Вибрация различных элементов автомобиля неизбежно возникает в процессе эксплуатации, когда постепенно изнашиваются движущиеся детали ходовой части и трансмиссии. Но среди подобных неисправностей встречается одна опасная неполадка – биение руля при торможении. Чем сильнее дергается рулевое колесо после резкого нажатия педали тормоза, тем выше вероятность потерять управление и слететь с дороги на приличной скорости. Чтобы избежать описанной аварийной ситуации, стоит изучить характер проблемы и способы ее решения.
Откуда возникает биение рулевого колеса?
Под биением руля в момент торможения подразумеваются самопроизвольные рывки рулевого колеса в разные стороны. В особенно запущенных случаях вибрация настолько сильная, что водителю приходится в буквальном смысле ловить автомобиль на дороге. На скорости свыше 50 км/ч явление создает реальную опасность для пассажиров транспортного средства.
Поскольку баранка посредством рейки и шаровых наконечников жестко связана с передними колесными ступицами, источник проблемы нужно искать в ходовой части и тормозной системе авто. Основные причинысильной вибрации кроются в различных дефектах тормозного диска:
- рабочая часть изделия деформирована и представляет собой волнообразную поверхность;
- вследствие удара диск получил повреждение и треснул;
- запчасть изначально бракованная либо установлена неправильно.
Передние тормозные диски названы виновниками не случайно. Стоит рабочей поверхности детали немного изменить форму или получить дефект, как после срабатывания колодок передние колеса начнут вилять, повторяя вращение неровного элемента. Еще сильнее бьет руль при торможении на большой скорости, поскольку частота оборотов передних колес повышается.
Как на диске появляется волнообразная деформация:
- В процессе движения автомобиля элементы многократно захватываются колодками и могут сильно нагреваться.
- Температура распределяется по поверхности неравномерно, соответственно, металл в разных частях детали расширяется больше или меньше.
- Если в момент максимального прогрева колесо попадает в лужу либо снег, металл резко охлаждается и сохраняет вогнутую форму.
- Тормозные колодки, схватывающие диск, заставляют колесо повторять траекторию вращения деформированной поверхности. Вот почему бьет руль в момент торможения.
Биение рулевого колеса также проявляется после неправильного крепления элемента или при наличии заводского брака, когда поверхность запчасти изначально кривая.
Другие причины вибрации
Вибрации рулевого колеса, не связанные с рывками автомобиля в разные стороны, проявляются по следующим причинам:
- На колодки попала одна из технологических жидкостей автомобиля, например, трансмиссионное масло в результате износа сальника. Обладая значительной вязкостью, смазка хорошо держится на любой поверхности и нарушает нормальную работу тормозов при резком нажатии педали.
- Износились внутренние элементы рулевой рейки, появился значительный люфт.
- Пришли в негодность шаровые пальцы рулевых тяг.
- Неработоспособность амортизаторов и передних стоек. Вибрация на баранке ощущается при резком торможении и одновременном вхождении в поворот.
Примечание. Неполадки, связанные с износом шаровых опор и амортизаторов, также проявляются на колесах задней оси. Чаще всего на колодки попадает тормозная жидкость, причины – неисправность рабочих цилиндров и прохудившиеся резиновые манжеты.
Привести к деформации и последующей вибрации может сильный боковой удар любого колеса о высокий бордюр (например, из-за гололеда или ДТП). Основную нагрузку воспринимает диск, ступичный подшипник и различные шарниры подвески. Любая из перечисленных деталей может получить трещину и вызвать колебания рулевого колеса в процессе торможения.
Как диагностируется неисправность?
Чтобы выявить биение диска одного из передних колес, понадобится домкрат, противооткатные средства и баллонный ключ. Порядок диагностики следующий:
- Установите машину на ровной площадке и вытяните до отказа ручной тормоз. Дополнительно подстрахуйте авто башмаками, уложенными под любое заднее колесо.
- Поднимите домкратом переднее колесо, чтобы оно зависло над землей. На автомобилях с передним и полным приводом не забудьте перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
- Вращайте подвешенный обод руками. Если ощущаете заклинивание в определенном положении, снимите колесо и убедитесь, что неровный диск трется о колодки, отчего возникает сильная вибрация при торможении.
