В отличие от аналогичных моделей мотоциклов советского времени, схема электрической проводки мотоцикла ИЖ Юпитер 5 предусматривает работу от аккумуляторной батареи с воздушным охлаждением оборудования. Это вызывает много проблем у владельцев. В статье даются рекомендации по модернизации, решающей проблемы с искрообразованием.
[ Скрыть ]
Особенности электрооборудования
Модели мотоциклов ИЖ максимально унифицированы. Схема проводки ИЖ Юпитер 2, мало чем отличается от поздних версий мотоцикла ИЖ. Есть внешние отличия. Например, байк Планета 5 имеет один цилиндр, а у Юпитера 5 их два.
Первым 12 вольтовым мотоциклом стал ИЖ Юпитер 4. Схема проводки ИЖ Юпитер 5 и схема проводки ИЖ Юпитер 3 отличаются компонентами.
На байке пятого Юпитера стоит контактная СЗ, которая работает от аккумулятора, поэтому эксплуатация транспорта сильно зависит от степени зарядки батареи.
Если зарядка недостаточная, то возникают следующие проблемы:
- мотор работает с перебоями;
- двигатель запускается с трудом;
- на небольшой скорости разряжается батарея.
Устранить эти проблемы можно, перейдя на БСЗ. С этой задачей справится любой электрик (автор видео — Viter Electronic).
Как осуществить переход на бесконтактную СЗ?
Для перехода на бесконтактную СЗ мотолюбители используют детали от других моделей мотоциклов. При модернизации генераторной установки и проводка ИЖ Юпитер 5 остаются без изменения. Небольшие переделки касаются электрической схемы ИЖ. АКБ после изменений используется для обслуживания вспомогательного оборудования. Для перехода на БСЗ берутся детали с Планеты 5 и автомобиля ВАЗ 2108.
В схему электрооборудования ИЖ вносятся следующие изменения:
- установить 2 датчика Холла с восьмой модели ВАЗа;
- к датчикам нужно подключить 2 ВАЗовских электронных коммутатора;
- каждый из цилиндров обслуживает пару коммутатор-датчик;
- в цепь нужно добавить еще две катушки зажигания.
На электросхеме мотоцикла ИЖ компоненты помечены цифрами:
- Свечи зажигания.
- Катушки зажигания с Планеты 5.
- Коммутаторы.
- Датчики Холла.
- Замок зажигания.
- Аккумулятор.
Для созданной системы зажигания нужно доработать генератор ИЖ Юпитер 5, схема которого не потребует больших изменений.
Как можно доработать генератор?
Представленный вариант модернизации выгоден тем, что не требует покупки нового генератора, который будет обслуживать новую систему зажигания.
Устройство переработанного генератораДостаточно выполнить следующие действия:
- изготовить модулятор-прерыватель электрической цепи;
- установить прерыватель на вал ротора или генератор.
Создать модулятор можно своими руками. Для этого нужно взять металлическую пластину и просверлить в ней отверстие для болта крепления. Изготовленная деталь будет служить в качестве модулятора-прерывателя.
Самодельный модулятор для прерывания
Подключение модулятора осуществляется следующим образом:
- установить пластину модулятор (2) и притянуть ее болтом (3), но не до конца;
- вращая коленвал, нужно добиться, чтобы поршень стоял в верхней мертвой точке;
- далее нужно выставить угол опережения зажигания;
- теперь можно затянуть болт крепления на пластине.
Вместе с модулятором устанавливаются датчики Холла (1).
Улучшаем штатную систему
Систему зажигания можно улучшить и другими способами. Для этого нужно выявить, какие есть проблемы с проводкой. Они могут возникнуть в первичной цепи между катушкой и аккумулятором на 12 В или вызваны условиями эксплуатации. При визуальном осмотре первичной цепи можно выявить неполадки в соединениях, контактах и выключателе зажигания.
Если эксплуатационные условия идеальны, первичная цепь работает с АКБ на 12 В без сбоев.
