Рано или поздно подавляющее большинство водителей сталкивается с тем, что двигатель не заводится. Чтобы избежать паники и лишних материальных затрат, стоит знать, какие могут быть причины такого явления и что делать водителю.
Читайте в этой статье
Частые причины, по кторым не заводится двигатель автомобиля
Причины могут быть как общие, так и частные. Рассмотреть все варианты вряд ли возможно в рамках одной статьи, так что речь пойдет о самых распространенных неполадках.
- Первое место, пожалуй, можно смело отдать проблемам с аккумулятором. Очень часто двигатель не заводится в результате разряда . При этом не обязательно, чтобы заряд отсутствовал полностью. Во многих автомобилях стартер отказывается крутить, если батарея выдает менее 10 вольт. С учетом данной информации становится понятно, что никак не стоит забывать вовремя подзаряжать аккумулятор.
Однако не всегда полный отказ или проблемы с запуском двигателя связаны с низким уровнем заряда АКБ. Довольно часто виной всему окислившиеся или плохо закрепленные клеммы. Время от времени нужно их чистить наждачной бумагой, чтобы убрать налет оксидной пленки, которая плохо проводит электричество. То же самое касается контактов и на самой батарее.
- На второе место по частотности можно поставить совсем простую и безобидную причину — отсутствие топлива. Тут два варианта: его может не быть в , либо оно не поступает в двигатель.
Действия водителя в этом случае предельно просты. Во-первых, проверить бак (датчик может выйти из строя, либо показывать неправильные значения). Во-вторых, проверить топливопровод. Возможно, где-то произошла утечка и он . Сложность и стоимость ремонта зависит от характера поломки. Иногда бывает достаточно просто заменить шланг под капотом.
Топливо может не поступать в камеру сгорания и по причине засоренного или форсунок на моторах. Кроме того, бывает так, что отказывает . Причины для этого могут быть разными, но наиболее распространенная из них – перегрев бензонасоса. Конечно, речь идет о тех автомобилях, в которых насос установлен под капотом (как правило, карбюраторные). Перегревается он особенно часто в летнюю жару.
Еще один вариант, хоть и очень редкий – бензин потерял свои свойства (выпарился, разбавился конденсатом и т.д.). Такое бывает, если машина простояла больше года. В этом случае достаточно долить свежего топлива или слить остатки, после чего заправиться подходящим горючим.
Проблемы в системе зажигания
- Отсутствие искры на свечах зажигания или мокрые свечи. Это также весьма распространенная причина, по которой не заводится двигатель. Проверить свечи можно и самостоятельно. Для этого необходимо иметь в багажнике свечной ключ. также не сложно.
Для этого нужно выкрутить свечу, надеть на нее контактный провод и попробовать поворачивать ключ зажигания в тот момент, когда сама свеча находится вблизи металла. Хорошая искра должна быть «жирной» и яркой. Если же искра слабая или ее вовсе нет, стоит присмотреться к контактам свечи. Возможно, они покрылись нагаром. В этом случае их необходимо почистить наждачной бумагой или металлической щеткой. Если и это не помогает, то стоит попробовать заменить свечу.
Бывает, что свеча в порядке, но искры все равно нет. Тут нужно проверять уже и даже катушку зажигания. Кстати, на катушке зажигания может выйти из строя конденсатор. Желательно иметь запасной с собой (стоит копейки).
- Нет искры на центральном проводе. Проверить можно так: от крышки трамблера отсоединяется центральный провод, выкручивается наконечник. После этого нужно поворачивать ключ и конец провода держать возле металла. Должна быть хорошая искра.
- Проблема с замком зажигания. Бывает так, что в самом замке отваливается какая-нибудь клемма. Особенно на старых автомобилях. Естественно, нужно знать, куда ее ставить вновь. Кроме того, могут перегорать предохранители. Поэтому всегда стоит иметь в машине набор запасных. Стоит он недорого, места не занимает, а сгоревший предохранитель может быть не только причиной того, что не работают, например, повороты. Хуже, когда по этой причине не заводится ДВС.
Другие возможные неисправности
- Неполадки со втягивающим (тяговым) реле стартера. Наиболее распространенной проблемой здесь являются подгоревшие пятаки (увидеть можно только тогда, когда устройство разобрано).
Кроме того, от них могут отпаяться контакты. В этом случае при повороте ключа зажигания будет слышен только тихий щелчок реле стартера, а втягивающее будет молчать. Если оно рабочее, то будет издавать явный металлический щелчок. В дороге починить его вряд ли удастся. Хотя ремонт недорогой и относительно несложный.
- . Если во время того, как заводится двигатель автомобиля, при повороте ключа ясно слышен щелчок, но запуска не происходит, а провода аккумулятора греются или даже от них идет дым, то стартер нужно менять.
- Неправильно . Такое бывает после ремонта мотора. В этом случае следует обратиться к специалисту.
- Трамблер залит водой или просто намок. Такое бывает, например, при езде по большим, глубоким лужам. В этом случае искра будет просто уходить (пробивать) и не попадать к свечам. Выход простой: вытереть трамблер и дать ему высохнуть.
- Двигатель может не запускаться и потому, что его . Признаки и причины клина – это обширная тема, которую в рамках данной статьи рассмотреть будет сложно. Кроме того, по различным причинам могут полностью и т.д.
