Безукоризненно сдать экзамен по практическому вождению получается не у всех курсантов автошколы. Волнение и недостаток тренировок могут отдалить получение вожделенных водительских прав на неопределенное время. Пройти это испытание получается лишь у тех, кто основательно готовился к нему, и не только на тренировочном полигоне. Рассмотрим в деталях правильное выполнение упражнений на автодроме.
Общие положения
Как известно, практический экзамен по управлению автомобилем следует после благополучной сдачи теоретической части. В настоящее время на учебном полигоне курсантами автошкол отрабатывается пять известных упражнений:
- въезд в бокс задним ходом,
- разворот,
- змейка,
- эстакада,
- параллельная парковка.
Для последующего получения водительских прав нужно правильно выполнить три упражнения, выбранные экзаменующим лицом. Чаще всего, упражнение «эстакада» является обязательным номером практического экзамена на автодроме.
С 1 сентября 2016 года планируется ввести несколько новых упражнений: новая змейка, повороты на 90 градусов, проезд регулируемого перекрестка.
Ошибки в вождении сопровождаются начислением штрафных баллов от трех до пяти, которые присуждаются отдельно за каждое выполненное упражнение. Если количество баллов от пяти и больше, экзаменатор говорит курсанту «до свидания», делая получение заветных прав возможным только после удачной переэкзаменовки.
На тренировках нужно правильно понимать и исполнять все указания инструктора по практической езде. Опыт в обучении водительскому ремеслу у него огромный, поэтому имеет смысл записывать все его уроки – это наверняка пригодится.
Стандартные упражнения
Выполнение упражнений на автодроме начинаются на стартовой линии. Для этого нужно аккуратно подъехать к полосе, ни в коем случае не нарушая ее, поставить рычаг КПП в нейтральное положение и поднять ручник. Действия в начале движения производятся в обратном порядке. Трогаясь, нужно переключить КПП и только потом опустить ручной тормоз.
Упражнение считается выполненным после постановки машины на стояночный тормоз у финишной линии. Следует помнить, что правильность выполнения этих нехитрых операций бдительно отслеживается экзаменатором. Желательно сразу отработать эти действия до автоматизма, не задумываясь в каждом конкретном случае.
Горка (эстакада)
Пресловутая «эстакада», или упражнение горка на автодроме, имеет важнейшее значение в освоении водительских навыков. Суть упражнения состоит в отработке правильной последовательности действий при начале движения вверх по наклонной плоскости или, иначе говоря, в гору.
Алгоритм действий несложен, но требует умения «чувствовать машину» по положениям педалей газа и сцепления. Правильные шаги необходимо делать в соответствии с показаниями тахометра на приборной панели автомобиля.
Итак, выжимаем педаль сцепления и переводим ручку КПП в первое положение. Не бросая сцепления, правой ногой начинаем плавно увеличивать обороты мотора педалью газа. Когда стрелка тахометра приблизится к отметке три тысячи оборотов, медленно отпускаем сцепление. Обороты начнут падать и при достижении показаний чуть больше одной тысячи, фиксируем положение педали сцепления примерно в среднем положении. Опускаем ручной тормоз вниз и начинаем движение, регулируя скорость движения педалью газа.
Въезд в бокс (гараж)
Упражнение гараж на автодроме заключается в отработке навыков езды задом в ограниченном размерами пространстве. Суть состоит в практическом умении пользоваться зеркалами заднего вида и развитии глазомера с навыками ориентирования. Последовательность действий несложная, но требует предельной концентрации внимания.
Начав движение, останавливаемся при достижении правым зеркалом или колесом правого ограничителя гаража. Затем останавливаемся и выкручиваем руль влево до предела. Продолжаем двигаться до появления левого ограничителя габаритов бокса в зеркале. Останавливаем машину, ставим руль в положение «колеса прямо».
Подключаем заднюю передачу и начинаем подъезжать к «воротам» кормой. При достижении задней правой дверцей ограничителя с левой стороны бокса — останавливаемся. Выкручиваем рулевое колесо вправо и продолжаем медленное движение. Поглядывая в зеркала, выставляем машину параллельно боковым «стенам» гаража и останавливаемся. Ставим руль в положение «прямо» и въезжаем в бокс.