Суть диагностики проста: после срабатывания тормозные колодки отодвигаются назад ровно настолько, чтобы освободить вращающиеся поверхности. До крайнего раскрытого положения накладки нужно раздвигать принудительно. Если металлическая рабочая часть искривлена, то при вращении деталь начнет застревать между колодками.
Совет. Не факт, что рывки руля в разные стороны вызваны деформацией одного диска. Вполне вероятно, что второй элемент тоже согнут. Поэтому обязательно проверьте на наличие дефектов оба передних механизма. Заодно осмотрите детали на предмет трещин (особенно после бокового удара).
Если вибрация не вызывает отклонений машины от прямой траектории в процессе движения и не заставляет дергаться баранку, проверьте элементы подвески и ходовой части. Транспортное средство загоните на смотровую канаву и рывками попробуйте рулевые тяги на предмет люфта. Работоспособность амортизаторов проверяется раскачиванием автомобиля вверх-вниз весом тела. После приложения усилия машина должна качнуться не более 1 раза.
Как устранить биение?
Когда на автомобиле слегка вибрирует руль в момент резкого торможения, можно просто ничего не делать и ездить дальше, принимая соответствующие меры безопасности. Они заключаются в том, чтобы избегать слишком резких замедлений, иначе неисправность усугубится, а вы рискуете потерять бдительность и слететь с дороги.
Если биение довольно ощутимо и реально угрожает безопасности людей (пассажиров транспортного средства и пешеходов), деформированный диск следует поменять либо реставрировать. Первый путь связан со значительными финансовыми затратами – запчасти на некоторые марки автомобилей достаточно дороги. Вдобавок тормозные диски необходимо менять парами, иначе в моменты резкого замедления переднюю часть машины начнет уводить в сторону.
Реставрация дисков заключается в проточке на специализированном станке . Оборудование продвинутых станций техобслуживания позволяет обработать металл, не снимая дефектной детали с машины. Процедура обойдется дешевле покупки и установки новых запчастей.
Когда при торможении трясет машину независимо от скорости движения, нужно искать и устранять неполадку в другом месте:
- Убедитесь, что рабочие накладки задних и передних колес не заливает тормозная жидкость. Вторичный признак – снижение ее уровня в расширительном бачке.
- Проверьте работоспособность суппортов и колесных цилиндров системы тормозов. Причиной появления вибрации нередко становится заклинивший поршень, а протечки жидкости – прохудившаяся манжета.
- Иногда руль начинает вибрировать после замены колодок. Данный симптом указывает на низкое качество установленных запчастей.
В отдельных случаях вибрация появляется из-за отвалившихся тормозных накладок. Неисправность сопровождается посторонним звуком скрежета либо трения о металл.
К большому сожалению, практически все автовладельцы уверены, что вибрации и биение руля означают лишь необходимость На самом деле разбалансированные колеса являются причиной вибраций на рулевом колесе.
Проблемы вибрации могут буквально выводить из себя. И даже более того - эта неисправность имеет свойство подкрадываться к ничего не подозревающему автовладельцу незаметно. И вот однажды, в какой-то момент в руль бьет уже очень сильно, вибрации отдаются на весь кузов, бьет руль при движении и в процессе торможения. Но автовладелец уже привык к этим вибрациям и не спешит на СТО для устранения неисправности.
Ну а те, кто столкнулись с этой проблемой и желают с ней разобраться, должны знать причины этих вибраций и биений на рулевом колесе. На самом деле, существует огромное количество различных причин. Зная причины, можно легко устранить поломку без существенных затрат и таким образом прекратить вибрации.
Метод диагностики
Чтобы провести точную диагностику, нужно эксплуатировать автомобиль в различных режимах. При движении по трассе на различных скоростях нужно почувствовать, когда бьет руль при движении (торможении). Также следует запомнить, на какой скорости начинаются вибрации и на каких заканчиваются. Рекомендуется проверить, каким образом поведет себя машина при ускорениях и при торможениях - пропадут или усилятся вибрации.
