Двигатели ЯМЗ можно назвать надежными и долговечными. Одним из вариантов такого мотора является двигатель ЯМЗ-534. Его рабочий ресурс составляет приблизительно 700 тысяч км. Однако, при воздействии различных негативных факторов, он может выйти из строя гораздо раньше.
Для восстановления и ремонта в таких случаях могут потребоваться многочисленные элементы и составляющие. Каталог запчастей для двигателя ЯМЗ - 534 нашей компании включает в себя большое число наименований всех необходимых запчастей для моторов (более 150 различных запчастей).
У нас можно найти такие детали, как:
- Блок цилиндров и ГБЦ;
- Бендикс стартера;
- Распределительный вал;
- Гайки, болты и другие элементы крепежа;
- Фильтры, вкладыши, прокладки и многое другое.
Все запчасти, которые входят в наш каталог, выпускаются проверенными производителями. Они имеют долгий срок эксплуатации, отличаются надежностью. Детали предназначены именно для данной модели двигателя, поэтому их установка проходит быстро и без затруднений.
Использование только подходящих запчастей обеспечивает хорошую работоспособность мотора. В то время, как установка не соответствующих деталей, может привести к образованию новых более серьезных неисправностей.
Подобрать запчасти
Подобрать запчасти для двигателя марки ЯМЗ-534 в нашем каталоге можно самостоятельно, благодаря простой навигации каталога. Или же можно воспользоваться помощью наших специалистов. Для связи с которыми достаточно заказать обратный звонок. При необходимости будет оказана консультационная помощь.
Стоимость компонентов - достаточно доступная. В каталоге можно выполнять их сортировку по цене, если это необходимо. Также, можно воспользоваться фильтром товаров для наибольшего удобства. Это позволяет сразу просматривать те запчасти, которые есть в наличии в данный момент.
Сегодня, параллельно с несколькими модификациями классической V-образной серия ЯМЗ-236/238 Ярославский моторный завод выпускает и рядные моторы семейства 530. Об одном из них – ЯМЗ 534, а также о машинах, на которых он используется уже, а также о перспективных вариациях и пойдет речь дальше.Устройство двигателя
Изначально в Ярославле планировали создать сразу три линейки рядных дизелей. Но после стендовых испытаний (разработки велись в два этапа, и результат первого был не слишком удачным) решили остановиться на двух. Ими стали средние дизель-моторы с продольным расположением 4-ех, а также 6-ти цилиндров в один ряд. Немалая доля заслуг в успешности проекта принадлежит австрийским специалистам компании AVL, которые участвовали в проектировании.
Если же говорить о практической части, то это абсолютная «вина» головного предприятия «Автодизеля» - чтобы новые двигатели были действительно современными, под их производство специально построили отдельную линию. Причем большинство оборудования было заказано за рубежом, а готовый конвейер на 90 процентов автоматизирован. С учетом отставания отечественных изготовителей топливной и электронной аппаратуры часть агрегатов тоже берется «за бугром»:
- топливные насосы высокого давления у Bosch;
- коробки передач идут ZF (моторы делают в «чистом» виде, без КПП);
- электронная начинка сразу от нескольких немецких компаний;
- отливки для блока цилиндров и ГБЦ от тех же немцев – Fritz Winter.
Тем не менее, данный дизель может целиком считаться русским, так как он не адаптирован к нашим реалиям, но уже при проектировке создавался именно с учетом эксплуатации в России и ближнем зарубежье. В то же время, его «выезд» за больший кордон тоже дело решенное – даже в минимальной компоновке он отвечает стандартам экологических норм Евро-4, а использование новационных катализаторов и систем очистки выхлопа позволяет надеяться и на более высокие показатели.
