Основные базовые модификации автомобилей ЗИЛ
ЗИЛ выпускает грузовые двухосные и трехосные автомобили, классифицируемые как автомобили общетранспортного назначения.
Двухосные грузовые автомобили
Семейство двухосных грузовых автомобилей предназначено для перевозки 6000 кг груза по автомобильным дорогам всех видов в составе одиночных автомобилей и в составе автопоездов с прицепами или полуприцепами с грузом массой 8000 кг.
Все автомобили имеют одинаковую компоновку агрегатов и колесную формулу 4х2.
Автомобиль-тягач ЗИЛ -431410 является базовой модификацией семейства двухосных автомобилей (рис. 1).
На автомобиле над передним мостом расположен силовой агрегат, состоящий из карбюраторного двигателя, однодискового сцепления, синхронизированной пятиступенчатой коробки передач. Ведущий мост автомобиля задний, в нем расположена главная передача (одинарная гипоидная либо двойная с косозубой и прямозубой парами). Усилие от силового агрегата к заднему мосту передают два последовательно расположенных вала с карданными шарнирами. Задний конец переднего вала имеет промежуточную опору, подвешенную к поперечине рамы.
Подвеска автомобиля выполнена на листовых полуэллиптических рессорах. Передняя подвеска имеет телескопические гидроамортизаторы.
Колеса дисковые с пневматическими камерными шинами, задние колеса двухскатные.
Управление автомобилем осуществляется через колеса переднего моста, привод управления снабжен гидроусилителем.
Торможение автомобиля происходит тормозными механизмами барабанного типа, воздействующими на все колеса. Привод тормозных механизмов пневматический.
Электрооборудование однопроводное, напряжение рассчитано на 12 В.
Кабина автомобиля цельнометаллическая, трехместная, двухдверная, с широким панорамным стеклом. Платформа комбинированная, деревянная, с металлическими поперечинами, откидными боковыми и задним бортами. Платформа может быть оборудована тентом с каркасом типа домик или надставками на передний и боковые борта.
Рис. 1. Автомобиль-тягач ЗИЛ -431410
Автомобиль-тягач ЗИЛ -431510 отличается от базового автомобиля увеличенными по длине размерами базы, карданного вала и платформы (рис. 2). Боковые борта платформы состоят из двух самостоятельных частей. Автомобиль предназначен для перевозки длинномерных грузов и грузов малой плотности.
Седельный тягач ЗИЛ -441510 служит для работы в составе автопоезда с полуприцепом полной массой 14 400 кг (рис. 3). Автомобиль отличается от базовой модификации укороченной базой, наличием двух топливных баков вместимостью 125 л каждый и отсутствием места для установки запасного колеса, которое размещено на полуприцепе. Карданная передача имеет один вал.
Рис. 2. Автомобиль-тягач ЗИЛ -431510
Рис. 3. Седельный тягач ЗИЛ -441510
На базе всех модификаций двухосных автомобилей завод производит автомобили ЗИЛ моделей 431810, 431610, 441610,
работающие на двух видах газового топлива - сжатом и сжиженном газе. Эти автомобили предназначены для работы в тех же условиях, что и базовой модификации, работающие на бензине.
Автомобили, работающие на газовом топливе, максимально унифицированы с базовыми модификациями и оснащены газовыми приборами, необходимыми для работы на газовом топливе, а также специальными емкостями для газа. На автомобилях предусмотрена в качестве резервной бензиновая система питания с наличием соответствующих емкостей для топлива. Для обеспечения пожарной безопасности на эти автомобили не устанавливаются пусковые подогреватели двигателя.
Трехосные грузовые автомобили
Семейство трехосных грузовых ацтомобилей высокой проходимости с колесной формулой 6 хб (все мосты ведущие) предназначено для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по дорогам всех видов и бездорожью.
Бортовой автомобиль ЗИЛ -131Н, на котором установлены силовой агрегат и кабина, является базовой модификацией этого семейства (рис. 4). Конструкция и компоновка силового агрегата и кабины аналогичны силовому агрегату и кабине, применяемым на двухосных автомобилях (со специфическими конструктивными особенностями).
Рис. 4. Бортовой автомобиль ЗИЛ -131Н
Усилие от силового агрегата на ведущие мосты передается карданной передачей открытого типа через раздаточную коробку, имеющую две передачи - прямую и низшую.
Передняя подвеска по конструктивной схеме аналогична подвеске, применяемой на автомобиле ЗИЛ -431410, но отличается размерами.
Задняя подвеска балансирная - на продольных листовых полуэллиптических рессорах. Толкающее усилие и реактивные моменты передаются реактивными штангами.
Колеса дисковые, оборудованы пневматическими камерными шинами переменного давления. На автомобиле смонтирована система регулировки давления воздуха в шинах, способная работать на движущемся автомобиле.