Нарушение балансировки из-за снега и грязи
Это одна из самых популярных и самых наиболее вероятных причин, почему на руле ощущается биение. Вибрации могут внезапно появляться и так же прекращаться после разгона. Увидеть грязь на современных литых дисках очень легко, а в случае со стальными штампованными - уже сложно. Они имеют слишком маленькие вентиляционные отверстия, а декоративный колпак может существенно мешать нормальному обзору. Если бьет в руль, следует искать грязь со внутренней стороны стального штампованного диска.
Биения только на большой скорости: нарушение балансировки
Покрышки и колесные диски не идеальны. Они могут быть изначально неровными или с неоднородным составом. Так как вес покрышек и дисков местами может быть различным, при вращении, оно будет тянуть к себе центр тяжести. Это Когда колесо вращается на высоких оборотах это усилие обязательно будет отдаваться через тяги на рулевое колесо.
Чтобы таких проблем не возникало, необходимо выполнять балансировку колес после любой замены дисков или резины. Суть этого процесса в том, чтобы выровнять массы колеса в каждой точке при помощи грузиков, которые наклеиваются на внутреннюю или наружную поверхность диска.
Эксплуатация автомобиля, на котором колеса имеют плохой баланс, в течении длительного срока может спровоцировать сильный износ в некоторых местах покрышки. В итоге протектор через 15-20 тысяч километров пробега будет как бы "откусан" местами. Использовать такую покрышку или восстанавливать ее нет смысла. Водитель почувствует, что еще больше бьет в руль при движении. Также вместе с этим изнашиваются элементы подвески и Все это влечет за собой дорогостоящий ремонт.
Симптомы неотбалансированных колес
Главные признаки покрышек с нарушениями балансировки - это, конечно же, сильные вибрации при движении на высоких скоростях. Для легковых авто эта скорость выше, чем 60 километров в час. Если сильно бьет руль при движении на скорости, рекомендуется внимательно обследовать колеса - они не должны иметь вмятин и других деформаций на своей поверхности. Если автовладелец не ловил большие ямы при движении, покрышки не имеют сильного износа, а вибрации есть только на руле в момент разгона, то скорее всего, вопрос можно решить простой балансировкой.
Однако не стоит думать, что можно решить ситуации только балансировкой передних колес. Проблему вибраций можно победить только в случае, если все четыре колеса будут верно отбалансированы.
Деформация дисков или покрышек
В некоторых моментах, если бьет руль при движении, причины могут быть в кривых колесах. Эту проблему легко выявит любой квалифицированный сотрудник шиномонтажной мастерской после тестирования этого самого колеса на стенде. Он обязательно скажет об этом. Важно, чтобы автолюбитель сам присутствовал при процессе тестов и убедился, что никакой проблемы нет.
Однако, если в процессе вращения, наблюдая за одной точкой края, видно, что колесо подпрыгивает, это уже первый признак. Следует определить, прыгает ли вместе с покрышкой диск. Если да, то причина биений - диск. Если последний не скачет, тогда повреждена сама покрышка.
Чаще всего диски гнутся из-за попадания в дорожные ямы. Такое часто случается в весенний период времени. Это можно определить даже без необходимости демонтажа колеса - достаточно осмотреть обод на наличие вмятин. Особенно тщательно следует искать на внутренней стороне колесного диска. Подвержены этому чаще всего стальные штампованные диски.
Но не только вмятины могут спровоцировать вибрации. Колесный диск может быть кривым и сам по себе - даже на стенде он может вращаться идеально, а после установки на автомобиль владелец будет ощущать, что его, к примеру, «Форд Фокус» бьет руль при движении. Это явление случается из-за того, что на стенде колесо закрепляют по центральному отверстию, а на автомобиль - через отверстия для гаек или болтов. Иногда они не обеспечивают максимально ровного крепления. Да и диск может быть не ровным.
Изношенные или бракованные покрышки тоже часто являются причиной биений на руле или вибраций по всему кузову. Среди самых распространенных деформаций - поврежденный корд, шишки на боковых стенках, брак изготовителя.
Недостаточный уровень давления в колесах
Иногда, но довольно редко, бьет руль при движении ВАЗ или любого другого автомобиля из-за неверного давления воздуха в покрышке. Это одна из самых простых причин и диагностировать ее очень легко, да и устранить нетрудно.
Опасные вибрации
Эта неисправность - из серии легко устранимых и легко диагностируемых. Часто бьет в руль при движении по причине ослабленных крепежных элементов хотя бы одного из колес. Причина на самом деле очень простая, но и очень опасная - если колесо открутится, результат будет плачевным.
