Технический прогресс не стоит на месте, не так давно считалось, что учиться водить лучше на механике, и обслуживать ее дешевле, а сейчас все изменилось. АКПП или роботизированная коробка развязывают руки при поездках, водителю больше не надо думать о переключении передач. Даже гоночные болиды оснащают такими КП, что уж говорить об обычных автолюбителях. Чтобы решить, что лучше, нужно сначала разобраться в устройстве каждой разновидности, плюсах и минусах.
По статистике, около половины продающихся в настоящее время машин – с автоматической коробкой передач. Ее назначение – менять частоту и вращающий момент, передаваемый ведущим колесам, в более широком диапазоне, чем может обеспечить двигатель. Но разные конструкции коробок делают это немного по-разному.
Автоматическая коробка передач
Автомат – это такой вид трансмиссии, где выбор передаточного числа происходит автоматически, в зависимости от нескольких факторов. Автоматическими называют лишь те коробки передач, где присутствуют обязательно два конструктивных элемента: планетарная передача и гидротрансформатор. Трансформатор отвечает за передачу крутящего момента от двигателя, вращение передается за счет жидкости — масла.
Устройство автоматической коробки передач
Планетарная передача появилась в качестве конструктивного элемента еще в начале 20 века. Первый серийно выпускаемый автомобиль, Ford T, имел такой элемент в конструкции. Его изготавливали по всему миру с 1908 года почти двадцать лет миллионными сериями. Но еще в 1906 году начал выпускаться автомобиль Cadillac, с полностью автоматической передачей.
Первый автомобиль с планетарной передачей - Ford T
Планетарная передача напоминает по виду движение планет вокруг Солнца. Составные части этого механизма перечислены ниже:
- В центре редуктора – так называемое «солнце» или малое зубчатое колесо.
- Водило – рычажный механизм.
- Большое зубчатое колесо c внутренними шестеренками.
- Сателлиты – аналог планет Солнечной системы, зубчатые колеса, вращаются вокруг «солнца».
Устройство планетарной системы АКПП
Планетарная система – несколько планетарных передач. Гидротрансформатор передает крутящий момент, но здесь нет жесткой связи двигателя с коробкой, в отличие от механики. Это аналог сцепления в МКПП. Есть небольшая потеря мощности при передаче движения из-за отсутствия жесткой связи с двигателем, но за счет гидравлики ход более мягкий. Определенные шестеренки в планетарной системе блокируются, и получается понижающая, повышающая или прямая передача.
Когда приходится добираться на работу через пробки, удобнее использовать АКПП. Тогда водителю не приходится нажимать на множество рычагов, и управление не требует такой концентрации, как при эксплуатации механики. Ведь после нескольких часов в потоке машин, ноги устают, а потеря концентрации может привести к аварийной ситуации. Люди, для которых непостижима МКПП, выбирают автоматику, и к их числу относят себя многие из обучающихся. При этом срок службы у приведенных моделей одинаковый. Снижается и влияние на человеческий фактор, не нужно постоянно контролировать машину.
Передачи переключаются мягко, машина двигается без резких рывков. Коробка передач подстраивается под водителя, поэтому поездка комфортна, независимо от выбранной манеры езды. Диски сцепления и выжимной подшипник служат дольше, и эту особенность отмечают даже опытные шоферы, все жизнь пользовавшиеся МКПП. Автоматы начали производиться раньше, поэтому в их поведении меньше подводных камней. Постоянно принимаются меры по совершенствованию конструкции, в результате расход топлива снижается.
За комфорт при поездке, мягкий разгон, приходится платить более высокой стоимостью КП и снижением КПД. Во время гидропередачи происходит рассогласование частот вращения турбинного и насосного колеса. Этот процесс именуют скольжением гидропередачи, оно присутствует при любом режиме эксплуатации трансмиссии. Но, если скорость постоянна, нет торможения и разгона, применяется блокирование гидротрансформатора. Гидравлический трансформатор исключается из цепи передачи крутящего момента. Двигатель соединяется с валом КП напрямую.
АКПП в разрезе
В автосервисе придется оставить немалую сумму, если что-то сломается. Причина этого — сложность механизма. Если сядет аккумулятор, нельзя будет завести машину народными методами. С МКПП можно просто толкнуть авто, а автоматическая коробка при использовании такого метода сломается. Автоматы в бюджетных автомобилях могут с задержкой реагировать на команды. Решение принимает система, а не человек, поэтому контролировать машину труднее.
Автовладельцу придется проявлять осторожность при вождении. В холодное время года на снегу часто приходится буксовать, чтобы пройти сложный участок. Когда железный конь укомплектован АКПП, такие манипуляции приводят к ее перегреву. Если продолжать в том же духе, машина быстро сломается.
Управляемость с АКПП зимой чуть хуже, чем на механике
Вывод следующий — управляемость зимой хуже, чем летом, особенно при поездках за город. АКПП больше подходит для спокойных условий города, а не гонок по пересеченной местности. В случае поломки, нельзя отбуксировать машину, придется заплатить за эвакуатор. Нельзя резко трогаться с места, переключаться в режим паркинга или неаккуратно парковаться, иначе придется ремонтировать устройство раньше положенного срока.
Работает по такому же принципу, что и механическая, имеет схожую конструкцию с шестеренками. Но разобщение коленвала мотора с силовой передачей транспортного средства и переключение шестерен в коробке осуществляется автоматизированно. Устройством управляет электроника, а автолюбитель лишь подает информацию на вход.
Управление осуществляется электронным блоком с сервоприводами или актуаторами, которые бывают двух видов — гидравлические и электромоторы. Когда исполняющим механизмам дается команда для переключения, один актуатор выжимает сцепление. Другой — включает необходимую скорость, перемещая синхронизаторы.
Гидравлический привод стоит дороже, и устанавливают его только на автомобили представительского класса или спортивные болиды. Эксплуатация предполагает использование тормозной жидкости. Она находится под давлением и ускоряет процесс переключения до 0,05 сек. Поэтому гидравлику выбирают гонщики и стритрейсеры. Электропривод применяется чаще, так как стоит дешевле. Но задержка переключения составляет десятые доли секунды, что ощущается в момент разгона.