Выводы
Итак, как следует из всего того, что написано выше, ответить на вопрос, почему не заводится двигатель, не так-то просто. Все причины можно условно разделить на три основные группы:
- проблемы с подачей топлива;
- проблемы с электрикой;
- проблемы с механикой (то есть, с самим двигателем).
Читайте также
Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы.
Если вам хоть мало-мальски знакомо устройство автомобиля, вы можете представить то количество элементов, которые влияют на уверенный запуск и хорошую работу мотора. Соответственно, если не заводится машина, причины этого порой сложно найти даже опытным автолюбителям.
Поговорим не только о таких банальных вещах, как севший аккумулятор, но и менее частых поломках, влияющих на запуск ДВС. Отдельно рассмотрим бензиновый (карбюраторный, инжекторный) и дизельный двигатели.
ЭДС
Электродвижущей силой, питающей стартер, в нашем случае является аккумулятор. Недостаточный уровень зарядки, характеризующийся падением напряжения на выходных клеммах, не позволит стартеру развить достаточное усилие для запуска мотора. Причин, связывающих аккумулятор и отсутствие запуска мотора, может быть несколько:
Как понять, что не заводится авто из-за аккумулятора:
- стартер издает лишь щелки либо и вовсе не откликается на поворот ключа;
- стартер медленно вращает ДВС. Если мотор не запустился сразу, остановите попытки;
- после поворота ключа на панели приборов не загораются лампочки. Можете включить фары головного света. Если они светят очень тускло – аккумулятор гарантированно севший.
Если машина не заводится сразу, лучше не «мучить» ее. Замерьте напряжение, которое не должно быть ниже 11,9 Вт. Вы можете «прикурить», чтобы оживить свой автомобиль.
Питание стартера
Если поворот ключа не вызывает никаких реакций, проблема может скрываться и в самом пусковом устройстве. Это может быть износ щеток, окисление или обрыв контактов, замыкание, чрезмерный износ втулок либо неисправность втягивающего реле.
Если после поворота ключа к стартеру не приходит питание, проблема может быть в самой личинке зажигания либо контактной группе. Редкий случай, когда питание «отрубает» штатный иммобилайзер либо сигнализация. В некоторых авто может быть секретный алгоритм отключения иммобилайзера. В ином случае вам лучше обратиться к электрику.
Система питания
Поиск ответ на вопрос, почему не заводится машина, начнем с системы подачи топлива. Неисправности, которые характерны как для инжекторного, так и для карбюраторного автомобиля:
- перегорание предохранителей (к примеру, бензонасоса);
- банальное отсутствие бензина. Если по стечению обстоятельств датчик уровня бензина врет, а сигнальная лампочка критичного объема топлива в баке неисправна, автомобиль не сдвинется с места. Учтите, что бензин могли попросту слить за ночь;
- засорение сеточки в топливном баке, препятствующей попаданию мусора к топливопроводу, забитый фильтр тонкой очистки;
- неисправность топливного насоса. На инжекторных моторах он включается при повороте ключа в 3-е положение (On), при этом можно услышать характерное жужжание;
- засорение фильтрующего элемента, что создает барьер поступлению топлива.
Лучший способ проверить, поступает ли топливо – это снять топливопроводный шланг.
Карбюраторные ДВС
Разумеется, двигатель может не запускаться из-за неисправности отдельных элементов карбюратора (загрязнение жиклеров, каналов) либо неправильной регулировки. Если топливо не поступает, необходимо дефектовать детали топливного насоса.
Если вы понимаете, что топливо во впускной коллектор подается, но отсутствует поджог топливно-воздушной смеси, «копать» следует в следующем направлении:
- выкрутить свечи зажигания, оценить нагар. Если вам не удалость завести мотор сразу, возможно вы успели «залить» свечи. Теперь выкрутить и просушить их желательно в любом случае;
- отсоединить главный бронепровод, приблизив его к металлической детали. Попробуйте покрутить мотор. Вы сразу заметите искру, если она поступает к распределителю зажигания. Также следует проверить бронепровода на предмет «пробоя»;
- если на главном проводе искры нет, внимательно осмотрите провода на предмет обрыва. При исправности соединений цепи переходить стоит к . Именно она генерирует искру;
- распределитель зажигания и его крышка. Проверьте величину зазора, чистоту контактов, наличие люфтов. Разумеется, если зажигание выставлено не верно, машина не заведется.
Инжекторные ДВС
Инжекторный автомобиль может иметь несколько типов систем впрыска:
- моновпрыск;
- распределительный впрыск;
- непосредственный впрыск.
В первых двух случаях вам первым делом следует проверить, поступает ли топливо к системе впрыска. Также необходимо провести диагностику регулятора топлива. Если автомобиль запускается, но не сразу, стоит проверить топливную магистраль на предмет потери давления. Если за время простоя топливо успело стечь в бак, то для запуска вам придется долго крутить стартером. Забитые либо «льющие» форсунки в случае с моновпрыском и распределительным впрыском редко становятся препятствием для запуска.
Непосредственный впрыск сложен в диагностике своими руками, так как имеет полностью электронное управление и сложное устройство механизмов впрыска топлива. Если вы не знаете, что делать, если машина не заводится, не имеете соответствующего диагностического оборудования, лучше всего обратиться в специализированный сервис.
