Иберийский полуостров (где сейчас находятся Испания и Португалия) издавна славился своим выгодным географическим положением, хорошим климатом. В раннем средневековье многим государствам, расположенным у моря, угрожала большая опасность – арабское нашествие. Халифаты набирали силу и захватывали одно племя за другим. А если государство еще раздиралось внутренними конфликтами, это была благодатная почва для завоевания. Испанию населяли христианские племена вестготов (с 410 года н.э.), которые основали здесь свое государство. Столицей был город Толедо. Однако, кроме вестготов, там проживали и другие племена, стремившиеся захватить земли соседей. Еще более сильная угроза таилась на юге – в Северной Африке. К началу 8 века Арабский Халифат вплотную приблизился к границам полуострова.
Почему бы не расширить границы еще больше, решил правитель Халифата Валид I. И занялся этим вопросом. Собрал армию, состоящую из берберов и местных солдат и за три года завоевал почти всю территорию Испании и Португалии. Для христианского мира это была катастрофа – ведь посягнули на святое – веру. Никто не думал, что Пиренейский полуостров сдастся так быстро. Но на то были свои причины. Как уже упоминалось выше, внутри страны бушевали конфликты между королями. Правитель вестготов Родерик восстановил против себя испанских евреев, а также византийский город Сеуту, который был единственным сдерживающим арабов фактором (император отдал город арабам после того, как узнал, что его дочь была обесчещена Родериком). Король вестготов, узнав о нашествии, собрал армию и встретил неприятеля около реки Гвадалета (недалеко от Кадиса).
Битва длилась несколько дней и закончилась победой мавров. Родерик погиб в бою. Испания оказалась лицом к лицу с арабами, которые стремились насадить ислам на этих территориях. Предводитель армии, Тарик ибн Зияд, установил контроль над всей Испанией, кроме небольшого северного куска – современной провинции Астурия. Его успешные вылазки и победы на поле боя обеспечили ему славу в веках (скалистая местность, где Тарик собирал своих воинов по мере прибытия к Испании, носит его имя – Джабаль-аль-Тарик, но нашему уху более знакомо название Гибралтар). Это было в 711 году.
Начало реконкисты
Конечно, вестготы не собирались просто так покоряться завоевателям. Некоторые из местной знати предпочли перейти на сторону врага и получить таким образом земли, власть и жизнь. Многие вестготы отступили в Астурию, где начали планировать отвоевание родных земель. Лидером был выбран Пелайо – аристократ (возможно, бывший телохранитель короля Родерика). В 718 году небольшой отряд Пелайо приблизился к границам халифата, чтобы дать бой.
Испанский губернатор-наместник Минуса выслал своих всадников, чтобы показать, кто здесь хозяин. В битве в долине Ковадонга небольшое количество воинов Пелайо смогло одолеть арабов. Хотя силы были неравны, и вестготы потеряли множество солдат, терпели лишения, в христианах, проживающих на завоеванных землях, зародилась надежда на благополучный исход. Битва в Ковадонге считается началом Реконкисты, от испанского слова Conquistar – завоевывать. Частица Ре означала отвоевание. Борьба христиан против мусульман началась.
История Реконкисты кратко
Надо отметить, что католическая церковь сыграла здесь не последнюю роль – она поднимала испанцев на борьбу против неверных. Еще одним стимулом была зажиточная жизнь – южные провинции Испании были намного богаче и плодороднее, чем северные, поэтому необходимо было как можно быстрее их вернуть назад. Также был брошен клич о помощи всем европейским христианским государствам.
Можно сказать, это был прототип первого крестового похода, только вместо Иерусалима была Испания. На руку сыграли и распри мусульманских правителей на местах. Берберы восставали против своих хозяев, чем воспользовался король Астурии Альфонсо (зять Пелайо). Он совершил набеги на провинции Галисию, Кантабрию, Леон, были захвачены города Порту, Брага, Самора, Саламанка.
