(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-10", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-10", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
На современные стандарты переходят не только отечественные автопроизводители – с января 2015 года происходит модернизация производства горючего, соответствующего параметрам Euro V. Инновационные технологии позволили повысить низкотемпературные свойства дизтоплива для зимы. Автомобилистам же остается заправляться качественной соляркой, а также более ответственно подходить к обслуживанию и апгрейду топливной системы своего автомобиля.
В России введение экологического моторного горючего класса Euro V отложено до лета 2016 года. Однако же Москва переходит на современные стандарты уже с 1 января. Основная причина нововведения – чрезмерная загрязненность воздуха, особенно в условиях мегаполиса. Лидирующие позиции в производстве нового горючего занимают концерны Лукойл и ТНК.
Современное дизельное топливо зимнее и его технические характеристики напрямую связаны с низкотемпературными свойствами солярки, а именно:
- Температурой помутнения.
- Номинальной температурой фильтруемости.
- Температурой застывания.
Одним из базовых требований нового регламента – это снижение содержания серы в составе горючего до 8-10 мг на 1 кг веса. Такие нормативы в 10-15 раз ниже аналогичных показателей в остальных видах дизтоплива. Этот фактор скептики преподносили как негативный, аргументируя тем, что двигатель лишится своеобразной смазки на основе серных соединений.
Однако специалисты напоминают о наличии в новом горючем комплекса присадок, поддерживающих отличную смазывающую способность. Более того, экологическое зимнее дизельное топливо Евро 5 при сгорании не образует серную и сернистую кислоты. Это благотворно сказывается не только на природе, но и продлевает срок службы силового агрегата. Определенная часть экспертов уверяет, что необходимость установки дополнительного оборудования в виде отпадает по причине низкого порога застывания.
Авторитетные исследования показали, что повышение доли серы в объеме ДТ до 1% отрицательно влияет на состояние цилиндро-поршневой группы, а именно – двигатель выйдет из строя в два раза быстрее. В соответствии с принятыми стандартами, горючее нового поколения демонстрирует улучшенные параметры эксплуатационного характера:
- снижение интенсивности коррозионных процессов компонентов топливной системы;
- уменьшение нагрузки на систему нейтрализации отработанных газов;
- повышение отбора мощности с единицы объема силовой установки;
- в форсированных режимах улучшается приемистость мотора;
- уменьшение дымности выхлопных газов;
- снижение расхода горючего.
Основные технические характеристики нового зимнего дизельного топлива стандарта Euro V
Некоторые автомобилисты интересуются, какие обозначения отечественного горючего соответствуют европейской маркировке Euro V. Согласно техническому регламенту Таможенного союза, группа символов ДК-З-К5 обозначает дизтопливо для зимы, параметры которого полностью аналогичны пятому экологическому классу. В паспортах качества производители этот же нефтепродукт представляют как «Сорт F вид III» , а иногда указывают и обе маркировки.
Основные технические характеристики экологического зимнего дизельного топлива Евро 5 выражаются следующими показателями:
- Цетановое число – 51,0.
- Цетановый индекс – 46,0.
- Содержание серы – 10 мг/кг.
- Температура вспышки – 55°С.
- Содержание воды – 200 мг/кг.
- Осадок – не более 25 мг/кг.
- Окислительная стабильность – 25 г/м³.
Один из самых важных параметров солярки – это цетановое число, которое характеризует то, как быстро запустится и прогреется мотор. Кроме того, данный фактор влияет на эффективность работы двигателя. Стандарт пятого класса дизтоплива определяет цетановое число минимум в 51 единицу, но регламент приближает его уже к отметке 55.
Номинальное содержание воды в 200 мг/кг , конечно, избавляет водителей от необходимости реализовывать . Но практика показывает, что особо расслабляться не стоит. Концентрация воды может резко повыситься в результате определенных физических явлений, например, перепада температур и появления конденсата в баке. Избавиться от вредных компонентов в дизтопливе помогут депрессорно-диспергирующие присадки, которые положительно характеризуются автолюбителями.
В нормативах особое внимание уделено энерговооруженности горючего, которое выражается плотностью эмульсии. Теперь этот показатель приблизился к цифре 845 кг на единицу объема , что свидетельствует о высокой экономичности новой солярки.
Отвечая на многочисленные вопросы, специалисты утверждают, что маркировка «Euro V» указывает не на температуру помутнения и фильтрации, а на содержание эмульсии. Да, свойства новой солярки сохраняются до -20°C, но зимнее дизельное топливо стандарта Евро 5 делится по ГОСТ Р 52368-2005 на пять классов, что и видно из таблицы.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Параметры |
Классы зимнего топлива |
||||
Предельная температура фильтруемости, °C |
|||||
Номинальная температура помутнения, °C |
|||||
Цитановое число |
|||||
Кинематическая вязкость при 40°C, мм²/с |
|||||
Плотность при 15°C, кг/м³ |
|||||
Минимальная температура вспышки, °C |
Инновации от Лукойл: особенности дизтоплива для холодных климатических зон
Выпустив линейку современных топливных составов под маркой «ЭКТО», компания моментально выбилась в лидеры. Опираясь на отзывы автомобилистов, нужно отметить следующие факты:
- отсутствие опасности появления коррозии на поверхностях узлов топливной системы;
- отличные смазывающие характеристики топливной суспензии;
- при использовании сертифицированной продукции ЭКТО-Арктика отсутствует необходимость в дополнительном оборудовании для подогрева горючего;
- оптимизированный процесс сгорания смеси и облегченный пуск силовой установки;
- новый уровень экономичности.
