Перед тем, как начать работу, крановщик, допущенный к управлению краном, обязан:
- ознакомиться с записями в вахтенном журнале;
- произвести приемку крана;
- убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, также кранового пути.
Крановщик обязан получить ключ-марку на управление мостовым краном в установленном на предприятии порядке от крановщика, сдающего смену (от лица, ответственного за выдачу ключей-марок). Если на момент приема кран находится в ремонте, то ключ-марка принимается по окончании ремонта от лица, ответственного за произведенный ремонт.
Крановщик обязан соблюдать меры безопасности при входе в кабину крана. Если вход в кабину крана устроен через мост, то у магнитных кранов питающие электромагнит троллеи не должны отключаться при открывании двери в торцовых перилах и должны быть ограждены или расположены в недоступном для соприкосновения месте;
Крановщику следует осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты.
Необходимо также проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков.
Следует произвести проверку смазки передачи, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников, осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения.
Проводится проверка состояния канатов и их крепления на барабанах и в других местах. Особое внимание обращается на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов.
Производится осмотр крюка, его крепления в обойме, замыкающего устройства на нем (то же самое относится и к другому сменному грузозахватному органу - не-крюку).
Проверяется наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране, исправность освещения крана и рабочей зоны;
Необходим тщательный осмотр крановых путей козлового крана и тупиковые упоры, равно как и осмотр электродвигателей в доступных местах, троллеев (или гибкого токоподводящего кабеля), токоприемников, панели управления, защитного заземления.
Следует обратить внимание на то, что между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути должны быть проходы шириной не менее 700 мм.
Совместно со стропальщиком крановщик должен проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
Осмотр крана производится только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине крановщика.
Осмотр токоподводящего кабеля производится при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.
Если необходимо дополнительное освещение, может применяться переносная лампа напряжением не выше 12 В.
После осмотра крана для его опробования крановщик должен включить рубильник и контактный замок защитной панели.
Перед пуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
- механизмов крана и электрической аппаратуры;
- тормозов механизмов подъема и передвижения;
- блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;
- нулевой блокировки магнитных контроллеров;
- аварийного выключателя и контактного замка с ключом-маркой.
В случае есди крановщик обнаружил неисправности (неисправность), препятствующие безопасной работе, и при невозможности их устранения своими силами крановщик, он обязан, не приступая к работе, произвести запись в вахтенном журнале и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
Запрещается приступать к работе, если:
- имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;
- повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;
- грузовой канат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местное повреждение;
- механизмы подъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;
- детали тормозов или механизмов крана имеют повреждения;
- износ крюка в зеве превышает 10% от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;
- неисправны или отсутствуют блокировки, звуковой сигнальный прибор, концевые выключатели механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;
- повреждены канатные блоки или полиспасты;
- грузовой крюк или блоки не вращаются;
- отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;
- неисправны крановые пути;
- повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;
- истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.
Запрещается крановщику своими силами исправлять неисправности электрооборудования, подключения крана к источнику электропитания, замены плавких предохранителей, подключения отопительных приборов. В случае выявления таких неисправностей крановщик обязан вызвать электромонтера.
Кроме того, крановщик обязан проверить наличие удостоверения на право строповки грузов и отличительного знака у стропальщика, впервые приступающего к работе с ним.
Крановщик не имеет права приступать к работе, если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика.
Крановщик должен убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зоне действия крана.
О приемке крана делается соответствующая запись в вахтенном журнале. После получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, крановщик может приступать к работе.
ООО КранШталь предлагает существенно снизить вероятность нештатных ситуаций на производстве. Мы обеспечим самый полный спектр услуг по обслуживанию грузоподъемного оборудования отечественного и зарубежного производства.
Произведенные нашими сертифицированными специалистами:
- проверка состояния подкрановых путей (нивелировка подкрановых путей);
плановые осмотры технического состояния талей;
плановые осмотры кран балки (мостовых кранов), металлоконструкций и т. д.
обеспечит Ваше спокойствие и безопасность Ваших работников на объекте.
Управление автокраном - это тяжелая, но интересная работа. Те, кто хоть раз видел конкурсы профессионального мастерства машинистов, наверняка восхитились тем, как профессионалы закрывают крюком спичечный коробок, не помяв его. У каждого машиниста есть свои наработки, о которых он вряд ли расскажет непосвященным людям. Но вот азы работы на автокране полезно и интересно знать даже тем, кто просто нанимает технику для погрузки-разгрузки или строительства дома.
