Сценарий литературно музыкальной гостиной разработала педагог
по вокалу Данченко С.В. СЦЕНАРИЙ
ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Ведущий: Добрый день, уважаемые ветераны!
Здравствуйте, дорогие друзья, и гости!
День Победы – светлый весенний праздник, праздник боевой славы
народагероя, народапобедителя.
Это событие вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно
застыло в камне и в бронзе памятников, мемориалов славы.
День Победы волнует людские души словами песен, стихов и
воспоминаний. Оно вечно в благодарной памяти потомков.
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
1.Песня« Я хочу чтобы не было больше войны»
Вед: День Победы, он был и остается священным днем для всех
людей нашей страны. Очевидцев тех событий остается с каждым
годом все меньше и меньше, но из поколения в поколение
передается благодарность и восторженное отношение нашего народа
к тем, кто ценой своей жизни освободил родную землю.
2.Танец «Родина –моя!»
Слово к дорогим, уважаемым ветеранам! Мы гордимся вами,
преклоняемся перед вашим мужеством, и будем свято
хранить в своих сердцах память о великом вашем подвиге в
годы войны. Крепкого вам здоровья. Нам очень хочется,
чтобы сегодня у вас на душе было хорошо, на сердце –
легко.
От всей души желаем вам бодрости духа, хорошей и
достойной жизни. Пусть ничто не омрачает ваших будней и
праздников. Примите самые искренние и сердечные
поздравления с великим и светлым праздником – Днем
Победы!
3.Песня «День Победы»
Ведущий: 9го мая, мы все отмечаем этот великий праздник -
это День Победы. 9 мая отмечают почти во всем мире, проявляя
солидарность с российским народом, за наш великий подвиг. Этот
праздник бережно и трепетно передается из поколения в поколение.
Сегодня мы хотим всех поздравить с этим великим праздником,
и хочется всем пожелать, чтобы больше никогда, в нашем мире,
не было таких страшных войн, чтобы больше никто и никогда
не услышал разрывов бомб, чтобы все народы мира, жили в дружбе
и согласии.
Сегодня нас пришли поздравить самые маленькие артисты с
Великим Днем Победы!
4.Танец « Ты морячка –я моряк!»
Лазурные бухты, жемчужные горы,
Высокий, далекий огонь маяка.
Эх! Черное море, широкое море,
Родной Севастополь любовь моряка.
Израненный, но величавый,
Войдешь ты в летопись веков
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.
5.Песня « Севастополь – волна за волною»
6. Танец « Победа»
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего какихто пять минут осталось!
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало повсюду для юных
Это страшное слово «война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом, военном году.
Ринулись ввысь самолеты
Двинулся танковый строй
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой!
.
7.Песня «10 наш десантный батальон»
8.Стих с музыкальной композицией «Ты помнишь
Алеша дороги Смоленщины»
9. Песня « Ах эти тучи в голубом»
Как давно отгремели последние залпы,
Это было еще в сорок пятом году,
Но Вы помните все, будто было недавно,
И роняете вновь незаметно слезу.
И ничто не вернуть, но ничто не забыто,
Память снова уносит нас к юности лет.
Сердце тоже хранит, что годами размыто,
Фронтовые друзья - жаль, что ВАС рядом нет.
Те года никогда не вернуть, и не надо.
Были слишком суровы и тяжки они.
Но для Вас самой лучшей на свете наградой
Будет ясное небо и мирные дни.
10.Русский народный танец
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна…
11.Песня « Кукушка»
Мы гордимся бесконечно вами,
Верные защитники страны,
Боль утрат притерпится с годами.
Только б не было опять войны!
Мы, память о вас сбережем навека,
Мы, землю свою сохраним для детей;
Пусть крымская наша родная земля,
становится краше, богаче, светлей!.
Крым, это берег древних времен;
Крым, это берег славной победы;
Крым, Севастополь в дыму и огне;
Крым, это детское сердце планеты
12. Песня «Это Крым!»
Сколько лет прошло со дня Победы?
Сколько мирных и счастливых лет?!
Благодарны вам за то, отцы и деды,
Что сказали вы фашистам «нет»!
Благодарны вам за то, что отстояли
Вы отчизну дорогой ценой,
Чтоб улыбки у детей сияли
Вы на смерть шли, жертвуя собой.
Севастополь прославленный городгерой,
На волнах легендарный красавец морской.
Черноморский наш город за Родину смел,
Боевой Севастополь врагов одолел!
Оборону держали России сыны,
Прочнее чем сталь! Мы стали сильны!
Отважный наш город красив и умён,
С Севастополем Русь, потому он силён!
13. Песня « Севастополь »
Осаду Севастополь дважды пережил.
В двух войнах не на жизнь, а насмерть бился,
За это звание ГородаГероя заслужил.
