Весь характер профессиональной деятельности сотрудников ОВД включает в себя постоянное негативное воздействие стресс-факторов (ненормированный рабочий день, постоянный контакт с правонарушителями, необходимость полной отдачи психических и физических сил при выполнении служебных обязанностей) , что приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД в повседневных ситуациях профессиональной деятельности.
Экстремальные ситуации достаточно часты. В них гибнут тысячи людей, и еще большее число получает различные травмы. Они наносят огромный материальный ущерб. Экстремальные ситуации возникают в жизни практически каждого человека. Они сопряжены с переживаниями и напряжениями, чреваты тяжелыми последствиями в жизни. Они возникают, как правило, внезапно и развиваются в опасном для человека направлении стремительно, зачастую помимо его воли застают врасплох.
Экстремальными называются ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.
Особую значимость для общества имеют экстремальные ситуации, связанные с преступлениями и преступной деятельностью. В год в нашей стране совершается несколько миллионов преступлений; из них десятки тысяч убийств, умышленных причинений вреда здоровью граждан и изнасилований, грабежей и разбоев, более одного миллиона краж, 200 тысяч хулиганств и мошенничеств и др. Получили распространение такие новые виды преступлений как коррупция, заказные убийства, похищение людей с целью получения выкупа и возродившаяся в некоторых регионах средневековая работорговля, терроризм, фальшивомонетничество, захват заложников, нападение на охраняемые объекты с целью захвата оружия и ценностей.
Необходимо отметить, что оперативно-служебная деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях характеризуется повышенной моральной, психологической и физической нагрузкой. В большинстве случаев такая деятельность протекает в режиме высокого психологического напряжения. Служебные задачи выполняются личным составом непрерывно, в любых условиях. В ночное время оперативная обстановка вызывает ряд дополнительных трудностей в деятельности сотрудников ОВД, отрицательно воздействуя на их психику.
Оперативно-служебные задачи зачастую выполняются в отрыве от мест постоянной дислокации. Сотрудники ОВД нередко находятся в условиях ограниченной подвижности, монотонности и однообразия впечатлений от окружающей местности, охраняемых объектов. Недостаток ощущений и восприятий действует на них угнетающе, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается память, внимание, снижается психологическая готовность к деятельности в экстремальных условиях.
Ритмы жизнедеятельности в этот период нарушаются, они определяются не естественными потребностями, а нуждами службы. Санитарно-гигиенические условия, организация быта, питания, также значительно отличаются от привычных.
У сотрудников ОВД происходит изменение ряда привычных способов удовлетворения потребностей досуга и общения, ограничены возможности психологической компенсации негативных условий деятельности.
Важнейшими факторами, оказывающими влияние на деятельность сотрудников ОВД при выполнении задач боевой службы в районах чрезвычайного положения, в условиях вооруженных конфликтов, являются наличие контактов с правонарушителями, противоречивое отношение местного населения к сотрудникам, необходимость действовать против враждебно настроенной части граждан своего же государства. Все это вызывает естественное внутреннее психологическое противоречие, нравственный конфликт с собственными убеждениями. Этот процесс, как правило, сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями.
Сотрудникам ОВД приходится участвовать в таких действиях, как проведение «зачисток» для выявления вооруженных боевиков в населенных пунктах и вне их, проверка паспортного режима и изъятие оружия у населения, деблокирование войсковых и милицейских нарядов, окруженных вооруженными бандитами, несение службы на контрольно-пропускных пунктах, участие в разведывательно-поисковых мероприятиях в населенных пунктах, на местности и др.
В подобных условиях от сотрудников ОВД требуется умение обнаруживать и фиксировать следы преступлений, совершенных бандитами, сохранять способность к реагированию на возможность действий бандитов с использованием подземных коммуникаций, снайперских гнезд и т. п.
Служебная деятельность в таких условиях требует от сотрудников ОВД обеспечения предельной собранности, мобилизованности, бдительности, активной работы мысли, уверенности в успехе, состояния эмоциональной уравновешенности. Чем слабее профессиональная подготовка, чем больше воздействие стрессогенных факторов на людей, тем больше внимания следует уделять психологической готовности сотрудников ОВД к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях. Необходимо преодолевать как недооценку, так и переоценку сил и возможностей противоборствующей стороны, поэтому недопустимо расслабляться, пока не будет полной уверенности в безопасности. Нужны разумная осторожность, осмотрительность, умение разгадывать действия противника, умение превосходить его в решении профессиональных задач, чему и нужно постоянно учить сотрудников ОВД.