Змейка
Упражнение змейка особой сложностью не отличается и обычно никаких затруднений у будущих автомобилистов не вызывает. Суть задания состоит в том, что нужно проехать по извилистой траектории, не задев флагштоки и не пересекая боковые ограничительные линии. Самый простой способ избежать недоразумений при выполнении этого задания – не использовать педаль газа совсем. То есть, получается своеобразное движение автомобиля только на сцеплении.
Разворот
Несколько сложнее будет правильно выполнить упражнение на автодроме, которое называется разворот. В этом случае потребуется развернуться на сто восемьдесят градусов в стесненных условиях. Алгоритм действий простой, но требует постоянного контроля габаритов автомобиля и разворотной площадки.
После начала движения нужно прижиматься как можно плотнее к правой линии, но не наезжая на нее. Примерно посередине останавливаемся и крутим рулем вправо. Продолжаем двигаться, и подъезжаем к противоположной ограничивающей линии. Останавливаем машину и включаем рычаг КПП в положение задняя передача. Двигаемся кормой, пока не получится нормально вывернуть колеса для поворота влево. Продолжаем движение прямо к финишной черте и вовремя останавливаемся.
Параллельная парковка
Выполнение учебного упражнения парковка на автодроме особых затруднений у обучающихся обычно не вызывает. Действия несложные и призваны развить в начинающих автолюбителях навыки правильной парковки. Суть упражнения в том, что нужно проехать немного вперед, а затем задним ходом заехать на воображаемое парковочное место в виде кармана.
Правильный алгоритм действий состоит из нескольких этапов. Начав движение вперед и прямо, останавливаем машину при достижении задним колесом ограничителя кармана справа. После остановки выкручиваем руль вправо и устанавливаем рычаг КПП в положение «задний ход». Двигаемся назад до появления в зеркале дальнего углового флагштока. Останавливаемся и фиксируем руль в положении «колеса прямо». Продолжаем двигаться задом, пока колесо автомобиля не переедет пунктирную линию. После этого выравниваем машину и въезжаем в карман.
Конечно, правильное выполнение стандартных упражнений на автодроме дается не сразу. Исключения в виде особо одаренных личностей бывают, но редко. Чаще всего — это люди, обладавшие практическими навыками вождения еще до начала обучения в автошколе.
Основной массе курсантов следует учиться навыкам вождения «настоящим образом», не ограничиваясь официальными часами занятий на автодроме. Возможно, кому-то понадобятся дополнительные занятия для отработки автоматизма правильных действий, а кому-то достаточно будет видеоуроков, которых сегодня в сети великое множество.
Не нужно забывать, что отрабатывать свои навыки в управлении автомобилем гораздо лучше на учебном полигоне и на чужой машине, чем рисковать в реальной дорожной ситуации и на своей машине.
Видео: Новые упражнения на автодроме
В этой статье мы расскажем Вам об обновленных правилах сдачи самой первой части практического вождения – упражнения на автодроме. Уже с 01 сентября 2016 года список упражнений при экзамене на автодроме станет включать еще несколько новых упражнений, которые будут установлены для всех категорий транспорта.
Обновленные правила проведения экзаменов описаны Административным регламентом МВД РФ по предоставлению госуслуги проведения экзамена на право управления ТС и выдачу водительских прав.
Давайте рассмотрим новые упражнения на автодроме при сдаче экзамена на права.
Новые упражнения при экзамене на автодроме — категории «B», «C», «D», подкатегории «B1», «C1», «D1»
Для начала напомним те упражнения, которые были и ранее:
- Въезд задним ходом;
- Параллельная парковка;
Итак, в состав экзамена входят 4 из 5 старых упражнений. Эти упражнения уже знакомы и мы не будем останавливаться на них в этой статье более подробно. Детально о них Вы можете ознакомиться в рубрике « «.
Новые упражнения при экзамене на автодроме:
Повороты на 90 градусов. Такое упражнение является абсолютно новым. Его смысл заключается в том, чтобы кандидат выполнил поворот налево, а затем поворот направо. Ситуация усложняется тем, что пространство для маневрирования ограничено.
Новая змейка. Такое упражнение приходит на замену хорошо знакомой водителям змейке «старой». Из схемы видно, что новое упражнение включает только по одному повороту налево и направо. Выполнить такие повороты нужно по сглаженной, плавной траектории.
