Борьба законодателей за перегруз грузового авто (тонар, камаз, вольво, скания, ман, газель, по осям …) на дорогах берет свое начало с эффективного решения проблем перегруза вагонов на железнодорожном транспорте. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей.
Штрафы за перегруз грузового транспорта в 2020 году
История вопроса
Именно там был проработан вопрос контроля перегруза грузового транспорта по осям и конечно наработана практика по взысканию огромных штрафов связанных с порчей дорожной инфраструктуры (полотна) Российской Федерации. Подсчитано, что около 20% грузовых транспортных средств движется с перегрузом груза, нанося вред дорожному полотну.
Перегруз автомобиля определяют по нагрузке на каждую ось: задняя плюс передняя. В сумме получается нагрузка веса автомобиля, передаваемая через колёса на полотно дороги. Часто задняя ось автомобиля несёт большую часть нагрузки, по сравнению с передней.
В большинстве случаев разрешительная документация на перегруз не оформляется. Соответственно, не компенсируется и нанесенный дорогам вред. При этом водители часто и не знают о перегрузе, поскольку грузоотправители указывают в товарно-транспортной накладной заниженные данные.
Статистика подтвердила эффективность введения штрафов за перегруз
Ежемесячно фиксируется от 100 до 200 тыс. нарушений весогабаритных нормативов у фур, что приводит к миллиардам ущерба для государства и налогоплательщиков. В частности, за 2018 год на федеральных трассах от грузовиков-разрушителей пострадали более 20 мостов. Восстановление каждого из этих объектов займет 1,5-2 года.
С тех пор как был введен штраф за перегруз, количество нарушений правил ПДД сократилось в 2,5 раза. Если дело так пойдет и дальше, то такими темпами, то со временем, перегруз на дорогах может стать редким явлением, а их качество улучшится в разы.
Что послужило к сокращению подобных правонарушений, а так же:
- Снизило вероятность аварийных ситуаций ведь удлинение тормозного пути приводит к аварии. Отметим, тормозной путь удлиняется инерцией груза и создает большую вероятность для заноса автомобиля, что неизбежно в дождливую погоду и гололед. А если груз не закреплен, то создается опасность опрокидывания и тогда пострадают и другие участники дорожного движения.
- Продлило срок службы автомобильных дорог, особенно в части увеличении срока службы дороги до образования колеи. Проблема колейности обострилась в последние годы из-за стремительного повышения интенсивности движения, а так же аномальной температурой в летний период.
- Перегруз приводит к повышенному износу деталей и узлов автотранспорта, а так же повышает расход топлива и масла.
Вы можете самостоятельно разобраться с проблемой прочитав статью до конца узнав сколько Штраф за перегруз, либо воспользоваться услугами нашей фирмы.
Какой штраф за перегруз в 2019 году
В случае перегруза более 2% и не более 10% на каждую из осей и в целом
- Водитель транспортного средства (физ. лицо) от 1 000,00 до 1 500,00 руб. (без лишения прав).
- Должностное (ответственное) лицо от 10 000,00 до 15 000,00 руб.
- Юридическое лицо от 100 000,00 до 150 000,00 руб.
- В случае автоматической фиксации в размере 150 000,00 руб.
В случае более 10% и не более 20% на каждую из осей и в целом
- Водитель транспортного средства (физическое лицо) от 3 000,00 до 4 000,00 руб. (без лишения прав).
- Должностное (ответственное) лицо от 25 000,00 до 30 000,00 руб.
- Юридическое лицо от 250 000,00 до 300 000,00 руб.
- В случае автоматической фиксации в размере 300 000,00 руб.
В случае более 20% и не более 50% на каждую из осей и в целом
- Водитель транспортного средства (физ. лицо) от 5 000,00 до 10 000,00 руб., а так же лишение прав от 2 до 4 месяцев.
- Должностное (ответственное) лицо от 35 000,00 до 40 000,00 руб.
- Юридическое лицо от 350 000,00 до 400 000,00 руб.
- В случае автоматической фиксации в размере 400 000,00 руб.
В случае более 50% на каждую из осей и в целом
- Водитель транспортного средства (физлицо) от 7 000,00 до 10 000,00 руб., а так же лишение прав от 4 до 6 месяцев.
- Должностное (ответственное) лицо от 45 000,00 до 50 000,00 руб.
- Юридическое лицо от 400 000,00 до 500 000,00 руб.
- В случае автоматической фиксации в размере 500 000,00 руб.
