Датчик скорости ВАЗ 2110 – это важный элемент электронной системы управления двигателем автомобиля, следовательно, встретить его можно лишь на инжекторных «десятках».
В «десятке»датчик скорости располагается на коробке передач.
Если более детально, то искать его следует в подкапотном пространстве, в моторном отсеке, рядом с выпускным коллектором – между гибким валом и приводом спидометра. Датчик установлен вертикально.
Принцип работы.
Принцип работы датчика скорости ВАЗ 2110 основан на эффекте Холла: передавая электрические импульсы (в автомобилях марки ВАЗ, к слову, используется лишь 6 таких импульсов) в ЭБУ, датчик информирует тот о частоте вращения ведущих каток машины, на основе которой блок управления не просто воздействует на стрелку спидометра/показания километража, но и осуществляет контроль работы двигателя, посылая нужные сигналы регулятору холостого хода и датчику положения дросселя.
Когда нужна диагностика?
Из-за ограниченного числа импульсов и по многим другим причинам (на датчик попала моторное масло, грязь, окислились контакты или провода, расположенные недалеко от датчика скорости, имеют место механические повреждения детали и др.) в «десятках» нередко можно наблюдать огрехи в работе спидометра или его полную неработоспособность. Одновременно с этим, чаще всего, возникают проблемы при движении накатом на холостых оборотах и включение системной лампы «CHECK» (код ошибки «24»). Как бы то ни было, любой из названных признаков требует от автовладельца обязательной диагностики датчика скорости, ведь причины неисправностей могут крыться в нем, а могут – совершенно в другом месте.
Как проверить датчик скорости ВАЗ 2110?
Существует всего 3 способа проверки датчика скорости «десятки». Один из них предполагает использование контрольной лампы, два других базируются на схеме.
Но прежде, чем переходить к любому из них, удостоверьтесь в наличии заземления и напряжения на контактах, для этого отсоедините от датчика электрический разъем, просто сдавив «усики» и сняв фишку, и прозвоните в нем каждый из них. Один из контактов должен показывать напряжение 12В.
Если с питанием все в порядке, переходите непосредственно к самой диагностике.
Способ №1 – осуществляется по приведенной выше схеме без снятия датчика с автомобиля.
- Поддомкратьте передние колеса.
- С помощью проводов обычных (если у вас есть помощник) или с зажимами типа «крокодил» (если помощника у вас нет) выполните подключение вольтметра к датчику скорости, не забыв подвести к нему ток.
- Установите КПП в положение 5 передачи и покрутите колесо.
- Если с датчиком все в порядке, в ответ на эти действия вы увидите изменения в напряжении импульсного контакта – между выводом и массой – чем больше скорость, тем больше напряжение. Диапазон изменений 0,5-10В.
Способ №2 – осуществляется по приведенной выше схеме на снятом с автомобиля датчике.
- Демонтируйте датчик скорости (как это сделать, подробно будет расписано ниже – в инструкции по его замене).
- С помощью проводов опять же повторяете приведенную выше схему.
- Возьмите трубочку, пассатижи или любой другой подручный предмет, позволяющий прокрутить ось датчика (здесь, главное, не забывать о технике безопасности), и осуществите вращение датчика вокруг его оси.
- Возникшие при этом показания мультиметра (от 0,5В до 10В) будут свидетельствовать о том, что с датчиком все в порядке.
Способ №3 – «проверка лампочкой».
Применяется к датчику скорости без его снятия с автомобиля.
- С помощью домкрата ведущие колеса приподнимите на землей.
- По приведенной схеме к диагностируемому элементу подключите лампочку.
- Поставьте рычаг КПП на 5 передачу и повращайте колесо. Лампочка при этом должна будет заморгать. Если этого не произошло (при наличии напряжения в сети, естественно), датчик следует заменить.
Замена датчика скорости ВАЗ 2110: подробная инструкция к действию.
- Предварительно обесточив автомобиль (сняв провод с минусовой клеммы АКБ), сдавите к центру дужки, расположенные по бокам датчика, и отсоедините от него колодку проводов.
- Демонтируйте датчик скорости, просто выкрутив его против часовой стрелки (руками или с помощью ключа на «21», и установите на его место новый.
- Закрутите датчик до упора, присоедините к нему колодку проводов, соблюдая полярность.
Будьте аккуратны! В процессе таких, казалось бы, несложных работ очень велика вероятность повреждения штока привода и попадания его обломка внутрь привода.
Если избежать его все же не получилось, действуйте следующим образом:
- открутите крепление привода спидометра (гайку вместе с шайбой) ключом на «10»;
- легкими расшатывающими движениями пробуйте вытащить его на себя, если не получается – помогите себе накидным ключом на «14», главное, не выроните шток, в противном случае придется разбирать всю КПП;
- дальнейшие действия зависят от удачи и вашего желания. Можно просто заменить шток (при покупке обязательно сравнивайте его маркировку с вышедшей из строя деталью, так как количество зубьев на шестерне может быть разным), а можно все же попробовать извлечь обломок, особенно, если он пластмассовый: на огне раскалите проволоку и проткните ею обломок, подождите пока проволока остынет и выньте ее вместе с пластмассой. Если внутри остались более мелкие детали, их можно попробовать выковырять шилом или ножницам, в случае неудачи – шток меняется.
Важно! Новый резиновый уплотнитель перед установкой промазывается моторным маслом, а сам шток – красным герметиком, ведь в приводе он больше ничем не фиксируется.
Видео.
На автомобилях ВАЗ-2114 датчик скорости имеет очень большое значение. Именно с его помощью происходит корректировка состава топливной смеси и угла опережения зажигания. А также при наличии усилителя рулевого управления - включение и отключение этого механизма.
На карбюраторных автомобилях использовалась тросиковая система передачи данных о скорости. На инжекторных машинах применяются датчики, которые вырабатывают электрический сигнал, необходимый для подачи на спидометр и блок управления двигателем.