При строительстве автокраны обычно применяются на работах «нулевого цикла», то есть при укладке фундамента. Погрузочно-разгрузочные работы могут вестись либо вручную, либо с использованием техники. Первый способ так и называется - ручным, второй - механизированным. Последний является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.
Перед началом работ машинист автокрана читает проект строительно-монтажных работ, если кран используют на строительстве, или осматривает площадку, на которой будет идти погрузка-разгрузка. Если ближе, чем в 30 метрах от рабочей площадки находится линия электропередачи, машинист должен получить наряд-допуск на работу крана.
К использованию допускается автокран, ресурс которого еще не выработан. Эксплуатация списанных кранов технически запрещена.
Перед началом работы машинист осматривает еще не запущенный кран, проверяет техническое состояние механизмов, готовность к работе. Затем оператор проверяет исправность механизмов на холостом ходу.
Зона, где проходят работы, должна быть хорошо освещена. Если в пределах рабочей зоны стоит сильный туман, снегопад, и крановщик плохо различает груз и сигналы стропальщика, работа прекращается до улучшения погодных условий. Так же крановщик поступает во время грозы или при сильном ветре.
Зимой автокран может работать только при допустимой минусовой температуре, указанной в его техпаспорте. Например, автокран КС-45717 может использовать при температуре от +40 до -40 градусов по Цельсию. Есть у кранов и ограничения по влажности окружающей среды. Обычно при температуре выше 25 по Цельсию влажность должна быть не более 80%.
Для работы в более жестких климатических условиях, например, в тропиках или на Крайнем Севере, выпускаются специальные модели автокранов.
Обслуживать автокран должна бригада минимум из 2 человек - машиниста и стропальщика. В некоторых фирмах считается, что один человек может быть и тем, и другим. Но технически это недопустимо, поскольку оператор крана должен все время находиться в кабине, за пультом управления. Оттуда он контролирует ситуацию.
Стропальщик - это человек, закрепляющий грузы для подъема. Для этого есть специальные приспособления - стропы. Все стропальщики проходят обучение по профессии, человека «с улицы» крепить тонны кирпича и металла никто не возьмет. Наоборот, чем больше у стропальщика опыт работы, тем лучше. Ведь при закреплении разных грузов порой приходится решать весьма заковыристые инженерные задачи!
Груз массой 5-10 тонн может закрепить один стропальщик. Застропить груз весом 40-50 тонн в одиночку уже физически нереально. В отдельных случаях (груз весом 80-100 тонн, особые климатические условия и т. п.) может понадобиться три стропальщика и даже больше. Груз закрепляется только в устойчивом положении, никак не на весу и не под углом. Если вес груза неизвестен, стропить и перемещать его будут только после определения фактической массы.
Подъем, опускание, перенос груза, торможение выполняются плавно, без рывков. Груз при движении должен подниматься выше встречающихся на пути предметов не менее чем на полметра.
Не верьте стереотипу «Стройка - это место, где постоянно происходят несчастные случаи». Рискованна любая техническая работа - судостроение, ремонт автомобилей и даже монтаж проводки в жилом доме. Поэтому все они требуют соблюдения техники безопасности. О том, чего нельзя делать при работе автокрана, мы подробно рассказываем в соответствующей статье. И если не допускать грубых ошибок, работа с автокраном будет просто техническим процессом. Весьма сложным - и настолько же захватывающим.
Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов
Показано соответственно. Все приборы размещены на откидываемом щитке в
Левой части панели приборов кабины.
Рулевое колесо 6 с утопленной ступицей, что улучшает наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов.
Педаль 2 выключения сцепления навесного типа закреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.
Педаль 3 управления краном рабочего тормоза и педаль 4 управления подачей топлива закреплены в одном кронштейне, который установлен на полу кабины, справа от рулевой колонки.
Кнопка 1 крана управления вспомогательным тормозом расположена на полу кабины под рулевой колонкой. При нажатии на кнопку дроссельная заслонка, перекрывая проходное сечение в выпускном газопроводе, создает противодавление в системе выпуска газов. Одновременно отключается подача топлива.