Практика наших клиентов показывает , необходимо консультировать водителей, что и как говорить, где подписывать, а где ставить не согласен. Это не только позволит избежать штрафов на компанию, но и водитель избежит лишения прав. Если водитель более 2 раз привлекался по статье КоАП РФ в части перегруза, решения суда на третий раз будет связано с лишением прав от 6 месяцев. Подобные решения сложно оспорить в апелляции и тем более в кассации.
В некоторых регионах России существуют дополнительные ограничения по перегрузу на летний период времени, как правило начинает он действовать с конца мая до середины августа.
Если маршрут движения проходит по регионам РФ, изучите весь маршрут, возможны дополнительные изменения и ограничения. Сумма устанавливается в зависимости от тяжести нарушений, и помните! – устранять административное правонарушение придется в любом случае, а наказания избежать невозможно.
Порядок взвешивания автомобиля
Порядок определения допустимой массы ТС в передвижных точках состоит из таких ключевых моментов:
- Вес автомобиля определяется исключительно на специальном оборудовании, а именно весах «ВА-20П», соответствующих ГОСТ-Р 53228-2009.
- Результаты измерений не должны иметь погрешность, превышающую плюс-минус 20 кг.
- Сама процедура должна осуществляться в соответствии с ФЗ № 102 «О соблюдении единства измерений» и Приказом МВД № 1014 «Перечня средств проверки».
Сколько попыток взвешивания
Если при динамическом взвешивании масса автомобиля оказалась перевешенной, грузовик останавливают и направляют в стационарный пост для повторного взвешивания.
При контрольном взвешивании водитель должен убедиться, что все должностные лица имеют на это разрешение и сертификаты, а оборудование находиться в исправном положении.
Какой должен быть вес на ось?
- если у авто две оси – 18 т.
- если три оси - 25 т.
- ТС с четырьмя осями - 32 т.
- пятиосные - 35 т.
Памятка водителю устанавливает весовые пределы массы на ось при одиночном их расположении с расстоянием между ними 2,5 метра и более - от 5,5 до 11,5 тонн. Подробнее о весе смотрите в конце статьи!
В каком законе прописано
Законодательная база регламентирующая перегруз грузового автотранспорта (разобравшись, «утрете нос любому автоинспектору»)
- Федеральный закон №257 от 08.11.2007 года законодательно закрепил такие понятия как: перегруз грузового транспорта , допустимая масса, нагрузка на ось , допустимая нагрузка на ось , автомобильная дорога, пользователи автомобильных дорог , неделимый груз и т.д.
- Постановление Правительства РФ №934 от 16.11.2009 года определяющее размер вреда и правила возмещения вреда.
- Федеральный закон №127 от 24.07.1998 года «О контроле за осуществление международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение данного порядка».
- Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» ст. 12.21 «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки».
- Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 года №73 определил перечень опасных грузов и правила их перевозки.
- Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года №272. В Приложении 2 не делается различий для односкатных или двухскатных колес.
- Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 года №12, вступил в силу 1 января 2015 года.
- Кодификатор численности населения городов и населенных пунктов .
Требования к перевозке грузов в РФ
Общие требования к перевозке грузов определены в разд. 23 Правил дорожного движения. Так, п. 23.1 Правил предусмотрено, что масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
При определении значений соответствующих параметров следует исходить из характеристики транспортного средства, определяемой предприятием-изготовителем, с указанием:
- грузоподъемности — максимально допустимой массы перевозимого груза
а) для легкового автомобиля число мест и масса перевозимого груза в зависимости от количества перевозимых пассажиров;
б) для автобуса — номинальная и предельная вместимость; - снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства;
- распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.
Одним из важнейших показателей технической характеристики транспортного средства является значение нагрузки на ось, т.е. нагрузки на дорогу, передаваемой колесами одиночной, наиболее нагруженной оси. Этот показатель связан и с массой перевозимого груза, и с распределением полезной нагрузки на транспортное средство.
Пунктом 23.2 Правил на водителя возложена обязанность перед началом и во время движения контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения. Перечислены также условия, при которых допускается перевозка груза (п. 23.3 Правил).
Перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст. ст. 12.21.1 и 12.21.2 КоАП РФ.
Понятия тяжеловесного и крупногабаритного транспортных средств
раскрываются в ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которую они были включены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 248-ФЗ.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством РФ.
Крупногабаритное транспортное средство представляет собой транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством РФ.