Как устроен датчик?
Самые первые датчики, которые устанавливались на инжекторных автомобилях, монтировали в приборной панели. Привод спидометра осуществлялся все так же при помощи механической передачи вращения. Это очень неудобно, так как всё равно вся система продолжала функционировать на механических устройствах. Намного лучше были датчики второго поколения.
Здесь уже не было механической передачи, но имелся один недостаток — соединение с механической коробкой делалось при помощи шестерни. Она была очень ненадёжной, часто выходила из строя. В третьем поколении датчиков использовались устройства, работающие на эффекте Холла. Они надежнее и долговечнее, нежели предшественники. Устанавливается датчик скорости ВАЗ-2114 непосредственно на
За что отвечает датчик скорости?
Это устройство необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование двигателя в различных режимах работы. Подключение датчика скорости ВАЗ-2114 осуществляется к электронному микроконтроллерному блоку управления и спидометру. Исправный датчик вырабатывает сигнал, причем его величина зависит от скорости движения автомобиля.
При этом электронный блок управления позволяет обеспечить нормальную работу исполнительных устройств, в частности, регулятора холостого хода. Все электронные приборы нуждаются в своевременном осмотре и контроле работоспособности. Если у вас не работает спидометр, то это вовсе не означает, что неисправен датчик скорости. Обязательно проверьте работоспособность самого спидометра. Вполне возможно, что поломка кроется именно в нём.
Как определить, что неисправен датчик
Если у вас на автомобиле установлен бортовой компьютер, то электронный блок управления обязательно выдаст ошибку, которая появится на дисплее. Всего имеется две ошибки:
- Р0503 — сигнал от датчика скорости прерывается. Вполне возможно, что причина такого поведения - плохой контакт в соединительных проводах.
- Р0500 — сигнала от датчика скорости нет совсем. В этом случае может быть как поломка прибора, так и обрыв провода, которым соединяется датчик с электронным блоком управления.
Обязательно перед заменой датчика убедитесь в том, что все провода, которыми он подключён к системе, находятся в исправном состоянии.
Внешние признаки поломки
Также вы можете заметить следующие признаки, которые характерны при поломке датчика скорости:
- Существенно снижается мощность двигателя.
- Повышается расход бензина, причём заметно.
- Обороты при работе двигателя на холостом ходу неустойчивы. Иногда двигатель глохнет, если не нажать педаль газа.
- Спидометр не работает либо функционирует неустойчиво.
Все эти признаки нельзя отнести однозначно к датчику скорости. Ведь подобные симптомы проявляются и при выходе из строя других приборов и исполнительных механизмов.
Диагностика датчика
Выполнить диагностику можно несколькими способами. Если вы заподозрили поломку датчика ВАЗ-2114, необходимо подать напряжение на прибор, а на выходе подключить мультиметр. Вращая ось датчика с разной скоростью, наблюдайте за изменением напряжения. Чем выше скорость вращения, тем больше величина напряжения.
Если вы не хотите демонтировать датчик, то можно при помощи домкрата приподнять одно колесо. Включите пятую скорость и постепенно раскручивайте колесо. Если напряжение увеличивается постепенно, то прибор в исправном состоянии. Но намного лучше окажется диагностика путем установки заведомо исправного датчика.
Замена
Выполнить замену датчика скорости ВАЗ-2114 можно очень быстро, для этого лучше всего воспользоваться смотровой ямой или эстакадой. Процедура выполнения работ следующая:
- Отключите от аккумулятора минусовую клемму.
- Очистите всю поверхность вокруг датчика на коробке передач.
- Отсоедините колодку, отжав фиксатор.
- Выкрутите датчик, вращая его против часовой стрелки. Для демонтажа можно использовать ключ на «21».
Если имеется поломка в приводе, то его необходимо вытянуть. Для этого выкручиваете ключом на «10» гайку. Аккуратно вынимайте привод, внимательно следите за тем, чтобы внутрь коробки не упал шток. При необходимости нужно заменить уплотнительное кольцо. Если неисправен шток, обязательно установите новый и соберите привод. Новый датчик скорости нужно установить, закручивая его по часовой стрелке. После этого подключаете провода и проводите испытания.
Штатный датчик скорости автомобиля ВАЗ 2110 находится на КПП автомобиля.
Функционал такого устройства, как датчик скорости ВАЗ 2110, базируется на применении т. н. эффекта Холла, т. е. с прибора на ЭБУ автомобиля транслируется поток импульсов, частота которых находится в прямой пропорции с величиной скорости транспортного средства. Электронный центр авто, анализируя поступающие данные, подбирает необходимую частоту холостого хода и подает сигнал на прибор, регулирующий частоту холостых оборотов двигателя, который оптимизирует состав воздушно-капельной смеси, поступающей в камеру сгорания, минуя заслонку дросселя транспортного средства.
За время прохождения расстояния длиной в один километр датчик скорости, фото которого можно увидеть на нашем портале, транслирует на ЭБУ свыше 6 тысяч импульсов. Исходя из параметров временного анализа межимпульсных сигналов, бортовой компьютер транслирует данные на приборную панель, тем самым определяя показания спидометра.
Есть еще одна полезная функция датчика скорости ВАЗ 2110, схема которого представлена на нашем ресурсе. Это экономичность в расходе горючего. Устройство сигнализирует контролеру, что автомобиль передвигается со скоростью 100 км/ч. Датчик заслонки дросселя транслирует сигнал на контроллер о прекращении надавливания водителем педали акселератора. Контроллер принимает импульс, означающий режим торможения силовой установкой и отключает топливную систему.
Симптоматика дефектов данного прибора состоит в следующем:
- приостановление эксплуатации мотора при поступательном перемещении в холостом режиме рабочего хода и представляемые при этом некорректные значения спидометра;
- при обнаружении дефектов в электроцепи датчика скорости, цена которого достаточно приемлема, высвечивается световой транспарант «CHECK» с параллельной фиксацией в ОЗУ кода ошибки «24».
