Изменения внесены согласно постановления
Правительства Российской Федерации
от 24 октября 2014 г. № 1097.
Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Нумерация дорожных знаков соответствует ГОСТу Р 52290-2004.
Информация о дорожных знаках
Дорожный знак, или знак дорожного движения, представляет собой графический рисунок, выполняемый в соответствии с определенными стандартами и устанавливаемой у дороги в целях доведения той или иной информации до сведения участников движения.
Роль дорожных знаков в обеспечении безопасности движения крайне велика: они информируют водителей об опасных участках дороги, обязывают снизить скорость, запрещают обгон там, где он связан с повышенным риском, выполняют множество других полезных задач.
Современные стандарты, определяющие внешний вид дорожных знаков, а также разметки и светофоров, в нашей стране вступили в силу 1 января 2006 года. Обновленные знаки полностью соответствуют Конвенции ООН о дорожных знаках и сигналах, новейшим европейским стандартам в соответствующей области.
Детально регламентирующие вопросы,
связанные с дорожными знаками, определяют восемь их категорий:
- предупреждающие:
представляют собой треугольники с белым фоном, красной окантовкой и черными рисунками.
Предназначены для предупреждения участников движения об опасности; - знаки преимущественного права проезда:
определяют порядок проезда узких мест и перекрестков; - запрещающие и ограничивающие знаки:
выполняются в виде белого круга с красной окантовкой и черным рисунком. Запрещают те или иные действия; - предписывающие знаки:
имеют круглую форму, синий фон и белые рисунки.
Предписывают совершение тех или иных действий; - знаки особых предписаний;
- информационные знаки:
имеют прямоугольную форму и синий (иногда – зеленый) цвет.
Используются для информирования участников движения о расположении полос,
характере дороги, предприятиях сервиса и многом другом; - информационно-указательные знаки и указатели направлений;
- дополнительные знаки (таблички):
дополняют основные знаки, перечисленные выше, никогда не используются отдельно.
Имеют прямоугольную форму и белый цвет фона, рисунок и окантовка – черные.
Действующая редакция Правил дорожного движения определяет приоритет знаков
перед . В случае если разметка и дорожные знаки противоречат друг другу, водитель должен руководствоваться требованиями последних.
Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.
В случае превышения разрешенной скорости с разницей до +10 км/ч, Вас может остановить инспектор ГИБДД в том случае, если движение вашего автомобиля отличается от потока других, и при этом сделать только предупреждение. За превышение скоростного режима свыше +20 км/ч следует наказание - штраф; свыше +80 км/ч - штраф или лишение прав.
Разница до +20 км/ч допускается по причине того, что "радар" инспектора показывает мгновенную скорость, спидометр же водителя - среднюю скорость. На точность показаний спидометра также влияет величина радиуса качения колеса (Rк), которая не является величиной постоянной, кроме того, спидометр имеет грубую шкалу делений.
Зона действия:
1. От места установки до ближайшего перекрестка, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта.
2. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.
3. Зона действия может ограничиваться таб. 8.2.1 "Зона действия".
4. До такого же знака с другим значением скорости.
5. До знака 5.23.1 или 5.23.2 "Начало населенного пункта" с белым фоном.
6. До знака 3.25 "Конец зоны ограничения максимальной скорости".
7. До знака 3.31 "Конец зоны всех ограничений".
Если на знаке желтый фон, то знак является временным.
В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
Практически каждый современный водитель имеет опыт езды вне черты «родного» города. Очевидно, что в этом случае начинают действовать совершенно другие правила поведения на дороге. Не то чтобы использовались отдельные правила дорожного движения, но вот их некоторые разделы подкорректированы в связи со скоростными условиями передвижения. В частности, каждый автомобилист знает, что в пределах городской черты разрешается ездить со скоростью не выше 60 км/час (и то далеко не на всех участках), тогда как вне нее на трассе, эта планка повышается до 90. Для того, чтобы разграничить две эти зоны, используют дорожный знак «Населенный пункт», устанавливающий негласно скоростные режимы передвижения. О том, какими они бывают, где устанавливаются, о зоне действия и правовых аспектах их применения попробуем разобраться далее.