Полномочия и сроки вынесения и рассмотрения
Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются начальником государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками государственной инспекции безопасности.
- Постановления по делам о данных административных правонарушениях не могут быть вынесены по истечении 2 (двух) месяцев со дня совершения административного правонарушения.
- Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.
- Место совершения комментируемых правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом.
Как избежать ответственности за перегруз
Решение давно найдено и не для кого не секрет, описывать не будем, смотрите видео, там все ответы на первых минутах.
Наш правовой центр занимается вопросами штрафов и ответственности, если у вас возникли сложности, обращайтесь, поможем разрешить 8 495 532 54 57
Как можно избежать выплату штрафа с предприятия
Для этого нужно доказать, что работник действовал в личных целях, используя автомобиль без ведома руководства компании или Индивидуальные предприниматели по закону не является юридическим лицом, поэтому штраф должен быть выписан как ответственному лицу, что значительно меньше чем штраф юридическому лицу.
Также нужно помнить , что в настоящее время движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину не более 2% без специального разрешения не является административно наказуемым.
Административная ответственность не наступает и в том случае, когда превышение весовых параметров транспортного средства, указанных в специальном разрешении, составляет не более 2%.
Уплата штрафа в двойном размере
Если Вам пришло постановление об уплате штрафа по ст. 12.21.1 КоАП РФ, но Вы в установленный законом срок не обжаловали постановление и не оплатили штраф, инспектор УГАДН или ГИБДД может выписать штраф в двойном размере на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Поэтому будьте внимательны, обращайтесь к нам незамедлительно после получения определения (извещения) о вызове Вас для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Какой минимальный штраф по суду, сколько можно снизить
Пункт 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ позволяет в судебном порядке снизить назначенный штраф ниже низшего предела (половина от минимальной суммы).
Подсудность административных дел по перегрузу
Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ , дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.
При этом важно понимать , что доводы на отвратительную дорогу, отсутствие знаков, и т.д. никак не связаны с перегрузом и не имеют перспектив в суде в случае оспаривания административного штрафа за перегруз.
Касательно дачи взятки должностному лицу за перегруз
(схема оплаты за маршрут движения транспорта с перегрузом)
20 апреля 2016 года физическое лицо осуждено за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, с назначением наказаний: по ч. 3 ст. 290 УК РФ за каждое из двух преступлений в виде лишения свободы с применением ст. 64 УК РФ на срок 2 года, со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки в сумме 2.100.000 руб., с применением ч. 3 ст. 47 УК РФ, с лишением права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов РФ, связанные с осуществлением функций представителя власти, на срок 2 года с лишением на основании ст. 48 УК РФ специального звания «старший лейтенант полиции», и по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ в виде лишения свободы с применением ст. 64 УК РФ на срок 4 года, со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки в сумме 13.725.000 руб., с лишением на срок 2 года и 6 месяцев права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов РФ, связанные с осуществлением функций представителя власти, с лишением на основании ст. 48 УК РФ специального звания «старший лейтенант полиции»; на основании ч. ч. 3 и 4 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний К. окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет, с его отбыванием в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 15.000.000 руб., с лишением права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов Российской Федерации, связанные с осуществлением функций представителя власти, на срок 3 года, с лишением специального звания «старший лейтенант полиции».
Физическое лицо указанным приговором признан виновным в том, что дважды совершил получение взятки, т.е. получение должностным лицом лично взятки в виде денег, в значительном размере, за совершение в пользу взяткодателя незаконных действий и в силу должностного положения способствование таким действиям, а также признан виновным совершении получения взятки, т.е. получения должностным лицом лично взятки в виде денег в крупном размере за совершение в пользу представляемых взяткодателем лиц незаконных действий и способствование в силу должностного положения таким действиям.
Кто давал взятку
Осуждены каждый за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 291, п. п. «а, б» ч. 4 ст. 291 УК РФ, с назначением каждому наказаний: по ч. 3 ст. 291 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 года, со штрафом с применением ст. 64 УК РФ в размере десятикратной суммы взятки в сумме 700.000 руб., и по п. п. «а, б» ч. 4 ст. 291 УК РФ в виде лишения свободы, с применением ст. 64 УК РФ, на срок 3 года, со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки в сумме 9.150.000 руб.; на основании ч. ч. 3 и 4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, Ф… и Р…, каждому, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года, с его отбыванием в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 9.500.000 руб.
