API – что это? Подобным вопросом заинтересуется, наверное, каждый, кто впервые видит такое сокращение. Начинающий водитель сталкивается с огромным потоком информации, которую ему следует знать. Как говорится, предупрежден, значит вооружен! Так, чтобы купить необходимое для работы авто смазочное средство, придется выяснить все о различных классификациях смазок для моторов. Одной из самых популярных считается API.
Общие сведения
Эта система классификации появилась в 1969 г. Согласно API были установлены 3 эксплуатационные категории относительно предназначения и качества смазочных материалов:
Разновидность Service используют для бензиновых двигателей.
- S (Service) включает в себя категории высококачественных моторных масел, предназначенных для двигателей, которые работают на бензине. Они идут в том порядке, в котором они появлялись на рынке.
- С (Commercial) включает в себя категории качества масел для дизелей.
- EC (Energy Conserving) объединяет энергосберегающие масла. Этот новый ряд подходит для современных машин. Продукты представляют собой маловязкие и легкотекущие масла. Многочисленные исследования показали, что ЕС способны уменьшить расход топлива для бензиновых моторов.
Если появляется новый класс, то ему присваивают дополнительную букву. Универсальные масла, которые также называют всесезонными, обозначают с помощью двух символов. Первый из них является основным, второй показывает, имеется ли возможность применять масло для двигателей другого типа.
Вернуться к оглавлению
Классы качества API
API SN-класс был утвержден 1 октября 2010 г. Отличие этой спецификации заключается в следующем. Содержание фосфора ограничивается, что позволяет обеспечить хорошую совместимость с новыми системами для нейтрализации выхлопных газов. Второй характеристикой является комплексное энергосбережение.
API SL используют для турбированных моторов.
API SL. В этом классе объединяются моторные масла, предназначенные для авто, которые вышли после 2000 г. Автомасла используются в моторах многоклапанных и турбированных. Современные машины, работающие на обедненных смесях топлива, являются экологичными транспортными средствами. Смазки, соответствующие требованиям спецификации, способствуют энергосбережению.
API SM – класс, утвержденный 30 ноября 2004 г., включает в себя смазочные материалы для современных бензиновых моторов. В эту категорию попадают турбированные и многоклапанные двигатели. Эти смазочные материалы обладают отличными защитными свойствами от окисления. Смазки предотвращают быстрый износ деталей мотора. Жидкости, отвечающие последним высоким стандартам, показывают великолепные результаты, если требуется работать при низкой температуре. Моторное масло API может также пройти сертификацию класса энергосбережения ILSAC.
API SJ – класс моторных масел, использующихся в двигателях, которые работают на бензине. Описание автомасел подходит для моторов, выпускаемых с 1996 г. Моторные масла используются для легковых авто, спортивных машин, микроавтобусов, легких грузовиков. В этой спецификации имеются дополнительные требования к работе в условиях низких температур и образованию нагара.
API CF – класс моторных масел для бензиновых двигателей. Спецификация считается устаревшей. Смазочные материалы – подходящий вариант для двигателей, выпущенных в 1980 – 1989 гг. Их используют в том случае, если есть рекомендации или инструкции от компании-производителя моторов. Эти продукты отличаются хорошей устойчивостью к окислению, повышенной защитой от износа металлических элементов. В них не образуется нагар. Детали мотора практически не подвержены коррозии. Эти масла могут заменить любой из предыдущих классов: SE, SD, SC.
Для дизельного мотора необходимо выбирать специальное масло.
Смазка класса API CF-4 используется в четырехтактных дизельных двигателях, которые выпускались последние 25 лет. Они предназначены для моторов этого типа, которые работают в высокоскоростных режимах. Это масло применяется потому, что в таких условиях другие классы смазочной жидкости не соответствуют предъявляемым требованиям.
В этой смазке повышенному угару противодействуют соответствующие присадки, защищающие поршневую группу. Масло широко применяется в дизельных моторах крупногабаритного транспорта, который используется для дальних поездок.
