ГАЗ-3309 относится к четвёртому поколению среднетоннажных грузовиков Горьковского автомобильного завода. Это дизельная версия запущенных в 1990 году в серийное производство автомобилей ГАЗ-3307. Внешнее отличие ГАЗ-3309 от базовой 3307-й модели состоит в наличии у этого дизельного грузовика шнорхеля-воздухозаборника, расположенного со стороны водителя. Появившись на отечественном рынке в середине 90-х, данная автомашина и в XXI веке продолжает занимать довольно прочное место как в работе многих организаций и хозяйств, так и в модельном ряде завода.
Грузовик разрабатывался конструкторским бюро предприятия ещё в первой половине 80-х годов ХХ века, когда цены на бензин были в разы ниже, да и вся экономика в целом была совершенно другой. А в новых экономических реалиях бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 оказался слишком «прожорливым» и неэкономичным. Не помогло и введение нового карбюратора К-135, с инерционным воздушно-масляным фильтром.
Поэтому озаботиться заменой бензинового карбюраторного двигателя на дизельный заводу пришлось уже в 1994-м году. Так появился ГАЗ-3309. Первые эксперименты с установкой на грузовики ГАЗ-3307 дизельных моторов были связаны с единичным выпуском совсем небольшой партии автомашин, оснащённых японским 136-сильным дизелем «Хино». Однако в дальнейшем Горьковский автозавод (совершенно оправданно) сделал основную ставку на двигатели отечественного производства.
ГАЗ-3309: варианты и модификации
Первоначально это был 4-х цилиндровый турбированный дизельный двигатель ГАЗ-5441.10 собственной разработки, мощностью в 122 л.с. и рабочим объёмом в 4,75 л. Впрочем, опыт его производства, продолжавшегося три года, в 1995-1997 гг. был признан в целом неудачным. Поэтому ГАЗ-5441.10 сменил на 3309-й модели ГАЗовских грузовиков мотор минский – Д-245.7, также 4-х цилиндровый, с турбонаддувом, объёмом в 4,75 л., но мощностью в 117 л.с.
В настоящее время (а именно: с 2013 года) автомобили ГАЗ-3309 комплектуются дизельными двигателями Ярославского моторного завода – ЯМЗ-53442-10 (рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 134,5 л.с.) – современными, соответствующими передовым экологическим стандартам Евро-4. Заводской индекс таких автомашин – ГАЗ-33098.
Ограниченные партии грузовиков (с индексом ГАЗ-33096) выходили также с китайскими дизелями Камминз – Cummins ISF 3.8L (рабочий объём – 3,76 л, а номинальная мощность – 152,3 л.с.). Некоторая (вовсе несущественная) часть машин была укомплектована 6-ти цилиндровыми дизельными двигателями ГАЗ-562.10. Они представляли собой лицензионную копию австрийских моторов Steyr M-16.
Что же касается модификаций семейства дизельных грузовиков «ГАЗ-3309», то их полный список таков:
- ГАЗ-33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2);
- ГАЗ-33091 – удлинённая на 1,4 метра вариация с тем же мотором;
- ГАЗ-33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей «взять на борт» одновременно семь человек. Модель также комплектовалась турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2) и используется для установки на шасси разнообразных специальных надстроек, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и тому подобного;
- ГАЗ-33094 – удлинённый вариант, который был использован в качестве базы для автобуса КАвЗ-397650;
- ГАЗ-33096 – бортовое шасси с импортным мотором Cummins-ISF 3.8L;
- ГАЗ-33098 – бортовое шасси с новым турбодизелем ЯМЗ-53442-10.
- – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с грузоподъёмностью 4,13 т и объёмом кузова в 5 кубометров (в 10 кубометров – с надставными бортами).
- ГАЗ-САЗ-35072-10 – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с с грузоподъёмностью 4,13 т и несколько меньшим объёмом кузова – 4,5 метров кубических.
- ГАЗ-3309 «Добрыня» – удлинённая до 7,9 метров версия, с кабиной, которая была оснащена спальным местом, пластиковым аэродинамическим оперением и спойлерами.
ГАЗ-3309 «Добрыня»
Вообще, в 2000-х годах ГАЗ-3309 стал весьма активно использоваться многими компаниями и организациями в качестве базы для создания разнообразных версий с удлинённой рамой.
Такие длинные фургоны, автомобили-эвакуаторы, краны-манипуляторы, грузовые платформы широкого назначения обладают той же грузоподъёмностью – четыре тонны, но вот возможности перевозки объёмных, нестандартных или длинномерных грузов у них значительно возрастают.
Совсем не лишним является также и спальное место в кабине (если автомобиль используется для междугородних грузоперевозок).
Среднетоннажные грузовые машины ГАЗ-3309 широко и успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий (в том числе и по грунтовым), и имеют очень хорошее соотношение «цена / качество».
На основе базового шасси уже сам производитель предлагает внушительный ассортимент спецтранспорта – самосвалов, автофургонов обычных и изотермических, автоцистерн, манипуляторов, топливозаправщиков, мусоровозов и т.д. В базовом же варианте использована грузовая платформа с металлическими бортами. Задний и оба боковые – откидные, с дерево-металлическим основанием.
Технические характеристики ГАЗ-3309
Те, кто имел опыт работы на базовой модели – ГАЗ-3307, сразу же почувствовали, что дизельный ГАЗ-3309 – это внешне та же, но по факту совершенно другая автомашина. Дизельный «Газон» проблем везёт груз по 4 и немногим более 4-х тонн; тяговит, едет плавно и, самое главное – обеспечивает гораздо более приемлемый расход топлива.
Двигатели грузовика ГАЗ-3309
Все эти, далеко не лишние, качества придал автомобилю дизельный двигатель. Вовремя поняв неудачность дизеля собственной разработки, Горьковский автозавод не стал зацикливаться на тестировании моторов импортного производства, а остановился на минском движке Д-245.7.