Преступления совершены в 2014 году в городе Москве при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре. При этом Средний размер взятки, которую получает московский чиновник от представителей бизнеса в 2016 году вырос в два с половиной раза по сравнению с 2015 годом. В 2015 году полиция зафиксировала аналогичный рост в два раза, по сравнению с уровнем 2014 года. На фоне падения реальных доходов граждан такое увеличение благосостояния коррупционеров особенно впечатляет, что будет по итогам 2017 году впечатлит еще больше.
Осужденные взяты под стражу в зале суда, приговором разрешены вопросы об исчислении сроков наказания и о вещественных доказательствах по делу. Апелляция и кассация оставили данное решение в силе.
Дополнительные штрафы при перегрузе
1 . Так же предусмотрен штраф за нарушение в оформлении документов, чем является неверное указание веса груза. Разница между весом по документам и весом определенным весами на месте административного нарушения (искажение).
- Водитель транспортного средства 5 000,00 руб.
- Индивидуальный предприниматель от 10 000,00 до 15 000,00 руб.
- Юридическое лицо от 250 000,00 до 400 000,00 руб.
2 . Штраф за несоблюдение требований дорожных знаков. Если на маршруте следования установлены знаки ограничения.
- Водитель транспортного средства от 2 000,00 до 2 500,00 руб.
3 . Судебное разбирательство о нанесении имущественного вреда причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» установлен порядок возмещения вреда (Постановление Правительства №934 от 16.11.2009 года).
- Согласно ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации — обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). В Тюмени существует подобная неприятная практика, согласно постановлению суда от 3 февраля 2014 г. по делу №33-431/2014, в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» плату за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 207106 руб. 30 коп., судебные расходы в размере 1628 руб. 76 коп., всего 208735 руб. 06 коп.
Правила перевозки габаритных грузов
Правила дорожного движения (сокращенно ПДД) в пункте 23.4. гласят – «Если груз на транспортном средстве выступает более 1 метра сзади либо на 40 сантиметров по бокам, он должен обозначаться знаками «крупногабаритный груз» в дневное время. В ночной период требуется дополнительно установить белые светоотражателями или фонарь спереди, а сзади оборудовать груз светоотражателями красного цвета».
Но помимо ПДД в КоАП, часть 2 указана следующая поправка:
«Транспортировка грузов, которые превышают габариты, вписанные в спецразрешение, свыше 10 сантиметров – влекут наложение штрафа от 1 500 до 400 000 рублей».
Перегруз грузового транспорта
Законодательно перегруз или несоблюдение габаритов (превышение) административно наказуемо, ответственность от штрафа до лишения водительских прав.
В «реалях жизни» масса автомобиля передается на дорожное полотно колесами каждой из осей и существует два вида нагрузки на ось:
1. Допустимая нагрузка на ось транспорта определенная производителем.
2. Ограничение нагрузки на ось закрепленная законодательно.
Нагрузка на оси транспорта в в сумме составляют допустимую нагрузку как это предусмотрел производитель и требуют законодательные ограничения.
По классификации грузовой автотранспорт делится на два вида:
1. авто группы А (их разрешено использовать только на трассах первой, второй и третьей категории);
2. авто группы В (их эксплуатация разрешена на дорогах любой категории).
Допустимая нагрузка на ось для авто группы А колеблется от 10-ти до 6-ти тонн (в зависимости от расстояния между осями). Для авто группы В нагрузка может составлять от 6-ти до четырех с половиной тонн.
Согласно же ГОСТ Р 52051-2003 категории ТС, предназначенных для перевозки грузов, получили в России следующие наименования: N1 – малотоннажные (до 3,5 т), N2 – среднетоннажные (более 3,5 – до 12 т) и N3 – большегрузные ТС (свыше 12 т).
Подробнее о допустимой нагрузки на ось групп А и Б
№ п/п |
Расстояние между осями |
||
1 | Свыше 2 | 10 | 6 |
2 | 1,65-1,2 | 9 | 5,7 |
3 | 1,65-1,35 | 8 | 5,5 |
4 | 1,35-1 | 7 | 5 |
5 | до 1 | 6 | 4,5 |
Приложение 1 - масса одиночного автомобиля (имеется в виду, без прицепа), при статическом взвешивании не должна превышать:
18 тонн для 2-х осного автомобиля;
25 тонн для 3-х осного;
32 тонны для 4-х осного;
35 тонн для 5-ти осного.
Приложение 2 - указаны допустимые нагрузки на оси ТС, при динамическом взвешивании.