Не остался в стороне и король франков . В 778 году он перешел Пиренеи и отнял у арабов территории современных Барселоны, страны Басков и северной Каталонии. Но арабы просто так не сдались и вскоре вернулись с подкреплением. Карлу пришлось отступить.
На протяжении нескольких веков в разных уголках Испании и Португалии вспыхивали локальные очаги конфликта арабов и испанцев, длившиеся с переменным успехом. В течение 12 века португальцы отвоевали Лиссабон и создали Лиссабонское графство. Пришедшие с Африки берберы в борьбе с маврами завоевали все их территории. На севере Испании области Леон, Кастилия объединились под властью короля Астурии. Само королевство стало называться Леон по названию города неподалеку. В 1135 году король Альфонсо VII был коронован, как правитель всей Испании, и с 1139 года начинает полноценную борьбу против захватчиков. Столица мавров Толедо перешла под контроль испанцев.
13 век становится поворотным пунктом реконкисты. Битва при лас Навас де Толоса объединила под своими знаменами правителей Португалии, Наварры, Кастилии, Арагона. Мусульмане в этой битве были разбиты. Вскоре остров Майорка также перешел под контроль Барселоны. В течение 20 лет – с 1230 по 1250 гг. – испанцы отвоевали у мавров Севилью, Кордову, Валенсию, Мурсию, остров Менорка. Во владении арабов остался лишь Гранадский халифат.
Начало 14 века знаменует собой захват Гибралтара. Арабы понимают, что силы становятся неравны – испанцы постепенно вернули себе все земли, которые некогда принадлежали вестготам (то есть им). Город Гранада оставался последним оплотом мусульман. Его безуспешно пытались взять испанские короли в течение многих лет, но пока безрезультатно. Про Гранаду забывают на некоторое время, потому что в середине 15 века король Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская заключают брак и объединяют этим всю Испанию под своим началом. В 1492 году происходит решающее сражение за Гранаду, в результате которого город освобождается от мусульман. Испания вновь становится христианской. Всем жителям предлагают (добровольно-принудительно) принять католичество. Кто не согласен – могут выехать из страны.
Реконкиста в Испании
Несмотря на то, что отвоевание земель происходило и в Португалии, именно испанская Реконкиста знамениты больше всего. Португальские города находились в тандеме с испанскими, но в виду большей территории Испания принимала больше участия в битвах за свободу.
Завершение Реконкисты
1492 год был действительно богат на события – открытие Колумбом Америки, завершение Реконкисты в Испании. После 7 веков арабского завоевания Пиренейский полуостров смог наконец вздохнуть свободно. От арабского влияния осталось лишь культурное наследие в городах. Сейчас о тех далеких событиях нам напоминает легендарный дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде и несколько местных памятников, которые не смогли вытеснить католические короли и священники.
В 8 веке произошел захват арабами, исповедовавшими ислам, значительных территорий на Пиренейском полуострове. Это вызвало ответные действия христиан, проживающих на указанных землях. Процесс возврата пиренейцами своих земель получил название «реконкиста».
Предыстория
После распада Западной Римской империи на территории Иберийского (Пиренейского) полуострова с 418 года формировалось Вестготское королевство (по названию одного из древнегерманских племен). Именно оно первым столкнулось на этих землях с арабо-берберскими (мавры) войсками. В 709 году мусульмане захватили город Сеута (юг Гибралтарского пролива), откуда в 711 году они направились на полуостров.
Существенного сопротивления захватчики не встретили: вестготский король Родерих был занят военными действиями в северной части страны, а простое население надеялось на улучшение жизненных условий. Спешно вступив в сражение с мусульманами возле реки Гуадалете, вестготы потерпели сокрушительное поражение, приведшее к падению всего королевства.
Отпор мусульманам смогли дать только на севере бывшего королевства. Там в 718 году вестготским аристократом Пелайо было основано королевство Астурия, начавшее военные выступления против захватчиков.
Рис. 1. Пиренейский полуостров в 8 веке.