Рис. 8. Органы управления:
1 - кнопка крана управления вспомогательным тормозом; 2 - педаль выключения сцепления; 3 - педаль управления краном рабочего тормоза; 4 - педаль управления подачей топлива; 5 - распределитель воздуха; 6 - рулевое колесо; 7 - щетка стеклоочистителя; 8 - ручка механизма стеклоподъемника; 9 - рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 10 - ручка замка двери; 11 - рукоятка механизма продольного перемещения сиденья пассажира; 12 - рукоятка механизма угла наклона спинки сиденья пассажира; 13 - рукоятка механизма регулировки жесткости подвески сиденья
Водителя; 14 - головка троса рычага останова двигателя; 15 - рукоятка крана управления стояночным и запасным тормозами; 16 - фиксатор механизма регулировки угла наклона спинки сиденья водителя; 17 - головка троса ручного управления подачей топлива; 18 - рычаг механизма продольного перемещения сиденья водителя; 19 - обтекатель
Рукоятка 15 крана управления стояночным и запасным тормозами находится справа от сиденья водителя.
Рукоятка фиксируется в двух крайних положениях. При перемещении рукоятки крана в вертикальное положение включается стояночный тормоз. Выключается он при перемещении рукоятки в горизонтальное положение. В любом промежуточном положении (нефиксированном) включается запасной тормоз.
Кнопка 27 крана аварийного растормаживания расположена под щитком приборов, слева от рулевой колонки. Предназначена для выключения стояночного тормоза в случае его аварийного включения при
Движении.
Рычаг 30 крана включения механизма блокировки межосевого дифференциала находится под щитком приборов, справа от рулевой колонки, и имеет два фиксированных положения. Включать блокировку следует при движении по скользким и грязным дорогам, а также при движении по бездорожью.
Рукоятка 31 расположена под щитком приборов и управляет жалюзи, которые закрываются при вытягивании рукоятки.
Рычаг 9 механизма дистанционного управления коробкой передач находится
справа от сиденья водителя. В рукоятку рычага вмонтирован переключатель крана управления делителем.
Головка 17 троса ручного управления подачей топлива и головка 14 троса рычага останова двигателя расположены справа от сиденья водителя на уплотнителе опоры рычага переключения передач.
Рис. 9. Органы управления и контрольно-измерительные приборы (кроме КамАЗ-5511):
1 - выключатели для проверки исправности контрольных ламп; 2 - контрольная лампа включения электрофакельного устройства; 3-4 - контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля-тягача и прицепа; 5 - контроль-осевого дифференциала; 6 - контрольная лампа сигнализатора засоренности фильтрующих элементов очистки масла; 7 – контрольная лампа падения давления в контуре привода тормозных механизмов рабочего тормоза колес передней оси; 8 – контрольная лампа падения давления в контуре привода тормозных механизмов рабочего тормоза колес задней тележки; 9 – контрольная лампа падения давления в контуре привода тормозных механизмов стоячного и запасного тормоза; 10 – контрольная лампа падения давления в контуре привода механизмов вспомогательного тормоза; 11 – контрольная лампа включения стоячного тормоза; 12 – щиток приборов; 13 – указатель температуры воды; 14 – указатель уровня топлива; 15 – спидометр; 16 – тахометр; 17 – амперметр; 18 – указатель давления масла; 19 – регулятор освещения щитка приборов; 20 – манометр; 21 – пепельница; 22 – откидная панель предохранителей; 23 – вещевой ящик; 24 – выключатель электрофакельного устройства; 25 – рукоятка управления краном отопления и заслонками воздухораспределителей; 26 - выключатель системы аварийной сигнализации; 27 - кнопка крана аварийного растормаживания; 28 - рукоятка крана управления левой щеткой стеклоочистителя и омывателя ветровых стекол; 29 - рукоятка крана управления правой щеткой стеклоочистителя; 30 - рычаг крана включения механизма блокировки межосевого дифференциала; 31 - рукоятка управления жалюзи; 32 - замок выключателя приборов электрооборудования и стартера; 32 - кнопка дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей; 34 - переключатель электродвигателей отопителя; 35 - выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 36 - переключатель датчиков указателя уровня топлива (только для КамАЗ-5410); 37 - выключатель противотуманных фар; 38 - выключатель плафонов; 39 - переключатель предпускового подогревателя 40 - предохранитель предпускового подогревателя.
Выключатель 28 коробки отбора мощности с предохранительной кнопкой расположен в левой части щитка приборов. Поворотом рычага и одновременным нажатием на кнопку включается привод масляного насоса самосвального механизма. При этом загорается сигнальная лампа, встроенная в кнопку переключателя.
Замок выключателя 33 приборов электрооборудования и стартера находится под приборной панелью, справа от рулевой колонки.
При повороте ключа вправо до щелчка включаются приборы электрооборудования, а при дальнейшем повороте ключа включается стартер.
Рис. 10. Переключатель крана управлении делителем:
1 - корпус; 2 - переключатель; 3 - рычаг переключения передач; 4 - трос.