Важно: такая запись возможна и при дефектах в эксплуатации ДМРВ, но, т. к. транспарант «CHECK» в этом варианте непостоянно высвечивается, то возможно, эта разница, косвенно укажет, какой прибор дал сбой в эксплуатации.
Отсутствие показаний спидометра вовсе не означает выход из строя данного устройства. Хотя, чтобы купить датчик скорости на «десятку», достаточно потратить небольшую сумму, однако будет весьма обидно, что факт замены датчика скорости не даст необходимого эффекта. А причины могут быть следующие:
- Наличие грязе-пылевых и масляных подтеков на датчике скорости, видео по замене которого можно найти в интернете. Они образуются на корпусе изделия во время эксплуатации автомобиля. Для профилактики изделия в этом случае нужно просто почистить данное устройство.
- Неустойчивый контакт разъема изделия и обрыв проводки.
- Иногда дефект бывает чисто механического характера, который заключается в банальных дефектах троса приборного указателя скорости – спидометра.
Здесь возможны следующие варианты:
1. Усложненное неравномерное движение троса в оплетке, которое вызывается дефектами троса – заусеницами или разрывами металлических жил троса. Они могут существенно повлиять на функционал привода датчика. 2. Увеличенные обороты троса.
Проверка прибора на исправность:
- Вывешиваем на домкрат переднее колесо транспортного средства.
- Разъединяем проводной контакт от изделия и подсоединяем к нему мультиметр цифрового типа или аналогичный прибор
- Делая вращательные движения вывешенным колесом с небольшой скоростью, замеряем сигнал импульсного потока с разъема. Тест на функционал начинается с проверки на заземление и на питание электрической цепи.
- Снимаем прибор с посадочного места.
- Подсоединяем прибор для измерения напряжения к выводным контактам.
- Поворачивая привод датчика скорости, измеряем его разность потенциалов.
- На выходе должны получаться данные, при которых при увеличении скорости ротора увеличивается частота и напряжение выходной мощности.
Функционал прибора считается удовлетворительным, если при диагностике он показывает параметры частоты и напряжения на выходном контакте. Иначе замены датчика скорости ВАЗовской «десятки» не избежать.
Если разбираться с подключением датчика скорости, то следует знать, что данные устройства различаются по степени подсоединения. Существует следующая распиновка датчика скорости ВАЗ 2110, которой следует придерживаться. При этом очень важно изучить принципиальную схему датчика скорости, которая прилагается к данной статье.
Заводской датчик скорости автомобилей ВАЗ 2110 изготавливается с некоторыми различиями по подсоединениям к колодочному разъёму. Разъём в виде квадрата используется в комплексах электроники фирмы Bosh. Разъём в виде круга используется в электронных системах типа Январь 4 и GM.
При подключении датчика скорости следует выбирать приборы с такой оцифровкой контактной группы, как «-», «А», «+» (внутреннее обозначение на колодочных контактах) вместо цифровых обозначений типа «1», «2», «3». Кроме того, предпочтение необходимо отдавать устройствам со штоком металлического типа, т. к. штоки из пластмассы весьма недолговечны.
Решив купить датчик скорости на ВАЗ 2110, следует проверить шток прибора вращательными движениями и его люфты, которые должны быть сведены к минимуму, а также наличие такой детали, как прокладочная шайба на штоке изделия.
Такая операция, как замена датчика скорости ВАЗ 2110, проводится по следующему плану:
- Определяем местонахождение прибора, который расположен в пространстве между приводом спидометра и валом этого прибора, представляющий гибкий провод.
- При отключенной системе зажигания, или при обесточенной АКБ снимаем разъем контактов, приводя зажимы пружин в сжатое состояние.
- Демонтируем зажимы пружин, для чего снимаем крепеж с помощью гаечного ключа на «22» и рассоединяем контакты.
- Совмещаем привод датчика скорости со штоком нового устройства.
- Устанавливаем крепеж и подключаем в колодочный разъем.
При проблемах демонтажа сломанного штока покупаем новую деталь, следует выбрать запчасть с тем же количеством зубов на шестерне. При монтаже изделия необходимо смазать кольцо-уплотнитель из резины машинной смазкой.
Важно: при снятии неисправного изделия существует возможность дефекта штока прибора, лучше провести демонтаж привода спидометра. С этой целью снимаем привод с помощью гаечного ключа на «10» и аккуратно достаем его из корпусной части МКПП. Внимательно проводите демонтаж, случайно не упустите шток в картер коробки передач.
avtovx.ru
Как проверить датчик скорости/спидометра на ВАЗ 2110 и где он находится
На каждом автомобиле, вне зависимости от его класса, производителя или страны происхождения, в обязательном порядке имеется система, которая отвечает за показания скорости и пройденное количество километров. ВАЗ 2110 исключением не является. Но только на инжекторном.
Датчик скорости
Карбюраторные модели применяют тросовую механическую систему работы спидометра, потому датчика скорости тут нет. Он просто не нужен.
Для чего он нужен
Работа у датчика скорости огромная. Он сообщает электронному блоку управления информацию о правильной подачи топлива, определяет и устанавливает угол опережения зажигания, отвечает за качество топливовоздушной смеси.Схема
Датчик собирает всевозможные данные и передает их в виде сигналов на электронный блок управления. Там информация проверяется, вносятся соответствующие корректировки в работу инжекторного двигателя.
Признаки неисправности
Если одометр на вашем автомобиле не работает, датчик спидометра функционирует с определенными рывками, либо выдает не соответствующие действительности данные, наверняка девайс вышел из строя.Проблема может заключаться в том, что нарушена схема подключения, наблюдаются нарушения в электрической цепи, не работает разъем. Кроме того, не редко проблемой становится распиновка датчика скорости, которую в процессе сборки перепутали.