Совершенная технология перегонки нефти позволила снизить до минимума содержание парафиновых углеводородов. А ведь именно эти компоненты непосредственно влияют на процесс кристаллизации и как следствие, на возникновение проблем с запуском мотора в суровых зимних условиях. К сказанному следует добавить, что солярка марки Арктика имеет предельную фильтруемость на уровне -32°C. Согласно документации, парафиновые соединения начинают терять текучесть только при -16°C.
Нужны ли дополнительные присадки в дизтопливо?
Этот актуальный вопрос притягивает как отрицательные, так и положительные мнения. Одни автолюбители не советуют использовать в современном горючем дополнительные компоненты ввиду их отрицательного влияния на узлы топливной системы. Другие утверждают обратное – присадки в зимнее дизельное топливо могут улучшить его технические характеристики и увеличить моторесурс.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-4", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-4", horizontalAlign: false, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
По утверждениям производителей депрессорно-диспергирующие присадки имеют свои определенные цели:
- вывести из горючего воду;
- повысить значение цетанового числа;
- снизить температурные показатели помутнения;
- облегчить пуск двигателя в зимних условиях;
- повысить смазочные свойства дизтоплива;
- снизить расход горючего и износ деталей цилиндро-поршневой группы.
Оптимизирующие добавки способны реализовать как часть вышеописанных свойств, так и улучшить их все одновременно. Покупать нужный продукт следует из соображений уровня качества топлива на автозаправке.
Важно! Жителям глубинки рекомендовано использовать присадки для повышения цетанового числа, потому что качество горючего на местных АЗС всегда оставляет желать лучшего. Антигель способен растворить кристаллизованный парафин.
Все положительные отзывы основаны на опыте применения модифицирующих составов только известных компаний:
- Liqui Moly;
- Castrol;
- Тотек;
В свою очередь, специалисты считают, что использование присадок в горючем Euro V, которое итак имеет улучшенные параметры, нецелесообразно. Свое мнение они объясняют тем, что разброс основных характеристик имеет небольшой разброс, чем и отличается от предшествующих нормативов. После добавления активного вещества в зимнее дизельное топливо стандарта Евро 5 можно внезапно получить изменение его вязкости или цетанового числа, что сразу же скажется на работе силового агрегата.
В итоге
В холодное время лучше воспользоваться соответствующим горючим. В случае когда топливоподающая магистраль не оборудована системой подогрева, рекомендуется возить с собой депрессорно-диспергирующие присадки (антигель ). Жителям окраин нужно задуматься о приобретении компонента для качественного повышения горения топлива (цетанового числа) по причине его неудовлетворительной добротности на местных АЗС.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-7", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-7", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-11", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-11", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Почти все современные автомобили комплектуются двигателями, которые каждый для себя вправе выбрать сам. Немалая доля автолюбителей выбирает дизельный вариант. Принимая во внимание все преимущества и недостатки таких силовых агрегатов, следует понимать, что их возможность правильно работать, зависит от топлива и его качественного состава. Поэтому мы и разберем, что такое дизельное топливо и каких сортов оно бывает.
Принятые стандарты дизтоплива
Само по себе дизтопливо (ДТ) не что иное, как продукт фракционной переработки нефти. Основное отличие от обычного бензина заключаются в способности детонировать от сжатия. Обладая рядом преимуществ перед традиционным бензином, с каждым годом дизель пользуется все большей популярностью.
Как и бензин, дизель различается по сортам. Для его производства используют два стандарта качества :
"Топливо дизельное” Госстандарт 305-82
"Топливо дизельное ЕВРО” Госстандарт Р 52368-2005
Топливо по первому ГОСТу используют в дизельной технике II класса и в старых дизельных агрегатах, которые не соответствуют современным стандартам. ГОСТ 52368 предусматривает производство ДТ с заданным содержанием серы. Также к нему предъявляются более строгие требования относительно температуры вспышки, содержанию ароматических углеводородов, цетановому числу и др. Такие сорта дизельного топлива по этому ГОСТу применяются в современных установках, где давление впрыска составляет около 1500 Бар.
Классификация по температурным свойствам
Для умеренного климата
По температурным свойствам дизтопливо, по ГОСТу 52368, разделяется на 6 сортов для умеренного климата и на 5 сортов (классов) для арктического климата . Для сортов умеренного климата основным показателем является – температура предельной фильтруемости. Она составляет не ниже: +5/0/-5/-10/-15/-20С для сортов A / B / C /D /E / F соответственно.