Но при попадании грязи и пыли в цепи увеличивается сопротивление в местах контактов, что влечет понижение напряжения с 12 Вольт до 7-8 Вольт. Этого напряжения не хватает, чтобы появился мощный разряд во вторичной обмотке катушки. В результате, на свече возникает заряд меньше 12 В, который плохо воспламеняет горючую смесь в цилиндрах. Обгоревшие контакты, замасленные свечи и АКБ с зарядом меньше 12 В еще более ухудшают искрообразование.
Штатная проводка после доработки
Решить эти проблемы помогают следующие меры:
- Убираются штепсельные разъемы, и каждый проводок припаивается с помощью традиционной пайки, а затем изолируется.
- Устанавливается дополнительный тумблер, который отключает всех потребителей, когда запускается двигатель. Таким образом, на катушки подается 12 вольтовое напряжение с аккумулятора (схема 1).
- Переделать замок зажигания (ЗЗ) (схема 2). Нужно взять провод и припаять один его конец к разъему замка 4, который свободен, а второй к положительной клемме катушки. Штатный провод следует перепаять с клеммы 5 на клемму 6. После включения такого положения ключа, подача питания от аккумулятора на первичный контур осуществляется по упрощенной схеме.
Таким образом, выполненные изменения сделают электропроводку мотоцикла ИЖ Юпитер 5 более надежной и производительной.
Мотоцикл ИЖ Планета 4 выпрямитель-регулятор
напряжения основная роль которого является выпрямление тока, зарядка аккумулятора и питание всех электрических приборов мотоцикла от генератора переменного тока мощностью 100вт. Выпрямитель-регулятор изменяет переменный ток в постоянный и делает его более стабильным.
Что сказывается в лучшую сторону на освещение, работу прерывателя указателей поворотов и стоп сигнала. Исправность выпрямитель-регулятора напряжения и заодно исправность генератора на мотоциклах ИЖ проверяется с помощью контрольной лампы. При заглушенном двигателе контролька горит, при заведенном гаснет. Это говорит о том что генератор и выпрямитель-регулятор исправны.
Уход за выпрямитель-регулятором заключается в очистке от пыли и грязи.
Грязь тормозит охлаждение выпрямитель-регулятора, что проводит к выходу его из строя.
Для правильного подключения, выпрямитель-регулятора напряжения на мотоцикле иж планета 4, на следующем фото видно какого цвета провод и куда подключен на соединительной колодке.
Условные обозначения выводов на блоке выпрямитель-регулятора БПВ 14-10.
-x1- минус обмотки возбуждения генератора, цвет провода Ч - чёрный
-x2 – минус аккумуляторной батареи (масса), цвет провода Кч - коричневый
x3 – плюсовой провод на контрольную лампу щитка приборов, цвет провода Г - голубой
x4, x5, x7 – фазы статорной обмотки генератора, цвет провода Р - розовый
x8 – плюс аккумуляторной батареи, цвет провода К - красный
Схема электрическая принципиальная блока БПВ 14-10Б
Если нужна картинка схемы большего резмера можно скачать по этой ссылке совершенно бесплатно.
При эксплуатации мотоцикла ИЖ Планета 4 работа выпрямителя-регулятора сказалась в лучшую сторону. Освещение стало стабильным, реле поворотов работает чётче.
схема электрооборудования иж юпитер 5, электрическая схема иж юпитер 5 с обозначениями, схема электрооборудования иж планета 5, электрическая схема мотоцикла иж планета 5, электрическая планета 5-01
На последних моделях мотоциклов Планета 5-01, Планета 6 применена 12-вольтная система электрооборудования с генератором на постоянных магнитах и системой зажигания, независимой от наличия аккумуляторной батареи (рис. 5.2). Новая система зажигания обеспечивает также автоматическое регулирование опережения зажигания двигателя в зависимости от оборотов коленчатого вала.
За 50 лет производства мотоциклов ИЖ система электрооборудования принципиально менялась три раза.
