Двигатель Н4М K-1 (HR16DE) изначально принадлежал Ниссану, но слоившаяся политика и объединения технологий, позволило данному мотору расширить свой «кругозор». До недавнего времени данный мотор устанавливался на Рено Флюенс, Сценик, Ниссан Ноут, Тиида, Кашкай и множество других моделей.
История мотора начинается с 2006 года, именно тогда его запустили в производство. Стоит отметить, что на разных моделях, данный мотор выдает разную мощность: где то 114л.с., где то 118л.с., на иксрэе же как и на Весте мощность составляет 110л.с.
На данный момент мотор собирается в России.
Технические характеристики мотора
Заводской индекс | HR16DE / H4M K-1 |
Старт производства | 2006-н.в. |
Блок цилиндров | алюминий, рядное расположение цилиндров |
Система питания | инжектор |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов | 16 |
Ход поршня | 83.6 мм |
Диаметр цилиндра | 78 мм |
Степень сжатия | 9.5 |
Объем мотора, куб.см | 1600 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 110/6000 (именно на ВАЗовском варианте) |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 150/4400 |
Топливо | 92-95 |
Нормы выхлопа | Евро 5 |
Расход топлива, л/100 км - город - трасса - смешан. |
данный показатель пока неизвестен, т.к. устанвка данного мотора еще началась. но по опыту на других авто с этим мотором, можно сказать, что кушает он в пределах допустимого для бюдженого сегмента. |
Расход масла, гр./1000 км | до 500 |
Масло в двигатель | 0W-20 5W-30 |
Сколько масла в двигателе | 4.6 |
При замене лить, л | 4.3 |
Замена масла проводится, км | 15000 (желательно каждые 10 тыс.км.) |
Из особенностей мотора хочется отметить:
- цепной привод ГРМ (больше не будет рвать ремни)
- отсутствие гидрокомпенсаторов (придется регулировать клапана каждые 80 тыс.к.м.)
- Фазовращатель на впуске
- ресурс мотора составляет порядка 250 тыс.км.
- устанавливаются по 2 форсунки на цилиндр
Тюнинг мотора H4M
Гражданский тюнинг для данного мотора ограничивается выпуском 4-2-1 или 4-1- без катализаторов и другой прошивкой. Максимум что получится снять с такого мотора — в районе 125 сил. В этом плане на мой взгляд 21129 мотор имеет куда большие перспективы из-за наличия тюнингового железа: начиная от поршней и распредвалов, заканчивая турбой).
Неисправности ниссановского мотора:
На данный момент сложно что либо сказать про этот мотор в ВАЗовском исполнении, т.к. продажи начались относительно недавно и пробеги этих моторов -минимлаьны. Но долгая итсория жизни этих моторов на других авто может нам кое что-рассказать:
- свист ремня генератора (подтяжка или замена ремня)
- стук двигателя при работе (скорее всего пора регулировать зазор в клапанах)
- с трудом заводится в морозы
Линейка остальных моторов, устанавливающихся на Весте.
Полное название двигателя — HR16DE, и это ниссановский двигатель, выпускаемый с 2006 г. по настоящее время. А H4M — его ВАЗовская версия, устанавливаемая на автомобили группы Рено-Ниссан и АвтоВАЗа, конкретно на Lada Vesta и XRAY.
Часть собранных на ВАЗе моторов отправляется на Иж-Авто, ещё часть на завод Renault, расположенный в Москве. Этим двигателем — производства Nissan — комплектовались такие марки как Nissan note, Micra, Tiida, Qashqai, Juke и пр. Характеристики H4M абсолютно идентичны HR16DE, кроме незначительного — на 12 n/m — увеличения крутящего момента.
На Рено Дастер двигатель hr16de h4m устанавливается с 2015 года на автомобили после рестайлинга. Он пришел на смену устаревшему мотору K4M
Технические характеристики
У двигателя h4m модернизировано электронное управление и ГРМ. Привод ГРМ теперь цепной, стоят новые распредвалы, а топливных форсунок стало по 2 на цилиндр. После проведенной модернизации двигателем стал комплектоваться и Рено Дастер.
