Снятие. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите крышку выключателя сигнала.
Снимите рулевое колесо. Снимите обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если необходимо снять только картер рулевого механизма, отверните болты крепления кронштейна и болт, крепящий вал рулевого управления на валу червяка, а затем слегка сдвиньте вал рулевого управления с кронштейном внутрь салойа и поставьте под вал подставку, чтобы он не висел на проводах.
В случае конструкции раздвоенного румпеля тяга из баранов передается на румпель через поворотные блоки. Одним из преимуществ этой компоновки является то, что общая длина пар баранов уменьшается по сравнению с конструкцией круглого рукава, и это может быть важным фактором в некоторых случаях. Недостатком является то, что если любое незначительное несоосность в случае круглого румпеля не является жизненно важным, это может привести к неравномерному положению поворотных блоков в конструкции разветвленного румпеля, и важно, чтобы линия штоков была точно в под прямым углом к центральной линии ствола руля, если этого избежать.
Снимите щиток приборов и отсоедините штепсельные колодки переключателя указателей поворота и света фар от штепсельных колодок пучка проводов.
Отсоедините провода от клемм выключателя зажигания и, отвернув винты крепления и утопив фиксатор замка, снимите выключатель зажигания.
Ослабьте хомут крепления трубы верхней опоры вала рулевого управления и снимите ее вместе с переключателем указателей поворота и света фар, предварительно разблокировав вал рулевого управления от противоугонного устройства.
Если направляющие не установлены, как это иногда бывает с меньшими рулевыми механизмами, то направляющая сила реакции должна выполняться подшипниками или сальниками цилиндров. Показание того, что эффект слайда рапсонов, который дает увеличение имеющегося крутящего момента с увеличением угла руля направления.
Настройка червячной рулевой
Зубчатые зубчатые передачи также хорошо адаптированы для использования высоких давлений, которые в настоящее время доступны, так как диаметры цилиндров и обсадка относительно малы, а пути утечки малы или вообще отсутствуют. Осциллирующие цилиндровые приводы.
Рис. 6.3. Детали рулевого управления:
1 - каргер рулевого механизма; 2 - болт крепления картера рулевого механизма к кузову; 3 - регулировочная шайба; 4 - плоская шайба; 5 - гайка; 6 - пружинная шайба; 7 - болт крепления наконечника вала рулевого управления на валу червяка; 8 - уплотнитель вала; 9 - болт крепления резинового уплотнителя к кузову; 10 - вал рулевого управления; 11 - болт крепления кронштейна вала рулевого управления; 12 - кронштейн вала рулевого управления; 13 - рулевое колесо; 14 - гайка крепления рулевого колесаИспользование колеблющихся цилиндров или закрепленных приводов является недавней разработкой. Они могут использоваться как одноцилиндровые агрегаты для ручного управления или двухцилиндровых блоков для ручного и рулевого управления с усилителем. В то время как четыре цилиндра двойного действия могут справляться с большими требованиями к крутящему моменту. Эти устройства работают двойным образом, так как поршни работают в цилиндрах, и давление может быть применено к любой стороне по сравнению с перпендикулярными шестернями, которые являются одиночными.
Снимите кронштейн 12 (рис. 6.3) крепления вала рулевого механизма. Снимите уплотнитель 8 вала рулевого механизма.
Отвернув болт 7 крепления вала рулевого управления к валу червяка, выньте вал рулевого управления в салон кузова.
Съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы рулевых тяг из отверстия в сошке.
Снимите картер рулевого механизма.
В общем случае крутящий момент будет меньше при максимальном угле руля, чем максимально возможное от привода. Рамс, соединенный с поперечинами по ссылкам. Этот тип редуктора используется, если пространство для аттракционов ограничено, или головная комната на головке руля ограничена, например, в случае парома транспортного средства, имеющего проскальзывание на корме. Конструкция позволяет перемещать рулевой механизм вперед, когда имеется разумная головная комната для доступа.