Система электрооборудования напряжением 6 В с генератором постоянного тока мощностью 45 Вт применялась на мотоциклах с ИЖ350 до ИЖПЗ, ИЖЮЗ включительно.
Повышенная интенсивность транспортного потока и появление специальных требований к светосигнальным приборам мотоциклов потребовали перехода на систему электрооборудования напряжением 12 В с генератором переменного тока мощностью 100-140 Вт. Недостаток этой системы в сравнении с предыдущей - значительное усложнение как по количеству приборов, так и по коммутации. К тому же она требует наличия для пуска двигателя заряженной аккумуляторной батареи, что является ее недостатком как техническим, так и экономическим для потребителей мотоциклов. Такая система применяется на моделях ИЖЮ4, ИЖП4, ИЖЮ5, ИЖП5 (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Схема электрическая мотоциклов Планета 5, Юпитер 5:
1- лампа стояночного света А12-4; 2- лампа дальнего-ближнего света А12-45-40; 3- контрольная лампа работы генератора А12-1; 4- контрольная лампа давления масла А12-1; 5,6- лампы подсветки шкалы спидометра АМН 12-3; 7, 15, 16, 19, 22, 32- лампы указателей поворота мотоцикла и бокового прицепа А12-21-3; 8- переключатель правый; 9- включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 10- прерыватель; II- прерыватель; 12- блок выпрямитель-регулятор напряжения БПВ 14-10; 13- включатель стоп-сигнала ножного тормоза; 14 и 18- лампы габарита бокового прицепа А12-5; 17- лампа стоп-сигнала бокового прицепа А12-21-3; 20- лампа стоп-сигнала А12-21-3; 21- лампа заднего габарита мотоцикла А12-5; 23-батарея аккумуляторная;24- предохранитель; 25- датчик давления масла; 26-включатель лампы нейтрали; 27- катушка зажигания; 28- свеча зажигания; 29-замок зажигания; 30- звуковой сигнал; 31- переключатель левый; 33- прерыватель указателей поворота; 34- контрольная лампа дальнего света А12-1; 35- контрольная лампа нейтрали А12-1; 36- контрольная лампа указателей поворота АМН 12-3.
: О - оранжевый, Г - голубой, Ж - желтый, Кч - коричневый, Р - розовый, С - серый, К - красный, Ф - фиолетовый, Ч - черный, 3 - зеленый.
Условные обозначения на блоке БПВ 14-0 (поз. 12)
: - XI - "минус" обмотки возбуждения; - Х2 - "минус" аккумуляторной батареи (масса); ХЗ - "плюсовой" вывод на контрольную лампу; Х4, Х5, Х7 - фазы статорной обмотки генератора; Х8 - "плюс" аккумуляторной батареи.Примечание. На мотоцикле с боковым прицепом задний фонарь бокового прицепа подключается в разъемы зеленого и красных проводов, идущих к заднему фонарю мотоцикла (на схеме показано пунктиром). Провод от указателей поворота бокового прицепа подключается вместо правого заднего указателя поворота мотоцикла. Фонари-указатели поворота с правой стороны мотоцикла переставляются на боковой прицеп. На мотоциклах с совместной смазкой поз. 4, 25 не устанавливаются.
В зависимости от функциональных связей отдельных приборов и их целевого назначения электрооборудование мотоциклов можно условно подразделить на следующие основные системы:
1. Система электроснабжения (батарея аккумуляторная, генератор, блок выпрямитель-регулятор).
2. Система зажигания (катушки зажигания, свечи, наконечники свечные, прерыватели).
3. Система освещения, световой и звуковой сигнализации (фара головного света, фонари габаритных огней, сигналов торможения, указатели поворота, прерыватель указателей поворота, световозвращатели, сигнал звуковой).
4. Контрольно-измерительные приборы (спидометр, сигнализаторы светооптические).
5. Коммутационная и защитная аппаратура (переключатели, выключатели, предохранители).