Характеристики двигателя
- объем 1598 куб. см.;
- четырехцилиндровый, однорядный, алюминиевый блок цилиндров;
- инжекторный;
- 16-ти клапанный;
- ход поршня 83,6 мм., диаметр 78;
- степень сжатия 9,5;
- мощность двигателя Рено Дастер лошадиных сил 114 (кВт 83,5) при 6000 оборотов/ мин.;
- крутящий момент 153 н/м. при 4400 оборотах/мин.;
- норма экологии Евро 5;
- объем масла 4,6 л;
- рекомендованное октановое число топлива — 95, минимальное — 92.
Краткое описание движка.
Мотор не новый, это развитие серии K7M, получивший новую ГБЦ, уже с 16 клапанами. Стоят другие, легкие, распредвалы, другие поршни и т.д. Большая часть двигателей комплектуется фазорегуляторами. Степень сжатия может быть как 9,5, так и 10. Из-за этих изменений и разных версий прошивок имеется некоторый разброс в показателях мощности двигателя.
В остальном, двигатели H4M идентичны. Замена чугуна на алюминий при отливке блока цилиндров значительно снизилось его вес. Это уменьшило нагруженность подвески, увеличив ее ресурс. Кроме того, уменьшилась инерция автомобиля, улучшилась динамика. Благодаря большей теплопроводности алюминия, время, затрачиваемое на прогрев, сократилось, что, в свою очередь, способствует экономии топлива.
Конструкция двигателя renault H4M
Двигатель — бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, 16-ти клапанный, рядный, атмосферный. Цилиндры работают: 1 — 3 — 4 — 2, отсчет цилиндров от маховика. Имеет электронную систему управляющую зажиганием и впрыском топлива Четыре поршня вращают один общий коленвал.
На моторе установлена система изменения фаз Г.Р. (на впускном распредвале), улучшающая наполнение цилиндров. Во время работы фазорегулятор в слегка поворачивают звездочки распределительных валов впускных клапанов, сдвигая их относительно валов. Управляются фазорегуляторы гидроприводом, использующим давление масла системы смазки.
Поступление масла регулирует специальный электромагнитный клапан, управляемый ЭБУ. Двигатель оборудован двумя верхними распределительными валами. Вспомогательные агрегаты (помпа, компрессор кондиционера, генератор) приводятся во вращение ремнем. Каждый цилиндр имеет две форсунки.
Охлаждение производится жидкостной системой закрытого типа. Жидкость в системе циркулирует принудительно. H4M оборудован комбинированной системой смазки — масло подается разбрызгиванием и под давлением. Двигатель, сцепление и КПП собраны в единый силовой агрегат, крепящийся на 3-х резинометаллических опорах.
Можно выделить некоторые преимущества Н4М:
- отпадает необходимость замены ремня, так как привод ГРМ — цепной;
- наличие системы автоматически изменяющей фазы газораспределения;
- установка двух форсунок на каждый цилиндр.
В результате двигатель стал экономичнее, есть небольшой прирост мощности, холостые обороты стали ниже.
На передней части двигателя находятся: впускной трубопровод, указатель уровня и датчик аварийного давления масла, масляный фильтр, рампа форсунок, труба СО, генератор и компрессор кондиционера. Сзади расположены воздушный фильтр, выпускной коллектор и стартер.
Справа расположены: помпа, привод ГРМ, привод (ременный) вспомогательных агрегатов. Слева — маховик, термостат в корпусе с датчиком температуры ОЖ и датчик положения коленвала. Сверху — свечи и катушка зажигания, горловина для залива масла, ресивер с температурным датчиком и дроссельный узел.
Особенности эксплуатации и ресурс
Этот, ничем не примечательный двигатель, на практике имеет неплохой ресурс — 250 тыс. км., по некоторым данным, даже 400! Не требователен к бензину — вполне «доволен» и 92-м, но чувствителен к маслу — необходимо применять лишь указанное в инструкции. Лучше всего с такими маркировками: OW — 30, 5W — 30, 10W — 30, 15W — 40 т.п.
Желательно не через 15, как в рекомендовано заводом, а через 10 тыс. км. Н4М, движок рассчитанный на спокойную городскую езду, передвигаться в спортивном стиле вряд-ли получится. Хотя существуют технологии тюнинга, позволяющие получит от мотора 120 л.с., без потери ресурса.