Собственно сам ЯМЗ-534-й, это 4-ех цилиндровик с турбонаддувом, в базовой версии с номинальной мощностью 136 «лошадок», работающий на дизтопливе, и имеющий массу меньше 500 кг. Рассчитан движок на 700 000 километров пробега, при этом заводская гарантия предусматривает двухгодичную эксплуатацию или маршрут длиной сотню тысяч км. Периодичность ТО тоже радует – первое запланировано через 500 рабочих часов (15 тысяч пробега), а дальнейшие через 1000 часов или 30 000 км. Кроме сниженного веса агрегат может похвастаться и хорошими показателями шумности – даже с нагрузкой, в кабине она не превышает порога в 75 дБ.
Максимум крутящего момента дизель-мотор способен выдать уже на низких оборотах (1200 об/мин и 422 Н.м соответственно). В конструкции установки предусмотрена возможность оснащения круиз-контролем. Использована аккумуляторная система топливоподачи Коммон рейл (ECRS). Расход горючего на сотню при постоянной скорости 80 км/час 18.8 литров. При этом максимум скорости на тех машинах, где уже используются модификации – 97 км/час.
Где применяется
Производство началось в 2011-ом, и тогда его ставили на малые и средние автобусы Павловского завода, если конкретно, то на обновленные ПАЗ-3205 и на его чуть большего «собрата» ПАЗ-3204. В феврале 2013 им было найдено более подходящее применение – возрожденные в результате проб с комплектацией ГАЗ-33098, а также модификация-вездеход ГАЗ-33088, более известный как «Садко». То есть, в разных исполнениях может быть оптимальным вариантом и для коммерческих (гражданских) машин, и для относительно легких армейских вездеходов. Стоит уточнить, что продажа машин с таким оснащением началась еще раньше, но именно начало 2013 стало стартом штатно-массового выпуска.
В менее масштабных объемах ставят на среднетоннажные МАЗы и Уралы – у этих автопроизводителей в большем почете «старший брат», шестицилиндровик ЯМЗ-536 и его вариации. Только минчане за 2013-2014 годы продали порядка 7000 машин с ЯМЗэшными рядными "шестерками".
Но и у «четверки» перспективы на сотрудничество с этими, и уже названными ранее, концернами вполне себе радужные:
- ЯМЗ-5340 уже успел себя хорошо зарекомендовать на бортовиках, и самосвалах МАЗ с полной массой до 12 тонн, и седельниках этого же завода, рассчитанных на работу в составе 21-тонных автопоездов
- Усиленный ЯМЗ-53402 и его версии ставят на полноприводные Урал-432065 и гусеничные снегоболотоходы ЗЗГТ
- ЯМЗ-5342 хорош на ПАЗ-4234 и ПАЗ-3237
Напоследок необходимо обязательно упомянуть еще об одном «симбиозе» ЯМЗ-ГАЗ, планы на который у «Автодизеля», и вообще «Группы ГАЗ» самые серьезные. Мы говорим о ЯМЗ 534 CNG – газовой модификации базовой модели, и о «площадке» под его установку автомобиле «ГАЗон NEXT». По сути, эти дизель-авто пятого поколения должны заменить 3309-е, хотя пока и выпускаются параллельно. На них изначально ставили ЯМЗ-53441, а в этом году на выставке была представлена и газовая версия, мотор для коей был разработан ярославцами совместно с канадской фирмой «Вестпорт» (Wstport). До серийно-массового изготовления дело пока не дошло, но все заинтересованные стороны считают решение этого вопроса делом нескольких месяцев.
В любом случае, есть повод поверить в долгосрочность перспектив семейства, а значит, заранее озаботится поиском поставщика качественных расходных материалов и запчастей к ним. Естественно, лучше оригинала ничего быть не может, но вполне может быть не хуже. К тому же, у комплектных подразделений ЯМЗ не всегда находиться время и возможности сотрудничать с розничными и мелкооптовыми клиентами.
У нашего торгового дома «СпецМаш» найдется все – и запчасти, качественно не уступающие штатным (проверено МАДИ и НАМИ, подтверждено и сертифицировано РосТест), и возможность реализации их оптом и в розницу. Посмотреть ассортимент можно в каталоге интернет-магазина, заказы принимаются на сайте, по телефону и «электронке», организовываем доставку по Москве, области и в регионы.
