Очередная командировка на полигон компании Continental в американском Техасе обещала быть грязной - по крайней мере, в прямом смысле слова. Предстояло сравнить восемь комплектов шин размерности 265/75 R16, семь из которых относятся к классу MT, то есть Mud Terrain, дословно «грязная местность». Кстати, у любителей «настоящего бездорожья» наибольшим спросом пользуются шины именно этой размерности.
Идеей сравнительных испытаний экстремально-внедорожных шин я загорелся, когда пару лет назад убедился, что их тяговые возможности можно оценивать не только субъективно, но и объективно, то есть инструментально. Например, связав два автомобиля штангой со встроенным динамометром. А раз испытания в Америке, то грех не использовать в роли «агрегатоносителей» пикапы. Это были простые и надежные Nissan Frontier и Toyota Tacoma.
В основном зачете было семь моделей: BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2, Cooper Discoverer STT, Hankook Dynapro MT, Goodyear Wrangler MT/R, Pirelli Scorpion MTR, Toyo Open Country M/T и Yokohama Geolandar M/T+. А чтобы понять, какова разница между грязевыми (Mud Terrain) и «просто» вседорожными шинами (All Terrain или AT), в программу испытаний включили еще и покрышки Continental ContiCrossContact AT.
Но график работ летел к чертям. Покрытие на песчаном треке было недостаточно плотным - «ведущий», обутый в тестовые шины автомобиль с включенным лишь задним приводом (в полноприводном варианте нагрузки на автомобили куда выше), мигом зарывался по самый мост. И как тут измерить тягу? Более того, засевший пикап иной раз не мог выбраться даже после подключения передка!
Вызволяем машину с помощью более серьезной техники - и ждем, пока бригада дорожников в очередной раз зальет трек водой и утрамбует песок катками. За три дня в песок ушло более 30 тонн воды! Но и это не помогло. В конце концов решили оценивать сцепные свойства, измеряя дистанцию, на которой автомобиль разгонится с места до 20 км/ч, причем с постоянной пробуксовкой задних колес.
Получилось. После пересчета результатов с учетом коррекции (несколько раз мы повторяли замеры на «базовых» шинах, чтобы учитывать изменение покрытия и погодных условий) получаем, что наибольшую тягу на песке обеспечивают шины Yokohama, а худшие показатели на счету Pirelli. Но это - при обычном давлении в шинах, два бара. А если давление снизить вдвое? Ведь пятно контакта увеличивается, а давление на грунт, наоборот, уменьшается - и колеса меньше закапываются. К сожалению, на всех комплектах провести замеры не получилось: нам просто не хватило площади трека. Но на примере двух комплектов мы убедились, что этот хорошо известный любителям бездорожья метод работает. На «зубастых» шинах Yokohama при половинном давлении тяговые возможности увеличились на 27%, а на более универсальных покрышках Continental (AT) результат улучшился аж на 38%! Вот и мораль: если на пути труднопроходимый участок сыпучего грунта, а в багажнике есть компрессор - стравливаем воздух! Скорее всего, и время сэкономите: за трактором бегать все равно дольше.
Следующий вид испытаний - разгон в грязи. А где ее взять в засушливом Техасе? Рецепт прост: нужно полить водой участок перепаханной земли и затем хорошенько помесить его колесами наших пикапов. А уж после измеряем динамику разгона по той же методе - с постоянной пробуксовкой задних колес.
На лучших в этом виде испытаний шинах Hankook разогнаться до скорости 20 км/ч удалось на участке 10,9 метра, а на худших шинах BFGoodrich на разгон понадобилось без малого 19 метров.
Само собой, это результаты усредненные: на каждом комплекте шин я повторял замеры минимум 12 раз. И только на шинах ContiCrossContact AT хватило трех попыток, чтобы понять: разогнаться в этой жиже до скорости 20 км/ч вообще невозможно! Один раз даже пришлось включать полный привод: иначе я бы просто не выбрался на твердую землю.
Следующее покрытие - гравий. Здесь другой подход: зная массу автомобиля и ускорение, можно вычислить тяговую силу. И делается это при пробуксовке колес в диапазоне от 9 до 60 процентов. На увешанном датчиками автомобиле я выполняю 12-14 заездов на каждом комплекте шин - и после усреднения результатов выясняется, что лучше всего на гравии работают незачетные шины Continental ContiCrossContact AT. А из зачетных - Pirelli Scorpion MTR. Хуже всех на гравии показали себя корейские шины Hankook Dynapro MT.
Удивительно, что при замерах тяговых сил теперь уже на траве (методика та же) лидеры и аутсайдеры поменялись местами: лучшими стали шины Hankook, а худшими - Pirelli. Еще одна иллюстрация к тому, как сильно могут отличаться «тягово-сцепные» свойства одних и тех же шин на разных покрытиях!
Следующий этап для меня был самым увлекательным: езда на время по извилистой грунтовой трассе. Ходовые повороты «под сотню» перемежаются медленными «шпильками» - настоящий раллийный доп! Выучил его - и езжу без стенограммы.
Без нагрузки Nissan Frontier в заднеприводном варианте, да еще с отключенной системой стабилизации, превращается в очень увлекательный «заносчивый» снаряд! А субъективные впечатления подтвердились электронным лап-таймером. Проще всего было ехать на шинах Continental и BFGoodrich - и на них же я показал лучшее время. А самыми медленными оказались покрышки Hankook: заносы размашистые, рулем приходилось работать в два раза сильней…
Переходим к упражнениям на асфальте: замеры тормозного пути на мокром и сухом покрытиях и субъективная оценка комфорта.