Для одиночных автомобилей, с расстоянием между осями от 2,5 метров, нагрузка на ось не должны превышать:
6 тонн для дороги рассчитанной на 6 тонн;
10 тонн для дороги рассчитанной на 10 тонн.
Справочно: В европейских странах на транспортных коридорах установлены более высокие нагрузки (в Польше и Германии, к примеру, разрешенный вес автопоездов до 40 тонн, а в Словакии – 44 тонны).
Как и где получить разрешение (пропуск) на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов
Например , в Москве выдачу специальных разрешений на провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по улично-дорожной сети города осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в режиме «одного окна» (см. Регламент подготовки и выдачи специальных разрешений на провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по улично-дорожной сети города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2010 г. №735-ПП).
Вопросы организации движения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза изложены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 27 мая 1996 г.
Добрый день, уважаемый читатель.
В ближайшее время произойдут очередные изменения штрафов ГИБДД. Речь идет о 20 ноября 2011 года , когда в силу вступят новые штрафы за перегруз автомобиля .
Соответствующий федеральный закон N 296-ФЗ был опубликован в Российской газете 9 ноября 2011 года. В соответствии с этим нормативным правовым документом будут внесены изменения в:
- Федеральный закон " ".
Штраф за перегруз по осям
Для начала рассмотрим изменения, которые затрагивают штраф за перегруз по осям или за превышение разрешенной максимальной массы.
В данном случае нововведение заключается не в том, что изменился размер штрафа (он, как и прежде, равен 1 500 - 2 000 рублей для водителя), а в том, что превысить разрешенную массу теперь можно лишь совсем на немного:
3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов -
3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Итак, если ранее статья 12.21 1 КоАП позволяла превысить максимальную массу или нагрузку на ось на 15 процентов, то теперь эта величина уменьшилась в 3 раза (до 5 процентов).
Штраф за недостоверные сведения о массе и габаритах груза
С 20 ноября 2011 года в КоАП будет введен совершенно новый штраф ГИБДД, который будет накладываться за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о габаритах и массе груза:
3 1 . Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Размер штрафа за подобное нарушение может составить от 5 000 рублей для граждан, до 400 000 рублей для юридических лиц.
Штраф за несоблюдение требований дорожных знаков
Новый специальный штраф вводится также и за нарушение требований дорожных знаков, ограничивающих общую массу транспортного средства или нагрузку на ось. В данном случае речь идет о следующих знаках:
5. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Размер нового штрафа для водителей составит 2 000 - 2 500 рублей. Это значительно превышает величину обычного штрафа за нарушение требований дорожных знаков (500 рублей), который Вы можете найти в года.
Штраф за искажение сведений о массе и габаритах груза
Еще одно изменение относится не к КоАП, а к Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.
3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности , с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.
В данном случае речь идет о том, что теперь если грузоотправитель укажет неверные сведения о массе или габаритах груза, то с него будет взыскан штраф в размере 20% от провозной платы.
Полагаю, введение новых штрафов за перегруз направлено на то, чтобы ограничить движение большегрузных автомобилей в тех местах, где это может навредить дорожному покрытию. Будем надеяться, что это позволит сохранить хотя бы некоторые дороги в хорошем состоянии на протяжении длительного времени.
Кстати, если у Вас есть подозрения, что на Вас наложен новый штраф за перегруз автомобиля, то можете , а затем и .
Удачи на дорогах!
Время чтения: 3 мин.
Какой штраф предусмотрен за перегруз грузового автомобиля в 2020 году? Таблица штрафов. Как оспорить штраф за перегруз? Ответ в этой статье от специалистов сайта "Штрафы ГИБДД"
Штраф ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2020 году составляет
от 1500 до 500 000 р.Статья 12.21 КоАП РФ
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.
Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.
Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.
Проверить штрафы
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Перегруз коммерческого транспорта одна из основных причин разрушения дорог общего пользования. С другой стороны, перегруз часто чрезвычайно выгоден коммерческим структурам ведь каждый лишний перевезенный сверх нормы килограмм в этом случае не требует дополнительных затрат на технику, зарплату водителям и другое прочее.
Перегруз характерное явление развивающихся стран. В России он стал настолько распространённым явлением что даже продавцы автомобильной техники в своей рекламе стали использовать возможность перегруза как конкурентное преимущество.