Большую роль играет своевременное техобслуживание. Заводом — изготовителем рекомендовано проводить его через 15000 км. В среде автомобилистов даются рекомендации уменьшить межсервисный пробег на 5000 км. Это позволит дольше сохранять качество двигателя, а значит и увеличить его ресурс.
Типичные неисправности HR16DE/H4M
Наряду с массой достоинств, надо отметить, наблюдаются слабые места и недостатки двигателя у HR16DE. Их немного, производители фиксят их, но на сегодня мы можем наблюдать следующие недостатки HR16DE:
- может неожиданно заглохнуть — поломка реле блока зажигания;
- свист ремня генератора;
- вибрация — разрушение правой опоры двигателя;
- прогорает уплотнительное кольцо приемной трубы;
- отсутствие гидрокомпенсаторы — необходимость регулировки клапанов;
- плохо заводится в мороз ниже -15;
- после пробега около 100 тысяч км. из-под головок болтов клапанной крышки происходит выдавливание масла.
- при пробеге около 100 тысяч км. может перестать работать термостат.
Других слабых мест не отмечено.
Несмотря на большую надёжность Н4М, имеются некоторые досадные проблемы, избежать которых не удается. Так как на каждом цилиндре установлено по 2 форсунки, диагностика состояния системы впрыска представляется достаточно непростой. Работоспособность форсунок, например, можно определить лишь после их демонтажа — на предназначенном для этого стенде.
Двигатель Honda H23 2.3 л.
Характеристики двигателя Хонда Н23
Производство | Honda Motor Company |
Марка двигателя | H23 |
Годы выпуска | 1991-2002 |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 95 |
Диаметр цилиндра, мм | 87 |
Степень сжатия | 9.8 |
Объем двигателя, куб.см | 2258 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 160/5800 165/5800 190/6800 200/6800 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 209/4500 212/4500 221/5300 221/5300 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | - |
Вес двигателя, кг | 220 (H23A VTEC) |
Расход топлива, л/100 км (для Honda Accord)
- город - трасса - смешан. |
13.1 7.3 9.4 |
Расход масла, гр./1000 км | до 500 |
Масло в двигатель | 5W-30 5W-40 10W-30 10W-40 10W-50 15W-40 15W-50 |
Сколько масла в двигателе, л | 4.3 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | - |
Ресурс двигателя, тыс. км
- по данным завода - на практике |
- 200+ |
Тюнинг
- потенциал - без потери ресурса |
250+ - |
Двигатель устанавливался | Honda Accord Honda Prelude Honda Ascot Innova |
Неисправности и ремонт двигателя Honda H23
Вместе с 2.2 литровым H22A появился его строкерный вариант с рабочим объемом 2.3 литра - H23A. Этот двигатель оснащается таким же
алюминиевым блоком цилиндров высотой 219.5 мм, со стенками из FRM. Но отличия H23A от H22A есть и кроются они в коленвале с ходом поршня 95 мм, в поршнях с компрессионной высотой 30.5 мм, в укороченных шатунах 141.5 мм. Втиснув это в блок цилиндров, инженеры получили рабочий объем 2.3 литра.Головка H23A с двумя распредвалами и с 4-мя клапанами на цилиндр, но она лишена системы изменения фаз газораспределения и высоты подъема клапана VTEC. На JDM версиях диаметр впускных клапанов 35 мм, выпускных 30 мм, на остальных 34/29 мм.
Двигатель H23A нуждается в регулировке клапанов каждые 40-50 тыс. км. Клапанные зазоры на холодную: впускные 0.07-0.11 мм, выпускные 0.15-0.19 мм.
На эти моторы ставились форсунки производительностью 240 сс. Диаметр дроссельной заслонки такой же, как на Н22А и равна 60 мм.
Вместе с H-серией, Хонда выпускала технически близкую F серию моторов, в которую входили такие модели, как F18 , F20 , F22 и F23 .
Двигатель H23A производился до 2002 года, а затем был заменен на К24А .
Модификации двигателя Honda H23
1. H23A - существует две версии JDM H23A:
- H23A Black top - стандартная JDM версия мощность которой 165 л.с. при 5800 об/мин. Устанавливалась на Ascot Innova.