Тормозной путь пикапа Nissan Frontier на сухом асфальте со скорости 100 км/ч всегда превышал 40 метров. На лучших в этом виде испытаний шинах Yokohama это 43,5 метра, а дальше всего, на 47,6 метра, я укатился на шинах Goodyear. На мокром покрытии я измерял путь до остановки уже с 80 км/ч, но разброс результатов еще сильнее. Лучше всего автомобиль замедлялся, опять же, на шинах Yokohama (45,5 м), а самыми скользкими на воде оказались шины Toyo - 51 метр.
Тут надо заметить, что на результаты испытаний могли оказать влияние… змеи! На одну, выполняя подготовительные торможения, наехал местный испытатель. Наш фотограф Роман побежал было делать протокольную съемку, да сам чудом не наступил на вторую. Конечно, на воротах американского полигона есть предупреждающая табличка, но я-то здесь бывал и раньше - и видел лишь одну змею, которую поймал кто-то из местных. А тут наматывал круги по скоростному кольцу, на котором происходила оценка шума и плавности хода, - и едва увернулся от черного «шланга» длиной метра полтора! Ушел на второй круг - благо змея, почуяв недоброе, успела ретироваться. А я смог вновь сосредоточиться на оценке комфорта.
Понятно, что шины Continental категории AT со своим скромным рисунком протектора издают на асфальте минимум шума. И катятся мягче. Среди шин для грязи самые мягкие - Yokohama, а самые «тряские» - Cooper, Goodyear и Toyo. Хуже, что на асфальте эти шины здорово гудят. Меньше других - Pirelli, а сильнее - Yokohama. Гул перекрывает и рокот мотора, и шум ветра на высоких скоростях. Проходимость требует жертв… Кстати, именно самые шумные шины Yokohama больше всего понравились на бездорожье.
Впрочем, желающие ездить на «грязевых» шинах должны быть готовы пожертвовать не только комфортом, но и заметными суммами на топливо. Наименьшим сопротивлением качению обладают шины Hankook, а хуже других «катятся» шины Toyo.
Объективную оценку шин на асфальте и бездорожье мы выполняли при поддержке комплекса высокоточной аппаратуры с GPS-приемником VBox .
Чтобы отметить завершение программы испытаний, нас пригласили на местное ранчо, а изюминкой вечеринки должна была стать стрельба из арбалета. Стоп! А почему бы не совместить приятное с полезным? То есть в качестве мишеней выбрать наши шины? Но затея провалилась. Даже сам владелец охотничьего арбалета стрелял с такой невысокой кучностью, что одну шину стрела поражала вплотную к ободу, другую - ближе к протектору. Подойти ближе - и стрелять в упор? Да вот незадача: с двадцати пяти метров стрела, выпущенная со скоростью 470 км/ч, все равно пробивает обе боковины и застревает на выходе - даже усиленные кевларовым кордом покрышки Goodyear не могут противостоять такому выстрелу! А не очень внедорожные шины Continental и вовсе сдались «без боя»: я выпустил по ним две стрелы - и обе прошли навылет. Но вот что интересно. Не услышав шипенья, я было подумал, что промазал. Но осмотрел стрелы со следами резины, затем шины… В них действительно были отверстия, оставленные стрелами диаметром в полсантиметра, но благодаря герметизирующему слою резины покрышки сохранили давление! Напомню, что таким слоем покрыты все бескамерные шины.
Для оценки прочности боковин тестовых шин мы было решили использовать арбалет с оптическим прицелом. Однако стрела, пущенная с дистанции 25 метров с начальной скоростью 130 м/с, легко пробила все зачетные покрышки, а шины Continental ContiCrossContact AT прошила навылет!
После окончания тестов, как обычно, пересчитываем все результаты в баллы - и суммируем с учетом весомости показателей. Важнее всего - сохранение мобильности в грязи, затем - на песке, затем - на гравии и на траве. Так что 70% в итоговой оценке - это поведение шин на бездорожье. Примерно таким же «удельным весом» оперируют и производители «грязевых» шин. Оставшиеся 30% - это сцепные свойства на асфальте, комфорт и сопротивление качению.
Наибольшее количество баллов набирают шины Yokohama Geolandar M/T+. Они хороши не только внедорожными показателями, но и лучшими в тесте сцепными свойствами на асфальте.
На втором месте с минимальным отрывом шины Pirelli Scorpion MTR - тоже очень достойный вариант для любителей бездорожья. Третье место у шин Hankook Dynapro MT - они лучшие в грязи.
Частное мнение
На моем внедорожнике Mitsubishi Pajero третьего поколения стоят шины BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2. И, несмотря на результаты этих испытаний, к которым у меня нет повода придраться, я не побегу выбрасывать эти шины.
Их скромные способности в грязи для меня не сюрприз. В джиперской среде даже ходит поговорка: «Лучшая атэшка - это Гудрич эмтэшка».
Да, на пробитых во влажном лесу колеях или на глиняных подъемах я буду чаще разматывать лебедку. Но грязь ради грязи - это не мое. А те, кто проводит выходные на просеке под ЛЭП и считает рекордом пройденные за сутки три километра, выберут шины класса XT - уже для экстремального бездорожья. Например, Simex Extreme Trekker или Interco TSL Bogger.
Меня привлекают дальние поездки по дорогам разной степени убитости, когда в конце маршрута ждет интересный объект или красивое место, спрятанное от людей отрезком бездорожья. И для таких целей BFGoodrich подходят вполне. На асфальте, несмотря на серьезную размерность, 285/75 R16 против штатных 265/70 R16, они не превратили Pajero в грузовик. Динамики хватает, в том числе и тормозной, да и расход дизтоплива вырос всего на литр-полтора. После непростой балансировки (по 100-120 граммов грузиков на колесо) вибраций нет даже на 130 км/ч. Как и сильного гула: «резонансной» скоростью этих шин стали 70 км/ч, а в остальных режимах вполне комфортно.
