С каждым годом растет число автомобилистов предпочитающих машины с автоматической коробкой передач. Управление подобным автомобиль значительно проще. Однако не стоит преступать к вождению авто на автомате, не зная основных нюансов и особенностей. Ведь не правильная эксплуатация «автомата» может не только привести к поломкам дорогостоящей АКПП, но и спровоцировать аварийно опасную ситуацию на дороге. Неправильная эксплуатация механической коробки может привести, при худшем раскладе к замене сцепления, а вот ошибки в управлении «автоматом», могут влететь в копеечку, ведь менять придется весь механизм, а это удовольствие не из дешевых. В связи с этим, если у Вас еще отсутствует опыт вождения автомобиля с АКПП, то стоит прибегнуть к посторонней помощи и взять уроки вождения на авто с автоматом или просмотреть видеоуроки в интернете или почитать и об основных нюансах управления машины с подобной коробкой передач.
Машины на автомате – идеальный выбор для начинающего водителя. Обучение вождению на автомобиле с АКПП протекает гораздо быстрее, ведь переключать скорости не нужно и можно полностью сконцентрироваться на самом управлении и проще следить за ситуацией на дороге. В случае, когда уже есть небольшой опыт управления машиной, достаточно будет помощи самоучителя по вождению автомобиля с автоматической коробкой передач.
Что означают буквы на коробке автомат
Расшифровка обозначений положения ручки селектора на АКПП
Прежде чем приступать к самому вождению, необходимо ознакомиться с селектором переключения передач АКПП, обозначениями на нем и понять как управлять АКПП. Традиционно на автомате встречаются основные режимы:
- P – режим парковки. При переключении сектора в режим парковки блокируются ведущие колеса. Его используют, в случае если необходимо припарковаться на неровной или с небольшим уклоном поверхности;
- R – задний ход на автомате;
- N – «нейтралка» или нейтральная передача. Во время езды, ее лучше не использовать и применять лишь в случае необходимости перемещения с работающим двигателем на короткие дистанции, на автосервисе, например;
- D – основной режим. Включив вышеупомянутый режим, можно ехать на любой удобной скорости;
- 2 – режим езды на первых двух передачах. Наиболее удобно его использовать при движении на небольших скоростях, до 80 км/ч, например, на сложных участках трассы или при буксировке;
- L – режим езды на первой скорости. Его используют, если скорость движения не превышает отметку в 15 км/ч, например, на участке грунтовой размытой дороги.
В некоторых моделях, стандартный пакет режимов коробки может быть дополнен еще несколькими. Дополнительные режимы, встречающиеся на авто с АКПП:
- O/D или OverDrive – режим быстрого разгона, который используется при обгоне другого транспорта или при затяжных подъемах;
- Кик-Даун – режим переключения на 1-2 передачи вниз, обеспечивая ускорение. Кик-Даун на автомате не стоит использовать, если авто еще не набрало скорость в 20 км/ч;
- RWR Sport – режим быстрого разгона, сопровождающийся большим расходом топлива. Обычно его используют для езды на автобанах;
- Snow – особый режим, предназначенный для езды зимой. При движении в вышеупомянутом режиме, движение начинается со 2-й скорости, что значительно снижает возможность скольжения и прокручивания на месте ведущих колес.
Расположение педалей на машине с коробкой автомат
Расположение педалей в авто с коробкой автомат
Еще один момент, на котором следует заострить внимание, прежде чем разбирать особенности вождения автомобиля с автоматической коробкой передач - расположение педалей.
В машинах, оснащенных автоматической коробкой всего две педали - «газ» и «тормоз». Привычная для механики педаль «сцепление» отсутствует, однако это не значит, что в машине совсем нет сцепления. Просто, в АКПП отсутствуют сухие диски, отвечающие за размыкание передач. Эта функция выполняется автоматически, за счет перемещения трансмиссионного масла.
В вождении участвует всего одна нога, что очень не привычно для любителей механик. Но со временем Вы привыкните и сами поймете насколько это удобно.
Как управлять машиной с АКПП
Разобрав основные моменты, связанные с селектором и педалями, можно приступить к изучению вопросов, связанных непосредственно с вождением.
Как и в случае с механикой, в первую очередь, заводят мотор и прогревают машину, ориентируясь на время года и температуру, прогревают мотор от 2 до 10 минут. Заводить мотор рекомендуется, переключив рычаг в режим N или P, причем предпочтение лучше отдать режиму парковки.
Когда машина прогрелась – остается тронуться с места. Чтобы начать двигаться, достаточно выжать педаль тормоза и перевести вариатор в один из режимов езды D – для езды в прямом направлении или R – для перемещения задним ходом. Чтобы передвигаться в обычных условиях, самым оптимальным режимом является режим D. Ориентируясь на состояние дорожного покрытия, погодные условия и некоторые прочие факторы, Вы имеете возможность корректировать свое движение, выбрав специальный режим.