Замена сошки рулевого управления
Они состоят из двух элементов. Цилиндрический статический корпус с обычно тремя внутренними лопатками, которые выступают радиально внутрь. Ротор, связанный с контуром руля и концентричный, ротор имеет роторные лопатки, которые выступают радиально наружу в пространства, образованные лопастями статора.
ПРИМЕЧАНИЕ
Снимая картер рулевого механизма, отметьте количество и размещение шайб 3 между лонжероном и картером, чтобы установить их на прежнее место при установке картера. Это необходимо для сохранения соосности вала рулевого управления и вала червяка.
Рис. 6.4. Установка рулевого механизма на автомобиль: 1 - болты крепления картера рулевого механизма к кузову; 2 - болт крепления вала рулевого управления к валу червяка; 3 - болты крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову; 4 - пластмассовая втулка; 5 - кронштейн крепления вала рулевого управления; 6 - регулировочные шайбы для обеспечения соосности вала червяка и вала рулевого управления
Пространства, образованные между лопатками статора и ротора, используются как камеры высокого и низкого давления. Он имеет длинный путь уплотнения масла. Это машина с постоянным крутящим моментом при всех углах руля по сравнению с системой плунжера, в которой благодаря эффекту скольжения Рапсона доступный крутящий момент увеличивается с увеличением руля.
Если требуется 100% резервирование, используются две вращающиеся лопасти в спин-коре. Все лопасти представляют собой чугун с сфероидальным графитом, закрепленный на роторе чугуна и статоре с помощью высокопрочных стальных штифтов и винтов крышки. Прочность ротора поддерживается ключами, установленными на всю длину вращающейся лопасти. Стальные уплотнительные ленты устанавливаются вдоль рабочих поверхностей, подкрепленных синтетическим каучуком в канавках вдоль рабочих поверхностей, которые упруго загружаются, чтобы обеспечить поддержание контакта с сопрягаемыми поверхностями, чтобы удерживать гидравлические давления.
Установку рулевого механизма проводите в последовательности, обратной снятию. При этом, прежде чем окончательно затягивать болты 1 и 3 (рис. 6.4) крепления картера рулевого механизма и кронштейна вала рулевого управления, временно наденьте рулевое колесо на вал, поверните вал два или три раза влево и вправо. При этом вал и другие детали принимают правильное положение (самоустанавливаются) благодаря овальным отверстиям нз картере и на кронштейне.
Камеры попеременно соединяются с всасыванием и подачей от гидравлического насоса, так что они могут использоваться для создания вращающего момента руля. Поскольку распределение емкостей давления уравновешивается вокруг запаса руля, только чистый крутящий момент передается на запас, и никакая боковая нагрузка не накладывается шестерней.
Сегодня используются два основных типа рулевых колес с вращающимися лопастями. У одного из них его статор надежно закреплен на рулевой плоской палубе, а корпус и крышка статора снабжены подходящими подшипниками, чтобы позволить устройству выступать в качестве комбинированной опоры руля и опоры подшипника руля.
ПРИМЕЧАНИЕ
Можно отдельно собрать вал рулевого механизма с уплотнителем, кронштейном, выключателем зажигания, переключателем указателей поворота и света фар, рулевым колесом и установить этот узел на автомобиль.
Разбопка и сбоока рулевого механизма
Разборка . Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне A.74076/R с опорой А.74076/1.
Подшипник несущего кольца руля принимает вес рулевого механизма поворотного колеса и руля и штока.
Вращение статора предотвращается с помощью двух анкерных кронштейнов и двух анкерных болтов. Анкерные кронштейны надежно прикреплены болтами к табурету, а вертикальный зазор между внутренней стороной фланцев статора и верхней и нижней частями анкерных кронштейнов обеспечивает вертикальное перемещение руля. Этот зазор изменяется с каждым размером вращающейся установки, но может составлять около 40 мм.