Ярославский моторный завод был открыт в 2013 году. Примечательно, что степень автоматизации на нем - примерно 90 %, всего трудится порядка 400 человек. Практически все оборудование для изготовления дизельных 4- и 6-цилиндровых моторов ЯМЗ-530 используется зарубежное, от самых известных производителей. Мощность дизельных и газовых двигателей составляет от 112 до 360 лошадиных сил. Для запуска проекта было инвестировано порядка 11 миллиардов рублей. Давайте рассмотрим особенности этого двигателя, его сильные и слабые стороны.
На пути к успеху
Многие из нас довольно предвзято относятся к отечественному автопрому. Если хорошо подумать, то не так просто вспомнить хотя бы один годный дизельный мотор, который мог бы конкурировать с европейскими аналогами. Но у компании "Автодизель" получилось создать действительно неплохой агрегат, который имеет характеристики по мощности и расходу лучше, нежели передовые европейские образцы.
Но путь этот оказался тернистым. Еще в начале 2000-х на завод были привлечены инженеры из Европы, которые тоже внесли свой вклад в создание двигателя ЯМЗ-530 CNG. Только спустя несколько лет упорного труда был создан рядный мотор объемом 1,1 литра на цилиндр. Примерно такими же параметрами обладают передовые моторы "Вольво", "Камминз" и др. Если почитать многочисленные отзывы экспертов и обычных автомобилистов, то можно понять, что это действительно достойный внимания агрегат. Его качество ничем не хуже европейских ДВС. ЯМЗ-530 изготавливается практически при полной автоматизации производства на импортном оборудовании, что тоже очень важно.
О конструктивных особенностях
Что касается конструкции, то здесь мы видим мотор с нижним расположением валов. Именно так решили поступить конструкторы, ведь это оптимальное решение для низкооборотистых дизельных моторов средних размеров. Добиться небольших размеров удалось за счет того, что в головке блока цилиндров отсутствуют распределительные валы. Сама ГБЦ тут выполнена немного приплюснутой для экономии места. Нет в газовом двигателе ЯМЗ-530 и длинного ременного привода газораспределительного механизма. Это также позволило уменьшить размеры ДВС.
Еще одна задача, которая стояла перед конструкторами - уменьшение вибраций и веса. Как с первым пунктом, так и со вторым справились на ура. При этом стоит отметить, что моторесурс данной модели мотора составляет порядка 1 миллиона километров. Крайне надежная и простая конструкция делает ЯМЗ-530 практически неубиваемым.
Инновационная система охлаждения
Любой мотор можно угробить, если перегреть его. Поэтому конструкторы разработали довольно непривычный тип системы охлаждения. Дело в том, что в классическом случае жидкость поступает снизу вверх, а здесь все наоборот. Такой подход позволил в первую очередь охлаждать самую горячую область, которой является ГБЦ. Дальше антифриз поступает уже на сами цилиндры. По мнению многих экспертов, такой подход позволяет практически полностью исключить возможность перегрева мотора. Но необходимо тщательно следить за исправностью всех узлов системы охлаждения, так как выход из строя термостата или помпы может привести к печальным последствиям.
Во время тестирования заметен высокий уровень термической стабильности всех узлов. Это, без сомнения, очень хорошо. Такой мотор можно с легкостью форсировать, если понадобится. Для более равномерного охлаждения цилиндров была использована технология производства мокрых гильз. Это хоть и привело к повышенным затратам при изготовлении, но позволило существенно увеличить ресурс цилиндро-поршневой группы.
Эффективная работа мотора
Если подробно рассмотреть отзывы о ЯМЗ-530, то становится заметно, что многие хвалят этот двигатель. Все дело в том, что при сборке по большей части используются зарубежные комплектующие. К примеру, топливная аппаратура была заказана у фирмы "Бош", а поршневая группа - у компании Federal Mogul. Это касается и некоторых других узлов и агрегатов. Такой подход позволил значительно повысить качество работы мотора и его надежность.
