Имидж - это образ человека, возникающий у других людей в процессе взаимодействия, или образ субъекта, создаваемый им для более успешного взаимодействия с другими людьми. Он раскрывается в действиях, отношениях, эмоционально окрашенных впечатлениях и призван оказывать регулирующее воздействие на кого-либо. Имидж не является фиксированным, он постоянно «пристраивается» к условиям среды, трансформируется. Его формирование требует определенных знаний и умений.
В последние годы имиджу педагогов были посвящены некоторые исследования и публикации. В. Н. Черепанова определяет положительный имидж педагога как гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. А. Л. Аксельрод определяет профессиональный имидж учителя как совокупность таких характеристик учителя, которые позволяют ему демонстрировать свое профессиональное качество, позиционировать себя как профессионального учителя, а не просто человека, занимающегося обучением.
В стереотип восприятия педагога входят особенности его внешности, одежды. Существует оптимальный для восприятия костюм преподавателя - классический деловой. Для мужчин - это строгий костюм с галстуком. Для женщин - жакет и юбка длиной чуть выше или ниже колена; менее предпочтительны брюки. При этом студенческая аудитория более придирчива к одежде женщины-преподавателя. Если преподавательница, к примеру, носит романтические платья, то это наводит на мысль о ней как посредственной, мало интересной личности. Фольклорный стиль создает впечатление старомодности. Среди цветов традиционно в качестве наиболее делового и официального воспринимается синий, хотя голубой и фиолетовый молодежь также считает подходящими для преподавателя. В разряд непригодных цветов попадали чаще всего коричневый и красный. Интересный факт отмечен в зарубежных исследованиях: оказывается, южане и сельские жители, в отличие от городских и жителей Севера, более терпимы к пестрым нарядам педагогов.
A. Л. Аксельрод подчеркивает отличие в имидже естественного и искусственного, т. е. истинного имиджа педагога от маски, изображения профессионализма, которого еще нет. В имидже отражаются только та мера профессионализма, которой обладает педагог, и те профессиональные черты, которые ему присущи.
Возникает вопрос: для чего педагогу нужно создавать свой профессиональный имидж? Отвечая, можно указать на несколько моментов, важных для педагогического процесса:
- имидж позволяет предъявить учащимся свою профессию, свое дело;
- имидж дает возможность педагогу более адекватно выстраивать отношения с учениками благодаря четкому обозначению учительской позиции, настраивает учащихся на деловые отношения с педагогом;
- имидж помогает проявить педагогу профессиональное своеобразие, его «индивидуальное в профессиональном»;
- имидж удерживает поведение учителя в рамках профессионального;
- работа над своим имиджем служит средством самопознания и профессионального самосовершенствования.
B. Н. Черепанова отмечает, что негативный имидж педагога приводит к деструктивному изменению его личности, эмоциональному выгоранию, потере квалификации. Не меньше от отрицательного имиджа учителя страдают и ученики, особенно первоклассники. В. Н. Черепанова выявила, что за год обучения с учителем, обладающим отрицательным имиджем, у учеников выросла тревожность, 5,3% первоклассников потеряли навык приличного поведения в обществе, 24,4% перестали следить за своим внешним видом, 26,6% стали проявлять признаки агрессии по отношению к ученикам противоположного пола.
Формирование позитивного имиджа учителя способствует росту педагогического мастерства педагога, приводит к его положительным личностным изменениям, а также положительно сказывается на учениках. Так, за год обучения у учителя с положительным имиджем у учащихся снизилась тревожность, 39,4% первоклассников научились хорошим манерам, 38,3% учеников начали следить за своей внешним видом, 28,7% учеников стали уважительно относиться к учащимся противоположного пола. Кроме того, у первоклассников повысился уровень обученности.
К сожалению, как следует из данных В. Н. Черепановой, позитивным имиджем обладают лишь малая (15%) часть учителей; 22% учителей не имели достаточных знаний и умений для того, чтобы сформировать привлекательный для учеников образ.
Предъявление себя как профессионала требует учета того, как тот или иной имидж педагога будет воспринят учащимися. Педагогу следует иметь в виду, что учащиеся предъявляют определенные ожидания относительно педагога. Поэтому, например, мини-юбка на учительнице может расцениваться учащимися как проявление легкомыслия и даже как сексуальный вызов. Неудивительно, что приказом Министерства образования России учителям недавно было запрещено носить мини-юбки.