Благодаря ненаправленному рисунку протектора можно обойтись одной запаской, а популярность этих покрышек на российском рынке не превращает их поиск в головную боль.
Главное экспедиционное достоинство «гудричей» - износостойкость. Если большинство шин класса МТ трутся по асфальту, как морковь на терке, то BFGoodrich выхаживают по 60-70 тысяч километров. Когда в конце осени я сменил их на зимние (еще раз напомню, что на льду все грязевые и АТ-шины беспомощны), то глубина протектора уменьшилась всего на 2,8 мм, с 15,1 до 12,3 мм. И это за тридцать тысяч очень непростых километров!
А самый существенный минус - цена. Шины BFGoodrich всегда стоили дороже большинства конкурентов, а сейчас разница стала особенно заметной. Боюсь, ее не перекроет даже отличный ресурс.
Yokohama Geolandar M/T+
Общая оценка: 8,8
Удивительно: шины Yokohama Geolandar M/T (без символа «+») с минимальными изменениями дизайна протектора выпускаются уже более десяти лет - и побеждают в нашем тесте. Может, еще и потому, что они единственные среди участников имеют направленный рисунок протектора. Покрышки Yokohama хорошо «гребут» в грязи и на траве, да и в песке позволяют разгоняться быстрее всего. Правда, на гравии сцепление уже не столь хорошее, да и на грунтовом извилистом треке автомобиль не всегда четко реагирует на управление: «раллийные» возможности этих покрышек ограничены.
Зато на асфальте - и на мокром, и на сухом - максимальный уровень сцепления. Жаль, гул протектора прослушивается во всем диапазоне скоростей.
Размерность
(доступны 8 типоразмеров от 30×9.50 R15 до 265/70 R17)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Страна-производитель
Сцепные свойства на песке
Сцепные свойства в грязи и на траве
Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте
Pirelli Scorpion MTR
Общая оценка: 8,6
Самые эффектные шины: это касается и названия, и сопутствующей ему графики на боковинах. В грязи они особенно хорошо «гребут» с пробуксовкой: увеличение оборотов двигателя почти всегда приводит к разгону и повышает шансы миновать трудный участок. Но на траве и на песке возможности ограничены.
На асфальте сцепные свойства умеренные, а вот показатели комфорта - выше среднего уровня: например, это самые тихие шины класса Mud Terrain. Важно и то, что цены на шины Pirelli Scorpion MTR на момент подготовки публикации оказались самыми низкими.
Размерность
(доступны 7 типоразмеров от 215/80 R16 до 285/70 R17)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Глубина рисунка протектора, мм
Дата производства (неделя-год)
Страна-производитель
Бразилия
Сцепные свойства в грязи и на гравии
Акустический комфорт
Цена
Сцепные свойства на песке и на траве
Hankook Dynapro MT
Общая оценка: 8,4
Корейские шины обеспечили лучший разгон и в грязи, и на свежей траве. Хотя по субъективным впечатлениям эти покрышки дополнительной уверенности в грязи не дают: при увеличении оборотов темп разгона почти не меняется. А по гравию на этих шинах лучше не гонять: гребут хуже всех, да и поведение автомобиля на грунте, усыпанном мелкими камушками, держит водителя в напряжении. Машина плавает на прямой и неохотно заходит в повороты.
На мокром асфальте покрышки работают хорошо и радуют приемлемой плавностью хода. А минимальное сопротивление качению среди шин класса Mud Terrain позволит сэкономить на топливе. Да и покупка этих шин не самая обременительная.
Размерность
(доступны 28 типоразмеров от 30х9.5 R15 до 275/65 R18)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Глубина рисунка протектора, мм
Дата производства (неделя-год)
Страна-производитель
Южная Корея
Сцепные свойства в грязи и на траве
Сцепные свойства на мокром асфальте
Низкое сопротивление качению
Сцепные свойства на гравии
Управляемость на грунте
Goodyear Wrangler MT/R
Общая оценка: 8,2
Особенность этих шин - усиленный кевларом каркас (пара-амидное волокно высокой прочности на разрыв). Теоретически это должно снижать вероятность повреждений при движении по камням и лесным дорогам.
Возможности асимметричных шин Goodyear на бездорожье - на среднем уровне. В грязи автомобиль уверенно стартует, хорошо едет «внатяг», но движение с пробуксовкой малоэффективно.
На гравии тяговые возможности также умеренные, хотя управляется автомобиль классно. Очень легко контролировать скольжения и проходить повороты в эффектном управляемом заносе. Раллийные шины!
На асфальте покрышки Goodyear неожиданно оказались худшими при торможении на сухом покрытии и одними из самых жестких. А еще они сильно сопротивляются качению.
Размерность
(доступен 31 типоразмер от 31х10.5 R15 до 285/65 R20)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Глубина рисунка протектора, мм
Дата производства (неделя-год)
Страна-производитель
Сцепные свойства в грязи
Управляемость на грунтовой трассе
Сцепные свойства на мокром
асфальте
Низкая плавность хода
Toyo Open Country M/T
Общая оценка: 7,9
Шины неплохо проявили себя на бездорожье - особенно в грязи, позволяя ехать как «внатяг», так и с интенсивной пробуксовкой. На песке и на гравии тяговые возможности скромнее, а на трассе управляемости пару раз приходилось корректировать занос, вращая руль до упора!