Проезд регулируемого перекрестка. Такое нововведение будет только на экзаменах при автоматизированных автодромах. Нужно будет подъехать к регулируемому перекрестку и продолжить движение в указанном направлении. Понятно, что при маневрах необходимо будет согласовывать движение с сигналами светофора.
До сентября 2016 года инспектор может выбрать три упражнения из пяти при сдаче экзамена на автодроме. Начиная с 01 сентября такое правило поменяется.
Для того, чтобы успешно сдать экзамен, водитель должен выполнить такие упражнения:
- Заезд в бокс задним ходом;
- Остановка/начало движения при подъеме;
- Параллельная парковка;
Кроме таких упражнений, инспектор будет выбирать еще два упражнения из трех:
- Новая змейка;
- Разворот в условиях ограниченного пространства;
- Повороты на 90 градусов;
Если экзамен проходит на автоматизированном автодроме – здесь нужно будет пройти еще одно упражнение:
- Проезд регулируемого перекрестка.
Это значит, что с 01 сентября 2016 года экзамен на автодроме включает в себя 5 упражнений или 6 для автоматизированного автодрома.
Новые упражнения при экзамене на автодроме — категории «А», «М», подкатегория«А1»
Перечень упражнений обновился также и для двухколесного транспорта:
- Маневрирование в условиях ограниченного пространства, торможение/остановка при движении с различной скоростью, в том числе и экстренная остановка;
- Парковка, выезд с парковки;
- Остановка для безопасной высадки/ посадки пассажиров.
Заметьте, что все упражнения, используемые до сентября 2016 года, объединяются в упражнение 1:
Первое упражнение будет состоять из четырех частей:
- Габаритный коридор;
- Габаритная восьмерка;
- Скоростное маневрирование;
- Змейка.
Определенная особенность упражнения на скоростное маневрирование состоит в том, что его нужно выполнить максимум за 35 секунд.
Второе упражнение направлено на парковку двухколесного транспорта задним ходом. В силу того, что у мотоцикла передача заднего хода отсутствует – водителю парковку нужно будет провести спешившись.
Третье упражнение дает мотоциклисту задачу, когда он должен припарковаться возле бордюра. В таком упражнении расстояние до бордюра должно быть не более 30 сантиметров.
Второе и третье упражнения абсолютно новые и до это на экзаменах не использовались.
Новые упражнения при экзамене на автодроме — категория «E»
Существенные изменения произошли со списком упражнений по категориям BE, CE, C1E, DE, D1E. Напомним, что до нововведений нужно было выполнить только 2 упражнения для получения прав по этим категориям:
- Постановка задним бортом к платформе;
- Прямолинейное движение задним ходом.
- Движение задним ходом, маневрирование задним ходом, въезд задним ходом в бокс;
- Сцепление/расцепление прицепа и тягача;
- Маневрирование в условиях ограниченного пространства, остановка для безопасной высадки/посадки пассажиров;
- Парковка автомобиля, выезд с парковки, парковка на погрузочной эстакаде для проведения погрузки.
Сцепление/расцепление прицепа и тягача (на рисунке отсутствует). В таком упражнении водитель должен продемонстрировать, что умеет осуществлять сцепку. Сюда же входит подключение электрооборудования и подключение тормозов.
Маневрирование в условиях ограниченного пространства, остановка для безопасной высадки/ посадки пассажиров заключается в повороте транспортного на 90 градусов и остановку возле бордюра на расстоянии не более одного метра. В такой ситуации на бордюр, конечно же, нельзя заезжать.
Движение задним ходом, маневрирование задним ходом, въезд задним ходом в бокс. Такое упражнение схоже с упражнением «Въезд в бокс» для категории «B». Но тут есть и свои особенности:
- Первое: бокс для машин категории «Е» гораздо шире.
- Второе: следует осуществить остановку автомобиля от правой стенки на дистанции не более 1,5 метра и на расстоянии не больше чем 1,5 метра от тыльной (задней) стенки.