6. Установочные электроизделия (наконечники, соединители электропроводов, электропровода).
На мотоциклах ИЖ-Планета, Иж-Юпитер применяется однопроводная схема электрооборудования, то есть вторым проводом, соединяющим потребителей с источниками питания, является масса мотоцикла. С массой соединяются отрицательные выводы источников питания и потребителей. Взаимосвязь всех приборов и агрегатов электрооборудования мотоцикла осуществляется согласно монтажной схеме (рис. 5.1).
На мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 выключатель (замок) зажигания обеспечивает включение в работу приборов электрооборудования согласно табл. 5.1.
Рис. 5.2. Схема электрическая мотоцикла ИЖ-Планета 5-01:
1, 13, 29, 34, 39- лампы А12-21-3 фонаря-указателя поворота мотоцикла и бокового прицепа; 2, 14, 28, 33, 38- фонари-указатели поворотов; 3- контрольная лампа А12-1 "Д. свет"; 4- лампа А12-4 стояночного света; 5- фара; 6- лампа А12-45-40 дальнего-ближнего света фары; 7- контрольная лампа АМН 12-3-1 указателя поворота; 8- контрольная лампа А12-1 “нейтраль”;- 9- контрольная лампа А12 "масло"; 10- лампа АМН12-3-1 освещения спидометра; 11- спидометр; 12- щиток приборов; 15- переключатель комбинированный; 16- включатель зажигания; 17- включатель стоп-сигнала тормоза переднего колеса; 18- прерыватель указателей поворота; 19- сигнал звуковой; 20- свеча зажигания; 21- наконечник свечной; 22- катушка зажигания; 27-коммутатор; 24- лампа А12-5 фонаря бокового прицепа; 25- фонарь передний бокового прицепа; 26- генератор; 27-датчик; 30- фонарь задний бокового прицепа; 31- лампа А12-5 габарита бокового прицепа; 32- лампа А12-21-3 стоп-сигнала бокового прицепа; 35- лампа А12-21-4 стоп-сигнала мотоцикла; 36- фонарь задний мотоцикла; 37- лампа А12-5 заднего габарита мотоцикла; 40- выключатель стоп-сигнала тормоза заднего колеса; 41- выпрямитель-регулятор напряжения; 42- предохранитель; 43- батарея аккумуляторная; 44- клапан-датчик подачи масла; 45- включатель лампы "нейтраль"; 46- переключатель сигнализации
Обозначение расцветки проводов
: Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; Ф фиолетовый; Ч - черный Примечание.На мотоцикле с боковым при цепом фонарь задний бокового прицепа подключается в разъем зеленого и красных проводов, идущих к фонарю заднему мотоцикла (на схеме показано пунктиром).
Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и переключатели. Напряжение питания ко всем потребителям подводится через выключатель (замок) зажигания.
С 1995 года на мотоциклах ИЖ вместо выключателя 14.3704 применяется выключатель зажигания 7.107-3704, имеющий 8 клемм подключения. При этом на мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 (кроме Планета 5-01 и Планета 6) клеммы 1 и 2 не задействованы, провод с клеммы 1 выключателя 14.3704 (по электросхеме) подключается к клемме 3 выключателя 7.107-3704, с клеммы 2- к клемме 5, с клеммы 3- к клемме 6, с клеммы 5- к клемме 7, с клеммы 6- к клемме 8 соответственно.
Батарея аккумуляторная и потребители электроэнергии на мотоциклах ИЖП5, ИЖЮ5 подключены параллельно к клемме Х8 выпрямителя-регулятора, то есть к общей точке регулируемого напряжения генераторной установки. Такое включение по раздельным цепям улучшает условия зарядки аккумуляторной батареи при эксплуатации мотоциклов. Цепь аккумуляторной батареи защищена плавким предохранителем, рассчитанным на максимальный ток 10 А. Предохранитель размещается в левом инструментальном ящике.
Система зажигания обеих моделей мотоциклов батарейная, контактная с механическими прерывателями.