Нужно сделать оговорку. Наиболее опасным для дорожного покрытия является именно перегруз грузового транспорта. Лишние 100-200 кг в легковушке на трещины в асфальте не влияют, однако снижают маневренность легковых транспортных средств, приводят к проблемам с торможением и опрокидыванием.
За последние годы законы касающееся перегруза коммерческого транспорта менялись несколько раз, год от года увеличивается ответственность и суммы штрафов.
Правила перевозки грузов
Правила перевозки грузов по трассам России записаны в 257-м Федеральном законе. Среди прочего там сказано – если масса автомобиля на 2,5% превышает разрешенную нарушитель должен заплатить штраф за перегруз.
Если перегруз вынужденный и неизбежный, маршрут проезда грузовиков нужно согласовывать заранее с официальными органами. В этом случае также придется оплатить ущерб, причинённый дорогам общего пользования.
Говоря о перегрузе грузовых транспортных средств чаще всего учитывается масса, приходящаяся на одну ось транспортного средства. Именно этот параметр указывается на дорожных знаках и пренебрежение этой характеристикой транспортного средства предусмотрены штрафы.
Вместе с тем законодательно определены предельные показатели веса для грузовиков с различным количеством осей.
- Для двухосных грузовиков предел составляет 18 тонн;
- 3-осных – 25 тонн;
- 4-осных – 32 тонн;
- 5-осных – 35 тонн;
Как рассчитать массу грузовика по осям?
Точно этот параметр практически невозможно. Открытые грузовики наполняются водой от дождей и теряют влагу вместе с испарением. В большинстве случаев достаточно сложить массу пустого грузовика из документов машины, сложить с массой груза по накладным и разделить на количество осей. Итоговую цифру нужно будет сопоставлять с указаниями на дорожных знаках.
Штраф за перегруз по осям
Штраф за перегруз по осям выписывают сотрудники ГИБДД на основе части 21-й статьи 12-й КоАП РФ. Размер штрафа зависит от масштабов перегруза и распространяется на водителя, должностное лицо и юридические лица. Штраф будет оформлен в том случае если перегруз при помощи специальных весов обнаружен хотя бы на одной оси грузовика.
Величина перегруза 2-10%
- с водителя – 1500 р.
- с лица должностного – 15 000 р.
- с юридического до 150 000 р.
Величина перегруза 10-20%
- с водителя – 4000 р.
- с лица должностного – 30 000 р.
- с юридического до 300 000 р.
Величина перегруза 20-50%
- с водителя – 10 000 р. (либо лишение на 4 месяца)
- с лица должностного – 40 000 р.
- с юридического до 400 000 р.
10-20% от величины, указанной в разрешении
- с водителя – 3500 р.
- с лица должностного – 25 000 р.
- с юридического до 250 000 р.
20-50% от величины, указанной в разрешении
- с водителя – 10 00 р.
- с лица должностного – 50 000 р.
- с юридического до 500 000 р.
К описанным выше штрафам может добавиться штраф за несоблюдение знака «нагрузка по осям». Взыскание в этом случае составит 5000 р.
Как оспорить штраф за перегруз?
Оспорить штраф за перегруз можно так же, как и любой другой штраф ГИБДД.
Если на руках есть постановление об административном правонарушении, на основе его составляется максимально подробная жалоба с прилагающийся документами, подтверждающими вашу правоту.
Жалобу можно направить как в суд по месту определения нарушения, так и в ГИБДД, вышестоящему начальству.
Срок оспаривания штрафов за перегруз 10 дней, но его можно продлить отдельной специальной просьбой к суду.
В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.
Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.
Ответственность за перегруз грузового автомобиля в 2017 году
В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.
Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.
Кто несёт ответственность за перегруз.
В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.
Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.
Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось | Водитель | Ответственное лицо | Организация |
От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 1000 - 1500 | 10000 - 15000 | 100000 - 150000 |
От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 3000 - 4000 | 25000 - 30000 | 250000 - 300000 |
От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 5000 - 10000¹ | 35000 - 40000 | 350000 - 400000 |
Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 7000 - 10000² | 45000 - 50000 | 400000 - 500000 |
¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.
² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.
Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:
- для индивидуальных предпринимателей - в размере от 80000 до 100000 рублей;
- для юридических лиц - в размере от 250000 до 400000 рублей.
Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.
Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.
Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.
Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).
Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.
Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.
Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений - уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций - наводнений, аномально высокой температуры выше 40оС и т. п.
Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.
Суть введения весенних и летних ограничений - замена предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.
Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.
Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.
Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.
Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.
Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.
При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.
Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.
Кто платит штраф - арендатор или арендодатель?
Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.
Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:
1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.
Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.
Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.
Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <...> частями 1-6 статьи 12.21.1 <...> настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.
Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:
- Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
- Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
- Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.
После выполнения каждого из этих действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.
Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.
Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.
Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:
- штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
- оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
- оплату за причинённый автомобильной дороге вред.
Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:
- факт искажения сведений;
- наличие и размер понесенного ущерба;
- причинную связь между правоотношением и ущербом.
Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:
- превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
- в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.
Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.
Ответственность за перегруз грузового автомобиля в 2017 году
Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.
Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.
Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.
Штрафы ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2020 году непомерно высокие. Но касается это преимущественно ИП и юридических лиц. А вот для водителей максимальная санкция составляет 10 000 рублей, и то за перевес фуры более 50% от допустимого на весах. Но всё может измениться, если в думе примут новый закон, по которому за данное нарушение ПДД будут лишать прав и даже конфисковывать грузовики. О том, когда он вступит в силу и с какой долей вероятности, какие актуальные штрафы на сегодня по осям и общие для организаций, физических лиц и предпринимателей, рассказываем в статье.
Что за новый закон о лишении за перегруз?
По многочисленным новостям изменения ожидают водителей с 1 июля 2019 года – то есть якобы новый закон уже вступил в силу. То есть, если ранее за перегруз фуры на весовом контроле зачастую фатальные санкции ждали только грузоотправителей в качестве юрлиц , а также крупные штрафы выписывались ИП, то теперь и до водителей добрались!
При этом, новый закон предусматривает аж 3 новых меры ответственности:
- лишение прав на большой срок за перегруз грузовой машины,
- конфискация груза при больших размерах перевеса,
- даже конфискация самого автомобиля в исключительных случаях.
Это правда и вступили ли в силу изменения?
Нет. Никакого нового закона нет. Более того, нет даже законопроекта, внесённого на обсуждение. И сейчас мы это очень просто докажем!
- Во-первых, так как ответственность за перегруз предусмотрена в Федеральном КоАП, то изменения по правилам должны вноситься Федеральными законами. И вы не найдёте ни одного такого , ни на обсуждении в ведомстве.
- Во-вторых, актуальная версия Кодекса размещается на авторитетном ресурсе Консультант Плюс, и на 19 Февраля 2020 года действует редакция статьи 12.21.1 КоАП со штрафами. Никакого лишения прав, и, тем более, конфискации авто и товара не введено.
Таким образом, новый закон о перегрузе не вводился и официально не планируется.
А что правда?
То, что инициатива по внесению нововведения о лишении прав и конфискации за перегруз всё же поступала . Её внесло Министерство транспорта России на одном из заседаний Госсовета.
Тем не менее, до официального вступления в силу нового закона о перевесе фур ещё далеко. Он не вводился с 1 июля 2019 года и далеко не факт, что он вообще появится.
Как выписывают штрафы за перегруз?
В 2020 году есть 3 вида пунктов весового контроля:
- стационарный (чаще всего находится на въездах/выездах из городов),
- передвижной/мобильный (устанавливаются где угодно и в разных местах),
- автоматический (фиксируются нарушения по перегрузу в автоматическом режиме, и штрафы высылаются собственнику фуры).
За перегруз по осям и за общий отдельно?
Нет. Замер на весах происходит по осям, затем результаты осевых замеров суммируются и получается общая масса грузового автомобиля с прицепом .
Штраф выписывается в любом из 2 случаев: либо перегруз есть по меньшей мере на одной оси автомобиля, либо по осям перевеса нет, но общая масса выше допустимой.
Есть ли погрешность измерений?
Да, и таких погрешностей много, а зависят они от методики измерения, типа весового контроля и весов.
На сегодняшний день есть установленный Приказ Минтранса с общими правилами измерения, а также указание по точности замеров и допустимых погрешностей весов в зависимости от их типа и других параметров. Предупреждаем сразу, читать очень много и не очень понятно.
Чтобы вам было проще понять, то в общих случаях погрешность составляет:
- 11% – на автоматических весах на контроле при измерении по осям фуры,
- 5% – погрешность по общей массе на автоматическом весовом пункте,
- 2% – любая погрешность (как общая, так и по осям) на стационарных и передвижных пунктах (там, где итоговый штраф выписывают сотрудники ГИБДД).
Есть ли отдельные наказания за перевес прицепа и тягача?