Машина тронулась и нормально движется по трассе, в определенный момент Вам понадобится остановиться и припарковаться. И так, как же тормозить на автомате? Как и все управление в целом, так и процесс торможения, относительно не сложная задача. Процесс торможения заключается в аккуратном и плавном выжимании педали «тормоза», нажимать необходимо до того момента, пока авто полностью не остановится. Если остановка не продолжительная, на светофоре, например, то режимы селектора можно не трогать.
Для того чтобы снять авто с ручника и тронуться, необходимо переключиться в режим D и удерживая педаль тормоза, снять авто с ручника.
А в случаях, когда Вы намереваетесь остановить машину на определенный промежуток времени и отлучиться, то для начала следует выжать «тормоз» и не отпуская педаль, поставить авто на ручник и включить режим Р. При парковке на поверхностях без уклонов, или на поверхностях с небольшим уклоном, можно обойтись без ручника.
Для того чтобы снять с ручника и тронуться, необходимо переключить селектор в режим D и удерживая педаль тормоза, переключить авто с ручника.
Несколько важных правил, соблюдение которых, во время эксплуатации машины, оснащенной автоматической КПП, помогут избежать нежелательных поломок:
- нельзя включать режим парковки во время езды, то есть до полной остановки – это чревато выводом коробки из строя;
- если вы переведете селектор в положение R, не дождавшись остановки – это вызовет проблемы не только с КПП, но и может вывести из строя даже двигатель;
- постарайтесь избегать буксировки. Если же Вы все-таки оказались в сложной ситуации, и буксировка неизбежна, то помните, что во время обязательно должен работать мотор, селектор должен быть переведен в положение N, максимальная скорость движения обязательно должна быть ниже отметки в 50 км/ч. Да и максимальное расстояние, на которое вы сможете так уехать, без серьезного ущерба, не должно быть больше 50 км. Поэтому хорошо подумайте, возможно, лучше не испытывать судьбу и вызвать эвакуатор;
- во время езды в экстремальных условиях, таких как заснеженная или скользкая трасса, размытая дорога, участок трассы с частыми и крутыми поворотами – самым верным решением будет использовать один из спецрежимов, предназначенных для конкретных условий;
- не стоит отправляться в дальние поездки или в путешествие по незнакомой трассе – набейте руку и досконально изучите все режимы езды, чтобы избежать сложных непредвиденных ситуаций.
Gостарайтесь избегать буксировки. лучше не испытывать судьбу и вызвать эвакуатор.
Если Вы учтете все эти моменты, просмотрите парочку видеоуроков о вождении автомобиля с автоматической коробкой передач для начинающих, то в скором времени будете не только с легкостью управлять своим авто, но и получите истинное удовольствие от самой езды.
Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» - символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи - видео об использовании автоматической коробки.
На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.
Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» - МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.
Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.
- «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
- «R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
- «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
- «D» – «драйв». Режим движения вперед.
- «A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
- «L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
- «B» – Такой же режим, как и «L».
- «2» – режим движения не выше второй передачи.
- «3» – режим движения не выше третьей передачи.
- «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
- «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
- «OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
- «W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
- «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
- «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).
Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.
А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.
Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:
- В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ»
. Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации).
Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).
- В автомобилях с АКПП предусмотрена защита – автоматическая блокировка запуска двигателя при неправильном положении рычага переключения передач
. Это значит, что двигатель с АКПП можно завести только при условии, что рычаг переключения передач находится в одном из двух положений: или «P» (паркинг), или «N» (нейтралка). Если рычаг ПП будет находиться в любом другом положении, предназначенном для движения, будет срабатывать блокировочная защита от неправильного запуска.
Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.
Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».
- После поворота ключа в замке зажигания перед запуском стартера рекомендуется подождать несколько секунд , чтобы дать время включиться бензонасосу и подкачать компрессию.
Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.
Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:
- Вставить ключ в замок зажигания.
- Выжать педаль тормоза правой ногой (левая нога при езде с АКПП не задействуется).
- Проверить положение рычага переключения передач - он должен находиться в положении «P» – «паркинг».
- Запустить двигатель (при нажатой педали тормоза).
- Также при нажатой педали тормоза переключить рычаг ПП в положение «D» – «драйв» (движение вперед).
- Полностью отпустить педаль тормоза, после чего автомобиль тронется с места и начнет движение вперед с небольшой скоростью - около 5 км/час.
- Для увеличения скорости движения нужно нажать на педаль «газа». Чем сильнее вы будете нажимать на педаль «газа», тем выше будут передачи и скорость.
- Для остановки автомобиля нужно убрать правую ногу с педали «газа» и выжать (ей же) педаль тормоза. Автомобиль остановится.
- Если вы планируете покинуть автомобиль после остановки, то при нажатой педали тормоза переместите рычаг переключения передач в режим «P» – «паркинг». Если же остановка потребовалась в пробке, у светофора или пешеходного перехода, то, естественно, рычаг ПП переключать в «паркинг» не нужно. После того, как вы решите опять продолжить движение, отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль «газа» для увеличения скорости.
Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:
- При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.