Система оснащена аварийным выключателем двигателя, размещенным в правом комбинированном переключателе.
Основное отличие в электрооборудовании мотоциклов определяется количеством катушек зажигания, конструкцией прерывателей и схемой аварийного выключателя двигателей.
На мотоцикле Иж-Планета 5, оснащенном одноцилиндровым двигателем, устанавливается одна катушка зажигания и прерыватель Г36М1. Сб. 5 (рис. 5.3, 5.12). Аварийный выключатель двигателя подключается к отрицательному выводу катушки зажигания и к "массе" мотоцикла. При остановке двигателя аварийным выключателем низковольтная цепь катушки зажигания (первичная обмотка) соединяется с "массой", искрообразование при этом прекращается.
На мотоциклах Иж-Юпитер, оснащенных двухцилиндровым двигателем, устанавливаются две катушки зажигания и прерыватель Г36М2. Сб.З с двумя парами контактов (рис. 5.4, 5.13). Аварийный выключатель двигателя подсоединяется к отрицательным выводам катушек зажигания. При остановке двигателя аварийным выключателем, прерыватели зажигания электрически соединяются между собой, искрообразование при этом прекращается. Аварийный выключатель на "Юпитере" нормально функционирует при зазорах между контактами прерывателей в пределах 0,4...0,6 мм. При зазорах 0,7 мм и более остановка двигателя аварийным выклю чателем невозможна, так как электрическая связь между прерывателями в этом случае не обеспечивается.
Для соединения узлов электрооборудования в общую схему на мотоциклах применяются гибкие низковольтные провода типа ПГВА с сечением токопроводящей жилы 0,75, 1,0 и 2,5 мм в поливинилхлоридной изоляции следующих 10 цветов: голубой, желтый, зеленый, коричневый, красный, оранжевый, розовый, серый, фиолетовый, черный. Провода подключаются к узлам электрооборудования колодочными штекерными разъемами автомобильного типа, одиночными штекерами и наконечниками под винтовые зажимы.
Для подключения электрооборудования боковых прицепов к бортовой сети мотоциклов предусмотрены одиночные штекерные соединения, в разъем которых включаются провода фонарей бокового прицепа.
Особенностью монтажной схемы мотоциклов Планета 5-01, Планета 6 с генератором на постоянных магнитах является система зажигания, обеспечивающая работу двигателя независимо от аккумуляторной батареи (рис. 5.2). Переключатель зажигания на мотоциклах ИЖП5-01, ИЖП6 обеспечивает включение приборов электрооборудования согласно табл. 5.2. Особенность электросхемы мотоцикла ИЖП5-01- наличие дополнительных приборов: датчика и коммутатора зажигания, а также предельно упрощенная схема системы зажигания: генератор с датчиком - коммутатор - катушка - свеча зажигания. Выключатель зажигания имеет 8 клемм подключения (рис. 5.14).
Схема проводки ИЖ Планета 5 имеет простую конструкцию: однопроводная сеть постоянного тока обеспечивается аккумулятором на 12 вольт, который заряжается генератором мощностью 100–140 ватт. Роль минусового провода в электросхеме выполняет металлическая рама, а так как остальная проводка имеет положительный заряд, то их замыкание часто является основной причиной неисправности.
[ Скрыть ]
Электрооборудование ИЖ Планета 5
Проводка ИЖ Планета 5 включает в себя:
- генератор;
- аккумулятор;
- систему зажигания;
- фонари фар;
- контрольные приборы;
- элементы коммутации.
Видео: обзор проводки ИЖ Планета 5
Снято пользователем Агроном.
Генератор
Устройство генератора ИЖ Планета 5:
- регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10 — 1;
- ротор — 2;
- статор с обмотками — 3;
- щетки токоснимателя — 4;
- кулачок системы зажигания (батарейной) — 5;
- контактный узел системы зажигания — 6.