И на асфальте сцепления не хватает - особенно на мокром.
Это одни из самых жестких шин в нашем тесте, и при этом они заметно тяжелее остальных и сильнее сопротивляются качению.
О том, что эти шины не для асфальта, косвенно свидетельствует и индекс скорости: в отличие от остальных покрышек, рассчитанных на скорость 160 км/ч, «максималка» шин Toyo ограничена на уровне 150 км/ч.
Размерность
(доступны 6 типоразмеров от 31х10.5 R15 до 295/70 R17)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Глубина рисунка протектора, мм
Дата производства (неделя-год)
Страна-производитель
Сцепные свойства в грязи
Низкая плавность хода
Большая масса
Высокое сопротивление качению
Cooper Discoverer STT
Общая оценка: 7,3
Несмотря на то, что полигон компании Cooper Tires расположен лишь в 100 км от того места, где мы проводили испытания, «родные стены» не помогли. На траве и на песке шины худо-бедно «гребут», но в грязи автомобиль на шинах Cooper отказывается интенсивно разгоняться. И на грунтовой трассе управляемости не удалось показать хорошее время: из-за резких срывов в скольжения. На мокром асфальте тормозные свойства посредственные, на сухом - немногим лучше. И по комфорту эти шины в аутсайдерах: подробно пересчитывают все стыки асфальта.
Далеко не лучший вариант внедорожных шин. Особенно с учетом высокой цены.
Размерность
(доступны 26 типоразмеров от 30х9.5 R15 до 35×12.5 R20)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Глубина рисунка протектора, мм
Дата производства (неделя-год)
Страна-производитель
Средние сцепные свойства на гравии и на траве
Низкие сцепные свойства на мокром асфальте
Низкая плавность хода
BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2
Общая оценка: 7,2
Над шинами BFGoodrich в последние годы засиял нимб спортивной славы: на них одерживают победы и в классическом ралли, и в ралли-рейдах. На извилистой грунтовой трассе именно на этих шинах удалось показать лучшее время (если не брать в расчет внезачетные шины Continental). Автомобиль четко идет по траектории, плавно начинает скользить. Неплохие сцепные свойства - и на песке, и на гравии. Но в грязи шины BFGoodrich проигрывают конкурентам - и именно это стало причиной низкого положения в итоговом рейтинге.
Хорошие шины для скоростной езды по грунтовым дорогам, но для ползания по грязи не годятся. И стоят немало.
Размерность
(доступны 26 типоразмеров от 215/75 R15 до 38×14.5 R20)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Глубина рисунка протектора, мм
Дата производства (неделя-год)
Страна-производитель
Управляемость на грунтовой трассе
Средние сцепные свойства на песке и на гравии
Низкие сцепные свойства в грязи
Низкие сцепные свойства на мокром асфальте
Высокая цена
Continental ContiCrossContact AT
Шины Continental ContiCrossContact AT были включены в программу теста вне зачета для того, чтобы продемонстрировать принципиальные отличия более универсальных вседорожных покрышек класса AT (All Terrain) от грязевых шин MT (Mud Terrain). Им это удалось! На грязевом участке автомобиль в заднеприводном варианте не смог набрать нужные для замера 20 км/ч.
Зато в остальных дисциплинах шины с менее агрессивным и не столь глубоким рисунком протектора показали очень достойные результаты. На гравии покрышки Continental и вовсе лучшие! И на песке они «гребут» хорошо. На таких «мелкодисперсных» покрытиях более насыщенный резиной протектор работает лучше агрессивных шашек шин класса MT.
А удивительно то, что на асфальте шины Continental уступили нескольким моделям основного зачета. То есть вовсе не факт, что на асфальте шины класса MT однозначно проигрывают покрышкам AT. Все зависит от конкретных моделей и производителей. Хотя по части комфорта и легкости качения шины Continental ContiCrossContact AT явно предпочтительнее.
Размерность
(доступны 23 типоразмера от 205/65 R15 до 255/60 R18)
Индекс скорости
Индекс грузоподъемности
Масса, кг
Твердость резины по Шору, ед.
Глубина рисунка протектора, мм
Дата производства (неделя-год)
Страна-производитель
Низкое сопротивление качению
Комфорт
Управляемость на грунтовой трассе
Сцепные свойства на песке и гравии
Крайне низкие сцепные свойства в грязи
Низкие сцепные свойства на траве
Олег РАСТЕГАЕВ
Фото Романа ТАРАСЕНКО
Рассматривая и выбирая шины для внедорожников, следует сделать акцент на том, что ожидается от этой резины, и в каких условиях она будет эксплуатироваться. Должно быть предъявлено одно из следующих требований:
- проходимость на пересечённой местности (спорт, путешествия и прочие специальные требования);
- ежедневная езда в пригород или по разбитым городским дорогам;
- совмещение выездов в город и езды по грунтовым дорогам (например, для фермера в деревне);
- комфорт, скоростные качества и курсовая устойчивость на трассе.
Важнейшей общей чертой всех шин с повышенными внедорожными качествами является способность к самоочищению. В качестве важных качеств такой резины, также отметим:
- обеспечение устойчивости автомобиля,
- прочность каркаса и боковин.
К выбору резины для внедорожных поездок следует подходить особенно рационально, чтобы ваша покупка оправдала ожидания и финансовые вложения.
Рассмотрим 4 основных класса внедорожной резины, с учётом международной маркировки.
Четыре класса внедорожной резины
1) HT (Half Terrain) – это стандартная резина для внедорожников, имеющая ассиметричный рисунок для того, чтобы расширить её функциональные качества: движение по асфальтовым дорогам, щебню и улучшенную проходимость на грунтовке.