Форма и общие положения
Если обратиться к действующих Правилам дорожного движения Российской Федерации, то упомянутые выше знаки можно будет найти в категории информационно-указательных. Их главное предназначение состоит в информировании водителей, пешеходов и прочих участников дорожного движения о местоположении следующих по ходу населенных пунктах и прочих объектах инфраструктуры. Кроме того, некоторые из них используются для организации направления движения (например, на перекрестках, на широкополосных дорогах) или его режимов (установка приоритетной скорости).
Особенностью знаков «Начало населенного пункта» является сочетание информационных и указательных качеств, что автоматически относит их к самостоятельной группе особого предписания. В новой редакции ПДД информационно-указательные знаки разделены на две категории - информационные и особого предписания. В этом контексте получается, что они одновременно выполняют две функции:
- Информируют водителя о приближении к определенному городу или поселку по ходу движения транспортного средства или его окончанию.
- Вводят в действие отдельные скоростные режимы движения на обозначенных участках дороги.
В группу входит три основных знака, каждый из которых является парным (один условно обозначает начало населенного пункта, а второй - его конец):
- знак Населенный пункт на белом фоне в Правилах дорожного движения нумеруется как 5.23.1. На поверхности прямоугольной таблички белого цвета можно обнаружить буквенное название самого города/поселка. Его дублирует знак «Конец населенного пункта» (5.24.1), визуально повторяющий базовый 5.23.1, но на нем нанесена красная линия, перечеркивающая по диагонали название;
- знак «Изображение населенного пункта» 5.23.2 и дублирующий 5.24.2. Имеет тот же белый фон и форму, что и предыдущий, но вместо названия конкретного населенного пункта на нем содержится контуры и очертания нескольких плотно расположенных друг к другу зданий;
- знак «Населенный пункт» на синем фоне (порядковый номер в ПДД 5.25) и его дублирующий вариант (5.26), обозначающий конец зоны действия специального режима движения, является по форме и содержанию полным аналогом первой группы. Главное визуальное отличие заключается в том, что табличка используется синего цвета, а контурная каемка и название населенного пункта - белого.
Что касается размеров этих знаков, то они в полной мере регламентируются государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004. В нем нормируется в первую очередь высота шрифта, которым наносится название населенного пункта. Она выбирается из утвержденного типоряда от 75 до 500 мм. Такой разброс размеров обусловлен тем фактом, что и в старой, и в новой редакции стандарта существует градация размеров от малого (I) до очень большого (IV). Соответственно, каждый из типоразмеров используется в подходящих дорожных условиях. К примеру, более мелкие буквы применимы в городской черте или на ее границе, тогда как большие вынуждено используют в условиях скоростных магистралей, где оценить обстановку нужно загодя.
Кроме того, при изготовлении следует учитывать тот факт, что знаки первой и третьей группы относятся к категории объектов индивидуального проектирования. Обусловлено это тем, что каждый населенный пункт имеет в названии разное количество букв, что вынуждает делать разную по длине (при условно одинаковой высоте) табличку. В то же время, 5.23.2 и 5.24.2 к этой категории не относят и их размеры по высоте и длине имеют одинаковое соотношение для всех четырех категорий.
Зачем так много знаков?
У многих далеких от автомобильных дел людей, да и у водителей часто возникает вопрос: для чего использовать целых шесть дорожных знаков для обозначения начала и конца населенных пунктов вместо двух? Вопрос, конечно, логичный с одной стороны, но в правовом поле все не там очевидно. Дело в том, что понятие населенного пункта с точки зрения Правил дорожного движения и той же географии, то есть здравого смысла и логики, которой руководствуется большинство спрашивающих, может сильно отличаться.
К примеру, в административно-территориальном отношении границы города и поселка привязываются к географическим координатам, кадастровому плану и т. п. Если совсем упростить этот вопрос, то скажем, деревня заканчивается там, где граница последнего дома, забора или огорода.
В это же время, Правила дорожного движения РФ, как, впрочем, и остальных стран мира, границы городов привязывают к магистральным, региональным, местным дорогам, проходящим непосредственно через населенный пункт или вблизи него. Именно последнее утверждение и становится причиной того, что на практике используется аж три группы знаков вместо одной, но об этом далее.