Важная информация помогает владельцу авто быстро находить подходящий смазочный материал. Классы качества имеют такое же большое значение, как и допуски. Автомобилисту-новичку нужно разобраться, что это. Под допуском следует понимать одобрение моторного масла со стороны завода-производителя авто. Правильная расшифровка позволит узнать пределы рабочей температуры для продукта и другие характеристики.
Вернуться к оглавлению
Почему масло качества API заменяют?
Ничего вечного не существует. Если вы приобрели машину, в АКПП которой залито моторное масло API, то это не означает, что менять смазочный материал вам не придется на протяжении всей эксплуатации. Качественный продукт с пакетом присадок рано или поздно начинает терять свойства. Его придется заменить. Что касается присадок к маслу, то их свойства вырабатываются еще быстрее. При эксплуатации автомобиля смазка утрачивает свою вязкость. Масло становится грязным, в нем появляются посторонние примеси. В составе смазочной жидкости можно обнаружить кислоту, воду, сажу, грязь, металлические частицы.
Масло темнеет после нескольких сотен километров.
Современные смазочные материалы высокого качества становятся темными после нескольких сотен километров пробега. Поэтому, посмотрев на внешний вид масла, трудно сказать, пришло время его менять или нет. Темно-коричневый или черный цвет – это не признак того, что жидкость утратила свои высокие эксплуатационные качества.
Твердые частицы грязи отлично улавливает масляный фильтр. Клапан вентиляции картера предназначен для откачки влаги и газов. Основная нагрузка на него ложится, когда двигатель долго работает и нагревается. Благодаря клапану из масла испаряются загрязняющие вещества. Однако, несмотря на это, присадки истощаются. Они уже не смогут контролировать на должном уровне такие важные параметры, как вязкость, износ, коррозия, окисление. Когда защитные свойства присадок ослабевают, начинается разрушение масла. Новый продукт – это надежная гарантия от износа металлических деталей.
Но с течением времени его смазочные свойства уменьшаются. Сертификация API не означает, что жидкость не может утратить заявленные характеристики. Если не слить масло, подлежащее замене, то оно превратится в гель. В продукте появятся лаковые отложения со шламом. Загрязнения способны повредить двигатель.
Срок службы масла до замены определяется многими факторами. Влияние на частоту процедуры также оказывают дорожные условия. Сюда относятся скорость и нагрузка. Нельзя не принимать во внимание и погодные условия. Низкие и высокие температуры могут ускорить процесс замены масла. Специалисты рекомендуют менять смазку и фильтр каждые 6 месяцев.
Приобретая смазочные материалы,
обратите внимание на заявленные спецификации и
допуски на таре.
Пример
SAE 5W-20
ACEA A5/B5
API SN/SM, SL/CF, CF-2
ILSAC GF-5/C-3
GM-LL-A-025/GM-LL-B-025
VW 502.00/505.00, MB 229.31
BMW Longlife-04
Классификация вязкости по SAE
SAE - Американское Общество Автомобильных Инженеров, присваивающее маслам класс вязкости по разработанной им шкале. Наиболее распространены всесезонные масла с двойным индексом, например SAE 0 W -30, 0 W -40, 5 W -30, 5 W -40 и другие. Чем меньше значение слева с аббревиатурой W , тем выше свойство текучести масла при низких температурах. Чем больше значение справа без аббревиатуры W , тем выше вязкость масла при высоких температурах. Замена масла производится, принимая во внимание не только его тип, указанный заводом-изготовителем автомобиля, но и температуру внешней среды, условия его использования и другие факторы. Например: 5 W -30 (моторное масло), 85 W -90 (трансмиссионное масло).
Вязкость SAE и температура окружающей среды,необходимая в момент запуска двигателя
Моторное масло Трансмиссионное масло
При выборе степени вязкости моторного масла, следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя - степень нагрузок на масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса, максимальные температуры масла в различных зонах двигателя в зависимости от температуры окружающей среды, комплектация двигателя каталитическим фильтром твердых частиц выхлопа дизельных двигателей (CDPF)
Назначение и качество
Качество масла - это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. Одни свойства, такие как вязкость, являются основными для всех масел, независимо от их назначения, а другие необходимы только в определенных условиях применения и в каждом конкретном случае характеризуются обособленными показателями качества.
Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации, были созданы системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Ввиду различия в конструкциях и условиях эксплуатации, в настоящее время одновременно существует несколько систем классификации моторных масел - API / ILSAC , JASO , ACEA и ГОСТ (для стран СНГ).
Военное ведомство США и наиболее крупные производители автомобилей выдвигают дополнительные требования к качеству моторных масел. Таким образом, наряду с общепринятыми системами классификаций, существуют и требования (спецификации) производителей автомобилей.
Система классификации API
API - Американский Институт Нефти, присваивающий маслам классы качества согласно проводимым им тестам. Класс качества обозначается на этикетке двумя буквами для бензиновых двигателей (SM , SN ), буквами и цифрами для дизельных двигателей (CI -4 Plus , CJ -4 ). Чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла. Кроме того, API присваивает маслам с вязкостью 0 W -30, 5 W -30, 5 W -20 индекс энергосбережения, например ILSAC CF -5.
● API S
состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG , API SH , API SJ , API SM и API SN . Категории API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG,API SJ на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускают, категория API SH является «условно действующей» и может использоваться только как дополнительная, например API CG -4/ SH ;СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | ||
КАТЕГОРИЯ | СТАТУС | ОПИСАНИЕ |
SN | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Представлена в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло этой категории обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, снижение низкотемпературных отложений (смол) и расширенную совместимость с уплотнительными деталями. Категория API SN Resource Conserving с ресурсосберегающими свойствами сочетает характеристики API SN с улучшенной топливной экономичностью, защитой деталей турбонагнетателя, совместимостью с системой снижения токсичности отработавших газов, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. Таким образом, эта категория может быть приравнена к ILSAC GF-5. |
SM | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для автомобилей 2010 года выпуска и старше. |
SL | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для автомобилей 2004 года выпуска и старше. |
SJ | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для автомобилей 2001 года выпуска и старше. |
SH | УСТАРЕВШАЯ | |
SG | УСТАРЕВШАЯ | |
SF | УСТАРЕВШАЯ | |
SE | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1979 года. |
SD | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
SC | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1967 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
SB | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1951 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
SA | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не содержит присадок. Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1930 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
● API С
состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API CA , API CB , API CC , API CD , API CE , API SF , API CF -2, API CF -4, API CG -4, API CI -4 иAPI CJ -4. Категории API CA , API CB , API CC , API CD на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | ||
КАТЕГОРИЯ | СТАТУС | ОПИСАНИЕ |
CJ-4 | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с 2010 модельного года, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов для дорожной техники и Tier 4 для внедорожной техники, а также для ранее выпускавшихся дизельных двигателей. Масла этой категории разработаны для использования в двигателях, рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 500 промилле (0,05% по массе). Тем не менее, при использовании топлива, в котором содержание серы превышает 15 промилле (0,0015% по массе), возможно уменьшение срока службы системы доочистки выхлопных газов и сокращение интервала замены масла. Масла категории CJ-4 особенно эффективны в поддержании долговечности системы снижения токсичности отработавших газов дизельных двигателей, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки. Обеспечивается оптимальная защита от загрязнения каталитического нейтрализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, сажевого и окислительного загустения, потери вязкости под воздействием сдвига и вспенивания, а также низко- и высокотемпературная стабильность. Масло категории API CJ-4 превосходит эксплуатационные свойства масел категорий API CI-4 (в том числе CI-4 PLUS), CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4, и может служить их полноценной заменой. При использовании масла CJ-4 в сочетании с топливом, содержание серы в котором превышает 15 промилле, следует уточнить периодичность замены масла у производителя двигателя. |
CI-4 | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Представлена в 2002 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов, введенных в 2002 году. Масло CI-4 направлено на поддержание долговечности двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR) и предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Благодаря своим эксплуатационным свойствам, некоторые масла CI-4 могут претендовать на категорию CI-4 PLUS. |
CH-4 | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Представлена в 1998 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1998 года. Масло категории CH-4 предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4. |