- При движении накатом с горки, с торможением двигателем. Использовать для движения накатом нейтральный режим «N» не рекомендуется, так как он вреден для АКПП. А накат в режиме «D» не совсем удобен, так как происходит постепенное снижение скорости.
- Для удобного прохождения поворотов и других маневров, в том числе и для резкого ускорения при обгоне.
- Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» - «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом . И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.
- Вторая распространенная ошибка (скорее, заблуждение) связана с режимом «N» (нейтралка). Дело в том, что данный режим является экстренным, чтобы разблокировать колеса для кратковременной буксировки или перестановки машины в случае какой-либо неисправности. И только для этого!
Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках , что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.
- Третья ошибка – переход в нейтральный режим «N» из режима «D» на ходу, в движении по трассе . Это опасно (особенно на большой скорости), так как может заглохнуть двигатель, в результате чего отключится гидроусиление руля и усиление тормозов, и автомобиль станет почти неуправляемым.
- Еще одна ошибка – буксировка машины с АКПП на расстояние больше 40 км и на скорости более 50 км/час . В коробке «автомат», в отличие от МКПП, система подачи масла работает под давлением, но при буксировке она не работает. Соответственно, детали «автомата» вращаются «на сухую», без смазки, в результате чего происходит их очень быстрый износ.
- Нередкой ошибкой является попытка завести машину с АКПП «с толкача» . И хотя такие попытки часто приводят к желаемому результату (двигатель запускается), все равно на механизм АКПП это действует разрушающе, и при такой частой эксплуатации «автомат» может не выработать и половины заложенного ресурса.
Заключение
Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
Видео о том, как пользоваться «автоматом»:
Наличие автоматического переключения передач значительно упрощает управление автомобилем. Ехать на машине, оборудованной АКПП, значительно удобней, особенно при частых остановках и сменах скоростного режима. Ошибки в использовании автомата приводят к ускоренному его износу, а в некоторых случаях могут полностью вывести узел из строя. Особое внимание инструкции «Как пользоваться акпп правильно» следует уделить водителям, чьи уроки вождения проходили на механике.
Преимущества автоматических КПП
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач имеет свои особенности. Наиболее автомат подходит для размеренной, спокойной езды, без динамичных разгонов, экстремальных внешних условий и прочих перегрузок. Автомобилем с автоматической коробкой передач удобно пользоваться в мегаполисе. К основным преимуществам, которые получают владельцы машин с АКПП относятся:
- новичок намного быстрее начинает чувствовать себя уверенно за рулем, так как нет необходимости правильно выбирать передачи;
- простота управления в процессе езды;
- упрощения трогания с места как на прямом участке дороги, так и если начало движения происходит под уклоном;
- нагрузка на двигатель регулируется автоматически, что хорошо влияет на его ресурс;
- невозможны ошибки с неправильным выбором передачи, что исключает работу двигателя на слишком больших или низких оборотах;
- в связи с более редким воздействием на рычаг, его поверхность остается незатертой продолжительное время.
На заре своего массового появления автоматы имели значительно меньший ресурс, чем механика. В современных автомобилях сроки эксплуатации практически сравнялись, но только в случае если правильно пользоваться автоматической коробкой передач. Ошибки вождения и неправильное обслуживание способны вызвать поломки, после которых эксплуатация акпп становится невозможной без капитального ремонта.
Режимы работы автоматической коробки передач
Основные положения рукоятки коробки передач, а также режимы работы АКПП описаны на изображении ниже.
Режиму «Паркинг» соответствует положение рычага «Р». Колеса автомобиля находятся в заблокированном положении. Данный режим чем-то схож с действием ручного тормоза. Переводить селектор в положение «Р» во время движения авто запрещено, так как это приведет к механическим повреждениям и дорогостоящему ремонту. Применяется «Паркинг» в следующих случаях:
- при необходимости завести автомобиль;
- во время стоянки машины.
За движение автомобиля в задним ходом отвечает режим «Реверс». Он имеет обычно обозначение «R». Правила эксплуатации разрешают включать обратный ход только на неподвижном автомобиле. В случае движения машины даже на небольшой скорости, перевод рычага в положение «R» приведет к дорогостоящему ремонту.
Для разъединения двигателя от коробки передач используется режим нейтрали, которому соответствует расположение селектора напротив буквы «N». Колеса в таком режиме вращаются свободно и торможение двигателем невозможно. Переключать во время движения АКПП в режим нейтрали не рекомендуется, так как возможно возникновение заноса.
Режим, который обозначает движение вперед и говорит автовладельцу «езжай» называется «Драйв». Ему соответствует положение «D». В зависимости от усилия, прикладываемого на педаль управления подачи топлива, передачи выбираются автоматически. При снижении воздействия на акселератор автоматическая коробка передач осуществляет торможение двигателем. Особенностью режима «Драйв» является отсутствие необходимости пользоваться ручным тормозом при трогании с места при небольшом наклоне. На крутом склоне автомобиль в режиме «D» медленно будет откатываться назад, что может вызвать аварийную ситуацию.