Разрушен был, из пепла возродился.
Остался Севастополь русским навсегда!
И что бы ни случилось, русским будет!
Россия не оставит Севастополь никогда,
Заслуги ГородаГероя не забудет.
14.Танец « Россия – вперед!»
Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
Много песен посвятим им
Слава, слава в День Победы!
Вместе с Родиной Россией
Будем праздновать Победу!
15. Песняреп «Россия –давай!»
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вам с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!
Сценарий театрально – музыкальной композиции «Память сердца», посвященной
Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Звучит песня «Изгиб гитары»
Фонограмма колоколов.
1 вед . Много лет живёте, вы колокола.
Много знаете о жизни на Руси,
2 вед . Расскажите на, колокола,
Расскажите всё, о чем нельзя молчать,
В нашем гуле день за днём стучат/
Для которых нет ни солнца, ни дождей,
Позабывших, как цветут поля.
Не увидевших своих детей.
4 вед. Почему, когда спокойно на земле,
И прозрачны голубые купола,
В каждом городе по всей большой стране,
Всё звонят колокола, колокола….
1 вед. Много лет живёте, вы колокола.
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать.
Что вы помните, и что нельзя забыть…
(на экране слайды Мамаева кургана)
2 вед . Я не участвую в войне-
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного Огня
Дрожит на скулах у меня.
3 вед. Всем, кто добыл Победу – посвящается!
Выходят девочки 1,2 (7-8 класс), ведущие стоят рядом с ними.
(Звучит фонограмма «Рио Риты».) Музыка затихает
(Звучит отрывок мелодии «Синий платочек»). Девочки поют:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Ребята – ведущие подошли к девочкам, приобняли их. Отошли от девочек, вышли вперед, построились в 2 шеренги.(Негромко зазвучала «Священная война»). Ребята повернулись и молча ушли.
Девочки 1,2 стоят чуть в стороне и молча смотрят вслед ребятам.
Девочка3 читает стихотворение А. Дементьева «Березы России».
(Звучат колокола, затем звук немного затихает).
4 вед . Мы помним,
Мы помним, как жили мечтой –
Вернуться с Победой под кров свой родной.
Мы верили свято, и были верны –
Той вере, которой мы были сильны.
1 вед. Над памятью нашей – время не властно.
Ничто не прошло для нас стороной,
Закрою глаза лишь на миг – и ясно
Снова былое встает.
(Колокола стихают. Слышны звуки боя. Они то приближаются, то удаляются).
Мальчик1 читает стихотворение А.И. Твардовского «Рассказ танкиста»).
(Звучит мелодия «Эх, дороги …» ,затем немного затихает).
Девочки: Мама, а что такое война?
(Продолжает звучать фонограмма «Эх, дороги…»,выходят 4 ведущих ).
1 вед . Война – жесточе нету слова.
2 вед. Война – святее нету слова.
3 вед. Война - страшнее нету слова.
4 вед . Война – печальней нету слова.
(«Эх, дороги…» затихает).
Вед. отходят в сторону.Звучит песня «Моя Москва» в исполнении вокальной группы).
Девочка и мальчик (9-10 кл.) выходят вперед. Звучит их диалог:
Девочка: Скоро рассвет…Наш последний рассвет…
Мальчик : Не думай об этом…Что ты делал в этот день до войны?
С .: Сегодня, какое число?
А.: Не помню… Наверное, как всегда, сбежал с лекции…(Усмехнулся) на концерт в Колонный зал…
С.: А я никогда не был на концерте в Колонном зале…Это, наверное, интересно?
А.: (после паузы) Очень…
Вок. группа исполняет песню «Сережка Малой Бронной и Витька с Моховой ».
Выходят 1,2,3 ведущие:
1в . Над землей бушуют травы.
Облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа,-
И мне не надо славы.
2 в. Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить – и вся награда.
Нам бы жить.
А мы плывем по небу.
3 вед . Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах – зачем?
Зачем нас убивают?
Облака, облака.
В.группа исполняет песню «Журавли».
Песня закончилась. Появляется, держа в руках шкатулку мальчик. К нему подходит девочка.
Надя : Что у тебя там?
Толик : Письма.
Надя : Письма.
Толик: Да. С той, далекой войны.(вынул из шкатулки письма).
Надя : А почему без конвертов и марок?
Толик : Так было.
Надя : А твои письма настоящие?
Толик : Настоящие. И среди них письмо, которое я написал моему прадеду, воевавшему в ту войну. А еще я посвятил ему стихи. Вот послушай. (Читает стихи и письмо).
Выходит 4 вед.:
4 вед . Кто сказал, что на войне песня не нужна,
Тот не знает, как она для бойца важна.
Прибаутка, шутка, друг,
Помогает жить.