Автомобиль преодолевает брод глубиной до 1,4 м.
По заказу потребителя на автомобиль устанавливается передняя механическая лебедка с предельным тяговым усилием 50 кН и длиной троса 65 м.
Деревянная грузовая платформа со стальными поперечинами имеет откидной задний борт и приспособлена для перевозки 24 человек, размещаемых на откидных скамейках вдоль боковых бортов и дополнительной - по середине платформы. Платформа может быть оборудована тентом на деревянных дугах.
Электрооборудование автомобиля однопроводное, экранированное, герметизированное, с бесконтактно-транзисторным зажиганием, напряжение постоянного тока 12 В.
Автомобиль ЗИЛ -131HA является модификацией базового автомобиля ЗИЛ -131Н и отличается от него применением обычного электрооборудования с контактно-транзисторным зажиганием, отсутствием устройств герметизации агрегатов. В связи с этим автомобиль преодолевает брод глубиной до 0,9 м. В грузовой платформе автомобиля не устанавливается средняя скамейка, поэтому он имеет 16 посадочных мест для перевозки людей
Рис. 5. Седельный тягач ЗИЛ -131НВ
Автомобиль предназначен для эксплуатации в условиях, ха рактерных для сельской местности, а также для отдаленных районов страны.
Седельный тягач ЗИЛ -131НВ, разработанный на базе автомобиля ЗИЛ -131Н, служит для буксирования специальных полуприцепов, в которых учтены особенности автомобиля-тягача - значительная высота расположения плиты (в сравнении с седельным тягачом ЗИЛ -441510), большой задний свес рамы, колеса односкатные (рис. 5).
Полуприцепы общего назначения, имеющие низкое расположение опорной плиты, нельзя использовать для буксирования седельным тягачом ЗИЛ -131НВ. Кроме того, йри эксплуатации седельного тягача с полуприцепом общей массой 10 000… 12 000 кг нельзя снижать давление воздуха в шинах.
На седельном тягаче задняя тележка, колеса и рама закрыты крыльями. Кронштейны запасного колеса имеют два гнезда - для запасных колес тягача и полуприцепа.
Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ
Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ повышенной грузоподъемности (до 10 000 кг) с колесной формулой 6х4 предназначен для перевозки важнейших грузов в составе автопоезда на дорогах всех категорий, в том числе на грунтовых проселочных дорогах кроме периодов снежных заносов и дорожной распутицы (рис. 6).
Рис. 6. Грузовой автомобиль ЗИЛ -133ГЯ
По компоновочной схеме - это трехосный автомобиль с передним управляющим неведущим мостом и передними рессорами по типу автомобиля ЗИЛ -431410, задней балансирной подвеской, аналогичной подвеске автомобиля ЗИЛ -131Н. Кабина автомобиля ЗИЛ -431410 расположена за двигателем.
Автомобиль ЗИЛ -133ГЯ широко унифицирован с автомобилями действующего производства по ряду деталей, агрегатов, в том числе с автомобилями ЗИЛ моделей 431510 и 131Н. Отличие конструкций автомобиля и отдельных его агрегатов от базовых модификаций автомобилей основного производства заключается в следующем:
установлен силовой агрегат с дизелем КамАЗ-740 специальной комплектации, в основном унифицированный с силовым агрегатом, используемым в автомобиле КамАЗ-5320.
Основное отличие силовых агрегатов КамАЗ заключается в изменении места расположения вентилятора (для автомобиля ЗИЛ
-133ГЯ вентилятор поднят выше оси коленчатого вала) и установке рычага переключения передач непосредственно на кулисный механизм коробки передач;
— установлен механизм блокировки межосевого дифференциала в конструкции промежуточного моста для улучшения проходимости автомобиля на скользкой дороге;
— применены дисковые колеса с шинами высокого давления, задние колеса двускатные;
— автомобиль оборудован вспомогательной тормозной системой- заслонкой в системе выпуска газов, что эффективно при движении по горным дорогам;
— электрооборудование рассчитано на два номинальных напряжения - 24 В в режиме пуска (Для стартера) и 12 В в остальных режимах;
— грузовая платформа усилена дополнительной балкой (в связи с увеличением грузоподъемности платформы по сравнению с автомобилем ЗИЛ
-431510).
Северные модификации автомобилей
Все грузовые автомобили обычного исполнения работают при температуре окружающего воздуха до -40 °С. В районах Севера и Северо-Востока страны имеются обширные зоны, отличающиеся особенно суровым климатом и специфическими дорожными условиями.
Из-за ограниченного количества и протяженности постоянных дорог автомобильные перевозки в этих районах осуществляются только зимой и в большей части по временным дорогам (зимникам). Покрытие дорог может быть самым разнообразным: неровным на таежно-тундровых и скальных участках, гладким (лед рек, озер), укатанным, посыпанным мелкой крошкой пустой породы (отходы) и т. д.