Выбор диапазона передач
Для ограничения количества используемых передач имеется несколько подрежимов, обычно обозначаемые цифрами. Например, на акпп, изображенной ниже на рисунке, имеется возможность ограничить передаточные числа 2, 3 и 4 скоростью. Есть коробки, которые позволяют двигаться на первой передаче. Такой режим обозначается 1 либо «L».
Двигаться, используя лишь 3 скорости, рекомендуется на участках, требующих повышенного внимания. При эксплуатации автоматической коробки передач в данном режиме следует внимательно следить за показаниями тахометра. Попадание стрелки прибора в красную зону говорит о необходимости снизить обороты двигателя или переключить АКПП.
Использование лишь двух передач может быть вызвано движением машины по крутому склону. Инструктора по вождению автомобилей с акпп рекомендуют скользкие дороги также преодолевать при установке селектора в положение «2». Автомобиль в таком случае едет более плавно, и шанс попасть в занос уменьшается.
В рекомендациях о том как правильно пользоваться автомобилем с АКПП указывается, что езда на такой машине по бездорожью может повредить коробку. В реальной жизни бывают различные ситуации, поэтому для движения в тяжелых условиях автопроизводители предусмотрели возможность работы только на первой передаче. Это позволяет проехать как по ухабам, так и подняться на крутой склон. Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль с селектором в положении «L», доходит до 40 км/час.
Выбор ограничения диапазона используемых передач при движении на скорости ведет к торможению двигателем. В случае слишком большого темпа замедления может произойти занос авто. Коробка автомат в таком случае будет испытывать повышенный износ.
Дополнительные режимы
Для повышения безопасности движения в зимнее время используется режим обозначаемый «*», «WINTER», «SNOW». При этом максимально устраняется пробуксовка колес как при смене скоростей, так и при трогание с места. В некоторых коробках начало движения происходит со второй передачи, что значительно уменьшает ускорение. Переключение между ступенями происходит с минимизацией перепадов ускорений, что уменьшает возможность попасть в занос. Инструктора по вождению машин с акпп не рекомендуют использовать зимний режим летом, так как это может привести к перегреву масла в коробке.
Для возможности управлять автоматической коробкой передач подобно механике, применяется селективная коробка передач. Водитель самостоятельно повышает либо понижает передаточное число в зависимости от дорожных условий. Автоматика подстраховывает водителя от ошибок, поэтому может самостоятельно поднять либо опустить передачу. Пример селективной АКПП изображен на рисунке ниже.
Проблему с тем, как ездить экономно, решает специальный режим «Е». Передачи в таком случае переключаются таким образом, чтобы двигатель расходовал как можно меньше топлива. Динамические характеристики автомобиля при этом ухудшаются.
Несмотря на то, что большинство автоматов не предназначено для спортивной езды, наличие режима «S» позволяет придать резвости автомобилю. Обороты коленчатого вала перед сменой передаточного числа достигают своего максимума. На трансмиссию при этом ложится повышенная нагрузка. Говорить об экономичности «S»-режима не приходится.
Управление движением автомобиля
До начала движения требуется выполнить следующие действия:
- Перед тем как завести машину требуется проверить положение рукоятки, и в случае необходимости переместить ее в режим «Р»;
- Запустить двигатель;
- Нажать на педаль тормоза и удерживать её;
- Нажать кнопку, предотвращающую случайное переключение селектора;
- В зависимости от направления движения выбрать «D» либо «R». Переключение следует производить быстро, не задерживаясь на промежуточных положениях. Это предотвратит лишние срабатывания механизма АКПП. Среднее время включения выбранного режима составляет 1-2 секунды.
Так как зажата педаль тормоза, автомобиль будет стоять на месте. После ее отпускания начнется медленное движение машины. Направление зависит от выбранного режима «D» или «R». При этом уклон может препятствовать движению. В таком случае потребуется воздействие на педаль акселератора.
Управление автоматической коробкой передач происходит косвенно через интенсивность нажатия педали. Плавное воздействие приводит к неторопливому переключению скоростей и плавному разгону. Авто с автоматической КПП раскроет максимально свои динамические характеристики только при вжатии акселератора в пол. В результате вождения автомобиля в таком режиме происходит повышенный износ всех его узлов.
Автоинструктора, обучая езде с акпп, обращают внимание на кик-даун. Данный эффект появляется в результате особенностей алгоритма работы АКПП. Получая команду на максимально интенсивный разгон, происходит первоначальное понижение передачи. Это приводит к секундной задержке перед разгоном. Техника обгона учитывает этот провал, указывая на кик-даун в инструкциях о том, как управлять автомобилем безопасно.
Остановка автомобиля
Осуществление остановки автомобиля происходит при нажатии на педаль тормоза. После остановки инструктора по акпп рекомендуют придерживаться следующей инструкции «как управлять автоматической коробкой»:
- при длительной остановке следует перевести рычаг из положения «D» в «P» или «N»;
- При частых и кратковременных торможениях, например, при проезде через пробку, желательно оставлять селектор напротив «D».