Факты
Основные происшествия, повлиявшие на ход реконкисты, собраны в таблице:
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Дата |
События |
718 (по новым данным 722, большинство историков считают первый вариант предпочтительным) |
Сражение между астурийскими войсками и мусульманами у Кавадонги. Подробности не известны. Христиане разгромили захватчиков |
Мусульмане захватили Нарбонну (город во Франции) |
|
Осада Тулузы (юг Франции). Герцогу Аквитании удалось освободить город |
|
Мусульмане захватили Каркассон, Ним (Франция) |
|
Наступление мусульман на Аквитанию остановлено |
|
Новые нападения мавров. Захват Бордо. Продвижение в Аквитании |
|
Сражение франков с маврами между городами Пуатье и Тур. Подробности не известны. Франки одержали победу, остановив продвижение мусульман по западноевропейским землям |
|
Штурм Нарбонны, где укрылись мавры. Город остался у мусульман |
|
Отвоевание Нарбонны. Мусульмане вытеснены из Аквитании |
|
События продвигаются довольно пассивно, знаменуясь переменным успехом противников в небольших столкновениях |
|
Сражение при Альбельде (северо-восток Испании). Победили мусульмане |
|
К военным действиям против мавров присоединяется графство Барселона |
|
Христиане отвоевывают Коимбру (будущий португальский город). Река Дуэро становиться границей между владениями противников |
|
К военным действиям против мавров присоединяется Королевство Наварра |
|
Сражение около Симанкаса. Победа досталась христианам |
|
Мавры захватили Барселону |
|
Кастильские войска захватывают Коимбру (Португалия) |
|
Христиане отвоевали Толедо |
|
Сражение при Заллаке. Кастильские войска разгромлены |
|
Войска под командованием кастильского дворянина Сида Кампеадора (испанский национальный герой) отвоевывают Валенсию |
|
Сражение при Уклесе. Серьезное поражение кастильцев |
|
Значительный перевес на стороне мусульман. Они отвоевывают почти все занятые ранее земли |
|
Арагонский король захватил Сарагосу |
|
Португальцы отвоевывают Лиссабон |
|
Сражение возле крепости Аларкос. Мусульмане разгромили кастильскую армию |
|
Сражение при Лас-Навас-де-Толосе. Объединенные христианские войска сокрушили мусульманскую армию |
|
Кастильская армия отвоевывает города на юге полуострова |
|
Сражение у Гуадалете (второе). Кастильские войска победили |
|
Балеарские острова отвоеваны Королевством Арагон |
|
Арагонские войска захватывают Валенсию |
|
Португальцы отвоевывают Алгарве |
|
Кастильская армия занимает мыс Гибралтар |
|
Сражение при Рио-Саладо. Христианские войска побеждают мусульман |
|
Активные действия не ведутся. На юге полуострова сохраняется Гранадский эмират |
|
Династический брак правителей Кастилии (Изабелла Ι) и Арагона (Фернанда ΙΙ). Объединение двух королевств в одно Испанское |
|
Захват испанцами Гранады. Прекращение существования Гранадского эмирата и мусульманской власти на полуострове |
Реконкиста продолжалась около 770 лет. Главными причинами того, что противостояние столь затянулось, считаются регулярные феодальные столкновения. Королевства и графства, участвовавшие в отвоевывании, боролись между собой за территории. Кроме того с 1370-х годов королевства были вовлечены в Столетнюю войну. Но и среди мусульман не было полного согласия, что привело в 1031 году к распаду Кордовского халифата на отдельные эмираты. Самый крупный из них - Гранадский.
Рис. 2. Изабелла Ι Кастильская.
Итоги
Годом окончания отвоевывания считается 1492, когда на испанской территории не осталось ни одного мавританского правителя.
Завершение реконкисты на Пиренейском полуострове привело к таким результатам:
- Образование централизованных государств: в период отвоевывания сформировались королевства Португалия (вначале была частью Кастилии), Кастилия (изначально пограничная область Астурии), Арагон, Наварра;
- Объединение кастильских и арагонских земель в Испанское королевство с помощью династического брака;
- Изгнание с полуострова мусульман и евреев, христианизация пожелавших остаться;
- Появление множества военных-авантюристов, которых необходимо было чем-то занять. Для этих целей идеально подошла конкиста – завоевание Америки с 1492;
- Смешение арабской культуры с европейской.