Что касается ремонта авто, он будет довольно дорогим. Если эту причину не заметить вовремя, владелец автомобиля приедет на замену тормозных дисков, колесных дисков, элементов ступицы. Вибрации в этом случае могут возникать на разных скоростях и даже на совсем малых, а цикличность биений наблюдается не всегда.
Рулевые тяги
Очень часто сильно бьет руль при движении (ВАЗ 2109 в том числе) по причине чрезмерно изношенных наконечников, а также сильной выработке на Чтобы выяснить, так ли это, необходимо проверить сами рулевые тяги на предмет люфта. Затем необходимо попросить помощника крепко зажать руками руль и на поднятом домкратом автомобиле подергать рулевые тяги - на них не должно быть свободного хода.
Если люфт есть или тяга и вовсе болтается, это и есть причина биений. Деталь нужно заменить, а после - произвести развал-схождение.
Рулевая рейка
Часто бьет руль при движении на какой-либо скорости из-за сильно изношенной Если износ большой, то при этом увеличится и люфт рулевого колеса. Чтобы устранить эту неисправность, рекомендуется поджать прижимной болт на рейке.
Затягивать нужно до тех пор, пока при повороте рулевое колесо не будет возвращаться в среднее положение. Затем следует отпустить болт примерно на одну грань. После этой операции биение уменьшится, а может и совсем исчезнуть.
Шаровые опоры
Это одна из возможных причин. Первым делом необходимо удостоверится, что нет люфта колес на шаровой опоре. Для диагностики машину поднимают на домкрате и устанавливают шаровую опору на статическую опору, что находится на земле. При этом колесо должно находиться немного в воздухе. Далее одной рукой берут за колесо вверху, другой - внизу, и шатают колесо. Если люфт есть, значит изношена и требует замены. После этого вибрации также могут прекратиться. Если они остались, нужно искать дальше.
Если бьет руль при торможении
Когда автовладелец ощущает вибрации или биения только в процессе торможения, то есть огромная вероятность полагать, что проблема кроется с деформациями или любыми другими проблемами с
Оба вышеперечисленных элемента меняют свою форму или деформируются вследствие высокого износа или перегрева, когда водитель выполнял торможение в течении длительного времени и достаточно сильно. Также деформация возникает после сильного торможения, а затем попадания в лужу - диск перегрелся и резко остыл. После таких испытаний поверхность детали примет волнистую конструкцию. Барабан сменит свою форму на овальную. Если бьет руль при движении (ВАЗ 2114 не исключение), то здесь причина в грубой эксплуатации автомобиля. Ремонт в этой ситуации невозможен, а исправить проблему поможет только замена изношенной или деформированной детали.
Вибрации и биения на «десятке»
Эти автомобили ничем особенным от других моделей и марок не отличаются. Если бьет руль при движении ВАЗ-2110, то причиной являются следующие неисправности. Среди них можно выделить тормозные колодки, но так бывает очень редко. И чаще всего после замены колодок проблема возвращается вновь. Но проверить их состояние будет отнюдь не лишним.
Среди нестандартных причин, виновником вибраций может оказаться ступица. В этом случае рекомендуется проточить ее на токарном станке или прямо на автомобиле при помощи специальных приспособлений.
Кроме того, причиной вибраций на руле или кузове может оказаться ШРУС, который просто развалился. При этом биения ощущаются при ускорениях, а когда машина двигается накатом, вибрации пропадают. На низкой скорости их и вовсе нет. Кроме биений может также слышаться и сильный шум.
Резюме
Нужно помнить, что автомобиль - это цельный механизм, где одна неисправность может спровоцировать массу других проблем. Если есть биение на руле, необходимо сразу же искать причину и устранять неисправность. Ездить с этими вибрациями просто опасно. Как видите, проблема вполне решаема. Главное - вовремя заметить симптомы и не медлить с их устранением.
Неприятная ситуация, когда во время езды руль начинает ни с того ни с сего биться. Чаще всего это случается во время движения на малых скоростях. Однако бывают случаи, когда «баранка» сильно бьет руль при торможении автомобиля. В чем же проблема? Почему при торможении бьет руль и как быть в этой ситуации? Ответы на эти вопросы узнаете из нашей статьи.