Продолжительная работа заторможенного автомобиля без перехода на «P» или «N» ведет к повышенному износу двигателя, коробки и тормозной системы. Необходимость постоянно держать надавленной педаль тормоза вызывает усталость у водителя. В свою очередь, слишком частая смена положений рычага ведет к повышенному износу механизмов АКПП. Решение о том, как ездить, принимается лично автолюбителем, исходя из его предпочтений и водительского опыта.
Особенности эксплуатации авто с АКПП
Езда с высокой динамической нагрузкой либо на высокой скорости на непрогретой коробке передач ведет к быстрому ее износу. Выезжая на автомобиле, первые 5-10 минут следует двигаться в умеренном, плавном режиме. Решение о том, как водить машину с прогретым маслом, лежит на владельце, инструктора по акпп при эксплуатации автоматической коробки рекомендуют щадящий режим на всех этапах.
В холодное время перед началом движения следует произвести переключение скоростей, что дополнительно прогреет АКПП. Опытные инструктора по акпп начинают движение при включенном зимнем режиме. Это помогает ускоренно прогреть коробку даже в мороз. Инструкция «как правильно пользоваться автоматической коробкой» запрещает использовать положение «*» летом, поэтому ускорять прогрев масла в жаркие дни не стоит. Они и в обычном режиме движения прогреется быстро.
Буксировать машину с автоматической коробкой передач следует с большой осторожностью. Скорость движения не должна превышать 30-50 км/час. При возможности следует заводить двигатель, так как это улучшит смазку и уменьшит нагрев АКПП. Расстояние, на которое можно переместить автомобиль, часто ограничивается 30-50 км. Конструктивно в автоматической коробке передач может быть вообще недопустим режим буксирования. Некоторые производители разрешают перемещать автомобиль на сцепке только при работающем моторе.
Пробуксовка негативно действует на автоматическую коробку передач. Инструктор по вождению с акпп, обучая «как ездить на неоднородных поверхностях», рекомендует максимально плавно работать педалью акселератора. Рычаг желательно устанавливать в положение «2».
Конструктивные особенности, заложенные в автомате, не позволяют буксировать транспортное средство либо прицеп без вреда для машины. Даже небольшие расстояния, преодоленные с дополнительной нагрузкой, наносят удар по ресурсу коробки. При необходимости буксировки машиной дополнительного груза следует избегать перегрева КПП. Перед тем как начать движение необходимо задуматься, стоит ли буксировка чрезмерного износа трансмиссии, которого не удастся избежать при любом раскладе.
Ситуации, когда необходимо воспользоваться ручником
Наличие режима «Паркинг» привело к тому, что автовладельцы не пользуются ручным тормозом. Посмотрев в рекомендации как правильно управлять авто с АКПП либо самоучитель дорожного движения, можно увидеть требование всегда использовать ручник, не полагаясь на селектор. Пошаговая инструкция начала движения также упоминает необходимость использования стояночного тормоза.
Автолюбители, которые до этого ездили на механике и пользовались ручником крайне редко, забывают о нем при движении. Новички же могут забыть снять машину с ручного тормоза, проехав не один километр. С наступлением морозов начинается новая проблема в виде примерзания колодок, поэтому решение о необходимости использования стояночного тормоза при ежедневной эксплуатации каждый принимает сам.
Появление АКПП сделало вождение автомобиля более комфортным. Теперь нет необходимости выжимать сцепление и самостоятельно выбирать передачу, а знание особенностей работы коробки и правильность выбора режима движения позволяют продлить срок службы до уровня механики.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Стремительное развитие автомобильных электронных систем делает реальной идею беспилотного автомобиля. Многие автопроизводители и производители автокомпонентов активно работают над созданием системы автоматического управления автомобилем. Задача решается по двум направлениям:
- комплексная автоматизация автомобиля;
- автоматизация отдельных режимов движения транспортного средства (парковка, движение в пробках, перемещение по автомагистрали ).
Комплексный подход к созданию беспилотного автомобиля реализуют могущественный Google.
В настоящее время разрабатываются и внедряются различные системы автоматической парковки , обеспечивающие параллельную и (или) перпендикулярную парковку автомобиля в автоматическом режиме. Парковочный автопилот имеют в активе BMW, Ford, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Toyota, Volkswagen.
Дальнейшее совершенствование системы адаптивного круиз-контроля позволяет реализовать автоматический режим движения автомобиля в пробках. В данном направлении работают Audi, Ford. Другим направлением является автоматизация движения автомобиля по автомагистрали. Разработки BMW, Cadillac основываются на существующих системах активной безопасности.
Беспилотный автомобль Google
В настоящее время система автоматического управления от Google реализована на шести опытных автомобилях Toyota Prius, Lexus RX 450h и Audi TT, которые проехали в беспилотном режиме свыше двух с половиной миллионов километров. Для реализации функций автоматического управления система включает в себя следующие входные устройства: лидар, радары, видеокамера, датчик оценки положения, инерционный датчик движения, GPS приемник.
Датчик оценки положения фиксирует движение автомобиля и помогает определить его точное местоположение на карте. Датчик оценки положения установлен на левом заднем колесе.