Если вы подозреваете, что есть проблема с искрой, проверьте:
Искра и электроника
Часто виной заглохнувшего двигателя становится система управления работой двигателя. Если говорить о датчиковой аппаратуре, то вы гарантированно не заведете автомобиль, если присутствует поломка датчика положения коленчатого вала (далее ДПКВ). Даже с некорректной работой ДМРВ автомобиль, пускай не сразу, но запустится.
В морозы виной плохого запуска может быть замерзание конденсата в дроссельной заслонке. Также стоит обратить внимание на чистоту РХХ и дроссельной заслонки.
Редко причиной обездвиживания железного «сердца»становится выход из строя . Причины его неисправности могут быть индивидуальны. К примеру, владельцы Лада Калина знают, что если образовывается течь в радиаторе отопителя, то ОЖ заливает ЭБУ. Окисление контактов либо выход из строя по причине попадания влаги может произойти, если ЭБУ устанавливается за моторным щитом. Особенно если вы не уделяете особого внимания дренажным каналам.
Дизельный ДВС
Алгоритм определения, почему не заводится дизельный автомобиль, зависит от типа установленного впрыска. Условно разделим системы на два вида:
- полностью механические системы, в которых из электроники – подача питания на электромагнитный клапан ТНВД;
- с электрическим управлением. Соответственно, в этом случае виной могут быть не только механические поломки, но и электронная система управления.
Причины, по которым не заводится машина с дизельным мотором:
- отсутствие компрессии, которая в силу особенностей конструкции очень важна для запуска в морозы;
- неисправность свечей накала, которые аккумулятор «питает» для подогрева камер сгорания после поворота ключа в положение On. Если работают не все свечи, двигатель запустится, но не сразу. Проблема будет прогрессировать с наступлением морозов;
- неправильная регулировка момента зажигания;
- неисправность форсунок, ТНВД;
- если в баке установлен электрический насос низкого давления, его неисправность приведет к затрудненному пуску по утрам. Из-за падения давления топлива двигателю сложно сразу запуститься. К подобным последствиям также приводит подсос воздуха.
Более подробно изучить этот вопрос вы можете, прочитав .
Если вам не удалось запустить мотор с ключа, мы не рекомендуем заводить машину «с толкача», так как не для всех моделей дизельных авто это заканчивается отсутствием поломок.
Ваши действия
Так что же делать, если машина не заводиться, а ехать нужно? Предположим, что виной ваших бед является севший аккумулятор, либо вы сами посадили его, пытаясь завести автомобиль с ключа. Вы можете попросить помощи у других автовладельцев. Вам всего лишь нужно знать, как правильно «прикурить». Желательно иметь в машине токовые клещи, так как не факт, что все согласившиеся вам помочь будут иметь при себе таковые.
Если ваш аккумулятор живее всех живых, попробуйте завести автомобиль с толкача. Попросите кого-то взять ваше авто на буксир либо воспользуйтесь силой земного притяжения, установив авто на уклоне. Обязательно ознакомьтесь с тем, как правильно запустить авто с толкача.
Каждый автомобилист может столкнуться с тем, что двигатель его машины внезапно перестает заводиться. Ситуации бывают разные – автомобиль может просто заглохнуть на светофоре или в пробке и не завестись, либо же двигатель не заводится после того, как машина провела ночь на парковке. В любом случае, проблему решать надо.
Ниже приведены основные ситуации и причины, по которым возникают проблемы с зажиганием, в результате чего не заводится двигатель автомобиля. Также рассмотрены пути решения проблемы в тех случаях, когда это может сделать сам автолюбитель без привлечения специалистов. Итак, далее причины по порядку.
Аккумулятор .
Если автомобиль не заводится после длительной стоянки, скорее всего упал заряд аккумулятора. Ночью температура падает, автомобиль остывает, а вместе с ним и аккумулятор. В холодное время года уровень заряда аккумулятора может снизиться на треть после ночевки на улице.
Это не всегда связано с поломкой АКБ, может быть так, что она просто была не полностью заряжена, а после остывания уровень заряда снизился ниже критической отметки. Такая же ситуация может возникнуть, когда автомобиль стоял несколько суток – аккумулятор попросту самопроизвольно разряжается.
Как вариант, можно на несколько минут включить дальний свет – электролит в аккумуляторе придет в активное состояние и уровень заряда немного повысится. Иногда этого хватает, чтобы завести двигатель. В дальнейшем, чтобы не попадать в такую ситуацию, нужно просто следить за уровнем заряда АКБ.
Еще одна проблема, которая может быть связана с аккумулятором – окисление клемм. Этот процесс происходит постепенно, но в конечном итоге приводит к одному результату — потере напряжения. Устранить проблему проще простого – нужно открутить клеммы и просто их прочистить.
Топливная система .
Еще одна причина – проблемы с топливной системой. Если автомобиль завелся и тут же заглох или же просто заглох и не заводится, возможно, причина кроется в . Топливный насос может попросту перегореть. Проверить это довольно просто – необходимо снять насос и подключить его напрямую к аккумулятору.