Для арктического климата
Для дизтоплива арктического климата основным параметром является – температура помутнения и температура предельной фильтруемости, которая соответствует:
- -10 / - 20 для ДТ 0 класса;
- -16 / -26 для 1 класса;
- -22 / -35 для 2 класса;
- -28 / -38 для 3 класса;
- -34 / -44 для ДТ 4 класса;
Также, в этих сортах различное число присадок и примесей. Наиболее часто добавляют цетаноповышающую присадку и противоизносную присадку.
Для двигателей, работающих в арктических условиях, дополнительно применяют депрессорно – диспергирующие присадки. Они позволяют более эффективно работать двигателю, в суровых условиях зимы.
Более простая классификация:
Исходя из вышеперечисленных свойств, вы может сориентироваться, какой сорт топлива подойдет вашему двигателю. Более точную информацию всегда можно найти в тех. паспорте к агрегатам, которой стоит придерживаться. Нарушение рекомендация ведет к поломкам. Часто это бывает с двигателями класса Euro 3, которым приходится работать на ДТ ГОСТ 305-82.
Используйте для своих двигателей только подходящие виды топлива!
Новейшие разработки сортов дизельного топлива для автомобилей
В связи со стремлением понизить выброс загрязняющих веществ в атмосферу, набирают обороты двигатели, приспособленные для работы от биодизеля. Такой сорт обладает хорошими смазочными способностями и большим цетановым числом. Основной недостаток – срок хранения, который составляет не более 3 месяцев, ввиду разложения топлива микроорганизмами.
Альтернативой ему является эмульгированное дизтопливо. В его состав входит до 15% воды и 1% эмульгатора. Двигатели не требуют переоборудования для работы на таком виде горючего. Однако используется оно, в настоящее время, только в Германии.
Выберите для себя нужный тип ДТ, и пусть ваш двигатель работает как часы!
В системе питания дизелей используют жидкое топливо, которое получают в результате прямой перегонки нефти при температуре 230…380 ˚С
. Такое топливо назвают дизельным топливом или дизтопливом.
Для получения необходимых свойств к дизельному топливу прямой перегонки добавляют керосиногазойлевые фракции различных технологических процессов переработки нефти и газовых конденсатов.
В среде автомобилистов дизельное топливо нередко называют соляркой
, но мало кто знает, что солярка - его первоначальное название, поскольку еще в позапрошлом веке более тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти, называли «солярол» (от немецкого «Solaröl» - «солнечное масло»).
В середине прошлого века в нашей стране выпускался нефтепродукт под официальным названием Соляровое масло, использовавшийся в качестве топлива в системе питания дизелей с невысокой частотой вращения коленчатого вала. Поэтому название дизельного топлива «солярка», «соляра» до сих пор используется в разговорной речи.
Конечно же, спустя почти столетие, требования к свойствам современных дизельных топлив отличаются от свойств Солярового масла из-за технических новаций в развитии двигателестроения, но, как это часто бывает, устоявшееся название топлива для дизелей - «солярка» оказалось очень живучим.
В зависимости от условий применения выпускают три марки дизельного топлива:
- Л (летнее) – для температуры окружающего воздуха 0 ˚С и выше;
- З (зимнее) – для температуры окружающего воздуха минус 20 ˚С и выше;
- А (арктическое) – для температуры окружающего воздуха минус 50 ˚С и выше.
Эти топлива отличаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурами застывания, помутнения и другими показателями.
Ввиду особенностей устройства системы питания дизелей топливо для них должно обладать хорошими смазывающими свойствами, достаточной прокачиваемостью и особенно фильтруемостью.
В соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» (в настоящее время устарел) кинематическая вязкость дизельного топлива при 20 °C
для летних сортов должна быть в пределах 3,0...6,0 сСт
(сантистоксов), для зимних сортов - 1,8...5,0 сСт
, для арктических сортов - 1,5...4,0 сСт
.
Указанный стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива. Вода, попавшая в дизельное топливо, отслаивается при хранении и скапливается внизу, поскольку дизельное топливо имеет меньшую плотность. Если вода попадает в систему питания дизеля, двигатель глохнет и для приведения его в рабочее состояние требуется тщательная очистка топливопроводов и приборов системы.
С 2005 г. в России действует новый государственный стандарт на дизельное топливо - ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации европейского стандарта EN 590-2009 (или ЕВРО-5EN 590). Согласно требованиям нового стандарта в дизельном топливе жёстко нормируется содержание серы в виде различных сернистых соединений - меркаптанов, сульфидов, дисульфидов и др.
Понижение содержания серы в дизельном топливе, как правило, приводит к снижению его смазывающих качеств, поэтому для дизельных топлив с очень низким содержанием сернистых соединений обязательным условием является наличие смазывающих присадок.
Цетановое число дизельного топлива
Основной показатель дизельного топлива - цетановое число, характеризующее способность топлива к воспламенению в камере сгорания, т. е. его воспламеняемость. Цетановое число равно объёмному содержанию цетана в смеси с α -метилнафталином, которое в стандартных условиях имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследуемым топливом.
Температура вспышки для автомобильного дизельного топлива должна быть не выше 70 °C .