Комбинированный переключатель закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом и состоит из переключателей света и указателей поворотов и двух выключателей звуковых сигналов.
На корпусе комбинированного переключателя нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.
Переключатель света расположен с правой стороны комбинированного переключателя и имеет вращающуюся рукоятку 3, которая устанавливается в трех фиксированных положениях:
включение подфарников, задних габаритных фонарей и освещения приборов;
включение ближнего света;
включение дальнего света.
Кроме этого, имеется нефиксированное положение рукоятки для сигнализации светом фар.
Рис. 11. Органы управления и контрольно измерительные приборы автомобиля – самосвала КамАЗ – 5511;
1 – выключатели для проверки неисправности контрольных ламп; 2 – контрольная лампа включения электрофакельного устройства; 3 - контрольная лампа включения указателей поворота; 4 – резервные контрольные лампы; 5 – контрольная лампа включения механизма блокировки межосевого дифференциала; 6 - (левая) - контрольная лампа коробки отбора мощности: 6 – (правая) контрольная лампа сигнализатора засоренности фильтрующих элементов очистки масла; 7 - контрольная лампа падения давления в контуре привода тормозных механизмов рабочего тормоза колес передней оси; 8 - контрольная лампа падения давления в контуре привода тормозных механизмов рабочего тормоза колес задней тележки; 9 - контрольная лампа падения давления в контуре привода тормозных механизмов стояночного и запасного тормозов; 10 - контрольная лампа падения давления в контуре привода механизмов вспомогательного тормоза; 11 - контрольная лампа включения стояночного тормоза; 12 - щиток приборов; 13 - указатель температуры воды; 14 - указатель уровня топлива; 15 - спидометр; 16 - тахометр: 17 - амперметр; 18 - указатель давления масла; 19 - регулятор освещения щитка приборов; 20 - манометр; 21 - пепельница; 22 - откидная панель предохранителей; 23 - вещевой ящик. 24 - выключатель электрофакельного устройства; 25 - рукоятка управления краном отопления и заслонками воздухораспределителей; 26 - выключатель системы аварийной сигнализации; 27 - кнопка крана аварийного растормаживания; 28 - выключатель коробки отбора мощности;
29 - рукоятка крана управления левой щеткой стеклоочистителя и омывателя ветровых стекол; 30 - рукоятка крана управления правой щеткой стеклоочистителя; 31 - рычаг крана включения механизма блокировки межосёвого дифференциала; 32 - рукоятка управления жалюзи; 33 - замок выключателя приборов электрооборудования и стартера; 34 - кнопка дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей; 35 - переключатель электродвигателей отопителя; 36 - переключателисамосвального устройства; 37 - выключатель плафонов; 38 - выключатель противотуманных фар; 39 - переключатель предпускового подогревателя; 40 - предохранитель предпускового подогревателя.
Кнопка включения пневматического звукового сигнала 4 расположена в торце переключателя света. Рычаг 1 переключателя указателей поворота находится на левой стороне комбинированного переключателя. При перемещении рычага вперед включаются указатели правого поворота, а при перемещении назад - указатели левого поворота автомобиля. Переключатель имеет автоматическое устройство, возвращающее рычаг в нейтральное положение после окончания поворота рулевого колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
Электрический звуковой сигнал включают при перемещении рычага переключателя указателей поворота вверх.
Кнопка 33 дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей расположена на приборной панели справа от щитка приборов.
Выключатель 24 электрофакельного устройства имеет нефиксированное положение - включение устройства.
Рис. 12. Комбинированный переключатель и положение органов переключения световой сигнализации:
I - включение указателей левого или правого поворота; II - включение звукового сигнала; III - сигнализация светом фар; IV - включение габаритного света; V - включение габаритного света и ближнего света фар; VI - включение габаритного света и дальнего света фар; 1 - рычаг; 2 - корпус; 3 - рукоятка переключения света; 4 - кнопка пневматического звукового сигнала.
Вряд ли стоит говорить о том, что в большинстве случаев кран-манипулятор становится идеальным решением. Речь идёт о плотной городской застройке или локации, куда обыкновенный кран проехать не в состоянии.
Манипулятор в Москве поможет выполнить эвакуацию автомобиля в самые короткие сроки.
Кран манипуляторы предназначены для самых разнообразных работ. В пример можно привести следующие:
- погрузка;
- перемещение;
- перевозка и т.д.
Каждый рабочий, который собирается работать на кране-манипуляторе в обязательном порядке должен пройти полное обучение. Речь идёт о том, что к каждому автомобилю прилагается подробная инструкция.