Слева - гибравлический привод, справа - электропривод
Есть два рабочих режима коробки — автоматический и ручной. В первом случае компьютер посылает приказ сменить передачи на основе собранных данных различных систем. Сюда относится скорость движения, количество оборотов двигателя и прочие показатели. Если активирован ручной режим, человек подает команды, используя рычаги управления — лепестки под рулем и селектор КПП. Автолюбитель сам производит регулировку селектора и устанавливает ограничение на смену передач роботом.
Подрулевой лепесток для переключения скоростей
Чтобы до конца понять, как работает роботизированная коробка, стоит рассмотреть ее конструкцию. Устройство идентично МКПП. Она состоит из корпуса, называемого картером. Внутри находятся валы, расположенные параллельно друг другу. На них крепятся шестеренки, попарно находящиеся в зацеплении. Коробка бывает двухвальной либо трехвальной.
Устройство роботизированной коробки передач
Крутящий момент передается от мотора на первичный, также называемый ведущим, вал. Преобразованный момент направляется на ведущие колеса со вторичного — ведомого. Разница между валами заключается в том, что на вторичном шестерни могут свободно вращаться, а на ведущем крепятся жестко. Часто ведомый делят на два, чтобы уменьшить его длину и соответственно, размеры коробки. Чтобы крутящий момент не подавался на колеса, выбирают положение «нейтраль». В таком режиме на ведомом вале свободно прокручиваются шестерни.
При использовании МКПП перед сменой передачи требуется нажать на педаль сцепления. В противном случае первичный вал не отсоединится от двигателя автомобиля. Электроника, встроенная в роботизированные модификации, снимает лишнюю нагрузку с водителя. Поэтому во время вождения человеку не нужно нажимать ногой на педаль сцепления.
После срабатывания сцепления, при помощи рычага коробки передач водитель перемещает синхронизаторы. Они представляют собой особые механизмы, выравнивающие частоту вращения ведомого вала и активируемой шестерни. Когда срабатывает сцепление, вращающий момент с нужным коэффициентом переносится на ведомый вал. Далее он подается на главную передачу и колеса.
Первые роботы были представлены, как изобретение, соединившее в себе положительные качества механики и автомата. Новинки с электронным блоком управления унаследовали от МКПП прочную конструкцию. При поломке нетрудно найти мастера, который произведет ремонт.
Улучшенные механизмы также отличает низкий расход топлива и масла в сравнении с АКПП. В сравнении со многими гидротрансформаторными, роботизированные модификации расходуют на 30% меньше горючего.
Вариаторные и гидротрансформаторные модели имеют более сложную конструкцию и чаще ломаются. Отличительное свойство роботов — это более простое управление, чем при эксплуатации механики.
К преимуществам роботизированных устройств относят и комфорт во время поездки. Для избавления от рывков в современных моделях устанавливаются два независимых сцепления. Такие коробки называют преселективными, у них переключение скоростей занимает 0.02 секунды. Они позволяют при включенной передаче активировать следующую ступень, не делая перерыва в работе и сохраняя тягу. Комфорт во время поездки и улучшение динамики достигается за счет уменьшения момента разрыва мощности.
Двухдисковое сцепление в коробке передач-роботе
У робота может быть до 10 скоростей, как в недавно представленном компанией Volkswagen авто. Если выбрать МКПП, максимальное количество передач — всего 8. Аппараты с электронным блоком управления изобретены около 20 лет назад и запущены в массовое производство. Сейчас можно встретить как бюджетный седан, так и тюнингованный спорткар с роботизированной КПП.
В отличие от живого водителя, робот не может почувствовать момент, когда смыкаются диски, и плавно переключить скорость. Поэтому движение может происходить с рывками. Чтобы сделать его более плавным, создатели роботизированных КП приняли меры. В улучшенных модификациях во моменты смены передачи электроника на некоторое время разрывает поток мощности, передаваемый к колесам от мотора. Поэтому исчезают неприятные провалы во время набора скорости.
Принцип работы роботизированной коробки передач
Такие конструкции меньших габаритов, с более плавным ходом, но они будут стоить дороже. В них устанавливается одиночный электромагнитный сервопривод. Механизм выбора передачи срабатывает быстрее, а время разрыва мощности сокращается.
Роботы требуют соблюдения правил эксплуатации. Водителю не следует сильно давить на газ, а при торможении рекомендуется нажимать на педаль посильнее. При резком наборе или буксовании коробка передач может выйти из строя. Необходимо следить, чтобы при передвижении не перегревалось сцепление.
Автоматика подстраивается под манеру езды владельца авто. В прошивке блока управления робота устанавливается режим, поддерживающий только один стиль. Еще один минус — для гонок на трассе придется покупать модификацию с гидроприводом, а стоить она будет намного дороже. Ремонт МКПП обойдется дешевле, и при поездках по изношенному дорожному покрытию такой механизм прослужит дольше. Электронный механизм может выйти из строя после неправильно выполненной перепрошивки или Чип-тюнинга. В худшем случае придется менять и сцепление.
Автомат или робот – выбор непрост, а ведь есть еще и вариатор. Но вариатор не переключает скорости, так как там они изменяются плавно. То есть, он не является устройством переключения скоростей. А робота с автоматикой вполне можно сравнить по материальным параметрам, динамике разгона, поведению в неблагоприятных условиях — при пробуксовке, маневрировании на сложном дорожном покрытии.
Если рассматривать комфортность поездки, на первом месте коробка-автомат. Когда важнее стремиться к выгоде, лидирует роботизированная КП, у которой меньше расход топлива и масла. Но АКПП считают более предсказуемой при поездке. На вид при покупке может быть трудно оценить, робот или автомат перед будущим владельцем. В обоих вариантах отсутствует педаль сцепления, поэтому нужно заранее поинтересоваться, какой коробкой оснащена выбранная модель.
Ниже можете ознакомиться с таблицей сравнения АКПП и роботиированной КПП.