Парковка, выезд с парковки, парковка на погрузочной эстакаде для проведения погрузки. Упражнение схоже с «Параллельной парковкой» по категории «B». Разница состоит в том, что сам прицеп паркуется к погрузочной платформе. Это значит, что дистанция между задним бортом и стойками должна быть не более 1 метра (для категорий BE/C1E/D1E) либо не более 1,5 метра (для категорий CE/DE).
В целом, сдача экзамена на автодроме по категории «E» также усложнится. Но ведь навыки управления, отрабатываемые при выполнении таких упражнений, должны в дальнейшем существенно упростить работу самого водителя.
На этом мы рассмотрели все обновленные упражнения для сдачи экзамена на автодроме.
Как сдать площадку в ГАИ с первого раза? Для начала следует ознакомиться подробно со всей процедурой экзамена на водительское удостоверение. Внимание необходимо уделять всем ключевым пунктам экзамена, а также подготовке и эмоциональному настрою. Дополнительно внимание уделяется надлежащему отдыху перед экзаменом в отделении ГИБДД. Сдача вождения на экзаменационном автодроме – это вторая часть тестирования. К ней претендент на водительское удостоверение допускается после успешного прохождения теоретической части. Если с первого раза сдать теорию не удаётся, то доступна втора попытка, но к площадке экзаменуемый претендент на водительское удостоверение не допускается.
В органах ГИБДД, для экзаменуемых претендентов на водительское удостоверение предусмотрено три отдельных испытания, которые сдаются в строгой последовательности:
- Теоретическая часть, где выявляются знания правил дорожного движения у претендентов на права.
- Сдача автодрома в ГАИ, где изучаются базовые навыки по вождению на специализированной площадке.
- После того, как будет выполнена сдача площадки в ГАИ, экзаменуемый допускается к вождению по городу.
Строго в этой последовательности осуществляется принятие экзамена инспектором ГИБДД, который за каждый пройденный этап выставляет соответствующую оценку.
Экзаменационная часть для претендентов на водительское удостоверение имеет чёткую последовательность, при этом, если ученик не сдаёт одну из частей, то для него предусмотрена возможность пересдачи сразу той части, которая была провалена.
Теоретическая часть
Сдача экзамена в ГИБДД, которая включает в себя, теорию, площадку и вождение по городу, начинается с экзаменационных билетов. Первый этап начинается с посещения исполнительного органа. Здесь в специальном кабинете проходит тестирование.
В данном случае прохождение на следующий этап предполагает такой алгоритм действий:
- экзаменуемый допускается к компьютеру, на котором уже открыт специальный теоретический тест;
- после нажатия соответствующей кнопки, на проведение теста отводится ограниченный промежуток времени;
- экзаменуемому предоставляется билет, включающий в себя 20 вопросов, которые выводятся на экран поэтапно;
- здесь допускается совершение двух ошибок, а также ответы на дополнительные вопросы при необходимости;
- по итогам тестирования, выводится результат на экран, где сдающий теоретическую часть видит свои ошибки.
Исключительно после сдачи данного этапа, претендент на водительское удостоверение допускается к другой части мероприятия – площадке.
На практике существует видео в интернете, где можно разобраться, как сдать вождение в ГАИ (площадка) с первого раза, чтобы не совершить ошибок, можно воспользоваться соответствующим руководством.
Специальная площадка, которую экзаменуемые сдают в госавтоинспекции, ничем не отличается от той, что преподавалась инструкторами в автошколе. Здесь также предусмотрен порядок движения, установленный правилами. Претендент на водительское удостоверение, перемещается по автодрому, используя сцепление (если коробка автомат, то каждое упражнение исполняется только с применением тормоза, исключительно въезд на эстакаду исполняется с газом).
Данная часть экзамена в 2018 году включает в себя следующие упражнения:
- эстакада (упражнение по остановке и началу движения с места в горку, под небольшим уклоном);
- крутые повороты в 90 градусов, которые выполняются во время передвижения автомобиля;
- разворот автомобиля в ограниченном пространстве (так проверяется умение чувствовать габариты авто);
- змейка (проезд на небольшой скорости мимо конусов, которые расположены на одинаковом расстоянии друг от друга);
- въезд в гараж с использованием заднего хода и постепенным выравниванием автомобиля относительно конусов;
- параллельная парковка (здесь экзаменуемый самостоятельно исполняет требование по аккуратному паркованию авто в ограниченное пространство).