Этот, созданный на основе используемых, в том числе, на тракторах «Беларус» проверенных дизелях, мотор хорошо зарекомендовал себя и в качестве силового агрегата грузовика. А ЯМЗ-53442-10 стал ещё более экономичным, производительным и малошумным двигателем. О технических характеристиках и особенностях основных двигателей ГАЗ-3309.
ММЗ Д-245.7
- Тип: Дизельный, 4х-тактный, с турбонаддувом, с охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения.
- Число и расположение цилиндров: 4, вертикальное в ряд.
- Порядок рaботы цилиндров: 1-3-4-2.
- Направление вращения коленчатого вала: правое.
- Диаметр цилиндра и ход поршня: 110 х 125 мм.
- Степень сжатия: 17.
- Рабочий объём: 4,75 л.
- Номинальная мощность нетто, не менее: 87,5(119) кВт (л.с.).
- Максимальный крутящий момент: 413(42) Нм (кгс/м).
- Система вентиляции: закрытая.
- Топливный насос высокого давления (ТНВД): СРЗ (CRS-Bosch) или рядный 4-плунжерный 833.1111005.01 (ЯЗДА) с подкачивающим насосом.
- Система наддува: Газотурбинная, с одним трубокомпрессором С14-179-01 или ТКР 6.1., с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.
- Тип: Дизельный, 4х-тактный, L-образный, с турбонаддувом, с охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения, стандарт «Евро-4».
- Число и расположение цилиндров: 4, L-образное.
- Мощность, кВт (л.с.): 100 (136).
- Максимальный крутящий момент, Нм (кгс/м): 422 (43),
- Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч): 197(145).
- Рабочий объём: 4,43 л.
- Номинальная мощность: 99 (134,5) кВт (л.с.).
- Степень сжатия: 17,5.
Топливный бак вмещает 105 литров солярки. Заявленный производителем расход топлива (со следующей оговоркой: «не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля») определён как 14,5 литров на 100 километров – при движении со скоростью 60 км/ч и 19,3 литров – на скорости 80 км/ч. Наибольшая же скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, установлена производителем как 95 км/ч.
Трансмиссия ГАЗ-3309
Оба указанных основных двигателя агрегируются с безальтернативной 5ти-ступенчатой полностью синхронизированной механической коробкой передач, с постоянным зацеплением шестерён. КПП оснащена синхронизаторами на каждой передаче. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число главной передачи КПП равно 4,556.
Сцепление однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске; с диафрагменной нажимной пружиной. Привод механизма сцепления – гидравлического типа.
Карданная передача – это два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Дифференциал конический, шестерёнчатый. Полуоси установлены полностью разгруженные.
Ходовая часть ГАЗ-3309
Рама на грузовике штампованная, клёпаная. Колёса устанавливаются дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20); с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размером 8,25 R20(240R508). Ведущий задний мост снабжен коническим шестеренчатым дифференциалом. Элементы подвески следующие:
- Четыре продольные полуэллиптические рессоры, с дополнительными рессорами в задней подвеске.
- Гидравлические, телескопические амортизаторы двустороннего действия. Установлены амортизаторы на передней оси грузового автомобиля.
Показатель угла свеса (с полной нагрузкой), в градусах составляет: 38 градусов – передний, и 25 градусов – задний. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой составляет 25 процентов, или 14 градусов.
Рулевой механизм оборудован гидравлическим, с раздельным расположением силового цилиндра и распределителя, гидроусилителем руля. Также рулевое управление имеет клапанную коробку насоса ГУР для ограничения максимального давления. Тип рулевого механизма: винт/шариковая гайка. Усилитель рулевого привода: гидравлический, с раздельным расположением силового цилиндра и распределителя. Насос гидроусилителя руля – шестерёнчатый, с переливным клапаном.
Тормозное управление
Рабочая тормозная система с пневмогидравлическим приводом. Тормозные механизмы - колодочные, барабанного типа, с вакуумным насосом и автоматической регулировкой зазора между накладкой и барабаном. Запасная тормозная система – каждый контур рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система – с механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам.
Электрооборудование автомобиля ГАЗ-3309
В грузовике использована однопроводная система проводки, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля. Номинальное напряжение в сети составляет 24 Вольта. Используется генератор переменного тока со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком, с регулировкой «Зима /Лето» (марка 51.3701-01 или ГГ273В1-3). Аккумуляторная батарея – марки 6СТ-55А либо 6СТ-55АЗ (четыре штуки).
Габаритные размеры, масса, грузоподъёмность
- Длина: 6,436 м; Ширина (по зеркалам): 2,700 м; Высота (по кабине без нагрузки): 2,350 м; Высота (по тенту без нагрузки): 2,905 м.
- База: 3,770 м; Колея передних колёс: 1,630 м; Колея задних колес (между серединами двойных скатов): 1,690 м.
- Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой: 265 мм.
- Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса: 8 метров.
- Погрузочная высота платформы: 1,365 м.
- Длина и ширина погрузочной платформы (по внутренним сторонам): 3,490 и 2,170 м. Высота бортов платформы – 0,51 м.
- Масса автомобиля в снаряженном состоянии: 3,530 тонны – без тента и 3,680 тонны – с платформой и тентом.
- Грузоподъёмность автомобиля: 4,5 тонны.
- Полная масса автомобиля: 8,180 тонны.
Кабина грузовика ГАЗ-3309
Кабина у автомобиля ГАЗ-3309 является такой же, как и у всех прочих моделей среднетоннажного семейства Горьковского автозавода. Она цельнометаллическая, двухместная, с простым и лаконичным дизайном как внешнего вида, так и интерьера. Во внутреннем и внешнем облике определяющими являются прямые контуры с резкими гранями.
Кабина снабжена дверями с широким проёмом, крупным остеклением с высокой обзорностью; двумя большими боковыми зеркалами заднего вида с ручной регулировкой. Капот крупный, аллигаторного типа, обеспечивающий удобный доступ в моторный отсек с трёх сторон.