Изучение деятельности подразделений ОВД в сложной, опасной для жизни обстановке позволяет сделать вывод о том, что сотрудник чувствует себя уверенно, если возможная ситуация ему знакома по предыдущему опыту или учебе, если он обладает достаточно полными сведениями о том, что происходит, где находятся его боевые товарищи и что делают соседние подразделения. Психологическое значение такой информированности огромно, особенно при действиях ночью, в населенных пунктах, в горных условиях. Нехватка сведений, неадекватное их восприятие ведут к непониманию обстановки, а это - дополнительный источник грубых ошибок в деятельности командиров и их подчиненных (стрельба по своим, возникновение паники).
Подводя итоги, можно привести основные психологические факторы, влияющие на деятельность сотрудников ОВД при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.
1. Фактор опасности . Под опасностью следует понимать осознаваемую угрозу жизни, здоровью или благополучию. Кроме того, чувство опасности может возникать не только по отношению к собственной жизни, но и в отношении подчиненных или взаимодействующих людей. Сотрудник может испытывать опасность перед реальностью потери оружия или боевой техники, без которых невозможно выполнение служебно-боевой задачи. Фактор опасности является основным (или первичным), определяющим психологическую специфику служебно-боевой ситуации.
При выполнении служебно-боевых задач опасность воспринимается как объективно существующее стечение обстоятельств или предметов, угрожающих жизни и здоровью. При этом она может быть реальной или мнимой.
Восприятие опасности зависит от индивидуально-психологических особенностей сотрудников: одни склонны преувеличивать степень опасности, другие - недооценивать. И то, и другое при выполнении служебно-боевых задач в равной степени недопустимо, так как в экстремальных условиях опасность почти всегда реальна.
Ее непосредственное восприятие должно быть адекватным. Для этого опасность не должна застать неожиданно или вызвать чувство страха. Соответственно, в ходе психологической подготовки необходимо формировать у сотрудников способность реально оценивать опасность.
Неадекватное восприятие опасности ведет к профессиональным ошибкам, росту психологической напряженности, панике и, в конечном счете, к срыву деятельности.
2. Фактор внезапности . Внезапность - неожиданное для сотрудника изменение обстановки в ходе выполнения служебно-боевой задачи.
Рассмотрим психологический механизм воздействия этого фактора. Прежде чем предпринять что-либо для достижения поставленной цели, человек представляет последовательность своих поступков, действий, динамику внешних условий, создает определенную программу личного поведения. В этом случае исключаются автоматизированные действия. Ведь человек воспринимает внешние условия с точки зрения возможности достижения желаемой цели, вносит свои коррективы. Однако в процессе профессиональной деятельности условия могут измениться столь кардинально, что потребуется постановка другой цели и, соответственно, иной программы поведения. Сотрудник должен предвидеть изменения обстановки и обязан быть готовым к необходимости изменения программы своей деятельности.
Совершенно другое дело, если сотрудник не предусмотрел даже возможности возникновения условий, приводящих к необходимости изменения цели действий. Именно такая ситуация воспринимается как внезапность.
На внезапное изменение условий реализации служебно-боевых задач сотрудники реагируют по-разному. Условно можно выделить три типа поведения при воздействии этого фактора:
А. Сотрудник быстро переключается, определяет цель и реализует новую программу (позитивный тип).
В. Сотрудник, несмотря на внешние для него изменения обстановки, упорно продолжает выполнять старую программу. Как правило, в этом случае деятельность заканчивается неуспехом.
С. Сотрудник прекращает выполнение старой программы, но не определяет новую цель и новую программу. Практически он бездействует, впадая в состояние, подобное психологическому ступору. Длительность такого состояния может быть различной. При учете того, что обстановка в экстремальных условиях деятельности меняется очень быстро, в этом случае служебно-боевая деятельность, как правило, заканчивается неуспехом.
3. Фактор неопределенности
. Под неопределенностью подразумевается
отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании или
условиях выполнения служебно-боевых задач, о противнике (преступнике, организованной преступной группе) и характере его действий.
Говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. И в первом (ситуация
ожидания) и во втором (ситуация «погони») случаях присутствует значительный элемент неопределенности.
Степень интенсивности воздействия фактора неопределенности бывает различной и зависит от множества условий. Разнообразны и ситуации, в которых она возникает.
В служебно-боевой обстановке этот фактор присутствует всегда.
Отрицательное влияние неопределенности может уменьшаться, если сотрудники владеют психологическими приемами контроля эмоциональной напряженности.
4. Фактор новизны средств и способов реализации деятельности в экстремальных условиях. Новизна определяется опытом сотрудника и его знаниями.