На вторую часть экзамена допускается возможность совершить две ошибки, при превышении лимита, кандидат на права не допускается к следующей части испытания.
Как правильно сдать гараж и иные испытания экзамена в ГАИ на площадке, узнайте из видео, которое можно найти в интернете, здесь подробно изложены все методики успешной сдачи испытаний для экзаменуемых лиц.
Особое внимание на экзамене, инспекторы ГИБДД, уделяют безопасности, так как именно этот момент является ключевым при последующей эксплуатации транспортного средства неопытным водителем.
Чтобы сдать данную часть испытания успешно, следует выполнять следующие рекомендации:
На автодроме, претендент на водительское удостоверение может совершить две не грубых ошибки, если же будет совершён наезд на конус, то это будет рассчитываться как грубое нарушение, из-за чего к следующей части ученик не будет допущен.
Последним испытанием на пути к водительскому удостоверению будет проезд по городскому маршруту. От этой части зависит больше всего, получит ученик права или нет.
Чтобы на экзамене в ГАИ не возникло трудностей, следует соблюдать ряд рекомендаций, которые регулярно используются инструкторами автошкол с большим трудовым стажем.
Для успешной сдачи автодрома и города на экзамене перед инспектором ГИБДД, требуется предварительно распланировать своё время. В автошколах при обучении выделяется 25 часов вождения. Рекомендуется брать дополнительные отрезки для практики, при наличии скрытого волнения или неуверенности. Это позволит набраться больше практики и выявить все возможные ошибки, которые допускаются при поездках учеников с экзаменаторами.
Если в семье ученика нет автомобиля, и он не имеет скрытого таланта к вождению, то рекомендуется брать дополнительное время для обучения на площадке и в городе.
Существует целый ряд оснований, по которым лучше всего экзаменоваться в ранние часы:
- ранним утром любой человек более сообразительный в сравнении с обеденным и вечерним временем;
- в ранние часы утра, инспекторы ГИБДД ещё не устали, а следовательно не имеют внутреннего раздражения;
- утром на улице достаточно комфортные климатические условия, а кроме того отсутствует большой поток транспорта при поездке по городу;
- в ранние часы дня количество экзаменуемых учеников меньше, чем в последующее время.
Также в утренний период времени человеческая концентрация ещё не притупилась, что позволяет быстрее реагировать на любые ситуации, которые могут возникнуть на площадке или в городе.
Крепкий сон перед экзаменом
Крайне важно, чтобы претендент на водительское удостоверение накануне хорошо отдохнул.
- Лечь спать необходимо рано (оптимальное время каждый выбирает сам, но рекомендуется для этого лечь не позже 22.00).
- Накануне экзаменационной части, нельзя употреблять спиртные напитки в любых количествах.
- Перед экзаменом с вечера не следует принимать успокоительные, так как это может неблагоприятно отразиться на концентрации внимания с утра.
- Крепкий здоровый сон обеспечит максимально комфортное психологическое состояние на экзаменационной части.
- Перед сном нежелательно прокручивать в голове предстоящее следующим утром испытание.
- Перед сном рекомендуется отвлечься на постороннюю тему, которая не имеет отношения к предстоящему испытанию.
Если имеет место сильное волнение, то его следует убрать обычным отвлечением мыслей и концентрацией на предстоящих испытаниях. Всё это позволит сдать автодром и весь экзамен с первого раза, а после получить долгожданное водительское удостоверение.
ред. от 06.09.2017
Упражнение N 4 "Остановка и начало движения на подъеме"
16. Кандидат в водители:Останавливает транспортное средство перед линией "СТОП-1", не пересекая проекцией переднего габарита транспортного средства, таким образом, чтобы все колеса находились на участке подъема (рисунок 7);
По команде экзаменатора продолжает движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м;
Останавливается перед линией "СТОП-2" на расстоянии не более 1 м и фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
Выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию "СТОП-2".
17. Величина отката фиксируется экзаменатором путем выставления контрольной стойки высотой не менее 1 м на расстоянии 0,3 м от проекции заднего габарита после остановки транспортного средства перед линией "СТОП-1" либо автоматизированной системой контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.