Косвенный признак неисправности - автомобиль глохнет при работе на холостых оборотах.
Вы, как водитель, легко заметите наличие неверных показателей на спидометре, а также обратите внимание на сигнальную лампу, которая требует проверить двигатель (Check Engine). При обнаружении подобных явлений сомневаться не приходится - требуется замена датчика скорости.
Поиск поломки
Чтобы приступить к устранению проблемы, для начала нужно отыскать устройство. По фото вы можете определить, как датчик скорости на ВАЗ 2110 выглядит внешне.
Ушки для крепежа
Что касается его расположения, то ищите в подкапотном пространстве в непосредственной близости от выпускного коллектора. Откровенное говорят, то место, где он установлен, идеальным никак не назовешь. Все дело именно в коллекторе. Во время работы автомобиля, коллектор нагревается. Об него трутся провода датчика, что со временем приводит к появлению неисправностей, короткому замыканию.
И как проверить датчик скорости на автомобиле ВАЗ 2110? Прежде всего, визуально. Обязательно удостоверьтесь, что не произошел обрыв тросика. Часто проблемы с устройством возникают именно из-за него.
Проверив прибор визуально, и не определив наличие поломок, это говорит нам о неисправности самого элемента. Такая проблема решается путем его замены.
Подготовительные мероприятия
Грамотная замена датчика скорости на ВАЗ 2110 подразумевает обязательную покупку нового девайса, который отвечает всем требованиям вашего авто.
Разъем
По сути, при приобретении устройства придерживайтесь двух основных правил.
- Выбирайте датчик, разъемы внутри колодки которого обозначены -, А и +. Обычно там применяют обозначение 1,2 и 3. Принципиальной разницы между ними нет, просто выполнить распиновку будет намного проще именно с такой маркировкой. Именно неправильное подключение становится часто причиной того, что приходится обращаться за помощью на станции технического обслуживания. А это уже совсем другие финансовые затраты.
- Шток на элементе обязательно должен быть выполнен из металла. Если шток пластиковый, он прослужит вам около 6 месяцев. Не в ваших интересах регулярно проводить замену. Но и металлический шток не забудьте проверить на предмет люфта, правильного вращения, а также наличия шайбы в комплектации.
Замена
Теперь к вопросу о том, как произвести замены. Для этого мы демонтируем старое устройство и подключаем на его место новое. Пошагово ваши действия выглядят следующим образом:
- Снимите минусовой провод с аккумуляторной батареи, что позволит обесточить автомобиль;
- Теперь отключите провода от датчика и запомните обязательно, в каком виде была распиновка;
- Демонтируется устройство простым выкручиванием рукой. Никаких инструментов обычно использовать не приходится. Но если прибор сидит плотно, тогда воспользуйтесь ключами на 22 или 21 миллиметр. В зависимости от модификации вашей «десятки», конструкция датчика может немного отличаться;
- Параллельно советуем проверить проводку;
- Сняв измеритель, открутите фиксирующую гайку, на которой держится проводу, идущий на коробку переключению передач;
- Извлекайте аккуратно, чтобы не уронить шток в коробку. Если это произойдет, придется полностью разбирать КПП. Это явно не в ваших интересах;
- Новый прибор с резиновым кольцом обязательно следует смазать трансмиссионной жидкостью, чтобы фиксация на новом месте оказалась максимально надежной;
- Сборка выполняется в обратной последовательности;
- Уделите особое внимание распиновке. Подключите мультиметр, включив зажигание. Если прибор показал «минус», тогда вы подключили провод на плюс, чего категорически делать нельзя. Вот почему мы изначально советовали использовать датчик, который не имеет обозначения 1, 2 и 3.
Если избежать применения нового устройства с неудобной маркировкой 1, 2 и 3 не удалось, тогда запомните важную деталь распиновки:
- 1 соответствует «+»;
- 2 обозначает выход сигнала;
- 3 - это «-«.
Датчик скорости на ВАЗ 2110: проверяем, чиним и меняем своими руками
В любом автомобиле есть система контроля скорости, позволяющая водителю всегда знать, в каком скоростном режиме он передвигается. Одним из основных элементов такой системы является датчик скорости (ДС) на автомобиле ВАЗ 2110. Подробнее об этом устройстве, его предназначении, неполадках, а также диагностике вы сможете узнать из видео ниже.
Датчик скорости ВАЗ 2110 отвечает за правильную подачу бензина. Также он позволяет выставить угол опережения зажигания, помимо этого, устройство осуществляется контроль качества топливовоздушной смеси.
Контроллер скорости автомобиля ВАЗ 2110
Регулятор производит сбор всей необходимой информации для инжектора - количество оборотов мотора, скорость езды, данные о детонации и т.п. - после чего передает импульсы на ЭБУ. Блок управления после передачи осуществляется проверку всей полученной информации, в результате чего вносит правки в функционирование инжектора.
Признаки неисправностей
В том случае, если одометр перестает нормально работать, при этом спидометр выдает неправильную информацию касательно пройденного километража и скорости, это свидетельствует о неисправности. Это может быть проблема как датчика скорости ВАЗ 2110, так и привода устройства. Не исключается такой вариант, что проблемы связаны с электропроводкой. Также на практике часто случаются неполадки, вызванные распиновкой датчика скорости, которая может быть перепутана либо неработоспособностью самого разъема. В последнем случае проблема может быть обусловлена плохими контактами.
Помимо всего прочего, признаком неисправности регулятора может служить то, что машина глохнет на холостых оборотах. Разумеется, причин, по которым авто глохнет, может быть множество. В том случае, если спидометр, расположенный на панели приборов, будет выдавать некорректные данные, на щитке должен гореть индикатор Чек Энджин. Если ДС выйдет из строя, вы сразу обратите внимание на горящий чек на приборной панели.