Ну, а песня для бойца.
Что воды испить.
Той живой воды, что нам
Силы придает,
А в недобрый час беды –
Жизни сбережет.
Звучит веселая мелодия
В. группа поет песню про гармонь.
Выходят 4 ведущих:
1вед . Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые.
Где извещенья похоронные,
И перестуки эшелонные.
2 вед . Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
3 вед . Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России.
А мы такие молодые.
4 вед . Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Бреста до Берлина -600. Итого – 1600 километров. … Это если считать по прямой…
1 вед . Так мало, правда? 1600 километров – это поездом если, то менее двух суток, самолетом – примерно 3 часа… Перебежками и по- пластунски – 4года!
2 вед. Четыре года! 1418 дней, 34 000 часов. И 26 миллионов погибших советских людей.
(на экране цифры )
3 вед. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к большим цифрам. Мы легко произносим: «Тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли… Но 26 миллионов погибших… Вы представляете себе. Что это такое?
Вед. уходят.
В. группа исполняет песню «Здесь птицы не поют».
Звучат колокола, затем затихают. Звучит первая фраза песни Д.Тухманова «День Победы».(фонограмма).
Выходит 4 вед.:
4 вед . Победа! Ура! Да здравствует Победа! Наша взяла!(остается на сцене).
Выходит девочка:
Девочка. Это вальс, это вальс, это вальс…
Это медленный плавный полет…
Для него, для нее,
И для вас
Вальс над городом нашим плывет.
Для девчонок, изведавших бед,
Для мальчишек, крещенных войной.
Через столько немыслимых лет
Снова звуки его над Москвой.
В. группа поет «Вальс», дети танцуют.
Выходят 1,2 вед.:
1вед. И на синих просторах Земли
Столько дел, ожиданий и встреч!
Это вы нашу землю спасли.
2 вед. Сквозь время, что страною пройдено,
Сквозь звоны всех колоколов.
Всегда я слышу слово – Родина,
Что мне дороже всяких слов.
На этом наша театрально – музыкальная композиция закончена.
Сценарий литературной гостиной, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
«ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»
На сцену выходят шестеро ведущих – ребят, готовящихся провести экскурсию в школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. У каждого в руках по несколько треугольников – писем времён ВО войны.
1 ведущий Ребята, сегодня мы проводим экскурсию в нашем школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2ведущий И познакомим всех с новой экспозицией писем «Весточки с фронта и на фронт», которые собирали долго и трепетно.
Видеоролик «70-летию Победы посвящается» (без звука)
1 ведущий Великая Отечественная война.
2ведущий – Тысяча четыреста восемнадцать дней!
3ведущий Тридцать четыре тысячи часов
4ведущий И двадцать семь миллионов погибших советских людей.
5ведущий От Москвы до Берлина 2600 километров
6ведущий 27 миллионов погибших на 2600 километров
1ведущий Это значит, 10 тысяч четыреста убитых на один километр
2ведущий 10 человек на каждый метр земли
3ведущий 19 тысяч убитых ежедневно
4ведущий 800 человек в час
5ведущий 13 человек каждую минуту
2ведущий Вдумайтесь в эти цифры!
6ведущий Мы помним и чтим память тех, кто шёл в бой за Родину!
1ведущий Тех, кто согревал дыханием стужу блокадных ночей.
2ведущий Тех, кто улетел вместе с дымом из бухенвальдских печей.
3ведущий Тех, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну.
4ведущий Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.
5ведущий Тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов.
6ведущий - Этот список бесконечен, а жизнь так коротка...
4ведущий - Нельзя упрятать прошлое в чулан, историю страны нельзя забыть -
Год сорок первый – скрипка и орган, печаль и боль,… оборванная нить…
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «О героях былых времён». В руках у всех фотографии погибших героев ВО войны.
Выходят 2 девушки: в чёрном и белом.
Девушка в белом - Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты…черные эсэсовские мундиры…
Девушка в черном
- Без прошлого не бывает будущего.Б - Значит ты мое прошлое? Значит это все, было со мной?
Ч - Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты. Но только их детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!
Б - Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…
Ч - Но война не знает жалости - она живет по своим законам. Что сделали эти ребята?
Б Они не считали себя героями, просто они жили, жили так, как подсказывало им сердце.
Инсценировка «Солдат и Пастушок»
Ведущий 3 раскрывает треугольник и читает:
«Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который гонят к спокойным пастбищам на восток, у перекрёстка в селе останавливается машина. Выходит Солдат».
Выходит солдат – водитель, протирает тряпкой руки. К нему подходит Пастушок.
Пастушок
Дяденька, дайте два патрона.
Водитель
На что тебе патроны?
Пастушок
А так… На память
Водитель
На память патронов не дают. Но я тебе могу дать оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.
