Страны Западной Европы приняли стандарт Евро 2 в 1995 году. В России он начал действовать лишь с апреля 2006 года, при этом наша страна не сертифицировала автомобили и топливо по Евро 1, введенному в Европе в 1992 году, а перешагнула сразу к Евро 2.
Действовать в России он должен был с 01.04.2006 по 01.01.2008., однако впоследствии внедрение заменяющего его Евро 3 было перенесено на 1 января 2013 года.
Основные положения Евро 2
Поскольку основной направленностью стандартов Евро является охрана окружающей среды, требования Евро 2 сводились к дальнейшему (по отношению к Евро 1) уменьшению выбросов вредных веществ в выхлопах автомобильных двигателей:
- содержание угарного газа СО уменьшили с 2,72 до значения 2,2 г/км (граммов на километр пути) для бензинового двигателя, с 2,72 до значения 1,0 г/км для дизельного;
- выброс углеводородов и окислов азота был директивно снижен с 0,97 г/км до 0,5 г/км для бензиновых, и с 0,97 до 0,7 г/км — для дизельных двигателей;
- содержание сажи в выхлопах дизельных моторов уменьшили со 140 до 80 мг/км пути;
- впервые было ограничена массовая доля серы как вредного вещества в дизельном топливе: ее концентрация по Евро 2 не должна была превышать порог в 500 мг/кг;
- содержание бензола в топливе ограничили уровнем в 5 %;
- окончательный запрет получили добавки тетраэтилсвинца, повышающего октановое число бензина.
Энергетические характеристики дизельного топлива Евро 2 практически не отличаются от Евро 1, а в экологическом плане новые требования явно усиливали защиту окружающего мира. Все дальнейшие изменения сертификата (Евро 3, 4, 5) продолжили линию последовательных количественных ограничений вредных веществ в выхлопах двигателей.
Топливо Евро 2 в России
Чтобы определить, что за топливо представляло собой Евро 2 в России, обратимся к нашим нормативным документам.
Для введения международных требований сертификации Евро в нормативы России был выпущен ГОСТ Р 52368-2005, который фактически интерпретировал европейский норматив EN 590 в законодательство нашей страны. Дизельное топливо евро 2 в этом документе не обозначено, очевидно, как устаревшее, поскольку требования изложены к видам топлива, начиная с Евро 3 (в ГОСТе оно обозначается экологической группой Вид I c уровнем серы 350 мг/кг).
Не обозначено дизельное топливо евро класс 2 и в более позднем нормативном документе - ГОСТ 32511-2013. В нем также устанавливаются параметры для видов топлива, начиная с класса Евро 3.
Качество топлива евро 2 описывает только технический регламент РТ ТС 013/2011, принятый в Таможенном союзе в 2011 году для России, Казахстана и Беларуси. В документе это топливо фигурирует под экологическим классом К2 с пороговым значением уровня серы в 500 мг/кг.
Экологический свод сертификатов Евро-2 является достаточно старым набором стандартов измерений для выхлопов двигателей внутреннего сгорания. В Европе эти нормативы были приняты девятнадцать лет назад. Спустя 10 лет после принятия, к программе по поддержке этих стандартов подключилась и Россия. Согласно имеющейся документации действовали следующие ограничения на содержание таких вредных веществ:
«Ненавижу тюнинг выхлопа. Эти звуки так же фальшивы, как улыбка клоуна». Джереми Кларксон.
В 2005 году Россия приняла ряд законов, согласно которому все автомобили должны были соответствовать этим стандартам по химическому составу выхлопа. Все машины, которые не подлежали соответствию, не могли быть ввезены в страну. Их планировалось задерживать и не пропускать на таможне, что сейчас успешно осуществляется надзорными органами. МинПромЭнерго составило специальную подборку таблиц, в которых содержатся запрещенные для ввоза на территорию страны автомобили. Автоматически под запрет попадают все авто старше 10 лет. Эту информацию не трудно проверить на сайте Ростехрегулирования, где в специальном разделе всегда можно посмотреть эти таблицы. Несоответствие стандартам является в данный момент не столько поводом для беспокойства за право управлять транспортным средством, сколько сигналом к тому, что пора позаботиться и о здоровье окружающих, и о своём здоровье.