АКПП | Роботизированная КПП | |
Плюсы | Плавный разгон и движение | Конструкция проще, чем у АКПП |
Простота управления машиной | Экономия топлива и более высокий КПД по сравнению с АКПП | |
Не нужно постоянно заменять сцепление | Ремонт и обслуживание дешевле,чем у АКПП | |
Минусы | КПД ниже, чем у робота | Движение рывками при старте и переключении передач |
Выше расход топлива | Медленнее переключаются передачи | |
Высокая стоимость, в том числе ремонта | Непредсказуемость поведения в тяжелых дорожных условиях |
Подведем итоги
Невозможно сказать, какая система лучше – автоматическая или роботизированная. Если бы такой вывод возможно было сделать для всех машин, производители уже давным-давно выпускали КП одного типа. При приобретении авто нужно учесть следующие факторы:
- На каких дорогах предполагается ездить – городских или загородных. Для загруженных улиц лучше АКПП, а при поездках по трассам подойдет и робот, так как не придется все время разгоняться и тормозить.
- Имеет ли значение расход топлива - у АКПП он несколько больше.
- Рекомендации уже опробовавших данную коробку.
- Цена АКПП, а также ее ремонт, дороже роботизированной.
- Ездить с АКПП комфортнее и водителю, и пассажирам, ведь нет резких толчков при разгоне.
Коробка передач робот или автомат: что лучше
5 (100%) 1 проголосовалоАвтоматические коробки передач сегодня используются в нескольких видах. Наиболее распространены стандартные автоматы, которые в своей системе работы используют гидротрансформатор, обладают от 4 до 8 передач и имеют достаточно жесткие настройки. У стандартных автоматических коробок есть как ряд преимуществ, так и определенные минусы. К примеру, автомат довольно надежен, он меньше подвергает двигатель негативным воздействиям от неправильных привычек вождения. Тем не менее, автомат становится причиной повышенного расхода топлива, что однозначно не может радовать покупателя автомобиля. Сегодня мы рассмотрим отличия автомата от робота, сравним особенности этих коробок, поговорим о том, какие машины лучше выбирать с автоматическим переключением передач.
Надежность автомата ранее считалась довольно сомнительной. Сегодня автоматические коробки передач в виде стандартных АКПП от мировых известных брендов ведут себя в эксплуатации великолепно, они не требуют никаких особенностей обслуживания и просто помогают владельцу получать больше удовольствия от поездки. Роботы пока пользуются народной немилостью, ведь распространены слухи о том, что они часто ломаются и не доживают даже до трех лет эксплуатации. Давайте начнем с того, что есть китайские роботы и автоматы, а есть продукция японских и немецких корпораций. Так что вести разговор нужно о каких-то конкретных моделях коробок - только так можно понять весь смысл использования той или иной технологии.
Преимущества и недостатки стандартных автоматов АКПП
Если в комплектации автомобиля указана аббревиатура АКПП, речь идет именно о традиционном автомате. Это довольно старая, а потому надежная технология, которая сегодня у каждого производителя приобретает собственный внешний вид. Многие говорят о том, что японские автоматы всегда прекрасны, они служат десятилетиями и не ломаются. Есть автоматы на четыре ступени от компании Aisin - японская разработка, используемая практически на всех машинах бюджетного класса. Такая коробка не порадует вас ни динамикой, ни надежностью, ни другими важными положительными чертами. Главные весомые плюсы и минусы, которые стоит рассматривать в контексте АКПП, следующие:
- достаточно простая конструкция, отсутствие слишком дорогих и сложных для ремонта деталей;
- стандартные процессы обслуживания, которые не будут стоить непредсказуемо дорого для владельца;
- удобная эксплуатация и отсутствие необходимости привыкать к особенностям автомобиля;
- повышение расхода топлива - один из важных минусов всех современных автоматических коробок АКПП;
- зачастую на автомате очень заметен момент переключения передачи, это вызывает определенный дискомфорт;
- очень дорогостоящий ремонт при выходе из строя, но никак не дороже восстановления других типов автоматических коробок;
- отсутствие динамики и часто приглушение потенциала двигателя из-за невозможности динамичных настроек.
Конечно, сказанное выше относится не ко всем автоматам. Стоит рассмотреть новые 8АКПП от Jeep, Toyota и Volkswagen, а также продукцию Range Rover. Они похожи по конструкции между собой, но сильно отличаются от остальных автоматических коробок в мире. Эти автоматы полностью раскрывают потенциал силового агрегата, их переключения незаметны, а динамические характеристики просто великолепны. Настройки таких коробок очень эластичны, что позволяет производителям проводить отдельную доработку коробки передач под каждый отдельный двигатель. Но есть автоматы и других разработок с менее производительными характеристиками.
Роботизированные коробки - рассмотрим главные преимущества и недостатки
Роботы сегодня в ассортименте каждой крупной корпорации имеют собственные названия и запатентованную формулу переключения передач. PowerShift от Ford или DSG от Volkswagen - в этих названиях кроется практически одинаковая технология. Большинство современных роботизированных коробок обладают по сути механической КПП, а также приводом, который выполняет быстрые переключения передач. Конструкция обеспечивает как определенные плюсы, так и значительные минусы технологии, которые стоит рассматривать при покупке машины:
- робот инициирует потребление меньшего количества топлива, чем простой автомат, он настроен на экономичную поездку без потери потенциала;
- роботизированная коробка полностью раскрывает двигатель, его мощность и все базовые возможности;
- переключения практически незаметны, никаких рывков нет, все происходит молниеносно;
- коробки роботизированного типа адаптивны, их можно настраивать на использование в любых комбинациях;
- стоимость такой коробки достаточно высока, что открывает список недостатков данной технологии;
- ремонт робота - дорогостоящий и специфический процесс, который зачастую выполняется только профессионалами;
- конструкция роботизированной коробки невероятно сложна, она нуждается в очень качественном сервисе.
Несоблюдение правил эксплуатации роботизированной коробки будет достаточно большой проблемой для покупателя. Красивые современные названия и прекрасные технические характеристики машин с роботизированными коробками - это не преувеличение. Все так и обстоит на самом деле, но за такие преимущества приходится немало платить. Стоимость обслуживания и эксплуатации такой коробки превысит ваши ожидания и заставит подумать о смене машины на более демократичный и практичный вариант. Впрочем, это мнение субъективно, ведь многим автолюбителям нравится ездить на машинах с роботами.
Что же выбрать: автомат или роботизированную коробку?