Пастушок
Ну вот! Что с них толку?
Водитель
Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толк? Может тебе дать зелёную бутылку с зажигательной смесью? Или гранату? Может тебе отцепить от тягача противотанковую пушку? Не ври и говори всё прямо!
Пастушок
Отец, дядя, старшие братья ушли в партизаны, а меня не взяли. (Хлестнул кнутом по траве). Говорят, маленький, а как скотину пасти, то большой, а я все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Я ловок и смел и могу защищать свою Родину!
Водитель
Это – обойма от моей винтовки. Она записана на меня. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в цель, куда надо. Как тебя зовут?
Пастушок
Яшкой меня кличут.
Водитель
Послушай, Яша. Ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой кринки стрелять будешь? (Отдаёт патроны)
Пастушок (подпрыгивает от радости и весело, загадочно кричит):
Главное – патроны, а уж стрелять-то из чего найдём.
Водитель
Ой, нет! Этот паренёк заложит обойму не в пустую кринку.
1ведущий
Письма с фронта. Весточки из родного дома, В них – вся правда о войне, о чувствах людей, которые 4 года находились между жизнью и смертью.
2ведущий
Каждое письмо для родных было радостью, а ответное вдохновляло бойцов на новые подвиги
3ведущий
Посмотрите, какие они интересные, без конвертов, свёрнутые треугольником.
4 ведущий
Листочки истончились, пожелтели от времени. Письма были тонкой ниточкой, связывающей близких и любимых людей друг с другом.
5 ведущий
Строки военных писем несут на себе живое дыхание страшного времени, о многом рассказывают и многому учат.
6 ведущий
Учат тому, как беречь свою Родину, своё доброе имя.
1 ведущий
Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма служат каждому из нас напоминанием о том ужасном испытании для человеческих судеб, что зовётся войной.
2 ведущий
Треугольники-птицы-
Оригами войны,
Горьких судеб страницы
И страшны, и нежны.
Далеки расстоянья
От фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
Через магию слов
Ведущий 4 разворачивает письмо.
Выходят на сцену 3 детей
1 Из счастливого детства я шагнула в смерть. А от мамы у меня осталась одна пуговица от её кофты. А в печи две булки тёплого хлеба.
2 Отца разорвали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел!»
3 Мама не сразу умерла. Долго лежала на траве. А я твердила: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы вместе домой пойдём!»
5 ведущий - Память… Из неё никогда не сотрётся то, что принёс с собой безжалостный фашизм. Никогда. Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов и их приемников. Миллионы беззащитных людей задушены в газовых камерах фашистских концлагерей, расстреляны и замучены, затравлены собаками.
Стихотворение В. Калинченко «Я вспоминаю как человека»
Я эту собаку запомнил, как человека…
Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.
Игрался спектакль «Охота XX века»
перед шеренгой, застывшей от страха,
немой.
У коменданта была привязанность к догам.
И был экземпляр - казался слоном.
среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.
И вывели жертву…
Стоял мальчишка, продрогнув.
Куда тут бежать? Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу,
и тот в два прыжка расстояние преодолел.
Обнюхав смертника, прошелся спокойно.
рядом.
Был он великолепен в размашистом, легком шагу!
Вернулся дог к коменданту.
и честным собачьим взглядом.
сказал человеку пес:
«Ребенок ведь - не могу…»
Лагфюрер пожал плечами:
ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью.
«С нами бог».
Но, едва сверкнула вороненая сталь.
пистолета,
в эсэсовское горло впился красавец дог!
… Дога четвертовали,
пустив под лопасти шнека…
Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене.
свой барак…
Но эту собаку.
я вспоминаю, как человека,
единственного человека.
среди фашистских собак.
Ведущий 6
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ведущий 1
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
А вот письмо из блокадного Ленинграда.
Презентация «Блокада Ленинграда».
Ведущий разворачивает письмо.
Инсценировка по рассказу С. Алексеева «Буханка хлеба»
Здравствуй, сынок! Здравствуй, Алёшенька! Держись, милый. Держись, как мы держимся. Из последних сил. Возмездие настигнет врага! Галя и Дуся передают тебе привет. А вот для Тани и Лидочки уже никогда и ничего не будет. Как страшно. Никогда и ничего. Они умерли от голода.
Лёшенька, помнишь двух подружек Надю Реброву и Надю Хохлову, что живут с нами по соседству, на Лиговке. Они такие умницы, трудятся на заводе, что выпускает снаряды для фронта. Две нормы вырабатывают.
Выходят 2 девушки. Медленно идут по сцене.
1 Утром проснусь. Так кушать хочется. Бегу на работу. Так кушать хочется.
2 А я стою у станка и мечтаю о малюсеньком кусочке хлеба. От голода даже голова кружится.