В психолого-педагогической литературе сегодня активно разрабатывается проблема личности педагога, ориентированного на гуманистическое общение, диалог с учащимися. Многие исследователи, среди них Л. А. Петровская, А. К. Маркова, А. К. Болотова и другие, говорят в этой связи о новом типе педагога - фасилитаторе, выделяя целый ряд его характеристик. Наиболее важные - истинность, открытость в общении, принятие себя и принятие других, эмпатическое понимание и т. д. Среди других не менее значимых качеств - уверенность в себе, способность к самораскрытию, раскрепощенность.
Если говорить об имидже педагога, то имевшее место в течение многих десятилетий представление о его личности на самом деле было описанием авторитарного учителя. Имидж авторитарного педагога и в педагогике, и в психологии прописан достаточно подробно. Среди основных характеристик такого педагога - позиция психологического превосходства, ригидность, частое использование разных психологических защит и т. д. Имидж педагога-фасилитатора, на наш взгляд, должен прежде всего опираться на такие качества, как уверенность в себе и раскрепощенность.
Когда студентам задаешь вопрос о том, каким они представляют себе раскрепощенного учителя, то, как правило, получаешь интересные и неоднозначные ответы. Из пятидесяти респондентов, опрошенных нами, примерно две трети остановились на описании личностных характеристик раскрепощенного педагога (раскованность, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, мастерское владение предметом, общительность, жизнерадостность, стремление к росту, естественность, энергичность и т. д.). Чуть меньше одной трети студентов, в основном те, кто уже имел опыт работы в школе, анализировали собственный стиль общения с учениками («общаюсь на равных с ребятами», «школьники - это тоже взрослые люди», «стремлюсь к раскованному общению»). <...> Итак, о том, каким должен быть раскрепощенный учитель, и психологи и студенты имеют представление. На основе их описаний можно составить структуру имиджа педагога гуманистического плана, которого все чаще называют сейчас педагогом-фасилитатором.
Что же касается имиджа преподавателя вуза, то проблема эта до сих пор остается практически неисследованной.
На наш взгляд, в связи с переменами в системе преподавания в вузах, касающимися повышения требований к качеству преподавания, вопрос имиджа преподавателя высшей школы сегодня особенно актуален. Здесь много проблем, начиная со стиля одежды, мимики, жестов, речи, общей эрудированности, в основе которой лежит интеллект, способ мышления, и заканчивая мировоззренческими установками. <.> Педагог-фасилитатор необходим студентам прежде всего потому, что они нуждаются в неформальном, недистантном общении с педагогом, в полнокровном, дающем пищу не только уму, но и сердцу, диалоге. Запоминаются, как правило, те педагоги, которые сумели принять студентов такими, какие они есть, имевшие мужество быть раскованными, раскрепещенными, открытыми и уверенными в себе. На наш взгляд, именно эти качества наиболее значимы в структуре имиджа педагога-фасилитатора.
Как отмечает В. Н. Черепанова, барьерами в реализации педагогического имиджа могут стать:
- каузальная атрибуция (приписывание учениками учителю каких-то черт, исходя из собственного опыта), стереотипизация,
- эффекты ореола, первичности и новизны.
Кроме того, позитивное воздействие имиджа учителя на учащихся существенно затрудняется или становится невозможным при наличии смыслового, морального, мотивационного, эмоционального, эстетического и ригидного барьеров.
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое - с точки зрения самих учителей. Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается черезпроцессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, каклюбовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, - пишет В.М. Ше-пель.
Вопросы к экзамену по педагогике.
1.Предмет и объект педагогики, связь педагогики с другими науками 2. История развития педагогики 3.Функции педагогики 4. Отрасли современной педагогики 5. Вопросы (задачи) педагогики 6. Педагогический процесс как система и целостность 7. Компоненты педагогического процесса 8. Факторы формирования личности 9. Закономерности возрастного развития 10. Основные категории педагогики (общая характеристика) 11. Воспитание как категория педагогики 12. Обучение как категория педагогики 13. Образование как категория педагогики 14. Формирование как категория педагогики 15. Развитие как категория педагогики 16. Особенности педагогического общения 17. Стили педагогической деятельности 18. Компоненты педагогической техники 19. Мастерство педагогического общения 20. Понятие педагогической технологии 21. Традиционная теория обучения 22. Особенности организации проблемного обучения 23. Особенности организации программированного обучения 24. Развивающее обучение.