Если он не работает, значит пришла пора его менять. Также стоит обратить внимание на сеточку фильтра грубой очистки. Со временем она забивается, что может привести к двум вариантам последствий. Первое, бензонасосу просто не хватает мощности чтобы прокачать необходимое количество бензина для воспламенения. Второе, пытаясь прокачать нужное количество топливо, бензонасос может просто сгореть.
Не исключен риск того, что где-то оборвало топливный шланг. Иногда водители забывают о такой возможности и тратят много времени на поиск неисправностей, хотя определить обрыв довольно просто — достаточно заглянуть под днище автомобиля.
Свечи .
Если до этого вы ездили с большой скоростью или сильно нагружали автомобиль, или же двигатель внезапно заглох в дороге, возможен вариант, что просто залиты . При попадании чрезмерного количества топлива на электроды свечей стандартного напряжения недостаточно для появления искры.
Самый простой вариант решения проблемы – выкрутить свечи и аккуратно очистить их сухой тряпочкой. Если нет такой возможности, то можно свечи продуть. Для этого поставьте автомобиль на нейтральную передачу, утопите педаль газа и включите зажигание.
В таком режиме топливо в камеру сгорания не поступает, и она продувается воздухом. После продувки нужно обязательно залить немного масла в каждый цилиндр (5-7 мл), так как при продувке воздух удаляет масляную пленку со стенок цилиндра. Этот способ абсолютно безопасен для вашего автомобиля.
Воздушный фильтр .
Еще одна причина проблем с зажиганием может быть вызвана тем, что попросту засорился . Установить, так это или нет, довольно просто – нужно вынуть из кожуха фильтр и попробовать завести двигатель. Если мотор заведется, фильтр можно выбросить и смело ехать за новым.
Затягивать с установкой фильтра нельзя, так как при сгорании неочищенного воздуха образуется нагар, который вредит двигателю. Такая ситуация нередко случается, когда машина ездит за городом по грунтовым дорогам. При частых поездках по пыльным дорогам воздушный фильтр стоит менять в два раза чаще.
Предохранители .
Часто инжекторный двигатель может перестать заводиться из-за перегорания . Для этих целей стоит возить с собой запасной набор (он стоит сущие копейки), а также точно знать, где в вашем автомобиле находится блок предохранителей. Для того чтобы выяснить, является ли перегорание предохранителя причиной пропажи зажигания, достаточно просто заменить старые предохранители на новые.
Перегрев двигателя .
Когда автомобиль внезапно глохнет и завести его не получается, возможно проблема в перегреве двигателя. Причин может быть несколько – выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости, низкая компрессия, поломка водяного насоса, низкий уровень охлаждающей жидкости.
В первых двух случаях на месте определить неисправность нельзя. Проверить исправность помпы можно, подключив ее напрямую к аккумулятору. Если помпа работает, возможно, причина в проводке или окислившихся клеммах. Можно почистить клеммы и снова подключить водяной насос к штатному питанию.
Также стоит посмотреть уровень . Если количество жидкости меньше положенного, она не будет полноценно охлаждать двигатель. Если же количество охлаждающей жидкости по какой-то причине существенно ниже нормы, она может просто закипеть.
Это сразу будет видно – на заглушках и крышках радиатора и расширительного бачка появятся потеки. В этом случае нужно дать остыть двигателю и по возможности долить охлаждающую жидкость. В любом случае, при перегреве двигателя нужно дождаться пока он остынет и медленно, не допуская нагрузок на мотор, ехать на ближайшее СТО.
Стартер .
Стартер также может быть причиной того, что автомобиль не заводится. Если клеммы доступны – достаточно просто подключить его напрямую к аккумулятору, набросив соответствующие провода. В том случае, когда стартер вращается в нормальном режиме – проблему стоит искать в другом месте.
Если же стартер вообще «не крутит», значит пора его менять или ремонтировать. Бывает так, что стартер вращается, но не достаточно быстро. В таком случае скорее всего окислились клеммы на стартере или аккумуляторе. Прочистить их можно на месте, если они доступны.
В ситуации, когда утром поворачиваешь ключ зажигания, но двигатель машины не заводится, оказывалась едва ли не основная часть автовладельцев. Из-за подобной ситуации можно опоздать на работу, в аэропорт, пропустить важную встречу. Неопытные водители часто поддаются «паническому настроению» пытаясь всеми правдами и неправдами завести машину, часто совершая при этом грубые ошибки, приводящие к необходимости обращаться к мастерам из ближайшего сервиса. На самом деле большинство проблем, при которых не заводится машина, можно устранить самостоятельно, к тому же, если машина не заводится с первого раза, причины этого не всегда катастрофичны.
Как правило, если не заводится машина, причины такого явления опытный водитель может определить достаточно быстро. Начинающим автолюбителям разобраться с такой ситуацией бывает затруднительно. Но именно начинающие водители отличаются забывчивостью, и уходя, часто оставляют включенным ближний свет, музыку или иные «энергопотребители». Это приводит к разрядке аккумулятора , и невозможности с утра завести машину ключом, при повороте которого раздается лишь щелчок. Если машина не заводится, стартер не крутит, а при повороте ключа контрольные лампочки способны лишь тускло моргать - причина в севшем аккумуляторе. В ряде случаев вышеописанная ситуация может быть причиной плохого контакта клемм с самой батареей, но, если после их зачистки ситуация не изменилась, аккумулятор лучше заменить.