Рис. 6.5. Снятие сошки: 1 - съемник А.47043; 2 - вал сошки рулевого управления; 3 - сошка; 4 - кронштейн A.74076/R
Рис. 6.6. Детали редуктора рулевого механизма: 1 - картер; 2 - сошка; 3 - нижняя крышка картера; 4 - регулировочные прокладки; 5 - наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 - сепаратор с шариками; 7 - вал сошки; 8 - регулировочный винт; 9 - регулировочная пластина; 10-стопорная шайба; 11-вал червяка; 12 - верхняя крышка картера; 13 - уплотнительная прокладка; 14 - втулка вала сошки; 15 - сальник вала червяка; 16 - сальник вала сошки
Обслуживание рулевых механизмов
Существенно, что держатель руля должен быть способен ограничивать вертикальные перемещения запаса руля направления меньше этой суммы. Анкерные болты снабжены специальными кустами пополам, сформированными снаружи, чтобы предварительно загрузить амортизаторы синтетического каучука, которые установлены между ними и анкерными кронштейнами. Максимальное отклонение амортизаторов при полной нагрузке составляет приблизительно 1 мм.
Рабочий угол шестерни регулируется количеством лопаток и их толщиной. Валы действуют как остановка руля, когда подвижная лопасть контактирует с неподвижной лопастью. Клапаны на входе в камеры могут быть закрыты, что вызывает гидравлический замок. В вращающихся лопастных устройствах Механическое преимущество является единым во всех углах и, следовательно, крутящий момент постоянный.
Отвернув гайку крепления рулевой сошки 3 и сняв пружинную шайбу съемником А.47043 снимите сошку (рис. 6.5). Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (рис. 6.6) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 вал 7 сошки в сборе с роликом.
Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
Эта передача состоит из обсадной колонны вокруг запаса руля, которая содержит поршни прямоугольного сечения, скользящие в угловых отсеках, концентрических с запасом руля. Румпель выступает в зазор между цилиндром, концы поршня примыкают к румпельу, но не прикрепляются к нему, так что осевые движения руля не могут быть переданы на поршни. Рулевые механизмы этого типа работают при гидравлическом давлении до 41 бар и, как правило, ограничены приложением с малой мощностью.
Червячный рулевой механизм
Как и с рулевыми шестернями с вращающимися лопастями, механическое преимущество является единым во всех углах и, следовательно, крутящий момент является постоянным. Релейные изоляционные и байпасные клапаны. Гидравлические приводы снабжены рельефными и обводными клапанами между дополнительными парами цилиндров или камерами лопастных зубчатых колес. Предохранительные клапаны настроены на подъем при давлениях выше нормального максимума.
Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепараторами б подшипников. Сни
мите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.
Рис. 6.7. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка: 1 - картеррулевого механизма; 2 - наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 - оправка 67.7853.9541
Перепускные клапаны обычно закрыты, но могут быть открыты на двухцилиндровом механизме, чтобы можно было использовать аварийное рулевое управление. На четырехцилиндровой шестерне одна пара цилиндров может быть обойдена, а другая пара обеспечивает аварийное рулевое управление с уменьшенным крутящим моментом, на блок управления клапаном установлена табличка с инструкциями, которая дает комбинацию сбоев и какие клапаны должны быть открыты или закрыты для управления с аварийной ситуацией и т.д. следует отметить, что если один плунжер или цилиндр в четырех плунжерной системе разрушается, то никогда не изолируйте цилиндр по диагонали напротив поврежденного блока, так как рулевое управление не будет работать из-за того, что оставшиеся два цилиндра будет либо на все давление, либо на все всасывание одновременно.
Оправкой 67.7853.9541 выпрессуйте наружное кольцо верхнего подшипника (рис. 6.7).
Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне A.74076/R в последовательности, обратной разборке. Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.
Рис. 6.8. Установка червяка рулевого механизма: 1 - крышка подшипника; 2 - регулировочные прокладки; 3 - червяк
Реечное управление ВАЗ
В каждом цилиндре или вращающейся лопастной камере предусмотрены изолирующие клапаны, которые при закрытии удерживают руль, захватывая масло в камерах. Изолирующие клапаны также устанавливаются на насосы так, что насос может быть полностью отключен от цепи и удален для обслуживания, а рулевое управление продолжается с другим насосом.