В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти-тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф-рике - Мавритании. На сегодняшнем занятии вы узнаете об эпохе отвоевания (реконкисте) территории Испании, занятой мусульманами, христианскими правителями.
Рис. 1. Реконкиста в Испании ()
Реконкиста (рис. 1) началась сразу после завоевания маврами Испании и длилась около восьми столетий. Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко-ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво-вали французские и итальянс-кие рыцари. Папы не раз призы-вали христиан к Крестовым по-ходам против мусульман в Испа-нии. В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра-зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.
Около 1030 года Кордовский халифат рас-пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон-кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль-манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри-стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По-зднее Арагон завладел крупным мусульман-ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Давление христи-ан на юг нарастало.
В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле-дующие десятилетия Кастилия заняла крупней-шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита-лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.
На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из цент-ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов-цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев-реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. Отношение к евреям в христианской Испа-нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре-конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве-ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть-ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа-нами.
Возникшие на Пиренейском полуострове госу-дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го-рожан и даже свободных крестьян. Так возник-ло собрание представителей сословий - корте-сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда-нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу-острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.
В конце XV века наступил последний этап в объедине-нии страны. В 1479 году под властью супружес-кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан-да Арагонского (рис. 2) произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран-цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании. В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.
Рис. 2. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский ()
Рекон-киста проводилась под лозунгом борьбы христи-ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при-шлось переселиться в Северную Африку. Испа-нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже-лой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела-ли сделать Испанию чисто христианской стра-ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора» (рис. 3). За 10 лет, по-ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты-сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»).
Рис. 3. Томас Торквемада ()
Сразу после взятия Гранады король и коро-лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан-ские колонии в Америке или в Нидерланды.
Список литературы
- Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
- Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
- Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
- История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
- Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
- Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
- Historic.ru ().
- Wholehistory.ru ().
- Edengarden.ru ().
Домашнее задание
- Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте?
- Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?
- Чем и когда завершилась Реконкиста?
- Почему изгнание евреев и мавров имело негативные последствия для развития страны?
Реконкиста (в переводе с испанского и португальского «отвоёвывание») – процесс возврата испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных мавританскими исламскими государствами.
Этот процесс был длительным и, естественно, кровопролитным.
Достаточно сказать, что началась реконкиста сразу же, как арабы завоевали Пиренейский полуостров, то есть в VIII веке, а закончилась только в 1492 году, когда кастильский король Фердинанд и королева Изабелла изгнали последних мавров с территории полуострова.
Борьба пиренейских мусульман и христиан шла с переменным успехом, главной причиной чему были феодальные раздоры с той и другой стороны.
В результате такого соперничества христианские феодалы заключали временные союзы с мусульманами, а те, в свою очередь, обращались за помощью к испанцам и португальцам.
Образовалась длительная европейская «горячая точка», военные действия в которой проводились не только с освободительной целью, но и из корыстных соображений.
Последствия оскорбления
Арабское завоевание Пиренеев стало возможным по целому ряду причин, одной из которых было личное оскорбление, нанесённое одним христианским правителем другому. Когда арабский полководец Муса ибн Нусайр приблизился к Испании, у него на пути встала Сеута, жители которой оказали ожесточённое сопротивление.
Сеута принадлежала Византийской империи, но находилась далеко от столицы, поэтому наместнику Юлиану пришлось оборонять город своими силами. Параллельно с этим у него подрастала дочь Кава, которую он отправил в Толедо для получения образования. Толедо принадлежал тогда вестготам.
Тамошний король Родерих пленился красотой Кавы и обесчестил её. Когда Юлиан об этом узнал, он пришёл в ярость. Он сдался арабам и предложил Мусе свою помощь в завоевании всей Испании. С этого момента начинается успешное продвижение арабского войска вглубь полуострова.