«Топ» причин, по которым не получается завести двигатель
Быстрого и односложного ответа на вопрос «почему не заводится машина» не сможет дать и опытный автомеханик, поскольку причины такого явления невероятно разнообразны и многочисленны. В качестве основных, ведущих к трудностям с запуском двигателя машины, можно назвать проблемы с системой зажигания (отсутствие/плохое искрообразование или полное его отсутствие), и несоответствие топливной смеси необходимым требованиям, либо затрудненное ее попадание в камеру сгорания.
К наиболее частым причинам трудностей "включения" двигателя стоит отнести следующие:
- залито некачественное топливо;
- засорившиеся форсунки;
- забившиеся фильтры топливной очистки;
- малое давление в топливной системе, причиной чего служит вышедший из строя регулятор давления или сбои в работе самого насоса;
- сильно загрязненный воздушный фильтр;
- большое количество "мусора", скопившееся в клапане холостого хода (верный признак этого - машина заводится и глохнет через несколько секунд).
Все вышеперечисленное приводит к тому, что двигатель машины не заводится, хотя стартер крутит, но свечи (если их выкрутить) остаются сухие. Конечно, нельзя исключать и такую банальную для холодного времени года проблему, как замерший в выхлопной трубе конденсат.
Когда проблема в системе зажигания
Частой проблемой для многих автовладельцев становится ситуация, когда на ходу заглохла машина и не заводится, или заводится через несколько минут. Это не просто неприятно, но и достаточно опасно, поскольку риск возникновения ДТП в этом случае увеличивается многократно, особенно при движении машины на большой скорости и на магистралях с очень интенсивным транспортным потоком. В большинстве случаев «виновником» является коммутатор - небольшая черная коробочка в трамблере с двумя разъемами , на которых часто образуется большое количество нагара, препятствующее нормальному контакту. Если очистка контактов не помогает устранить проблему, коммутатор лучше всего заменить.
Важно! Даже если двигатель единожды заглох во время движения автомобиля, это повод для его скорейшей и тщательной диагностики - самостоятельной (при наличии опыта) или в специализированном сервисе.
Часто встречаются и такие ситуации, когда машина заводится не с первого раза, или плохо заводится на холодную - здесь в первую очередь стоит проверить аккумулятор - он может быть старым, разрядившимся или не способным «выдать» адекватной силы пусковой ток. Но самостоятельно понять, что проблема именно в нем не составит труда даже для начинающих водителей - машина заводится только с толкача, и после этого никаких сбоев в работе двигателя не отмечается. Но если ответ на вопрос «почему не заводится машина» кроется в другом, разобраться становится куда сложнее. Сбоев зажигания, препятствующих спокойному запуску двигателя может быть предостаточно:
- проблемы с крышкой/бегунком трамблера, стартер при этом работает адекватно, но «схватиться» двигатель не в состоянии, а извлеченные для проверки свечи будут мокрыми, с сильным запахом бензина;
- нарушение целостности бронепроводов (их пробой) - это отлично «диагностируется» в темноте, когда при работе стартера они очень ярко светятся, и для решения проблемы необходима срочная их замена;
- некорректная работа катушки (катушек) зажигания - одну легко самостоятельно проверить тестером, если же их несколько, помочь с диагностикой могут лишь в сервисе;
- если машина плохо заводится, причиной могут быть свечи, что легко определяется после их извлечения - они покрыты большим количеством налета, могут быть влажными - чистить их не имеет смысла, лучше сразу заменить весь комплект.
Слабая компрессия в цилиндрах, как частая причина отказа запуска двигателя
Ответом на вопрос «почему стартер крутит, а машина не заводится» нередко становится отсутствие компрессии в цилиндрах двигателя , когда отлично работающий стартер не приводит к ожидаемому пуску двигателя.
Заподозрить снижение компрессии можно даже в том случае, если пуск мотора происходит нормально - при движении будет явно заметно снижение мощности двигателя («не тянет»). Если не принять своевременных мер, неизбежно возникнут и проблемы с пуском. Значения нормальной компрессии различны для каждого типа двигателя, и они указаны в инструкции к машине.
Для самостоятельного замера потребуется использовать специальный компрессометр. Для получения корректных данных, процесс измерения необходимо проводить на двигателе с температурой 80 градусов, с полностью заряженной аккумуляторной батареей. После отключения подачи топлива и извлечения свечей проводится замер как с открытой, так и закрытой дроссельной заслонкой. Для выполнения всех работ потребуется помощник. После этого остается сравнить полученные результаты с данными из инструкции.
Причин снижения компрессии достаточно много, но в качестве основных и наиболее распространенных можно выделить несколько:
- Если после многолетней эксплуатации машина стала плохо заводиться, особенно в холодное время года, это практически на 100% говорит об износе двигателя. Нормальный уровень компрессии в старом моторе может поддерживаться исключительно за счет масла, которое играет роль своеобразной прокладки между кольцами и стенками цилиндра. С наступлением холодов масляный насос уже не в состоянии быстро поднять наверх загустевшее масло, а сверху уже подается топливная смесь, растворяющая масляную пленку - в результате компрессия резко падает и поэтому машина не заводится с первого раза.