Плюсы:
- улучшенная проходимость, благодаря ассиметричному рисунку протектора;
- отсутствие аквапланирования;
- управляемость на трассе.
Минусы:
- не для абсолютного бездорожья;
- достаточно шумная.
2) HP (High Performance) – трассовый вариант для внедорожников, больше предназначен для движения по асфальту, имеет высокий индекс скорости. Качества данной резины направлены на устойчивость при движении по шоссе, хорошее сцепление с дорогой.
Плюсы:
- курсовая устойчивость;
- высокий индекс скорости.
Минусы:
- не для бездорожья, но хорошо преодолевающие препятствия на дорогах;
- дорогостоящие, для «джипов» премиум-класса.
3) AT (All Terrain) шоссейно-внедорожные – условно универсальные шины (для трассы и пересечённой местности). Не очень скоростной вариант. Хороши в условиях разбитых дорог, дорожного покрытия низкого качества.
Плюсы:
- агрессивный протектор;
- прочность;
- повышенная проходимость.
Минусы:
- высокий уровень шума;
- отброс гравия;
- жёсткость;
- медленный разгон.
4) MT (Mud Terrain) или «грязевые» шины – не предназначены для движения по шоссе, а в городе (по идее) вообще не должны использоваться. Подходят фермерам, профессиональным охотникам и рыбакам, а также тем, кто занимается спортивной ездой по пересечённой местности (на проходимость).
В зависимости от жёсткости, химического состава, рисунка протектора, различные шины, объединённые общей маркировкой МТ, применимы для разных внедорожных грунтов:
А) глина, грязь: высокий профиль, усиленные зацепные части.
Б) рыхлый грунт (песок): широкие блоки, узкие канавки протектора.
В) каменистая местность (скалы): повышенная прочность и устойчивость.
Плюсы:
- проходимость на глине, грязи, камням (в зависимости от марки, свойств резины и рисунка протектора);
- прочность.
Минусы:
- высокая степень изнашиваемости на асфальтовом покрытии;
- плохая управляемость на шоссе;
- не скоростные;
- очень высокий уровень шума.
- определитесь, нужны ли новым шинам скоростные качества, будете ли вы чаще всего передвигаться по асфальту;
- будет ли преодоление грязи и бездорожья частым или планируются лишь одиночные выезды в лес, на рыбалку;
- насколько часто вы будете ездить по городским дорогам,
- при спортивном использовании внедорожника, выбирайте шины для тех грунтов, с которыми им придётся сталкиваться;
- шины для внедорожников должны иметь одинаковую степень износа на одном автомобиле и одинаковый рисунок протектора;
- ассиметричные шины следует устанавливать согласно дополнительной маркировке (внутренней и внешней стороны);
- внедорожные шины с дополнительной маркировкой 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake) – это зимние шины для внедорожников, обладающие соответствующими химическими свойствами и предназначенные для не летних температурных режимов;
- некоторые водители легковых автомобилей и кроссоверов считают, что установка внедорожных шин на зимний период улучшит устойчивость и проходимость автомобиля зимой. Это является заблуждением, поскольку размерность шины и качество резины должны соотноситься с моделью автомобиля и погодными условиями. При неправильном выборе шин, сцепление с дорогой ухудшается (что минус к безопасности на дороге), а резина изнашивается быстрее (что минус для кошелька).
Вашему вниманию предлагается выборка моделей внедорожных шин с протектором усиленной проходимости и относительно «универсальными» свойствами резины. Такие шины не требуют дополнительных технических изменений в вашем автомобиле, но помогут справиться с бездорожьем для поездки на рыбалку или во время активного отдыха.
Лучшие внедорожные шины согласно отзывам владельцев
Cordiant Off Road
Относятся к категории грязевых шин повышенной проходимости (МТ). Не скоростная, но прочная резина для выездов «дальше, чем на дачу». Водители отмечают высокую проходимость этих шин, мягкость, но прочность, хорошее самоочищение протектора от грязи. Не подходит для города и шоссе.
Характеристики:
- Сезонность: всесезонные;
- Диагональные: нет;
- Диаметр: 15 / 16.
Замеченные достоинства:
- привлекательная цена;
- прочность;
- управляемость;
- хорошее торможение на сухом асфальте;
- управляемость на жидкой глине, рыхлом снегу, в снежной каше;
- износостойкость;
- отличная балансировка;
- эластичность.
Выявленные недостатки:
- мало размерностей;
- высокий расход топлива;
- снос на скоростях выше 90 км/ч;
- не для езды по глубокому песку;
- не для езды по льду.
Comforser CF3000
Тяжёлые внедорожные шины типа МТ (грязевые), вес 23 кг без диска, с достаточно агрессивным рисунком протектора и глубиной протектора более 14 мм. Рекомендуются в летнее время в условиях провинциальных дорог с разбитым покрытием и грунтовых дорог. Не скоростные.
Характеристики:
- Сезонность: всесезонные;
- Диагональные: нет;
- Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22 / 24 / 26.
Замеченные достоинства:
- соотношение цены и качества;
- высокая проходимость в грязи, лужах;
- хорошее поведение в колее;
- низкий уровень шума;
- большое количество модификаций;
- мягкость;
- хороший отвод воды;
- хорошая проходимость в грязи;
- дизайн.
Выявленные недостатки:
- камни забиваются в узор протектора;
- не для минусовых температур (дубеют);
- небольшой снос на мокром асфальте;
- повышенный расход топлива.