Температура воздуха в указанных районах достигает 30 °С летом (30 … 50 дней) и - (60 … 65) °С зимой (примерно 200 … 250 дней). Короткий световой день, обильные снегопады, сопровождаемые сильными ветрами осенью, пурга весной осложняют условия работы водителя на автомобиле.
Такие суровые условия потребовали доработки базовых модификаций автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 131Н для обеспечения работоспособности их в этих условиях, т. е. создания северных модификаций автомобилей, которым присвоены обозначения ЗИЛ -431411 и ЗИЛ -131 НС.
Основное отличие этих автомобилей от их базовых модификаций заключается в следующем:
— кабины дополнительно теплоизолированы матами из ПВХ
волокон; на дверях установлены утеплители; все окна с двойным остеклением, между стеклами ветрового и заднего окон имеется влагопоглощающий порошок силикагель;
— на рычаге переключения передач раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ
-131 НС установлен брезентовый чехол, защищающий от прямого проникновения окружающего воздуха в кабину;
— аккумуляторная батарея размещена в кожухе, утепленном жестким пенополиуретаном, и обогревается отработавшими газами двигателя. Газ для обогрева подводится через патрубок, вваренный в левую приемную трубу глушителя. Труба обогрева расположена внутри кожуха под аккумуляторной батареей.
В приемном штуцере установлена заслонка, которая управляется приводом с рукояткой, расположенной в кабине. Заслонка регулирует подачу газа в трубу обогрева. При вытягивании рукоятки заслонка открывается. В передней стенке кожуха установлен термодатчик, работающий в зависимости от изменения температуры воздуха. Указатель температуры воздуха размещен на панели приборов. Необходимо постоянно контролировать температуру воздуха в кожухе и не допускать ее увеличения выше 40 °С.
При движении автомобиля температура воздуха должна быть в пределах 0 … 30 °С;
— установлены противотуманные фары внутри передних буферов, для чего в них предусмотрены окна с решетками, защищающими стекла фар;
— шины колес, приводные ремни, шланги, резиновые прокладки, утеплительный чехол радиатора и капота изготовлены из мате-териалов, морозостойкость которых обеспечивает работоспособность при температуре - 60 °С;
— применены специальные арктические масла для двигателя и агрегатов трансмиссии, а также специальные консистентные смазочные материалы;
— на автомобиле ЗИЛ
-431411 установлены передняя тяговая лебедка, аналогичная лебедке автомобиля ЗИЛ
-131Н, и прожектор, управляемый из кабины;
— все двухосные автомобили в северном исполнении окрашены в красный или оранжевый цвет;
— для улучшения обзорности при разъездах и обгонах на всех двухосных автомобилях предусмотрен вывод газов из глушителя с правой стороны.
Техническая характеристика
Технические характеристики автомобилей и массы основных агрегатов и узлов приведены в табл. 1.1-1.4, размеры - на рис. 1.7.
Эффективность выпускаемых грузовых автомобилей оценивается рядом параметров, среди которых основным является производительность. Производительность автомобиля, в свою очередь, зависит от двух основных показателей - грузоподъемности и скорости движения.
В условиях все большего возрастания плотности движения на дорогах и ограниченных в связи с этим возможностей повышения скорости движения ведущее положение занимает грузоподъемность. На грузовых автомобилях ЗИЛ -431410 за последние годы были проведены конструктивные мероприятия, позволяющие увеличить массу перевозимого груза с 5000 кг при разработке до 6000 кг. Автомобили ЗИЛ -133ГЯ проектировались на массу перевозимого груза 8000 кг. На последней стадии испытаний масса перевозимого груза была доведена до 10 000 кг. В результате снижения собственной массы на 250 кг увеличена масса перевозимого груза автомобиля ЗИЛ -131Н.
Все автомобили ЗИЛ с V-образными двигателями работают как автомобили-тягачи. Использование автомобилей в составе автопоездов позволяет в 1,5 раза увеличить их производительность, что на 25 … 30% снижает себестоимость перевозок.
В случае доставки груза по заранее известному маршруту, пролегающему по дорогам с твердым гладким покрытием, может быть увеличена масса:
— перевозимого груза до 5000 кг для автомобилей ЗИЛ
моделей 131И и 1.31 НА при движении без прицепа;
— прицепа до 6500 кг, масса груза в кузове автомобиля-тягача при этом должна быть не более 3750 кг;
— полуприцепа до 12 000 кг (10 000 кг при маршруте, пролегающем по улучшенным грунтовым дорогам), нагрузка на тягово-сцепное устройство при этом не должна превышать соответственно 50 и 40 кН.