Обладая определенными сведениями о том, что и как функционирует в мире современных КПП, можно сделать личные выводы. Для каждого водителя они будут разными. Если остаются сомнения, можно пойти на тест-драйв двух похожих автомобилей с разными технологиями. К примеру, вы можете взять поочередно на тест-драйв Skoda Rapid с базовым двигателем и АКПП старого типа, а затем прокатиться на том самом Рапиде с роботизированной коробкой DSG и турбированным двигателем TSI. Ощущения от поездки и станут основой для выбора вашей коробки. При подборе обратите внимание на следующие факторы:
- динамика и комфорт поездки в автомобиле - для каждого покупателя эти моменты будут иметь разные критерии;
- гарантия от производителя на ту или иную коробку - многие дают гарантию на двигатель и АКПП до пяти лет;
- определение важных критериев личных предпочтений по динамике, расходу топлива и других факторов;
- ощущения от тест-драйва машины на различных коробках, включая механический вариант;
- готовность отдать определенную стоимость за автомат, который сегодня стал дороже роботизированных коробок.
Важно не только выбрать сам класс коробки передач, но и понять, какую модель и какой класс этой коробки вы хотите видеть в своем автомобиле. Каждый производитель проводит свою настройку коробок передач и двигателей. Если раньше автомат был един для всех, то в нынешних условиях техника обладает индивидуальными характеристиками и огромным количеством важных преимуществ в каждом отдельном случае. Концерны проводят собственные настройки и доработки технологии, используют самые дорогие открытия и разработки и делают свои автомобили настолько современными и удачными, насколько это вообще возможно. Предлагаем посмотреть видео о современных роботизированных коробках передач:
Подводим итоги
Сегодняшние особенности эксплуатации автомобилей практически заставляют нас покупать автоматическую коробку передач. В пробках невозможно переоценить помощь такого технического узла в машине. Да и вообще движение по городу заставляет часто переключать передачи на механике и получать от этого определенный дискомфорт. Купив надежный автомобиль с автоматической коробкой любого типа, вы снимете эти вопросы, но откроете другие спорные моменты в эксплуатации машины.
Робот и автомат нуждаются в более качественном обслуживании и в полном соблюдении периодичности смены смазочных материалов. Все особенности эксплуатации автомобиля говорят о том, что нужно индивидуально подходить к выбору модели коробки. А развитие современных технологий заставляет забыть о том, какая конструкция коробки использована в том или ином транспорте. Просто наслаждайтесь автоматическим переключением и получайте удовольствие от вашей покупки. Какие типы автоматов больше нравятся вам?
Выбираем коробку: «автомат», «робот» или «вариатор»? Робот или вариатор что лучше
Выбор коробки передач. Что лучше, механика, автомат, вариатор или робот?
Механическую коробку передач выбрать, или автоматическую? А если автоматическую, то обычный автомат, «робот», или вариатор? Такие вопросы очень популярны в среде автолюбителей при выборе будь-то нового, будь-то подержанного автомобиля. Интернет заполнен на тему коробок передач, причем как полезной информацией, так и информационным «хламом». Отличить полезное от хлама может только профессионал в теме. Такой у него, у Интернета, недостаток. Поэтому я решил написать немножко строк про все эти механики, автоматы, роботы и вариаторы, причем, не погружаясь «в гайки», чтобы любой читатель, вне зависимости от уровня технической грамотности, смог понять, о чем идет речь, и что ему, ЛИЧНО, будет лучше.
Механическая коробка передач
Начнем с «механики». В случае механической коробки передач, под капотом имеем двигатель, «черный ящик» коробки, со всеми её валами, шестеренками, синхронизаторами и включающими муфтами. А между двигателем и коробкой узел сцепления. На педаль сцепления нажали – двигатель и коробку полностью разъединили. Пока вы удерживаете педаль сцепления нажатой, силовой агрегат и коробка передач ничем не связаны и вы можете включить любую передачу, исходя из условий движения. Вот это и является основным плюсом «механики», особенно для «продвинутого» водителя, который знает и умеет применять приемы активного управления автомобилем. Например, в случае переднеприводного авто, «упереться» двигателем в колеса передней оси перед маневром. А в случае заднего привода, «довинтить» машину в вираж, перейти на более крутую траекторию. Но как часто случается, недостатки являются продолжением достоинств. Активно «драйвануть», конечно, это приятно, а вот орудовать педалью сцепления и рычагом переключения в бесконечных пробках мегаполисов – не самое приятное занятие. Вот это и есть минус.Гидромеханическая автоматическая коробка передач, или «обычный автомат»
Чтобы не управлять коробкой «врукопашную», и не особо напрягаться ручками-ножками в плотном городском потоке, и придумана автоматическая коробка передач. Сначала появилась гидромеханическая АКП (автоматическая коробка передач). Для того, чтобы понять, как она работает, нужен… вентилятор (обычный, бытовой) и какая-нибудь детская вертушка-игрушка с винтом-пропеллером, похожим на вентиляторный. Включите вентилятор и поднесите к нему эту игрушку. Что произойдет? Пропеллер на игрушке тоже будет крутиться! Теперь представьте, что винт приводит в движение не электромотор вентилятора, а двигатель автомобиля. А второй винт находится на валу, уходящем в «черный ящик» с шестеренками, муфтами, и всем прочим. Оба этих винта заключены в герметичный корпус, заполненный специальной трансмиссионной жидкостью, который называется гидротрансформатором.Для чего эти страсти? А для того, чтобы плавно трогаться, как можно плавнее переключать передачи безо всякого сцепления «от ноги» водителя, как в «механике» между двигателем и «черным ящиком» с шестеренками. Ведь для того, чтобы тронуться, нужно плавненько соединить мотор и «черный ящик» коробки. Вот гидротрансформатор, совершенно не теряя усилий от двигателя, это и делает. А жидкость нужна для того, чтобы через нее передавать вращательное движение. А то воздух, он не справится. Плотность воздуха мала для передачи энергии на таких скоростях вращения. Что же касается переключений передач, то они выполняются по команде блока управления, автоматически, в зависимости от условий движения. Раньше эти блоки были гидравлические, сейчас электронные.