Сиденья водителя и пассажира – раздельные, удобные, с высокой спинкой, имитацией боковой поддержки и регулировкой в горизонтальном и вертикальном направлениях (у водительского). Оба кресла оборудованы трёхточечными ремнями безопасности. В кабине предусмотрены специальные крючки для одежды. У ГАЗ-3309 достаточно мощный отопитель (жидкостный, с радиатором, включённым в систему охлаждения двигателя).
4. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
4.1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 (с двигателем Д-245.7 ЕЗ) | ГАЗ-3307 (с двигателем ЗМЗ-5231) |
|
Тип автомобиля | Двухосный, грузовой, с приводом на заднюю ось | ||
Грузоподъемность автомобиля, кг | |||
- с платформой без тента | 4500 | ||
- с платформой и с тентом | 4350 | ||
Полная масса автомобиля, кг | 8180 | 7850 | |
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг: | |||
- с платформой без тента | 3530 | 3200 | |
- с платформой и тентом | 3680 | 3350 | |
Габаритные размеры, мм: | |||
- длина | 6436 | 6330 | |
- ширина (по зеркалам) | 2700 | ||
- высота (по кабине без нагрузки) | 2350 | ||
- высота (по тенту без нагрузки) | 2905 | ||
База, мм | 3770 | ||
Колея передних колес, мм | 1630 | ||
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм | 1690 | ||
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой, мм | 265 | ||
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м | 8 | ||
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч | 95 | 90 | |
Расход топлива* при движении с постоянной скоростью, л/100 км | |||
- 60 км/ч | 14,5 | 19,6 | |
- 80 км/ч | 19,3 | 26,4 | |
Угол свеса (с полной нагрузкой), град.: | |||
- передний | 38 | ||
- задний | 25 | ||
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, % (град.) | 25 (14) | ||
Погрузочная высота платформы, мм | 1365 |
* Приведенный расход топлива не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля.
4.2. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. Двигатель и его системы
Модель | Д-245.7 у3 | ЗМЗ-5231 |
Тип | Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения | Бензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Число и расположение цилиндров | 4, вертикальное в ряд | 8, V-образное |
Порядок рaботы цилиндров | 1-3-4-2 | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала | Правое | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 110х125 | 92х88 |
Рабочий объем, л | 4,75 | 4,67 |
Степень сжатия | 17 | 7,6 |
Номинальная мощность нетто, кВт (л.с.), не менее | ||
при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин -1 | 87,5(119) | - |
при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин -1 | - | 83(113) |
Максимальный крутящий момент нетто, Н×м (кгс×м) | ||
при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 мин -1 | 413(42) | - |
при частоте вращения коленчатого вала 2000-2500 мин -1 | - | 294,3 (30) |
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин -1 | 800 | 600 |
Система вентиляции | Закрытая | |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) | СРЗ (CRS-Bosch) или рядный 4-плунжерный 833.1111005.01 (ЯЗДА) с подкачивающим насосом | - |
Топливоподкачивающий насос | Плунжерного типа для ручной (с ТНВД "833")* и автоматической подкачки топлива |
* Для двигателей ТНВД СРЗ.З применяется фильтр со встроенным насосом ручной подкачки.
Форсунки | В 445 121 481 (CRS-Bosch), 455.1112010-73 (ЯЗДА) (форс.), 355-1112110-121 (ЯЗДА) (расп.) или 455.1112010-74 (ЯЗДА) (форс.), DLLA 140P-(Bosch) (расп.). Давление начала впрыска: СРЗ.З - переменное, запрограммировано в электронном блоке управления 833.1111005.01 - 27,0 +1,2 МПа |
|
Карбюратор | - | К-135МУ, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком |
Ограничитель частоты вращения | - | Пневмоцентробежного типа |
Подогрев рабочей смеси | - | Жидкостный |
Топливные фильтры: | ||
- грубой очистки | Фильтр-отстойник* с сетчатым фильтрующим элементом | Фильтр-отстойник с щелевым фильтрующим элементом |
- тонкой очистки | Со сменным бумажным фильтрующим элементом | |
Воздушный фильтр | Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим адамантом, сигнализатором предельной засоренности | Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим элементом |
Система смазки | Комбинированная; под давлением и разбрызгиванием | |
Масляный радиатор | Встроен в двигатель | Неполнопоточный, отключаемый |
Масляный фильтр | Неразборный с бумажным фильтрующим элементом | Полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком |
* Для двигателей с ТНВД СРЗ.З применяется фильтр PRELINE 270 со встроенным насосом ручной подкачки.