Инерционный датчик движения измеряет направление ускорения или замедления, продольный и поперечный крен кузова автомобиля, при его движении. Используется датчик системы курсовой устойчивости.
Сигналы от входных устройств передаются в электронный блок управления, где производится их обработка в соответствии с заложенной программой и формирование управляющих воздействий на исполнительные устройства. В качестве исполнительных устройств используются конструктивные элементы рулевого управления , тормозной системы , системы курсовой устойчивости , системы управления двигателем .
С 2016 года работа над беспилотным автомобилем Google выделена в отдельную компанию Waymo.
Автопилот Tesla
Автопилот, позволяющий автомобилю автономно двигаться на автомагистрали, используется на модели Tesla Model S с 2015 года. Система включает 8 камер кругового обзора, 12 ультразвуковых датчиков и головной радар.
Автопилот от Tesla пока имеет следующие ограничения: не всегда распознает дорожную разметку, не считывает сигналы поворота и стоп-сигналы, не обнаруживает пешеходов и велосипедистов. Но компания проводит постоянное улучшение программного обеспечения системы за счет обратной связи со своими автомобилями. Обновленная версия программы загружается в автомобиль по радиосигналу.
Российский автопилот
Проект по созданию российского автопилота стартовал в начале 2012 года по инициативе компании РобоСиВи. Система включает два основных блока – навигационный комплекс ГЛОНАСС и т.н. комплекс технического зрения. Что входит в комплекс технического зрения компания пока не раскрывает, говориться только о большом количестве датчиков.
В настоящее время производится тестирование системы на малогабаритной модели, в которой реализованы функции прокладки маршрута, трогания с места, маневрирования, торможения при возникновении препятствия (транспортное средство, люди ). Несмотря на то, что российская компания работы начала значительно позже Google, она имеет все шансы добиться конкурентного преимущества за счет невысокой цены (предположительно в 50 раз дешевле Google ) и универсальности.
В рамках проекта HAVit (Highly Automated Vehicles for Intelligent Transport – Высокоавтоматизированные автомобили для интеллектуального транспорта) в 2011 году была представлена полуавтоматическая система Temporary Auto Pilot , TAP (Временный автопилот). Система позволяет водителю в определенных условиях отдать управление автомобилем под контроль автоматики. По своей сути система является промежуточным этапом на пути к роботизированному автомобилю.
Система TAP объединяет в единое целое уже известные разработки Volkswagen: систему адаптивного круиз-контроля , систему помощи движению по полосе , систему распознавания дорожных знаков . В своей работе система Временного автопилотирования использует стандартные входные устройства перечисленных систем активной безопасности: лидар, радар, видеокамеру, ультразвуковые датчики .
Сигналы от входных устройств передаются в электронный блок управления, который с помощью исполнительных механизмов реализует следующие автоматические функции:
- поддержание безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля;
- остановка и трогание с места;
- движение по полосе;
- распознавание знаков ограничения скорости и приведение скорости в соответствие с требованиями знака.
Система обеспечивает оптимальную степень автоматизации в зависимости от дорожной ситуации и состояния водителя, тем самым способствует безаварийному движению. Система работает на скорости до 130 км/ч. Система TAP полностью готова для внедрения на серийные автомобили.
Система Traffic Jam Assistant от Audi - первая серийная система автопилота для движения в пробках. Система автоматически поддерживает дистанцию до впереди идущей машины, тормозит, разгоняется, поворачивает, объезжает препятствия и даже уступает дорогу машинам экстренных служб. Конструктивно автопилот для пробок построен на основе адаптивного круиз-контроля и работает на скорости от 0 до 60 км/ч.
Система объединяет рад входных устройств: два радара, широкоугольную видеокамеру и восемь ультразвуковых датчиков. Радары сканируют определенные секторы на расстоянии 250 м. Видеокамера определяет дорожную разметку и различные препятствия. Ультразвуковые датчики контролируют пространство спереди, сзади и сбоку автомобиля. В любой момент работы системы водитель может взять управление автомобилем на себя.
Система Traffic Jam Assist
Систему автоматического движения в пробках готовит Ford и планирует ее использование на серийных автомобилях к 2017 году. Система Traffic Jam Assist включает радар и камеру, которые отслеживают движение соседних машин. Электронный блок управления выбирает нужную скорость и обеспечивает движение автомобиля в потоке.
Компания BMW работает над системой ConnectedDrive Connect (CDC), предназначенной для движения по автомагистрали. Система CDC включает ультразвуковой датчик, камеру, радары и лидар, сигналы от которых обрабатываются в электронном блоке управления. В результате воздействия на исполнительные механизмы различных систем автомобиля, изменяется его скорость и траектория движения. Помимо этого, система не превышает разрешенной на участке скорости, не производит обгон справа, а также возвращает автомобиль в свой ряд после обгона. В общем, в автопилоте реализован алгоритм идеального водителя. По заявлению компании система пока не готова к серийному применению.
Система автоматического управления Super Cruise от Cadillac обеспечивает движение автомобиля по автомагистрали. Она позволяет осуществлять маневрирование, торможение, движение по полосе без участия водителя.