Действующими правилами дорожного движения установлены основные предельные габаритные размеры автомобилей и автопоездов, которые не должны превышать по ширине 2,5 м, по высоте 4 м, по длине автопоезда с одним прицепом 20 м, а с двумя прицепами 24 м.
На всех бортовых автомобилях ширина платформы по бортам 2,5 м. Ширину седельного тягача определяют по размерам выступающих деталей кронштейна запасного колеса (за кабиной) и по ширине полуприцепа, которая не должна превышать 2,5 м. На автомобиле ЗИЛ -441510 ширину определяют по расстоянию между наружными плоскостями задних наружных колес. Она равна 2420 мм для моста с гипоидной главной передачей и 2360 мм для моста с двойной главной передачей. Для улучшения проходимости автомобилей при работе в полевых условиях на ведущие мосты устанавливают колеса с широкопрофильными или другими шинами. В этом случае допускается превышение предельной ширины автомобиля. Колея задних колес при этом также увеличивается.
Зеркала заднего бокового обзора в рабочем положении выступают за габарит, что не является нарушением.
В зависимости от применяемой конструкции главной передачи ведущего моста на автомобилях ЗИЛ моделей 431510 и 441510 могут быть два размера колеи задних колес. При установке заднего моста с гипоидной главной передачей размер колеи равен 1850 мм.
Требуемое конструктивное распределение нагрузки полуприцепа на оси автомобиля-тягача достигается смещением вперед оси тягово-сцепного устройства относительно оси заднего моста на автомобиле ЗИЛ -441510 на 132 мм и оси тележки на автомобиле ЗИЛ -131НВ на 50 мм.
При составлении автопоезда руководствуются данными справ-вочного материала о габаритных размерах прицепного состава и согласовывают их с габаритными размерами автомобилей. Например, при составлении автопоезда из седельного тягача и полуприцепа учитывается высота взаимного расположения плиты тягово-сцепного устройства седельного тягача и опорной плиты полуприцепа, передний угол свеса, а также габаритные радиусы оси тягово-сцепного устройства седельного тягача и внутренний габаритный радиус полуприцепа.
Установка надставок бортов на автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 431510 и 133ГЯ увеличивает их высоту до 926 мм.
Платформа автомобиля ЗИЛ -133ГЯ имеет три боковых борта с каждой стороны: два длиной 2317 мм и один - 1340 мм.
Рис. 7. Размеры грузовых автомобилей: а - двухосный, б - трехосный
Эксплуатационные показатели являются контрольными для сравнения с фактическими показателями, получаемыми в результате проверок технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации.
Проверку соответствия автомобиля приведенным показателям проводят с соблюдением определенных условий:
— загрузка автомобиля должна быть номинальной;
— скоростные свойства, путь свободного качения, тормозной путь, контрольный расход топлива должны определяться на дороге с ровным твердым сухим покрытием. Окна и форточки кабины должны быть закрыты, тепловой режим агрегатов необходимо довести до рабочего состояния. Заезды проводятся в двух направлениях, полученные результаты осредняются;
— радиусы поворота следует измерять на ровной площадке.
К атегория: - Автомобили ЗИЛ
ЗИЛ (полн. АМО-ЗИЛ) - российская фирма по производству AW томобилей, расположена в Москве.История завода началась 2 августа 1916 года, когда в Тюфелевой роще под Москвой состоялась закладка завода Автомобильного Московского общества (АМО).
Устав «Товарищества на паях AW томобильного Московского общества» был утвержден 18 мая 1916 года.
Рябушинскими планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, но планам помешала национализация после Великой октябрьской социалистической революции.
До Октябрьской революции на заводе производилась сборка AW
томобилей из импортных запчастей. В корпусах АМО удалось собрать 150 грузовиков ФИАТ из итальянских деталей.
15 августа 1918 г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод успел собрать из итальянских сборочных комплектов 1317 грузовиков, из которых 432 ед. в 1917 г., 779 ед. - в 1918 г. и 106 ед. - в 1919 г.
В 1919-1923 гг. завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик «Уайт», который АМО выпустил в количестве 131 ед.
Этот грузовик даже хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», на который имелась вся конструкторская документация.
Кроме того, предприятие за эти годы капитально восстановило 230 AW
томобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий ремонт 67 AW
томобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов.
С 1920 года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка КС «Русский Рено».
Первые грузовики советского производства - десять полуторатонных машин АМО-Ф15, созданных из отечественных материалов, сошли с конвейера в 1924. Почти все детали АМО-Ф15 изготовлялись вручную.
Внесенные изменения преобразили взятый за основу ФИАТ-15. Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора дали возможность на 17% увеличить мощность двигателя. Была также увеличена поверхность охлаждения радиатора, что предотвратило закипание в сильную жару и на крутых подъемах.