Негативное влияние фактора новизны в служебно-боевых условиях частично можно уменьшить, если в процессе психологической подготовки сотрудники изучают реальный опыт действий других в подобных ситуациях. Такие занятия должны «строиться» не отвлеченно, а иметь вид детального разбора и психологического анализа служебно-боевой ситуации, ошибок, допущенных тем или иным специалистом, возможных вариантов развития обстановки и необходимых действий сотрудников. Особенно важны подобные мероприятия для руководителей всех уровней.
5.Фактор увеличения темпа действий . Под ним следует понимать способность сотрудника выполнить поставленную (или возникшую) задачу за счет сформированных ранее навыков и умений. Этот фактор реализуется в том случае, если резко сокращается время на выполнение необходимых для достижения цели действий. Такие ситуации в служебно-боевой обстановке возникают очень часто. И тогда успех в этом случае будет определяться психологической готовностью, быстротой и слаженностью действий как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом.
6.Фактор дефицита времени . Этот фактор возникает в условиях, при которых успешное выполнение служебно-боевых задач невозможно при увеличении темпа действий, а необходимо быстрое изменение самой психологической структуры деятельности. В этом случае речь идет не просто об увеличении темпа выполняемых действий, а, в первую очередь, об изменении их последовательности.
Влияние неблагоприятных факторов при полном или частичном неумении сотрудников с ними бороться, способствует возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, профессиональной деформации и в конечном итоге препятствует эффективному выполнению поставленных задач.
Формирование психологической устойчивости у сотрудников ОВД - сложный социально-психологический процесс. Психологическая устойчивость (стрессоустойчивость) сотрудника ОВД зависит от его природных задатков, от социального окружения, а также от профессиональной подготовки и опыта деятельности. Сможет ли сотрудник ОВД действовать в нужный момент мгновенно, активно, правильно и эффективно? На практике в случае внезапных агрессивных действий со стороны правонарушителей сотрудники ОВД оказываются психологически не готовы к противодействию: запаздывают, проявляют растерянность, нерасторопность, совершают непростительные и, казалось бы, малообъяснимые ошибки.
При любом виде опасности для человека создается экстремальная ситуация. Экстремальной называется такая ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью или имуществу человека и исключает возможность быстрой помощи со стороны других людей.
Экстремальные ситуации, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой, очень разнообразны. В то же время их можно разделить на две большие группы: экстремальные ситуации в природной среде и экстремальные ситуации в социуме.
Для любой экстремальной ситуации характерны:
Неожиданность;
Стрессовое состояние;
Причинение ущерба организму человека или его имуществу;
Необходимость активных действий.
Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, всё более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Изменились условия жизни, изменились и отношения подготовки человека к жизни в природных условиях. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации.
Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, поражение молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь. Тепловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или при неосторожном обращении с костром и т.д.
Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями.
Первое условие – это намерение. Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.
Второе условие – подготовленность. Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.
Третье условие – степень экстремальности. Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге.Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.Экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Холерики и сангвиники обладают большей эмоциональностью и возбудимостью по сравнению с меланхоликами и флегматиками. Это значит, что одна и та же ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Для людей, чьи профессии связаны с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило, они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.
Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:
● профессии, связанные с деятельностью в природе;
● смена климатогеографических условий;
● акклиматизация и реакклиматизация;
● переход «холод» – «тепло» и наоборот;
● резкая смена часовых поясов;
● воздействие внешних факторов на организм человека;
● подбор защитной одежды и экипировки;
● режим питания, питьевой режим;
● нарушение экологического равновесия в природе.
Наряду с отрицательными факторами следует отметить и факторы, снижающие экстремальность, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды. К ним относятся: защитная одежда, водно-пищевой запас, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, подручные средства, используемые для различных целей, аварийные плавсредства и др.
Безопасность на воде. Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет людей меньше, чем во время купания. Умение плавать - еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем всегда представляет риск. Можно оказаться в воде, не умея плавать; можно заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания вас может подхватить сильное течение или вы можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность - можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, вы сможете избежать этих непредвиденных ситуаций.
Несколько мер предосторожности помогут предотвратить подавляющее число утоплений:
Учитесь плавать с детства;
Если плаваете плохо, не доверяйте надувным матрасам и кругам;
Помните, что паника - основная причина трагедий на воде, поэтому не поддавайтесь ей никогда; достаточно лечь на спину и сделать один вдох, слегка шевеля ногами и руками, чтобы убедиться, что спокойный человек действительно не тонет;
Обращайте внимание на первые признаки усталости во время своего пребывания в воде;
Не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах, не заплывайте за буйки;
Не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам;
Не купайтесь, не катайтесь на лодке в нетрезвом виде и в шторм.