Генератор преобразовывает механическую энергию бензинового двигателя в электрическую, чем обеспечивает зарядку аккумулятора. Переменный ток вырабатывается 3 обмотками и подается на выпрямитель, который преобразует его в постоянный. В качестве возбудителя используется дополнительная катушка.
Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство
Генератор ИЖ Планета 5
Устройство генератораАккумулятор
Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. Задача свинцово-кислотного аккумулятора только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска.
Аккумулятор
Система зажигания
В ИЖ Планета 5 катушка зажигания преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное и передает его на свечу. Та, в свою очередь, отвечает за искру, которая детонирует топливо. Чтобы детонация происходила только в нужном положении поршня, существует прерыватель зажигания.
Система зажигания
В заводской комплектации в этой модели установлена классическая система зажигания, которая требует периодической зачистки контактов прерывателя и регулировки зазора между ними.
Установка бесконтактной СЖ на мотоцикл даёт:
- своевременное мощное искрообразование;
- снижение уровня вибрации;
- уменьшение расхода топлива.
Контрольные приборы
На мотоцикле стоят следующие контрольные приборы:
- тахометр, на котором находятся контрольные лампочки головного света и поворотов;
- спидометр, показывающий общий и суточный километраж;
- указатель температуры силового двигателя;
- вольтметр.
Контрольные приборы
Лампы фонарей фар и приборной панели
В качестве светотехники и для подсветки приборной панели устанавливаются обычные лампы накаливания. За подачу электроэнергии с аккумулятора к лампам отвечают элементы коммутации.
В цепь головного света входят лампы:
- головного света фары (35 ватт);
- стояночного света фары (4 Вт);
- контрольная — синего цвета включения (2 ватт);
- заднего стоп-сигнала (15 Вт).
Передняя фара
Элементы коммутации
Элементы коммутации - это различного рода переключатели, которые замыкают либо размыкают электрическую цепь. В действие могут приводиться при помощи клавиш на приборной панели (например, поворотники) либо за счет датчиков.
В ИЖ Планета 5 к элементам коммутации относятся:
- переключатели поворотов;
- клавиша сигнала;
- переключатели ближнего/дальнего света фар;
- датчик нейтральной передачи;
- замок зажигания;
- датчики ножного и ручного тормоза.
Схема проводки ИЖ Планета 5
Подробная цветная схема подключения проводки мото ИЖ Планета 5
Разъяснения к схеме
Номера на электросхеме соответствуют следующим элементам:
- Тумблер света, габариты/ближний.
- Переключатель света, указатели поворота и кнопки звукового сигнала.
- Передние «поворотники».
- Подсветка приборного щитка.
- Контрольная лампа работы генератора.
- Индикатор работы маслонасоса.
- Лампочка, отражающая работу нейтральной передачи в КПП.
- Указатели поворота.
- Индикатор дальнего света фары.
- Лампочка переднего габаритного огня.
- Лампа головного света фары.
- Звуковой сигнал.
- Датчик Холла.
- Генератор.
- Замок зажигания.
- Реле-прерыватель указателей поворота.
- Датчик контрольной лампы нейтральной передачи.
- Блок БПВ 14-10.
- Коммутатор.
- Аккумулятор.
- Предохранитель.
- Блок реле.
- Катушка зажигания.
- Датчик стоп-сигнала ножного тормоза.
- Задние указатели поворота.
- Задний фонарь с лампами.
Описание условных обозначений для выводов на блоке выпрямитель-регулятора БПВ 14-10:
- –x1 - «минус» обмотки возбуждения генератора;
- –x2 - «минус» аккумулятора («масса»);
- x2 - «плюсовой» провод на контрольную лампу щитка приборов;
- x3 - «плюсовой» провод на индикатор щитка;
- x4, x5, x7 - фазы статорной обмотки;
- x8 - «плюс» аккумуляторной батареи.
Техническое обслуживание
Самостоятельно владелец может выполнять некоторые процедуры технического обслуживания:
- проверять генератор мотоцикла, если в аккумуляторе теряется заряд;
- выставлять зазор между контактами прерывателя;
- регулировать качество звукового сигнала.