Знаки на белом фоне
Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль двигаясь в заданном направлении подъезжает к городу или поселку по дороге, которая его непосредственно пересекает вдоль от начала и до конца, то есть формально пересекая черту города, автомобиль попадает на участок дороги, где по определению начинают действовать Правила движения автотранспортных средств в населенных пунктах.
Это означает наличие на пути следования перекрестков, светофоров, пешеходных переходов и т. п. Здесь конечно же придется столкнуться с массой разметки, регулирующей движение, но главное, почему в начале города будет установлен дорожный знак Населенный пункт на белом фоне - это действующее ограничение максимальной скорости на уровне 60 км/час. Зона действия такого знака не распространяется, как в большинстве случаев, на участок дороги до следующего перекрестка, а заканчивается ровно там, где стоит дублирующий знак (5.24.1).
Знаки на синем фоне
Если маршрут следования проходит вблизи населенного пункта, условно не через центр, а в стороне от основного массива, то чаще всего будет установлен синий знак населенного пункта, и скорость движения с 90 (или 110 для автомагистралей) до 60 км/час ограничивать нет смысла. Он также может использоваться в том случае, если дорога проходит в черте города или поселка. Тогда непреложным условием действия магистральных ограничений скорости должно быть наличие отбойников на обочинах и в центральной части, разделяющей направления движения транспортных средств. Также следует упомянуть о том факте, что согласно ГОСТу Р 52290-2004, если есть необходимость установить подобный знак на автомагистрали, то его фон вместо синего меняют на зеленый.
Тем не менее, в 2013 году в действие были введена третья пара дорожных знаков на белом фоне, а именно «Плотная застройка» (5.23.2) и «Конец плотной застройки» (5.24.2). Если первый из них установлен после дорожного знака Населенный пункт на синем фоне, то он автоматически устанавливает ограничение скорости до 60 км/час, как в городской черте.
Международный опыт
Кроме того, что автомобилистам приходится исколесить вдоль и в поперек отечественные дороги, некоторые из них имеют возможность или необходимость побывать на личном или корпоративном автомобиле за границей. И вот тут возникает закономерный вопрос - «а действуют ли там знаки для ограничения скоростных режимов в населенных пунктах, как в России?». Для примера можно взять опыт ближайшей к бывшему СССР страны Евросоюза - Польше.
Согласно польским ПДД, на скоростной режим влияет только вторая группа, идентичная нашей плотной застройке. Первая группа (зеленый фон), просто обозначает находящийся в зоне движения город или поселок, то есть выполняет те же функции, что и наш синий знак населенного пункта.
Ответственность за нарушение требований этих знаков и в отечественной, и в зарубежной практике происходит по той же статье, что и классическое превышение скорости.
Вопросы ПДД по знаку Начало населенного пункта
Какие знаки информируют Вас, что на данной дороге действуют требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах?
- Только А
- А и Б
Дорожные знаки и их обозначения, казалось бы, очень избитая тема. Но мы попробуем снова поднять ее. И вот для чего! Многочисленные статьи и комментарии по этой проблематике грешат парой недостатков: они либо излишне кратки, либо чересчур пространны. Мы же попытаемся сделать их рассмотрение наиболее оптимальным, а значит, — эффективным для рядовых водителей.
Знаки дорожного движения, предупреждающие водителя о возможных опасностях
Итак, наша работа будет направлена на достижение практического, прикладного эффекта от знания ПДД. Пусть каждый знает только крайне необходимое из темы « ».
Предупреждающие знаки дорожного движения
Предупреждающие знаки служат одной благой цели – известить водителя о том, что он приближается к какому-то опасному участку дороги. В редчайших случаях знаки проинформируют, что водитель уже въезжает на такой участок. Характер опасности изображается в поле самого знака в виде определенного символа.
Предупреждающие дорожные знаки предстают перед нами в основном в треугольной форме. Заметьте, что именно таких (чем-то похожих на них) знаков больше не существует.
И еще один момент. Предупреждающие знаки – это самые благородные средства регулирования дорожного движения . Они ничего не запрещают водителю, но извещают его о некой нестандартной ситуации на дороге.
Предупредительный характер данных дорожных знаков обусловил главное правило их установки. Все предупреждающие знаки треугольной формы должны устанавливаться на некотором расстоянии до соответствующего опасного участка дороги:
- в населенном пункте — за 50-100 метров до его начала;
- вне населенного пункта – за 150-300 метров.