Для того чтобы обезопасить себя перед тем, как купаться , задайте себе следующие вопросы:
Какова глубина?
Есть ли под водой опасные предметы?
Какова температура воды?
Есть ли течения, приливы и отливы?
Водятся ли опасные рыбы, животные?
▪ Кроме того, проверьте наличие спасательных средств и выясните, легко ли будет воспользоваться ими в случае необходимости. Лодка, спасательный круг, веревка или длинный шест могут спасти жизнь тонущего и избавить неподготовленного человека от опасных для него попыток оказать помощь в воде.
Особенно важно получить ответы на эти вопросы, если место предстоящего купания совсем незнакомо и не патрулируется спасателями.
Действия в экстремальной ситуации на воде. Если вы не умеете плавать и оказались в воде, лягте на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и реже. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто крутите педали.
Если вы устали, то отдыхайте на воде, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, лягте головой на воду и расслабьтесь.
Другой способ - поплавок: вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени руками и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, затем - опять быстрый вдох над водой и снова «поплавок».
Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу. Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Для преодоления морского прибоя отдыхайте при движении волны от берега и активно плывите при ее движении к берегу. Если у вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.
Помощь утопающему. Прежде всего, спасатель сам должен уметь хорошо плавать. Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Успокойте и ободрите пловца, убедите или заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классическим - за волосы; или обхватив его грудную клетку своей ведущей рукой так, чтобы руки утопающего оказались сверху вашей руки, а голова - над поверхностью воды), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий находится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды. Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни.
Доставив пострадавшего на берег, освободите его легкие от ила и воды; положите его на свое согнутое колено: ваше колено должно при этом упираться в солнечное сплетение пострадавшего. Таким образом вы вызовете рвоту. Затем положите пострадавшего на спину, освободите его ротовую и носовую полости от рвотных масс и - при необходимости - приступайте к реанимационным мероприятиям. После проведенных мероприятий тепло укутайте пострадавшего и доставьте его в медицинское учреждение.
Действия при проваливании под лед . Если вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:
Лед может быть непрочным около стока вод, например, с фермы или фабрики;
Лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, бьют ключи или в реку впадает ручей;
Около берега лед может неплотно соединяться с берегом;
Ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.
Если под вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону.
Оказывая помощь провалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув ноги. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 м до полыньи бросьте пострадавшему спасательное средство - лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т. д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опасной зоны ползком.
Экстремальные ситуации Малкина-Пых Ирина Германовна
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития (http://www.nntu.ru/RUS/gocris/posobiya/posob4/).
ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
По степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее - стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
По скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
По масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
По продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
По характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:
ЧС техногенного характера;
ЧС природного происхождения;
ЧС биолого-социального характера.
Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.
Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.
Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.
ЧС, связанные с изменением состояния литосферы суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.
Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:
В зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;
Людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;
Размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.
Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.
Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами.
Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.
Зона заражения - это территория, в пределах которой распространены опасные химические вещества либо биологические (бактериологические) средства, РВ в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.
Очаг поражения ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).
Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:
Прямые потери вследствие ЧС;
Затраты на проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ;
Объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;
Затраты на ликвидацию ЧС;
Косвенные потери.
Из книги Выиграй у судьбы в рулетку автора Вагин Игорь ОлеговичУрок восьмой. Выживание в экстремальных ситуациях Еще не было ночи, которая не сменилась бы рассветомАрмянская пословицаЗа десять лет я на тренингах опробовал свыше сорока психотехник, которые помогают справиться со страхом перед экстремальными ситуациями (здесь
Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестенВладимир Лебедев ЛИЧНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло РЮрий Александровский и др ПСИХОГЕНИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. Эти
Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин ЛеонардовичВ экстремальных ситуациях Некоторые способы конфронтации с тревогой ярко показаны в исследовании тревоги и стресса, проведенном в группе, состоящей из двадцати «зеленых беретов» - солдат, воевавших во Вьетнаме. Солдаты находились в изолированном лагере рядом с
Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова АнжеликаИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РЯДОВОЙ Социальная структура экстремальных
Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман ДаниэльГлава 4 Как вести себя в по-настоящему экстремальных ситуациях, когда вам есть чего бояться? Согласитесь: предупрежден – значит вооружен. Хочется напомнить вам об основных правилах поведения при бедствиях. Но не это главное. Главное: еще до того, как вам грозит опасность,
Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина ГермановнаЗащита экстремальных предсказаний? Ранее мы познакомились с Томом В. для иллюстрации предсказаний дискретных результатов, например области специализации или успеха на экзамене, которые выражаются присвоением вероятности определенному событию (или, в случае с Томом,
Из книги Вся правда о личной силе. Как стать хозяином своей жизни автора Масленников Роман Михайлович1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих
Из книги Ложь. Почему говорить правду всегда лучше автора Харрис Сэм1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях Одной из главных опасностей при любой чрезвычайной ситуации является толпа. Различные формы поведения толпы называют «стихийное массовое поведение». Его признаками являются: вовлеченность большого
Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ С целью оказания своевременной и квалифицированной помощи не только спасатели, но и психологи должны знать приемы и методы определения состояния и степени травмирования пострадавших. Данный раздел
Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав АлексеевичСоветы для экстремальных случаев? Иногда приходится врать. Обманывайте других, но не обманывайте себя.? Не стесняйтесь быть злопамятным! Прощая зло, вы помогаете выродкам утвердиться в их безнаказанности.? Проявляйте агрессию, страсть, удивляйтесь и плачьте - позвольте
Из книги автораПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ Профилактика конфликта – организация социальных взаимодействий индивидов, исключающих или минимизирующих возможность возникновения конфликтов между субъектами общества. Основная цель профилактики – создать условия, которые не
Из книги автораЛожь в экстремальных ситуациях Кант полагал, что лгать неэтично в любых обстоятельствах, даже при попытке предотвратить убийство невинного человека. Как и в случае со многими философскими взглядами Канта, его позиция относительно лжи не столько обсуждалась, сколько
Из книги автораОпровержения для ситуаций на работе Как и в ситуации, когда вас бросает партнер, отказ в приеме на работу в большинстве случаев связан не столько с вашими ошибками или промахами, допущенными во время собеседования, сколько с вашим несоответствием требованиям
Из книги автора13.3.1. Личность в экстремальных условиях Причины психологического стресса в значительной мере определяются индивидуальными особенностями субъекта труда, поэтому выявление неблагоприятного состояния профессионально важных качеств личности и их развитие до уровня
План
Введение
1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика
2.Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение
2.1 Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций
2.2 Поведения человека в чрезвычайных ситуациях
2.3.Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях
2.4 Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
3. Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации
Выводы
Список использованных источников
Введение
Экстремальные ситуации и
состояния которые возникают у людей из
за их воздействие их поведение при это
и их реакции изучали многие исследователи
в течении долгих лет. Тензионные состояния
(состояния напряжения) изучали Т.А.
Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев.
Эмоциональные состояния, возникающие
в экстремальных ситуациях, исследовал
А.О. Прохоров, А Кемпински и др.. Среди
психических явлений психическим
состояниям принадлежит одно из основных
мест. В то же время, несмотря на интенсивное
изучение проблемы психических состояний,
очень многое в ней остается неясным. По
мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная
разработка этой проблемы потому, что
пси-хические состояния существенно
определяют характер деятельности
человека». В словаре русского
языка «экстремальный» (ая, ое) определяется
как:
1. Достигший наивысшей точки,
крайний, предельный. Например, экстремальная
температура.
2. Выходящий из рамок
обычного, чрезвычайный (по сложности,
трудности, опасности и т.д.). Например,
экстремальные условия (от француз-ского
extreme).
Обобщая вышесказанное,
перечислим характеристики понятия
«экстре-мальный»: достигший наивысшей
точки, крайний, чрезвычайный, предельный,
очень большой по силе. Какие
ситуации следует считать экстремальными?
В работах, посвященных данному вопросу,
нет единства взглядов. В одних случаях
под экстремальными ситуациями понимаются
такие обстоятельства, которые предъявляют
человеку требования, выходящие за
пределы диапазона его возможностей,
обусловленных эволюционным процессом.
Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что
критериями границ приспособительного
диапазона являются те характеристики
функций, которые сформировались в
результате эволюционного развития
органов и систем, обладающих этими
функциями, не отмечает важной и чаще
всего решающей роли фактора субъективного
отражения индивидом объектив-ных
параметров экстремальной ситуации.
Индивидуальное отражение объективной
реальности создает субъективную оценку
ситуации и степени ее опасности.
Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А.
Кандыбович, В.А. Пономаренко также
указывают на важность субъективного
восприятия экстремальной (в их тезаурусе
сложной) ситуации: «Напряженная ситуация
– это такое усложнение условий
деятельности, которое приобрело для
личности особую значимость. Другими
словами, сложные объективные условия
деятельности становятся напряженной
ситуацией тогда, когда они воспринимаются,
понимаются, оцениваются людьми как
трудные, опасные и т.д. Любая ситуация
предполагает включенность в нее субъекта.