Антитоксичные системы: | С управлением по разрежению от карбюратора через термовакуумный включатель | |
- система рециркуляции отработавших газов | С управлением от электронного блока (для двигателей с ТНВД ЯЗДА "833") | |
- система вентиляции масляного картера | Закрытая | Закрытая с принуди тельным отсосом картерных газов |
Система наддува | Газотурбинная, с одним трубокомпрессором С14-179-01 или ТКР 6.1., с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа | |
Свечи накаливания | 11720720 ф. АЕТ, Словения или СН-07-23 Уфа | - |
4.3. ТРАНСМИССИЯ
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 |
Сцепление | Однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске. Привод сцепления - гидравлический | |
С диафрагменной нажимной пружиной | С периферийными нажимными пружинами | |
Коробка передач | Механическая, 5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, полностью синхронизированная | |
- передаточные числа | ||
I передача | 6,55 | |
II передача | 3,933 | |
III передача | 2,376 | |
IV передача | 1,442 | |
V передача | 1,000 | |
Задний ход | 5,735 | |
Карданная передача | Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках | |
Главнаяпередача | Коническая, гипоидного типа | |
- передаточное число | 4,556 | 6,17 |
Дифференциал | Конический, шестеренчатый | |
Полуоси | Полностью разгруженные |
4.4. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама | Штампованная, клепаная |
Колеса | Дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20) с разрезным бортовым кольцом |
Шины | Пневматические, радиальные, размером 8,25 R20(240R508) |
Параметры установки передних колес: | |
- угол развала колес | 1° |
- угол бокового наклона шкворня | 8° |
- угол наклона нижнего конца шкворня вперед | 2°30" |
- схождение колес | 0-3 мм |
Рессоры | Четыре, продольные, полуэллиптические с дополнительными рессорами в задней подвеске |
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические,
двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля |
4.5. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
4.6. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ТОРМОЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
4.7. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 |
Система проводки | Однопроводная, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля | |
Номинальное напряжение в сети, В | 24 | 12 |
Генератор | Переменного тока, со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком, с регулировкой "Зима -Лето" | Переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком |
- марка | 51.3701-01 или ГГ273В1-3 | Г287 |
Регулятор напряжения | - | 2702.3702 (с тремя уровнями "Зима-Лето-Норма") |
Аккумуляторная батарея | Четыре (6СТ-55А или 6СТ-55АЗ) | Одна (6СТ-75) или две (6СТ-55А3 или 6СТ-77АЗ) |
Стартер | 7402.3708 или AZJ/3381 "Искра" | СТ230-А1 |
Свечи накаливания | 11720720 | - |
Фары | 62.3711-19 | 62.3711-18 |
Указатели поворота | 511.3726-10 | 51.3726-10 |
Передние фонари | ПФ130АБ-01 | ПФ130А-01 |
Передние габаритные фонари | 264.3712 | 265.3712 |
Задние фонари | 355.3716-левый | 357.3716-левый |
354.3716-правый | 356.3716-правый | |
Задние габаритные фонари | 441.3712 | 44.3712 |
Задний противотумапный фонарь | 2462.3716 | 2452.3716 |
Фонарь боковой габаритный | 4802.3731-03 | 4802.3731-02 |
Фонарь заднего хода | ФП135-3716-Г или 2112.3711-02 | ФП135-3716-В или 2102.3711-02 |
Электромеханический корректор фар | ЭМКФ04-01 | ЭМКФ04 |
Выключатель приборов и стартера | 1902.3704000 или | 2101-3704000-11 |
Стеклоочиститель | 711.5205100 | 20.5205 или 71.5205 |
Стеклоомыватель | 123.5208000 | 122.5208000 |
Блок управления двигателем | - | МИКАС 11V8 |
Датчик абсолютною давления | - | 45.3829 или ЛГФИ.406231.004 |
Реле | - | 85.3747 или 90.3747-10 или 113.3747010-10 |
Датчик кислорода | - | 25.368889 |
Блок управления двигателем (система управлениия ф. "Bosch") | 0281В04121 |
4.8. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. КАБИНА И ПЛАТФОРМА
Кабина | Металлическая, двухместная, двухдверная |
Отопитель | Жидкостный, с радиатором, включенным в систему охлаждения двигателя |
Сиденья | Раздельные - водителя и пассажира |
Оперение | Металлическое, с капотом аллигаторного типа |
Платформа | С металлическими бортами, задний и оба боковые - откидные, с деревометаллическим основанием |
Размеры платформы (внутренние), мм: | |
- длина | 3490 |
- ширина | 2170 |
- высота бортов | 510 |
4.9. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОК И КОНТРОЛЯ
Модель автомобиля | ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Зазоры между стержнями клапанов и коромыслами на холодном двигателе, мм | |||
- впускных | 0,25 +0,05 -0,10 | 0,20-0,30 (0,15-0,20)* | |
- выпускных | 0,45 +0,05 -0,10 | 0,20-0,30 (0,15-0,20)* | |
Давление масла** (при температуре масла 80-85°С), КПа (кгс/см 2): | |||
- при номинальной частоте вращения коленчатого вала 2400 мин -1 ; | 250-350 (2,5-3,5) | ||
- при движении на прямой передаче со скоростью 60 км/ч; | - | 250-350 (2,11 8,6) | |
- на минимальных оборотах холостого хода | 80 (0,8) | 90 (0,9) | |
Оптимальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С | 80-90 | ||
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин -1 | 800 | 600 | |
Зазор между электродами свечей, мм | - | 0,85-1,0 | |
Номинальное напряжение генератора, В | 28 | 14 | |
Прогиб ремней привода вентилятора и генератора при нажатии с усилием 4 даН (4 кгс), мм | 12-17 | 10-15 | |
Свободный ход педали сцепления, мм | ю-зо | 40-55 | |
Полный ход педали сцепления, мм | 190-200 | ||
Свободный ход педали тормоза, мм | 3-13 |
* Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных 1 и 8, выпускных 4 и 5 цилиндров).
** Для контроля, регулировке не подлежит.
Суммарный люфт рулевого колеса (при работающем двигателе - для ГАЗ-3309) в положении, соответствующем прямолинейному движению, град. не более | 10 | 10 | |
Давление воздуха в шинах, КПа (кгс/см 2) | |||
- передних колес | 380-400 (3,9-4,1) | ||
- задних колес | 610-630 (6,2-6,4) | ||
Перемещение рычага привода стояночного тормоза при приложении усилия 55-60 даН (55-60 кгс) | 15-20 зубьев |
Автомобиль ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, производство которых началось в 1990 году, являются представителями четвертого поколения грузовых автомобилей Горьковского автозавода. ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем а ГАЗ-3309 с дизельным. При разработке конструкции автомобиля предусматривалась широкая унификация по узлам и агрегатам автомобилей действующего производства, что облегчало техническое обслуживание и ремонт автомобилей в эксплуатации.
ГАЗ-3307 - Бортовой карбюраторный грузовик. Выпускался серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3309 - турбодизельный грузовик, выпускался серийно с середины 1995 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями.