Рассмотрим конкретный пример со знаком «Неровная дорога» (1.16). Предварительность его установки (как и любого предупреждающего знака) обусловлена необходимостью заранее предупредить о том, что скоро на проезжей части появятся неровности (ямы, выбоины и прочие дефекты).
Что должен понимать водитель, видя такой знак? Впереди – опасный участок, и поэтому рекомендуется снизить скорость и проявить максимальную внимательность и собранность, чтобы избежать аварии или поломки машины на ухабах и выбоинах дороги.
Естественно, что информировать о возможных опасностях надо ЗАРАНЕЕ , поэтому-то предупреждающие дорожные знаки треугольной формы устанавливаются предварительно – на указанных ранее расстояниях.
В населенном пункте водителю будет достаточно 50-100 метров для снижения скорости вплоть до остановки (если это необходимо). А вот вне населенного пункта, где скорость движения значительно выше, это расстояние увеличено в 3 раза – до 150-300 метров. Этого будет достаточно для того, чтобы совершить штатное снижение скорости.
Важный момент! Вполне нормальной практикой является повторная установка предупреждающих дорожных знаков для усиления информированности водителей об опасности.
Таким образом, понять треугольные предупреждающие знаки несложно. Их миссия – это заранее проинформировать водителя об опасной ситуации на дороге.
Треугольные предупреждающие дорожные знаки
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (1.1) и «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (1.2)
Назначение этой пары – предупредить водителя о приближении к весьма проблемному участку дороги, на котором действуют свои специфические правила движения (дополнительно описанные в 15 разделе ПДД).
Отличие этих знаков только в том, что первый переезд будет оснащен шлагбаумом, а второй — нет. Именно во втором случае водителю необходимо проявить максимум внимания.
Оба знака вне населенного пункта должны повторяться на расстоянии не ближе 50 метров до переезда.
Повторная установка данных знаков обусловлена опасностью движения по железнодорожному переезду. Поэтому еще одно предупреждение будет отнюдь не лишним.
«Пересечение с трамвайной линией» (1.5)
Данный знак информирует водителя о приближении к участку дороги с трамвайными путями, которые пересекают проезжую часть вне перекрестка или же на перекрестке с плохой видимостью.
Водитель должен помнить, что при движении по данному знаку вне перекрестка он будет обязан уступить дорогу трамваю.
«Пересечение равнозначных дорог» (1.6)
Знак обозначает приближение к перекрестку, на котором нет ни главной, ни второстепенной дороги.
Очередность проезда такого перекрестка определяется универсальным правилом «правой руки»: водитель, имеющий помеху справа (в лице аналогичного транспортного средства), будет обязан уступить ему – «помехе справа» — дорогу.
«Пересечение с круговым движением» (1.7)
Указанный знак известит водителей о том, что они приближаются к особому перекрестку – перекрестку, на котором организовано круговое движение (против часовой стрелки).
Особая сложность при проезде по нему – это очередность следования транспортных средств. Водитель должен внимательно наблюдать за знаками приоритета, регулирующими преимущество в движении.
«Светофорное регулирование» (1.8)
Знак указывает на приближение к месту установки классического светофора на перекрестке, пешеходном переходе или узком участке дороги.
В населенном пункте, как правило, этот знак устанавливают на первом (после въезда в населенный пункт) перекрестке или пешеходном переходе.
«Разводной мост» (1.9) и «Выезд на набережную» (1.10)
Данные «родственные» знаки устанавливаются в местах приближения к соответствующим объектам. Их цель – обезопасить водителей от необдуманных действий – опасных маневров и превышения скорости.
Вне населенного пункта оба знака должны обязательно повторяться на расстоянии не ближе 50 метров до разводного моста и выезда на набережную. Это делается для того, чтобы усилить информированность водителей.
«Опасный поворот» (1.11.1) и (1.11.2)
Одноименные знаки информируют водителя о том, что он приближается к крутому повороту с ограниченной видимостью, где особо опасны последствия возникновения центробежной силы. Знаки отличаются друг от друга лишь направлением движения – налево или направо.