Это тем более относится к напряженной
ситуации, объединяющей определенное
содержание объективной деятельности
с потребностями, мотивами, целями,
отношениями человека. Следовательно,
напряженная ситуация, как и всякая
ситуация воплощает в себе единство
объективного и субъективного. Объективное
– это усложненные условия и процесс
деятельности; субъективное – состояние,
установки, способы действий в резко
изменившихся обстоятельствах. Общее,
что характеризует напряженные ситуации,
- это возникновение достаточно сложной
для субъекта задачи, «трудного»
психического состояния». В самом
общем плане экстремальная ситуация
характеризуется как ситуация невозможности,
т.е. как такая ситуация, в которой субъект
сталкивается с невозможностью реализации
внутренних необходимостей своей жизни
(моти-вов, стремлений, ценностей, интересов
и т.д.). Вопросы психологии человека
в чрезвычайных ситуациях необходимо
рассматривать в целях подготовки
населения, спасателей, руководителей
к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Эта работа как раз и посвящена поведению и реакциям человека в экстремальных ситуациях в частности социально-психологическому поведению человека в экстремальной ситуации
1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика
1.1 Понятие экстремальной ситуации
Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях. Философский смысл понятия этого понятии сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта. Понятие экстремальной ситуации отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием.
Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик:
1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;
2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;
4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений Э.С., т.е. темпоральность изменений;
5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;
6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;
7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);
8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;
9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др.
Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека.
Факторы, порождающие психиче-скую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобили-зующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоцио-нальной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воз-действием таких ситуаций.
По мнению В.Г. Андросюк, к
таким изменениям относятся:
-
снижение порогов ощущений, ускорение
чувствительных и двигательных реакций.
Человек проявляет способность к более
точной оценке раздражителей, быстро
реагирует на все изменения условий
окружающей обстановки;
-
понижение утомляемости, исчезновение
или притупление чувства уста-лости. У
человека повышается выносливость и
работоспособность, проявляет-ся
неприхотливость в дискомфортных
ситуативных условиях;
-
повышение готовности к решительным и
смелым действиям. Проявляют-ся волевые
качества, этап принятия решения
сокращается, прогнозирование развития
ситуации оптимально сочетается со
здравым риском;
-
активизация деловых мотивов, чувств
долга. У человека возникает дело-вое
возбуждение, конечная и промежуточная
цели деятельности определяются отчетливо
и однозначно;
-
доминирование положительного
эмоционального фона. Решение задачи
сопровождается возникновением и
поддержанием азарта, переживанием
удо-вольствия и радости при каждом
успешном действии. Наблюдается обострение
чувства социальной справедливости;
-
активизация познавательной деятельности.
Человек проявляет остроту восприятия,
активно включает резервы оперативной
и долговременной памяти. Актуализируются
творческие способности, мышление
характеризуется дина-мичностью,
гибкостью, гибкостью, активным и успешным
поиском нестан-дартных решений. Широко
применяется интуиция.
-
проявление интереса, энтузиазма.
В последние годы понятие эктсремальной ситуации обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в катастрофологии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по оптимизации управления, оперативному управлению и др.
1.2 Классификация экстремальных ситуаций
Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития
ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
По степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
По скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
По масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
По продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
По характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:
– ЧС техногенного характера;
– ЧС природного происхождения;
– ЧС биолого-социального характера.
Типы техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии. любых... . В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических...
Работа психолога в очаге экстремальной ситуации . Экстренная психологическая помощь
Курсовая работа >> ПсихологияТравме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса... Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. ... населения - в виде профилактики : а) острых панических реакций ; б) отсроченных, " ...
Стресс- методы профилактики и преодоления
Реферат >> Педагогика... реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных ... ситуациях становится реакция «ухода от ситуации» ... четыре основных метода профилактики стресса... Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных ...
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях (2)
Реферат >> ПсихологияЧрезвычайных ситуаций . Поведение людей в экстремальных ситуациях делится... обязательно. Методы профилактики панических реакций . 1. Основу профилактики любых психологических... . В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических...
Под экстремальной ситуацией можно понимать измененные, необычные и непривычные условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация не готова. В социальной науке все еще нет единой теории, которая описывала бы особенности психической деятельности и поведения человека в необычных условиях существования.
Экстремальная ситуация является:
условием функционирования: внешняя детерминация;
свойством, состоянием самих социальных систем: внутренняя детерминация.
