Железнодорожный транспорт. Безрельсовый колесный транспорт. Электрокары и электропогрузчики.
А. Железнодорожный транспорт. Безопасность железнодорожного транспорта на предприятии обеспечивается службой движения. Все работники службы движения должны быть обучены и знать правила содержания, ремонта и эксплуатации железнодорожных путей.
Ремонтные подразделения должны иметь необходимую документацию (схемы путей, эпюры стрелочных переводов и укладки шпал, нормы и технические условия содержания путей и др.). Должны быть разработаны планировка территории с указанием мест разгрузки грузов и габаритов их складирования, а также конкретные указания по безопасным приемам работы.
Бригадиры ремонтных бригад должны регулярно проверять состояние железнодорожных путей и стрелочных переводов и своевременно устранять выявленные дефекты. Дорожные мастера лично не реже чем 2 раза в месяц проверяют состояние путевого хозяйства и составляют график планово-предупредительного ремонта с учетом результатов проверки, а также следят за своевременным его проведением.
По обе стороны железнодорожного полотна должно быть свободное пространство не менее 2 м от наружной головки рельса, за пределами которого можно складировать грузы в штабеля высотой до 1,2 м. При большой высоте штабеля это расстояние следует увеличить до 2,5 м. Для разгрузки и погрузки вагонов, полувагонов и платформ оборудуются специальные площадки. Вагоны для погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на прямом участке пути без уклона и вдали от стрелочных переводов. На время этих работ вагоны затормаживают с помощью стальных башмаков, устанавливаемых под колеса.
Закрывать люки полувагонов после выгрузки грузов следует при помощи специальных люкоподъемников.
Особо внимательным необходимо быть при осуществлении маневровых работ. Нельзя производить сцепление вагонов на кривизнах пути с радиусом менее 60 м, так как при этом не соединяются автоматические сцепки, а составителям вагонов на ходу выполнять эту операцию вручную весьма опасно.
Б. Безрельсовый колесный транспорт. Для перевозки различных материалов, заготовок, готовых изделий между цехами, из цехов на склады или наоборот обычно используется автомобильный транспорт, находящийся в ведении самого предприятия или выделяемый централизование автокомбинатами.
Перед выездом на линии до начала перевозки грузов должно быть тщательно проверено техническое состояние транспортных средств, в особенности действие тормозов, рулевого управления, исправность кузова и запорных устройств.
Боковые и задние борта кузовов автомашин должны открываться и иметь прочные петли и запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания и выпадения груза при движении.
Выпуск на линию автомашин разрешают сменные механики, что подтверждается подписью в путевых листках водителей.
Водитель может покинуть свое место или оставить транспортное средство лишь при условии, если приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его посторонними лицами. Например, водитель не должен оставлять автомобиль с работающим двигателем или ключом в замке зажигания.
Во избежание падения или смещения перевозимые грузы должны быть тщательно уложены в кузове или на платформе автомашины. Для перевозки опасных грузов (например, баллонов с газом, химически активных или горючих жидкостей и др.) необходимо пользоваться контейнерами или другими приспособлениями, исключающими толчки и удары во время движения.
Нельзя перевозить людей на подножках, крыльях, крышах кабин даже при малой скорости автомобиля.
Особую опасность представляет движение задним ходом. При движении задним ходом путь должен просматриваться через зеркало заднего вида и боковые зеркала, а в необходимых случаях должно быть выделено лицо, помогающее водителю обеспечивать безопасное движение.
В. Электрокары и электропогрузчики. В настоящее время аккумуляторные электрические тележки (электрокары) и погрузчики широко применяются в качестве внутризаводского и внутрицехового транспорта. Хорошо зарекомендовали себя электрокары и электросамосвалы, выпускаемые промышленностью Народной Республики Болгария, у которых скорость движения при полной загрузке достигает 15 км/ч. Эти машины снабжены приборами безопасности. Цепь управления имеет секретный замок с ключом, что исключает возможность использования их посторонними лицами. У них имеются осветительные фары, стоп-сигнал, указатели поворота и др.