ЯМЗ-530 может похвастаться самыми передовыми и инновационными решениями. Тут можно найти аккумуляторную систему подачи топлива, которая работает под контролем электронного блока управления. Особая система смазки и охлаждения позволила добиться порядка 34 кВт мощности с одного литра объема.
На пути к совершенству
Конструкторы также предприняли попытки создать конструкцию, которая издавала бы как можно меньше шума, и им это удалось. Для этого со стороны маховика был изготовлен привод на основе шестерен, что позволило минимизировать уровень шума. Конечно, дизельный мотор не может работать, как электромобиль, но результат в нашем случае заметен.
Помимо всех вышеперечисленных особенностей, есть тут еще множество интересных решений. Взять, к примеру, систему вентиляции картерных газов. Она на газовом ЯМЗ-530 полностью закрытого типа. Благодаря этому нет необходимости в её дальнейшем обслуживании. Несмотря на то что двигатель, идущий с завода, не имеет кондиционера, предпускового подогревателя и отопителя салона, все это в дальнейшем можно с легкостью установить, так как все заложено в конструкцию ДВС. Небольшие габариты таким дизельным моторам не свойственны. Но в данном случае это очень хорошо. Ведь небольшая масса и размеры позволяют существенно упростить снятие и установку силового агрегата с кузова автомобиля.
Двигатель ЯМЗ-530: технические характеристики
Совместная разработка российских и австрийских инженеров в настоящее время имеет две модификации. Это ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. Первый мотор - это рядная четверка объемом 4,43 литра и мощностью от 136 до 215 лошадиных сил в зависимости от модификации. Этот силовой агрегат соответствует европейским экологическим нормам 4 и 5 классов, поэтому можно говорить о его высокой экологичности.
Что касается ЯМЗ-536, то это уже более мощный силовой агрегат. Данная рядная шестерка имеет суммарный объем 6,63 литра и может выдавать до 312 лошадиных сил. При этом данная модель является более экономичной, нежели ЯМЗ-534. Это говорит о высокой технологичности и высоком уровне качества. В то же время 536-й соответствует Евро-4 и Евро-5. В 2014 году был представлен мотор ЯМЗ-53472-10 мощностью до 215 л. с. Его предполагается устанавливать на военную технику СМП-2. По сути же это просто форсированный 534-й.
Низкие затраты на обслуживание
Конструкторам нужно было создать не только бесшумный и экономичный мотор, но и надежный. Но зачастую обслуживание подобного силового агрегата выливается в копеечку. В случае с ЯМЗ-530, характеристики которого мы рассмотрели, все несколько иначе. Разработчики повысили интервалы между обслуживанием. Если для обычного силового агрегата это 15-20 тысяч километров, то тут речь идет о 50 тысячах. По сути, это двойная экономия средств только на ТО. Если взять во внимание миллионный ресурс ЯМЗ и его общее высокое качество, то этот мотор очень хорошо экономит деньги владельца.
Шум и вибрации во время работы остались в прошлом. В кабине грузового автомобиля или автобуса этого мотора не слышно. Фоновый уровень шума не превышает 92 дБ. Добиться такого результата было непросто, но нашим инженерам это удалось.
Экономия и динамика
Многие водители привыкли к тому, что если хочется иметь мощный двигатель с отменной динамикой, то придется смириться с высоким расходом топлива. В то же время малолитражные моторы не дают возможности погонять, но и потребляют горючего значительно меньше. Что же касается ЯМЗ-530, то тут ситуация выглядит следующим образом.
Так как установка данного силового агрегата планируется исключительно на тяжелую грузовую технику, то этот мотор должен быть очень тяговитым и позволять при необходимости обгоны и прочие маневры. Однако прошли уже времена, когда солярку сливали в кусты. Сейчас любое горючее стоит немалых денег, поэтому вопрос экономии стоит очень остро. Конструкторы добились того, что данный дизель потребляет порядка 26 литров на сотню при скорости 60 км/час. Это неплохой показатель при таком объеме ДВС. Что касается динамики, то крутящий момент тут составляет 735 и 1240 Нм для 4- и 6-цилиндрового мотора соответственно. Этого полностью достаточно для того, чтобы тянуть технику до 12 тонн на низких оборотах.