Диагностика ДС на ВАЗ 2110
Место расположения регулятора в моторном отсеке
Как проверить датчик скорости на ВАЗ 2110 своими силами? В первую очередь, для этого необходимо знать, где должен располагаться ДС, после чего осуществляется диагностика его привода. В соответствии со схемой подключения, на десятых моделях ВАЗ регулятор находится в подкапотном пространстве, неподалеку от выпускного коллектора. Как показывает практика, о нагретый коллектор могут тереться провода подключения, в результате чего они плавятся.
В результате происходит короткое замыкание. Как правило, решить такую проблему можно путем изолирования проводов и фиксации их таким образом, чтобы они не соприкасались с коллектором. Еще одним вариантом диагностики будет проверка обрыва тросика. Такая причина является одной из наиболее вероятных. Если тросик в порядке и никаких повреждений в ходе процесса выявлено не было, значит, проблема заключается в самом контроллере либо его приводе.
Подготовка к замене
Для того, чтобы процедура замены контроллера на десятой модели ВАЗ прошла правильно, при этом был получен ожидаемый результат, а именно - нормальное функционирование спидометра, к этому процессу следует правильно подготовиться.
Во-первых, на ВАЗ 2110 замена ДС подразумевает покупку нового контроллера. Приобретая новый регулятор, необходимо обратить внимание на то, чтобы каждый разъем, расположенный в конструкции колодки, имел определенные обозначения. На нем должны быть символы «-», «А» и «+», а не цифры. В принципе, в данном случае особой разницы между этими вариантами нет, то при подсоединении разъема у вас возникнет меньше проблем с распиновкой. Если вы никогда не сталкивались с подобным процессом, такая распиновка позволит вам закончить его правильно.
Распиновка разъема контроллера
Еще один, не менее важный нюанс. Покупать необходимо то устройство, которое оснащается металлическим штоком. Данный шток позволит прослужить не менее полугода, чего не скажешь о регуляторах с пластиковыми штоками. Помимо этого, при покупке обязательно необходимо проверить, вращается ли шток или нет. Он не должен вращаться, на этом элементе не должно быть люфта, также он должен быть оснащен шайбой.
Ремонт и замена своими руками
Если вы решили поменять устройство своими силами, ознакомьтесь с процедурой снятия и замены.
Демонтаж контроллера производится следующим образом:
- Сначала вам необходимо обесточить бортовую сеть транспортного средства, для этого отсоедините минусовой провод от аккумулятора.
- Далее, отсоедините от самого контроллера разъем с проводкой. На этом этапе важно запомнить, какая распиновка у этих элементов.
- Непосредственно сам контроллер можно выкрутить рукой. Если своими силами у вас это сделать не получается, попробуйте воспользоваться гаечным ключом на 21 или 22. В данном случае регулятор может иметь определенные отличия в конструкции.
- Также сразу проверьте, насколько хорошо функционирует привод. После того, как регулятор демонтирован, необходимо выкрутить гайку, которая фиксирует привод к коробке передач. Процедуру демонтажа необходимо производить очень осторожно, поскольку если вы случайно уроните шток в трансмиссию, коробку необходимо будет снимать и разбирать. Что касается нового привода, то он оснащается резиновым уплотнителем. Перед тем, как произвести монтаж, его необходимо смазать трансмиссионной жидкостью. Ниже представлено видео, которое позволит вам более наглядно разобраться в процедуре замену контроллера (автор ролика - Авто Новости).
Все новые компонента необходимо установить в обратном порядке. Опять таки, в данном случае большую роль играет распиновка проводки. Внутри самой колодки вы можете увидеть, как обозначается распиновка. Используя тестер при активированном зажигании необходимо определить, на какой из разъемов следует подключить привод.
В том случае, если на мультиметре показывается «-», а данный привод был подсоединен в плюсовой разъем, это свидетельствует о том, что необходимо поменять полюсность. Далее, производится диагностика привода, а также следует проверить работу спидометра во время движения либо при приподнятой передней части транспортного средства (чтобы колеса были на весу).
Если вы сомневаетесь в том, что сможете произвести всю процедуру самостоятельно и поменять контроллер правильно, то мы посоветуем обратиться за помощью к специалистам. В принципе, этот процесс не особо сложный, поэтому стоимость услуги замены будет не особо высокой. Для установки лучше использовать более качественный регулятор, чтобы в будущем не столкнуться с необходимостью его ремонта и замены.
Видео «Пошаговая инструкция по замене ДС на инжекторных ВАЗ 2110»
Подробная и наглядная инструкция по замене контроллера на отечественных «десятках» приведена ниже (автор видео - канал В гараже у Сандро).
AvtoZam.com
Датчик скорости ВАЗ 2110: его цена и поэтапная замена
Устройство, которое называют спидометром, сейчас есть на любом автомобиле. Но мало кто задумывается о том, откуда берётся информация на этом датчике, как она собирается и формируется. Мы расскажем вам о датчике скорости и особенностях его замены на одном из самых популярных отечественных авто - ВАЗ 2110.
Датчик скорости не просто собирает информацию о скорости движения, он отвечает за выполнение задачи, которая имеет значение для всего транспортного средства. Фото: lada34.ru
Какие основные функции выполняет это устройство
Получая сигнал о текущей скорости, спидометр передаёт эту информацию на электронный блок управления. Контрольный блок преобразует данные, передавая их на устройства, которыми управляет сам. Благодаря этому регулируется так называемый холостой ход авто. Настраивается подача топливной смеси, насыщенность её состава. Потому и становится таким важным датчик скорости, замена которого не должна всерьез ударить по карману.
Огромное количество импульсов передаётся датчиком, даже когда расстояние проходится небольшое. Это позволяет оптимизировать важнейшие системы и детали, управляющие поведением автомобиля.
Как понять, когда нужна замена
Есть несколько основных симптомов, позволяющих распознать неисправность именно в датчике:
- На приборной панели зажглась лампочка Check Engine. Часто такие проблемы сопровождаются цифрой 24.