«Опасные повороты» (1.12.1) и (1.12.2)
Еще одна пара «родственных знаков» предупредит водителя о том, что через определенное расстояние на его пути будут несколько опасных поворотов подряд. Отличие знаков друг от друга заключается лишь в направлении первого поворота – направо или налево.
Очень часто знаки устанавливают совместно с табличкой «Зона действия» (8.2.1), которая укажет на протяженность серии опасных поворотов.
«Крутой спуск» (1.13) и «Крутой подъем» (1.14)
Знаки обозначают спуски и подъемы, которые будут представлять сложности для водителя при их преодолении. Если такие участки следуют один за другим, то знаки допускается устанавливать не предварительно, а непосредственно перед участком.
Есть еще один (очень важный! ) момент, связанный с данными знаками. Если в зоне действия этих знаков на проезжей части возникает препятствие, то водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом . А тот, кто двигается на спуск, обязан уступить дорогу.
Это очень «опасное» правило. Пользоваться им следует особо осторожно, ибо мало кто из водителей помнит об именно таком принципе приоритета.
«Скользкая дорога» (1.15)
Очень простой и информативный знак: водителю указывается на то, что он приближается к весьма опасному участку дороги с малым коэффициентом сцепления колес (шин) с дорогой. Знак благородно предупреждает водителя о необходимости снизить скорость, чтобы не сорваться в занос.
Не следует думать, что знак «Скользкая дорога» — исключительно «зимний» знак. Есть и летние дороги, с которых можно «слететь».
«Неровная дорога» (1.16)
Весьма простой и информативный знак, который предупреждает водителя о его приближении к участку дороги с поврежденной проезжей частью (выбоинами, буграми, неровностями). Знак как бы предлагает водителю снизить скорость, чтобы не потерять управление на дороге с проблемным покрытием и, как минимум, не разбить подвеску автомобиля.
Участок неровного дорожного покрытия, обозначенный данным знаком, образовался в результате естественного износа или ремонтных работ. Этим он отличается от следующего знака – «Искусственная неровность».
«Искусственная неровность» (1.17)
Рассматриваемый знак обозначает приближение к «лежачему полицейскому» и предупреждает водителя о необходимости снизить скорость, дабы не повредить днище автомобиля.
Важно помнить, что таким препятствием обозначаются участки дорог, по которым осуществляется активное движение пешеходов в местах расположения важных социальных объектов (школ, детсадов, больниц и т.д.).
«Выброс гравия» (1.18)
Указанный знак информирует водителей о приближении к весьма опасному месту, где возможен выброс из-под колес автомобиля щебня или гравия.
Водителю следует проявлять внимательность и постараться не приближаться к впереди двигающимся транспортным средствам из-за опасности повреждения лобового стекла и . А летящий в стекло камень при движении на высоких скоростях, вообще, может стать причиной ДТП.
«Опасная обочина» (1.19)
Данный предупреждающий знак используется для информирования о нестабильной или разрушенной обочине, выезд на которую опасен для водителя.
В принципе, любая обочина с отсутствием твердого покрытия становится опасной в условиях влажной погоды. Водителю надо помнить об этом, даже если и знак «Опасная обочина» отсутствует.
«Сужение дороги» (1.20.1, 1.20.2, 1.20.3)
Семейство знаков «Сужение дороги» предназначено для предупреждения водителей о том, что через определенное расстояние на пути их следования проезжая часть будет сужаться – справа, слева или с обеих сторон одновременно.
Очень часто данные знаки устанавливаются перед мостами, эстакадами, тоннелями, где практически пропадает реальная возможность маневра из-за фактического отсутствия обочины. Часты случаи применения знаков и в условиях проведения дорожно-ремонтных работ.
«Двустороннее движение» (1.21)
Данный знак устанавливается только на дороге с односторонним движением. Его цель – предупредить водителей о приближении к участку дороги, на котором начнется классическое двустороннее движение.
Водитель должен проявить максимум внимания, чтобы через определенное расстояние не оказаться на полосе, предназначенной для встречного движения.
«Пешеходный переход» (1.22)
Знак обозначает приближение к нерегулируемому пешеходному переходу и рекомендует водителю проявить благоразумие и заранее снизить скорость. Ведь, скорее всего, ему придется это делать, но уже перед переходом и уже экстренно.