В общем, всё в гидромеханической АКП, вроде, хорошо. Сама едет, сама переключается. Водителю остается только жать педали «газа» и тормоза, да селектор «автомата» щелкать между «Паркинг», «Драйв» и «Назад». Причем работает эта штука вполне надежно. Если не изображать из себя Шумахера на АКП, и соблюдать Регламент ТО, то и не ломается.
Но недостатки есть. Главные среди них – ощутимые моменты автоматических переключений диапазонов АКП в «черном ящике» с шестеренками, и более высокое потребление горючего, в сравнении с «механикой» при одинаковых силовых агрегатах. Потребность в большем комфорте, возраставшие цены на топливо и забота об экологии стимулировали инженеров подумать на тему автоматизации ещё раз.
«Вариатор». Вариаторная АКП
Чтобы понять, до чего додумались инженеры, представьте… велосипед. Педали, две звездочки, а между ними – цепь. На заднем колесе чуть более продвинутых моделей есть несколько звездочек, чтобы можно было передачи переключать. Переключил на большую звездочку – крутить педали легче и можно ехать в крутую горку, только чаще крутить педали приходится. Скорость велосипеда при этом падает, но это плата за высокую тягу. А если ехать по ровной местности, или с горы, то включил звездочку сзади поменьше – крутишь педали реже, а скорость велосипеда растет. Теперь представьте, что на велосипеде вместо цепной передачи стоит ременная. То есть, вместо цепи – ремень, вместо звездочек - шкивы, только вместо кучи звездочек на заднем колесе – ОДИН шкив, но его диаметр может… плавно изменяться. Представили? Вот, перед вами, вариаторная автоматическая коробка передач! Один шкив – постоянного размера, второй – переменного и его диаметр меняется по команде блока управления, подстраиваясь под условия движения. А между ними – прочнейший «ремень», представляющий собой или многозвенную цепь, или составной, из металлических пластин. Плавное изменение диаметра одного из этих шкивов приводит к тому, что моменты переключений АКП не ощущаются вовсе. Ведь их попросту нет, этих моментов переключений. J Изумительно комфортная штука в работе, этот вариатор! Но и в нем не обошлось без недостатков, существенных и помельче.«Вариаторы» недёшевы. Также они категорически не любят пробуксовок. Из-за того, что между «черным ящиком» со шкивами и ремнем приходится ставить все тот же гидротрансформатор (трогаться-то нужно!), а также из-за механического трения в «черном ящике», потери энергии достаточно велики, расход топлива, в с сравнении с «обычной» АКП, немногим меньше. А может быть и больше. А еще приходится с программами двигателя «поколдовать», чтобы он не гудел, как троллейбус на постоянных оборотах при разгонах. Ведь ступенчатого переключения передач – нет. Поэтому инженерам опять открылся простор для изысканий.
«Роботы». Роботизированные коробки передач
Чтобы преодолеть недостатки гидромеханических и вариаторных АКП, несколько конструкторских школ обратили свое внимание на… обычную механическую коробку. А что если заменить ножной привод сцепления электроприводом, рычаг переключения передач и тяги к «черному ящику» с шестеренками электрическими исполнительными механизмами, и управлять сцеплением и переключениями с помощью электронного блока, исходя из условий движения? Конечно, легко и скоро только сказка сказывается. Над программами управления для этого блока и надежностью электропривода инженерам пришлось крепко повозиться, но автоматизированные механические коробки передач, которые журналисты окрестили «роботизированными», или «роботами», пошли в серийное производство для автомобилей малых классов. Они представляют собой именно классическую «механику», в которой управление сцеплением и переключениями передач осуществляется электронным блоком.Главное достоинство большинства «роботов» - высокая топливная экономичность, для чего они, прежде всего и создавались. Ведь компьютер с совершенной программой управления никогда не ошибается, никогда не сердится, не впадает в депрессию и никогда не устает, в отличие от водителей с разным опытом, мастерством и стойкостью к физическим и моральным нагрузкам. Поэтому автомобиль с «роботом» расходует меньше топлива, чем такое же авто с любой другой коробкой, включая «механику». А ещё такой «робот» дешевле любой другой АКП в покупке, при заказе нового авто. Вот так.
Но и тут без недостатков не обходится. Как ни старались инженеры оптимизировать моменты переключений, «клевки» автомобиля носом при буйных разгонах весьма ощутимы. Такие «роботы» для экономичной и спокойной езды, а не для «шумахера». Еще они не любят пробуксовок в агрегатах сцепления. Пришлось инженерам опять поднапрячься.
Представьте себе автомобиль с шестиступенчатой механической коробкой передач. Представили? Только коробка эта не совсем обычна. Точнее, совсем не обычна. Она как бы состоит из ДВУХ агрегатов, причем 1-я, 3-я и 5-я передачи связаны с двигателем через один модуль сцепления, а 2-я, 4-я и 6-я – через другой. Получается что-то вроде «два в одном». А теперь представьте, что все управление – полностью автоматическое, электронное и электрическое. Причем, когда вы разгоняетесь, например, на 2-й передаче, блок управления УЖЕ ВКЛЮЧИЛ 3-ю, и только выжидает наилучший момент чтобы сделать моментальный «клац-клац» независимыми сцеплениями, чтобы «отпустить» вторую передачу и «врубить» заранее подготовленную 3-ю. Переключения в такой АКП занимают не просто доли секунды, а миллисекунды! Водитель и пассажиры этих переключений просто не замечают, и разгон плавен, и очень быстр. Например, в DSG, которую первым в мире поставил на конвейер концерн VOLKSWAGEN, моменты переключений занимают 7 миллисекунд. Это гораздо быстрее, чем вы мигаете глазами. Поэтому никаких рывков и толчков, как у «роботов» описанных выше, нет.ГАРАНТИЯ НА DSG 7 SPEED увеличена до 5 лет или 150 000 км пробега:Концерн VOLKSWAGEN AG, идя на встречу пожеланиям клиентов, с целью сохранения уверенности покупателей в автомобилях концерна, осуществляет за счет завода изготовителя бесплатный ремонт или замену узлов коробки передач DSG 7 DQ 200 в срок до 5 лет или до достижения 150 000 км пробега с момента передачи автомобиля первому покупателю. При обращении владельца автомобиля к официальным дилерам с претензией по работе DSG 7 DQ 200 бесплатно будут проводиться диагностика и при необходимости бесплатный ремонт в соответствии с актуальными техническими рекомендациями концерна.