Рисунок 7. Схема и размеры упражнения N 4
Упражнение N 5 "Маневрирование в ограниченном пространстве"
18. Упражнение состоит из 3 элементов: "Повороты на 90 градусов", "Разворот в ограниченном пространстве" и "Змейка".Экзаменатором определяются для проведения экзамена 2 из 3 элементов, входящих в состав настоящего упражнения, с учетом имеющихся условий для выполнения упражнения, в том числе возможности одновременного размещения элементов упражнения, схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.
18.1.
Кандидат в водители поочередно совершает по заданной траектории левый и правый повороты либо правый и левый повороты в зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке (рисунок 8).
Увеличить
Рисунок 8. Схема и размеры элемента упражнения N 5 - "Повороты на 90 градусов"
18.2.
Кандидат в водители выполняет разворот по заданной траектории, используя однократное включение передачи заднего хода (рисунок 9).
Увеличить
Рисунок 9. Схема и размеры элемента упражнения №5 - "разворот в ограниченном пространстве"
18.3. Кандидат в водители поочередно совершает по заданной траектории левый и правый повороты либо правый и левый повороты в зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке (рисунок 10).
Увеличить
Рисунок 10. Схема и размеры элемента упражнения N 5 - "Змейка"
Упражнение N 6 "Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом"
19. Кандидат в водители:Въезжает в зону выполнения упражнения (рисунок 11);
Маневрируя задним ходом при однократном включении передачи заднего хода, устанавливает транспортное средство в боксе так, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
Фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
Выезжает из бокса и пересекает линию окончания выполнения упражнения.
В зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке, выполнение упражнения может осуществляться, как с левой так и с правой стороны от бокса.
Увеличить
Рисунок 11. Схема и размеры упражнения N 6
Упражнение N 7 "Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе), остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров"
20. Кандидат в водители:После пересечения линии начала выполнения упражнения фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
Устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом при однократном включении передачи заднего хода так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию (рисунок 12);
Фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии, после чего выезжает с места парковки.
Увеличить
Рисунок 12. Схема и размеры упражнения N 7
Упражнение N 8 "Проезд регулируемого перекрестка" (для автоматизированных автодромов)
21. Кандидат в водители:Проезжает регулируемый перекресток согласно схеме организации движения автоматизированного автодрома, соблюдая требования сигналов светофора (рисунок 13);
При включении запрещающего сигнала светофора останавливает транспортное средство перед линией "СТОП";
При включении разрешающего сигнала светофора проезжает перекресток в заданном направлении.
В зависимости от схемы организации движения, применяемой на автоматизированном автодроме, для выполнения упражнения может применяться Т-образный перекресток.
Увеличить
Рисунок 13. Схема и размеры упражнения N 8
Автодром предназначен для отработки с обучаемыми упражнений по начальному обучению вождению по ограниченным проездам и преодолению препятствий. Практика показывает, что основательные и прочные навыки обучаемые получают в тех автошколах, где имеется полностью оборудованный автодром, который максимально используется.
Отсутствие автодрома отрицательно сказывается на процессе обучения, усложняет работу инструкторов, ведет к упрощенчеству и условностям.
К чему, например, ведет отработка начальных упражнений по троганию автомобиля с места, по обучению переключению передач, поворотам, разворотам и движению задним ходом не на автодроме, а на улицах населенного пункта?
- Во-первых, инструктор основное внимание обращает не на последовательность и четкость действий обучаемого механизмами управления, а на безопасность движения по отношению к пешеходам.
- Во-вторых, постоянная готовность к действию педалями тормоза и сцепления преждевременно утомляет инструктора.
К более серьезным недостаткам ведет отработка вне автодрома упражнений по вождению в ограниченных проездах. Обычно такие занятия заменяются другими. Возьмем только одну из задач — проезд габаритного тоннеля. Если для этого в населенном пункте выбрать въезд в один из дворов, который по своим габаритам отвечает необходимым размерам, то и в этом случае нет гарантии, что при обучении не будут разбиты ворота или автомобиль. А для такой задачи, как проезд по габаритной восьмерке, вообще невозможно подобрать естественную замену.