25.Планирование и проектирование в деятельности педагога. 27.Нравственно-психологический образ педагога. 28.Имидж педагога и педагогической деятельности.
Что же такое имидж педагога?
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
«Существует ли специфический имидж педагога?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «… большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность …»
«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими». В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны воспитанников, учащихся и родителей? Что могут сделать сами воспитатели и учителя, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств преподавателя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое - с точки зрения самих педагогов. Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. «Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Есть и другие точки зрения на структуру имиджа. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Что такое хороший учитель?
Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.
Имидж и карьера. Роль имиджа в профессиональной деятельности.
Современные реалии предполагают наличие у человека уверенности в себе. Без нее не достичь успеха. Необходимо «надеть» на себя имидж уверенного человека и в скором времени придет настоящая уверенность в себе. Обратимся к имиджу современного педагога. Опросы учащихся позволили составить образ «идеального» учителя и выявить составляющие его имиджа. Это профессионализм, справедливость, честность, обаяние, аккуратность, уважительное отношение к людям, высокий уровень культуры, чувство собственного достоинства, коммуникативные навыки, умение одеваться, ухоженность внешности, умение держать себя. Преподаватель должен быть одновременно строгим, сдержанным, открытым, приветливым, потому что работает с учениками. Визуально воспринимаемый облик его должен соответствовать этому образу.
В настоящее время большинство преподавателей не задумываются о том, какую информацию несет их внешний облик. Лишь некоторые из них думают о том, будет ли их костюм и внешность в целом «профпригодна», т.е. восприниматься учениками, коллегами, окружающими как соответствующая образу современного учителя. Причинами, объясняющими такую статистику, являются: ограниченные материальные возможности, повсеместная имиджелогическая безграмотность, фактическое отсутствие, как профессионалов - имиджмейкеров, так и достаточного количества специальной литературы по имиджу. Однако человек, сознательно создающий свой облик, даже в рамках ограниченного успеха способен преуспеть. Знание законов и механизмов управляемого впечатления, рекомендации специалистов позволяют создать «правильный» имидж, исходя из материальных возможностей.
В современном деловом мире принято преподавателям выбирать одежду классического или делового стиля, которая подходит определенному типу внешности как по цветовой гамме, так и по типу фигуры.
Как писал А.А. Бодалев: «Первое впечатление ребенка о воспитателе и учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Это раньше считалось, что "думать о красе ногтей" могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят о нас по нашему внешнему виду. А уж внешний вид педагога служит его детям примером для подражания. Кстати, и родители, обращают внимание на то, как выглядят педагоги, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы. Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами. В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр. Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно воспитателям и учителям, у кого общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности.
Модель имиджа педагога. Деловой стиль.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя - это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже - это немаловажная задача педагогической деятельности. Обучение детей - это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже - это также профессиональное требование.
Рассмотрим модель имиджа учителя.
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Костюм — самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал. Нигде не указано, как должен быть одет педагог, но всем понятно, что, например, декольте, джинсы, массивные украшения, яркая вызывающая одежда, резкие запахи, прозрачные блузки, обтягивающие брюки и юбки недопустимы.