Причины и методы их решений
Тормозной диск
Чаще всего руль начинает так вести себя из-за Поэтому в первую очередь изучите их состояние. Если диск деформирован, значит, проблема биения руля скрывается именно в нем. В таком случае необходимо произвести не ремонт, а замену всего механизма. При этом после установки нового диска обязательно прокачайте тормоза и произведите развал-схождение колес. Последний этап лучше всего сделать в надежном и проверенном сервисном центре. Если тормозной диск цел, но при этом покрыт грязью, обязательно прочистите его.
Колодки
Реже источником поломки в данной ситуации является тормозная колодка. Это происходит из-за некачественного или сильно изношенного Тормозные колодки в таком случае нужно заменить. Причем покупать их следует комплектом и от одного производителя. А замену можно произвести самостоятельно при наличии домкрата и набора После установки тормозных колодок необходимо их отрегулировать.
Прочие деталиРеже всего бьет руль при торможении из-за изношенности сайлентблоков или поэтому диагностировать их можно последними. Однако забывать про них тоже не стоит.
Какие механизмы потребуется приобрести, чтобы избавиться от этой неприятной проблемы?
Если у вас бьет руль при торможении, вам нужны будут следующие детали:
- Болт под внутренний шестигранник.
- Комплект передних и задних тормозных колодок.
- 4 новых тормозных диска.
- Датчики тормозов (передний левый и задний правый).
В любом случае хотя бы один из вышеперечисленных комплектов и устройств пригодится вам в решении данной проблемы.
Наверняка причина всех бед скрывается в ходовой части. Поэтому даже если у вас не бьет руль при торможении, а просто вибрирует, стоит обратить на Если источник не был найден, произведите полную диагностику подвески. Выйти из строя могут несколько деталей, поэтому приобретать их тоже лучше комплектом (как тормозные колодки, например).
Стоит отметить, что подобные проблемы с рулем чаще всего возникают у автомобилей с пробегом более 150 тысяч километров. Поэтому по достижении этого количества километров нужно продиагностировать все детали и не пренебрегать их заменой. Тогда вопрос, почему бьет руль при торможении, вы точно не будете задавать.
Нужно ли прокачивать тормоза после замены деталей
Однозначно, да. В любом случае прокачка тормозов должна производится как минимум каждый год, причем этот срок не зависит от состояния других агрегатов. После замены, безусловно, нужно произвести прокачку и желательно еще развал-схождение колес автомобиля.
В процессе эксплуатации автомобиля выявляется немало неисправностей. Одна из частых – бьет руль при торможении или в каком-то диапазоне скоростей. Причин может быть множество, но самая главная задача – выявить действительную. Один диагноз – биение руля, а неисправность может скрыться как в тормозных дисках, или колодках, так и в подвеске автомобиля.
Первое, что потребуется сделать, – это проверить балансировку колес. Также визуально проверить резину на наличие шишек. Развал-схождение колес отрегулировать. Но, прежде чем проводить эту процедуру, нужно перебрать всю подвеску. То, что мастера на СТО не возьмутся делать сход-развал на автомобиле с разбитой подвеской, – это правильно.
Во-первых, для самого мастера эта процедура окажется чересчур трудоемкой. Во-вторых, для вас она принесет положительный результат на короткий срок. Таким образом, биение руля исчезнет, но ненадолго.
Оценить полностью состояние подвески вашего автомобиля, рулевых тяг. Нередки случаи, когда изношенные шаровые опоры служили причиной биения руля при торможении или в интервале скоростей. Если в автомобиле все узлы подвески пришли в негодность, то требуется все перебрать, все изношенные детали заменить на новые.
Почему бьет руль?
Если ни одна из вышеупомянутых причин не является реальной, то идем дальше. Практически стопроцентная вероятность того, что сильно изношены колодки или диски, вследствие чего при торможении ощущается биение руля. Нужно снять колесо и проверить тормозной диск, оценить его износ.
Поднимаем домкратом машину и снимаем колесо. Для подстраховки нужно подставить под автомобиль опору, на крайний случай – какой-нибудь крепкий пенек. Ни в коем случае не подкладывайте под домкрат или машину кирпичи. Они хрупкие, не выдержат нагрузки и в итоге машина завалится. Под задние колеса положите противооткатные упоры.