Вождение по ограниченным проездам играет очень важную роль в подготовке обучаемого к вождению автомобиля по дорогам вне города и в городских условиях, позволяет инструктору изучить возможности обучаемого и более уверенно чувствовать себя с ним при обучении вне автодрома.
Приведенные примеры указывают на необходимость иметь автодром в каждой учебной организации, занимающейся подготовкой водительских кадров. Этого же требуют Правила дорожного движения, которые разрешают учебную езду на дорогах только при достаточных навыках управления автомобилем у обучаемого.
Каким должен быть автодром? Какие требования предъявляются к его сооружениям?
Автодром можно оборудовать как для отработки всех упражнений программы обучения вождению, так и для проведения спортивных мероприятий. Но для этого потребуются значительные средства и большие земельные участки. Поэтому в первую очередь нужно оборудовать автодром для тех упражнений, которые невозможно отрабатывать вне его. К ним относятся, все упражнения начального обучения и по вождению в ограниченных проездах, а также упражнения по преодолению различных препятствий с применением средств повышения проходимости.
В соответствии с программой для отработки упражнений по вождению на автодроме необходимо иметь около двадцати различных элементов . Ввиду того, что обучение вождению предусматривается проводить одновременно в составе подгрупп численностью до 20 человек и на двух марках автомобилей, большинство элементов необходимо иметь на каждую подгруппу. Тогда общее минимальное количество элементов на автодроме будет около тридцати. Исходя из этого количества препятствий, их размеров и необходимости одновременного обучения на 15-16 машинах, площадь автодрома должна быть не менее трех гектаров.
Общий принцип оборудования автодромов должен быть одинаковым, а именно: кольцевой маршрут располагают по периметру; железнодорожные платформы, площадку начального обучения и сооружения для отработки упражнений по преодолению различных препятствий — вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута; остальные элементы, в том числе и для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах, — в центре автодрома, и желательно в ряд.
Схема отдельных элементов автодрома с указанием их размеров в метрах.
Для удобства в расчетах приняты следующие условные обозначения:
Rгаб. — габаритный радиус поворота (по точке автомобиля, наиболее отдаленной от центра поворота);
Д — габаритная длина;
Ш — габаритная ширина;
В — габаритная высота;
К — колея передних колес;
Б — база.
Кольцевой маршрут предназначен для отработки упражнений начального обучения: трогания с места, движения по прямой и остановки автомобиля, движения с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке торможения, движения задним ходом, поворотов, остановки в заданном месте, буксировки. Кольцевой маршрут следует считать главной дорогой на автодроме.
Его оборудуют по периметру автодрома и, если грунт мягкий, — асфальтируют или уплотняют щебенкой. Ширина проезжей части 6 м. По всей длине устанавливают ориентиры, наносят стоп-линий, обозначают тротуары, а при необходимости и оборудуют железнодорожный переезд. При отсутствии в населенном пункте перекрестков, регулируемых светофором или регулировщиком, их также следует оборудовать на кольцевом маршруте. Кольцевой маршрут можно использовать для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию.
Непосредственно к кольцевому маршруту примыкает площадка начального обучения , предназначенная для отработки в стационарных условиях первых двух упражнений программы, то есть ознакомления с органами управления и контрольными приборами; обучения приемам совместного действия педалями и рычагом переключения передач; подготовки автомобиля к работе; пуска и остановки двигателя; трогания с места. Кроме того, площадку используют в качестве исходного пункта при отработке любого упражнения по вождению автомобиля, для смены обучаемых, для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию. Площадку рассчитывают на одновременную постановку 18 учебных автомобилей. Наиболее целесообразные ее размеры 70 X 15 м. При мягком грунте площадку асфальтируют или хорошо утрамбовывают.
Вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута оборудуют сооружения для отработки, упражнений по преодолению различных препятствий : левого и правого косогоров, холма, рвов с колейными мостиками, воронок.
С целью придания эстетического вида проезжую часть через косогоры и холм справа и слева обозначают с помощью небольших окрашенных столбиков и при необходимости уплотняют.
В центре автодрома устанавливают препятствия для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах. Отдельно на каждую марку автомобиля оборудуют :
- габаритный тоннель,
- габаритную восьмерку,
- змейку
- габаритный дворик,
- бокс,
- эстакаду,
- доски,
- места разворота
и общие на все марки машин — погрузочную площадку и железнодорожные платформы.