Начало Реконкисты
Король Родерих пытался сопротивляться арабскому нашествию, однако его армия была разбита, а сам он погиб. Сопротивление прекратилось, и часть вестготов спаслась бегством с полуострова. Другая часть осталась на завоёванных арабами территориях, получив за своё союзничество богатые земельные наделы и прочие подарки.
Однако положение изменилось, когда из плена вернулся Пелайо, представитель вестготской знати и, по одной из версий, бывший телохранитель Родериха. Он был провозглашён королём Астурии, что вызвало гнев арабов. Когда они прислали карательный отряд, Пелайо начал сопротивляться и уничтожил отряд Алькамы, андалусского эмира, и его самого. Это сражение, получившее название битвы при Ковадонге, открывает долгий и упорный процесс Реконкисты.
Значение Реконкисты
- Сопротивление христианского населения Пиренеев в конце концов освободило полуостров от завоевателей. Однако значение Реконкисты существенно больше.
- Выступление против арабов остановило их продвижение дальше в Европу.
- Испанские и португальские правители стали для мусульманского мира серьёзным противником, из-за чего позиции непобедимого прежде Арабского халифата пошатнулись.
- Борьба против арабов активизировала крестовые походы. У христианских рыцарей появилась по-настоящему благородная миссия – освобождение завоёванной европейской территории от мусульманского ига.
- После изгнания арабов-мусульман появились «мориски». Так называли арабов, которые оставались жить на Пиренейском полуострове, теперь уже христианском, и сами принимали христианство (когда добровольно, но чаще – насильственно). В довесок здесь же появились «марраны» - крещёные евреи.
За тем, как мориски приобщаются к христианской религии, следила святая инквизиция. Такая слежка была особенно важной. Дело в том, что исламская религия устанавливает принцип «такийя», который состоит в том, что правоверному мусульманину при определённых обстоятельствах разрешается скрывать свою настоящую веру и внешне принимать обличье иноверца.
В христианском окружении мусульманин может, к примеру, имитировать обращение в христианство, может посещать церковные службы, однако в душе он всё равно остаётся приверженцем своей веры. Арабы, исполняющие «такийю», вполне могли появиться и на освобождённом Пиренейском полуострове, где они способны были оказать сопротивление. Поэтому и был необходим надзор со стороны инквизиторов.
отвоев. испанцами и португальцами земель, захвач. в нач. 8 в. арабами и берберами (арабы и берберы получили впоследст. общее назв. мавров) на терр. Пиренейского п-ова. Р. началась битвой при Ковадонге (Астурия) в 718.
Отличное определение
Неполное определение ↓
РЕКОНКИСТА
исп. reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание народами Пиренейского п-ова в 8-15 вв. терр., захваченных арабами и берберами (получившими впоследствии общее назв. - мавры). Р. началась битвой 718 при Ковадонге (Астурия), приостановившей дальнейшее наступление мавров. До 11 в. продвижение к югу исп. гос-в, образовавшихся в ходе Р., было замедленным. Распад Кордовского халифата (1031) облегчил освобождение земель на юге п-ова. 11-13 вв. - решающий этап Р. В 1085 кастильцы взяли Толедо. Вторжения Альморавидов и затем Альмохадов лишь на нек-рое время задержали успешный ход Р. 16 июля 1212 при Лас-Навас-де-Толоса объединенные силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войсками Альмохадов. В 1236 кастильцами была взята Кордова, в 1246 - Хаэн, в 1248 - Севилья; королевством Арагон были отвоеваны у мавров в 1229-1235 Балеарские о-ва, в 1238 - Валенсия, португальцы освободили в 1249-50 обл. Алгарви (Ю. совр. Португалии). К сер. 13 в. в руках мавров остался лишь Гранадский эмират, к-рый пал в 1492. До недавнего времени исп. Бурж. историки рассматривали Р. преим. как цепь воен. предприятий, к-рые велись под знаком религ. борьбы