В 1925 амовцы выпустили 113 машин, а в 1926-м - 342 (в свое время «Русско-Балтийский вагонный завод» выпускал 150 машин в год).
Через неделю после парада несколько грузовиков АМО-Ф-15 с успехом участвовали в AW
топробеге по центральной России, чем подтвердили достаточный уровень качества продукции АМО.
После этого капвложения в дальнейшее развитие предприятия увеличились. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО три модернизации.
Конструкция грузовика «Уайт» была переработана на АМО и передана для освоения на Ярославский AW
тозавод (бывший Завод Лебедева), где грузовик выпускался с 1925 года как Я-3 и стал родоначальником всех довоенных ЯГ-ов.
В 1925 г. завод АМО переименован в 1-й Государственный AW
томобильный завод. В 1927 г. директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971 экз. АМО-Ф15 из которых 2590 ед. было произведено в 1929/30 хозяйственном году.
Однако масштабы стапельного производства были совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию. Поэтому в 1930 для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2.
После локализации в 1931 г. и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л.с. После модернизации в 1933 году грузовик был переименован в ЗИС-5.
В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до 100 000 AW
томобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 AW
томобилей. На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций из которых 19 пошли в серию.
ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном AW
томобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.), четырёхкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).
В годы первой пятилетки на ЗИСе (Заводе имени Сталина - так стал называться завод) появилось современное оборудование, новые модели и модификации. Количество AW
томобилей, выпускаемых на этом заводе, за 10 лет увеличилось почти в 35 раз. Если в 1929 было выпущено 1,3 тысячи AW
томобилей, то уже в 1939 их стало 70 тысяч.
В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Восток - в Ульяновск и Миасс, где вскоре стали выпускаться грузовики. Оставшиеся в Москве рабочие производили боеприпасы и вооружение для фронта, а с июня 1942 возобновили производство грузовых AW
томобилей.
После войны ЗИС полностью обновил типаж моделей (грузовых, легковых, AW
тобусов) и в 1950 году вышел на довоенный уровень производства. Дальнейшее развитие завода определялось начавшейся в конце 1950-х годов специализацией, когда на другие предприятия было выведено производство AW
тобусов, велосипедов и некоторой другой продукции.
Немало сделал для становления и развития завода Иван Алексеевич Лихачев, который почти 22 года был его директором. Его имя 26 июня 1956 было присвоено предприятию. На «Заводе имени Лихачева» (ЗИЛе) было проведено несколько технических реконструкций; большие работы по техническому перевооружению были осуществлены в 1960-х годах. Завод вырос в крупное производственное объединение.
С 1924 по 1964 было выпущено большое число различных моделей грузовых и легковых AW томобилей и AW тобусов, в том числе грузовые AW томобили ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164. АМО ЗИЛ - старейший в России завод по выпуску AW томобилей, продукция которого в советское время была известна не только на Родине, но и за рубежом. Но после распада Советского Союза ЗИЛ попал в кризисное состояние.
Комплексная реконструкция предприятия, обновление модельного ряда, агрессивная маркетинговая политика и усиление региональной дилерской сети позволили остановить падение производства. В 2003 году завод выпустил 13 тысяч грузовых AW томобилей против 11,8 тысяч годом ранее. Выпуск развозных машин «Бычок» удалось увеличить более, чем на 18 %.
АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых AW томобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, AW тобусов малого класса длиной 6,6-7,9 м (производство под заказ) и легковых AW томобилей высшего класса (производство под заказ). В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195-210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться.
В 2009 году произведено 2,24 тыс. AW томобилей. С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тыс. 089 грузовых AW томобилей, 39 тыс. 536 AW тобусов (в 1927-1961 гг., 1963-1994 гг. и с 1997 года) и 12 тыс. 148 легковых AW томобилей (в 1936-2000 гг.). Кроме того, в 1951-2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951-1959 гг. - 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. AW томобилей.
За 2009 год АМО ЗИЛ отгрузил потребителям 2253 грузовых AW томобиля (49,6 % к 2008 году) и 4 AW тобуса (44,4 % к 2008 году). В 2009 году выручка компании составила 2,702 млрд руб. (74,8 % к 2008 году).
По результатам 2010 года компания произвела 1258 грузовых AW томобиля и 5 AW тобусов. Также в 2010 году ЗИЛ закончил изготовление нескольких экземпляров кабриолета ЗИЛ-410441, предназначенных для участия в парадных церемониях.
В 2008 году АМО ЗИЛ планировало организовать СП с китайской компанией CNHTC по производству тяжёлых дизельных грузовиков марки HOWO-ZIL. Из-за кризиса проект реализован не был. В 2009 году было достигнуто соглашение с Беларусью по сборке на мощностях ЗИЛа грузовиков МАЗ и тракторов Беларус в объёме до 500 ед. в год для нужд городского хозяйства Москвы. В ходе оптимизации производства, территория предприятия должна быть сокращена до 62 га (в 1916-м - 63 га).