Все электрокары и погрузчики, находящиеся в эксплуатации, снабжаются заводскими номерными знаками, определяющими их принадлежность к определенному цеху, и инвентарным номером.
Для обеспечения безопасности движения до начала работы водитель обязан проверить исправное состояние электрокара или электропогрузчика, обратив особое внимание на исправное действие тормозов, звукового сигнала, световых приборов.
Во время движения водитель должен внимательно следить за состоянием дороги перед электрокаром (погрузчиком), избегая движения по неровной поверхности, внимательно объезжать возможные препятствия, на поворотах снижать скорость во избежание заноса или опрокидывания, следить за дорожными знаками. Особенно внимательно и осторожно нужно двигаться при переезде через железнодорожный путь, перекрестки дорог, в местах движения пешеходов, на узких участках пути, в помещениях цехов и складов, где скорость движения не должна превышать 3 км/ч. Не разрешается при движении в цехах приближаться к станкам и оборудованию ближе 0,5 м.
Ширина проездов для электрокарного транспорта должна быть не менее 1,8 м при одностороннем движении и не менее 3 м при двустороннем.
При погрузке электрокара (электропогрузчика) недопустимо превышать разрешенную массу груза; надо следить за правильной его укладкой на платформу с тем, чтобы груз не выступал за габариты платформы. Во время движения надо следить за тем, чтобы груз не смещался.
При использовании грузового лифта для подъема груженого электрокара лифтер и рабочий, сопровождающий груз, в момент въезда в лифт должны покинуть кабину.
В процессе работы не исключены случаи, когда водитель электрокара из-за какой-либо помехи вынужден покинуть свое место во время движения. Во избежание движения неуправляемого электрокара (например, типа ЭК-2) он оборудуется ножной педалью, нажатием на которую водитель включает электрическую цепь. После снятия с педали ноги цепь питания электродвигателя размыкается и автоматически срабатывает механический тормоз, что приводит к быстрой остановке неуправляемой машины. Этим предупреждается возможный несчастный случай.
Чтобы исключить опрокидывание погрузчика в процессе движения, груз на захватных вилках должен располагаться равномерно на обе лапы и не должен выступать вперед за пределы вилки более чем на 1/3 длины лап.
Рама погрузчика перед транспортировкой груза должна быть отклонена до отказа назад. Высота перевозимого груза не должна ухудшать обзор дороги и выходить за пределы защитного устройства, предохраняющего водителя.
Подъем и спуск перевозимого груза необходимо осуществлять при угле наклона, равном или меньшем угла наклона рамы назад, указанного в паспорте погрузчика.
Во избежание падения груза захватные вилы должны быть застопорены болтами на раме после каждой регулировки.
Меры безопасности при эксплуатации электропогрузчиков и аккумуляторных батарей
К управлению электропогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и практическую стажировку, хорошо усвоившие правила техники безопасности и эксплуатации и имеющие удостоверение на право управления электропогрузчиком.
При работе водитель должен руководствоваться следующими правилами: – до подъема груза необходимо убедиться, что масса груза не превышает допустимую грузоподъемность, так как перегрузка может привести к потере устойчивости электропогрузчика. Груз, безопасный при подъеме на ровной площадке, может привести к аварии при подъеме на наклонной плоскости; – размещают поднимаемый груз вплотную к вертикальной части вил и равномерно на обе вилы; – движение начинают, убедившись, что груз при транспортировке не развалится; за пределы вил груз может выступать не более чем на одну треть длины; – скорость движения не должна превышать: по главным проездам закрытых складов - 6 км/ч; в производственных помещениях - 5 км/ч; по переездам, рампам и боковым проездам закрытых складов - 3 км/ч; – нельзя допускать резкого торможения при движении с грузом; – во избежание опрокидывания поворачивают погрузчик плавно на пониженной скорости; – замедляют движение в местах скопления людей, в проходах, при проезде через ворота и двери, при проезде мимо дверей; – нельзя прикасаться к оголенным токоведущим частям; при профилактическом осмотре электрооборудования нужно разъединить штепсельные разъемы аккумуляторной батареи; – в случае отказа электрооборудования сначала выключают цепь управления ключом, а затем разъединяют штепсельные разъемы аккумуляторной батареи; -необходимо дать звуковой сигнал при трогании электропогрузчика с места вперед или назад, повороте, изменении направления движения, если вблизи находятся люди, при проезде мимо дверей.