Некоторые педагоги считают, что негласный дресс- код нарушает их права. «У меня красивые ноги, так почему я не могу их показать, надев мини»? Если она задаёт подобный вопрос, то её просто становится жалко. Неужели кроме учеников ей некому эти ноги показать?! Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы - это уже стиль. А стиль - это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа. Основной стиль учителя - это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков. К классическому стилю относятся костюмы полуприлегающего и прямого силуэтов: жакет и юбка в сочетании с блузкой; платье и жакет; платье и жилет; тройка: платье, жилет и жакет; брюки, блузка и жакет. Исключаются из деловой одежды трикотажные джемперы, жилеты и др. Полный человек выглядит еще полнее в костюме или платье из ткани в поперечную полоску, с крупным рисунком, очень светлых тонов. Полнят любую фигуру юбки в форме буквы "А". В широких пышных юбках высокие женщины не производят делового вида. Лучше надеть длинную юбку, скроенную по косой линии. Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, приемы которого отработаны в течение десятилетий, сдержанным деликатным цветовым решением, предполагает чувство меры во всем: форме, объеме, отделке, художественном оформлении. Одежда в классическом стиле выглядит строго и умеренно. Она не бросается в глаза благодаря яркости и оригинальности, а привлекает внимание высоким качеством исполнения и должна идеально сидеть на фигуре, не иметь дефектов. Изделия, выполненные в классическом стиле, не теряют своей актуальности, т.е. не выходят из моды в течение нескольких сезонов. Мода не вносит резких изменений, однако она выражается в изменении ширины плечевого пояса, в плотности облегания фигуры, в используемых материалах, в форме деталей отделки. Кроме того, они хорошо комплектуются с одеждой других стилей, что способствует их много вариантности, а это важно при составлении гардероба. Для женщин обувь является важнейшей частью туалета. Наиболее элегантными являются лодочки с закрытыми носком и пяткой. Желательны туфли цвета слоновой кости, беж, бежево-серые и др. К темным платьям подходят темные туфли. Неприемлемы в классическом стиле туфли с цветными деталями, "металлических цветов", с украшениями. Туфли с каблуками "клеш", а также закрытые туфли носят только с брюками. В летний период допустимы босоножки с открытой пяткой, но с закрытым носком. С цветом обуви, как правило, сочетаются чулки, колготки. Они не должны иметь рисунок. Зрительно уменьшают ступни ног туфли и чулки темного цвета.
Кстати о цвете. Цвет — одна из главных характеристик костюма. Он воздействует на окружающих в первую очередь. Тот или иной оттенок сразу же вызывает определенные ощущения и ассоциации, ассоциируется с настроением и самочувствием. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Необходимо ознакомиться с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные - дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, надо задуматься - какое воздействие вам надо оказать на детей?
Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.
Одежда воспитателя, учителя, преподавателя колледжа, вуза серьезно влияет не только на отношение учащихся к педагогу и изучаемому предмету, но и определяет их внимание и поведение на занятиях.
Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку.
Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.
Во - вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
В - третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день. Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Классический стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.
Если педагог носит серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.
То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с классическим стилем. К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз учителя. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя. Классический стиль подразумевает, что макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов - легкий. Прическа - современная, но без остромодных деталей.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).
В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию. Какой же должна быть маска учителя? Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспитанники их родители должны видеть привлекательных ухоженных людей, с улыбкой на лице.
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image - образ) - это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Несоответствие статусу - это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.
Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и учащихся. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей. Именно поэтому особое внимание учитель должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека. Рассмотрим далее, из чего складывается имидж педагога. Фото некоторых примеров будут также представлены в статье.
Одежда
Формирование имиджа педагога - задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть - это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога. Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах. Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность. На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.
Средства общения
Педагогический имидж педагога создает комплекс различных взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. Одними из ключевых выступают Они могут быть невербальными и вербальными. Важно, как и что говорит учитель, способен ли он своими словами настроить детей на учебу, какие позы и жесты использует. Все это оказывает влияние на восприятие обучающихся. Чтобы создать привлекательный имидж педагога ДОУ или среднего образовательного учреждения, необходимо обратить особое внимание на умение представлять себя окружающим людям наиболее выгодным способом. Доказанным является факт, что порядка 35% информации ребенок получает при Остальные 65% приходятся на невербальные средства. Внутренний и внешний имидж педагога должны быть сбалансированы, уравновешены, соответствовать друг другу. Умение располагать к себе выступает как необходимое качество при установлении контактов с детьми, родителями, коллегами.
Структура речевого общения
Она состоит из:
- Значения и смысла фраз и слов.
- Речевых звуковых явлений. В частности, имеется в виду темп речи, модуляции высоты, тональность, ритм, тембр, дикция, интонация. Как показывает практика, наиболее привлекательной является спокойная, размеренная, плавная манера разговора.
- Выразительных качеств. К ним относят специфические звуки, появляющиеся в процессе общения. Это, в частности, шепот, смех, вздохи, кашель, паузы, звуки назализации и пр.