Сертификация под "Евро-5"
Одно из основных требований, предъявляемых к современному двигателю - снижение количества выброса отработанных газов в атмосферу. Для этого в конструкции автомобиля устанавливают каталитический преобразователь, он же сажевый фильтр и катализатор. Это довольно сложный и дорогостоящий узел, который нуждается в периодическом обслуживании. Конструкторы завода "Автодизель" установили современные системы очистки, что позволило получить сертификат "Евро-5". Это, в свою очередь, дает возможность экспортировать данные моторы во многие европейские страны, где к экологическим нормам предъявляются очень высокие требования.
Двигатели, которые сертифицированы "Евро-5", расширили свои технические возможности. Диапазон мощности вырос до 330 л. с., а максимальный крутящий момент - до 3170 Нм. Также конструкторы установили каталитический преобразователь со сменными фильтрами. Это позволяет не менять дорогостоящий узел, когда тот забивается, а просто установить новый фильтр.
Тестирования и эксплуатация
Первые двигатели, выпущенные на Ярославском заводе, были отправлены стратегическим партнерам, среди которых группа компаний ГАЗ. Планировалась эксплуатация данных моторов на такой тяжелой технике, как УРАЛ, МАЗ и автобусы ЛиАЗ. В дальнейшем линейка силовых агрегатов ЯМЗ, скорее всего, будет распространяться и на другие транспортные средства. Но уже сегодня можно сказать, что этот мотор имеет уникальные технические характеристики. ЯМЗ-530 - крайне надежный и экономичный агрегат. Кроме того, он неприхотлив в обслуживании, что особенно актуально для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях.
Потребительские отзывы о моторе
Несмотря на то что данная линейка дизельных моторов относительно новая, у водителей уже сформировались довольно четкие мнения. Выделяют следующие преимущества этого силового агрегата:
- низкий уровень шума и вибрации во время работы;
- низкие расходы на обслуживание мотора;
- возможность установки компрессора кондиционера, отопителя кабины и другого дополнительного оборудования;
- небольшая масса и габариты;
- доступное и недорогое обслуживание.
Конечно, это далеко не все сильные стороны ЯМЗ-530, а лишь некоторые из них. Но уже можно сказать точно, что этот двигатель пользуется популярностью не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Обусловлено этот тем, что отечественным инженерам удалось создать вполне конкурентоспособный продукт.
Есть ли недостатки
Обычно любой мотор имеет определенные минусы, особенно в первые годы выпуска. Но, как оказалось, у данного двигателя таких практически нет. Тут скорее можно выделить некоторые особенности эксплуатации, нежели какие-то определенные минусы. К примеру, заливать масло необходимо только то, которое прописал завод-изготовитель и при этом желательно не нарушать регламентные сроки, которые и так весьма недурно растянуты. Многим водителям, которые до этого пользовались ЯМЗ-236 и лили туда чуть ли не отработку, будет довольно сложно привыкнуть к такому мотору.
А вот стоимость запчастей - это уже скорее минус. Как было отмечено выше, при изготовлении ДВС было использовано множество импортных деталей. Это касается поршневой, системы подачи топлива, электроники и т. п. Поэтому если что-то выйдет из строя, то покупка запчастей обойдется недешево. Да и отремонтировать такой мотор в полевых условиях уже вряд ли будет возможно, поэтому многие "старички" все же предпочтут старые и проверенные двигатели.
Подведем итоги
Вот мы и рассмотрели мотор семейства ЯМЗ-530. В целом это отличный двигатель, который может создать конкуренцию европейским аналогам. Но все же в России нет автосервисов на каждых 20 километрах дороги, как в Европе. Поэтому если что-то случится с таким мотором, то на коленке его не отремонтируешь.