Основы эксплуатации системы управления
В случае зубчатых колес с дублируемыми насосами с переменным ходом, чтобы иметь возможность быстро привести в действие резервный блок, механизмы хода насоса постоянно соединены вместе, и оба насоса остаются открытыми для гидравлического контура. Таким образом, необходимо только запустить двигатель для стояка, чтобы насос работал. Обычно используются обе насосы в ограниченных навигационных водах. Как насос с переменным ходом может работать как двигатель, если масло под давлением прикладывается к одной стороне во время его хода, необходимо предотвратить ветровое фрезерование или вращение насоса, стоящего на стояке.
Рис. 6.9. Контроль момента трения червяка динамометром: 1 - червяк; 2 - головка А.95697/5; 3-динамометр 02.7812.9501; 4 - кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 - картер рулевого механизма
После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки, проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (рис. 6.9) момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6-49 Н*см (2-5 кгс*см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 (рис. 6.8) и если больше - увеличьте.
В противном случае выход рабочего насоса вместо перемещения рулевого механизма будет использоваться при вращении подставки с помощью насоса. Один из способов предотвращения этого - использование фиксированного храпового механизма, сконцентрированного с валом привода насоса. Щитки, которые могут зацеплять этот храповик, переносятся в приводной муфте. Когда насос находится в режиме ожидания, собачки входят в зацепление с храповым механизмом и предотвращают вращение, когда масло на стороне подачи рабочего насоса находится под давлением.
После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора и зацепления ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (рис. 6.2) и затяните контргайку 3.
После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 88,2-117,6 Н*см (9-12 кгс*см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 68,6 Н*см (7 кгс*см) при повороте от угла 30° до упора.
В этом случае склонность к двигателю стоять насосом всегда будет против его нормального направления вращения. Как только насос запускается, вращение находится в противоположном направлении, собачки отсоединяются и центробежным действием вылетают против внутреннего фланца муфты, полностью очищенного от храповика. Когда насос находится в режиме ожидания, а руль управляется давлением воды в том направлении, в котором он перемещается, чтобы вызвать давление на то, что обычно является стороной всасывания рабочего насоса, это вызовет стоять под насосом для поворота в нормальном рабочем направлении.
По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32° 10"±1" как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.
Проверка и ремонт
Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания, вмятин или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.
Проверьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, замените втулки, пользуясь оправкой А.74105.
На внутренней поверхности втулок вала сошки имеются спиральные канавки, которые выходят только на одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри отверстия картера, а выходы канавок были расположены друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.
Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.
После запрессовки в картер окончательно обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698-28,720 мм. Монтажный зазор между валом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008-0,051 мм.
Проверьте легкость вращения ролика вала сошки.
Подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания и на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.
Проверьте биение опорной шейки вала рулевого механизма относительно среднего диаметра шлицевого отверстия наконечника вала. Для проверки нижний конец вала надевают на специальную оправку, которая устанавливается на призму. При проворачивании оправки на призме биение опорной шейки вала не должно превышать 3 мм. Если вал деформирован, то его выправьте на ручном прессе.
Проверьте осевой зазор между головкой регулировочного винта 8 (рис. б.б) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, замените регулировочную пластину 9 на пластину большей толщины.
ПРИМЕЧАНИЕ
В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров, толщиной от 1,95 до 2,20 мм; увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.