Для понимания механизма действия экстремальны* ситуаций важно. иметь четкое представление об их типах, разновидностях. Есть несколько подходов к определению типов экстремальных ситуаций:
по масштабам сферы действия: межгосударственные, государ ственные, региональные, местные, объектовые;
по динамике развития и времени ликвидации последствий: стратегические, приводящие быстро к катастрофическим последст виям, медленно развивающиеся, оперативные с локальным характером последствий;
по видам нанесенного ущерба: прямой и косвенный ущерб, с человеческими жертвами, с материальным ущербом;
Лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, [нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные связи между явлениями. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледностью, учащением дыхания, сердцебиением, дрожанием рук и пр.
Ажиотация расценивается как предпатологйческое состояние в границах психологической нормы. В аварийных ситуациях среди летчиков, подводников и представителей других профессий, связанных с риском, она нередко воспринимается как растерянность.
Монотонность - функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активности, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, снижением чувствительности х внешним раздражителям, преобла-> данием стереотипных движений и действий, ощущением скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к окружающему, изменением афферентации со стороны рецепторов вестибулярного и опорно-двигательного аппаратов.
Десинхроноз - рассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
Изменение восприятия пространственной структуры - состояние, возникающее в ситуациях, когда в поле зрения че/овека вообще отсутствуют какие-либо объекты.
Ограничение информации, особенно личностно-значимой, - состояние, способствующее развитию эмоциональной неустойчивости.
Социальная изоляция одиночная (на продолжительное время) - проявление одиночества, одной из форм которого выступает «сотворение собеседника»: человек «общается» с фотографиями близких, с неодушевленными предметами. Выделение «партнера» для общения в условиях одиночества - защитная реакция в рамках психологической нормы, однако это явление представляет собой своеобразную модель раздвоения личности в условиях длительности экстремальной ситуации.
Социальная изоляция групповая (на продолжительное время). - состояние высокой эмоциональной напряженности, причиной которой может явиться и то, что люди вынуждены постоянно находиться на глазах друг у друга. Особенно чувствительны к этому фактору женщины. В обычных условиях человек привык скрывать от других людей свои мысли и чувства, обуревающие его в тот или иной момент. В условиях же групповой изоляции это либо затруднено, либо невозможно. Отсутствие возможности побыть наедине особой требует
Сенсорная изоляция
Сенсорная гиперакттация
от человека повышенной собранности и контроля за своими действиями, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность.
Другим специфическим психогенным фактором, действующим в условиях групповой изоляции, является информационная истощаемость партнеров по общению. Для избегания конфликтов люди ограничивают общение друг с другом и уходят в свой внутренний мир.
Сенсорная изоляция - отсутствие воздействия на человека, зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.
В обычных условиях; человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность. Если мозг недостаточно загружен, то наступает так называемый сенсорный голод, сенсорная депривация, когда человек испытывает острую потребность в самых разных восприятиях окружающего мира.
В условиях сенсорной недостаточности начинает усиленно работать воображение, извлекая из арсеналов памяти яркие, красочные образы. Эти яркие представления в какой-то мере компенсируют сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и позволяют человеку сохранять психическое равновесие в течение длительного времени.С увеличением продолжительности сенсорного голода ослабляется влияние и интеллектуальных процессов. Для экстремальных ситуаций характерна неустойчивая деятельность людей, что отражается на их психическом статусе. Наблюдаются, в частности, снижение настроения (вялость, апатия, заторможенность), временами сменяющееся эйфорией, раздражительность, нарушение сна, неспособность к сосредоточенности, т.е. ослабление внимания, ухудшение памяти и умственной работоспособности в целом. Все это приводит к истощению нервной системы.
Сенсорная гиперакттация - воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.
Угроза для здоровья и самой жизни человека посредством лишения его пищи, воды, сна, нанесения тяжких телесных повреждений и пр. Большое значение имеет изучение психического состояния людей, у которых присутствует фактор угрозы для жизни. Он может вызвать
от человека повышенной собранности и контроля за своими действиями, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность.
Другим специфическим психогенным фактором, действующим в условиях групповой изоляции, является информационная истощаемость партнеров по общению. Для избегания конфликтов люди ограничивают общение друг с другом и уходят в свой внутренний мир.
Сенсорная изоляция - отсутствие воздействия на человека, зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.
В обычных условиях; человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность. Если мозг недостаточно загружен, то наступает так называемый сенсорный голод, сенсорная депривация, когда человек испытывает острую потребность в самых разных восприятиях окружающего мира.