Если автомобиль старше 10 лет, то выход из ситуации всё равно есть. Его просто необходимо переоборудовать так, чтобы он прошёл сертификацию по Евро-2. Сделать это технически несложно, но с документальной базой придётся повозиться. В большинстве случаев такая бумажная волокита этого не стоит. Рынок подержанных автомобилей, таким образом, сократится в несколько раз, благодаря чему по прогнозам экспертов должна улучшиться экологическая обстановка. Многие производители идут на хитрость, ограничив вредные выбросы при помощи катализаторов, которые требуют постоянной замены. Совершенная конструкция современных автомобилей скоро подведёт новую черту – Евро-6, которая планируется к запуску в 2015-ом году.
«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Илья Ильф и Евгений Петров. «Золотой теленок».
Европейской системе стандартизации топлива должен подлежать не только бензин, но также и дизельное топливо. Стандарт Евро-2 в нашей стране в данный момент уже не работает, потому что произошёл плановый переход на Евро-4, а к открытию Олимпиады в Сочи планируется перейти на самый последний, пятый стандарт. Однако такое введение может затянуться, потому что все решения подобного рода принимались с поправкой на готовность нашего автопрома для выпуска соответствующих автомобилей. Для того, чтобы понять ситуацию с гонкой за стандартизацией, к слову можно сказать, что Европа приняла Евро-5 5 лет назад. Скептики, которые полагают, что автомобиль одинаково вреден во всех проявлениях, считают, что это смена стандартов является глобальным заговором производителей автомобилей.
Эколгический класс авто (ЕВРО 2, ЕВРО 3, Евро 4, ЕВРО 5) определяется органами по сертификации!!!В целях повышения ответственности таможенных органов, органов по сертификации и участников внешнеэкономической деятельности при определении экологического класса транспортных средств обращаем внимание, что определение экологического класса таможенными органами может осуществляться только на основании данных, содержащихся:
- в одобрении типа транспортного средства (ОТТС), представленном производителем либо его официальным представителем;
- в сертификате соответствия (на конкретное транспортное средство с полным совпадением VIN, номера кузова) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", выданном органом по сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации. База данных, размещенная на официальном сайте Росстандарта (www.gost.ru) и Федеральной таможенной службы (www.customs.ru) выполняет информационную и контрольную функции. Определение экологического класса на основании содержащихся в ней данных недопустимо.
Для примерного определения экологического класса можно воспользоваться
базами данных выданных ранее экологических сертификатов на автомобили и (или) одобрений типа транспортных средств с указанием экологического класса, которые размещены на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Для
определения экологического класса автомобиля необходимо знать VIN номер авто.
Совпадение VIN номера вашего автомобиля должно быть на уровне не менее 9 первых знаков, а также полностью должна совпадать модель двигателя. В том случаии, если на уровне первых девяти знаков VIN номера базой данных
выдаются разные экологические классы (например ЕВРО 3 и ЕВРО 4), то попробуте ввсести большее количесво знаков VIN номера автомобиля, если и в этом случаи резильтат не однозначен, то необходимо пройти процедуру сертификации.
Официальные органы выдающие экологические сертификаты на автомобили.
*Согласно ПРИКАЗу - О внесении дополнений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 нюня 2005 г. № 496/192/134
ВНИМАНИЕ!!! ВЫ НЕ ПОЛУЧИТЕ ПТС НА АВТОМОБИЛЬ (а значит и не сможете поставить на учёт в ГИБДД):
ниже экологического класса ЕВРО 4 - с 1 января 2010 г.;
ниже экологического класса ЕВРО 5 - с 1 января 2014 г.
Обратите внимание на то, что Вы свободно ввезёте автомобиль не соответствующий нормам экологического класса, но не сможете получить ПТС на таможне, а следовательно поставить авто на учет в ГИБДД. Вы сможете только разобрать его на запчасти.