Точно так же такие «роботизированные» коробки переключаются не только «вверх», но и вниз. Блок управления коробкой внимательно «наблюдает» за действиями водителя с помощью датчиков на педалях и рулевом механизме, и заранее подготавливает наилучшую передачу для целей водителя.
Если я скажу, что такие «роботы» класса VW DSG работают блестяще, то это не будет преувеличением, причем не только с точки зрения переключений передач. Их блоки управления тоже не «устают» и не «ошибаются», поэтому потребление топлива у автомобиля с DSG, особенно в городском цикле, меньше, чем с любой другой коробкой, включая «механику».
Что же касается недостатков, то их мало, но они, увы, есть: Высокая стоимость и неприемлемость пробуксовок в агрегатах сцепления (впрочем, какое сцепление это любит?).
Резюме:Как видите, однозначно сказать, что лучше, и что хуже, нельзя. Каждому свое!
механика» или «робот» класса DSG от VW
Если вы активный драйвер, понимаете толк в скоростном и маневренном управлении автомобилями
традиционная гидромеханическая АКП
Если вы выбираете внедорожник, хотите комфорта в городе, но и за город выбираетесь, причем, не только на шоссе
простой «робот»
Если вы спокойный водитель, ездите по городу, выбираете малый автомобиль и экономичность для вас очень важна – то более простой «робот» вас вполне устроит«Вариатор»этот тип коробки будет хорош для поклонников предельной плавности хода
tvoy-bor.ru
Что лучше: робот, вариатор, механика? Сравниваем коробки передач
Проблема выбора: вариатор, робот, гидромеханика? Ищем оптимальную трансмиссию для определенных ситуаций. Я расскажу, чем каждая коробка хороша и плоха в той или иной ситуации. И какой трансмиссии отдать предпочтение при выборе нового автомобиля.
Механическая коробка передач
Не так давно механическая трансмиссия стояла на подавляющем большинстве автомобилей. Более того, до недавнего времени учиться на права можно было только на механике. Но с тех пор многое изменилось. Теперь механические трансмиссии уже не самые экономичные и не самые быстрые - роботы с двумя сцеплениями и современные гидромеханические автоматы с большим количеством передач выигрывают у старой доброй механики и по разгону до сотни, и по экономичности. Более того, если с механической коробкой передач многое зависит от того, кто за рулем, автоматические трансмиссии с любым водителем будут делать одно и то же и выдавать примерно одинаковые результаты всегда.
Однако списывать со счетов механические коробки передач пока рано. Во-первых, механика по-прежнему самый доступный вариант. Во-вторых, механика проще всего поддается ремонту, В-третьих, она меньше других трансмиссий требует к себе внимания. В-четвертых, в подавляющем большинстве случаев механика выигрывает у других типов трансмиссий по надежности и долговечности. В-пятых, для некоторых механика - это по-прежнему очень по-мужски.
При выборе сильно подержанного автомобиля с пробегом за 150 000 км, лучше покупать машины с механикой, так как вероятность проблем с трансмиссией будет в разы ниже. Также стоит порекомендовать покупать машину с механической коробкой передач тем, кто хочет сэкономить, и тем, кто большую часть времени ездит по загородным дорогам - механика позволяет лучше распоряжаться мощностью двигателя при обгонах, а количество переключений не будет обременять.
Робот с одним сцеплением
Несмотря на то, что роботизированные коробки передач с одним сцеплением доказали свою несостоятельность в борьбе за клиента с другими трансмиссиями, такие коробки передач все-таки встречаются и на современных машинах. Самый известный пример - это АвтоВАЗ. Но есть и иномарки. Например, Smart, Peugeot, Fiat, Opel. Причина их неухода в забвение - дешевизна. После механических трансмиссий роботы с одним сцеплением - это самый доступный вариант. По конструкции они очень близки к механике, только работой сцепления управляет электроника. В идеале такой робот должен служить не меньше обычной механики, с надежностью и ремонтопригодностью у него тоже все должно быть в порядке. На практике же очень часто проблемы возникают с управляющей электроникой.
Более того, такая трансмиссия неудобна ни на трассе, ни в городе. Переключения слишком медленные и поздние, отзывчивость на газ минимальна, при переключениях машина дергается. Если попытаться шустрить, то коробка будет тупить. На затяжных подъемах сцепление часто перегревается и коробка переходит в аварийный режим.
Одним словом, такую трансмиссию я бы не советовал никому. Однако судьба может просто не оставить выбора тем, кто не умеет ездить с механикой, а бюджет не дает разгуляться и приобрести машину с более продвинутой трансмиссией. Более того, иногда просто нет альтернативы. Так или иначе, покупать машину с однодисковым сцеплением стоит только на малолитражках, предназначенных для владельцев с очень размеренным стилем езды - им трансмиссия может прийтись по вкусу.
Робот с двумя сцеплениями
Когда кто-кто говорит "робот с двумя сцеплениями", большинство сразу вспоминают про DSG. А те, кто немного интересуется автомобилями, вспоминают ещё скандалы и проблемы, связанные с ней. Однако на данный момент роботизированные коробки с двумя сцеплениями - это самые современные, продвинутые, динамичные и экономичные трансмиссии. Проблемы с надежностью, которые были на старте продаж, решены. Более того, аналогичные коробки появились у многих других производителей: VW, Porsche, Audi, BMW, Hyundai, Kia, Ford.
Так как это роботизированная коробка, суть ее почти такая же, как у механики, только вместо одного сцепления в такой трансмиссии их два. Иными словами, пока вы едете на первой передаче, вторая уже готова к включению. Электронике остается только быстро переключиться с первого сцепления на второе. После включения второй передачи готовится третья и так далее. Поэтому переключения получаются просто молниеносными, механическим коробкам такая скорость переключения передач и не снилась.
Чаще всего такие коробки передач обладают шестью или семью передачами. Они бывают с "сухим" сцеплением и с "мокрым". С точки зрения механиков это важно, но конечный пользователь разницы не ощутит, поэтому не будем на этом останавливаться. Лучше расскажу про плюсы и минусы.
Плюсы: отменная динамика и экономичность. Хорошая плавность хода. Одинаково хорошо роботы с двумя сцеплениями ведут себя в городе, за городом и даже на гоночном треке.