Температура вспышки горючей жидкости
- это минимальная температура, при которой воспламеняющаяся жидкость выделяет достаточное количество паров, чтобы образовать воспламеняющуюся смесь с воздухом над поверхностью горючей жидкости (при нормальном атмосферном давлении).
Если температура вспышки горючей жидкости выше максимальной температуры окружающей среды, то взрывоопасная смесь не образуется. Следует учитывать, что температура вспышки смеси различных воспламеняющихся жидкостей может быть ниже, чем температура вспышки её отдельных компонентов.
Температура вспышки дизельного топлива может быть в диапазоне от 52 °С до 96 °С в зависимости от типа двигателя, для которого оно применяется и условий его работы. Поскольку дизтопливо применяется в двигателях с высокой степенью сжатия, дизельное топливо должно обладать высокой температурой вспышки и низкой температура самовоспламенения.
Цетановое число топлива определяет мощностные и экономические показатели дизельного двигателя.
Диапазон значений цетанового числа используемых в двигателях дизельных топлив колеблется от 40
до 55
. Фактически, эта цифра означает отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения.
Более высокое цетановое число означает меньшее время воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива, что повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60
, то прироста мощности двигателя не происходит.
Применение топлива с низким цетановым числом приводит к увеличенному периоду задержки или запаздыванию самовоспламенения. В этом случае в камере сгорания накапливается большая масса топлива, которая затем мгновенно сгорает (взрывное горение).
При этих условиях давление в цилиндре нарастает скачкообразно, дизель работает жестко (слышится металлический стук), вследствие этого возрастает нагрузка на коренные подшипники, повышается их износ, что приводит к преждевременному выходу подшипников из строя.
При нормальном цетановом числе период запаздывания воспламенения топлива мал, оно воспламеняется сразу же при входе в камеру сгорания. Давление в цилиндре нарастает плавно, двигатель работает мягко, без стуков и процесс сгорания топлива в цилиндре идет нормально.
Дизельное топливо с чрезвычайно высоким цетановым числом (выше 70...75 ) не успевает полностью перемешиваться с воздухом, процесс сгорания происходит при недостаточном количестве воздуха, вследствие чего топливо догорает в процессе такта рабочего хода, из-за чего падает экономичность дизеля, появляется дымный выхлоп, увеличивается нагарообразование и т. д.
Физические свойства дизельных топлив
Физические свойства дизельных топлив регламентируются упомянутым выше ГОСТ 305-82.
Летнее дизельное топливо
Летнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 860 кг/м 3
62 °C
. Температура застывания должна быть не ниже минус 5 °C
.
Летнее топливо получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...360 °C
.
Зимнее дизельное топливо
Зимнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 840 кг/м 3 и температуру вспышки - плюс 40 °C . Температура застывания зимнего дизельного топлива не должна превышать минус 35 °C .
Получают зимнее дизельное топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...340 °C
.
Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением специальной депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, практически не влияя на температуру предельной фильтруемости.
В условиях кустарных и частных АЗС чаще всего зимнее дизельное топливо получают, добавляя в летнее дизельное топливо до 20% керосина, при этом эксплуатационные свойства топлива практически не меняются.
Арктическое дизельное топливо
Арктическое дизельное топливо имеет плотность не более 830 кг/м 3
и температуру вспышки - плюс 35 °C
. Температура застывания такого топлива - не выше минус 55 °C
.
Получается арктическое топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...320 °C
.
Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо, по сути, - утяжеленный керосин.
Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число (35-40
) и недостаточные смазывающие свойства, что неприемлемо для нормальной работы ТНВД и форсунок, поскольку смазывающие свойства дизтоплива используются для снижения трения в узлах и приборах системы питания.
Для улучшения смазывающих свойств арктического дизельного топлива в него добавляют минеральные моторные масла и цетаноповышающие присадки.
Существует и другой способ получения арктического дизельного топлива - депарафинизация летнего дизельного топлива, который требует применения специального оборудования и является более дорогим по сравнению с использованием керосина в качестве добавки.
Плотность дизельного топлива
Важным физическим свойством дизельного топлива является его плотность. Чем выше плотность топлива, тем больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности.
Автомобиль, заправленный более плотным дизельным топливом, имеет больший запас хода по времени работы двигателя и пробегу.
Обычно плотность дизельного топлива в нормальных условиях (при температуре плюс 20 °C
) находится в пределах 0,825...0,845 г/см 3
.
Плотность дизельного топлива, как и других веществ, зависит от температуры окружающего воздуха - при понижении температуры плотность увеличивается, объем топлива уменьшается (происходит усадка).
Для определения изменения объема топлива при колебаниях температуры внешней среды на практике можно использовать простой способ, описываемый формулой: «Один литр на каждую тонну топлива при изменении температуры на один градус». Разумеется, при этом следует учитывать, что при повышении температуры объем увеличивается, а при снижении - уменьшается.