Автомобиль ГАЗ-3307 в 1990 году пришел на смену популярному «газону» ГАЗ-53-12. Как и предшественник, имеет капотную компоновку и двухместную кабину. От предшественника он отличался в основном новой кабиной и оперением. Двигатель, как и шасси в целом, по сути оставался прежним. Эту модель считали переходной, позже вместо нее планировали выпускать более экономичные дизельные грузовики. В 1992 году с конвейера сошла небольшая партия автомобилей с японским дизелем Hino мощностью 136 л. с., но развития этот проект не получил. На Горьковском автозаводе предпочли закупить современное оборудование и наладить выпуск дизелей собственной конструкции. В 1995 году было развернуто производство грузовика ГАЗ-3309 полностью унифицированного по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только шноркелем с правой стороны кабины). На нем устанавливался 4-цилиндровый турбодизель воздушного охлаждения ГАЗ-5441.10 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 122 л. с.
Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуется высокими технико-эксплуатационными показателями. Автомобиль имеет цельнометаллическую двухместную кабину капотного типа, с панорамным стеклом, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления впервые применённой на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году Кабина имеет рациональное размещение органов управления, современную по конструкции панель приборов, мягкую обивку дверей и внутренних панелей, регулируемые сиденья, оснащенные ремнями безопасности. По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем. Платформа - с деревометаллическим основанием и тремя откидными бортами, предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента.
К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторную модель. В 1998 году прекращен и выпуск ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения. Дело в том, что спрос на «газоны», столь любимые ранее в сельском хозяйстве, резко упал с развалом колхозов. И выпуск дизелей стал нерентабельным. Продолжали выпускать лишь бензиновые автомобили – и то в ограниченном количестве. ГАЗ-3309 был «реанимирован» в 1999 году, но уже с бывшим тракторным дизелем Минского моторного завода – ММЗ Д-245.7 мощностью 122 л. с. Кроме того, на некоторые машины устанавливали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-562.10 (лицензионный австрийский Steyr M16) рабочим объемом 3,2 л и мощностью 150 л. с. В связи с введением в России норм Евро 2 грузовики ГАЗ-3307 с устаревшим карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 утратили перспективы. А на ГАЗ-3309 стали устанавливать минский дизель, соответствующий Евро 2, – ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 117 л. с. C 2006 года на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливают бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а с 2008 года - Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но сохраняется их ограниченное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). С 2010 года среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащают преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» - дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2.
С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный двухосный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях.
Конструкция ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
В отличие от ГАЗ-53 у ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 сиденье водителя подрессорено и имеет возможность регулировки как в горизонтальной плоскости, так и угла наклона спинки. Щиток приборов достаточно информативен. Он выполнен из пластика, в котором отформованы отверстия под приборы. Передняя панель, как и у ГАЗ-53, полностью металлическая, только выполнена в ином стиле. Новые кабина и оперение по моде тех лет подчеркнуто угловатые. Места в салоне стало ощутимо больше. Фальшпанели дверей сделаны с дополнительными боковыми карманами, предназначенными для хранения различных мелочей. Кстати, благодаря термошумоизоляции в кабине достаточно тихо.
Несмотря на установку карбюратора К-135 с инерционным воздушно-масляным фильтром, бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 достаточно «прожорлив». Дизель ММЗ Д-245.7 более экономичен. Для эксплуатации автомобиля в холодных климатических зонах моторы могли оснащаться предпусковым автономным подогревателем. У машины с дизелем есть одна интересная особенность – труба-воздухозаборник, которая проходит вдоль капота, а затем – у левой оконной стойки. На бензиновый автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая КПП, а на дизельный – 5-ступенчатая. Кстати, по характерному вою 4-ступенчатой трансмиссии легко определить, какой автомобиль приближается: ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309.
В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля (ГУР). Сам же рулевой механизм поначалу не подвергся особым изменениям – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Позже, с началом выпуска ГАЗ-3309, появился новый рулевой механизм типа винт – шариковая гайка, который снижает усилие на рулевом колесе. Тормоза в автомобиле – с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. Исполнительные тормозные механизмы – барабанного типа, с раздельным контуром по осям. Механический стояночный тормоз расположен на трансмиссии. Электрооборудование было несколько изменено. Вместо генератора постоянного тока, как на ГАЗ-53, был применен новый, переменного тока, с интегрированным электронным регулятором напряжения. Это новшество не всегда себя оправдывало. При плохом контакте в клеммах аккумулятора, а также при опробовании электропроводки «на искру» электроника безоговорочно капитулировала и восстановлению не подлежала. Зная об этой особенности машины, водители возили с собой несколько регуляторов напряжения. Аналогичным образом обстояло дело и с блоком электронного зажигания, в котором часто выходил из строя транзистор. Подвеска в автомобиле несколько изменилась.