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2
Шоссейно-внедорожные шины (тип АТ). Этот тип шин отвечает ожиданиям водителей, регулярно преодолевающим весеннее и осеннее бездорожье, передвигающимся по разбитым провинциальным улицам и в колее. Также хорошо показывает себя на трассе при скорости свыше 90 км/ч. Главным качеством модели называют износостойкость: возможность пользовать в течение пяти летних сезонов плюс весна и осень. Менять можно только когда наступают морозы. Эти шины подходят для путешествий на большие расстояния с разным типом дорог.
Характеристики:
- Сезонность: всесезонные;
- Диагональные: нет;
- Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 20.
Замеченные достоинства:
- универсальность;
- прочность (при эластичности);
- износостойкость;
- низкий уровень шума;
- управляемость на трассе;
- проходимость в грязи;
- проходимость на гравии и песке;
- устойчивость на первом снегу;
- прочная боковина;
- не дубеет при небольших минусовых температурах;
- предсказуемость при аккуратной езде по льду;
- дизайн.
Выявленные недостатки:
- дорого,
- тяжело балансируется,
- при обкатке новая резина немного «плывёт» на крутых поворотах (из-за мягкости).
GOODYEAR Wrangler DuraTrac
Данная модель внедорожных шин является износостойкой и может быть применима как в городе, так и за городом. Не очень скоростной вариант, однако удачный для аккуратного стиля вождения. Высокая проходимость: песок, грязь, щебёнка. По мнению многих автолюбителей (несмотря на отсутствие такой маркировки), подпадает под категорию АТ (шоссейно-внедорожные).
Характеристики:
- Сезонность: всесезонные;
- Диагональные: нет;
- Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20.
Замеченные достоинства:
- соотношение цена/качество;
- износостойкость;
- низкий уровень шума;
- устойчивость на асфальте;
- устойчивость на рыхлом снегу;
- высокая проходимость на разных грунтах;
- хорошее поведение в колее;
- хорошее самоочищение протектора;
- дизайн;
- качественная балансировка.
Выявленные недостатки:
- достаточно высокая стоимость;
- не идеальна при экстренном торможении (жёсткая);
- не для льда и морозов;
- присутствует аквапланирование на высоких скоростях.
Hankook Tire Dynapro MT RT03
Резина типа МТ – грязевые шины. Эти покрышки нельзя назвать шоссейными, поэтому по трассе следует ездить на умеренных скоростях. Хорошо ведёт себя и на городских дорогах, но не зимой.
Выводы
По итогам обзора внедорожных шин, самыми проходимыми, по отзывам водителей, являются модели Cordiant Off Road и Comforser CF3000 . Это «грязевые» шины, которым в большом городе не место, но на грунтовке и бездорожье они не подведут. При этом Cordiant Off Road привлекает невысокой стоимостью. Hankook Tire Dynapro MT RT03 рекомендуется для очень умеренного вождения в соответствующий сезон. Это вариант для разбитых провинциальных дорог с улучшенной проходимостью.
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 ‒ лидер по качеству и износостойкости, сочетающий в себе возможность вождения в городе, на трассе и даже на бездорожье. Однако не каждый автолюбитель может себе позволить приобрести «универсальные» шины по столь высокой цене. Как более недорогая альтернатива, могут быть рекомендованы внедорожные шины GOODYEAR Wrangler DuraTrac , не претендующие на очень высокие шоссейные качества, однако имеющие оптимальное соотношение цена/качество, и демонстрирующие хорошие показатели при аккуратном вождении в тёплое время года.
«Универсальную» внедорожную резину найти сложно. Главными остаются вопросы места и интенсивности её использования, а также важно, всё-таки, ориентироваться на сезон, для которого она предназначена.
Также обратите внимание на другие подборки резины нашего сайта: , а также вечная борьба между и . И, конечно, всякую резину нужно накачать: по ссылке наша подборка на разный вкус, цвет и кошелёк.
Обновлено: март 2020
Большинству владельцев внедорожников знакомо американское деление шин на три группы: H/T, или HT (Highway Terrain) - для асфальтовых дорог; M/T, они же MT (Mud Terrain) - для бездорожья; A/T, или AT (All Terrain) - универсальные. Дорожные шины ориентированы на высокое сцепление на асфальте и потому на бездорожье почти беспомощны. Грязевые, наоборот, отлично гребут, но «зубастый» протектор добавляет шумности на твердом покрытии, а из-за уменьшенного пятна контакта у них посредственные показатели управляемости и на сухом, и на мокром твердом покрытии. Универсальные можно назвать «и нашим и вашим» либо «ни нашим ни вашим», поскольку они находятся между двумя полюсами и вполне уверенно чувствуют себя как на песке, так и на твердых дорогах.
Относительно недавно в этой классической «нарезке» появилась четвертая группа - S/T, или ST (Sport Terrain). Это скоростные шины, предназначенные исключительно для твердых покрытий. Именно на таких шинах тяжелые внедорожники могут на асфальте соревноваться с легковыми автомобилями в тяговых и тормозных свойствах.
В таблице собраны шины Continental для внедорожников и легких грузовиков, представленные на российском рынке. Continental по-своему делит на группы сегмент . Более мелкая по сравнению с классической «нарезка» выглядит логично, ведь разномастных кроссоверов становится все больше.Шины Continental занимают сегменты от «чисто асфальтового» до «универсального». Настоящие грязевые шины предлагает лишь марка General Tire, которая до 2000 года производила только обувку для внедорожников, а теперь имеет широкую гамму - от «спорта» до «грязи». В этом году Continental начинает официальные продажи в России шин General Tire (прежде их поставляли серые дилеры).
А Matador (подразделение компании Continental) предлагает шины для кроссоверов в тех же секторах, что и собственно бренд Continental, но по более доступным ценам.