Система построена на ряде готовых решений компании: адаптивном круиз-контроле, системах автоматического экстренного торможения, предупреждения о столкновении, помощи движению по полосе, помощи при перестроении, активного головного света и др.
Текущее положение автомобиля оценивается с помощью входных устройств – радара, ультразвуковых датчиков, камеры и системы GPS. Разработчик отмечает, что эффективность работы системы зависит от внешних факторов – погода, наличие разметки.
Система SARTRE
Интересное решение автоматизации движения автомобиля предлагает компания Volvo. Система Safe Road Trains for the Environment (SARTRE) позволяет нескольким машинам двигаться по дороге в организованной колонне. Автомобили идут за головной машиной, в качестве которой выбирается грузовой автомобиль с водителем-профессионалом. Автомобили выстраиваются с дистанцией 6 м и полностью повторяют движение ведущего грузовика, что позволяет водителем отдохнуть, покушать, поговорить по телефону.
По желанию каждый из автомобилей в любой момент может покинуть группу. Для создания системы SARTRE используются наработки Volvo в области активной безопасности, в т.ч. адаптивный круиз-контроль. В настоящее время система находится в стадии испытаний.
Автоматические коробки передач существенно облегчили жизнь автомобилистам. Особенно они пришлись по вкусу представительницам прекрасного пола. Ведь при управлении машиной с АКПП не нужно думать, когда переключать ступени и проводить эту операцию. Автоматика делает все самостоятельно. Водитель, по сути, задействует в управлении машиной одну правую ногу. Но все же многие задумываются над вопросом, как управлять автоматической коробкой передач в различных условиях и ситуациях на дороге? И в данном случае действительно есть некоторые нюансы.
Основные режимы работы агрегата
На месте привычного водителям с «механикой» рычага КПП, в машинах с «автоматом» находится селектор в виде небольшого рычажка. Чаще всего классические АКПП обладают 4 ступенями.
Обычно существуют такие режимы функционирования коробки-автомата:
Требуется отметить, что многие АКПП, особенно современные модели обладают дополнительными режимами, предназначенными для передвижения в определенных условиях. К таковым относятся:
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач
Перемещать рукоятку КПП в определенный режим возможно при соблюдении трех условий:
- Запущенный силовой агрегат;
- Нажатая педаль тормоза;
- Утопленная кнопка на самом селекторе.
Требуемый режим активизируется через секунду-две после перемещения рычага. За это время обороты мотора несколько упадут.
Сразу же после включения следует отпустить педаль тормоза, и машина начнет движение. Стоит помнить, что в режимах D и R силовой агрегат постоянно толкает машину даже при полностью отпущенной педали акселератора. Именно работа педалью газа является для АКПП ключевым сигналом работы. Если нажимать плавно, то и переключения будут медленными и на невысоких оборотах. При необходимости интенсивного разгона, следует резко нажать на педаль, «коробка» перейдет на ступень либо две ниже и начнется интенсивный разгон.
Классическая АКПП обладает одним недостатком. После нажатия на педаль проходит около секунды перед началом резкого разгона. Конечно это немного, однако в некоторых случаях (при рискованных обгонах и пр.) секунда решает многое. Поэтому данный нюанс следует учитывать.
При необходимости остановки следует просто нажимать на педаль тормоза. Перемещать селектор не нужно. При кратковременных остановках перед светофором рычаг из положения D не убирается, а педаль удерживается в нажатой позиции. Если же впереди пробка либо остановка будет более продолжительной (больше полминуты), лучше перевести рычаг в положение N либо P, это сэкономит топливо, которое тратится на толкание заторможенной машины. Необходимо помнить, что с позиции D на N и в обратном направлении селектор переводится без нажатия кнопки на нем. Это удобно при езде в пробах для частого перемещения в обоих направлениях.
Если авто катится с горки, не рекомендуется переводить селектор в режим N. Ведь при езде на обычном «Драйве» агрегат самостоятельно активизирует торможение двигателем. При этом не перегреваются тормозные колодки. Если все же захотелось скатиться на нейтральной ступени, то перемещать селектор следует без нажатия кнопки. Возвращать АКПП на режим D следует также не нажимая кнопку. Таким образом, можно исключить ошибочное включение режимов заднего хода либо P. Да и машина быстрее остановится.
Как ездить с прицепом на машине с АКПП?
Необходимо отметить, что буксировка на машине с коробкой-автоматом – явление нежелательное. Особенно это касается буксировки другого транспортного средства. В данной ситуации происходит перегрев трансмиссионного масла в результате повышенных нагрузок на компоненты коробки передач.
Что касается прицепов, то не тяжелые экземпляры следует буксировать на обычном режиме D. При этом скоростной режим не ограничивается. Если же прицеп тяжелый, то на машине должен быть дополнительный масляный радиатор КПП. Установить таковой достаточно сложно даже на авторизованных сервисах. Поэтому при постоянной надобности буксировки тяжелого прицепа, лучше приобрести машину с «автоматом» с уже установленным радиатором. Обычно он присутствует на больших пикапах и внедорожниках, способных буксировать тяжелые прицепы.