Стоит отметить, что в 2010 году АМО ЗИЛ снова предприняло попытку наладить партнерские отношения с компанией из КНР. Во время торжественной передачи двух гибридных AW тобусов Foton в дар городу Москве, АМО ЗИЛ и компания Foton подписали меморандум о взаимопонимании и выразили желание организовать в будущем совместное предприятие по производству грузовых AW томобилей.
30 мая 2011 года генеральный директор Компании «Ё-АВТО» Андрей Бюроков заявил о рассмотрении компанией производства электромобилей Ё-МОБИЛЬ на заводе ЗиЛ, окончательное решение будет принято осенью 2011 г.
Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.
Центральная проходная завода ЗИЛ.
Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.
Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.
Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.
Строительство инструментального корпуса московского автозавода.
15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков
Строительство кузнечного цеха.
После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.
Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.
В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.
Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)
В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.
В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.
Цех автозавода им. Сталина
Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.
Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)
Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.
Сталинский ЗИС-101.
В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания - как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.
Иван Алексеевич Лихачёв
В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» - с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.
На снимке — Сталин и Лихачёв.
Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.
Грузовик ЗИС-15. 1940 год.
У проходной завода ЗИС.
ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.
Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.
ЗИЛ на фронте, в 1944 году.
С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».
Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).
1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)
В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.
Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного
завода им. И.В. Сталина.
В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.
Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская
производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».
Июль 1952 года.
Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.
Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)
С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.
В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.
С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).
Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.
Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.
Склад готовой продукции (1959 г.)
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.
Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.
В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.
С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.
ЗИЛ ПЭУ-1М 1972-79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.
В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».
Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.
Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.
После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.
Конвейер ЗИЛ. 1983 год.
1984 Проходная завода Зил.
С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.
В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».
С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.
К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.
Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.
КАЗ-606 «Колхида»
В прежние времена наша страна остро нуждалась в автомобилях, способных перевозить большие грузы. Попросту говоря, в грузовиках. Модели советских грузовиков имеют интересную историю. Именно поэтому на Кутаисском заводе приступили к производству автомобиля, который впоследствии получил название «Колхида». История грузовиков СССР начинается с опытных образцов, представленных Министерству автотранспорта, которые были разработаны в 1958 году. А уже в 1959 году автомобили Кутаисского автомобильного завода демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства.
Всего завод представил два типа автомобиля, один из которых был бортовым и имел аббревиатуру КАЗ-605, а другой был изготовлен по принципу седельного тягача и назывался КАЗ-606. После знакомства с продукцией грузинского автозавода Министерство автомобильной промышленности одобрило серийный выпуск только одной модели. Приоритет был отдан проекту КАЗ-606. Грузовики СССР пополнились седельным тягачом.
Достоинства автомобиля
Автомобиль КАЗ «Колхида» имел отличную площадь остекления кабины водителя, что делало управление и выполнение манёвров движения удобным. В отличие от ранее выпускаемых автомобилей, кабина которых была частично деревянной, КАЗ «Колхида» был изготовлен с цельнометаллической кабиной. В кабине, кроме водительского, было всего одно пассажирское место, но малая вместимость компенсировалась наличием спального места. Такое решение в то время было революционным в отечественной автомобильной промышленности.
Этот автомобиль не имел привычного капота, что на тот момент было новинкой. Силовой агрегат находился под кабиной, а это очень радовало зимой и огорчало летом. Внешний вид грузовика был современным и стильным, ведь конструкторы перенесли расположение фар в нижнюю часть кабины.
Недостатки автомобиля КАЗ-606
Самым главным недостатком грузовика «Колхида» были частые поломки и большой расход топлива. На сто километров пути машина расходовала 50 литров бензина. Из-за расположенного под кабиной силового агрегата летом было сложно долго управлять грузовиком. Не только из-за повышенной температуры салона, но и вследствие скопления выхлопных газов.
Заключение
Несмотря на все имеющиеся достоинства, грузовик «Колхида» не стал популярным у водителей. И те обратили свои взоры на другие модели.
Грузовой автомобиль «Урал»
Гордость отечественного автомобилестроения создавалась со времён Великой Отечественной войны. Задача грузовика - вывоз заготовленного леса из района добычи. Учитывая отдалённость таких мест, к автомобилям «Урал» (лесовозы) выдвигались жёсткие требования по проходимости и эксплуатации в сложных условиях. Благодаря кропотливой работе советских инженеров и конструкторов удалось добиться всех поставленных перд грузовиками-лесовозами задач.
Достоинства лесовозов «Урал»
Лесовозы отечественного производства имеют феноменальную проходимость и высокое качество изготовления.