Обнаружив неисправность электропогрузчика, следует прекратить работу, определить ее причину и поставить в известность технического руководителя. Категорически запрещается эксплуатировать неисправный электропогрузчик. Ответственность за работу на неисправном электропогрузчике несет водитель.
Необходимо выполнять правила дорожного движения, установленные для данной территории, на которой используется электропогрузчик.
При подъеме груза на высоту более 3,3 м и расположении его центра тяжести дальше 600 мм от спинки вил руководствуются графиком грузоподъемности.
При передвижении электропогрузчика с грузом и без груза раму грузоподъемника следует обязательно установить в транспортное положение, при котором вилы подняты от грунта на 150-300 мм, а рама полностью отклонена назад; наклоняют грузоподъемник с поднятым грузом вперед медленно только до вертикального положения, подставив предварительно опоры под вилы.
Если высота груза большая и он мешает водителю просматривать дорогу, то транспортировать его рекомендуется передвижением электропогрузчика задним ходом. Движение с грузом под уклон должно быть задним ходом, на уклон - передним.
Во время работы электропогрузчика нужно следить за степенью заряженности аккумуляторной батареи. При напряжении (при подъеме вил без груза) менее 39 В работу следует прекратить и батарею поставить на зарядку.
Запрещается: – оставлять на открытой батарее инструмент или другие металлические предметы; – закрывать крышку батареи без изоляционной прокладки; – пользоваться открытым огнем и курить вблизи батареи при работе или ремонте электропогрузчика; – хранить на электропогрузчике промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы; – покидать рабочее место при поднятом грузе. Если необходимо оставить электропогрузчик, надо опустить груз, затормозить машину стояночным тормозом и вынуть ключ из выключателя цепи управления; находиться под поднятым грузом; перевозить на электропогрузчике людей; выполнять погрузочно-разгрузочные работы под линиями электропередачи; – транспортировать груз, поднятый выше транспортного положения; – накачивать шины, снятые с электропогрузчика, без специального ограждения.
Техническое обслуживание гидрооборудования производят только при отсутствии в системе рабочего давления.
При эксплуатации аккумуляторных батарей запрещается: – курить или зажигать огонь около зарядных станций; разводить кислоту в стеклянной посуде; для этой цели используют свинцовые и эбонитовые баки; – добавлять в кислоту воду. Если кислоту необходимо развести, то ее малыми порциями добавляют в воду, а не наоборот; – во избежание коротких замыканий класть провода аккумулятора на корпус электропогрузчика; – прикасаться к оголенным частям электропроводки (клеммам, щитку).
При работе гаечным ключом и другими металлическими инструментами, чтобы не допустить коротких замыканий, нельзя одновременно прикасаться к разноименным выводным контактам аккумулятора.
В процессе приготовления электролита необходимо: при дроблении и растворении твердой щелочи надевать защитные очки, резиновые перчатки и резиновый фартук, так как твердая щелочь и электролит разъедают кожу лица и рук, одежду и обувь; при ожогах обращаться к врачу.
Места, облитые щелочью, обмывают 3%-ным раствором борной кислоты или струей воды.
При зарядке аккумулятора: – для предохранения от травмирования электрическим током надо пользоваться диэлектрическими резиновыми сапогами и перчатками; – при замерах напряжения переносным вольтметром нужно следить, чтобы наконечники его проводов были снабжены ручками из изоляционного материала.