Водители совершают одну досадную ошибку: они считают место установки данного знака началом пешеходного перехода. Хотя до него еще 50-100 метров в населенном пункте и 150-300 метров вне такового.
«Дети» (1.23)
Совсем не сложно догадаться, что данный предупреждающий знак выставляется в местах частого появления детей на проезжей части. Причем, независимо от наличия или отсутствия пешеходного перехода.
Правила требуют обязательной повторной установки знака как в населенном пункте (не далее 50 метров от такого места на проезжей части), так и вне населенного пункта (не ближе 50 метров до места возможного появления детей).
«Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.24)
Когда велосипедная дорожка пересекает проезжую часть вне перекрестка, тогда и устанавливается данный знак, обозначающий это самое пересечение.
Важно помнить, что на таком пересечении именно велосипедист обязан уступить дорогу механическим транспортным средствам, двигающимся по проезжей части. Однако водителю следует быть особенно осторожным и предупредительным: велосипедист вряд ли знает о своей обязанности предоставить преимущество «механике».
«Дорожные работы» (1.25)
Проведение дорожных (ремонтных и пр.) работ на проезжей части сопровождается обязательной установкой специального знака – «Дорожные работы».
Данный знак обязательно должен выставляться повторно:
- вне населенного пункта не ближе 50 метров до места проведения работ, а при плохой видимости и непосредственно перед таким местом;
- в населенном пункте – непосредственно перед участком, на котором осуществляются работы.
При кратковременных работах допускается установка знака на расстоянии от 10 до 15 метров до места проведения работ.
«Перегон скота» (1.26) и «Дикие животные» (1.27)
«Родственные» знаки извещают водителей о том, что они приближаются к участку дороги, граничащему со скотными фермами, перегонами скота через проезжую часть, заповедниками, охотничьими хозяйствами и пр. На таких участках могут внезапно появиться животные – дикие и домашние.
От водителя требуется проявить внимание и осторожность, чтобы не совершить наезд на переходящих дорогу животных.
«Падение камней» (1.28)
Этот благородный знак предупреждает водителя об опасности схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, камнепадов, обвалов и т.п.
Данный знак устанавливают на участках, которые не защищены специальными инженерными сооружениями, способными предотвратить негативные последствия природных катаклизмов.
«Боковой ветер» (1.29)
Внезапно возникший сильный боковой ветер бывает очень опасным для водителя. Автомобиль «получает удар» в корпус и может сменить траекторию движения независимо от воли и желания своего водителя. А это – прямой путь к ДТП.
Знак «Боковой ветер» призван предупредить водителя о выезде на такой участок, чтобы он успел предпринять необходимые меры для предотвращения несчастья – снизить скорость и быть готовым к возможному смещению траектории.
«Низколетящие самолеты» (1.30)
Звук низколетящих самолетов способен напугать даже опытных водителей. Для того чтобы это исключить (или же свести к минимуму), на дороге выставляется специальный знак – «Низколетящие самолеты».
Указанный знак устанавливается перед участками дорог, которые располагаются вблизи аэродромов.
«Тоннель» (1.31)
Резкая смена освещенности для водителя является сильным раздражающим фактором, который несет в себе потенциальную опасность потери ориентации в пространстве. Такая ситуация возможна при въезде в тоннель, в котором отсутствует специальное (искусственное) освещение.
Кроме того, данный знак может обозначать подъезд к освещенным тоннелям с ограниченной видимостью.
«Затор» (1.32)
Пробки и заторы – бич современных мегаполисов с огромным количеством транспортных средств. Поэтому предупреждение о стоящих в пробке транспортных средствах – это одно из средств не усугубить ситуацию на дороге.
Предупрежденные знаком водители будут иметь возможность на ближайшем перекрестке свернуть и объехать затор по другому маршруту.
Современные знаки «Затор» выполняются в виде специальных мониторов с изменяемым изображением, которое появляется на экране при необходимости.
«Прочие опасности» (1.33)
Иногда водителя на дороге поджидают опасности, которые невозможно описать имеющимися предупреждающими знаками. Или таких опасностей очень много. Например, дорога проходит мимо лесных массивов с дикими животными, но на ней проводятся ремонтные работы в условиях опасного поворота и крутого спуска. Причем полотно дороги очень скользкое, и присутствует опасная обочина. И все это – в условиях сильного бокового ветра.