В таких машинах страна всегда нуждалась особенно остро, учитывая наличие богатых лесных ресурсов. Грузовики СССР всегда пользовались большим спросом как внутри страны, так и за её пределами.
Конструкционной особенностью лесовозов «Урал» является различная колёсная формула - от 4х4 до 8х8. Благодаря этой формуле и достигается легендарная проходимость. Рабочий диапазон температур составляет -40 ... + 40 о С. Такой разброс позволяет применять машины данного типа в различных климатических условиях.
Максимальная длина перевозимого груза составляет почти 25 метров. Прицеп, присоединяемый к лесовозу, имеет поворотный механизм, что увеличивает маневренность при перевозке. «Урал» - лесовоз, который комплектуется мощными силовыми агрегатами свыше 200 лошадиных сил.
Современные лесовозы «Урал» оснащаются специальным гидравлическим погрузчиком-манипулятором, который позволяет грузить лес без привлечения крана. Конструкция подъёмника и система управления - простые и надёжные. Такой метод позволяет сократить расходы и время на добычу леса.
Двигатели соответствуют евростандартам, а значит, машины практически не загрязняют окружающую среду.
Недостатки лесовозов "Урал"
Пожалуй, к единственному недостатку лесовозов «Урал» можно отнести высокий расход топлива. Хотя, если учесть условия эксплуатации этих машин, можно сказать, что такое явление вполне оправдано.
Заключение
Разработанная концепция грузовика для перевозки лесных ресурсов, потребовавшая долгих лет кропотливой работы, до сих пор стоит на службе у человека. Лесовозы продолжают выполнять свою задачу на всей территории России и зарубежья. Эксплуатируясь в жёстких климатических условиях, они по-прежнему остаются надёжными помощниками людей.
Карьерные самосвалы
Создавая автомобили ставил целью обеспечить эффективный вывоз полезных ископаемых с места добычи. Разрабатывая концепцию такого большого автомобиля, инженеры и конструкторы приобрели бесценный опыт в этой отрасли. Наша страна известна большими объёмами добычи природных запасов. Обеспечить качественную и эффективную перевозку грузов могли только большие и надёжные машины. Министерство автомобильной промышленности СССР постановило создать производственные мощности по разработке и созданию большегрузных автомобилей для работы в карьерах страны. Так появился Белорусский автомобильный завод, где начали создавать автомобили БелАЗ.
Начатое в 1948 году производство карьерных самосвалов завоевало мировую признательность. Постоянно разрабатывая и внедряя новые технологии в области автомобилестроения, завод стал одним из лидеров рынка большегрузных автомобилей.
Первым детищем Белорусского автозавода стал сошедший с конвейера в 1961 году БелАЗ-540. Этот 27-тонный монстр был гордостью советского народа. С момента изготовления с первым детищем автоконцерна БелАЗ проводилось большое количество необходимых испытаний.
Свою официальную рабочую «карьеру» теперь уже Белаз-540А начал в 1965 году. Конечно, это старые советские грузовики, и им далеко до современных карьерных самосвалов, самым новым из которых является БелАЗ-75710. В погоне за эффективностью Белорусский концерн создал, пожалуй, самый грузоподъёмный карьерный самосвал в мире. Вес перевозимого груза составляет 450 тонн!
Конструкторы БелАЗ-75710 уже подготавливают заявку о занесении этого чуда техники в Книгу рекордов Гиннеса. На самом же деле успехом этой модели явилась сумма всех достижений автомобилестроения в этой области. Работники завода посвятили 65 лет развитию и улучшению своей продукции.
Новая модель отличается от прежних использованием восьми колёс вместо шести. Такое решение позволило брать на борт больше полезного груза. Радиус поворота этого исполина составляет около 20 метров, что, учитывая его габаритные размеры, очень даже немного. Поработали инженеры и с маневренностью автомобиля. Применив принцип двух поворотных осей, удалось улучшить общую маневренность грузовика.
Огромная работа была выполнена с силовой установкой машины. Тип силового агрегата, используемый в самосвале, - дизельный, спаренный. Мощность, выдаваемая силовой установкой, составляет 4600 л/с. Все системы БелАЗа-75710 подверглись глубокой модернизации, что в итоге улучшило и обезопасило управляемость автомобилем. Кроме тогоь, погрузка и выгрузка груза тоже стали удобнее и проще, улучшилась плавность хода и проходимость самосвала. Гордость белорусских инженеров, БелАЗ-75710, получился на редкость сбалансированным и надёжным автомобилем.
Резюме
Несмотря на внушительные размеры и огромный вес, каждый элемент рассматриваемого нами грузовика отвечает самым строгим требованиям безопасности и надёжности. Поистине, список «Грузовики СССР» был бы неполным без карьерных самосвалов БелАЗ. Но на этой машине наш обзор не заканчивается. Идем далее.