Модификации ГАЗ-3307
Технические характеристики ГАЗ-3307
Характеристики | |||
Грузоподъемность, кг | 4500 | ||
Снаряженная масса автомобиля, кг | 3200 | ||
Полная масса автомобиля, кг | 7850 | ||
Коробка передач | Механическая пятиступенчатая синхронизированная | ||
Подвеска: | передняя | Зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами | |
задняя | Зависимая, рессорная | ||
Рулевое управление: | Тип | Винт - шариковая гайка | |
Тормозная система: | Рабочая | Двухконтурная, с гидравлическим приводом | |
Передние | Барабанные | ||
Задние | Барабанные | ||
Колеса | Диски, размерность | 152Б-508 | |
Шины, размерность | 8,25R20 | ||
Размеры | |||
Длина, мм | 6330 | ||
Ширина, мм | 2330 | ||
Высота по кабине, мм | 2350 | ||
Колесная база, мм | 3770 | ||
Дорожный просвет под балкой передней оси / задним мостом, мм | 347 / 265 | ||
Колея передних/задних колес, мм | 1700 / 1560 | ||
Габаритные размеры грузовой платформы | |||
Длина, мм | 3490 | ||
Ширина, мм | 2170 | ||
Высота, мм | 510 | ||
Эксплуатационные показатели | |||
Максимальная скорость, км/ч | 90 | ||
Время разгона до 80 км/ч, с | 64 | ||
Расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) | |||
при 60 км/ч | 19.6 | ||
при 80 км/ч | 26.4 | ||
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, %, не менее | 25 | ||
Емкость топливного бака, л | 105 |
Характеристики грузовика ГАЗ-3309-352
Габариты и размеры |
|
длина, мм |
|
ширина, мм |
|
высота, мм |
|
колесная база, мм |
|
колея, мм |
|
колеса, (шины) |
6,0Б-20 (8,25R-20) |
дорожный просвет, мм |
|
Двигатель |
|
описание |
Рядный, 4-х цилиндровый, 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным лаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива. |
система зажигания |
|
рабочий объем, л |
|
степень сжатия |
|
мощность, л.с. (кВт) / об/мин |
117,2 (86,2) / 2400 |
макс. крутящий момент, кГс*м (Н*м) / об/мин |
42,1 (413) / 1500 |
дизельное топливо |
|
Технические характеристики |
|
грузовместимость |
|
снаряженная масса, кг |
|
полная масса, кг |
|
коробка передач |
механическая пятиступенчатая синхронизированная |
передняя подвеска |
Зависимая рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия |
задняя подвеска |
Зависимая, рессорная |
тормозная система |
двухконтурная, с гидравлическим приводом |
передние тормоза |
Барабанные |
задние тормоза |
Барабанные |
рулевое управление |
"винт - шариковая гайка" с гидравлическим усилителем |
Объем топливного бака, л |
|
Эксплуатационные показатели |
|
максимальная скорость, км/ч |
|
время разгона до 80 км/ч, с |
|
расход топлива при 60 км/ч, л/100 км |
|
расход топлива при 80 км/ч, л/100 км |
|
расход топлива в городском цикле, л/100 км |
Интерьер ГАЗ-3307,
ГАЗ-3309 самосвал - среднетоннажный грузовик российского производства с хорошими тормозами и системой АБС. Относится к четвёртому поколению транспорта данной категории. Эта модель отличается от 3307 дизельной силовой установкой и наличием турбонаддува. Автомобиль с задним приводом передвигается по всем типам дорог с твёрдым покрытием. Полноприводные версии преодолевают грунт и бездорожье. У базового транспорта грузоподъёмность составляет 4,5 тонны. Так же существуют модификации на 3 и 5 тонн.
История создания и развития
Специалисты Горьковского предприятия во второй половине 60-го года начали работы по замене грузового транспорта ГАЗ-53А: инженеры планировали серьёзно модернизировать существующую машину. В 1972 году появился транспорт с индексом 53-11, который во многом отличался от предшественника. После успешных испытаний нового транспорта руководство завода решило, что дальше необходимо создавать технику с нуля. В это же время основной конкурент компании - ЗИЛ - готовился к выпуску автомобилей нового поколения.
В 70-х годах большую роль в становлении 3309 сыграли немецкие грузовики Магирус-Дойц, которые поставляли в Россию из Германии. Больше всего советским специалистам понравился дизельный силовой агрегат. Его отличительной особенность было воздушное охлаждение, которое отлично проявило себя в условиях сибирского климата. В 1976 году руководство Союза дало установку машиностроительным предприятиям - выпускать новые авто с дизельными моторами. В ГАЗ начали переговоры с немецкой компанией о покупке лицензии на сборку двигателей с воздушной системой охлаждения.
В начале февраля 1978 года конструкторы подготовили первый технический проект прототипа автомобиля ГАЗ-3309, который успешно прошёл проверку в Минавтопроме. В 1979 году из цеха выехали первые опытные образцы. Через два года инженеры подготовили демонстрационную серию. Главной отличительной особенностью от предыдущего поколения стала двухместная кабина, внутри которой было много свободного пространства. Салон оснастили эффективным отопительным оборудованием и вентиляционной системой. Гидроусилитель ГАЗ-3309 стал первым в истории советского машиностроения.
В 1986 году опытные образцы удачно прошли испытания, серийная модель получила индекс 3307. Массовое производство транспорта запустили в 1989 году. Под капотом находился мотор ЗМЗ-511, работающий вкупе с карбюратором. Он развивал до 125 лошадиных сил. В 1992 году на конвейер поставили первую модификацию, которая отличалась от стандартной грузоподъёмностью (повысили до 5 тысяч кг). Ей присвоили название 4301. Выпуск продолжался до 1995 года. За 3 года с конвейера сошло чуть больше 28 тысяч экземпляров.
Фургон ГАЗ-3309 появился только в 1994 году, когда конструкторы закончили работать с дизельной установкой 5441. Она развивала 115 лошадиных сил и состояла из четырёх цилиндров. Ходовую часть и кабину взяли с 3307, внеся небольшие изменения. Новая версия вытеснила с рынка своего предшественника в 1996 году за счёт экономичности и экологичности. Через год закончили производство и этой модели, так как сочли её нерентабельной. В 2001 году серийный выпуск возобновили. Специалисты отказались от немецкого двигателя, сделав выбор в пользу минского ММЗ Д-245.7. В 1999 году появились полноприводные разновидности для армии (грузоподъёмность - 2 тонны) и народного хозяйства (2,3 тонны).
ГАЗ-3309 Евро-2 появился в 2006 году. В 2008 году конструкторы довели технику до стандарта Евро-3. Бензиновые автомобили выпускали до 2009 года. После этого в течение нескольких лет их выпускали по спецзаказам государственных структур с надстройками специального назначения. В 2013 году минские инженеры довели свою разработку до стандарта Евро-4. Так же потребителям с 2012 года доступна модификация с дизельным мотором CumminsISF 3,8L. В начале 2013 года на рынок выпустили версию 33098. Её главным отличием является мотор ЯМЗ-5344.10, отвечающий экологическим стандартам четвёртого класса.