Обозначение и маркировка дизельных топлив
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы ДТ - дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения
- Л - летнее (температура фильтруемости не определяется);
- Е - межсезонное (-15 °С );
- З - зимнее (-20 °С );
- А - арктическое (-38 °С ).
Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
- К2 - содержание серы не более 500 мг/кг ;
- К3 - содержание серы не более 350 мг/кг , (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
- К4 - содержание серы не более 50 мг/кг , (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
- К5 - содержание серы менее 10 мг/кг , (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, - на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (в соответствии со спецификацией Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Необходимо отметить, что в настоящее время (с 2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 1 января 2015 г. выведено из обращения топливо класса К3, а с 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с данным ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
- 32 °С ;
- ДТ-З-К3 (К4, К5) - для температуры до минус 38 °С ;
- 44 °С ;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) - для температуры до минус 48 °С ;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) - для температуры до минус 52 °С .
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Согласно принятой ООН системе классификации опасных грузов дизельные топлива относятся к подклассу 3.3 третьего класса опасности (легковоспламеняющиеся жидкости) и имеют порядковый номер в системе - 1202
.
Образец оформления знака опасности, устанавливаемый на транспортных средствах, перевозящих дизельное топливо, показан на рисунке 1
.
Современная маркировка дизельного топлива
Старый ГОСТ 305-52, который действовал с середины прошлого века, предусматривал простую классификацию дизельного топлива по маркам: летнее топливо, зимнее дизельное топливо и арктическое топливо. В настоящее время сорта дизельного топлива маркируются по ГОСТ Р 52368-2005, разработанном в соответствии с европейскими стандартами ЕВРО 5, а именно – спецификации EN 590. Этими стандартами уделяется больше внимания показателям массовой доли серы в дизтопливе.
Дизтопливо изготавливают зимних и летних сортов, маркируют по сере и, кроме того, летние - по температуре вспышки, зимние - по температуре застывания.
Обозначение марок дизтоплива начинается, как правило, с одной из трех букв: Л (летнее), 3 (зимнее) или А (арктическое).
Затем идет цифра 0.2, 0.4 или 0.5, обозначающая максимально допустимое содержание серы в процентах. Далее идет цифра, которая для летнего дизтоплива характеризует температуру вспышки в закрытом тигле, а для зимнего - температуру застывания.
С целью исключения ошибок "минус" перед значением температуры пишется словом, а не знаком "-".
Виды дизельного топлива
В настоящее время в России и за рубежом можно встретить различные маркировки дизельного топлива, не всегда удобные для понимания. В таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся виды дизельного топлива, расшифровка их обозначения и маркировки, а также описание свойств и физических характеристик.
Таблица 1 . Виды дизельного топлива и его маркировка
Вид топлива и его маркировка |
Иностранная маркировка |
Характеристика топлива |
Дизтопливо Л-0.2-40 |
Summer diesel L-0.2-40 |
Летнее дизтопливо для автотракторных дизелей. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, его применение возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +40°С. |
Дизтопливо Л-0.5-40 |
Summer diesel L-0.5-40 |
Показатели те же, что у Л-0.2-40, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо Л-0.2-62 |
Summer diesel L-0.2-62 |
Летнее дизтопливо для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, имеет те же показатели, что Л-0.2-40, но температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +62°С. |
Дизтопливо Л-0.5-62 |
Summer diesel L-0.5-62 |
Показатели те же, что у Л-0.2-62, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо А-0.2 |
Arctic diesel A-0.2 |
Арктическое дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 330°С. Температура застывания - не выше минус 55°С, его применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей - не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0.01 меркаптановой серы. |
Дизтопливо А-0.4 |
Arctic diesel A-0.4 |
Арктическое дизтопливо. Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.4%. |
Дизтопливо арктическое экологически чистое | Arctic diesel ecologicaly safe | Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% - для топлива II вида. |
Дизтопливо ДЛЭЧ | Diesel summer ecologicaly safe | Дизтопливо летнее, экологически чистое. Изготавливается методом гидрокрекинга, имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Имеет повышенное значение цетанового числа, которое должно быть не менее 53. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения - минус 5°С, применение ДЛЭЧ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20° может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см 3 . |
Дизтопливо ДЗп | Winter diesel DZp | Дизтопливо зимнее с депрессорной присадкой. Изготавливается на базе летнего дизельного топлива Л-0.2-40 или Л-0.5-40, температура застывания которых снижена за счет добавления депрессорной присадки. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗп возможно при температурах воздуха выше минус 15°С. Содержание серы не более 0.2% для топлива I вида и не более 0.5% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +40°С. Плотность при 20°С не более 0.86 г/см 3 . |