- H23A Blue top - топовая версия этого мотора с VTEC. Его отличие это PDE головка, которая близка к H22A Euro R, степень сжатия увеличена до 10.6, дроссельная заслонка как на Euro R, форсунки 295 сс. Встречается Н23А ВТЭК на Accord Wagon SiR и AWD. Развивает мощность 190 л.с. при 6800 об/мин и 200 л.с. при 6800 об/мин, крутящий момент 221 Нм при 5300 об/мин в обоих случаях.
2. H23A1 Black top - версия для Северной Америки. Мощность 162 л.с. при 5800 об/мин, крутящий момент 212 Нм при 4500 об/мин. Ставилась на Prelude 4.
3. H23A2 Black top - европейская версия H23A1 для Prelude 4.
4. H23A3 Black top - европейская версия H23A2 для Accord и Rover 623.
Проблемы и недостатки двигателей Хонда Н23А
Основные проблемы этого мотора такие же, как у 2.2 литрового собрата. можно узнать о них всех.
Тюнинг двигателя Honda H23A
Атмосферник. Турбо
Простой тюнинг H23A включает в себя впуск H22A Euro R, коллектор 4-2-1 и выхлоп на 63 мм. Это добавит около 20 л.с. Добавив распредвалы Skunk2 Pro1, клапанные пружины и разрезные шестерни, вы получите еще примерно 10 л.с. Сделав портинг ГБЦ и установив распредвалы Skunk2 Pro2, вы пройдете рубеж в 250 л.с. Вкладывать еще больше денег в этот мотор не имеет смысла - дешевле купить более быстрый автомобиль.
Можно собрать турбо аналог H22A, как описано , но цена будет очень высока.
В цехах производства двигателей Волжского автозавода c 1970 года выпущено больше 31 миллиона моторов. Но все серийные модификации для переднеприводных, полноприводных и заднеприводных автомобилей ВАЗ были с чугунным блоком цилиндров. И вот - эпохальное событие! Освоен первый вазовский двигатель с алюминиевым блоком цилиндров. Им стал современный 1,6‑литровый агрегат серии HR16 (он же H4М), разработанный альянсом Renault-Nissan. Официально сборка силового агрегата на АВТОВАЗе стартовала в мае прошлого года, и именно с ним в декабре дебютировал хэтчбек XRAY . К лету этот двигатель должен появиться под капотом Весты, а в обозримом будущем он может получить прописку и в моторном отсеке семейства Logan/Sandero.
В минувшем году АВТОВАЗ успел выпустить 13 721 двигатель HR16, из которых 565 моторов установили на Иксреи, остальными комплектовали Renault Duster московской сборки. План выпуска нынешнего года - 62 665 экземпляров. Для моделей альянса Renault-Nissan предназначено 42 тысячи штук, для Лады - 20 655. С мая 2015-го по февраль 2016 года двигатель, по сути, оставался зарубежным. В России делали только поршни, маховик, поддон картера и кое-что по мелочи. Весной ситуация в корне изменилась: начали изготавливать коленчатый вал, отливать блок и головку блока цилиндров. И с этого момента мотор стал нашим и де-факто, и де-юре: самые главные детали произведены в России, уровень локализации превысил 60 процентов. В 2017 году с конвейера должно сойти уже 123 тысячи двигателей HR16, а доля российских комплектующих достигнет 80 процентов.
Для сравнения: объем выпуска старых шестнадцатиклапанников для семейства Logan/Sandero/Largus под индексом K4М в 2016‑м останется прежним - около 46 тысяч; а 16‑клапанных моторов отечественной разработки ( , 21129, 21127, 21126) - увеличится с 89 тысяч до 119 тысяч.
Любопытно сравнить показатели единственного на сегодня вазовского «алюминиевого» мотора и двигателей с чугунным блоком цилиндров. Данные в таблице говорят сами за себя. Неудивительно, что стратегия развития модельного ряда Иксрея и Весты предполагает в первую очередь экспансию HR16 и моторов отечественной разработки. Впрочем, «иностранец» с алюминиевым блоком цилиндров теперь тоже наш.