Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы - всего лишь крошечная частица в мире.
Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.
Человек - неотъемлемая часть мира
В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.
Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.
В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.
Как человечество влияет на Землю
С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.
К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.
Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.
Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.
Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.
Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:
- для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
- использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
- необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.
Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации , где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.
Человек одарён качествами, которые резко выделяют его среди живой природы. Одно из них - он наделён разумом и благодаря ему многого достиг. Это породило у людей представление о собственном всемогуществе. Наши современники продолжают подчинять природу своим потребностям. Немногие готовы ограничиться тем, что «необходимо и достаточно», и думать о глобальных последствиях своих действий.
Численность человечества растёт. Оно требует всё новых и новых ресурсов. Где их взять? Только у Природы, больше негде. Но у неё-то они небезграничны. И тогда кто-то говорит, например:
«Кому он нужен, этот лес?»
Выжигание или вырубки лесов - обычное дело в Азии, Африке, Латинской Америке. Леса, как правило, заменяются сельхозугодьями - пастбищами, плантациями хлопчатника, масличной пальмы, бананов и т.п. Но ведь человеку нужны не только еда и одежда, но и оптимальная для дыхания атмосфера, мягкий климат, чистая вода - то, что как раз и обеспечивают обширные леса.
Результат массового сведения лесов - глобальное потепление, смыв дождями плодородного слоя почвы. Климат становится суше, падает уровень подземных вод, мелеют водоёмы. К примеру, из-за вырубки 90% естественных лесов некогда цветущий Мадагаскар стремительно опустынивается и уже не в состоянии обеспечить себя ни продовольствием, ни пресной водой.
Фауна на прицеле
Казалось бы, одомашнивание животных и растений, должна умерить аппетиты людей в эксплуатации дикой природы. Но в представлении многих её ресурсы по-прежнему ничейные и неисчерпаемые, а эгоизм человека не позволяет ему отказаться от прибыли и удовольствий.
В 1986 г. Международный китобойный комитет ввёл запрет на коммерческий промысел китов. Акцию поддержало большинство стран, которые его вели. Япония же объявила, что продолжит отстрел «с научными целями». За истекшие с тех пор годы японские китобои добыли 10 тысяч китов, в том числе несколько тысяч малых полосатиков - вида, включённого в Красную книгу.
В 2014 г. Международный суд ООН признал японскую программу добычи китов ненаучной и запретил Японии их добычу. Напомним - речь идёт о стране, которая отнюдь не голодает. Стране, наука и технологии которой вполне могут найти замену китовому жиру и прочим продуктам промысла.
Из одной лишь Кении для капризных модниц контрабандисты вывозят ежегодно 50 000 меховых шкур хищников (пантер, гепардов и т.п.). Браконьеры вырезают бивни убитых ими слонов и рога носорогов и в джунглях туши в несколько тонн весом. Во Франции вовсю идёт охота на журавлей, лебедей, аистов, охраняемых розовых фламинго.
Если человек не способен отказаться от убийства животных ради своего удовольствия, трудно ожидать, что он сделает это в ущерб собственным доходам. Увы, помимо разумности, люди наделены ещё и легкомыслием и жадностью.
Знаете, какое самое большое в мире сооружение, созданное цивилизацией? Нью-Йоркская свалка! Особенно, она была проблемой в начале 70-х. В 2001 году свалку закрыли, но тут же создали на её месте новый свалочный полигон, где ежедневно сбрасывается 13000 тонн мусора.
С давних пор человек все отходы своей деятельности оставлял природе. А уж она их хранила, транспортировала, обезвреживала и разлагала. Но объём и характер отходов современного общества уже становится природе не под силу. Из-за массы отходов в 1969 г. загорелась река в США, в 2014 г. - в Китае. Огромные острова из миллионов тонн пластика и прочего мусора дрейфуют в океанах.
Пестициды и радиоактивные отходы, целые облака газов, выброшенных промышленностью и транспортом - люди уверен, что природа всё примет и всё как-то утрясётся. Близорукое потребительство оборачивается ухудшением качества жизни.
Человек привык смотреть на природу как на универсальную кладовую и свалку. Ему не приходит в голову, что он в этой же природе и живёт и что она, собственно, его дом. Любой дом немало даёт жильцам, но он требует ещё и поддержки и заботы. Иначе он становится малопригодным для жилья. Разве кто-то хочет жить на заброшенном складе или на свалке?