Дизтопливо ДЗЭ | Winter diesel (export grade) | Дизтопливо зимнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Может содержать депрессорные присадки. Температура застывания - не выше минус 35°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше минус 30°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 2.7 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +60°С. Плотность при 20°С - не более 0.845 г/см 3 . |
Дизтопливо ДЛЭ | Summer diesel (export grade) | Дизтопливо летнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЛЭ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см 3 . |
Дизтопливо 3-0.2 минус 35 |
Winter diesel Z-0.2 minus 35 |
Зимнее дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 25°С, его применение возможно при температуре воздуха выше минус 20°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для 3-0.2, предназначенного для мало и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +40°С, для автотракторных дизелей не ниже +35°С. |
Дизтопливо 3-0.5 минус 35 |
Winter diesel Z-0.5 minus 35 |
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо 3-0.2 минус 45 |
Winter diesel Z-0.2 minus 45 |
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но температура застывания не выше минус 45°С, температура помутнения - не выше 35°С и применение его возможно при температуре воздуха выше минус 30°С. |
Дизтопливо 3-0.5 минус 45 | Winter diesel Z-0.5 minus 45 | Показатели те же, что у 3-0.2 минус 45, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо малосернистое №2 | Low sulphur №2 oil | Производится и потребляется на рынке США. Содержание серы не выше 0.05%. Цетановое число в зависимости от региона меняется от 40 до 45. Плотность при 20°С 0.87 г/см 3 . Температура вспышки в закрытом тигле не менее 54°С. |
Дизтопливо "ГОМ" | Gasoil motuer | Французское зимнее дизтопливо. Цетановое число для автомобильного дизельного топлива равно 48, а для печного топлива с этим же названием - 40. Содержание серы - не более 0.3%. |
Дизтопливо "Джапан-А" | Gasoil Japan-A | В состав топлива входят газойли каталитического крекинга и гидрокрекинга. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 45. |
Дизтопливо "Джапан-Б" | Gasoil Japan-В | В состав топлива входят только легкие газойли атмосферной перегонки. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 50. |
Дизтопливо "Сингапур регулар" | Gasoil Singapore regular 0.5pct, gasoil Singapore regular 1.0pct |
Дизтопливо с содержанием серы 0.5% или 1% в зависимости от марки. Температура помутнения - от +6°С до +15°С. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5.5 сантистокс. Цетановое число равно 48. Плотность, как правило, равна 0.845 г/см 3 . |
Стоимость дизельного топлива
Стоимость дизельного топлива в разных странах может варьировать в достаточно широких пределах, и зависит она
от собственных нефтяных ресурсов и мощностей по их переработке, налоговых сборов и субсидий, а также от экономического благосостояния страны.
В странах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения цена любого топлива, в том числе дизельного, существенно выше, чем в слаборазвитых странах и странах, производящих и экспортирующих нефть. Некоторое исключение составляет США, где цены на нефтепродукты, несмотря на богатую экономику, относительно низкие.
Средняя цена дизельного топливо по всему миру (на конец сентября 2016 г.) составляет 0,86
долларов (американских) за литр.
Конечно же, цена дизельного топлива разных марок и сорта может существенно отличаться от базовой.
В качестве примера ниже приведена средняя стоимость дизельного топлива в отдельных странах (в американских долларах за литр):
- Иран - 0,10 USD
- Саудовская Аравия - 0,19 USD
- Казахстан - 0,36 USD
- Россия - 0,54 USD
- Беларусь - 0,61 USD
- США - 0,62 USD
- Украина - 0,70 USD
- Китай - 0,83 USD
- Австралия - 0,93 USD
- Германия - 1,23 USD
- Франция - 1,25 USD
- Израиль - 1,51 USD
- Норвегия - 1,61 USD
У нас в стране можно ориентироваться по цене дизельного топлива в столичном регионе и Москве – здесь (по состоянию на конец сентября 2016 года) оптовая цена на дизельное топливо составляет 28…32,5 рубля, розничная – в среднем 35 рублей за литр.
Благодаря современным средствам информационных коммуникаций купить дизельное топливо любого качества и в любом количестве можно посредством поставщиков, предлагающих нефтяную продукцию через Интернет.
Старый ГОСТ 305-82, действовавший ещё в СССР, в начале XXI века безнадёжно устарел. Новая классификация дизельных топлив проводилась в России в точном соответствии с европейской системой.
Европейская классификация дизельного топлива
Первый европейский стандарт EN590 был введён в 1993 году. Он был разработан и внедрён, чтобы уменьшить вред природе от выхлопных газов автомобилей. Стандарт претерпел несколько изменений.
Сегодня в России действуют нормы EN590-2009, называемого «Евро 5». Он классифицирует ДТ по температурным зонам применения: топливо классов от А до F предназначено для температур от +5 до -20 °С, топливо классов от 0 до 4 - для температур от -20 до -44 °С.
Российская классификация и маркировка дизельного топлива
ГОСТ Р 52368-2005
Первым стандартом системы «Евро 5» в России стал ГОСТ Р 52368-2005 под названием «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия». Он отражает все требования международного документа EN590.
Российский стандарт разделяет производимое дизельное топливо на два типа:
- для умеренного климата;
- для холодного и арктического климата.
Топливо для умеренного климата выпускают шестью сортами (от А до F) с предельными температурами фильтруемости от +5 до -20 ºС. Топливо для холодного и арктического климата производят пятью классами (от 0 до 4) с предельными температурами фильтруемости от -20 до -44 ºС. ГОСТ регламентирует также содержание серы (по видам, от I до III): I - до 350 мг/кг, II - до 50 мг/кг, III - 10 мг/кг.