Чистят батарею после отключения от зарядного устройства.
Температура электролита в средних аккумуляторах должна быть не более 43° С. При более высокой температуре выключают батарею и дают ей возможность остыть. Во время зарядки следят, чтобы не было выплескивания электролита из аккумуляторов. При самопроизвольном выплескивании электролит осторожно собирают с крышек и уменьшают его уровень в аккумуляторе.
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе на электрокаре допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автотележки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, имеющие не ниже второй группы по электробезопасности.
Водитель электрокара должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Украины
проверку знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
Водитель электрокара обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования к эксплуатации автопогрузчика
соблюдать правила безопасности при погрузке и разгрузке грузов;
соблюдать ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
Водитель электрокара должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения механика;
знать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности и электробезопасности;
знать положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
знать правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать автопогрузчик в чистоте и порядке.
Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
При обнаружении неисправностей электрокара, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автотележку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу.
При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
Монтаж и демонтаж пневматических шин и их накачивание должно проводиться в специальном помещении, оборудованными для этой цели специальным предохранительным устройством (решетчатой клеткой).
В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель автопогрузчика должен использовать следующие СИЗ: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные.
Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы электрокара;
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.
2. Требования безопасности перед началом работы
Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
Внешним осмотром убедиться в полной исправности электрокара и проверить:
техническое состояние, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации,
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
проверить завинчивание крышек аккумуляторной батареи и закрыть крышку над ней;
верхняя часть элементов аккумуляторной батарей должны содержаться сухой. Выводы и кабельные башмаки должны быть чистыми, смазанные вазелином и хорошо затянутыми;
зарядку аккумуляторных батарей, проверкой вольтметром при включенном токоприемнике;
наличие исправного инструмента и приспособлений;
Проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
3.Требование безопасности во время работы
Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния электрокара и перевозимого груза., но не выше 5 км в час.
Ширина пути и проходных коридоров должна соответствовать ширине электрокара с грузом.
Водителю электрокара запрещается:
-работать с неисправными тормозами, звуковыми и световыми сигналами;
управлять электрокаром влажными руками или замасленными руками;
не должен перевозить людей:
Во избежание наезда на работников при приближении не менее чем на 5 м подать звуковой сигнал.
Скорость движения по территории цехов должна не более 3 км в час.
Управляя электрокаром, находится на подножке только лицом по направлению движения.
Водителю не разрешается:
управлять электрокаром в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
перевозить грузы, если они закрывают обзорность пути, выходят за габариты;
перевозить груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика;
передавать управление электрокаром посторонним лицам;
3.10. При транспортировании негабаритных грузов водитель должен убедиться, что высота и ширина пути достаточны для свободного проезда.
3.11. При транспортировании объемных грузов, нарушающих видимость на переднем ходу, водитель должен осуществлять транспортирование задним ходом.
3.12.При движении электрокара с грузом по уклону, груз должен быть направлен к верхней части уклона.
3.13. При постановке электрокара на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу
3.14. При ремонте электрокара содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
Подъем электрокара домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.16..На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.17. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.18.Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как электрокар будет установлен на козелки.
Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
При возникновении пожара из-за неисправности оборудования электрокара водитель обязан:
-остановить электрокар;
-принять меры к тушению загорания, применив углекислотный огнетушитель или песок, брезент.
4.2. При обнаружении трещин в корпусе аккумуляторных батарей, работу прекратить и потребовать замены.
4.3.При обнаружении повреждения в электрокаре водитель должен остановит его и сообщить мастеру.
5. Требования безопасности по окончании работы
После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить электрокар. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2.Снять спецодежду, принять душ.
Инструкцию составил:
Руководитель подразделения
Согласовано:
Инженер по охране труда
ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ
ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖКИ И ЭЛЕКТРОКАРА
1. Общие требования охраны труда
1.1. К самостоятельной работе на электротележке и электрокаре допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
- вводный инструктаж;
- инструктаж по пожарной безопасности;
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автотележки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, имеющие не ниже второй группы по электробезопасности.