Введение
Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. В наше время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.
В данный момент с этой экологической проблемой столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.
Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально - политические и организационно - хозяйственные механизмы, которые подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предотвратить угрозу уничтожения мира.
Цель работы: исследовать и отразить этический аспект взаимоотношений человека и природы и общие вопросы связанные с ним.
Структура работы определена целью и задачами работы.
1. Изучить теоретические источники, документы и накопленный опыт по исследуемой цели реферата;
2. Отразить отношение человека к природе;
3. Проанализировать законы взаимоотношений «человек-природа»;
4. Проследить хронологию внедрения экологической этики;
5. Раскрыть понятие «экологическая этика»;
6. Показать значение и влияние экологической и глобальной этики, природоохранной эстетики.
Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей, посвященных выбранной тематике, прочие актуальные источники информации.
Методологической основой исследования являются общие методы познания, как: системное и комплексное исследование.
Отношение человека к природе
Это одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содержание. Отношение к природе зависит от господствующего в обществе способа производства, осуществляется на основе общественных связей между людьми. В субъективном плане отношение к природе - своеобразная проекция тех критериев и оценок, которые применяются в межличностном общении.
Можно выделить три основных исторических типа, а соответственно и три ценностные модели отношения к природе.
На начальной стадии развития, когда производство осуществлялось главным образом в форме охоты и собирательства, отношение к природе носило по преимуществу приспособительный характер. Объективная зависимость от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном мироощущении древнего человека, в его отношении к природе с суеверном страхом. Природа при таком подходе осмысливается как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поклонения.
С ростом производительных сил человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям, преобразует формы природного вещества по своему усмотрению. Господство человека над природой необычайно возрастает с переходом от ручного орудия к машинному производству (промышленная революция). Однако частнособственническая форма развития производительных сил обусловливает превращение эксплуатации природы в ее хищническое ограбление. На этой основе складывается представление о природной среде лишь как о внешнем объекте пользования. Утилитарно-торгашеское сознание полностью лишает природу ценностного статуса, низводит ее до уровня средства для достижения экономической выгоды.
В современный период активизируется борьба мировой общественности за сохранение среды обитания, в ходе которой утверждаются новые нормы отношения к природе. Преодоление трудностей во взаимодействии общества и природы, возникших с ростом масштабов и интенсивности хозяйственной деятельности человека в период научно-технической революции, наряду с новыми технологическими решениями, социально-экономическими преобразованиями требует также существенного изменения культурно-ценностных ориентаций.
Богатство человеческой чувственной природы является выражением и многообразия природных связей, поэтому сохранение среды обитания в ее целостности, забота о растительном и животном мире имеют непосредственное гуманистическое значение. Экологический кризис в решающей мере есть результат узкоутилитарного подхода к миру природы. Поэтому выход из кризиса предполагает выработку такого отношения к окружающей среде, которое исходит из общечеловеческих интересов, включая интересы грядущих поколений. Иными словами, решение глобальных экологических проблем, помимо всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит к этике.
Исторически этика прежде всего имела дело с обязанностями человека по отношению к обществу, к другим людям и к самому себе. Обязанности по отношению к природе оставались вне поля ее зрения. Вместе с тем существовали теории, придававшие морали универсально-космический смысл. Как ответ на современную экологическую ситуацию на Западе возникает идея преодоления традиционно-гуманистических горизонтов морали и возрождения так называемой универсальной этики, которая не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами. Универсальная этика противоречит труду специфическому виду обмена веществ, в ходе которого человек преобразует природу и приспосабливает ее к своим постоянно возвышающимся потребностям. Кроме того, ее нормативные выводы (не есть мяса и т. п.) далеки от общепризнанности и не могут обрести той степени действенности, которая характерна для нравственных требований. Идеи универсальной этики, которые в прошлом разрабатывались, как правило, деятелями культуры (Г. Торо, Толстой, Ганди, Швейцер и др.), существовали скорее не в виде развернутой этической концепции, а в форме жизненных идеалов и социально-психологических настроений, являясь часто превращенной формой критики классового общества.
В действительности этика включает в себя экологический аспект, но объектом нравственной оценки и регулирования становится не природа сама по себе, а отношение человека к природе, которое по сути своей является общественным отношением.
Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества и ответственного отношения к природе. Признание ответственности человека за сохранение природной среды не только реальный факт общественного сознания, но и важная задача, которая решается общественностью в борьбе против узкохозяйственного прагматизма, ведомственных интересов, планового фетишизма, национальной узости, других форм группового эгоизма.
Проблема природы не сводится только к выяснению содержания этого понятия и определению ее основных свойств. Не менее важно рассмотреть и субъективную сторону этой проблемы: как относится человек к природе и в каких формах выражается это отношение. Хотя вопрос об отношении человека к природе является вопросом субъективным в том смысле, что здесь включается человек, однако он отнюдь не сводится к психологии. Основа этого отношения - экономика, но оно далеко не исчерпывается экономической стороной.
В отношении людей к природе можно выделить следующие формы: а) практическую, т.е. отношение к ней как к источнику разнообразных благ, удовлетворяющих многочисленные потребности общества и человека; б) адаптивную, т.е. привычку жить в окружении природы, устраивать весь свой быт и образ жизни в зависимости от особенностей окружающей человека природной среды; в) интимную, т.е. любовь к природе в собственном смысле этого слова; г) эстетическую, состоящую в восприятии красот природы и переживаниях, возбуждаемых ее величественными образами и силами.
Понятие о практическом отношении человека к природе, об эксплуатации ее богатств нет нужды ни объяснять, ни иллюстрировать. Это отношение обладает характером необходимости, так как обусловлено материальной природой человека, потребностями его организма и тем обстоятельством, что все, что нужно для жизнедеятельности человека, он может непосредственно или путем обработки получить лишь у природы, начиная от воздуха, тепла и света до сложных искусственных тканей и материалов.
Практическая деятельность человека в природе является, с одной стороны, потреблением ее богатств, а с другой - обогащением ее ресурсов (насаждение лесов, обводнение пустынь, осушение болот и т.п.). Однако первая сторона до сих пор преобладала, и потому практическое отношение к природе в общем вступало в противоречие как с остальными его формами, так и перспективами самой практической деятельности.
Сущность человека проявляется в его существовании, которое не совпадает с его сущностью, ибо проявление не тождественно сущности. В существовании сталкиваются и взаимодействуют многие сущности, в том числе - различные по своей природе. Это и вызывает различие сущности и проявления подобно тому, как деревья одной породы, но выросшие в различных условиях, разнятся между собою, хотя и сохраняют свою сущность, т.е. особенности своего вида. Эмпирическое бытие, экзистенция - не "прежде сущности", и не вне сущности, как считает экзистенциализм, но все же - это особая проблема, имеющая прямое отношение и к теории человека. Живой человек представляет собою единство своей сущности и своих проявлений.
Человек живет и действует в конкретной исторической обстановке, в конкретном обществе и в конкретных же жизненных ситуациях, в которых проявляются и модифицируются его природа и его сущность. Понятие существования применительно к теории человека позволяет двигаться от важных, но еще абстрактных" понятий природы и сущности человека к более конкретному его рассмотрению. Останавливаться на самых общих характеристиках человеческого рода нельзя. Они совершенно необходимы как отправные методологические пункты исследования человека и как объективные основы конкретного: Но от них надо проложить мосты к ответам на вопросы, каков, как и чем живет человек в различные исторические эпохи и в разных социальных, условиях, каково "качество" человека и его различных социальных общностей в современной жизни, каковы тенденции и перспективы его изменения и т.д.
Понятие существования употребляется в философии в том же смысле, что и термины "эмпирическое бытие", "наличное бытие", "экзистенция". Последнее понятие в переводе с латинского и означает "существование".Ф. Энгельс в своей полемике с Дюрингом указал, что понятие "бытие" в его философском смысле тождественно понятию "существование" и разъяснил отличие этого понятия от понятия материи.
Понятие существования применительно к органической форме движения материи конкретизируется в понятии "жизнь", ибо организм не просто существует, как существует камень, но и живет. Применительно же к человеку это понятие также означает и его деятельность, ибо человек не только существует, и не только живет, но и действует, работает, творит. Поэтому применительно к человеку понятие существования играет уже различными гранями.