христиан против "неверных", и недооценивали ее экономич. мотивы, ее влияние на социально-экономич. и политич. историю народов Пиренейского п-ова (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера и др.). Почти все совр. исп. бурж. историки сходятся во мнении об исключительно большом влиянии и араб. завоеваний и Р. на ход истории Испании и Португалии (Р. Менендес Пидаль, К. Санчес Альборнос, X. Висенс Вивес и др.). Р. в значит. мере определила экономич. и политич. развитие стран Пиренейского п-ова. Р. не представляла собой лишь цепь воен. походов, она являлась прежде всего широким колонизационным процессом закрепления и экономич. освоения отвоеванных у мавров терр. В ходе ее складывались социально-экономич., политич. особенности каждого из гос-в, образовывавшихся на этих терр. Гл. движущей силой Р. были крестьяне, с оружием в руках отстаивавшие независимость родины. В начальный период Р., когда земли освобождались от мавров местным населением в значит. мере стихийно (особенно в Кастилии), без участия феодалов, крестьяне, оседавшие на этих землях, добивались в своем большинстве личной свободы. Постоянная угроза набегов мавров вызывала у колонистов необходимость селиться целыми коллективами в укрепленных местах. С этим начальным этапом Р. связано образование крест. общин (в частности, бегетрий) и гор. общин. Активное участие в Р. принимали города, в ходе ее получившие относительную автономию. Права и привилегии сел. и гор. общин фиксировались в фуэрос (португ. - фораиш). В дальнейшем королев. власть, укрепившаяся благодаря воен. успехам Р., взяла в свои руки (при активном участии светских и духовных феодалов) распределение отвоеванных земель. Заинтересованная в экономич. освоении этих земель, в воен. силах для дальнейшей борьбы с маврами, королев. власть была вынуждена поддерживать общины, предоставлять вновь возникающим нас. пунктам хартии поселения. 11-13 вв. - период расцвета гор. и сел. общин, определившего и характер кортесов Кастилии, в состав к-рых наряду с горожанами входили представители крест. общин. И хотя с оттеснением мавров на юг п-ова усилился натиск феодалов на крестьян, в Леоне и Кастилии крестьянство в 11-13 вв. все еще сохраняло личную свободу; в ряде др. гос-в Пиренейского п-ова крестьяне к 13 в. оказались закрепощены. С Р., к-рая велась под лозунгом религ. борьбы с "неверными", связан рост идеологич. влияния и экономич. могущества католич. церкви в Испании и Португалии; духовно-рыцарские ордена (Калатрава, Алькантара, Ависский орден и др.) превратились в крупнейших собственников-латифундистов. Р. определила и др. особенности феодализма на Пиренейском п-ове (по сравнению с др. европ. гос-вами): многочисленность слоя мелкого рыцарства (в ряды к-рого был открыт доступ и крестьянам, и горожанам, если они были в состоянии снарядить коня), сыгравшего большую роль в социально-экономич. и политич. жизни гос-в п-ова; сохранение в осн. за монархией политич. власти, диктовавшееся необходимостью консолидации сил в борьбе с общим врагом. С Р. связан процесс формирования народностей - испанской и португальской, складывания их нац. культуры, нац. характера. В исп. лит-ре Р. нашла яркое отражение в героич. эпосе о Сиде, романсеро и др. памятниках. Особая роль Кастилии в Р. сказалась на формировании нац. исп. яз., в основу к-рого лег распространявшийся на освобожденных терр. кастильский диалект. Лит.: Арский И. В., Р. и колонизация в истории ср.-век. Каталонии, в сб.: Культура Испании, (М.), 1940; Фрязинов С. В., Проблема Р., как колонизационного движения, в освещении исп. ученых, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та, серия историко-филологич.", 1959, в. 46; La Reconquista espa?ola у la repoblaci?n del pa?s, Zaragoza, 1951. См. также общие работы по истории Испании при ст. Испания. И. С. Пичугина. Москва. -***-***-***- Реконкиста