Информационные потоки
Большинство исследователей сходится во мнении, что словесным каналом люди пользуются для непосредственной передачи сведений. При этом невербальные средства применяются для "обсуждения" возникающих межличностных отношений, а в ряде случаев они заменяют словесные сообщения. Такое общение ценно тем, что выражается обычно самопроизвольно и бессознательно. Оно обуславливается отсутствием возможности подделать импульсы. В этой связи, люди больше доверяют чем словесному. Исследователи выделили 10 категорий информации, которая поступает ученику вне зависимости от слов, которые произносит преподаватель. Среди них:
- Индивидуально-личностная.
- Эмоциональная.
- Эстетическая.
- Психологическая.
- Возрастная.
- Социально-иерархическая.
- Половая.
- Пространственная и др.
Общее телесное самораспоряжение
Еще одним немаловажным элементом, составляющим имидж педагога школы , является манера перемещаться, излюбленные позы и точки. Отвлекающим фактором является повышенная подвижность. Каждый человек обладает своим диапазоном. У преподавателя-флегматика, например, умеренная подвижность. Психологический эффект при педагогическом воздействии практически не зависит от абсолютной степени Он обуславливается относительной мерой и уместностью в рамках возможностей преподавателя. Умеренная, а в ряде случаев намеренно ослабленная интенсивность воздействия зачастую приводит к желаемому эффекту.
Жестикуляция
Она считается одним из самых ярких элементов, составляющих . Здесь следует отметить один парадокс. Все, что наиболее частотно в двигательно-поведенческом облике человека, менее всего ему известно. Такая ситуация обуславливается наличием укоренившейся привычки использовать определенные жесты. Во многом она выходит на уровень автоматизированного поведения. Между тем, оценивая имидж педагога , окружающие, в первую очередь, внимание обращают на эту форму поведения. Жестикуляция во многом является определяющим фактором при составлении мнения о человеке.
Мимика
Даная поведенческая сфера отличается еще более высоким информационно-выразительным уровнем воздействия. Мимика тесно взаимодействует с речью преподавателя. Вместе с тем, она может использоваться педагогом и автономно, без какого-либо словесного сопровождения. В любом случае, мимическая выразительность является еще одним определяющим фактором, по которому оценивается
Интонация
Одно и то же сообщение преподавателя может восприниматься обучающимися по-разному. В связи с этим правильнее говорить об интонационном поведении учителя. Такая терминология обуславливается значительной сферой деятельности педагога. Интонационное поведение динамично, оно по силе воздействия зачастую превосходит прочие показатели.
Саморегуляция речи
Она выражается в способности учителя управлять громкостью голоса, темпо-ритмической характеристикой. Как известно, информационный аспект речи педагога еще не выступает в качестве передачи знаний. Немаловажно и то, как будет звучать содержательная речь. Значение этого требования усиливается, когда в качестве воспринимающих информацию выступают дети, то есть, основная аудитория преподавателя.
Личностные установки
Имидж современного педагога
должен согласовываться не только с общепринятыми требованиями, но и гармонировать с его мировоззрением и восприятием. Создавая собственный образ, преподаватель совершенствуется. Личностные установки выражаются в его деятельности, в конкретных результатах. При этом работа рассматривается в качестве некой грани перехода внутреннего во внешнее. Как правило, это экспрессия, оригинальность, умение иллюстрировать неповторимость личности в каждом компоненте деятельности - от цели и задач до выбора содержания, приемов, способов и средств их выражения. Личностные установки проявляются и в в эмоциональных реакциях на поведение детей, в допустимой степени свободы при импровизациях на уроках.Особенности
Внутренний образ, в первую очередь, связан с культурой учителя, свободой и непосредственностью, эмоциональностью, обаянием, изяществом. Личные качества позволяют быть оригинальным, использовать нестандартный подход, воплощать неожиданные сценарии, а также сохранять самообладание в публичных условиях. Имидж современного педагога , его облик представляет собой совокупность особых форм выражения его отношения к материалу, передачи собственной эмоциональной реакции на действительность. Он отражает умение вести самопрезентацию, способность вывести детей на игровой уровень.
Анализ
Структура и сущность преподавательской деятельности, продуктивность, связанная с ними, выступает в качестве одного из наиболее актуальных вопросов науки. Как правило, анализ этих важнейших феноменов заменяют общие рассуждения об образовательном искусстве. Творчество преподавателя, несомненно, неповторимо. Научный анализ деятельности учителя отдает должное оригинальности методов каждого педагога. Между тем, оценка не строится на описаниях. Она формируется на базе принципов сравнительного исследования, количественно-качественного анализа. В качестве предмета изучения при этом выступает не только непосредственная работа, но и .