Минусы: очень плохая ремонтопригодность, при этом срок службы напрямую зависит от манеры езды и качественности обслуживания. Плюс, как и у обычных роботов, у роботов с двумя сцеплениями бывают глюки в управляющей электронике. За ремонт таких трансмиссий берутся далеко не все мастерские.
Робот с двумя сцеплениями подойдет почти всем. Исключение - любители сурового и частого бездорожья. Этим трансмиссиям противопоказана долгая пробуксовка.
Вариатор
Вариатор придуман как замена всем остальным трансмиссиям, но в реальной жизни из-за некоторых особенностей трансмиссии вариатор нравится не всем, и далеко не все производители вообще его предлагают. Больше всего вариаторов среди японских моделей. И несмотря на то, что я назвал вариатор коробкой передач, как таковых фиксированных передач он не имеет. И в этом вся его прелесть. Он передает крутящий момент и мощность на колеса не ступенчато, а плавно, поэтому у него максимальная плавность хода, толчков нет вообще, как в троллейбусе. Вариаторы довольно экономичны, так как электроника всегда старается подобрать наиболее экономичное в данный момент передаточное соотношение.
Вариаторы бывают разные: клиноцепные, клиноременные и так далее. Потребитель не заметит между ними никакой разницы. Особенность всех вариаторов - монотонный звук двигателя. Даже при разгоне, обороты двигателя зависают и не изменяются, как мы привыкли в машинах со всеми другими трансмиссиями. Иногда это напрягает слух или просто неприятно. Поэтому некоторые производители имитируют ступенчатую работу вариатора.
Вариаторы отлично подходят для небольших автомобилей с небольшим двигателем, для езды по городу и по трассе в неспешном режиме. Но вариатор категорически не подходит машинам с большим крутящим моментом и внедорожникам, которые половину времени проводят в грязи с пробуксовкой колес (хотя есть исключения). Вариатор - очень нежная трансмиссия, она боится больших нагрузок и требует к себе своевременного внимания и технического обслуживания, которое сводится к замене трансмиссионной жидкости и ремня или цепи.
В целом, вариаторы отлично подходят для компактных городских машин и небольших кроссоверов типа Nissan Qashqai, Toyota Rav4. Впрочем, на других машинах вариаторы почти и не встречаются.
Традиционный гидромеханический автомат
Гидромеханический автомат - это самый старый тип трансмиссии после механической. Распространение такие коробки получили ещё в середине прошлого века. За столь долгое время существования автоматические коробки стали почти идеальными. Переключения стали плавными, электроника научилась угадывать правильные моменты для переключений. Количество передач выросло в некоторых случаях до десяти, что сильно улучшило экономичность.
Однако все не так однозначно. Увеличение количества передач привело к высокой сложности трансмиссии и очень частому переключению передач. Первое сказывается на ремонтопригодности, второе на ресурсе. Однозначно говорить о ресурсе современных автоматов очень сложно. Некоторые коробки требуют внимания уже на 80 тысячах км, некоторые ходят без ремонтов по 300 тысяч. Однозначно можно сказать только то, что есть удачные коробки и неудачные, а общая тенденция такова, что более старые трансмиссии, например, четырех- и пятиступенчатые, надежней современных восьми-, девяти- и десятиступенчатых.
Тем не менее, обыкновенные автоматические коробки передач с гидротрансорматором очень универсальны. Они подходят как для маленьких автомобилей, так и для огромных внедорожников и грузовиков. Они прекрасно справляются с колоссальными нагрузками и большим крутящим моментом, они довольно неприхотливы, если вовремя менять масло, и обладают хорошей плавностью хода.
Можно сказать, что самые универсальные трансмиссии - это механическая и традиционная автоматическая. Они подходят для любых машин, для любого стиля вождения, им не страшны пробуксовки, высокая нагрузка и бездорожье. Вариаторы отлично подходят для спокойной езды по асфальту и для не очень больших машин с не очень мощными бензиновыми моторами. Роботизированные коробки передач с одним сцеплением - это выбор не по любви, а по необходимости. Если есть возможность, лучше купить машину с какой-то другой трансмиссией. Роботы с двумя сцеплениями прекрасны во всем, но на серьезное бездорожье с ними лучше не соваться, а их ремонт влетит в копеечку, и то, если кто-то возьмется их ремонтировать.
Александр Долгих
avtomir.zahav.ru
Большинство автомобилистов, приобретающих автомобиль, заранее знают что выбрать – «механику» или «автомат». Но выбор между «автоматом», «роботом» и «вариатором» вызывает затруднения – неподготовленному покупателю невозможно выбрать подходящий вариант! Чем отличаются вышеназванные трансмиссии?
Оговоримся сразу: если позволяет возможность – выбирайте классический «автомат». Новомодные «роботы» и «вариаторы» появились относительно недавно, поэтому эксплуатационные недостатки практически неизвестны. Зато роботизированная и бесступенчатая трансмиссии обладают другими достоинствами. Какими?Роботизированная трансмиссия или «робот»
Достоинства:
Уменьшенный расход топлива;
Дешевизна трансмиссии;
Дешевизна обслуживания.
Недостатки:
Низкая плавность переключения;
Низкая быстрота переключений.
Как устроена?
Наиболее успешная роботизированная трансмиссия - SMG (что расшифровывается как Sequental M Gearbox), устанавливаемая на BMW М-серии. В основе этой трансмиссии лежит механическая 6-ступенчатая коробка передач, отключением сцепления и переключением передач в которой заведует гидравлика с электронным управлением. Причем процесс смены передач происходит практически мгновенно, занимая всего лишь 0,08 сек.
Впрочем, существуют более доступные способы превратить механическую коробку передач в роботизированную. Самый простой из них реализован на Mercedes-Benz A-класса, где механическую коробку передач оснастили электрогидравлическим приводом сцепления. При этом водитель переключает передачи, как на автомобиле с обычной «механикой», но педалей в салоне две - электроника отслеживает положение педали газа и рычага КП и в нужный момент выключает сцепление.