- Неправильная регулировка тепловых зазоров на самих клапанах. Несмотря на то, что подобная ситуация не является особо распространенной, сильно уменьшенные зазоры, особенно при отрицательной температуре окружающего воздуха неизбежно приводят к тому, что машина плохо заводится.
- Наиболее сложной для устранения причиной снижения компрессии является сбой в фазах ГРМ. Самостоятельно исправить этот дефект, особенно в пути, почти невозможно.
Кроме вышеперечисленных, причиной малой компрессии может стать некачественное топливо и вызванные им сбои в нормальном функционировании топливной системы, неисправности самих цилиндров (или клапанов/поршней), а также нарушения целостности прокладок и уплотнителей.
Мойка двигателя, как одна из причин трудностей его последующего пуска
Вполне естественно, что силовой агрегат любого транспортного средства нуждается в периодической очистке. Особенно востребована мойка двигателя у водителей, планирующих продать свою машину. Конечно, чистоту двигателя и всего подкапотного пространства поддерживать необходимо, но излишний фанатизм в этом деле может привести к тому, что после мойки двигателя машина не заведется, или же начнет троить. Троение приводит к повышенной вибрации двигателя, резкому падению его мощности, увеличению расхода бензина, при движении будут постоянно ощущаться рывки.
Если после мойки не заводится машина, причины могут быть в следующем:
- вода, попавшая в свечные колодцы, препятствует нормальному процессу искрообразования и, тем самым, выводит цилиндр двигателя из строя;
- ряд установленных под капотом датчиков не «перенесли» контакта с щелочным моющим средством, которое использовалось для очистки, и вышли из строя;
- под капотом каждого автомобиля имеется масса весьма уязвимых для механического воздействия деталей, и при использовании аппаратов высокого давления возможно их повреждение, поэтому большинство автопроизводителей указывают на недопустимость применения мойки под высоким давлением.
Более подробно о причинах, приводящих к тому, что двигатель начинает троить можно посмотреть на видео:
В ряде случаев машина не заводится даже после дождя, что требует внимательного осмотра двигателя, и прежде всего, системы зажигания - именно она в первую очередь страдает от чрезмерной влаги, и становится причиной того, что при идеально чистом двигателе плохо заводится машина. Если имеется такая возможность, перед проверкой желательно продуть моторный отсек сжатым воздухом. Если автомобиль имеет распределитель зажигания, начинать необходимо именно с него. После того, как будет снята крышка, следует тщательно просушить его, следя за тем, чтобы не оставалось влаги. Для этого можно воспользоваться чистой ветошью или бытовым феном. После сборки трамблера не стоит пытаться сразу же завести авто. После осмотра и высушивания всех бронепроводов необходимо проверить каждый свечной колодец, поскольку даже небольшое количество влаги может полностью заблокировать работу свечи и, соответственно, цилиндра.
Продувать залитые колодцы, пытаясь завести автомобиль с помощью подсоса, как это делают многие водители, не стоит. Наиболее оптимальным методом является такой - при убранном полностью подсосе и вдавленной педали газа начать заводить двигатель. Помимо того, что заведется он практически сразу, колодцы окажутся качественно очищенными. В том случае, если трамблера в авто нет, и для каждого цилиндра предусмотрена своя катушка, придется потратить куда больше времени на то, чтобы по очереди снять каждую из них, и тщательно просушить все свечные каналы. Ситуацию может осложнить тот факт, что доступ к некоторым катушкам может быть значительно затруднен.
Другие причины, затрудняющие нормальный пуск двигателя
Владельцы карбюраторных двигателей часто сталкиваются с ситуацией, когда машина не заводится на горячую. Такое «поведение авто можно назвать нормальным, поскольку при работающем двигателе карбюратор интенсивно охлаждается, но стоит заглушить машину, чтобы карбюратор начал нагреваться. Это приводит к нагреву и активному испарению топлива, и как следствие, падению его уровня в поплавковой камере. Одновременно, пары бензина приводят к переобогащению смеси. Когда машина плохо заводится на горячую, запускать двигатель необходимо утопив педаль газа «в пол», и лишь потом «крутить стартер». Если же машина инжекторная, и не заводится на горячую, придется, как минимум, чистить дроссельный узел и сами форсунки.
Часто случается и так, что после установки сигнализации старлайн , двигатель машины не заводится ключом, либо не заводится с автозапуска - причины этого явления, как правило, весьма разнообразны - от сбоя в программном обеспечении до перегоревшего предохранителя. Будет лучше, если выяснением причин займется опытный электрик. Причиной того, что не заводится машина из-за сигнализации может быть и ее неправильная, часто самостоятельная, установка.
Достаточно распространена и такая ситуация, когда после замены ремня грм или топливного фильтра машина не заводится. И если в первом случае придется заново выставлять угол опережения зажигания, во втором, когда после замены топливного фильтра машина не заводится, наиболее частой причиной проблем с пуском становятся криво установленные уплотнительные кольца. Сбивается настройка опережения зажигания и после замены прокладки гбц, когда машина не заводится или заводится с большим трудом.