Существование человека есть проявление его природы и его сущности. Естественная сторона его природы гораздо более статична, чем сторона социальная. В течение всей истории человек обеспечивал или стремился обеспечить свою физическую жизнь и продолжение этой жизни в детях на том уровне, какой определялся современной ему цивилизацией и его положением в обществе. Социальная же сторона жизни людей существенно изменялась в каждой общественно-экономической формации и на различных этапах развития этой формации. Поэтому проблема существования человека связана преимущественно с его общественной сущностью.
Совокупность факторов, обусловливающих изменения в природе и сущности человека, - это вся окружающая человека природная и социальная действительность. Удельная же роль каждого из этих факторов, как было показано ранее, изменялась исторически и различна для разных социальных слоев, например для городских и деревенских жителей.
Однако нельзя думать, что человек просто повторяет изменения в окружающей его действительности, в том числе и создаваемой им самим, что человек просто таков же, как и его социальные условия. Причины этого обстоятельства различны. Во-первых, как сказано, человек есть существо биосоциальное. Он подчинен не только велениям общества, но и голосу природы, который далеко не всегда "согласен" с требованиями общества. Бывает, что этот последний голос оказывается влиятельнее первого. Во-вторых, человек по своей сущности есть совокупность. всех общественных отношений, в том числе прошлых, пережитых обществом отношений. В-третьих, человек есть продукт противоречивости, внутренней саморазорванности антагонистического общества. Поэтому большая часть трудящихся, живущих в условиях капитализма, не может быть охарактеризована понятием "буржуазный человек". Рабочий класс еще в условиях капитализма является носителем ряда черт человека будущего, социалистического общества. Наконец, человек обладает поразительной внутренней способностью стать выше своего общества и своего класса, бороться за нравственные и социальные идеалы. Дух человека не наглухо прикреплен к его обществу. Социалистическое общество также имеет свои противоречия. Но оно свободно от внутренней саморазорванности, от классовых противоречий. Однако и здесь проблема человека остается относительно самостоятельной проблемой общественного развития. Во многих недостатках нашей жизни следует винить не социалистический общественный строй, а людей, нас самих.
Техника, с одной стороны, является использованием сил природы, постановкой их на службу человеку. С другой же стороны, она одинаково может служить и прогрессу и реакции. Поэтому совершенно несостоятельно ни огульное охаивание, ни столь же одностороннее восхваление НТР и научно-технического развития вообще. Отрицательные следствия развития техники и технической цивилизации проистекают не только от ее классового использования, но и из неучитываемых, "неожиданных" ее влияний. Следствия развития техники столь же диалектичны, как и все общественные явления. Но утверждать, что человек под влиянием техники превращается из "гомо сапиенс" в "гомо техникус", что он теряет свою человеческую сущность, нет оснований.
Еще раз подчеркнем, что речь здесь идет о прямом влиянии технического развития на человека, на личность, а не о различном использовании современной техники и научно-технического прогресса капиталистическим и социалистическим строем. Научно-техническая революция влияет и в дальнейшем в еще большей степени будет влиять на надстроечные области общественной жизни и на человека. Силу этого влияния нельзя недооценивать. Но нельзя и переоценивать. Представление об НТР как о революции не только в технической и производственно-экономической, но и во всех других сферах общественной жизни является разновидностью техницистской идеологии.
Основой развития общества и человека является не техника, взятая отдельно, но способ производства в целом и, ближайшим образом, производственные отношения. Нельзя возводить НТР в ранг социальной революции, считать ее революцией во всех областях общественной жизни. Но необходимо исследовать связи между научно-технической и социальной революцией. "Мы, коммунисты, - говорил Л.И. Брежнев, - исходим из того, что только в условиях социализма научно-техническая революция обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление. В свою очередь, только на основе ускоренного развития науки и техники могут быть решены конечные задачи революции социальной - построено коммунистическое общество".
Рассмотрев главные стороны существования человека, подчеркнем еще раз социально-классовый характер этой проблемы. Проблема существования на языке традиционных философских категорий выступает как проблема соотношения сущности и явления. Явление есть проявление сущности, но не совпадает вполне с последней. Более того, формы существования человека могут и противоречить сущности человека.