Важное экологическое значение ГОСТ Р 52368-2005 состоит в том, что он ограничивает в топливе содержание серы (не более 10 мг/кг) и ароматических углеводородов (не более 8 %), что полностью соответствует требованиям «Евро 5».
РТ ТС 013/2011
В 2011 году в странах Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь) был введён в действие технический регламент РТ ТС 013/2011, устанавливающий требования «Евро 5» к топливу. По этому документу дизельное топливо (ДТ) разделяется на четыре группы:
- Л - летнее, температура фильтруемости не устанавливается;
- Е - межсезонное, температура фильтруемости -15 °С;
- З - зимнее (-20 °С);
- А - арктическое (-38 °С).
Третья группа символов обозначает экологический класс дизельного топлива:
- К2 - содержание серы не более 500 мг/кг;
- К3 - 350 мг/кг, соответствует виду I по ГОСТ Р 52368-2005;
- К4 - 50 мг/кг, соответствует виду II;
- К5 - 10 мг/кг, соответствует виду III.
Маркировка ДТ-З-К5 обозначает: автомобильное зимнее дизельное топливо экологического класса 5 по «Евро 5».
ГОСТ Р 55475-2013
В 2014 году в России введён ещё один норматив - ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Документ устанавливает требования к топливу, подвергаемому очистке от парафиновых групп методом каталитической депарафинизации. Горючее, произведенное по этому стандарту, делится на пять видов. Первый обозначается ДТ-З-К3 (К4, К5) -32, последний - ДТ-А-К3 (К4, К5) -52.
Несколько одновременно действующих ГОСТов на дизельное топливо усложняют классификацию, потому что происходит смешивание понятий и обозначений. Так, одну и ту же марку топлива можно обозначить и как Сорт F вид III (Евро-5), и как ДТ-З-К5.
Сегодня все больше автолюбителей предпочитают авто с дизельными моторами. Основная причина – экономичность, надежность, простота эксплуатации. Но есть и недостатки, которые перечеркивают все плюсы – плохое топливо для дизельных двигателей и нехватка знаний о солярке у отечественных автолюбителей. Как следствие, возникает множество проблем в эксплуатации – загрязнение топливной системы, снижение , замерзание солярки в морозную погоду и так далее. Чтобы избежать неприятностей, стоит знать о дизтопливе как можно больше и главное – уметь его выбирать.
Характеристики дизельного топлива
По своей структуре топливо для отличается от привычного бензина. В народе такой состав называется «соляркой». По сути, это смесь углеводородов, которые формируются путем перегонки нефтепродуктов и выбора из них необходимых фракций. В основе дизельного топлива углеводороды, которые отличаются высокой температурой кипения – около 300-350 градусов Цельсия.
Столь разные составы бензина и дизеля объясняют и различность подходов в работе двигателей. К примеру, в бензиновом моторе воспламенение топлива происходит от искры (источник последней – свеча зажигания). Для бензина ключевое значение имеет устойчивость к детонации, то есть октановое число. В свою очередь, дизельный двигатель работает за счет создания более мощной степени сжатия.
Основной параметр, характеризующий качество смеси – цетановое число. Именно по нему можно судить, насколько быстро воспламеняется дизтопливо в цилиндре силового узла. Чем больше цетановое число, тем меньше затрат времени на воспламенение горючей смеси и тем эффективнее работа двигателя. Собственно, цетановое число отображает временную задержку между впрыском топливной смеси в камеру сгорания цилиндров и ее воспламенением.
В случае если цетановое число ниже 40, то работа двигателя будет неудовлетворительной. Появляются сильные задержки при воспламенении, падает мощность, возникает детонация, снижается общий ресурс мотора. У топлива нормального качества цетановое число должно находиться на уровне 48-52. Что касается солярки более высокого качества, то ее цетановое число и вовсе может достигать 53-55.
Российские стандарты в отношении соляры считаются одними из самых «мягких». Здесь допускается применение дизельного топлива с цетановым числом от 48 единиц и выше (для зимнего топлива). Но есть исключения. К примеру, для некоторых зимних видов солярки, имеющих депрессорные присадки в составе, разрешается выпуск и продажа соляры с описываемым нами параметром от 40 и более.
Хотелось бы отметить, что слишком высокое цетановое число – также не очень хорошо. К примеру, если показатель будет превышать отметку «60», то топливо просто не будет успевать сгорать, повышается дымность выхлопа, увеличивается «прожорливость» транспортного средства и так далее.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Основные виды топлива для дизельных двигателей
Часто новички забывают о главном недостатке солярки – его способности замерзать уже при небольшом морозе. В такой ситуации , а для решения проблемы приходится применять целый комплекс мер по прогреву основных элементов и повышению температуры солярки в системе. Чтобы этого не допустить, важно правильно выбирать дизельное топливо, знать его виды и особенности.