Выглядит как агрессивная «зубастая» вседорожная шина, но на твердых дорогах она белая и пушистая - несет любой кроссовер тихо и мягко. На мокром покрытии тормозит не хуже многих дорожных шин. При этом обладает впечатляющей тягой на сыпучем грунте и повышенной прочностью. По сцеплению на дорогах без покрытия сравнима с шинами категории A/T. Подойдет любым современным кроссоверам и пикапам. Производится в 34 размерностях (от R15 до R18), включая пять - для малотоннажных грузовиков. | Эта шина обеспечивает высокие показатели при движении по бездорожью в сочетании с уверенным поведением автомобиля на твердых покрытиях, а также отменные тяговые и тормозные характеристики на рыхлых поверхностях. Раскрытые в плечевых зонах шашки улучшают самоочистку и дают дополнительную тягу на сыпучих и вязких грунтах. Протектор шины из смеси, устойчивой к порезам и крошению, а в его канавках есть выталкиватели камней. Представлена в 44 размерностях (от 195/80 R15 до 275/60 R20) для кроссоверов и 22 размерностях (от 205/70 R15 до 255/60 R18) для легкогрузовых автомобилей. |
Тягу на сыпучих грунтах и эффективную самоочистку протектора обеспечивает переменное сечение шашек и поперечных канавок в плечевых зонах. Для улучшения сцепления на скользких и вязких грунтах служат мелкие «тяговые» канавки-вырезы, разбросанные по всей ширине протектора под разными углами. Увеличение прочности и ходимости шины достигнуто благодаря укрупненным блокам протектора со стабилизирующими кромками, а также выталкивателям камней, расположенным на дне канавок по всей ширине протектора. В продаже есть 22 типоразмера - от 205/70 R15 до 275/40 R20. | Самая «зубастая» в гамме. Мощные развитые грунтозацепы, наползающие на боковину в плечевой зоне, обеспечивают хороший зацеп и защищают боковины от повреждений. Развитые глубокие канавки способствуют хорошей самоочистке протектора, предохраняя его от «замыливания». На дне канавок видны выталкиватели камней. Доступна более чем в 40 размерностях (от R15 до R20), в основном в «легкогрузовом» исполнении. |
Шины Continental для кроссоверов, внедорожников и малотоннажного транспорта* |
||||||
Американская классификация | S/T | H/T | A/T | M/T |
||
Классификация Continental | Premium HP | Onroad balanced | Allroad
| All Terrain | All Terrain | Extreme Terrain |
Соотношение по пробегу: асфальт/грунт | 100/0 | 90/10 | 80/20 | 70/30 | 50/50 | 20/80 |
Continental | ContiSportContact | ContiCrossContact LX | ContiCrossContact LX 2 | CrossContact ATR | ContiCrossContact AT | |
General | Grabber GT |
Владельцы внедорожников, вне зависимости от его класса, размера, объёма двигателя и стоимости, всегда желают видеть повышенную проходимость в сочетании с неплохой динамикой транспортного средства. Конечно, при конструировании подобных автомобилей инженеры обращают внимание на мощность силового агрегата, установку подключаемого или постоянного полного привода, устройство функции блокировки муфты межосевого дифференциала, особая конструкция подвески, обеспечивающая увеличенный дорожный просвет автомобилю, а также многие другие опции. Однако без корректно подобранной резины езда в труднодоступных местах станет некомфортной, а слишком грубые протекторы, наоборот, повысят риск управления авто на асфальтированной дороге. Если же водителю нужны универсальные покрышки, ему следует рассмотреть колёса с маркировкой АТ.
Резина AT расшифровывается как All Terrain, что переводится на русский язык как «вездеходный» и означает, что автомобиль можно эксплуатировать при любых дорожных условиях. Достигается это за счёт умелой комбинации химического состава резиновой смеси с конструкцией универсальных протекторов, обладающих острыми ламелями и одновременно умеренной жёсткостью, из-за чего они не деформируются под массой тяжёлого авто. Так, данные покрышки можно использовать практически на любом дорожном покрытии, в частности:
Классические покрышки АТ для полноразмерного внедорожника
- Главное преимущество заключается в том, что использование покрышек возможно на дорогах с разным качеством покрытия, но сравнение чаще всего приводится между асфальтом и грунтовой дорогой. В зависимости от типа покрышки и приоритетов в её применении, технические возможности выражаются в долях, как, например, 50/50, 60/40, 70/30, то есть в данных случаях адаптация к асфальтовому покрытию составляет 50 %, 60 % или 70 %, а число через косую черту означает возможность безопасной и комфортной эксплуатации в условиях бездорожья.
- Любая резина АТ (All Terrain) - это нечто между НТ (Highway Terrain, или шин для шоссе) и MT (Mud Terrain - грязевых покрышек), что говорит о средних тяговых качествах и сцеплении на асфальте, либо на дорогах с некачественным грунтовым покрытием в сельской местности, то есть в условиях полного бездорожья.
- В то же время любое колесо с шиной АТ в условиях тёплого времени года отлично ведёт себя в сельской местности, во время передвижения по насыпному гравийному покрытию, песку или укатанной глине. В то же время крайне не рекомендуется передвигаться по целине, состоящей из плодородного органического грунта, так как возможны пробуксовки авто.
- Протекторы на покрышках с такой маркировкой имеют относительно большую высоту и достаточно агрессивный узор. Это означает, что подошва содержит все известные в индустрии элементы для качественного сцепления и создания ломового эффекта во время езды.