Проезжую часть ограниченных проездах при мягком грунте уплотняют или асфальтируют . Высота устанавливаемых ограничителей должна быть на уровне платформы автомобиля, для которого оборудуются сооружения.
Габаритный тоннель может быть выполнен в двух вариантах. Наиболее простым является установка столбов с вращающимися ограничителями. При втором варианте устанавливают ворота, к верхним перекладинам которых на крюках подвешивают шесты. Для предупреждения качания шестов при ветре необходимо провести от них к земле специальные резиновые оттяжки.
Размеры между внутренним и внешним диаметрами габаритной восьмерки должны быть определены между ограничителями. Поэтому при разметке габаритной восьмерки на местности сначала по установленным размерам определяют контуры внутренней и внешней сторон восьмерки для ограничителей, а затем на некотором расстоянии от них намечают и устанавливают столбы, к которым крепят ограничители.
Столбы змейки необходимо устанавливать в диски списанных колес, что позволит предупредить наезд на них автомобиля, так как радиус диска несколько больше, чем расстояние между выступающими частями машины и внешней частью передних и задних колес. Поэтому, прежде чем автомобиль крылом или бортом заденет за столб, произойдет наезд колеса на диск.
В габаритном дворике задняя и примыкающие к ней боковые стенки (до середины) оборудуются при помощи столбов и натянутого между ними троса с укрепленными на нем металлическими цветными флажками. Высота тросов должна быть на уровне платформы автомобиля. Наличие тросов упрощает сооружение и позволяет инструктору осуществлять контроль за правильным выполнением упражнения обучаемым.
В боксе задняя стенка представляет собой натянутый между столбами на уровне легковой платформы трос с прикрепленными ближе к краям металлическими цветными флажками. Въезд и боковые стенки обозначаются столбами с укрепленными на них вращающимися ограничителями для установки заданного размера.
При оборудовании эстакады или колейного мостика в некоторых автошколах вместо страховых брусьев устанавливают вдоль проезжего полотна с внутренних сторон сплошные металлические ребра-ограничители, препятствующие съезду автомобиля. Такое конструктивное решение облегчает преодоление препятствия. целью предупреждения скатывания автомобиля эстакаду необходимо оборудовать страховочными брусьями по всей длине, в том числе и на подъемах.
Для отработки задач по остановке автомобиля в заданном месте применяют доски , которые укладывают параллельно друг другу на расстоянии, равном колее передних колес автомобиля. Длина досок должна быть в пределах 8-10 м, а ширина 0,25 м. Вместо досок можно укладывать соответствующих размеров бетонные плиты.
Железнодорожные платформы целесообразно разместить около кольцевого маршрута, что позволит более экономно использовать площадь автодрома. На платформах обязательно должны быть борта. При оборудовании железнодорожного переезда желательно, чтобы его рельсы были продолжением рельсов, на которые установлены платформы.
Погрузочную площадку (высота 1,2 м, ширина 2,5-3 м, длина 5-6 м) с целью экономии места оборудуют непосредственно у железнодорожных платформ. Для смягчения возможных ударов автомобиля о площадку на последней по боковым стенкам устанавливают резиновые ограничители или подвешивают покрышки.
Около каждого элемента автодрома на расстоянии 1-2 м справа устанавливают стойки высотой 1,7 м. В верхней части стойки укрепляют круг диаметром 40 см, а под ним — прямоугольную табличку размером 30Х20 см. Круг с обеих сторон окрашивают в белый цвет, а на лицевой стороне делают красную окантовку. В центре круга проставляют порядковый номер элемента цифрами высотой 15 см. Прямоугольную табличку окрашивают в желтый цвет. На ней обозначают название, схему и основные размеры элемента. Все надписи и изображения делают черным цветом. Целесообразно автодромы, особенно в небольших городах и поселках, максимально оснастить дорожными знаками, что будет способствовать скорейшему их усвоению обучаемыми в условиях, близких к реальным.
При любом варианте строительства автодрома его оборудование должно быть стационарным.
Практика показала, что переносное оборудование устанавливают не полностью, затрачивают много учебного времени на его расстановку, не выдерживают положенные размеры препятствий.