Потребность в осмотре и корректировке работы проводки возникает, если:
- мотоцикл двигется под дождем длительное время, так как это вызывает окисление контактов;
- мотоциклист ездит по местности, на которой много растительности, повреждающей проводку;
- водитель катается в зимнее время по снегу, который может налипнуть на детали электропроводки и повредить их.
Самостоятельная проверка генератора мотоцикла Планета 5 при потере заряда
Причиной потери заряда в аккумуляторе ИЖ Планета 5 чаще всего является поломка генератора.
Для проверки своими руками необходимы:
- прибор мультиметр;
- прямая отвертка.
Пошаговая инструкция
Необходимо следовать следующим этапам:
- Отключить провода от аккумулятора и демонтировать крышку генератора.
- Отсоединить 5 верхних проводов от генератора, открутив перед этим их крепления. Для того чтобы не перепутать провода при сборке, стоит их пометить.
- Измерить сопротивление обмоток, используя мультиметр в режиме омметра. Для этого нужно прикоснуться одним щупом к корпусу, а другой следует подключать по очереди к 3 проводам обмотки. Должны отсутствовать короткие замыкания, о чем будет свидетельствовать надпись на экране мультиметра.
- Протестировать сопротивление между контактами статора: необходимо по очереди прикасаться к ним щупами мультиметра. Значение на экране должно быть 8 Ом.
Наличие короткого замыкания на 3-м этапе или несоответствие показателей на 4-м будут свидетельствовать о проблемах с генератором.
Фотогалерея: этапы проверки генератора ИЖ Планета 5 при потере заряда в картинках
Этап № 1. Фото отключение генератора от аккумулятора Этап № 2. Отсоединение проводов от генератора Этап № 3. Измерение сопротивления обмоток Этап № 4. Тестирование сопротивления
Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя?
Для того чтобы выставить зазор между контактами прерывателя, понадобится:
- прямая отвертка;
- гаечный ключ на 10;
- ключ для свечей;
- щуп толщиной 0,4 мм (+/– 0,05 мм).
- Мотоцикл установить на подставку, коробку перевести в нейтраль.
- Снять правую крышку картера и выкрутить свечу зажигания.
- Ключом на 10 ухватиться за болт крепления ротора генератора и повернуть коленчатый вал в положение, при котором контакты максимально отдалены.
- Ослабить винт прикрепления контакта.
- Поместить щуп между контактами и регулировать затяжку эксцентрикового винта до положения, при котором щуп проходит контакты с незначительным сопротивлением.
- Затянуть винт прикрепления контакта.
Главное визуальное отличие двух мотоциклов семейства ИЖ – это количество цилиндров двигателя. У модели «Юпитер 5» их два, тогда как «Планета 5» имеет только один.
Во всем остальном модели максимально унифицированы друг с другом, за исключением электрических компонентов.
Справочно: еще одна конструктивная особенность ИЖ Юпитер 5 последних лет выпуска заключается в использовании водяного охлаждения.
А у Планеты 5 все двигатели воздушного охлаждения.
Несмотря на унификацию деталей с другими моделями, схема проводки ИЖ Ю5 выбрана для батарейного использования
.Речь идет о контактной системе зажигания, которая при «севшем» аккумуляторе сразу создает проблемы владельцу:
- Запуск двигателя затруднен;
- Двигатель работает с перебоями;
- Движение на малой скорости еще больше разряжает АКБ.
Справочно: в отличие от модели Юпитер, на модифицированную ИЖ Планету 5 устанавливали новую проводку и электронную систему зажигания.
Предлагаемые ниже способы как раз рассчитаны на упрощенную работу – не требующую серьезной замены компонентов.
Переход на бесконтактную систему зажигания
Но есть и более прогрессивный способ, при котором:
- Генератор и проводка на ИЖ Юпитер 5 остаются;
- В электросхему вносятся небольшие переделки;
- Аккумуляторная батарея остается для обслуживания вспомогательных систем.