Технические характеристики
ГАЗ-3309 способен перевозить грузы массой до 4 500 килограммов. Этого хватает во многих сферах народного хозяйства, поэтому на машину имеется высокий спрос. Размеры:
- Длина - 6,3 м;
- Высота - 2,4 м;
- Ширина - 2,3 м;
- Колёсная база - 3,77 м.
ГАЗ-3309 (дизель) - классический капотный транспорт, относящийся к классу грузовых. Его основу составляет цельнометаллическая кабина и деревометаллический кузов. Длина платформы - 3,49 м. Ширина - 2,2 м. Высота - 0,51 м. Такие габариты обеспечивают большой объём, поэтому технику часто используют для транспортировки сыпучих грузов.
Длина передней колеи составляет 1,82 метра, задней - 1,77 метра. Клиренс в 33,5 сантиметра позволяет преодолевать препятствия средних размеров.
Двигатель ГАЗ-3309
Как уже говорилось выше, в транспорте использовали несколько силовых агрегатов. В наши дни актуальными остаются ММЗ Д-245.7 и ЯМЗ-5344. Первый имеет четыре цилиндра и работает по четырёхтактной схеме. Он дополнен жидкостным охлаждением и охладителем наддувочного воздуха. Топливо впрыскивается непосредственным способом (топливный насос работает под высоким давлением), высокая мощность обеспечивается турбонаддувом.
Характеристики минского мотора:
- Объём - 4,75 литра;
- Мощность - 125 лошадиных сил;
- Максимальный крутящий момент - 417 Нм при 2,1 тысячах оборотов;
- Вес - 430 килограммов.
С 2013 года появились варианты с ярославской силовой установкой. Она не отличается по конструкции от белорусского продукта (включая наличие ТНВД), но обладает иными техническими характеристиками:
- Объём - 4,43 литра;
- Мощность - 135 лошадиных сил;
- Наибольший крутящий момент - 417 Нм при 2,1 тысячах оборотов.
Средний расход топлива ГАЗ-3309 обоих двигателей составляет 14-16 литров на 100 километров при скорости 60 км/ч. Он сильно зависит от качества горючего. При более высокой средней скорости потребление дизеля повышается на 4-6 литров. Максимальная заправка - 105 литров. Мощности хватает для разгона до 90 км/ч.
Устройство ГАЗ-3309
Силовой агрегат работает в совокупности с пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Каждая скорость оснащена синхронизатором. В основе рулевого механизма лежит схема «винт-шариковая гайка». Хорошая управляемость обеспечена наличием ГУР.
Пневмогидравлический привод отвечает за высокое качество работы тормозной системы ГАЗ-3309. Помимо основной рабочей системы, в конструкции присутствует стояночный тормоз, который находится на трансмиссии. Тормоза состоят из двух контуров, в устройство системы входят барабанные механизмы, привод гидравлического типа, вакуумный ресивер и гидровакуумный усилитель. Благодаря такой конструкции грузовик обладает хорошим торможением на любом покрытии. В стандартную комплектацию входит АБС.
Однопроводная система электроники работает под напряжением 24 вольт. Здесь кроется один из недостатков транспорта - плохое качество клемм, присоединяющихся к аккумулятору. Они обеспечивают плохой контакт, что часто приводит к плохой работе электроники.
Кабина ГАЗ-3309 рассчитана на двух человек - водителя и пассажира. Они размещаются на раздельных креслах с мягким наполнителем и обивкой из ткани. Имеется подобие боковой поддержки и высокая спинка. Водитель может настраивать своё посадочное место в горизонтальной и вертикальной плоскостях. За безопасность отвечают ремни безопасности и АБС. Отделка салона выполнена из простых, но качественных материалов (служат без потери качества несколько лет). Приборная панель оснащена всеми необходимыми датчиками и индикаторами, которые оформлены в круглых табло. Дополнительными элементами считаются солнцезащитный козырёк и крючки для одежды.
В салоне преобладают пластиковые детали. Привычными остались бардачок, тахометр и спидометр. Обивку дверей делают из приятной на ощупь ткани. В отличие от 3307, этот автомобиль обладает хорошей вибро- и шумоизоляцией. Благодаря этому рабочие условия для водителя стали комфортными.
Кабина идентична модели 3307 за исключением некоторых элементов. Конструкторы сохранили массивный бампер из стали (выдерживает нагрузки до нескольких тонн), фары круглой формы, подножку для удобной посадки (делается из металла для долгого срока службы) и длинный капот. Крылья грузовика подвержены коррозии. Они приходят в негодность через несколько лет после начала эксплуатации. Владельцам приходится менять их или обрабатывать шпаклёвкой.
Базовая модификация оснащалась задним приводом и АБС. В основе машины лежала рамная платформа. Рама ГАЗ-3309 сделана из прочных и качественных материалов, благодаря чему срок её службы достигает нескольких десятков лет. Обе рессорные подвески выполнены по зависимому типу. Задний мост ГАЗ-3309 состоит из продольных полуэллиптических рессор с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороненного действия. Передний мост обладает аналогичным устройством.
Модификации
На базе шасси ГАЗ-3309 сделано множество разновидностей посредством установки различных надстроек. Основные модификации:
- 3309 - стандартная модель с минским двигателем ММЗ Д-245.7;
- 33091 - вариант с удлинённой платформой;
- 33092 - машина с кабиной повышенной вместительности. Транспорт перевозит до семи пассажиров. Используется для установки различного оборудования коммунальных служб;
- 33094 - удлинённый автомобиль, который является базой для автобуса;
- 33096 - классическая машина с 3,8-литровым силовым агрегатом Кумминс;
- 33098 - версия с ярославской силовой установкой.
Шасси послужило основой для разработки машин специального назначения для различных отраслей. Наиболее популярной разновидностью считается мусоровоз ГАЗ-3309. Так же инженеры разработали надстройку, создающую бензовоз ГАЗ-3309, который ограничился несколькими небольшими партиями.