Базы данных для определения экологического класса автомобилей (ЕВРО 1, 2, 3, 4, 5):- База данных Cертификатов на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса. - это основная база данных для определения экологического класса.
- База данных Заключений на шасси зарубежных автомобилей, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса.
- База данных "Одобрений типа транспортного средства" на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса.
Справочная таблица с информацией о соответствии автомобилей экологическим классам выбросов, в зависимости от их года выпуска и страны происхождения (таблица не дает 100% гарантии)
Страна происхождения транспортного средства |
Годы выпуска транспортных средств, включительно: |
|||
Не соответствующих |
Соответствующих требованиям технического регламента, по экологическим классам |
|||
Входящая в Европейский Союз,* бензиновые двигатели |
||||
Входящая в Европейский Союз,* дизели |
||||
Малайзия |
||||
*Примечание: В Европейский Союз входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.
С четверга, 25 сентября будет запрещен въезд в центр Москвы, что, по мнению властей города, позволит снизить выбросы загрязняющих веществ на 8 тысяч тонн в год - примерно на 5%.
Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств (известное также как Соглашение о стандартизации транспортных средств или Женевское соглашение) было принято 20 марта 1958 года в Женеве. В рамках Соглашения было принято более 100 постановлений Европейской экономической комиссии ООН (Правил ЕЭК ООН), обеспечивающих безопасность дорожного движения и защиту окружающей среды.
Страны, присоединившиеся к Соглашению, используют Правила ЕЭК при сертификационных испытаниях дорожных транспортных средств. Каждая сторона вправе принять все правила или часть их, о чем она по установленной процедуре уведомляет ЕЭК ООН за год до прекращения использования того или иного правила, направляя уведомление на имя Генерального секретаря ООН.
Среди правил ЕЭК и так называемые Европейские стандарты на загрязнения, производимые автомобильным транспортом. Согласно этим правилам и поправкам к ним выделяют несколько типов стандартов "Евро", которые отличаются предельными значениями загрязняющих веществ, производимых автомобильным транспортом.
Стандарт "Евро-2" был введен в Европе, США и Японии в 1995 году, нормы Евро-3, которые на 30 - 40% жестче норм Евро‑2, вступили в действие с 2000 года, а с 1 января 2005 года был осуществлен полный переход на выпуск автотранспортных средств, соответствующих нормам Евро‑4, которые жестче уровня Евро-3 на 65 - 70%.
В России 22 апреля 2006 года вступил в силу новый технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, загрязняющих веществ". Регламентом устанавливается, что любая выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации автомобильная техника должна по выбросам вредных (загрязняющих) веществ (CO,CH, NOХ и дисперсные частицы) соответствовать экологическому классу не ниже второго ("Евро-2").
По экспертным оценкам, российский автопарк на 90% составляют автомобили, соответствующие нормам "Евро-0", на 5% - "Евро-1", на 4% - "Евро-2" и лишь 1% автомобилей подходят по стандартам "Евро-3".
Согласно Регламенту, техническими требованиями к автомобильной технике и установленным на ней двигателям внутреннего сгорания экологического класса 2 являются следующие:
категорий M(1), M(2) максимальной массой не более 3,5 т, N(1) с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН N 24‑03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий M(1) максимальной массой свыше 3,5 т, М(2), М(3), N(1), N(2), N(3) с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24‑03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий M(1) максимальной массой свыше 3,5 т, М(2), М(3), N(2), N(3) с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (СО - 55 г/кВт.ч, CmHn - 2,4 г/кВт.ч, NOX - 10 г/кВт.ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49‑03 (испытательный цикл ESC).
В приложении N 3 к Регламенту установлены основные технические требования к характеристикам топлива для автомобильной техники. Для топлива экологического класса 2 (Евро-2) установлены следующие характеристики:
Для бензина - концентрация свинца не более 10 мг/дм3, концентрация серы не более 500 мг/кг, объемная доля бензола не более 5%, давление насыщенных паров с учетом климатических условий: в летний период - 45 - 80 кПа, в зимний период ‑ 50 - 100 кПа;
Для дизельного топлива - цетановое число не менее 49, плотность при 15С 820 - 860 кг/м3, концентрация серы не более 500 мг/кг, фракционный состав - 95% объема перегоняется при температуре не более 360С, смазывающая способность не более 460 мкм.