- Это и жёсткий протектор для минимального сопротивления качению, и для скоростной езды по асфальту, и канавки для сбора влаги, чтобы не войти в режим аквапланирования на мокрой дороге во время дождя, и грязевые зацепы, цепляющиеся даже за мягкий грунт, чтобы преобразовать крутящий момент в источник движущей силы.
Исходя из приведённых выше функциональных особенностей, резина А Т больше подходит для кроссоверов, то есть автомобилей класса SUV (Spirt Utility Vehicle). Это означает, что такой транспорт может развивать высокую скорость при передвижении по ровным дорогам с качественным асфальтом и в то же время уверенно чувствует себя в условиях умеренного бездорожья.
Шины на автомобиле класса SUV
Рейтинг лучших AT шин на внедорожник
Несомненно, шины АТ для внедорожников производятся практически всеми известными брендами, и на них также имеется огромное количество дешёвых реплик. Это приводит к тому, что водители часто теряются и не могут определиться в выборе. Именно для таких ситуаций эксперты и обозреватели часто прибегают к независимым тестам покрышек, а также собирают реальные отзывы от водителей, которые эксплуатируют интересующие их колёса, на основании чего составляется определённый рейтинг лучших производителей резины A T, а именно:
- BF Goodrich All-Terrain KO2 - одна из лучших автошин рассматриваемой категории в мире, так как она идеально подходит в размерности 215/70/R16 к любым кроссоверам низкого и среднего ценового диапазона, как, например, Renault Duster или Hyundai Tucson. Данная американская резина относится к премиальному классу, и стоит не менее 9-10 тыс. руб.* в 16 диаметре, по состоянию на февраль 2019 года. Но многослойная конструкция подошвы и усиленный боковой корд практически никогда не вызывают деформаций или проколов при скоростной езде, маневрировании или после наезда на острое препятствие.
Вам действительно нужны грязевые шины с маркировкой АТ (All-Terrain)? То есть жизнь связана с экстримом, спортом, частыми выездами на бездорожье? Если это так, то обязательно изучите рейтинг шин АТ, разберитесь в их специфике и приобретайте выгодное для себя изделие. Если же только 5-7 % своих выездов посвящается бездорожью, то стоит ли тратить так много денег и приобретать шины класса АТ. Во-первых, шины такого класса некомфортно чувствуют себя на асфальте, идут тяжело и немного шумно. Только при выезде на бездорожье с трудными участками резина All-Terrain выполняет свои функции сполна. Во-вторых, идет перерасход бензина, когда машина следует по асфальту большую часть своих выездов.
Шины с маркировкой АТ
И прежде, чем идти за покупкой новых покрышек для внедорожника, проанализируйте способ своей жизни, определите планы на будущее, признайтесь, какую роль играет в вашей жизни машина – символ престижа, средство передвижения или способ открытия загадочного мира. И уже расставив приоритеты, изучайте рейтинг шин АТ для внедорожников, понимайте, подходят ли они для машины.
Для чего нужны шины АТ?
Какие модели шин АТ вошли в рейтинг?
Достоинства шин Toyo Open Country AT
- Мощный внедорожный дизайн протектора
- Максимальная устойчивость к эффекту аквапланирования
- Возможность самоочистки протектора в процессе движения
- Устойчивость к повреждениям, отличные системы защиты и состав резины
- Позволяет безопасно маневрировать по снегу, песку, грязи.
Таким образом, за обозначенный широкий круг достоинств Toyo Open Country AT входит в рейтинг внедорожных шин и занимает лидирующие позиции.
Изделия бренда Kumho –сверхпрочные, и все потому, что имеют «бесшовный крой», на их боковинах нет слабых мест и уязвимых для повреждения участков. Проколы и порезы у этого изделия минимизированы!
Достоинства шин Kumho Road Venture AT KL78
- Надежный протектор с симметричным рисунком
- Современный дизайн покрышки
- Прочная боковина без швов, но с надежными зацепами
- Шины уменьшают уровень вибрации авто, в виду того, что применена технология ESCOT
- Акустический комфорт
- Выгодно обозначенные ламели отвечают за максимальную сцепку с дорожным покрытием и летом, и зимой
- Имеющиеся шашечки на бездорожье защищают резину от мелких камней и грязи
- Есть система отвода воды с покрышек и самоочистки от грязи
- Современный броский дизайн шин Kumho Road Venture AT KL78
- Отсутствие эффекта аквапланирования
- Износоустойчивые
Таким образом, вошли в рейтинг шин АТ Kumho Road Venture AT KL78 – конкурентоспособные всесезонные шины для внедорожников, они хорошо реагируют на рулевое управление, уверенно вводят в повороты машину. Изделие отличается прочностью, надежностью в виду примененных современных технологий.
3. Yokohama Geolandar A/T G015 – качественные всесезонные шины для внедорожника, пришедшие на смену своему предшественнику- Geolandar A/T-S G012, который возглавлял рейтинг шин АТ для внедорожников в 2010-2016 годах. Новая резина понравится автовладельцам, любящим скорость. Производители информируют, что в состав резины добавлено апельсиновое масло и несколько новых ноно-полимеров с целью повышения качества изделия и его противодействия быстрому износу.
Шины Yokohama Geolandar A/T G015
Достоинства изделия:
- Усиленная боковая шина с грунтозацепами
- Современный и надежный рисунок протектора
- Высокая степень проходимости по бездорожью
Таким образом, изучив рейтинг внедорожных шин, понимаете, что выбор огромен, очень много достоинств имеет каждая модель. Приобретается та, которая оптимально подходит вашему автомобилю. Оснащаете средство передвижения на свое усмотрение и реализуете свои замыслы – поездки, путешествия, марш-броски.