Из основных классов солярки можно выделить:
1. Летнее дизтопливо
Его особенность – жидкое состояние при температуре от «нуля» градусов Цельсия и более. К основным параметрам можно отнести:
- цетановое число, как правило, от 45 градусов Цельсия и более;
- вязкость. При температуре 20-22 С составляет 4-6 кв. мм/с;
- плотность. При температуре 20-22 С составляет до 850-860 кг/куб метр;
- – от -10 градусов Цельсия и ниже. На практике такое топливо может застывать и раньше (от -3-5 градусов Цельсия).
Главный недостаток летнего топлива – появление конденсата влаги внутри бака, отслаивание влаги и ее скопление в нижней части емкости. Подобная особенность доставляет массу проблем автолюбителям:
- летом водная «пробка» может блокировать и привести к сбоям в работе;
- зимой влага замерзает и обездвиживает авто даже при минимальном морозе.Вот почему еще до наступления холодов летнюю солярку нужно полностью сливать из бака и заменять его на более качественный зимний состав.
2. Зимняя солярка
Данный вид солярки пользуется наибольшей популярностью в России. При этом нельзя забывать о главной его особенности – замерзании при достижении 30 градусов мороза. Для регионов с суровой зимой такое топливо для дизельных двигателей – не лучший вариант.
К основным характеристикам зимнего дизтоплива можно отнести:
- цетановое число – от 44-45;
- плотность – до 830-840 кг/кубический метр;
- вязкость – от 1,9 до 4,9-5,0 кв.мм/с.
Параметры вязкости и плотности приведены для температуры 20-22 градусов Цельсия.ъ
3. Арктическая
Это лучший вариант для районов, где температура на улице может опускаться намного ниже тридцати градусов. Такая солярка способна достойно выдержать морозы до -50 градусов Цельсия, что существенно ниже, чем у конкурентов. Из основных характеристик арктического топлива можно выделить:
- цетановое число – от 40;
- плотность – до 820-830 кг/куб. метр;
- вязкость – от 1,5 до 4,0 кв. мм/с.
Параметры вязкости и плотности, как и в предыдущих случаях, приведены для температуры в 20-22 градуса Цельсия.
Видео: Как завести замерзший дизельный мотор?!
Стандарты экологичности топлива для дизелей
- Евро-3 – это уже устаревший стандарт дизельного топлива, который был актуален до 2005 года (в ЕС). После появления новых требований Евро-3 перестало удовлетворять нормам, и было снято с производства;
- Евро-4 – сравнительно новый стандарт, который пришел на смену вышедшего из оборота стандарта Евро-3. В ЕС Евро-4 начал использоваться с 2005 года. С начала 2013 года весь транспорт, который завозится в Россию, должен соответствовать данному классу. Единственное исключение – авто, выпущенные до конца 2012 года. Для них еще допускается соответствие более старому стандарту;
- Евро-3. В ближайшее время планируется вообще запретить эксплуатацию авто со стандартом ниже Евро-4;
- стандарт Евро-5 является самым новым. В ЕС его соблюдение обязательно для грузовых авто, выпущенных начиная с 10.2008 года, а для легковых авто – с 09.2009 года. Действует стандарт и на территории РФ. В частности, он распространяется на все автомобили, которые ввозятся на территорию государства;
- можно отнести биодизель. Его особенность – наличие в составе животных и растительных жиров. Собственно, сама структура дизтоплива является полностью натуральной, а состав является результатом переработки сои, рапса и прочих растений. Особенность топлива в том, что оно может применяться как в чистом виде, так и в качестве специальной добавки к обычным видам топлива.
Распознать биодизель можно по специальному обозначению. Так, в США о наличии биодизеля в составе можно судить по наличию буквы «В» в названии. Далее стоит цифра, которая показывает процентное содержание специального состава в общей массе. Что касается цветанового числа, то для такого вида топлива оно составляет около 50-51.
Эксплуатационные показатели дизельного топлива
К основным показателям топлива для дизельных двигателей можно отнести:
- Цетановое число (о нем мы говорили выше). Его величина позволяет судить о будущих экономических показателях силового узла и его мощности. Чем больше данный параметр, тем лучше работает двигатель;
- Фракционный состав позволяет определить, насколько качественно будет сгорать топливо, какова токсичность отработанных газов, каким будет уровень дымности и так далее;
- Низкотемпературные свойства. Данный параметр определяет температуру замерзания топлива и особенности его хранения;
- Вязкость и плотность. От этих характеристик зависит, насколько качественной будет подача топлива к двигателю, его распыление и фильтрация;
- Температура вспышки. Этот параметр определяет, насколько безопасно использовать дизтопливо в дизельных моторах;
- Уровень чистоты. Чем чище соляра, тем больший ресурс будут иметь различные фильтры авто и ЦПГ силового узла;
- Наличие серы. Подобная примесь может привести к образованию коррозии, повышенному нагару и износу на внутренних элементах двигателя и топливной системы.
Вывод
Если вы отдали предпочтение автомобилю с дизелем, то важно как можно больше знать о топливе для них, особенностях его выбора и эксплуатации. В этом случае можно добиться лучшей экономичности авто, исключить проблемы с лишней водой в баке и замерзанием топлива.