Современный буржуазный образ жизни является в целом ряде моментов искажением и извращением человеческой сущностей. Напомним, прежде всего об отчуждении, лишающем трудового человека капиталистического мира самых существенных сторон его жизни, главнейших моментов его человеческой сущности: заинтересованности в труде и его результатах, общности интересов его и общества, общности с окружающими людьми, развития его духовной жизни. Образ жизни господствующих при капитализме классов и близких к ним социальных слоев являет еще более разительный пример извращения человеческой сущности. Прожигание жизни в поисках всевозможных "наслаждений", подчинение жизни всепоглощающей страсти. К приращению богатства или к власти над людьми, мещанская власть вещей, сексуальная мания, наркомания и преступность - все это уродливые проявления существования человека, извращающие человеческую природу и социальную сущность человека. Стремление к удовольствию залажено в природе всякого живого существа. Но обжорство, пьянство, наркомания - это уже не удовлетворение здоровых потребностей. Многие виды животных создают запасы на зиму. Сбережения на "черный день" вполне понятны и естественны и в социальных условиях. Но и Шейлок, и современный миллиардер суть уродливые продукты негодного общественного строя, одновременно и жрецы и жертвы "желтого дьявола" - золота.
Таким образом, сущность и существование здесь явно не тождественны. Проявления этого несоответствия имеют место и в социалистическом обществе. Но строение и законы этого общества сильно ограничивают это расхождение, сближают сущность человека и формы его существования.
Существование человека есть понятие надындивидуальное в том отношении, что условия существования воздействуют на всех.
природа философская мысль существование
Общество и природа
Человеческое общество, являясь частью живой природы, в то же время соразмерно (в известном смысле) всей живой природе. Человек осваивает-воспроизводит практически все виды деятельности, качества и способности, присущие живым организмам и существам. Вот один пример: тигры и гепарды - бегающие животные, но по-разному. Тигры - спринтеры, гепарды - стайеры. А человек может быть и стайером, и спринтером. Как спортсмен он бегает и стометровки, и марафонские-сверхмарафонские дистанции. И так во всем. Звери бегают, а птицы летают. Человек и бегает, и летает. Среди людей есть такие, которые обладают необыкновенно чутким обонянием, как собаки. Это, в частности, дегустаторы, парфюмеры. Летучие мыши обладают способностью ультразвуковой эхолокации. И человек освоил этот вид деятельности.
Продолжая оставаться частью живой природы, человеческое общество, в чем-то уже выходит за ее пределы. То есть, в каких-то отношениях человек превзошел живую природу. Например, с помощью телевидения и радио он может видеть и слышать на таких расстояниях, которые не снились самым способным животным. Человек может двигаться со скоростями, превосходящими на много порядков скорости самых быстроногих и быстролетающих животных. Ни одно живое существо по своей воле не может покинуть Землю и летать в космосе. А человек может!
Одним словом, человек продолжает живую природу, т. е., с одной стороны, является ее наследником и сохраняет с ней связь, а, с другой, выходит за ее пределы, превосходит и в чем-то даже отрицает ее.
Отношение к природе
Одни люди считают, что человек должен быть ближе к природе. На такой позиции стояли древнегреческие киники. Жак-Жак Руссо в XVIII веке провозгласил: «Назад к природе!».
Другие, напротив, считают, что с природой надо бороться, что она примитивна, низка, несовершенна и человек может и должен двигаться дальше от природы к высотам культуры.
Одни выступают за гармонию с природой, за то, чтобы ее не менять, не разрушать и не поправлять. Например, традиционная культура Японии основывается на максимальном сохранении естественных черт окружающей природной среды.
Другие - за активное вмешательство в «дела» природы, за ее изменение, преобразование. Широко известно высказывание селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача» . Убедительно вроде бы звучат эти слова. В самом деле, имеется много случаев, когда мы не ждем милостей от природы а берем их у нее. Например, добываем нефть и газ из недр Земли. Или путем селекции и генной инженерии меняем свойства продуктов питания в благоприятную для нас сторону. Начинаем уже вмешиваться в святая святых биологии человека, в его генетику.
Есть, однако, обратная сторона медали в деле преобразования природы. Всё больше вмешиваясь в кухню природы, мы вольно или невольно нарушаем ее естественные балансы вплоть до того, что губим ее. А губя природу, мы в конечном счете губим себя. Вот и получается: активное отношение к миру не должно быть залихватским.
Природа - наш дом и часть нас самих.
И относиться к ней нужно так же, как мы относимся к себе. Что-то лелеем в себе, сохраняем, культивируем, а что-то меняем, переделываем…
(Дополнение к новой редакции учебника "Философия")