CG-4 | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1995 году. Для высоконагруженных, быстроходных четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы не более 0,5% по массе. Масло CG-4 необходимо для двигателей, которые удовлетворяют требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1994 года. Может использоваться вместо масел CD, CE и CF-4. |
CF-4 | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо масел CD и CE. |
CF-2 | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1994 году. Для высоконагруженных двухтактных двигателей. Может использоваться вместо масел CD-II. |
CF | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1994 году. Для дизельных двигателей с двухполостными камерами сгорания (косвенным впрыскиванием) и прочих, устанавливаемых на внедорожную технику, включая двигатели, которые работают на топливе с содержанием серы более 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD. |
CE | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1985 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо CC и CD. |
CD-II | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1985 году. Для двухтактных двигателей. |
CD | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1955 году. Для некоторых двигателей без наддува и с наддувом. |
CC | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1990 года. |
CB | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1961 года. |
CA | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1959 года. |
● API E С (ILSAC ) - энергосберегающие масла (Resource Conserving ). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Уменьшение вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе 0,6-5,5% (при снижении высокотемпературной вязкости), а в холодном - 1,0-6,5% (при снижении низкотемпературной вязкости). При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%. Новейшие категории масел сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются «Символом Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark), так называемым знаком «Звездного взрыва» («Starburst»). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легколетучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостью SAE 0W-.., 5W-.. и 10W-...
Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества Американских Масел (EOLCS). ILSAC класса GF-3, прошедший проверку в плане экономии топлива, отвечает требованиям классификации API класса SM; ILSAC класса GF-4 соответствует классификации API класса SM. Например: API SN успешное прохождение проверки на экономию топлива = ILSAC GF-5.
СТАНДАРТ ILSAC НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ | ||
ИЗДАНИЕ | СТАТУС | ОПИСАНИЕ |
GF-5 | ДЕЙСТВУЮЩЕЕ | Представлено в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло GF-5 обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях двигателя и деталях турбонагнетателя, снижение низкотемпературных отложений (смол), снижение расхода топлива, улучшенную совместимость с системой снижения токсичности отработавших газов, расширенную совместимость с уплотнительными деталями, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. |
GF-4 | УСТАРЕВШЕЕ | Действительно до 30 сентября 2011 года. Используйте масло GF-5 вместо GF-4. |
GF-3 | УСТАРЕВШЕЕ | Используйте масло GF-5 вместо GF-3. |
GF-2 | УСТАРЕВШЕЕ | Используйте масло GF-5 вместо GF-2. |
GF-1 | УСТАРЕВШЕЕ | Используйте масло GF-5 вместо GF-1. |
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателей другого типа. Например: API CG-4/SH-масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
Внимание: каждый из последующих стандартов по качествам превосходит предыдущий, поэтому новейшие стандарты по качеству превосходят все предыдущие. Например, масла класса SN могут быть использованы вместо всех классов для бензиновых двигателей.
Знаки API
Масла, соответствующие требованиям, действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API-SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) - «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.
ACEA - Европейская Ассоциация Производителей Автомобилей. Если на этикетке присутствуют эти буквы, значит масло пригодно для эксплуатации в двигателях европейских автомобилей. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.
ДОПУСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - некоторые автомобильные компании, такие как Porshe , Mercedes - Benz , BMW , VW , Ford , предъявляют к маслам дополнительные требования по защите двигателя, топливосбережению, увеличенному сроку службы и т.д. Информацию о требуемом Вам допуске и необходимых интервалах между сменами масла Вы можете найти в сервисной книжке своего автомобиля.
Качество масла – это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации была создана система классификации моторных масел API.
Эта классификация была создана и совершенствуется в сотрудничестве с API (American Petroleum Institute), ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE. Она определяет пределы различных параметров (в частности, чистоты поршня, износа поршневых колец и т.д.) с помощью различных испытательных двигателей.
По системе API установлены 2 эксплуатационные категории назначения и качества
- Для бензиновых двигателей, где действуют классы SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN.
- Для дизельных двигателей, где действуют классы CC, CD, CE, CF, CG, CH, CI, CJ.