Но прогресс не стоит на месте, и технологии развиваются. Современный мотор дает возможность своему владельцу не испытывать дискомфорта от шума и вибраций и не переживать, что что-либо заклинит или отвалится. Да и экологии в настоящее время уделяют много внимания. Поэтому конструкция ЯМЗ-530 CNG не может быть настолько простой, насколько нам этого бы хотелось.
Двигатель ЯМЗ-534 второй в истории L-образных четырехцилиндровых силовых агрегатов ЯМЗ, ранее Ярославский моторный завод выпускал ЯАЗ-204, который из-за морального устаревания был снят с производства в восьмидесятых годах прошлого века. ЯМЗ-534 положил начало новому семейству средних рядных моторов ЯМЗ-530.
Серия ЯМЗ-534 разработана на Автодизеле "с нуля", при участии известной инжиниринговой компании AVL List.
Экологические характеристики серии соответствуют Евро-4, с перспективой повышения вплоть до Евро-6.
ЯМЗ-534 CNG это перспективный двигатель Ярославского моторного завода, спроектирован для работы на газе.
Газовый ЯМЗ-534 CNG создан при участии канадской компании Westport – признанного мирового лидера по разработке газовых систем для транспорта
.Сфера применения двигателей ЯМЗ-534 довольно обширна: модификации используются как силовой агрегат для автотранспортной техники, передвигающейся как по дорогам общего пользования, так и для армейской техники во внедорожном исполнении, как промышленные моторы для привода насосных установок и компрессорных станций, в дизельных электростанциях, как судовой дизель, двигатель для дорожной и экскаваторной техники.
Технические характеристики двигателей ЯМЗ-534 различаются незначительно, мощностной диапазон колеблется от 136 л.с. у дефорсированных версий, до 190 л.с. у стандартных моделей.
Все моторы серий ЯМЗ-534, имеют турбонаддув и одинаковый объем – 4,43 л и размерность DxS 105 на 128 мм.
В дополнение к турбонаддуву дизель ЯМЗ-534 получил охладитель наддувочного воздуха, устанавливаемый непосредственно на изделии, в котором применяется силовой агрегат. Увеличенную энергию впрыска в камеру сгорания обеспечивает топливная аппаратура типа Common Rail от компании Bosch. Включение привода крыльчатки вентилятора обеспечивает специальная муфта.
Электронный блок управления (ЭБУ) двигателей ЯМЗ-534 оборудован современной защитой от: превышения максимальной частоты оборотов (чтобы двигатель не уходил «в разнос») и температуры охлаждающей жидкости, снижения минимального допустимого давления в масляной магистрали. В случае фиксации аварийной ситуации останов двигателя происходит в автоматическом режиме.
Устройство ЯМЗ-534
Двигатель ЯМЗ-534 имеет четыре цилиндра, расположенных рядно-вертикально, с рабочим объемом камеры сгорания 1018 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, характерный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-3-4-2, впрыск непосредственный, степень сжатия 17,5.
Блок цилиндров отлит из серого чугуна. Цилиндры расположены в один ряд, на него приходится одна общая головка блока цилиндров (ГБЦ). Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) с поршнем из силумина (сплав алюминия с кремнием) и чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». ЦПГ крепится к шатуну двухтаврового сечения, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, при помощи пальца «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая сторона шатуна крепится с помощью двух болтовых соединений на шатунную шейку коленвала через вкладыши (бронзовые подшипники скольжения). Коленчатый вал изготовлен методом ковки с шейками, укрепленными методом азотации, имеет пять опорных точек и противовесы. Распредвал имеет шестеренчатый привод. Картер маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для стартерного пуска двигателя). Двигатель ЯМЗ-534 имеет водяную систему охлаждения и масляную систему смазки смешанного типа (под давлением и методом разбрызгивания), водяные и масляный радиатор установлены отдельно от двигателя.
Подробно с техническими характеристиками и сферой применения двигателей ЯМЗ-534 ознакомьтесь на странице нужной модели.