- Двигатель глохнет во время движения.
- Информация от спидометра передаётся рывками или волнообразно.
- Перестаёт работать одометр.
Где искать датчик скорости
Замена нужна, если после проверки стало ясно, что причина неисправности именно в датчике. Фото: mymechanic.ru
Последовательность выполнения работы будет следующей:
- Берём набор с ключами и оборудованием.
О том, какие автомобильные амортизаторы бывают и как подобрать подходящий вариант - смотрите здесь.
Также у нас вы можете узнать о ремонте компрессора кондиционера автомобиля.
- Если проблема всё-таки появилась, надо брать ключ на 10. На следующем этапе выкручиваем гайку. Она снимается полностью, вместе с шайбой. После этого можно приступить к установке устройства. Если не получилось, допускается применение ключа на 14. Надо сделать так, чтобы узел разболтался в своей позиции. А затем просто попытаться выполнить действие ещё раз. Когда шток оказывается в коробке передач, без разбора не обойтись, как и без полного ремонта.
- На следующем этапе переходят к монтажу нового резинового уплотнителя. Шток обрабатывают, используя герметик.
- Проволока должна быть хорошо прогрета, иначе достать осколок от обломившегося штока не получится. Деталь меняется полностью, если вообще никакие действия не помогают. На этом замена датчиказакончена.
Узнайте из видео-руководства, как происходит процедура замены:
О распиновке датчика
Датчики скорости делятся на несколько групп в зависимости от того, как именно они подсоединяются к другим деталям. Чтобы выполнить правильную распиновку устройства, рекомендуется выбирать приборы со следующей оцифровкой контактной группы:
Здесь вы видите схему подключения датчика скорости ВАЗ 2110. Фото: agoj.ru
Главное – запомнить распиновку внутри колодки. Чтобы определить, какие провода должны идти к каким разъёмам, просто подключают мультиметр. Полярность точно надо менять, если прибор подключен к одному знаку, а сам показывает другой. Потому желательно и колодку приобретать с соответствующими обозначениями. Но можно взять обычную, если соответствующий вариант обнаружить не удалось.
На последнем этапе работы надо дополнительно проверить привод. И то, как работает само транспортное средство после проведения замены.
Дополнительная информация о диагностике
Существует несколько способов для того, чтобы определить качество работы.
- Сначала надо снять проблемной устройство, а затем провести измерение для чистоты исходящего сигнала. Вольтметр помогает определить выходное напряжение. На устройство надо одеть специальные трубки, изготовленные из пластика. И раскручиваем его, пока не набирается скорость в 3-5 километров в час. Напряжение с частотой увеличиваются по мере того, как в больших количествах набирается сама скорость.
- Поднимаем автомобиль на домкраты. Снимаем дополнительные разъёмы с датчика. После чего приступаем к раскручиванию колеса. Когда этот этап завершён, проверяем частоту вместе с напряжением, используя тот же вольтметр. Если параметры увеличиваются вместе со скоростью, значит, никаких проблем нет.
- Используем домкрат, чтобы передняя часть авто оказалась выше нижней. Провод с импульсом, идущий от датчика, должен быть отсоединён. Когда зажигание включается, водитель должен отыскать обозначения с плюсом и минусом. Колесо раскручивается после того, как подсоединяется провод сигнального типа. Если загорелся минус, значит, всё в порядке. И проверка завершена.
Что влияет на цену датчика
Главное – материал, из которого изготовлен шток. Не стоит экономить и выбирать модели на пластмассовой основе, иначе о замене придётся задуматься буквально спустя полгода. Фото: tdautozapchasti.com.ua
Не менее важно и то, как выполняется распиновка. От этого зависит, как располагаются провода на рабочих поверхностях. Их легко увидеть, изучив внутреннюю часть колодки. Сначала обычно идёт минус, потом А, потом +.
Стоит отдельно удостовериться в том, что шток снабжается шайбой. Само устройство должно вращаться легко и свободно. Но люфт в то же время не должен быть чрезмерным.
- Датчик без провода с плоским разъемом стоит от 150 руб.;
- С разъемом ОСТ и проводом - от 200 руб;
- С круглым разъемом и проводом - от 230 руб.
Заключение
Обычно установка нового устройства решает все проблемы, которые были связаны со старым. После этого двигатель должен вернуться к нормальному рабочему состоянию. А спидометр и другие датчики начинают отображать информацию, соответствующую действительности. Если же проблема не исчезает и после того, как устройство заменено, стоит искать причины в других частях автомобиля.
На автомобилях с карбюраторным ДВС при отсутствии сложной автоматики двигателя и бортового контроллера принцип работы спидометра ВАЗ 2114 был достаточно простым, потому что спидометр был механическим. От привода, который стоял на МКПП, через тросик, сигнал проходил напрямую к спидометру и фиксировал текущую скорость.
С установкой инжекторных двигателей и необходимостью очень точного взаимодействия многих параметров для обеспечения расчетного впрыска топлива, возникла необходимость в большом количестве дополнительных электронных датчиков, среди которых появился датчик скорости. Изменился и принцип работы спидометра ВАЗ 2114, он стал электронным.
Первые датчики скорости (ДС), которые устанавливались на только появившиеся инжекторные машины, уже не применяются. Они совмещали в себе электрический датчик и тросик привода спидометра. Второе поколение ДС от тросика спидометра избавилось, спидометр стали устанавливать электрический, но у этих датчиков скорости слабым местом было шестеренчатое соединение при установке на МКПП.
Третье поколение - это импульсный датчик скорости, принцип работы которого основан на эффекте Холла. Цена датчика скорости на ВАЗ 2114 отличается в зависимости от модификации прибора.