1.2. Водитель электротележки и электрокара должен проходить:
- повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
- внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
- диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ №90 от 14. 03. 1996 г;
- проверку знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
1.3. Водитель электротележки и электрокара обязан:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
- соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
- соблюдать требования к эксплуатации автопогрузчика
- соблюдать правила безопасности при погрузке и разгрузке грузов;
- соблюдать ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
- использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель электротележки и электрокара должен:
- уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
- выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения механика;
- знать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности и электробезопасности;
- знать положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
- знать правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
- во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
- содержать автопогрузчик в чистоте и порядке.
1.5. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей электротележки и электрокара, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автотележку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу.
1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.9. Монтаж и демонтаж пневматических шин и их накачивание должно проводиться в специальном помещении, оборудованными для этой цели специальным предохранительным устройством (решетчатой клеткой).
1.10. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель электротележки и электрокара должен использовать следующие СИЗ: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные.
1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами являются.
Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание внутризаводского транспорта
производятся в соответствии с ГОСТ 12.2.003 ССБТ. "Оборудование производственное. Общие требования безопасности
", ГОСТ 12.3.002 ССБТ. "Процессы производственные. Общие требования безопасности
", ГОСТ 12.3.020 ССБТ. "Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности
", другими нормативными правовыми актами по охране труда, включая инструкции, паспорта и технические условия заводов-изготовителей.
К внутризаводскому транспорту принято относить электрокары
, электротягачи
, электропогрузчики
, электроштабелеры
, ручные тележки-штабелеры
, грузовые и такелажные тележки
.
Эксплуатация на предприятии транспортных средств
с двигателем внутреннего сгорания должна производиться с соответствии с Правилами охраны труда на автомобильном транспорте.
Движение всех транспортных средств на территории предприятия должно отвечать Правилам дорожного движения и регламентироваться инструкциями по охране труда для водителей соответствующих транспортных средств.
Для движения на территории предприятия транспортных средств должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения.
В соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020 максимальная скорость движения транспортных средств на территории предприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности, грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения.
В соответствии с технологическими связями отдельных цехов, участков и служб предприятия должны быть разработаны маршруты движения средств внутризаводского транспорта, которые доводятся до сведения водителей.
Габариты проездов и проходов
внутри цехов должны быть четко обозначены сплошными белыми линиями шириной не менее 50 мм. Ограничительные линии не должны приближаться к оборудованию и стенам помещений менее чем на 0,5 м.
Ширина главного проезда
и дверных проемов для проезда транспорта должна устанавливаться с учетом движения транспортных средств в одну сторону (при одностороннем движении) или в обе стороны (при двустороннем движении). Ширина проезда при двустороннем движении должна обеспечивать гарантийную зону безопасности для транспортных средств и пешеходов: между транспортными средствами не менее 0,6 м и свободные проходы с двух сторон пути движения транспорта не менее 0,7 м.
Техническое состояние электротранспорта
, ручных грузовых тележек должно соответствовав требованиям инструкций (паспортов) заводов-изготовителей.
Электротранспорт
: электрокары, электропогрузчики, электротягачи должны быть снабжены быстродействующими тормозами, сигнализацией, осветительными приборами и выключателями с замочным устройством, исключающим пользование ими посторонними лицами.
Тормозной путь электротранспорта с номинальной нагрузкой на сухом дорожном покрытии горизонтального участка дороги должен быть:
при скорости 3 км/ч не более 1 м;
при скорости 7 км/ч не более 1,5 м;
при скорости 10 км/ч не более 2 м.
Электротранспорт должен иметь звуковой сигнал, отличающийся от общего производственного шума.
На электропогрузчике со стрелой должна быть таблица с указанием грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы.
Для работы в помещениях, где по условиям работы воз-можно образование взрывоопасных смесей, должен применяться электротранспорт во взрывозащищенном исполнении.