Речь идет о модернизации системы зажигания с комбинированным применением элементов от автомобиля ВАЗ-2108 и мотоцикла Планета 5.
При этом принципиальная схема проводки на ИЖ Юпитер 5 сохраняется:
- Устанавливаются два датчика Холла;
- К ним подключаются два электронных коммутатора (п.1 и 2 – с ВАЗ). Каждая пара датчик-коммутатор обсуживает 1 цилиндр;
- Две катушки зажигания от мотоцикла семейства ИЖ.
На представленной выше схеме цифрами обозначены:
- Свечи зажигания;
- Катушки Планета 5;
- Коммутаторы с «восьмерки»;
- Датчики Холла с «восьмерки»;
- Замок зажигания;
- Аккумуляторная батарея.
Доработка генератора
Данная технология перехода на бесконтактную систему зажигания интересна тем, что владельцу мотоцикла нет необходимости покупать новый генератор, предназначенный для работы в системе электронного зажигания. Соответственно, что и цена переделки будет минимальной.
Достаточно:
- Изготовить модулятор, который будет прерывать цепь;
- И установить его на генератор (на вал ротора).
В качестве такого модулятора-прерывателя может послужить пластина из металла, с просверленным в ней отверстием под крепежный болт.
Порядок установки модулятора следующий:
- Пластина-модулятор (на схеме внизу под №2) устанавливается под крепежный болт;
- Несильно притягивается ним;
- Вращением коленвала устанавливаем поршень в ВМТ;
- Выставляем угол опережения зажигания;
- Затягиваем крепежным болтом пластину.
Справочно: помимо модулятора устанавливается под крышку двигателя и два датчика Холла (на схеме №1). Места для их крепления есть.
Улучшение штатной системы
Для тех владельцев, которые не хотят переходить на бесконтактную систему зажигания, существуют и другие способы улучшения искрообразования.
При этом проводка мотоцикла ИЖ Юпитер 5 анализируется на предмет проблемных мест, и чаще всего:
- Диагностируется первичная цепь от АКБ к катушке;
- Выявляются места снижения напряжения, вызванные эксплуатационными условиями.
Простой осмотр первичной цепи продемонстрирует сразу несколько проблемных мест:
- четыре штепсельных разъема;
- аварийный выключатель зажигания;
- контакты центрального переключателя;
- контакты прерывателя.
При идеальных условиях эксплуатации столь сложный участок цепи будет работать безотказно.
А на практике он подвергается пыли грязи, летящей из-под колес, поэтому в цепи из-за увеличения сопротивления в местах контактов:
- снижается напряжение с 12 В до 7-8 В;
- этого недостаточно для возбуждения мощного разряда вторичной обмотки катушки;
- как следствие – низкий разряд на свече, делающий затруднительным воспламенение горючей смеси в цилиндрах.
А если к этому добавить «севший» аккумулятор и замасленные свечи с обгоревшими контактами, то процесс искрообразования становится и вовсе проблематичным.
Решают подобные дефекты мотоциклисты следующим образом:
- традиционная пайка. Проводка на ИЖ Ю5 избавляется от штепсельных соединений и банально пропаивается вручную каждый проводок с последующей изоляцией;
- установка дополнительного тумблера (на схеме №1), отключающего всех потребителей в момент запуска двигателя. Это позволяет подать на катушку максимальное напряжение с аккумуляторной батареи;
- переделка замка зажигания. К свободному разъему замка 4 (на схеме №2) припаивается провод, второй конец которого подается на плюсовую клемму катушки.
Штатный провод зажигания от клеммы 5 переносится на клемму 6 и при активации данного положения ключа, активируется упрощенная схема подачи питания с АКБ на первичный контур катушки.
Выводы: вы можете узнать из данной статьи не только опробованные способы улучшения электрической части мотоцикла (как и в статье об ), но и просмотреть видео материалы, наглядно демонстрирующие алгоритм работ по модернизации.