1 Вот бы буханку хлеба.
2 Хоть одну на двоих.
1 Вот бы упала буханка хлеба с неба.
2 Какая страшная и долгая зима. Сугробы снега с человеческий рост. Скрип – скрип.
1 Ой, смотри: машина нас обогнала.
2 А какой запах, или мне кажется?
1 Знакомый, щемящий, кричащий запах.
2 Так это же хлеб. Видишь – машина к булочной едет.
1 вот бы буханку хлеба.
2 Хоть одну на двоих. Да?
Звук бомбёжки. Девушки закрывают глаза и уши руками. Когда открывают глаза, то…
1 Боже мой! Посмотри, Надюша.
2 Снаряд разорвался рядом с мотором. Разнесло кабину. Шофёра убило. Сорвало борт машины.
1 Буханки хлеба. Прямо у ног.
Девушки переглядываются. Стоят молча. Выходят 2 девушки в белом и чёрном.
Ч хватай, бери, не повторится такое чудо.
Б Не трогай. Не смей. В каждой буханке чужая доля
Ч смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.
Б Не смей на чужой беде строить свою удачу.
Нагнулись подружки. Подняли по буханке. Посмотрели друг на друга. И пошли к машине, положили буханки в машину, вскоре появились другие прохожие. И все вместе стали грузить буханки в машину.
До крика, до слёз, до боли хочется людям есть.
1 и 2 Вот бы – буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих. На пятерых, на семерых. Хоть бы – кусочек хлеба.
ведущий 3 - В тишине коридоров музея на меня улыбаясь, глядят
Лица тех, кто себя не жалея из детей превратились в солдат.
ведущий 4 - Я смотрю пожелтевшие снимки той давно отшумевшей войны
И рассвет в серо - розовой дымке веет холодом чёрной зимы.
Ведущий разворачивает ещё одно письмо.
А это письмо с фронта.
Мамочка, родная моя, здравствуй. У меня всё хорошо. Наш авиационный полк перебазировался, то наступаем, то отступаем. На постой я с девчонками Аней, Соней и Наташей устроилась в доме председателя. Здесь так тепло, домашняя еда, можно помыться и выспаться. Молодость берёт своё. И среди окружающего ужаса, крови, смерти находим мы время для любви и мечты.
Выходят 4 девочки: Аня, Наташа, Соня.
Звучит песня «Письмо на фронт» Л. Тимофеевой.
Катя
Вот окончится война, будет яркий солнечный день… Парк отдыха, играет духовой оркестр. А я в белом платье, таком воздушном. Подходит ко мне майор, на меньшее я не согласна. С золотыми погонами, в орденах, приглашает меня на вальс, и мы танцуем, танцуем.
Танцует. К ней присоединяются девочки в гимнастёрках.
Катя продолжает . А потом я выучусь и буду выступать в Большом Театре. Только бы войны больше не было никогда.
Аня
А я после войны вернусь в свою деревню. У нас там так хорошо, красиво! Выйду в поле, а оно всё в цветах: васильки, ромашки. Встану посреди поля, распахну руки, подниму лицо к солнцу…
Соня
Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны пойду учиться на режиссёра, и кино сниму о войне, чтобы помнили все.
Наташа
Молодец, Соня! У тебя всё получится!
Катя (в сторону)
А ещё девчонки мне устроили настоящий День рождения!
Наташа
Кать, а ведь у тебя сегодня День рождения!
Все девчонки : Катюша! Поздравляем!
Наташа
Я хочу сделать тебе подарок, чтобы ты помнила этот день долго – долго, может даже, всегда! Всё. Что у меня есть дорогого,- эта кукла. Дарить ведь надо то, что самому нравится!(Дарит куклу).
Катя
Ой, Натка, ты что? Нет, не возьму ни за что! Я знаю, тебе её дарил наш командир Ефимыч. Ты сама говорила, что это твой талисман.
Наташа
Да не верю я ни в какие талисманы! Ты моя подруга, и я хочу, чтобы у тебя был самый настоящий день рождения, а какой день рождения без подарка! Возьми, Катюша, пожалуйста!
Аня
А ещё тебе в подарок песня!
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«АИСТ - ПТИЦА ВЕСЕННЯЯ»
(О ПОЭТЕ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЕ А. СТОВБЕ).
Описание:
данный материал предназначен для учащихся старших классов при проведении внеклассного мероприятия на тему «9 мая – День Победы», может быть использован также на факультативных занятиях или фрагментарно – на уроках.
Цель:
познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвёл в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР; воспитывать у школьников уважение к военным традициям и людям, прошедшим тяжёлый путь войны.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На сцене полукругом стоят солдаты, звучит одна из афганских песен.Ведущая. Аист, по народному преданию, - птица, несущая людям счастье, радость и надежду. Удивительная птица, самая любимая в моём народе. Птица с родной Украины залетела так далеко от сивого Днепра и не вернулась домой.