Он заключается в том, что при взаимодействии магнитного и электрического полей, когда электрическое поле определенным образом протекает через магнитное, в котором размещена полупроводниковая пластина, на ней возникает разность потенциалов, так называемое напряжение Холла.
Практическое применение в ДС этот эффект приобрел тем, что при движении это напряжение преобразуется в частотно-импульсный сигнал, который передается на контроллер. Чем больше скорость движения, тем выше частота сигнала. Рассчитано, что за один километр пути ДС выдает 6004 импульсов. По интервалу между этими импульсами контроллер рассчитывает скорость движения машины.
Датчик скорости в общей схеме датчиков и приборов
Гадать, где расположен датчик скорости на ВАЗ 2114, долго не приходится. Ведь он выполняет, в том числе и функцию определения скорости движения. Конструктивно привод спидометра остался на том же месте, следовательно датчик скорости ВАЗ 2114 стоит на МКПП сверху, в районе правого ШРУСА. Наилучший доступ к ДС можно получить снизу, если поставить машину на смотровую яму.
Схема подключения датчика скорости ВАЗ 2114 достаточно проста. В общей электрической схеме автомобиля он запитан через средний предохранитель, номиналом 7,5 А, который стоит на реле электровентилятора печки, в салоне. На комбинации приборов в передней приборной панели выводной штеккер с адресом - «ДС» и «контроллер управления двигателем» имеет один номер - «9».
На что влияет датчик скорости? Напрямую он подключен к контроллеру и электронному спидометру. В работоспособном состоянии ДС выдает нужную информацию о текущей скорости, обеспечивает нормальную работу регулятора холостого хода и поддерживает обороты двигателя в оптимальном режиме через формирование адекватных сигналов на ЭБУ.
Поскольку электронные приборы подвержены различным внешним воздействиям, которые приводят к сбоям в общей системе, надо внимательно относиться к профилактическим осмотрам и контролю за их работоспособностью. Так, бытует мнение, что если не работает спидометр на ВАЗ 2114, то однозначно отказал датчик скорости. Однако существуют методики контроля электронного спидометра. С помощью специальной аппаратуры на стенде можно определить его работоспособность.
Делается три замера на скоростях - 40, 80 и 120 км/час:
- при этом показания спидометра в км/час должны быть соответственно — «40,35 - 44», «81,38 - 85», «122,07 - 127»;
- а номинальная частота входного сигнала в Гц — «66,66», «133,33», «200».
Признаки неисправности датчика скорости
В процессе эксплуатации автомобиля с электронным бортовым устройством многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда в блоке ошибок, загорается тот или иной сигнал, достаточно часто бывает, что после выключения двигателя и повторного запуска этот сигнал повторно не проявляется, поэтому у российских водителей порой вырабатывается недоверие к показаниям этого блока ЭБУ. Тем не менее, каждый водитель должен знать, какие ошибки, извещающие о проблемах с ДС, загораются на дисплее бортового компьютера.
- Р0500 - отсутствие сигнала датчика скорости.
- Р0503 - прерывающийся сигнал датчика скорости.
Действительно, достаточно часто причиной появления таких сигналов являются проблемы в ослабленных контактах или даже обрывов проводов ДС. Надо учитывать, где находится датчик скорости на ВАЗ 2114. МКПП испытывает в процессе эксплуатации сильную вибрацию, поэтому требуется уделять профилактическому осмотру этого датчика особое внимание.
Кроме появления на дисплее БК сигналов об ошибках, возможно появление других признаков неисправности ДС, к таким признакам специалисты относят:
- Неустойчивые, «гуляющие» обороты на холостом ходу, возможно самопроизвольное выключение ДВС при не нажатой педали газа.
- Неустойчиво работает или совсем не работает спидометр на ВАЗ 2114.
- Значительно повышается расход топлива.
- Снижается мощность двигателя.
Конечно, это не является однозначным диагнозом для ДС, могут быть и другие причины, например, проблемы с топливной системой. Однако, проверить работоспособность ДС, следует. И первое, что надо сделать - это прозвонить цепи и убедиться в исправности проводки. Убедиться в наличии заземления и поступления сигнала 12 В на контакты.
Известны несколько способов проверить работоспособность ДС:
- снять проблемный датчик. С помощью вольтметра замерить выходное напряжение и частоту сигнала. Для этого, на ось датчика надеть пластиковые трубочки и раскрутить корпус до скорости 3-5 км/час. Чем быстрее вращается датчик, тем выше напряжение и частота;
- второй способ не требует снятия датчика.
Поднять переднее колесо на домкрате так, чтобы его можно было раскрутить. Подсоединить вольтметр к контактам датчика. Раскрутить колесо и снимать показания с прибора, если напряжение и частота растут, адекватно раскрутке, то с датчиком все нормально.
- третий способ предполагает проверку с помощью «контрольки» или лампочки.
Поднять переднее колесо на домрате, чтобы можно было его крутить. Вначале от датчика надо отсоединить импульсный провод. Включить зажигание. «Контролькой» найти «плюс» и «минус». Соединить «контрольку» с проводом «Сигнал» и раскрутить колесо. При нормально работающем датчике должен загореться «минус». Если нет контрольного инструмента, то можно воспользоваться лампочкой. Для этого к ней надо присоединить провода.
Подключить один провод к плюсу аккумулятора, а второй к разъемному выходу «Сигнал». Вращать колесо. Если лампочка моргает, значит датчик исправен.
- автолюбители отработали методику проверки привода ДС.
Для этого необходимо поднять одно колесо на домкрат и снять датчик скорости. Нащупать привод датчика и вращать колесо. При нормально работающем приводе пальцами можно почувствовать как он вращается. И если нет никаких заеданий, значит привод в порядке.
Если же в результате проверки определено, что не работает датчик скорости, то необходимо его снять и заменить на новый. Дефицитной эта запчасть не является, поэтому можно легко узнать сколько стоит датчик скорости на ВАЗ 2114.