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH – масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
Категории масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей
Группа масел |
Года выпуска автомобилей |
||
SN |
Действующая | Моторное масло этой категории обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, снижение низкотемпературных отложений (смол) и расширенную совместимость с уплотнительными деталями. Категория API SN Resource Conserving с ресурсосберегающими свойствами сочетает характеристики API SN с улучшенной топливной экономичностью, защитой деталей турбонагнетателя, совместимостью с системой снижения токсичности отработавших газов, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. Таким образом, эта категория может быть приравнена к ILSAC GF-5 | Представлена в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. |
SM |
Действующая | Введена в ноябре 2004. | Для автомобилей 2004 года выпуска и старше |
SL |
Действующая | API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение “SK” как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква “К” будет пропущена для следующей категории “S”. - стабильность энергосберегающих свойств; - пониженная летучесть; - удлиненные интервалы замены; |
Для автомобилей 2001 года выпуска и старше |
SJ |
Действующая | Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. | с 1996 года |
SH |
Устаревшая | Лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Автомобильные масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII. | c 1993 года |
SG |
Устаревшая | Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Автомобильные масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше. ТОпливо – неэтилированный бензин с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Автомобильные масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC. |
1989-1993 |
SF |
Устаревшая | Автомобильные масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо – этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. Автомобильные масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях. |
1981-1988 |
SE |
Устаревшая | Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1979 года. | 1972-1980 |
SD |
Устаревшая | Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. | 1968-1971 |
SC |
Устаревшая | Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1967 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. | 1964-1967 |
SB |
Устаревшая | Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1951 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. | - |
SA |
Устаревшая | Не содержит присадок. Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1930 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. | - |
Категории масел для дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Группа масел |
||
CJ-4 |
Действующая | Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла. Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов. |
СI-4 |
Действующая | Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN. |
СH-4 |
Действующая | Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел. |
СG-4 |
Устаревшая | Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. |
СF-4 |
Устаревшая | Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. |
СF-2 |
Устаревшая | Введена в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных двигателей |
СF |
Устаревшая | Введена в 1994 году. Для дизельных двигателей с двухполостными камерами сгорания (косвенным впрыскиванием) и прочих, устанавливаемых на внедорожную технику, включая двигатели, которые работают на топливе с содержанием серы более 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD. |
СE |
Устаревшая | Представлена в 1985 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо CC и CD. |
CD-II |
Устаревшая | Представлена в 1985 году. Для двухтактных двигателей. |
СD |
Устаревшая | Представлена в 1955 году. Для некоторых двигателей без наддува и с наддувом. |
СC |
Устаревшая | Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1990 года. |
СB |
Устаревшая | Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1961 года. |
СA |
Устаревшая | Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1959 года. |
Класс API SN в классификации API введен в действие в октябре 2010 года. На сегодня это самые последние (потому и самые жесткие) требования, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Зачем нужна API SN классификация? Что нового в классе API SN для обычного автовладельца? Чем отличается API SN от ? Не спеша разбираемся.
Зачем API SN классификация?
Главной причиной появления класса API SN является необходимость совершенствования моторных масел вообще. Производители двигателей с каждым днем «наворачивают» моторы все больше и больше. Само собой разумеется, масла для таких моторов нельзя оставлять без изменений. Отсюда явление миру API SN. Моторные масла, сертифицированные как соответствующие API SN, подразумевают возможность применения во всех бензиновых двигателях современного поколения (не забывайте о допусках производителя, определенных для Вашего авто).
Требования API SN
Важным в появлении класса API SN классификации API можно отметить введение следующих требований
- моторные масла, лицензированные API SN, можно применять в двигателях, использующих биотопливо
- класс API SN обязывает моторные масла быть энергосберегающими
- API SN предъявляет дополнительные требования к обеспечению износостойкости двигателя
- моторные масла API SN должны обеспечивать «долгую и счастливую жизнь» системам контроля эмиссии и «экологически чистый» выхлоп 🙂
Отличительной чертой API SN (по сравнению с API SМ) является совместимость с уплотнительными элементами двигателя. Еще совсем недавно классификация API не особо заботилась о сохранении сальников и прокладок. Теперь все по-другому. API SN подразумевает контроль за РТИ двигателя.