Нет. В 2020 году перегруз считается именно в составе транспортного средства. То есть вне зависимости от того, тягач на весах или его прицеп – измеряется общий вес всей сцепки как единого целого, а также вес всех осей фуры по-отдельнсти, вне зависимости от переда или зада.
Все штрафы за перевес в 2020 году
Они зависят от наличия разрешения на грузовой автомобиль, а также от величины превышения массы:
- 2-10% от допустимого веса без разрешения или на этот же размер выше, указанного в разрешении,
- перегруз на 10-20% от разрешённой по осям или от общей массы,
- от 20 до 50%,
- от 10 до 20% больше, чем в специальном разрешении,
- от 20 до 50% больше, чем разрешении,
- более 50%.
Обратите внимание, в законодательстве 2020 года наказания зависят не от перегруза за каждую тонну, а именно в пересчёте процентов перебора веса.
Кто платит?
Также размер штрафа зависит от статуса несущего наказание лица:
- физическое лицо (водитель),
- должностное лицо, ответственное за перевозку груза фурой,
- ИП и юридическое лицо,
- грузоотправитель, а в определённых случаях и грузополучатель – зависит от того, кто собственник груза,
- погрузчик,
- собственник грузового автомобиля (в случае автофиксации).
Итак, давайте теперь рассмотрим все штрафы за перегруз грузовиков на пунктах весового контроля в зависимости от статуса привлекаемого к ответственности лица. Отдельно приведём в таблицах, кто платит какие штрафы, и вам сразу станет всё понятно!
Физлицу (наёмному водителю)
К категории физических лиц относятся водители грузовиков, работающие по найму на юридическое лицо или предпринимателя. Именно они несут наиболее мягкую ответственность за перегруз на весах, и именно для них хотя ввести (но пока ещё не ввели) лишение прав.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Водителю от 1 000 до 1 500 рублей как по осям, так и за общий перевес. | |
12.21.1, часть 2 | От 3 до 4 тысяч рублей. | |
12.21.1, часть 3 | От 5 до 10 тысяч либо лишение прав на 2-4 месяца (при этом, лишение идёт как более строгое наказание). | |
12.21.1, часть 4 | 3 000 - 3 500 рублей. | |
12.21.1, часть 5 | От 4 до 5 тысяч или лишение на 2-3 месяца. | |
12.21.1, часть 6 | Водителю штраф составит от 7 до 10 000 рублей либо будет лишение прав на срок 4-6 месяцев. | |
12.21.1, часть 11 | Движение грузового автомобиля под дорожный с массой более указанного на знаке (при перегрузе на ось или общего веса). | 5 000 рублей . |
Юридическим лицам и ИП (как владельцам или водителям автомобиля)
А вот для организаций штрафы за перевес в десятки и даже сотни раз выше.
Обратите внимание, что ИП по статье за перегруз несут ответственность тоже как юридические лица (Примечание к 12.21.1).
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | От 100 до 150 000 рублей. |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | От 250 до 300 тысяч рублей. |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | От 350 до 400 тысяч. |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 3 000 - 3 500 рублей. |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | 300-400 000 рублей. |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | Штраф для организации будет от 400 до 500 тысяч. |
Должностному лицу (экспедиторской компании)
Лица, ответственные за перевозку груза, несут отдельную ответственность за перевозку. Но на практике ГИБДД чаще наказывают только водителей, грузоотправителей и юридических лиц. Всё же приведём для полноты статьи актуальные наказания в 2020 году для должностных лиц.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | 10 000 – 15 000 |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | 25 000 – 30 000 |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | 35 000 – 40 000 |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 20 000 – 25 000 |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | 30 000 – 40 000 |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | 45 000 – 50 000 |
Пришёл штраф за перегруз – как обжаловать?
У нас для вас плохие новости: оспорить штраф по автофиксации за перегруз практически нереально. Но попытаться можно, потому как это бесплатно и не облагается госпошлинами.
Сам процессуальный порядок обжалования мы привели в общей соответствующей статье . Проблема в случае перегруза заключается в том, что вам сложно будет доказать отсутствие этого факта – особенно, если он зафиксирован средствами автоматической съёмки.
Но при оспаривании в суде вы можете ходатайствовать об истребовании документов на средства весового контроля:
- инструкцию к замеру (но опять же, здесь придётся доказать несоответствие выполненного измерения такой инструкции – для этого оптимально подойдёт видеозапись),
- свидетельство о поверке и проверку судьёй соответствующего клейма,
- иные документы, предусмотренные данным средством измерения перегруза.