Однако существуют и более радикальные методы. Подразумеваются специальные курсы для водителей кранов-манипуляторов. На них любой желающий может понять на практике работу следующих систем: система безопасности, тяговая, буферная, тормозная, ходовая и т.д.
На самом деле управление манипулятором не такая сложная задача, как может показаться в начале. Хотя в обязательном порядке, водитель крана манипулятора должен не только видеть, но и чувствовать габариты автомобиля, стрелы и т.д.
Несмотря на то, что стрела крана-манипулятора значительно меньше, чем у традиционного крана, она может привести к несчастным случаям на строительных площадках и не только.
По этой причине, перед тем, как приступить непосредственно к работе на манипуляторе в обязательном порядке подаётся звуковой сигнал. Если люди находятся рядом с краном, они отойдут.
Кроме того, не стоит забывать о том, что не всегда придется использовать манипулятор на твёрдом асфальте. В инструкции к автомобилю будут прописаны инструкции в отношении использования последнего на краю котлована, или на болотистом, сыпучем грунте.
Как правило, основа автомобиля выполняется на базе хорошо известного грузовика. К примеру, КамАЗ пройдёт практически всюду. Вряд ли стоит напоминать о том, что манипуляторы активно используются на лесозаготовке.
ПодробностиГрузоподъемная техника - это сложное оборудование, которым может управлять специалист, обладающий соответствующими знаниями. Крановщики проходят регулярные инструктажи по технике безопасности и имеют соответствующие допуски к работе. Управление козловыми кранами возможно в нескольких вариантах.
Управление козловыми кранами может осуществляться несколькими способами
Варианты типов управления козловым краном
Управление козловым краном осуществляется при помощи контроллеров и командоаппаратов. Они оборудуются кнопками, либо джойстиком. Расположение всей системы может быть различным. Машинист должен обладать соответствующими знаниями, поскольку его задача контролировать сразу несколько моментов: передвижение самого крана, перемещение грузов вверх и вниз, а так же передвижение грузовой тележки вдоль моста.
Всего существует три типа управления грузоподъемным оборудованием, будь то мостовой или козловой кран:
- из кабины управления;
- с пола, при помощи пульта управления проводного;
- с пола, при помощи пульта радиоуправления.
Кабина козлового крана
Расположение элементов управления в кабине машиниста, которая закрепляется на мост козлового кран а, позволяет управлять оборудованием непосредственно сверху, что дает полный обзор крановщику. Как правило, она неподвижно располагается в таком месте балки, с которого хорошо просматривается весь путь следования грузовой тележки.
Рабочее место машиниста в кабине управления оборудуется удобным креслом и панелью управления, на которой находятся все необходимые кнопки или джойстики и рычаги. В ней устанавливаются так же сигнальные системы, предупреждающие крановщика о возникновении каких-либо непредвиденных или опасных ситуаций: превышение допустимого веса груза, аварийная остановка механизмов и т.д.
Обзор из кабины управления должен быть максимальным
Проектирование кабины управления осуществляется индивидуально для каждой единицы оборудования, поскольку при этом учитывается множество особенностей строения металлоконструкции крана и его технических данных. Кабины бывают как закрытого, так и открытого типа.
Кран козловой: управление с пола
Управление с пола позволяет крановщику наблюдать с близкого расстояния момент захвата и поднятия груза. Такой тип управления особенно удобен, когда кран спроектирован в нестандартном исполнении . Управление козловым краном с пола (земли) является более безопасным для машиниста способом, нежели нахождение в кабине.
Проводные пульты управления козловыми кранами позволяют осуществлять контроль за передвижением груза и всей конструкции непосредственно снизу, откуда хорошо просматривается весь рабочий цикл. У данного типа пультов есть один недостаток - кабель, который тянется от него до корпуса крана. Данный провод стелется частично по полу (или земле), что повышает риск нарушения его целостности и, соответственно, может нести угрозу жизни и здоровью персонала.
Радиоуправление - это современные системы управления работы козловых кранов, позволяющие избежать возможных неполадок с проводкой. Устройство такой системы довольно простое: на корпусе крана устанавливается приемник сигнала, а все элементы управления располагаются на пульте. Перевести на радиоуправление можно любой мостовой или козловой кран.
Какой бы способ управления козловым краном не был выбран, крановщик обязательно должен иметь соответствующее образование, пройти инструктаж по технике безопасности и специальное медицинское освидетельствование. Перед началом работы обязательно проверяется исправность всех механизмов козлового крана.