Ключевые аспекты оценки
Существующие педагога - личностный, требуемый, воспринимаемый и пр. - раскрываются с двух сторон. В первую очередь, оценивается степень выполнения преподавателем требований, предъявляемых обществом. Социум создает представление об учителе как о просветителе и носителе нравственного опыта. Во-вторых, проявляется непосредственное отношение самого учителя к своему облику. Он сам формирует установки, цели, способы заявления о себе обществу. Во многих отношениях облик преподавателя является его социально-желательным образом. Для приобретения положительного имиджа, как отмечал Фромм, человеку необходимо иметь приятные личные и высокие профессиональные качества.
Задачи создания образа
Формирование имиджа - это целенаправленная активная деятельность. Она ориентирована на информирование о сильных сторонах преподавателя, отношений, которые обладают объективным значением в процессе успешного взаимодействия с детьми. Правильное представление об учебно-воспитательной цели имиджа для развития учащихся способствует созданию ответственного отношения к моделированию индивидуальности. Овладение педагогом основными принципами этики, совершенствование культуры и грамотная организация труда выступает в качестве ключевого аспекта при создании облика. Успешно спроектированный имидж педагога оказывает влияние на самоутверждение и последующее совершенствование своей работы.
Влияющие факторы
Формирование имиджа происходит под воздействием социальных явлений. Эти факторы выражают общественный алгоритм воспроизведения духовной жизни. Однако их роль ограничена обеспечением взаимодействия морали и нравственности. Можно говорить о том, что имидж является естественным алгоритмом духовной жизни социума. Он выражает не только желание конкретного человека нравиться как можно большему числу друг их людей или определенному субъекту. Он воплощает непосредственно правила, обеспечивающие его реализацию. Проще говоря, имидж выражает необходимость согласования психического восприятия с индивидуальным либо групповым опытом жизни.
Среди наиболее важных элементов построения имиджа педагога следует отметить следующие:
- Создание образа выступает только в качестве дополнения, а не замены деятельности учителя.
- Необходимо обращаться к формированию имиджа задолго до начала непосредственной работы в образовательном учреждении.
- В основе коммуникации необходимо использовать простой язык; рассматриваемые вопросы должны являться актуальными для каждого.
- В обязательном порядке следует привлекать экспертов со стороны.
При применении данных элементов, необходима стратегическая направленность педагогической техники.
Визуальные символы
Они являются эффективно воздействующими элементами имиджелогии. Визуальный канал считается основным по объему воспринимаемых сведений. Это обуславливается тем, что внешние параметры способны существенно видоизменять поведенческие акты человека. В соответствии с результатами социологических исследований, первое впечатление при встрече создается на 9% содержанием, на 37% голосом, а на 54% внешним обликом. Визуальное сообщение сохраняется дольше в индивидуальной памяти. В этой связи, его считают самым сильным средством воздействия на другого человека.
Заключение
Какой нужно создать имидж педагога? Реферат, приведенный выше, позволяет сделать следующие выводы. Преподаватель должен развивать не столько способность предъявлять себя обществу, сколько умение оценивать и видеть собственный облик и образ других. Важно понимать, что цель создания и совершенствования имиджа педагога не состоит в воспитании актера либо учителя в маске. Он должен стать преподавателем с творческими качествами. Их необходимо проявлять в зависимости от тех задач, которые решает педагог. Преподаватель постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного взаимодействия. Отсутствие культуры общения либо низкий ее уровень зачастую приводит к конфликтным ситуациям, напряженности в отношениях между преподавателем и обучающимися. Успешное их разрешение будет зависеть от психологической грамотности, профессионализма педагога. В качестве ключевых моральных норм, используемых в процессе взаимодействия с детьми, выступают: доверие, внимательное отношение к индивидуальным особенностям учеников, уважение достоинства ребенка, доброжелательность, чуткость.