В е д у щ и й . Аист - литературный псевдоним поэта Александра Стовбы, офицера Советской Армии, погибшего двадцати двух лет в Афганистане. Наш рассказ о нём и о его любимой девушке - Ларисе Шабатько. Лора, Лориетта, Лорентина... Это ей Саша посвящал свои стихи.
1-й солдат. Был предпоследний день марта 1980 г. В ночном ущелье душманы окружили взвод Аиста. Вражеская засада напоминала жестокий обруч удава. Александр Стовба и ещё четверо солдат решительным ударом разрубили стягивающееся кольцо, прикрыли отход товарищей, а сами остались в ущелье, в западне.
На сцену выходит Лариса.
Лариса. В нашем Днепропетровске мы росли вместе, до десяти лет, по-детски дружили. Затем родители Саши переехали в другой город. Снова встретились через годы... С трепетом и надеждой я чувствовала, что между нами зарождается что-то большое и настоящее. Такое чувство, теперь осознаю, к человеку приходит только раз в жизни. Он звал меня ласково Лора, Лориетта, Лорентина.
На сцену выходит Аист.
Аист.
Лора, Лориетта, Лорентина,
Песня ветра, петая не раз,
Моих мыслей чайка-бригантина
Ищет пристань твоих милых глаз.
Лорентина, Лора, Лориетта,
Ты любовь моя, моя мечта,
Паутинка солнечного света,
Как ты для меня свята.
Сто дорог пройду, сто перевалов,
Шар земной - он и велик, и мал.
Твоим именем, под музыку привалов,
Назову всё то, что отыскал.
2-й солдат.
Очнулся Саша от яростной боли, казалось, разрывающей всё тело на части. Где он? Что с ним? Кто-то грубой ногой перевернул его набок. Саша был ранен в живот, две пули прошли у сердца, две обожгли левую руку... Но и этого душманам оказалось мало. На огне палачи затерзали юных солдат.
А Саше какими-то жгучими щипцами окровавили правую руку, а на левой разрезали пястковые кости, разрезали ноги выше колен, закручивали жилы, отрезали ступни ног.
Александру Матросову
У офицеров и солдат
В бою тяжелом время сжато...
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя.
О подвига полет бессмертный!
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и Родину любя.
И, смяв атакой рубежи,
Пошла вперед родная рота.
А ты у вражеского дота
В снегу, недрогнувший, лежишь.
Отчизны юный гражданин,
Мы за тобой идем по следу.
Ты отдал жизнь за День Победы,
А мог дожить и до седин.
Л а р и с а.
У Саши была глубоко лирическая, поэтическая душа. Он любил хранить дорогие для нас обоих вещи, время от времени обращаться к ним. Весной я выслала ему белый цветок ландыша. И как обрадовалась, когда через два года узнала, что Саша сберег его, не потерял. Помнил: этого цветка касались мои руки.
Цветок любви
Цветок любви - он быстро вянет в доме,
Теряя аромат полей и цвет.
Лежит он, как закладка в книжном томе
Прочитанных когда-то мною лет.
Но чуть затронешь памяти страницы -
И все, чем жил, чем мучился, страдал,
Такой в душе вдруг пробуждает шквал -
И оживают голоса и лица.
А рядом - он свидетелем безмолвным,
Не тронутый ветрами перемен,
Цветок полей, оставшийся влюбленным,
Полученный за поцелуй в обмен.
Чей это дар и где его владетель?
Кто знает, на какой поляне рос
Моей судьбы нечаянный свидетель,
Под корень скошенный в июльский сенокос?!
Беру, волнуясь, хрупкий стебелек.
В нем мига тайна, тайная краса...
И начинаю верить в чудеса,
Целуя необычный василек.
Аист.
Что делать?
В этом звездном мире.
Любовь по прежнему
Осталась в силе...
По-прежнему любовь - надежда
По-прежнему любовь - тоска
И ты со мной нежна, как прежде,
И до смущения робка.
Лариса.
Во время нашей разлуки с Сашей снова появился мой знакомый парень, с которым я когда-то встречалась. Он говорил, что если мы срочно не распишемся, то никогда больше не увидимся. Мы тайно расписались. Сейчас я не нахожу себе оправдания. Саше я после томительного молчания написала, что в его любовь, такую быстро загоревшуюся, не верю. Писала ему неискренне, просто чтобы как-то оправдать себя. Жизнь с нелюбимым человеком тяготила меня, ночи напролет втайне плакала, вспоминая Сашеньку, и в один из осенних дней решилась написать ему. Я ждала ответа, молила небо и землю о прощении. И Саша мне ответил. Дрожащими от волнения руками я вскрыла конверт и прочла свой заслуженный приговор: «Лора! Будь хорошей женой!»