На электропогрузчиках и автопогрузчиках должна быть табличка (бирка, надпись) с ясно указанной датой следующего испытания.
Изготовление всех грузовых тележек должно производиться по чертежам. Каждая тележка должна быть снабжена эксплуатационной документацией.
Каждая грузовая ручная тележка должна иметь табличку (бирку, надпись с ясно указанной на ней датой испытания, грузоподъемностью, инвентарным номером, номером подразделения (цеха, отдела) – владельца.
С передней и задней стороны электротранспорта и с задней стороны прицепных тележек должен быть четко обозначен номерной знак (инвентарный номер, учетный номер).
Элементы транспорта
: бамперы, боковые поверхности платформы, стрелы, обоймы грузовых крюков погрузчиков должны иметь сигнально-предупреждающую окраску, соответствующую требованиям ГОСТ 12.2.026 ССБТ. "Цвета сигнальные и знаки безопасности
".
Администрация предприятия обязана назначить из числа специалистов лицо или лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии внутризаводских транспортных средств, за их своевременный осмотр и реонт, а также по надзору за безопасной эксплуатацией безрельсового напольного транспорта (электрокар, электропогрузчиков, электротягачей с прицепными тележками, автопогрузчиков, ручных тележек для такелажных работ, ручных тележек с подъемным механизмом).
К вождению электрокар, электропогрузчиков, электроштабелеров, электротягачей, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения, обучение по специальной программе правилам управления данным транспортным средством и его вспомогательным оборудованием, правилам дорожного движения, пожарной безопасности и оказания первой доврачебной помощи, прошедшие проверку знаний в квалификационной комиссии, имеющие удостоверение на право управления данным видом транспорта, а также прошедшие инструктаж по охране труда с учетом конкретных условий работы.
Управлять автопогрузчиком могут только водители авто-мобилей не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления автопогрузчиком, выданное организацией, имею-щей соответствующую учебную базу и лицензию на право обучения (учебно-курсовые комбинаты, профессионально-технические училища и др.).
Водители электротранспорта
, участвующие в дорожном движении вне предприятия, должны иметь удостоверение, вы-данное органами Госавтоинспекции
. Водители электротранспорта должны иметь группу по электробезопасности I.
Выделение электротранспорта, автопогрузчиков и т.п. для транспортировки грузов должно производиться по заявкам цехов, отделов, участков или по утвержденному графику с выдачей водителям путевого листа.
Электротранспорт, автопогрузчики, ручные грузовые тележки для такелажных работ, ручные тележки с подъемным механизмом (штабелеры) перед вводом в эксплуатацию должны подвергаться техническому освидетельствованию, а находящиеся в эксплуатации – периодическому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев.
Водители внутризаводского транспорта, перед выездом на линию обязаны проверить техническое состояние транспорта – провести контрольный осмотр транспорта в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и инструкцией по охране труда, проверить в работе действие тормозов, органон управления, блокировок электрического замка, звукового сигнала, освещения и всех механизмов перемещения груза, а после окончания – провести ежесменное обслуживание (ЕО) и сдать транспорт в соответствии с установленным на предприятии порядком.
Скорость движения электротранспорта и автопогрузчиков
на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за углов зданий, на перекрестках, в местах интенсивного движения людей, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.
При минимальном радиусе разворота скорость движения не должна превышать 2 км/ч.
В случае вынужденного осмотра электротранспорта на дороге водитель обязан отключить электропитание электродвигателя и затормозить транспортное средство ручным (стояночным) тормозом. В случае отказа (неисправности) ручного тормоза водитель должен принять меры к исключению возможности произвольного движения транспортного средства: установить под колеса со стороны уклона дороги упоры (подкладки) достаточной прочности.
При движении с места в цехе, при развороте или в присутствии рядом людей и другого транспорта, при въезде и выезде из ворот, при встрече с пешеходами, при подъеме и опускании груза, при проезде мимо дверей водитель должен подать звуковой сигнал.