Какой можно сделать вывод?
ГАЗ-3309 является одним из лучших продуктов Горьковского предприятия с высокой степенью безопасности. Этому способствуют хорошие тормоза и наличие системы АБС. Автомобиль используют для перевозки грузов различных категорий. Стандартные колёса и задний привод рассчитаны на передвижение по твёрдым покрытиям. Модификация с полным приводом способа преодолевать бездорожье.
Высокого спроса разработчикам удалось достичь за счёт хорошего соотношения стоимости и долговечности грузовика. Каждый технический узел обладает высоким запасом рабочего ресурса, поэтому владельцы не так часто проводят ремонтные работы. Низкий расход топлива ускоряет экономическую окупаемость техники. Конструкция грузовика адаптирована под использования в российских условиях.
Производство авто продолжается и в наши дни. На первичном рынке ГАЗ-3309 фургон можно приобрести за 1,396-1,462 миллионов рублей (конечная стоимость зависит от выбранных дополнений). Бортовой вариант обойдётся дешевле - 1,27 миллиона рублей. С ограниченным бюджетом потребители обращаются на вторичный рынок. Наименьшей стоимостью обладают экземпляры 2004-2005 годов выпуска - 180-280 тысяч рублей.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось. Производился автозаводом ГАЗ с 1994 г. Существуют модификации грузовой платформы с тентом (грузоподъемность — 4,5 т) и грузовой платформы без тента (грузоподъемность — 4,35 т). Первые модели были оснащены 4-цилиндровыми дизелями ГАЗ-5441 с турбонаддувом (4150 см 3 , 116 л.с.) В дальнейшем оснащали также 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом в 150 л.с.
Двигатель
Модель — 5441Тип — Дизельный, четырехтактный (с воздушным охлаждением), с турбонаддувом
Число цилиндров — 4
Порядок работы цилиндров — 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала — Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 105х120
Рабочий объем, л — 4,15
Степень сжатия — 16
Номинальная мощность двигателя при 2600 об/мин, кВт (л.с.) — 85 (116)
Максимальный крутящий момент при 1600-1800 об/мин Н·м (кгс·м) — 38,2 (39)
Максимальная частота вращения на холостом ходу не более, об/мин — 2800
Система вентиляции — Открытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) — Рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором и корректором по наддуву
Топливный насос низкого давления — Поршневого типа
Топливоподкачивающий насос — Плунжерного типа для ручной подкачки топлива
Форсунки — Закрытого типа, давление начала впрыскивания не менее 20,08 МПа (215 кгс/см 2)
Топливные фильтры
Грубой очистки — Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементомтонкой очистки — С бумажными сменными фильтрующими элементами
Воздушный фильтр — Сухого типа, со сменным фильтрующим элементом и сигнализатором предельной засоренности
Система охлаждения — Воздушная с шестеренчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту
Средство облегчения пуска — Электрофакельное устройство (ЭФУ)
Пусковой подогреватель — Воздушный дизельный
Система наддува — Газотурбинная, с одним турбокомпрессором — с радиальной центростремительной турбиной, с центробежным компрессором модификации С-13 и воздухо-воздушным охладителем наддувочного воздуха пластинчатого типа из алюминиевого сплава
Трансмиссия
Сцепление — Однодисковое, сухого трения, постоянно замкнутое, с диафрагменной пружиной. Привод сцепления — гидравлическийКоробка передач — Механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; з.х. — 5,429
Карданная передача — Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главная передача моста — Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 5,5
Дифференциал — Шестеренчатый
Ходовая часть
Колеса — Дисковые, с ободом 6.0Б-20 (152Б-50В) с разрезным бортовым кольцомШины — Пневматические, радиальные, размером 8.25R20 (240R508) моделей У2 (К-В4) или К-55А
Дисбаланс колеса в сборе с шиной не более, г·см — 2500
Давление воздуха в шинах Радиальных:
передних колес, кПа (кгс/см 2) — 390 (4,0)
задних колес, кПа (кгс/см 2) — 620 (6,3)
Установка передних колес:
Угол развала колес — 1°
Угол бокового наклона шкворня — 8°
Угол наклона нижнего конца шкворня вперед — 2°30"
Схождение колес — 0-3 мм
Рессоры: Четыре — продольные, полуэллиптические. Задняя подвеска состоит из основных и дополнительных рессор
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля
Рулевое управление
Тип рулевого механизма — Винт-шариковая гайкаПередаточное число — 22,46
Рулевые тяги — Трубчатые, шарниры нерегулируемой конструкции
Тормоза
Рабочая тормозная система — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидроваку-умным усилителем в каждом контуреТормозные механизмы — колодочные, барабанного типа
Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы при отказе другого контура
Стояночный тормоз — С механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам
Электрооборудование
Система проводки — Однопроводная, минус соединен с корпусомНоминальное напряжение в сети, В — 24
Генератор — 5101.3701
Аккумуляторная батарея — Две 6СТ-110АЗ или четыре 6СТ-55АЗ
Стартер — 3002.3708
Фары — Две ФГ122-ВВ1Э
Задние фонари — Два,35.3716,351.3716
Задний противотуманный фонарь — 2412.3716
Выключатель приборов и стартера — 2101.3704-10 или 1902.3704, с противоугонным устройством
Стеклоочиститель — 711.5205
Стеклоомыватель — 1212.5208-09
Кабина и платформа
Кабина — Металлическая, двухместная, двухдвернаяОтопитель кабины — Масляный, с двумя радиаторами, включенными в систему смазки двигателя
Независимый отопитель — Воздушный, двухрежимный, работает на дизельном топливе
Сиденья — Раздельные: водителя и пассажира
Оперение — Металлическое, с капотом аллигаторного типа и откидывающейся решеткой облицовки
Платформа — Металлическая Откидные борта — задний и оба боковых
Размеры платформы внутренние, мм
длина — 3490ширина — 2170
высота бортов — 490