Также для передвижения с прицепом подойдет режим, который блокирует переключение АКПП выше второй ступени. При этом описываемый режим не стоит активизировать при езде со скоростью более 80 км/ч.
Буксировка машины с автоматической коробкой передач
Пожалуй, данный вопрос является одним из наиболее распространенных среди владельцев машин с «автоматами». Такие авто буксировать разрешено, однако исключительно при запущенном силовом агрегате и на нейтральной позиции селектора АКПП. При этом скоростной режим ограничивается отметкой в 50 км/ч, а максимальная дальность буксировки не должна превышать 50 км. Если же силовой агрегат машины не запускается, то лучше вызвать эвакуатор, нежели впоследствии проводить дорогостоящий ремонт трансмиссии. В любом случае перед буксировкой лучше прочитать инструкцию по эксплуатации машины данной модели. Ведь некоторые изготовители вообще запрещают буксирование авто с «автоматами». Другие ограничивают скорость 30 км/ч, а дистанцию 30 км.
Что касается буксировки машиной с АКПП, то она вообще нежелательна. Если же другого выхода из сложившейся ситуации не найти, то следует проверить, какой вес буксируемого транспортного средства. Он должен быть меньше либо равен весу тягача. Буксировка возможна исключительно в положении селектора L либо 2. Данный режим ограничивает переключение 2 ступенью. При этом скорость буксировки не должна быть более 40 км/ч.
Некоторые рекомендации собственникам авто с коробкой-«автоматом»
Как уже упоминалось выше, на машинах, оснащенных классическими автоматическими трансмиссиями возможно торможение мотором. Для езды по затяжным спускам следует отжать кнопку O/D (при ее наличии), что заставит агрегат перейти на третью ступень и мягко тормозить двигателем. При этом машина не разгонится более 80 км/ч. Данная возможность не может быть применена на скоростях выше 120 км/ч.
Для езды по крутым спускам следует перевести селектор в позицию 2. Это ограничит скорость езды на отметках 40-60 км/ч. Для передвижения вне асфальтовых дорог с присутствием очень крутых спусков и подъемов следует перевести селектор в позицию L. В итоге машина не сможет разгоняться более 10-20 км/ч. На подъемах же в таком случае можно пользоваться наибольшим крутящим моментом агрегата.
Вообще же машины с АКПП «не любят» бездорожья. Ведь в данном случае возможна пробуксовка колес, равно как и при езде по зимним дорогам. А это чревато чрезмерным износом деталей АКПП. Если машина застряла в луже или грязи, не следует газовать вовсю. Для преодоления препятствия подходит режим L либо 1. Лучше же попробовать отъехать назад по своей же колее.
Нужно обязательно помнить, что непрогретый агрегат не любит нагрузок и большой скорости. Даже в летние месяцы необходимо первые пару-тройку километров пути двигаться плавно без резких рывков и ускорений. Нужно подождать разогрева масла в силовом агрегате и АКПП до рабочей температуры. А ведь в трансмиссии оно прогревается в несколько раз медленнее.
В зимние же холода прогревая мотор, можно попеременно перемещать селектор КПП в различные положения, задерживаясь на каждом. Это позволит немного прогреть масло в АКПП. Разрешается постоять на включенном режиме «Драйв» и нажатой педали тормоза. Кроме того, с целью более быстрого прогрева агрегата в зимние морозы, можно проехать первые километры с активизированным зимним режимом.
Многие владельцы авто с «автоматом» несправедливо считают, что машине не нужен ручной тормоз. Действительно, собственники таких авто, ручником практически не пользуются. Многим вполне достаточно режима P. Однако правила эксплуатации машин в обязательном порядке содержат пункт, который гласит, что всегда следует пользоваться стояночным тормозом, не надеясь на стояночный режим работы трансмиссии.
Действительно, стояночное положение P – это что-то сродни включенной передаче на неработающем двигателе машины с . Ручником же пользоваться обязательно необходимо в случае остановки с работающим мотором, особенно если водитель выходит из салона авто. Кроме того, ручник понадобится в случаях потребности в надежной фиксации машины. Это может быть замена колеса на запасное и пр. На крутых уклонах также лучше затянуть ручной тормоз. Ведь именно на крутых склонах режим паркинга, который блокирует ведущие колеса машины, нагружается в большей степени. В результате возможно самовольное снятие селектора с режима Паркинга. В данной ситуации перед началом движения следует первоначально перевести рычаг селектора с режима P, а затем послаблять ручной тормоз и начинать езду.
Напоследок стоит отметить, что расход горючего при езде с автоматической трансмиссией будет больше, нежели с механикой. Особенно эта разница проявляется при разгонах. Причем чем он интенсивней, тем серьезнее повышается расход горючего. Ремонт же АКПП – удовольствие недешевое. Хотя эти сложные агрегаты обладают высокой надежностью и выхаживают серьезные пробеги.
Autoleek