В таких случаях целесообразно выставить специальный знак – «Прочие опасности». Он как бы говорит водителю: «Мы Вас предупредили!».
Таким образом, предупреждающие знаки треугольной формы – очень информативны. Правило их установки едино: они выставляются, информируя о соответствующей опасности, за 50-100 метров в населенном пункте и за 150-300 метров вне населенного пункта. Именно в этом случае они будут выполнять свою главную миссию – предупреждение о нештатной ситуации на дороге.
Пусть водитель не смущается, если на некоторых треугольных знаках вместо белого фона будет желтый. Это говорит лишь о временном характере данных знаков (например, на период проведения ремонтных работ).
Предупреждающие дорожные знаки, отличные от треугольной формы
Помимо знаков треугольной формы, существуют и иные предупреждающие дорожные знаки. Правила их установки несколько отличаются от треугольных «собратьев».
«Приближение к железнодорожному переезду» (1.4.1-1.4.6)
Большое «семейство» одноименных знаков служит для достижения еще большей информированности водителя о приближении к ж/д переезду при движении вне населенного пункта. Такое предупреждение не помешает никогда и не будет лишним.
Знаки устанавливают по следующему правилу: каждая красная полоска «отвечает» за 50-100 метров. Это означает, что установленные справа (а при необходимости и слева) от дороги «трехполосные» знаки удалены от переезда на 150-300; «двухполосные» — на 100-200, а «однополосные» — 50-100 метров. «Трехполосные» и «однополосные» устанавливаются на одной опоре с треугольными знаками 1.1 или 1.2 – основными и повторными.
«Однопутная железная дорога» (1.3.1) и «Многопутная железная дорога» (1.3.2)
Еще одна пара знаков, предупреждающих водителя о железнодорожном переезде без шлагбаума. Как видно, в ПДД особое место уделяется проезду именно таких участков дороги.
Своеобразие этой пары знаков заключается в том, что они устанавливаются непосредственно перед ж/д переездом без шлагбаума. Почему? Да потому, что на положенном расстоянии уже выставлялись предупреждающие знаки – «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (1.2).
Отличие двух знаков друг от друга состоит лишь в количестве ж/д путей на переезде: в первом случае он только один, а во втором – два и более.
«Направление поворота» (1.34.1) и (1.34.2)
Крутые повороты опасны не только из-за ограниченной видимости или увеличения центробежной силы при их проезде, но и затрудненностью в определении направления дальнейшего движения. Помочь водителю сориентироваться в таких условиях помогут знаки, указывающие на направление поворота.
Огромные знаки устанавливаются не заранее (как большинство предупреждающих знаков), а непосредственно в местах поворота. Их цель – стать путеводной нитью для водителя на крутом повороте.
«Направление поворота» (1.34.3)
Место установки данного предупреждающего знака – это разветвления дорог или Т-образный перекресток. Данный знак обозначает участок дороги, на котором прежнее – прямолинейное – движение прекращается, и водитель вынужденно должен будет менять траекторию.
Указанный знак, как и два предшествующих знака, устанавливается непосредственно на опасном участке. Это возможно благодаря его крупным размерам.
Подведем общий итог. Предупреждающие знаки придуманы для того, чтобы информировать водителя о приближении к опасному участку дороги (реже – о начале движения по такому участку).
В принципе, в «чистом виде» предупреждающие знаки ничего не регламентируют – не запрещают и не разрешают водителю . Их цель благая – известить о грядущей опасности.
Многие водители спрашивают как — приводим несколько вариантов.
Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror
" к правилам дорожного движения.
Данная статья является первой статьей серии "Знаки дорожного движения" и в ней рассмотрены самые основные особенности дорожных знаков: разбиение знаков на группы, обозначения каждой из групп, особенности их применения.
Виды дорожных знаков в 2019 году
В настоящее время в приложении 1 к есть 8 разделов, в каждом из которых рассматривается отдельная группа дорожных знаков:
Дорожные знаки разбиты на группы таким образом, чтобы в каждой из групп находились схожие по смыслу знаки. Рассмотрим каждый из типов знаков подробнее.