Чтобы рывки при переключении были моментальными, а мотор не заглох при резком торможении, система учитывает показания датчиков двигателя и ABS. Еще один вариант - заменить гидронасосы шаговыми электродвигателями. Именно так поступили создатели «роботов» на автомобилях Opel и Ford. Правда, в данном случае экономия обернулась рядом неприятных особенностей: сильными рывками и раздражающими запаздываниями. Впрочем, и здесь есть исключения. Японцы, применив такие же электромоторы на Toyota Corolla, смогли добиться вполне приемлемого уровня комфорта и быстроты переключений.
Бесступенчатая трансмиссия или «вариатор»
Достоинства:
Уменьшенный расход топлива.
Недостатки:
Дороговизна трансмиссии;
Дороговизна обслуживания.
Как устроена?
Первую бесступенчатую трансмиссию разработали инженеры голландской фирмы DAF. Принцип работы последней элементарен – крутящий момент передает резиновый ремень (сегодня на автомобилях применяется либо наборный стальной ремень, либо многозвенная стальная цепь), надетый на перемещающиеся конические диски, которые образуют шкивы ременной передачи. Когда ведущие диски раздвигаются, а ведомые сдвигаются, момент «на выходе» увеличивается. Когда ведущие диски сдвигаются, а ведомые раздвигаются, момент «на выходе» уменьшается. Основной недостаток вариаторов – отсутствие задней и нейтральной передач. Вышеназванные проблемы разные производители решают по-разному.
Автоматическая трансмиссия или «автомат»
Достоинства:
Высокая плавность переключения;
Высокая быстрота переключений.
Недостатки:
Увеличенный расход топлива;
Дороговизна трансмиссии;
Дороговизна обслуживания.
Как устроена?
Классическая автоматическая коробка передач (АКПП) состоит из двух основных компонентов. Первый - это гидротрансформатор, который заменяет маховик. Второй – это планетарная коробка передач. Стоит отметить, что механическая начинка «автоматов» за время их существования изменилась весьма незначительно. Разве что число передач выросло с двух (на Vauxhall Victor) до восьми (на Lexus LS460). А вот системы управления значительно эволюционировали. Если на первых автомобилях с «автоматами» приходилось выбирать нужную передачу, передвигая маленький выключатель вверх или вниз, то уже к середине прошлого века трансмиссии «научились» делать все самостоятельно.
Позднее эту «самостоятельность» стало возможным корректировать с учетом манеры езды конкретного водителя, выбирая один из нескольких режимов работы. Например, активный водитель мог выбрать режим «спорт», а спокойный - режим «комфорт». Наиболее современные «автоматы», называемые адаптивными, способны самостоятельно «подстраиваться» под водителя.
Алексей КОВАНОВhttp://autoban.km.ru/
Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter
В современном мире слово трансмиссия или коробка передач может ни о чем не сказать, поэтому вместе с определением идет уточнение какая коробка передач или трансмиссия. То есть, коробка передач автоматическая или бесступенчатая коробка передач, или механическая трансмиссия.
Такое обилие понятий и разнообразие агрегатов как правило всегда заводит в тупик рядового покупателя, которому кроме таких вопросов как: "марка", "модель", а также " ", и приходится еще ломать голову над вопросом какую из представленных вариантов коробок переключения передач выбрать.
В более ранних статья мы уже поднимали похожие вопросы: " ", а также " ", сегодня сравним роботизированную коробку и обычную АКПП взвесим все "плюсы и минусы", чтобы понять, что же все-таки лучше робот или автомат .
Итак для начала об отличиях...
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП или просто "автомат")
АКПП довольно сложная и вместе с тем надежная проверенная временим конструкция, которая показала себя с хорошей стороны. В ее состав входит огромное количество деталей и различных компонентов среди которых главную роль играют гидротрансформатор и редуктор. Если коротко, то гидротрансформатор отвечает за плавность переключения передач без рывков и ударов и является своего рода аналогом «сцепления», используемого на МКПП. Редуктор представляет собой набор шестерней, которые связаны между собой зубьями, образуя таким образом ступени или привычные на передачи. Ступеней может быть от четырех до восьми, встречается и больше, прогресс как говорится...
Переключение передач в автомате происходит после достижения мотором определенного количества оборотов и нагнетания давления в масляной системе , водитель при этом не участвует в этом процессе. Такое переключение передач требует минимум электроники и абсолютно не требует контроля со стороны водителя.
Роботизированная коробка переключения передач (или просто "робот")
Если вкратце, то робот это - МКПП на которую установили блок управления, состоящий из сервопривода (электроузел) и гидропривода. Блок выполняет переключение передач по принципу механической КПП, только в автоматическом порядке, электроузел и гидравлика все делает без участия водителя. Характерным отличием переключения передач в роботизированной коробке является то, что передачи переключаются с такими же паузами как на МКПП.
Плюсы АКПП
- Удобство;
- Плавное переключение передач;
- Возможность ручного режима (в случае с адаптивными АКПП);
- Способствует увеличению срока эксплуатации мотора.
Минусы автомата:
- Высокая стоимость авто с АКПП;
- Дорогой , а также очень часто и обслуживание;
- Увеличенный расход топлива;
- Ограничения по буксировке (не более 30 км, со скоростью не быстрее чем 50 км/час).
Плюсы робота:
- Более простое устройство;
- Недорогой ремонт и обслуживание;
- Невысокая стоимость по сравнению с АКПП;
- (примерно такой же как у механики).
Минусы робота:
- Долгое и не всегда плавное переключение передач;
- Возможны толчки во время переключения передач;
- Во время кратковременных остановок ("тягучки", остановки, светофоры...) необходимо включать «нейтраль».
Как видите и тот и другой вариант имеет свои плюсы и минусы, однако на мой взгляд, адаптивная автоматическая коробка переключения передач выглядит куда привлекательнее ежели несовершенный хотя и дешевый во всех смыслах робот. За плавное переключение и возможность самостоятельно выбирать ту или иную передачу, придется переплатить во время покупки, а также на протяжении всей эксплуатации. Но, как говорится - каждому свое, делайте свои выводы исходя из вышеизложенного и принимайте решение, лично я для себя давно все решил.
У меня все, спасибо за внимание и до новых встреч на . Жду ваших комментариев на эту тему, делитесь ими и приводите свои доводы в пользу того или другого варианта КПП. Пока!