,05 - 1,3 падает, но зато экономичность растет. При L > 1,3 смесь перестает воспламеняться и начинаются пропуски в зажигании. Бензиновые двигатели развивают максимальную мощность при недостатке воздуха в 5-15% (L=0,85 - 0,95), тогда как минимальный расход топлива достигается при избытке воздуха в 10-20%% (L=1,1 - 1,2). Таким образом соотношение L при работе двигателя постоянно меняется и диапазон 0,9 - 1,1 является рабочим диапазоном лямбда-регулирования. В то же время, когда двигатель прогрет до рабочей температуры и не развивает большой мощности (например работает на ХХ), необходимо по возможности более строгое соблюдение равенства L=1 для того, чтобы трехкомпонентный катализатор смог полностью выполнить свое предназначение и сократить объем вредных выбросов до минимума.
Наиболее важные датчики управления двигателем
Часто в выхлопной системе также имеются утечки, которые заставляют лямбда-зонд измерять слишком высокое остаточное содержание кислорода в выхлопных газах и заставляют модуль смазывать смесь. Это приводит к разрыву во время вождения. Часто обнаруживаются даже утечки в системе приема.
Диагностику дефектов обычно можно проводить только с помощью специального испытательного оборудования и комплексных инструкций по измерению. Однако есть также транспортные средства.
Во-первых, во вводной фазе был неконтролируемый катализатор, он был больше от его зловония, чем от его очистки выхлопных газов и сегодня практически не играет никакой роли.
Датчик кислорода - он же лямбда-зонд - устанавливается в выхлопном коллекторе таким образом, чтобы выхлопные газы обтекали рабочую поверхность датчика. Материал его как правило циркониевый (используется керамический элемент на основе двуокиси циркония, покрытый платиной) - гальванический источник тока, меняющий напряжение в зависимости от температуры и наличия кислорода в окружающей среде. Конструкция его предполагает, что одна часть соединяется с наружним воздухом, а другая - с выхлопными газами внутри трубы. В зависимости от концентрации кислорода в выхлопных газах, на выходе датчика появляется сигнал. Уровень этого сигнала, для датчиков систем впрыска конца 80-х - начала 90-х годов, может быть низким (0,1...0,2В) или высоким (0,8...0,9В). Таким образом датчик кислорода - это своеобразный переключатель (триггер), сообщающий контроллеру впрыска о качественной концентрации кислорода в отработавших газах. Фронт сигнала между положениями "Больше" и "меньше" очень мал. Настолько мал, что его можно не рассматривать всерьез. Контроллер принимает сигнал с ЛЗ, сравнивает его с значением, прошитым в его памяти и, если сигнал отличается от оптимального для текущего режима, корректирует длительность впрыска топлива в ту или иную сторону. Таким образом осуществляется обратная связь с контроллером впрыска и точная подстройка режимов работы двигателя под текущую ситуацию с достижением максимальной экономии топлива и минимизацией вредных выбросов.
Остается регулируемый катализатор, который будет объяснен более подробно здесь из-за его большой важности в строительстве транспортных средств. После сжигания выхлопные газы содержат, помимо прочего, следующие вредные вещества.
Окись углерода Оксиды азота и углеводородов.
. Идеальное сжигание топлива не существует даже при избыточном воздухе! И еще хуже: для ускорения работы двигателя вам нужно перейти к «более богатой» смеси и оставить Лямбду 1 до 0, 75. Лучший расход топлива - лямбда 1. 2 для «сухой» смеси и 0, 9 лямбда для лучшей работы двигателя.
Лямбда-зонды бывают одно-, двух-, трех- и четырехпроводные. Однопроводные и двухпроводные датчики применялись в самых первых системах впрыска с обратной связью (лямбда-регулированием). Однопроводный датчик имеет только один провод, который является сигнальным. Земля этго датчика выведена на корпус и приходит на массу двигателя через резьбовое соединение. Двухпроводный датчик отличается от однопроводного наличием отдельного земляного провода сигнальной цепи. Недостатки таких зондов: рабочий диапазон температуры датчика начинается от 300 градусов. До достижения этой температуры датчик не работает и не выдает сигнала. Стало быть необходимо устанавливать этот датчик как можно ближе к цилиндрам двигателя, чтобы он подогревался и обтекался наиболее горячим потоком выхлопных газов. Процесс нагрева датчика затягивается и это вносит задержку в момент включения обратной связи в работу контроллера. Кроме того, использование самой трубы в качестве проводника сигнала (земля) требует нанесения на резьбу специальной токопроводящей смазки при установке датчика в выхлопной трубопровод и увеличивает вероятность сбоя (отсутствия контакта) в цепи обратной связи.
Указанных недостатков лишены трех- и четырехпроводные лямбда зонды. В трехпроводный ЛЗ добавлен специальный нагревательный элемент, который включен как правило всегда при работе двигателя и, тем самым, сокращает время выхода датчика на рабочую температуру. А так же позволяет устанавливать лямбда-зонд на удалении от выхлопного коллектора, рядом с катализатором. Однако остается один недостаток - токопроводящий выхлопной коллектор и необходимость в токопроводящей смазке.
Этого недостатка лишен четырехпроводный лямбда-зонд - у него все провода служат для своих целей - два на подогрев, а два - сигнальные. При этом вкручивать его можно так как заблагорассудится.