Последние интересные факты о классе API SN . На стенде, который непосредственно отвечает за испытания моторных масел (тот самый стенд, через который должны пройти все моторные масла, борющиеся за «почетное звание» — API Service), сменили тестовый двигатель! Вместо V-образной фордовской восьмерки объемом 4.6 литра 1993 года (царя Гороха выпуска 🙂) была введена 3.6-литровая V-образная шестерка 2008 года от General Motors. Это, конечно, новость! А вот то, что API SN может заменить все предыдущие классы API (API SМ, API SL и т.д. и т.п.) — пожалуй, не новость, но — факт.
На этом блоге можно узнать о моторных маслах компании ConocoPhillips, соответствующих и превосходящих требования API SN (скоро будет)
- Kendall. 5w30 GT-1 Full Synthetic Motor Oil with Liquid Titanium
- Kendall. Моторное масло 10w30
- Super Synthetic Blend Motor Oil 10w30
- 10w40 для спортсменов
- 10w40 полусинтетика для авто с пробегом
Для того чтобы автомобиль работал надёжно и эффективно, необходимо тщательно выбирать обслуживающие жидкости, среди которых находится и моторное масло.
Чтобы сделать правильный выбор данного продукта, необходимо уметь расшифровывать маркировку на упаковках со смазкой. Различные условные обозначения на канистрах относятся к нескольким классификациям смазочных жидкостей, а также говорят о том, что сертификация продуктом была пройдена успешно. Среди классификаций автомасел одна из самых распространённых и общепринятых — система спецификации API.
Классификация по спецификации моторных масел была разработана в далёком шестьдесят девятом году прошлого столетия в Соединённых Штатах. Название пришло от аббревиатуры института, который занимался разработкой — Американский Институт Нефти.
По данной системе классификации моторные масла подразделяются на группы:
- Предназначенные для использования в двигателях, работающих на бензине;
- Предназначенные для использования в двигателях, работающих на дизельном топливе;
- Предназначенные для использования в двухтактных двигателях;
- Трансмиссионные масла.
Смазки могут различаться по области применения и качеству, и в API это учли при создании классификации по спецификации: в каждой категории присутствуют классы смазочных жидкостей, поделённые на основании эксплуатационных свойств и качества. На упаковках спецификация API маркируется примерно так: API SM, API CF 4 API SJ.
Существует категория смазочных жидкостей, имеющих допуски, как для бензиновых двигателей, так и дизельных — они маркируются двумя классами, например API SN /CF. Первым указывается предпочтительный класс, рекомендованный компанией-производителем, например, в представленном выше примере смазочная жидкость подойдёт и дизелю, и бензиновому движку, но предпочтительна для второго. Если на упаковке спецификация не указана, то скорее всего, моторным маслом либо не была пройдена сертификация, либо оно устарело.
Спецификация может обозначаться одной из следующих маркировок:
Расшифровка:
- S означает, что смазочная жидкость имеет допуски к двигателям, использующим в качестве топлива бензин;
- C означает, что смазочная жидкость имеет допуски к двигателям, использующим в качестве топлива дизель;
- Т означает, что смазка имеет допуски для использования в двухтактных двигателях.
Внимание! Сертификация является обязательной процедурой для любого автомасла перед выходом его на рынок.
Моторное масло спецификации S
API SA: самый старый класс смазок, применявшихся в силовых агрегатах аж начала двадцатого века вплоть до конца двадцатых годов. На сегодняшний день почти не применяется, только в случае, когда производитель автомобиля сам рекомендовал данный продукт.
SB: смазка, применявшаяся в автомобилях тридцатых годов, не обладавших особой мощностью. Обладает небольшими антикоррозийными и щелочными свойствами. Применяется только в случае рекомендации производителя автомобиля.
SC: использовалось в двигателях легковых и небольших грузовых автомобилей, выпущенных в период с 64 по 67 годы. Обладает низким уровнем антикоррозийных и противокислотных свойств, защищает внутренние части силового агрегата от оседания на стенках продуктов сгорания.