Перевозка людей (грузчиков, транспортировщиков) на внутризаводском транспорте допускается при условии, если на транспорте специально оборудовано место для их проезда.
Запрещается использовать авто- и электропогрузчики для перевозки и подъема людей; перевозка людей на платформах электрокар также не допускается.
При проезде мимо оборудования, колонн, стен, деталей и т.п. при наличии рабочих мест или проходов расстояние между транспортируемыми грузами и "препятствием" должно быть не менее 0,8 м.
При погрузке грузов на электрокар водитель обязан поставить электрокар на стояночный тормоз. При механизированной погрузке грузов на электрокар водитель обязан отойти в безопасное место и наблюдать за погрузкой.
Груз на платформе должен быть надежно уложен и закреплен.
Груз, габариты которого меньше платформы электрокара, не должен выступать за габариты платформы; при транспорти-ровке грузов, выступающих за габариты, центр тяжести должен находиться на осевой линии платформы, при этом должны быть обеспечены условия безопасного движения на поворотах.
Мелкие грузы (болты, гайки, шайбы т.п.) должны перевозиться в таре, груз не должен выступать выше бортов тары.
Металлическая стружка, сыпучие материалы: песок, глина, цемент и т.п. во избежание засорения платформы должны перевозиться в контейнерах, ящиках.
Круглый материал должен быть подклинен и привязан к платформе.
Перевозка баллонов на электрокарах должна производиться в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонов. В качестве прокладок могут использоваться деревянные бруски с вырезанными гнездами, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Бруски-прокладки и баллоны должны быть надежно закреплены на платформе. Баллоны не должны выступать за габариты платформы. Баллоны должны быть уложены вентилями в правую сторону по движению или вентилями вперед. Баллоны емкостью более 12 л должны транспортироваться с навернутыми колпаками.
Длинномерные материалы, как правило, должны перевозиться на электрокаре с прицепной тележкой.
В случае перевозки длинномерных грузов (металлические прутки, трубы и т.п.) без прицепной тележки, длина свисающей части не должна превышать часть, уложенную на платформу, при этом водитель должен производить повороты на малой скорости и перед началом поворота убедиться в безопасности маневра. При перевозке без прицепной тележки длинномерных грузов длина их не должна превышать 6 м.
Перевозка легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и жидких кислот допускается на электрокарах, в конструкции которых аккумуляторная батарея и электродвигатель не расположены под грузовой платформой.
При перевозке бочек они должны быть установлены на платформе в вертикальном положении в один ярус и закреплены от падения.
Вилочные захваты следует подводить под груз на малой скорости, груз захватывать при наклоне вил "от себя".
Поднимаемый груз должен располагаться равномерно по ширине вил, при этом расстояние от центра тяжести груза до спинок вил не должно превышать значений, указанных в таблице электропогрузчика.
При транспортировании грузов погрузчиками, груз должен быть поднят на транспортируемую высоту, но не более 300 мм от пола, подъемник наклонен "на себя" полностью.
Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.
Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед, во избежание опрокидывания погрузчика, должен производиться только при наличии опоры под вилами.
При потере электропогрузчиком устойчивости (отрыв задних колес от грунта, пола) груз следует немедленно опустить.
Транспортировка грузов на уклоне, больше максимального угла отклонения захватов погрузчика, должна производиться задним ходом.
При работе на электрокаре с подъемной платформой подъезжать к таре следует на тихом ходу, подводя платформу под тару до отказа и избегая ударов. При перемещении тары под электрокаром с подъемной платформой расстояние между низшей точкой тары и поверхностью пола не должно быть менее 50 мм.
При работе погрузчиков в зоне их работы не должны находиться люди.
При необходимости покинуть электротранспорт водитель должен опустить подъемную платформу или вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, отсоединить вилку разрывного устройства, установить рукоятку контроллера в нейтральное положение и поставить транспорт на ручной (стояночный) тормоз.