Грязь на диске, трещины, искривление, – все это причины того, что при торможении выскакивает биение рулевого колеса. Если износ тормозного диска слишком большой, то снимаем и несем токарю на расточку. После установки дисков на место, следует провести и замену тормозных колодок. Правда, расточка не всегда может спасти. В половине случаев избавиться от биения в руле при торможении помогает избавиться только установка новых тормозных дисков и колодок.
Бьет руль при торможении и движении
Если ощущается биение руля при движении на малых скоростях, то для начала возьмите щетку и очистите колесные диски от скопившейся грязи. Грязь, которая налипла на колесном диске, нарушает балансировку колеса, как следствие – биение руля. Прочистив колеса, просмотрите, нет ли вмятин на дисках. Если есть, то нужно их выправить и произвести балансировку колес. Проверьте рулевую рейку, износ рулевых тяг, сайлент-блоков.
При движении на высоких скоростях причиной биения руля может стать любая из вышеперечисленных. Плюс к ним можно добавить подшипники ступицы. Чтобы проверить подшипники, нужно покачать колесо в вертикальной плоскости. Должен ощущаться небольшой люфт. При нажатии на педаль тормоза люфт пропадает. Это симптом того, что подшипники имеют сильный износ и подлежат замене.
При торможении если бьет руль, то можно объединить все причины, но самая вероятная – тормозные диски. На большинстве автомобилей, установка новых тормозных дисков и колодок приносила положительный результат. Биение руля в итоге пропадало, как при торможении, так и при движении. Если держать подвеску автомобиля в хорошем состоянии, то подобные проблемы будете испытывать нечасто.
Почему при торможении бьет руль на ВАЗ-2110? Основные причины вибрации руля при нажатии на тормоз со скоростей 80 км/ч и меньше на российских автомобилях. Явление это неприятное, и полностью лишает уверенности в контроле над автомобилем, ведь следующий потенциальный шаг – неравное распределение тормозных усилий, что может спровоцировать разворот или переворот машины, либо вовсе «потеря тормозов».
Диски
Наиболее частая причина биения руля на «десятке» и всех машинах ВАЗ – тормозные диски. Они могут быть даже новыми, но с завода иметь отклонения в геометрии, отсюда и проблемы. Проконтролировать это визуально при покупке почти невозможно, нужно либо искать фирменные запчасти, либо пробовать разные партии, попытаться найти диски с более старых машин.
При кривых тормозных дисках бить может не только в руль, но и в педаль тормоза. А вот при сильном износе, обычно вибрация идет в основном на руль. Естественно, при замене дисков, стоит сразу поменять и колодки, проверить суппорта, никаких люфтов или разной степени прилегания быть не должно.
В принципе, примерно 85% случаев биения заключается именно в дисках и тормозном механизме. Также стоит проверить все крепежные узлы суппортов, может где-то срезало болт или он открутился.
Колеса и ходовая часть
ВАЗ-2110 и все семейство в силу переднего привода испытывает повышенную нагрузку на фронтальные колеса. Необходимо обязательно сделать балансировку, а также проконтролировать состояние гаек, ступицы, и вообще ходовой в целом.
Довольно часто бьет при торможении сам колесный диск. Причем не из-за балансировки, а из-за разбитых болтов и отверстий. Можно попытаться снять колесо, переставить его на один болт вперед по кругу, проверить результат. Некоторые наматывают один оборот изоленты, это помогает хотя бы диагностировать проблему. Если на короткое время проблема исчезла, значит дело в дисках и крепеже.
Рулевые тяги, поворотные кулаки, шаровые опоры, рычаги – все это нужно подергать на подъемнике на предмет люфта. Опять же, при езде стоит внимательно прослушать работу подвески на поворотах или неровностях. После поездки – проверить рукой те же ступицы на нагрев.
В принципе, ВАЗ-2110 это такой автомобиль, что если биения руля нет на скоростях до 90 км/ч, то это нормально. С более высокой скоростью ездить на нем в любом случае опасно, даже если ходовая в идеальном состоянии – дело тут в качестве деталей и вообще слабой прочности авто.