Грамотное с психологической точки зрения восприятие преподавателем обучающихся будет способствовать установлению взаимопонимания и эффективного взаимодействия. Данная возможность во многом обеспечивается сформированными перцептивными умениями. Они представляют собой способности правильно оценивать эмоциональное состояние детей по выражению лица, речи, жестам, действиям. Существует 2 взаимосвязанных типа социальной перцепции. Первым является, собственно, умение воспринимать и слушать ребенка либо какого-либо другого человека. Второй тип - эмпатийный. Он выражает особую чувствительность к ребенку, сопереживание. Процесс восприятия, в первую очередь, предполагает культуру слушания. Как показывают многочисленные исследования, большая часть педагогических работников не обладает необходимыми навыками. Это, в свою очередь, означает, что даже при привлекательном облике учитель, не умеющий слушать, не будет восприниматься должным образом. При формировании имиджа необходимо обращать внимание на все значимые детали. Именно поэтому, при создании облика работа проводится, в первую очередь, с личными качествами. Достигнутые результаты переносятся во внешний облик. Имидж педагога - это гармоничный образ. В нем должны сочетаться культура, ум, умение слушать, внимание, способность грамотно применять визуальные и речевые средства.
Сегодня успех любой представительской или публичной деятельности предполагает наличие положительного имиджа. Так как педагог всегда на виду, он должен заботиться о своем имидже. Это требование рыночной экономики. В современном мире педагог должен быть конкурентноспособным. Зачастую, педагог остается невостребованным из-за неправильно спроецированного образа в сознание окружающих. Уже недостаточно быть просто профессионалом высокого класса. Профессиональный имидж является необходимым условием успешной профессиональной деятельности.
Имидж учителя - стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег, социального окружения.
Имиджи представителей разных профессий различаются функциями, которые они выполняют, составляющими, наиболее сильно влияющими на создаваемый образ, а также профессиональными требованиями к имиджу, уникальными для каждой из них.
Так, имидж педагога выполняет следующие функции:
Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
Социальная - развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
Духовно - нравственная - формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся;
Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитание культуры внешности.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая -- это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
А.Г. Оводова считает, что составными частями имиджа педагога являются:
1. Визуальная привлекательность - цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т.д.
2. Красноречие - искусство речи, то есть ее гибкость, выразительность, оригинальность.
3. Невербальный имидж - приятные манеры, жесты, мимика, поза.
4. Пространство жизнедеятельности - оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т.д.
5. Образ жизни - отношения с окружающими, родственниками, моральные принципы, достоинства, поведение, характер, качества личности.
6. Привлекательность в глазах окружающих. «Совсем не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться».
В подходе, предложенном А.А. Калюжного выдвигаются определенные требования к каждому из компонентов имиджа педагога.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем.
Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.
Внешний вид, в первую очередь, должен быть опрятным. Особое внимание необходимо уделять прическе, макияжу и маникюру. Волосы должны быть всегда чистыми, а прическа аккуратной - не лохматой, без выбивающихся прядей. Макияж должен быть в естественной цветовой гамме, следует избегать ярких цветов. Руки должны быть ухоженными, ногти не обломанными, ни в коем случае не допускается облупленный лак, особенно ярких оттенков.
В одежде необходимо разумно сочетать тенденции моды со своим внешним видом, соблюдая такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.
Классика - это основа стиля учителя. Она символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.
Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку:
1. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.
2. Одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
3. Сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.
Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.
Если есть необходимость в серьгах, то они должны быть небольшими, не висячими. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы, что будет отвлекать учеников от содержания урока. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.
К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).
В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.
Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.
Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности.
Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуальное, поэтому предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Перед каждым уроком педагогу следует продумывать свою речь, чтобы она звучала более гладко и понятно, но, тем не менее, нельзя исключать и импровизационный момент, благодаря которому урок становится для учащихся более интересным и захватывающим. Педагог должен также владеть стилем неформального общения с учащимися, чтобы вызвать их доверие.
Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством снижения этой значимости. Типичные ошибки начинающих учителей - слишком тихий или слишком громкий голос. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, ее мелодику. Голос должен содействовать успешности педагога. Работа над техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.
Не следует забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной).
Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения оказываются в некоторых случаях более действенными, чем слова. Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов.
Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель должен всегда помнить. Большую роль жесты играют в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Также в использовании жестов важна и такая функция, как активизация различных познавательных процессов. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.
Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Чаще всего - это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.
Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.
Таким образом, не смотря на существенные различия в классификациях компонентов имиджа педагога разных авторов, можно выявить некоторые общие компоненты: внешний вид, ораторское искусство, невербальный стиль, внутренний мир педагога, а также профессионально-значимые качества личности педагога.