Измерение скорости автомобиля уже давно осуществляется не механическим способом. За это отвечает датчик скорости, принцип работы которого основан на эффекте Холла. Этот датчик подает в контроллер электромагнитные импульсы, на основе которых последний вычисляет скорость движения машины.
Измерение скорости автомобиля происходит следующим образом. Датчик за каждый километр пройденного пути посылает контроллеру фиксированное количество импульсов – 6004. Чем быстрее движется машина, тем выше частота передачи. Таким образом, контроллер вычисляет скорость по временному интервалу между импульсами.
Помимо своей основной функции, этот датчик косвенным образом помогает автовладельцу экономить топливо. Когда автомобиль движется накатом со скоростью свыше 20 км/ч, контроллер, основываясь на показаниях датчика, не открывает подачу горючего.
Датчик скорости ВАЗ 2114, как и на всех остальных автомобилях семейства ВАЗ, в том числе ВАЗ-2109, Калине, Приоре, стоит на коробке передач, а точнее, на механизме привода спидометра. Чтобы его обнаружить, нужно залезть под капот, желательно снять адсорбер, чтобы открыть себе пространство (можно обойтись и без снятия, но добраться до датчика скорости будет сложнее). Со стороны правого внутреннего ШРУСа нужно найти провод, который идет к КПП, он-то и подключается в разъем датчика скорости.
Признаки неисправности датчика скорости
При неисправности датчика скорости, становится невозможным измерить скорость машины, но это еще не все. Хуже то, что при этом возникают перебои в работе мотора. Наиболее часто встречаются следующие признаки, свидетельствующие о неисправности, и устранить которые поможет только его замена:
- спидометр не работает или дает неверные показания;
- нестабильный холостой ход;
- повышенный расход горючего;
- мотор перестает развивать полную мощность.
По статистике, чаще всего о неисправности говорит остановка мотора на холостом ходу, когда автомобиль движется накатом, либо когда водитель выжимает сцепление , чтобы переключить передачу. Обычно на панели приборов загорается индикатор Check engine, а если автомобиль оснащен бортовым компьютером, он выдает код ошибки «24».
Если неисправен датчик скорости на «Калине», к числу симптомов добавляется неработающий электроусилитель руля , и повышенная чувствительность указателя уровня топлива к уровню бензина в баке.
Причины неисправности датчика скорости
Чаще всего неисправности возникают при обрыве электрической цепи, поэтому диагностику следует начинать с проверки проводов и контактов. Окислившиеся или загрязненные контакты необходимо зачистить и покрыть какой-нибудь смазкой, например «Литолом».
Возможный обрыв проводов следует искать возле разъема. В этом месте они изгибаются и нередко перетираются. Также нужно проверить целостность изоляции проводов в районе выпускного коллектора. Она может оплавиться, после чего возникает замыкание.
Причиной неисправности датчика может стать изношенный трос спидометра. На нем со временем появляются разрывы и заусенцы, которые впоследствии приводят датчик к выходу из строя.
Как проверить датчик скорости на ВАЗ-2109
Проверка датчика скорости начинается с того, что выясняется, подается ли 12 В на его контакты. Поскольку принцип его работы основан на эффекте Холла, контакт, через который проходят импульсные сигналы, можно проверить только при кручении. Напряжение при этом изменяется в диапазоне от 0,5 В до 10 В.
Проверить устройство можно тремя способами, для двух первых нужен мультиметр.
Первый способ
- датчик снимается;
- при помощи мультиметра нужно выяснить, за что отвечает каждый контакт, нужно найти импульсный;
- плюсовой щуп соединяется с импульсным контактом, а минусовой – с кузовом или двигателем автомобиля;
- на ось датчика надевается кусок трубки и вращается с небольшой скоростью, мультиметром при этом измеряется напряжение: чем выше скорость вращения, тем выше частота импульсов и напряжение.
Второй способ (без демонтажа)
- при помощи домкрата вывешивается одно из передних колес машины;
- мультиметр соединяется с проводами датчика;
- необходимо вращать колесо и контролировать, появляются ли импульсы (если да – устройство нормально работает).
Третий способ (без мультиметра)
При отсутствии измерительного прибора, проверка может быть выполнена с помощью контрольной лампы или обычной 12-вольтовой лампочки. Порядок действий аналогичен второму способу.
- от датчика отсоединяется импульсный провод;
- при включенном зажигании при помощи контрольной лампы нужно найти «плюс» и «минус»;
- вывешивается колесо;
- контрольная лампа соединяется с сигнальным проводом, колесо вращается (если на контрольке загорается «минус» — датчик работает).
Если контрольной лампы под рукой не оказалось, можно использовать 12-вольтовую (например, из поворотника). Проводом соединяется плюс аккумулятора и сигнальный контакт. Если датчик работоспособный, лампочка будет моргать.
Если проверка показала, что устройство исправно, нужно проверить, как работает его привод. Для этого вывешивается переднее колесо. На ощупь необходимо отыскать привод датчика. Затем ногой нужно вращать колесо, а рукой контролировать, есть ли вращение в приводе и стабильно ли оно.
Замена датчика скорости на ВАЗ-2109
Неисправный датчик скорости ремонту не подлежит. Замена производится быстро и не сложно. Для работы понадобятся ключи «10» и «21». Прежде всего, от бортовой сети отключается аккумуляторная батарея, затем отключается разъем датчика скорости.
После этого откручивается сам датчик. Если сломается его шток, придется демонтировать привод. Делать это нужно аккуратно, чтобы не уронить сломанный шток внутрь коробки передач.
Монтаж производится в обратном порядке. Шток привода вставляется во втулку датчика, резиновое уплотнительное кольцо смазывается маслом, после чего устройство прикручивается на место.
После того, как была произведена замена, необходимо обнулить ошибки ЭБУ, иначе он по-прежнему будет считать датчик скорости неисправным, и замена не даст должного эффекта.