Предупреждающие знаки дорожного движения
Предупреждающие дорожные знаки - это самые полезные и безопасные для водителя знаки. Безопасность их заключается в том, что требования предупреждающих знаков нельзя нарушить , т.к. эти знаки ничего не запрещают и не ограничивают водителя. Основная функция таких знаков следует из их названия. Они предупреждают водителя о возможных опасностях и помогают избежать .
Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков. Большая часть предупреждающих знаков имеет вид красного треугольника:
Исключение составляют лишь знаки, связанные с железнодорожным переездом, знаки "направление поворота" и знак "Участок перекрестка". Их форма отличается от треугольника:
Обратите внимание, все остальные предупреждающие знаки представляют собой треугольники .
Еще раз напомню, что нарушить требования предупреждающих знаков невозможно, поэтому в зоне их действия штраф за нарушение требований дорожных знаков в размере 500 рублей наложен быть не может.
Тем не менее предупреждающие дорожные знаки могут предостеречь Вас от нарушений, за которые можно получить вполне реальное наказание.
Рассмотрим пример со знаком "опасный поворот ":
Если Вам встретился подобный знак на дороге, то никаких особенных действий предпринимать не требуется. Однако следует иметь в виду, что через 150 - 300 метров вне населенного пункта или через 50 - 100 метров в населенном пункте на Вашем пути будет опасный поворот.
На опасном повороте запрещается обгон (пункт 11.4 правил). Соответственно, за обгон на опасном повороте водитель рискует получить наказание в виде на 4-6 месяцев или штраф 5 000 рублей.
При этом правила не запрещают выполнить обгон после знака "опасный поворот", но до начала самого опасного поворота.
Более подробная информация про предупреждающие дорожные знаки приведена в следующих статьях:
Знаки приоритета
Знаки приоритета, в отличие от предупреждающих знаков, устанавливают преимущественное право , пересечений проезжих частей, а также узких участков дороги.
В данном случае следует обратить внимание, что за нарушение требований знаков приоритета, установленных на перекрестке, можно получить штраф в размере 1 000 рублей (часть 2 статьи 12.13 КоАП). За то же нарушение вне перекрестка может быть наложено предупреждение или штраф в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.16 КоАП).
Здесь же хочу отметить, что чаще всего на дороге можно встретить следующие дорожные знаки :
въезд запрещен (дорожный знак кирпич) | |
движение запрещено | |
поворот запрещен | |
обгон запрещен | |
ограничение максимальной скорости | |
запрещена | |
стоянка запрещена |
Рассмотрим пример, связанный с нарушением требований дорожного знака въезд запрещен (кирпич). Наказание за данное нарушение напрямую зависит от того, на какую дорогу выезжает водитель.
Если знак установлен перед въездом на территорию организации или на дворовую территорию, то речь идет об обычном нарушении требований дорожных знаков (500 рублей).
Если же знак запрещает въезд на дорогу с односторонним движением, то нарушение повлечет штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Предписывающие знаки
Предписывающие дорожные знаки являются противоположностью рассмотренных выше запрещающих знаков. Предписывающие знаки позволяют выполнять только определенные действия только определенным участникам дорожного движения.
Например, дорожный знак "велосипедная дорожка" разрешает движение только велосипедистов:
За нарушение требований предписывающих знаков могут накладываться различные штрафы.
Например, за выезд на пешеходную дорожку водитель получит штраф в размере 2 000 рублей (часть 2 статьи 12.15 КоАП).
Знаки особых предписаний
Знаки особых предписаний сочетают в себе элементы как запрещающих, так и предписывающих знаков.
Например, знак 5.19.1 "пешеходный переход" разрешает пешеходам пересекать проезжую часть, а знак "зона с ограничением максимальной скорости" запрещает превышать скорость на выбранном участке дороги.
Штрафы за нарушение требований знаков особых предписаний зависят от типа знака и могут изменяться в широких пределах.
Знаки дополнительной информации (таблички)
Знаки дополнительной информации служат для уточнения значений дорожных знаков из других разделов.
Например, табличка "влажное покрытие" указывает, что действие знака распространяется лишь на период времени, когда покрытие дороги влажное.