Грузовой автомобиль ЗиЛ-131
В 1966 году автомобильный начал производство обновлённой модели ЗИЛ-130. Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с улучшенными по сравнению с его предшественниками характеристиками. Конструкторы завода решили оставить капотную схему, видоизменив лишь некоторые части кабины.
Достоинства автомобиля ЗИЛ-131
Благодаря отличному прохождению по практически любому бездорожью ЗИЛ-131 стал хорошим помощником в различных областях сфер деятельности человека.
Узлы и механизмы модели, показавшие свою надёжность на прошлых образцах, модернизировались и продолжали надёжно служить и дальше.
Автомобиль получился на удивление выносливым и живучим. Диапазон температурной эксплуатации более чем впечатляет. ЗИЛ-131 может работать при температуре воздуха от -40 до +50 градусов Цельсия.
Машина активно использовалась в воинских частях и выполняла различные задачи. На её базе создавались модификации автомобилей, предназначенных для перевозки личного состава вооружённых сил, полевые кухни и мобильные госпитали.
На базе ЗИЛ-131 размещали различные типы вооружений и радиотехнического оборудования. Автомобиль активно использовался в авиационной сфере как транспортное средство для заправки самолётов, вертолётов и прочих механизмов обеспечения полётов авиации.
Машина применялась в геологическом разведывании, строительной сфере и даже снегоуборочных работах.
Недостатки ЗИЛ-131
Судя по отзывам, машина много кушает. Впрочем, расход топлива 40 литров на 100 км к недостаткам можно отнести достаточно условно.
Вывод
Как и все грузовики СССР, ЗИЛ-131 унаследовал свой собственный «характер». В надёжности таких автомобилей не приходится сомневаться. Даже сегодня, спустя много десятков лет, ЗИЛ-131 продолжает выполнять свою нелёгкую миссию.
Все модели ЗИЛ 2019 года: модельный ряд автомобилей ZIL , цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев ЗИЛ, история марки ZIL, обзор моделей ЗИЛ, видео тест драйвы, архив моделей ZIL. Также вы здесь найдете скидки и горячие предложения от официальных дилеров ЗИЛ.
Архив моделей марки ZIL
История марки ZIL / ЗИЛ
История Завода имени Лихачёва начинается с 1916 года, когда торговый дом «Кузнецов, Рябушинские» основал фирму «Автомобильное Московское Общество» АМО. В ноябре 1924 года на заводе собрали первый грузовой автомобиль АМО-Ф-15, и это стало началом советского автомобилестроения. Выпуск грузовиков АМО-3 был налажен в 1931 году, и завод стал носить имя Сталина - ЗИС. Базой для АМО-3 послужил грузовик США «Autocar». Трехосные грузовики ЗИС 5 и ЗИС 6 сошли с конвейера в 1934 году. Выпуск легковых автомобилей ЗИС 101, основанных на американской марке Buick, был налажен на заводе в 1936 г. В это же время с конвейера сошли и первые городские автобусы.
Для высшего партийного руководства СССР был разработан в 1942 году ЗИС 110 - легковой автомобиль повышенной комфортности. В 1956 году завод переименовывается в «ЗИЛ» в честь И.А. Лихачева. В 1959 году появился первый правительственный ЗИЛ-111, который имел длину более 6 метров и восьмицилиндровый двигатель в 200 л.с. Модификация ЗИЛ-111А уже снабжалась кондиционером. На этих ЗИЛах передвигались члены Политбюро КПСС, поэтому в народе они получили название «членовозы». Именно на ЗИЛ-111В с открытым верхом Москва и вся страна видела первого космонавта земли Юрия Гагарина. В начале 1963 года сошел с конвейера парадный фаэтон ЗИЛ-111Д. В этом же году на заводе освоен выпуск легендарного ЗИЛ 130 . Для производства этого грузовика было обновлено большое количество оборудования.
Разработанный в 1967 году ЗИЛ-114 - эталон представительского автомобиля для советской России. Он имел длину в 6,3 метра и снабжался отличной подвеской, которая обеспечивала очень хорошую плавность хода. В 1983 году увидел свет ЗИЛ-41045, на котором салон был выполнен в виде бронекапсулы, выдерживающей снаряд малокалиберной пушки. На базе ЗИЛ-41047 были разработаны ЗИЛ-41042 для медицинских служб, «Скорпион» - для охранной системы и бронированный автомобиль ЗИЛ-41052. В 2013 году производство на заводе ЗИЛ было остановлено. К 2015 году большинство рабочих цехов и корпусов было демонтировано, кроме того, уничтожен музей ЗИЛа. На территории завода мэром Москвы Сергеем Собяниным инициировано строительство жилого комплекса.