Как бы то ни было, если двигатель машины заводится и сразу глохнет, либо после пуска падают обороты, эксплуатировать ее крайне нежелательно. Если позволяет опыт, необходима как минимум, самостоятельная диагностика, если же опыта нет, транспортное средство нуждается в проверке специалистом в сервисе. Достаточно часто можно слышать вопрос «почему не заводится машина на газе», возникающий сразу после установки ГБО. Причиной, скорее всего, является неправильная настройка оборудования (редуктора, разрешающего электроклапана или блока электроники).
Проворачивая ключ зажигания, водитель каждый раз наблюдает одну и ту же картину. Сначала загораются индикаторы приборной панели, показывая наличие топлива и заряд аккумуляторной батареи. В крайнем положении включается стартер и начинает крутить коленчатый вал. Для запуска исправного двигателя достаточно нескольких оборотов коленвала, однако что делать в том случае когда, когда стартер работает, но автомобиль упорно не хочет заводиться? Виновником подобной ситуации могут выступать самые разные неисправности, ведь нормальную работу мотора обеспечивает сразу несколько автомобильных систем.
Запуск ДВС. Как это происходит?
Автомобильный двигатель работает только в случае выполнения нескольких условий:
- В цилиндры поступает достаточное количество топливовоздушной смеси.
- В определенный момент (в конце такта сжатия) свеча генерирует искру необходимой мощности.
- Коленчатый и распределительный валы вращаются со строгим взаимодействием, обеспечивая своевременное наполнение цилиндров горючей смесью, правильное функционирование газораспределительной системы и работу бензонасоса в карбюраторных ДВС.
Проворачивая ключ зажигания, водитель подаёт питание на втягивающее реле стартера, которое включает его электромотор и обеспечивает зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала. Вращаясь, коленвал преобразует угловой момент в возвратно-поступательное движение поршней и приводит в действие распределительный вал (или валы). Последний обеспечивает своевременное открытие клапанов, благодаря чему камеры сгорания в нужный момент наполняются топливной смесью.
За ее приготовление и доставку отвечает система питания двигателя. Как только поршень достигает верхней точки в конце такта сжатия, мелкодисперсная топливная смесь поджигается образовавшейся на свече искрой (в дизельных агрегатах воспламенение происходит за счет сильного сжатия воздуха). После этого микровзрыв действует на поршень, который перемещается вниз и заставляет коленчатый вал вращаться – так выглядит схема запуска мотора.
Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится?
В половине случаев, когда автомобиль отказывается запускаться, виноват стартер. Вместе с тем, другая половина приходится на ситуации, когда стартер исправно вращает коленвал, а мотор запускается только после неоднократных попыток или же и вовсе молчит. Виной этому могут быть самые разнообразные причины.
Невнимательность или халатность водителя
Пресловутый человеческий фактор может проявляться самым неожиданным способом. К примеру, банальным отсутствием топлива или включенная сигнализация, которая блокирует бензонасос. А бывает еще так, что какой-то «доброжелатель» забил выхлопную трубу, или же нерадивый шофер, сдавая назад, воткнулся в кучу грунта или сугроб. Подобные причины не относятся к разряду технических неисправностей, однако нервов могут попортить немало.
Технические проблемы — неисправности стартера
Каждый мало-мальски опытный водитель отличит звук стартера, который исправно вращает двигатель, от бесполезного жужжания его электромотора при отсутствии зацепления с маховиком. Приступая к поиску неисправности, следует обязательно убедиться в том, что стартер функционирует нормально, а при его работе не наблюдается посторонних стуков, щелчков и сбоев.
Стартер считается неисправным в таких случаях:
- Шестерня бендикса не может войти в зацепление с зубчатым венцом маховика. Проявляется это в громком металлическом скрежете, который появляется при включении стартера. Причина этого явления — износ сопрягаемых поверхностей, выкрошенные зубья и т. д. Решение проблемы – в установке нового маховика или венца. Последний можно развернуть на 180° и таким образом обойтись без покупки новой детали.
- Заедает механизм обгонной муфты или втягивающего реле. При этом электромотор стартера жужжит, однако он не предпринимает никаких попыток запустить двигатель. В отдельных случаях помогают многократные попытки включения стартера, однако это лишь на некоторое время отодвигает необходимость его ремонта или замены.
- Прослаблен венец. Подобная неисправность случалась на авто конца прошлого – начала нынешнего века, включая популярные «девятки». В этом случае стартер входит в зацепление с венцом и начинает его крутить, однако тот со скрежетом проворачивается на маховике. Поможет лишь замена последнего.
Видео: Смотреть всем у кого проблемы с включением стартера. Полезный совет от автоэлектрика.
Проблемы в работе топливной системы
Даже самый «бодрый» аккумулятор и новый исправный стартер не смогут запустить машину, если возникнут проблемы с подачей горючего в цилиндры. По этой причине следующее, что необходимо проверить – это система питания двигателя.
1.Топливный насос
У карбюраторных и дизельных двигателей этот агрегат находится непосредственно рядом с головкой или блоком цилиндров. Инжекторные силовые установки оснащаются электрической помпой, которая устанавливается в топливном баке. Об их работе судят по непродолжительному жужжанию, которое появляется после включения зажигания. Что касается бензонасосов карбюраторных двигателей, то они имеют механический привод от кулачка, установленного на распределительном валу.