В условиях сенсорной недостаточности начинает усиленно работать воображение, извлекая из арсеналов памяти яркие, красочные образы. Эти яркие представления в какой-то мере компенсируют сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и позволяют человеку сохранять психическое равновесие в течение длительного времени.С увеличением продолжительности сенсорного голода ослабляется влияние и интеллектуальных процессов. Для экстремальных ситуаций характерна неустойчивая деятельность людей, что отражается на их психическом статусе. Наблюдаются, в частности, снижение настроения (вялость, апатия, заторможенность), временами сменяющееся эйфорией, раздражительность, нарушение сна, неспособность к сосредоточенности, т.е. ослабление внимания, ухудшение памяти и умственной работоспособности в целом. Все это приводит к истощению нервной системы.
Сенсорная гиперакттация - воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.
Угроза для здоровья и самой жизни человека посредством лишения его пищи, воды, сна, нанесения тяжких телесных повреждений и пр. Большое значение имеет изучение психического состояния людей, у которых присутствует фактор угрозы для жизни. Он может вызвать
непатологические невротические реакции с преобладанием эмоциональной напряженности;
гипомимические реакцки;
сохранение адекватной самооценки и способности к целенап равленной деятельности;
постепенное ослабление аффективно-шоковых состояний и уменьшение глубины их проявлений;
неадекватный характер поведения пострадавших;
малоцелесообразные двигательные действия;
состояние онемения;
проявления фобических неврозов, например, страха замкнутых помещений (пострадавшие отказываются входить в машину, в палатку).
Третий Период -* эвакуация пострадавших в безопасные районы. Основные травмирующие факторы:
изменение жизненного стереотипа;
страх за состояние своего здоровья и здоровья близких; -переживание утраты близких, разобщения семей, материальных
Основные психические реакции участников:
психоэмоцинальное напряжение, сменяющееся астено-депрес- сивным состоянием;
заострение характерологических черт;
фобические неврозы;
невротическое развитие личности;
«соматизация» невротических состояний;
психопатизация личности;
появление соматогенных психических нарушений;
затяжные реактивные психозы с депрессивным, паранойяльным синдромом.
Поведенческие реакции пострадавших:
увеличение употребления алкоголя, табака, [медикаментов, наркотиков; >
активизация межличностных контактов;
нормализация эмоциональной окраски речи, восстановление сновидений;
возрастание конфликтных ситуаций.
Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испы-тываютте или иные патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологических изменений после травм у людей чаще всего встречаются следующие.
Н Нарушения памяти ц концентрации восприятия. Пострадавшие ис-~ пытывают трудности, когда необходимо сосредоточиться или что-то вспомнить.
Непрошенные воспоминания. В памяти пострадавшего внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с психотравматической ситуацией. Наяву эти воспоминания возникают в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», т.е. во время психотравмирующего события. Этими сигналами могут быть запахи, зрелища, звуки, которые как будто бы пришли «оттуда».
Непрошенные травмирующие воспоминания сопровождаются сильным чувством тревоги и страха.
/^ -**а* / L > /п/1/1/7 Кошмарные сны. Сны такого рода бывают
! ; ^ fJ ^^ M / l ^^^ L обычно двух типов:
I 7^^&^^^?Йа^^^"ЗД| ~одни с точностью видеозаписи передают I ъШЬШШцПг} }Ш/ **^ травмирующее событие так, как оно | г?7Яmj«rW\ l \v" запечатлелось в памяти пережившего его
Г - другие лишь отчасти напоминают травмирующее событие. 1 Человек пробуждается от такого сновидения совершенно разбитым, с Не пряженными мышцами, в обильном поту.
Галлюцинаторные переживания. Особая разновидность непрошенных воспоминаний о травмирующих событиях, когда случившееся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на периферию сознания и кажутся менее реальными, чем воспоминания.
В этом отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно снова переживает прошлое травмирующее событие: действует, думает, чувствует как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.
Бессонница. Трудности с засыпанием и прерывистый сон. Считается, что человек сам невольно противится засыпанию, когда его посещают галлюцинации. Он боится заснуть, чтобы снова не увидеть жуткий сон. Бессонница может быть вызвана и очень высоким уровнем тревожности, неспособностью человека расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.
«Вина выжившего». Чувство вины возникает из-за того, что пострадавший выжил в экстремальной ситуации, стоившей жизни другим, особенно родным или близким родственникам, исключительно значимым для него друзьям. Считается, что это состояние характерно для тех, кто больше страдает «эмоциональной глухотой», т.е. неспособностью переживать радость, любовь, сострадание после
травмирующего события. Сильное чувство вины провоцирует приступы аутоагрессивного поведения.
В экстремальные ситуации оказываются вовлеченными разные социальные группы - собственно жертвы ситуаций и их спасатели. У каждой из этих групп в чем-то похожие, а в чем-то и различные личностно ориентированные формы поведения.