Аист.
Когда ты одиночеством раздавлен,
Разлукой заперт в четырех стенах
И бывшим другом навсегда оставлен,
Упрек обиды не храни в глазах.
Раскрой окно - волшебная прохлада
Осенней ночи обовьет, любя,
Взволнованное сердце. И досада
Оставит возмущенного тебя.
4-й солдат.
За горы отошла жесточайшая из ночей. Саша полз, приближаясь к дороге, когда услышал за собой торопливые шаги бегущих. Это были душманы. Они приближались к израненному открыто, ничего не боясь. Но он ещё выстрелил, дважды выстрелил! Двоих убил, но третий успел бросить в него нож, а затем выстрелил два раза в уже остановившееся сердце...
5-й солдат.
Утром, в ущелье близ реки, товарищи Саши нашли среди камней его простреленную шапку. Но тела нигде не было. Разразившийся дождь почти смыл следы крови, ведущие в сторону дороги. Больше шести часов потребовалось, чтобы настичь мёртвого Сашу.
6 - й солдат.
Саша был почти у дороги. Возле него валялись два трупа душманов.
Саша лежал, обратив лицо к небу, где навсегда для него исчезли звёздные миры. Израненная рука, в последний миг потянулась к сердцу, и друзьям показалось, что Саша сжимал в ладони запершийся след своего метеорита.
Аист.
Метеорит живёт мгновенье,
Сгорая в дымной синеве.
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к Земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя мира на Земле!
Юноша и девушка поют песню А. Рыбникова, А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду».
Глазова Валентина Евгеньевна МОБУ «Алексинская СШ»
Сценарий литературной гостиной
«Поклонимся великим тем годам…»
Начало слайд
Музыка «Офицеры» слайд
ВОИН (выходит на последнем куплете песни) слайд 7:
Чего ты хочешь от меня, война?!
Ведь ты пришла в салютах, в медном громе
Большой победы. В чем моя вина?
И почему в душе моей и в доме
Все ты, да ты, как будто не сполна
мы разошлись,
И ты все ждешь чего-то,
Какого-то последнего расчета.
Какого же?
Забыть тебя? Так вот чего ты хочешь?
Так вот о чем мечтаешь и хлопочешь?
Так вот о чем ты жалко попросила,
Забыть тебя?! Но память тоже сила,
И я ее без боя не отдам
Прикинувшимся мирными годам.
Ты просчиталась, на земле живет
Лишенное иллюзий поколенье.
Пусть память о тебе жестоко души жжет,
Оно ее как порох сбережет
Сухим огнем. Не может быть забвенья!!!
Слайд Музыка «Если завтра война…»
1 ЧТЕЦ (Слайд) .
Что же такое - мы?
Мы - из лесов безбрежных,
Мы - из блокадной тьмы,
Мы - из стихов сгоревших,
Из невысоких изб,
Песенного всесилья,
Мы - из бессмертья.
Из плоти твоей, Россия!
2ЧТЕЦ
(Слайд)
.
Жизнь, гуще сада плодового,
Зелёными запахами околдовывала…
Была жизнь, прекраснее летнего вечера.
Ясноглаза, светлолоба.
Прелестью облика человечьего -
Гляди на неё - да любуйся в оба!
1ЧТЕЦ
(Слайд)
.
Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!
И радости эти живили нам чувства,
И жить помогали и спорт, и искусство!
Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшихся грузами,
Связали надежными, прочными узами!
2ЧТЕЦ
(Слайд)
.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось…
На сцену выходят участники. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых слов. На словах поочередно разворачиваются с зажженными свечами.
Демонстрируются слайды
1. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...
2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...
3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, - говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»...
4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...
Мы, погибшие на полях сражений...
Мы, замученные в концлагерях...
Мы, погибшие в оккупации...
Мы, умершие от голода...
1ЧТЕЦ.Недоучились и недостроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».
Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...
Слайд. Музыка «Вставай, страна огромная…»
Слайд.На привале Вальс «В лесу прифронтовом»(слайд) на фоне
БОЕЦ (Слайд) :
Ты не знаешь, мой сын, что такое война...
Это вовсе не дымное поле сражений,
Это даже не смерть и отвага - она
В каждой капле находит свое отраженье.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок,
Да слепящие вышки ночного обстрела,
Это боль головная, что ломит висок,
Это юность моя, что в окопах истлела.
Это в жизни короткой последний рассвет
Над суровой землей...
И, лишь как завершенье,
Под разрывы снарядов, при вспышке гранат,
Беззаветная гибель на поле сраженья.
К концу- звуки взрывов, (слайд
Звучит песня слайд).