SD: обладает улучшенными свойствами предыдущего класса, применялось для смазки некоторых легковых и грузовых автомобилей с 68 по 71 годы выпуска. На сегодняшний день используется только при наличии рекомендации производителя автомобиля
SE: относительно высокий уровень защиты двигателя от негативных воздействий продуктов окиси и гари, может служить заменой предыдущим классам. Применялось в автомобилях с 71 по 80 годы выпуска.
SF: улучшенные характеристики масла SE — защита от износа, кислотности и образованию гари. Применялось в автомобилях 81-89 годов.
SG: класс был действующим с 88 по 95 годы, смазочные жидкости этой категории применялись в двигателях, которые в качестве топлива использовали неэтилированный бензин; в составе присутствуют присадки, защищающие металлические детали движка от ржавчины.
SH: данный класс был сертифицирован и является формально действующим с 93 года. Состав обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками, способен защитить двигатель от окиси металлических деталей, образованию скоплений продуктов сгорания на внутренних стенках силового агрегата; содержит набор присадок, способствующих долгой работе автомобиля. Может заменять предыдущие классы. На сегодняшний день используется по рекомендации производителя.
API SJ: масло этого класса является действующим и по сегодняшний день. Впервые было сертифицировано в 95-м году. Предназначается для обслуживания легковых, небольших грузовых автомобилей, а также микроавтобусов. Обладает улучшенными свойствами, помогающими защитить двигатель от коррозии, кислотности, износа. API SJ может заменять смазки предыдущих классов.
После SJ должно было появиться моторное масло спецификации SK, но возникла проблема, заключающаяся в том, что такое сочетание букв аналогично части названия компании-производителя из Кореи — SK Lubricants, поэтому после SJ появилась спецификация API SL.
API SL: предназначается для использования в двигателях, выпущенных в соответствии с требованиями по экологичности 2000 года. Обладает улучшенными свойствами, а также способно сокращать расход топлива.
API SM: разрабатывается в соответствии современных требований по экологичности и энергосбережению. Обладает повышенными антикислотными свойствами, защищает от коррозии и гари. Класс API SM может быть использован в двигателях с турбиной.
API SN: самый современный класс автомасел, отвечающий высоким экологическим требованиям, обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, которые способствуют защите двигателя. API SN имеет одно существенное отличие от масел предыдущего поколения: в составе уменьшено процентное содержание фосфора и увеличены свойства, помогающие существенно сократить топливный расход.
Моторное масло спецификации C
Классы CA, CB, CC, CD и CE (и их модификации) на сегодняшний день считаются устаревшими, и могут быть применены только при наличии рекомендации производителя автомобиля.
API CF 4: данные автомасла применяются с 1990 года в 4-тактных дизелях, работающих с большими нагрузками. Содержат в своём составе набор присадок, обеспечивающих уменьшение расхода топлива, а также защищающих цилиндропоршневую группу от гари. В некоторых случаях смазочные жидкости этого класса могут применяться в бензиновых движках.
CF-2: обладает схожими характеристиками, но предназначается для двухтактных двигателей.
CG-4: соответствует требованиям экологичности середины девяностых годов, обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками, применяется в двигателях, работающих на топливе с предельным содержанием серы, равным 0,5 процентов.
CH-4: соответствует европейским и американским требованиям экологичности от 98 года, обладает повышенным уровнем рабочих свойств. Применяются в двигателях, использующих топливо с содержанием серы меньше 0,5%.
CI-4: автомасло данной спецификации обладает свойствами, которые отвечают многим современным требованиям, применяется. Характеризуется повышенной устойчивостью к температурным колебаниям, защищает силовой агрегат от износа, кислотности и гари.
API CJ-4: самый современный класс смазочных жидкостей для дизелей. Это масло соответствует мировым требованиям по выбросам в атмосферу соединений азота. Рекомендуется для силовых агрегатов с различными системами фильтрации выхлопных газов.
Спецификации и обозначения моторных масел.
И немного о секретах Автора
Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.
Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.
Внимание, только СЕГОДНЯ!