Проверить работоспособность топливной помпы несложно – для этого снимите шланг с входного штуцера карбюратора и опустите в подходящую емкость. После этого следует подкачать топливо рычагом ручной подкачки или путем включения стартера. При отрицательном результата проверяем прохождение бензина по топливопроводу и прочищаем сеточку, расположенную в верхней крышке помпы. Если не помогло и это, то осмотрите мембрану и клапаны бензонасоса. После замены поврежденных и изношенных деталей работоспособность устройства восстановится.
2.Топливные фильтры
По пути прохождения топлива из бака к двигателю находится несколько фильтрующих узлов – сеточки грубой очистки, расположенные на топливоприемнике, в бензонасосе и карбюраторе, а кроме того, находящиеся в разрезе топливопровода бумажные фильтры. От их чистоты зависит интенсивность, а то и возможность подачи горючего к ДВС. Обнаружив засор, очистите или замените фильтрующие элементы.
3. Дроссель и форсунки
Бензиновые ДВС работают на топливной смеси, которая приготавливается в карбюраторе или впускном коллекторе (у инжекторных авто). В первом случае горючее проходит по целой системе каналов, жиклёров и распылителей, которые находятся в карбюраторе. Во втором оно подается форсунками по сигналам, поступающим от электронного блока управления двигателем (ЭБУ).
Подача воздуха дозируется при помощи дроссельной заслонки, которая в зависимости от конструкции двигателя может иметь механический или электрический привод. Очистите детали этого узла и сам дроссель. Кроме того, проверьте, подается ли топливо к цилиндрам. Если вы имеете дело с инжекторным автомобилем, то нажмите на золотник штуцера, расположенный снизу топливной рейки – при этом оттуда должен под давлением пойти бензин. Если струйка слишком слабая, то проверяем фильтры, топливопровод и редукционный клапан топливной помпы.
У карбюраторных двигателей о подаче топлива можно судить, резко открывая дроссель, – при этом из распылителя насоса-ускорителя в диффузор будет впрыскиваться порция горючего. Кроме того, у бензиновых силовых агрегатов осмотрите свечи зажигания – они не должны быть сухими. В противном случае проверьте наличие управляющего сигнала на форсунках. Если с этим все в порядке, то следует отвернуть крепление рампы и отодвинуть ее от коллектора, чтобы осмотреть сопла распылителей при запуске мотора. Отсутствие струек топлива или их слабая интенсивность говорит о необходимости прочистки или замены форсунок.
Что же касается дизельных двигателей, то в них подача топлива происходит под высоким давлением, а отвечает за это намного более сложный насос (ТНВД) и форсунки особой конструкции. Для ремонта этих узлов требуется специальное оборудование, поэтому в этом случае лучше обратиться к специалистам.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Видео: Стартер жужжит, но двигатель не крутит
4. Нарушения в работе электронных систем
Для проверки системы зажигания выворачиваем и извлекаем свечу из одного цилиндра двигателя. Установив на ее контактную гайку наконечник высоковольтного провода, юбкой свечи касаются к ГБЦ и прокручивают двигатель стартером. При этом на контактах должна появляться мощная искра фиолетового или синего оттенка. Если искра слишком слабая (или ее и вовсе нет), то проверяем работу ЭБУ, катушек зажигания и трамблера (у ДВС старой конструкции).
Другие причины затрудненного запуска при работающем стартере
- Порван, или же прослаб и перескочил на несколько зубьев ремень ГРМ – в этом случае оказываются сбитыми фазы газораспределения, из-за чего двигатель не может запуститься. Достаточно заменить и выставить по меткам ремень, если только подобная неприятность не закончилась встречей поршней с клапанами – в этом случае потребуется капитальный ремонт двигателя.
- Коленчатый вал вращается с заметным усилием, причиной чему могут быть различные механические повреждения кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы. Проверьте, проворачивается ли двигатель при попытках его запуска на высшей передаче «с буксира» (для механических КПП) или вращением за шкив коленвала автомобилей с автоматическими коробками перемены передач. Относительно легкое вращение говорит о том, что причина неисправности скрывается в другом месте.
- Заклинил один из навесных агрегатов, из-за чего создается повышенное сопротивление вращению вала двигателя. Для поиска «слабого звена» необходимо ослабить и снять ремень, после чего попытаться вручную провернуть помпу, генератор, компрессор кондиционера или насос гидроусилителя. Если поломка произошла вдали от СТО, то доехать до ближайшего автосервиса можно лишь на тех авто, у которых привод помпы осуществляется ремнем ГРМ. На других двигателях можно попытаться соединить шкив коленвала и насоса охлаждающей жидкости чем-нибудь подходящим – веревкой, вырезанной из автомобильной камеры резиновой полосой и т. д.
- Выход из строя подключенных к ЭБУ датчиков – положения коленвала (ДПКВ), Холла и т. д. Из-за их поломки или неправильной работы блок управления двигателем неправильно регулирует горючую смесь или осуществляет впрыск и поджиг топлива совершенно не в то время, когда это необходимо.
- Иногда виной сбоя или неправильной интерпретации сигналов того или иного датчика являются электромагнитные наводки от стартера и других электрических агрегатов. В этом случае выявить неисправность сложно, поэтому не исключено, что за советом придется обращаться к специалистам.
Печать