2ЧТЕЦ.
Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери...
Солдат.
(слайд).
Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок...
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной
Других сводил, а нас не свел с ума.
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.
Солдат (слайд) .
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина,
Просто был выбор у каждого: я или Родина,
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина.
(слайд).
1ЧТЕЦ
(слайд)
.
Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».
2ЧТЕЦ.
Тыл - это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!
Сценка. На сцене группа женщин, они спешно обедают.
1 ЖЕНЩИНА: Ох, и уморилась я, бабоньки! Ног не чувствую! (Снимает обувь).
2 ЖЕНЩИНА: Да уж, поизносились мы, девоньки, за 4 года. Мужики придут и не узнают. Скажут: «Куда ж наши бабы подевались?» (Смеется).
3 ЖЕНЩИНА: Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем. (Подмигивает). Небось, особые приметы каждый своего знает, а? (Общий хохот).
4 ЖЕНЩИНА: Ну ты, Любка, даешь! (Тревожно). Бабы, а что если немец опять заворотит?
1 ЖЕНЩИНА: Не допустим! Мне этого на всю жизнь хватит. Всю жизнь буду помнить и лесозаготовки, и рудники, и облигации.
2 ЖЕНЩИНА (соглашаясь): Да уж, тебе-то досталось, не пропустила ни одной лесозаготовки. А помните, как последнюю картошку весной возили продавать, только б рассчитаться, на что подписались.
3 ЖЕНЩИНА: И все же мужикам нашим труднее. Они каждый день в бой идут, под огонь, а мы что?
4 ЖЕНЩИНА: А что мы? Да мы немца окаянного хлебом бьем! Вот наши пушки! (Показывает на поле). Вот посчитай, Люба, сколько наша бригада немцев свалила. Я думаю, десяток-то свалили мы их?!
1 ЖЕНЩИНА: Что там десяток, мы их тыщу свалили.
2 ЖЕНЩИНА: Правильно! Вот они, наши «Катюши»! (Показывает на руки).
1.ЖЕНЩИНА: Бабоньки вы мои родные, мы все сделали, мы подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили, но нужно будет - мы от своего каравая ломоть отрежем, только бы гниду эту навек истребить! (Встает). Ну что, отдохнули? Тогда подъем. Словами немца-то не добьешь, он этого не понимает. (Ко второй). Твои, Катерина, где завтра? На люцерне?
2 ЖЕНЩИНА: И на люцерне, и на картошке, и на свекле. (Радостно). На всех фронтах наступаем
песня
1ЧТЕЦ.
А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно гонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.
Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.
2ЧТЕЦ ( слайд)
.
Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
1ЧТЕЦ ( слайд)
.
Теплее на фронте
От ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь,
И родину слышишь
Как голос за тонкой стеной.
2ЧТЕЦ( слайд) .Но были и другие письма….
Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
1 женщина: А, вдруг, таким придёт и мой?!
2 женщина: А, вдруг, совсем... (пауза).
2ЧТЕЦ.На улицах шептались …
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
1 женщина: (громко) Убили!
2ЧТЕЦ.
Я помню "первым" и ещё "зарыт",
И кажется ещё, "в сырой могиле"
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза). Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит.
1ЧТЕЦ.Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било. (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
2ЧТЕЦ.Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
1ЧТЕЦ.Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было".
2ЧТЕЦ.
(слайд)
.
А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз - в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
1ЧТЕЦ.
Встала пшеница спелая,
Тихо плывет рассвет.
Все, что могли вы сделали,
Ребята, которых нет!
2ЧТЕЦ.
Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно,
Ребята, которых нет!
1ЧТЕЦ.
Будто склоняясь над судьбами!
Будто шагая вперед
Нам они стали судьбами -
Ребята, которых нет!"
Памяти павшим - минута молчания (слайд)
Песня
2ЧТЕЦ (слайд .
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края
Поднялся победитель - солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! -
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток. (слайд)
1ЧТЕЦ. (слайд)
И нагнулся солдат
И к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти: были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом потирая колючий плетень.
За плечами вставала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
песня
2ЧТЕЦ (слайд) .
Одеколоном пахнут деды,
В медалях звонких пиджаки.
У обелиска в День Победы
Мои собрались земляки.
Был митинг. Речи отзвучали.
В какой-то миг из тишины
Всем ветераны пожелали:
«Дай Бог, чтоб не было войны!»
1ЧТЕЦ (слайд)
Ничего нет страшнее войны!
Голод, холод, потеря близких…
Воевать было всем нелегко!
Пусть все это НЕ повторится!
Не хочу, чтобы ЭТО вернулось,
Дети пусть играют в чехарду,
И над нашей мирной планетой
Мы зажжем счастливую звезду .
Слайд Песня