Рисунок 1. Рулевое управление
1 - боковая тяга; 2 - сошка; 3 - средняя тяга; 4 - маятниковый рычаг; 5 - регулировочная муфта; 6 - нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 - правый поворотный кулак; 8 - верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 - правый рычаг поворотного кулака; 10 - подшипник верхнего вала рулевого управления; 11 - кронштейн крепления вала рулевого управления; 12 - труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 13 - верхний вал рулевого управления; 14 - кронштейн маятникового рычага; 15 - ось маятникового рычага; 16 - картер рулевого механизма; 17 - уплотнитель вала; 18 - вал червяка; 19 - карданный шарнир; 20 - промежуточный вал рулевого управления; 21 - облицовочный кожух; 22 - рычаг переключателя стеклоочистителей и смывателей ветрового стекла и блок-фары; 23 - рычаг переключателя света фар; 24 - рычаг переключателя указаний поворота; 25 - рулевое колесо; 26 - фиксирующая пластина передка кронштейна; 27 - стяжной болт крепления карданного шарнира; 28 - лонжерон кузова
Особенности устройства
На автомобиле ВАЗ-2105 устанавливается рулевое управление с червячным редуктором и травмобезопасной рулевой колонкой. Вал рулевого управления является составным, состоит из верхнего 13 (рисунок 1) и промежуточного 20 валов. Верхний вал 13 и вал 18 червяка соединяются между собой промежуточным валом 20 с карданными шарнирами на концах. Шарниры на игольчатых подшипниках конструктивно являются неразъемными.
Верхний вал устанавливается в трубе кронштейна 11 на двух игольчатых подшипниках с резиновыми втулками. Подшипники в трубе завальцованы. Кронштейн 11 закрепляется к кронштейну панели кузова в четырех точках: снизу болтами с фиксирующими пластинами 26, сверху - на приварных болтах гайками с шайбами.
В случае лобового столкновения края фиксирующих пластин деформируются и проскакивают сквозь отверстия кронштейна 11. За счет возможности складывания вала рулевого управления, рулевое колесо уходит из зоны грудной клетки водителя. Это снижает вероятность и тяжесть его травмирования.
Вал червяка, у этого типа рулевого управления, имеет большую длину. В нижней части вала червяка, а так же на торце картера 7 (рисунок 2) рулевого механизма выполнены метки в виде рисок "В" и "С", при совпадении которых ролик вала сошки устанавливается по средине червяка. При этом ступица рулевого колеса должна распологаться горизонтально.
Рисунок 2. Разрез картера рулевого механизма
1 – пластина регулировочного винта вала сошки; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – гайка регулировочного винта; 4 – пробка маслоналивного отверстия; 5 – крышка картера механизма; 6 – червяк; 7 – картер рулевого механизма; 8 – сошка; 9 – гайка крепления сошки к валу; 10 – шайба пружинная гайки крепления сошки; 11 – сальник вала сошки; 12 – бронзовая втулка вала сошки; 13 – вал сошки; 14 – ролик вала сошки; 15 – вал червяка; 16 – верхний шарикоподшипник; 17 – нижний шарикоподшипник; 18 – регулировочные прокладки; 19 – нижняя крышка подшипника червяка; 20 – ось ролика; 21 – игольчатый подшипник; 22 – сальник вала червяка; В, С – метки А – совпадение меток
Картер рулевого механизма прикрепляется к левому лонжерону 28 кузова автомобиля с внутренней стороны отсека двигателя тремя болтами.
В картере 7 (рисунок 2) находится червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом 14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары 16,4. Червяк вращается в верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок 18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках 12, запрессованных в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы надевается сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки сделаны две сдвоенные впадины, а на валу выполнены два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на вал только в одном положении.
Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.
Рулевой привод включает в себе три тяги - среднюю 3 (рисунок 1) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 14 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7. Средняя тяга изготовлена цельной. Она имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга конструктивно состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах с помощью стяжных хомутов. Вращением муфты 5 регулируется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединяются к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке 2.
Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца сферическая головка которого охватывается коническим разрезным пластмассовым вкладышем, который поджимается пружиной к корпусу, за счет этого создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги.
Кронштейн 14 (смотрите рисунок 1) маятникового рычага закреплен двумя болтами к правому лонжерону кузова автомобиля, напротив картера рулевого механизма. В кронштейне установлены две пластмассовые втулки, в которых вращается ось. Торцевое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями и шайбами.