С 1 января 2008 года в России начали действовать нормы экологического стандарта "Евро-3", запрещающие производство в стране или ввоз на ее территорию автомобилей, не соответствующих как минимум стандартам "Евро-3". С 1 января 2010 года в России будут введены нормы "Евро-4", а с 2014 года - "Евро-5".
Евро 2 – общеевропейские нормы (экологический стандарт) токсичности отработавших выхлопных газов автотранспорта. Стандарт оговаривает параметры холодного пуска двигателей и сокращает объем токсичных допустимых выбросов примерно на 25% по сравнению с ЕВРО 1. В 1995 году введен в Евросоюзе вместо Евро 1, а в 1999 году заменен стандартом Евро 3.
В России стандарт топлива Евро-2 введен осенью 2005 года.
Дизельное топливо класса ЕВРО 2 слишком загрязняет воздух
По состоянию на 2006 год отечественный автопарк на 90 процентов состоял из автомобилей, соответствующих стандартам Евро 0, на 5 процентов – Евро 1, на 4 процента – Евро 2. Лишь один процент автомобилей соответствовали классу Евро 3. Так что непонятно, что следует делать с огромным количеством техники (работающей в сельском хозяйстве, ЖКХ, на погрузке-разгрузке, в строительстве), которой требуется модернизация для работы на более качественном топливе. В России эксплуатируется десятки-сотни тысяч единиц техники, работающей на бензиновом и дизельном топливе Евро-2.
Регламент на ЕВРО 2
22.04.2006 в России начал действовать новый ». Документ установил, что вся функционирующая на территории РФ автотехника должна по выбросам загрязняющих веществ соответствовать экологическому стандарту не ниже Евро-2.
Новый регламент назвал технические требования к автомобилям и установленным на них ДВС экологического класса Евро 2:
— категорий M(1), M(2) максимальной массой не более 3,5 т, N(1) с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
— категорий M(1) максимальной массой свыше 3,5 т, М(2), М(3), N(1), N(2), N(3) с дизелями и газовыми двигателями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
В приложении 3 к Регламенту установлены основные техтребования к топливу для автотехники:
— для бензина: концентрация свинца не более 10 мг/дм3; концентрация серы не более 500 мг/кг; объемная доля бензола не более 5%; давление насыщенных паров летом: 45-80 кПа, зимой: 50-100 кПа;
— для дизельного топлива Евро класса 2: цетановое число не менее 49; плотность при 15 o С 820-860 кг/м 3 ; концентрация серы не более 500 мг/кг; фракционный состав – 95% объема перегоняется при температуре не более 360 o С; смазывающая способность не более 460 мкм.
Для дизтоплива класса Евро 2 пик популярности закончился
Реализация бензина марки АИ-95 класса Евро 2 в РФ запрещена с 01.01.2011. С сентября 2011 Правительство России намеревалось запретить продажу АИ-92 стандарта Евро 2, но возникший дефицит топлива вынудил перенести запрет более чем на год.
Российские производители автомобилей и топлива заявили о возможности перейти к требованиям ЕВРО-2 в разные сроки, причиной чему стали неодинаковые условия и степень готовности. Так, автопроизводители были почти сразу готовы выпускать автомобили, соответствующие требованиям ЕВРО-2, а нефтепереработчикам требовалось время для модернизации НПЗ и разработки документов, регулирующих обращение топлива класса ЕВРО 2.
Временное возвращение в том числе дизельного топлива Евро 2 позволило нефтяникам нарастить выпуск продукции, что позволило снизить нехватку самого распространенного горючего. Запрет на оборот в России топлива Евро-2 вынудил весной 2011 года закрыться на профилактику, что и стало одной из причин топливного кризиса в некоторых регионах. ФАС предъявила топливным компаниям обвинение в сговоре, но нефтяники объясняли нехватку топлива тем, что государство пытается регулировать рыночные цены на ГСМ.