Несколько слов о взаимозаменяемости датчиков. Лямбда-зонд с подогревом может устанавливаться вместо такого же, но без подогрева. При этом необходимо смонтировать на автомобиль цепь подогрева и подключить ее к цепи, запитываемой при включении зажигания. Самое выгодное - в параллель к цепи питания электробензонасоса. Не допускается обратная замена - установка однопроводного датчика вместо трех- и более- проводных. Работать не будет. Ну и конечно необходимо, чтобы резьба датчика совпадала с резьбой, нарезанной в штуцере.
Как понять насколько работоспособен датчик? Ввобще-то для этого потребуется осциллограф. Ну или специальный мотор-тестер, на дисплее которого можно наблюдать осциллограмму изменения сигнала на выходе ЛЗ. Наиболее интересными являются пороговые уровни сигналов высокого и низкого напряжения (со временем, при выходе датчика из строя, сигнал низкого уровня повышается (более 0,2В - криминал), а сигнал высокого уровня - снижается (менее 0,8В - криминал)), а также скорость изменения фронта переключения датчика из низкого в высокий уровень. Есть повод задуматься о предстоящей замене датчика, если длительность этого фронта превышает 300 мсек. Это усредненные данные. В реальной жизни для оценки состояния лямбда-зонда необходимо провести цикл измерений. Не имея под рукой мотор-тестера или осциллографа определить неисправность лямбда-зонда можно пользуясь бортовой системой диагностики, существующей в контроллере системы впрыска, которая фиксирует в своей памяти случаи, когда сигнал с ЛЗ выходил за определенные пределы. Фиксация неисправностей производится при помощи запоминания специальных кодов, которые могут быть считаны в тестовом режиме. Однако не всегда можно с уверенностью поставить четкий диагноз о неисправности лямбда-зонда пользуясь только бортовой системой диагностики. Об этом стоит помнить! Не поленитесь съездить на диагностику. Но в некоторых случаях можно с большой степенью уверенности утверждать, что лямбда-зонд вышел из строя и подлежит замене.
На что менять? Самое лучшее - это менять датчик на такой, какой стоит в списке запчастей для Вашего автомобиля. В таком случае гарантия работоспособности системы после замены будет 100%. Но не всегда по финансовым соображениям выгодно гоняться за оригинальными каталожными датчиками. Ведь тот же Bosch выпускает лямбда-датчики и для других моделей. И они по принципу работы одинаковы, а внешне очень похожи. Ну и что, что каталожный номер будет стоять другой. При правильной установке и грамотном подборе можно съэкономить весьма кругленькую сумму, купив "жигулевский" датчик от фирмы Bosch за 10-20$ вместо точно такого же по сути, но фирменного за 100$ и работать он будет ничуть не хуже. Найти ЛЗ в магазине сейчас можно все чаще и чаще, а значит они будут дешеветь.
Для ничего не соображающих в данном вопросе можно сразу написать взаимозаменяемость датчиков кислорода:
- Вместо родного трехпроводного датчика BOSCH O 258 003 021, стоявшего на машине я поставил без каких либо проблем четырехпроводный "жигулевский" BOSCH O 258 005 133.
- Отсоединить кабель ЛЗ от электропроводки.
- Снять старый ЛЗ используя подходящий ключ. Лучше если это будет высокая головка или накидной - так вероятность повредить грани приржавленного ЛЗ будет меньше, но у меня нормально открутился на работающем моторе накидным ключом. Снимать датчик стоит при работающем двигателе. Т.е. пока трубопровод и датчик горячий. В противном случае есть вероятность отломать датчик или сорвать резьбу, т.к. металл сжимается и выворачивать очень трудно. Выкручивайте датчик до тех пор, пока из отверстия не пойдет дымок. Потом глушите машину и откручивайте совсем.
- Отрезать аккуратно провода от старого ЛЗ и соединить с проводами нового, которые тоже придется отрезать от колодки. Схема соединения зависит от того - какой ЛЗ Вы купили. Но обычные цвета и предназначение проводов даны чуть выше, на картинках.
- Следует иметь ввиду, что если штатный лямбда-зонд трехпроводный, то у него провода подписаны (см. на разъеме) "А" и "Б" - подогрев, "С" - сигнальный. Провода подогрева белого цвета (полярность не имеет значения), а сигнальный провод - черный.
- Четвертый (незадействованный ранее) провод стоит вывести и надежно прикрутить к массе двигателя. Проверить также соединение двигателя с массой корпуса. Я прикрутил его под болт крепления главного тормозного цилиндра (в торце кронштейн) - мне так показалось удобнее.
- Вкрутить новый ЛЗ. Если он четырехпроводный, то токопроводящая смазка не нужна. Достаточно графитовой - для смазки резьбовых соединений.
- Соединение проводов не стоит осуществлять скруткой проводов - этот вариант ненадежен и долго не проживет. Самое лучшее - это спаять все положенные провода и хорошенько заизолировать. Паять провода стоит до того, как ЛЗ установлен в трубе, т.е. на столе.
- После замены рекомендую обнулить память контроллера путем снимания на несколько секунд (-)клеммы с аккумулятора. Только подумайте предварительно - не отключатся ли у вас какие нибудь электроприборы типа магнитол, CD-чейнджеров и пр. и не встанут ли они после этого на код. Это важно.
Итак: Вы походили по магазинам и купили заветный кусочек металла с проводами...
Внимание: Кислородный датчик содержит очень хрупкие керамические ячейки. Во избежание повреждения новый ЛЗ не следует ронять, стучать по нему...
Порядок замены ЛЗ таков: