Республика Беларусь весьма слабо ассоциируется с легковым автомобилестроением. Зато всем сразу приходят в голову одноименный трактор, грузовики МАЗ и, конечно, легендарные БелАЗы. Руководство республики уже много лет пытается исправить эту ситуацию: привлечь в страну иностранные инвестиции, создать рабочие места, а заодно пересадить граждан со старых иномарок на новые машины собственного, белорусского, производства, пусть и иностранного бренда. И вот успех — соглашение с Китаем, строительство и запуск долгожданного завода «Белджи», где уже собираются автомобили марки Geely. Именно на этом новеньком совместном предприятии побывал корреспондент журнала «Движок», который увидел воочию плоды сотрудничества, которое согласовывалось на самом высоком уровне.
Именно так: в открытии завода принимал участие лично президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Спросите, при чем здесь Россия? Все просто: даже если волевым решением президента обязать всех белорусов покупать только машины Geely, то мощности предприятия справятся с этой задачей где-то за один год работы. Поэтому 90% всей продукции будет экспортироваться и, как мы все прекрасно понимаем, подавляющее большинство машин появится на российском рынке.
Нельзя не отметить глобальный подход, с которым в Geely решились на новый шаг в покорении нашего рынка. Вместо того, чтобы использовать мощности завода Derways в Черкесске, на качество сборки которого не жаловался только ленивый, в компании решили освоить альтернативную территорию, при этом оставшись в рамках Таможенного союза.
Напомним, что компания Geely была основана в 1986 году. Как и многим автопроизводителям из Поднебесной, серьезный скачок ей удалось сделать только в «нулевых». Среди по-настоящему значимых шагов стоит отметить приобретение известной австралийской компании Drivetrain Systems International, автоматические трансмиссии которой ставятся на модели Geely, а также самую известную сделку — покупку 100% акций шведского бренда Volvo. В 2014 году марка пережила ребрендинг и получила нынешнее лицо, а впоследствии еще и прикупила Lotus и Proton.
Непосредственно в России Geely появилась в 2011 году, вместе с моделью MK. И если одноименный седан не особо пришелся по душе россиянам, то вот псевдокроссовер MK Cross, что называется, успел поймать зарождающуюся волну поголовного мирового увлечения сегментом SUV. Уже в следующем году на рынок вышла модель Emgrand с современным дизайном и гуманной ценой, которая также нашла своего покупателя. В 2014-м стартовали продажи кроссовера Emgrand X7, который до сих пор и является локомотивом продаж компании в России.
Geely MK Cross Geely Emgrand X7 Geely Emgrand
И вот теперь на отечественный рынок готовится ворваться новый кроссовер Geely Atlas. Кстати, название «китайцы» успели зарезервировать заранее, поэтому не ждите в России одноименный большой кроссовер от Volkswagen, по крайней мере с таким же именем. Именно Atlas и собирается на мощностях завода «Белджи», и, забегая вперед, скажем, что собирается на очень достойном уровне.
Geely Atlas
Предприятие является точной копией аналогичного завода в Китае. Общая площадь — 1,18 кв. км. На его территории разместились цех сборки (более 16 тыс. кв. м), цех окраски (около 8 тыс. кв. м) и сварки (более 9 тыс. кв. м). Сборочный цех делится на три основные линии: линию интерьера, линию шасси и линию окончательной сборки.
Ожидание увидеть там роботов с непонятными иероглифами не оправдались. Сборкой всецело заведуют «западные» технологии. Клей-герметик на стекла наносит промышленный робот Kuka из Германии, подает этот самый герметик к роботу клеевая система фирмы Graco родом из США, а испытательная линия отдана на откуп компании Durr — опять же из Германии.
На данный момент в цехе сборки трудится больше сотни человек, и их усилиями на сборку полностью готового автомобиля из сваренного и окрашенного кузова уходит всего три часа. Помогает им в этом сборочный инструмент шведского производства Atlas Copco с сервоприводами и беспроводной передачей данных результатов затяжки резьбовых соединений каждого конкретного автомобиля. Данная технология исключает дефекты затяжки резьбовых соединений на всех этапах сборки и соответствует самым современным международным стандартам и требованиям качества.
Цех сварки также гордится оборудованием знаменитых брендов с мировым именем. Это сварочные клещи фирмы Obara из Японии, 27 сварочных роботов немецкой Kuka, 62 адаптивные системы управления контактной сваркой Bosch Rexroth с адаптивной регулировкой, клеевые системы автоматического нанесения герметика от немецкой SCA, а также трехкоординатная измерительная машина компании Hexagon шведского производства. Задча последней — убедиться, что процент соответствия сварочных соединений составляет не меньше 95%.
Немецкие роботы Kuka варят очередной кузов Geely Atlas
Особенность таких сварочных систем заключается в способности регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать максимальный контроль качества сварных точек. Все работы проверяются контрольно-измерительной лабораторией контроля геометрии кузова с помощью лазерных датчиков и контактных головок на специальной машине.
Особое внимание представители Geely уделили цеху окраски, который рассчитан на восемь цветов. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы Durr со сложной кинематикой, обеспечивающей покраску на поверхностях любой конфигурации. Как и полагается заводу, который претендует на статус современного, для покраски здесь используются экологичные материалы на водной основе и электростатические методы нанесения покрытия.
За покраску и катафорезное грунтование кузовов автомобилей Geely отвечают шесть установок Graco из США для подачи и нанесения шовных и антигравийных герметиков, 16 установок той же компании для предварительного смешения и подачи лакокрасочных материалов, и еще 11 роботов Durr — непосредственно для окраски. Поставщиком материалов ванны катафореза и материалов лакокрасочного покрытия является немецкая компания Basf. Не забывают на «Белджи» и про фосфатирование. Фосфатная пленка с цинком призвана защитить кузов от коррозии. Для большей защиты от попадания различных загрязнений во время покраски используется специальная вода, прошедшая деминерализацию, чтобы убрать из нее даже малейшие частицы солей и металлов.
Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.
Отдельно стоит отметить, под каким неусыпным контролем гостей из Поднебесной проводится все работы. Пристальный взгляд китайских специалистов Geely неотрывно следит за каждым идущим по конвейеру кузовом, попутно сверяя данные о проделанной работе на экранах компьютеров.
Каков итог?
Если еще пару-тройку лет назад фраза «китайский контроль производства и качества» вызывала легкую улыбку, то увидев, как самые современные роботы собирают автомобили практически в стерильных условиях из самых экологичных материалов, перестаешь удивляться невообразимым темпам развития китайского автопрома. Еще немного — и колебания в выборе покупателей между европейской, японской и китайской марками станут повсеместной обыденностью, причем чей автомобиль окажется интереснее, качественнее и, главное, выгоднее, пока неясно.
Что касается непосредственно модели Geely Atlas, собираемой на новом белорусском предприятии, то успех продаж этого кроссовера пока напрямую будет зависеть от ценовой политики. На консервативный российский рынок, как ни крути, для привлечения покупателей заходить желательно демпингом, особенно в случае с китайскими брендами, отношение к которым в России предвзятое. Правда, учитывая мировой уровень производства, увиденный на белорусском предприятии, можно с большой долей уверенности говорить о том, что марка Geely имеет все шансы сломать отечественные стереотипы.
Цены на автомобили в России хоть и выглядят привлекательно, но уже не так, как это было в конце прошлого года. А значит, пора смотреть на внутренний рынок. Притом что специально для этого в Беларуси и был налажен выпуск автомобилей местной сборки. Почем нынче "французы" и "китайцы" made in Belarus, какие комплектации есть в наличии, ждать ли "прибавления" в модельном ряду - читайте в нашем материале.
На сегодняшний день в Беларуси собирают легковые автомобили четырех марок: Peugeot, Citroёn, Zotye и Geely. Причем "французы" и Zotye сходят с конвейера СЗАО "Юнисон", а Geely имеет свое собственное производство - СЗАО "БелДжи". Opel Mokka и Chevrolet Tracker мы не берем в расчет, потому что они собираются только для экспорта на российский рынок.
О качестве автомобилей белорусской сборки мы не раз писали на нашем сайте. Сейчас проверим, сколько стоят иномарки made in Belarus у официальных дилеров. Сразу хотелось бы отметить, что у всех перечисленных выше марок, кроме Zotye, есть официальный дилер в РБ. Скорее всего, это связано с тем, что и Peugeot, и Citroёn, и Geely имеют в модельном ряду как минимум три различные единицы, в то время как Zotye представлена только моделью Z300.
Peugeot
"Французские львы" шире остальных марок представлены в списке собираемых в Беларуси моделей - 301, 508, 3008 и Partner. По словам консультанта отдела продаж автоцентра Peugeot, сейчас есть в наличии абсолютно все заявленные модели и модификации, актуальные цены можно узнать на сайте peugeot.by. Но по личному опыту знаем, что слепо доверять ценам на сайте не стоит. Обязательно звоните и уточняйте - разница с реальными ценами порой достигает 10%.
Седан Peugeot 301 предлагается в трех модификациях: Access, Active и Allure. Цены на базовую версию, которая оборудована бензиновым двигателем 1.2 VTi (72 л.с.) и 5-ступенчатой "механикой", стартуют с 182,5 млн рублей (10.700 евро по состоянию на 02.07). Две другие модификации, Active и Allure, оснащены 115-сильным бензиновым двигателем 1.6 и стоят от 202 млн (11.850 евро) до 252,5 млн (14.800 евро). В качестве опции на обеих версиях предусмотрена установка "автомата". Вообще, судя по прайсу, две более топовые комплектации не сильно различаются между собой, за тем лишь исключением, что на Allure устанавливаются 16-дюймовые литые диски, автоматический кондиционер да еще пара "плюшек" в виде более "навороченной" аудиосистемы, кожаного руля и отделки рычага КПП кожей.
А вот базовая версия отличается от других существенно. В ней отсутствует кондиционер, нет задних электростеклоподъемников, нет возможности подогрева сидений и еще много чего другого, хотя и незначительного. Отсюда в принципе и такая низкая цена.
Новый седан бизнес-класса Peugeot 508 представлен в комплектациях Active и Allure. Обе с 1,6-литровым 150-сильным двигателем и 6-ступенчатым "автоматом", но с разницей в цене чуть более 3000 евро. За эти деньги к "базе" добавляется выдвигающийся прозрачный Head-Up-дисплей, противосолнечные шторки на задние стекла, электрорегулировка передних сидений, система бесключевого доступа в салон и запуска двигателя, светодиодные передние фары с автоматической коррекцией угла наклона, автоматический омыватель фар, кожаный салон и встроенный навигатор. Итоговая цена такого автомобиля - 414.120.000 белорусских рублей (24.280 евро). Если кому-то эти дополнения кажутся необязательными, можно приобрести более дешевую модификацию Active за 362 млн (21.200 евро). Вообще, исследуя цены на сайте производителя, ориентируйтесь на стоимость в евро, нежели в белорусских рублях, - они будут ближе к реальным.
Еще один собираемый в Беларуси "лев" - кроссовер Peugeot 3008. Основное внимание покупателей дилеры обращают на его высокий дорожный просвет - 20 см, вместительный и многофункциональный багажник и новомодное "соответствует правилам приобретения служебных автомобилей (указ №119)".
По традиции автомобиль представлен в комплектациях Active и Allure. Самым дешевым будет кроссовер с 5-ступенчатой "механикой" и двигателем 1.6 VTi мощностью 120 л.с. за 303,6 млн (17.800 евро). Автомобиль в такой же комплектации, но с "автоматом" и 150-сильным 1.6 THP на 2000 евро дороже - 19.990 евро (341 млн). В комплектации Allure дополнительно предусмотрены круиз-контроль, выдвигающийся Head-Up-дисплей, панорамная крыша, задние датчики парковки и еще несколько пакетов с "наворотами" в области комфорта и дизайна интерьера. Peugeot 3008 в такой комплектации стоит 21.600 евро (369 млн).
Наконец, Peugeot Partner. "Каблучки" белорусской сборки предлагаются только в формате пассажирских. До конца июля на них установлена акционная цена 251 млн (14.700 евро). В "базу" включены и кондиционер, и ABS, и центральный замок с дистанционным управлением. Если кто-то собирается приобрести такой автомобиль, советуем поторопиться - цена без скидки на 2000 евро больше.
Citroёn
Автомобили еще одной французской марки, но белорусской сборки - Citroёn представлены на нашем рынке двумя моделями - C-Elysee и Berlingo. Бюджетный седан C-Elysee, или как его назвали в одном российском тест-драйве - "Елисей", является одноклассником Peugeot 301 и собирается в Беларуси тоже в трех комплектациях - Dynamique, Tendance и Exclusive. Модель имеет в линейке бензиновые двигатели 1.2 и 1.6. Обе топовые комплектации могут оснащаться "автоматом", в то время как в "базе" предусмотрена только "механика". Цены абсолютно идентичны однокласснику Peugeot 301 - от 182,5 млн (10.700 евро по состоянию на 02.07) до 252,5 млн (14.800 евро). Перечень опций у обоих "французов" абсолютно одинаковый. Сложилось впечатление, что мы узнавали цены на один и тот же автомобиль, только у разных дилеров.
Снова "француз", снова "каблучок", снова белорусской сборки, но на этот раз не Peugeot, а Citroёn. А именно - Citroёn Berlingo. У дилера представлен только пассажирский "белорусский" Berlingo с бензиновым мотором 1.6 и "механикой". Если сравнивать по цене с Peugeot, то можно немного проиграть - 257 млн руб., или 15.000 евро, Berlingo против 251 млн, или 14.700 евро, Partner. Разница хоть и не велика, но она есть. Причем это, наверное, единственная разница между двумя "каблуками".
Zotye
Еще один "выходец" из цехов СЗАО "Юнисон", но на этот раз "гражданин" Китая. Вот как отозвался об этом автомобиле Алексей Хвощинский после тест-драйва:
"Во-первых, это копия дорестайлинговой Toyota Allion второго поколения (индекс T260), выпуск которой стартовал в 2007 году. Сравните фото Zotye и Toyota - внешность практически идентична, некоторые отличия видны лишь в оформлении интерьера. Да и они больше обязаны именно этой комплектации Z300 со скромной аудиосистемой. Хотя на китайских сайтах полно фотографий интерьеров в других цветовых решениях, с более продвинутыми мультимедийными системами".
Сейчас этот "китаебелорус" продается по цене 12.100 евро (206 млн) за базовую комплектацию. Приобрести его можно в ООО "Интергланс" или в "Автоцентре". По возможности к "базе" можно добавить "автомат", кожаный салон, еще несколько полезных мелочей, но в таком случае цена вырастет до 13.400 евро (228,5 млн).
Geely
В отличие от автомобилей, которые мы рассмотрели выше, Geely собирают не в Обчаке, а в Борисове. Там налажено совместное белорусско-китайское производство. О качестве сборки, технических характеристиках и ходовых качествах этих автомобилей упоминать не станем. Тестировались и сравнивались они уже не раз, о чем можно прочитать в наших материалах:
Сейчас речь пойдет только о стоимости.
Начнем с самой популярной модели Geely SC7. Цены на нее стартуют с 10.780 евро (184 млн). Добавив еще 3 млн, можно приобрести светодиодные ходовые огни LED. И вместо комплектации Comfort получится Prestige. Да, больше ничем две представленные модификации модели SC7 друг от друга не отличаются. В обоих случаях вы получаете 127-сильный бензиновый двигатель 1.8, "механику", полуавтоматический кондиционер и тканевый черный салон.
Да, возможно, SC7 все-таки не самая популярная модель в стане Geely. Есть ведь есть еще LC-Cross, который распиарил один белорусский рэпер.
Мы пиарить Geely LC-Cross не станем, скажем лишь, что его цена в "базе" сейчас составляет 158,5 млн (9300 евро). За эти деньги предлагается 1,3-литровый 84-сильный бензиновый двигатель и 5-ступенчатая "механика". Доплатив 7 млн, можно приобрести LC-Cross в комплектации Prestige с боковыми подушками безопасности и датчиком парковки. Если кого-то заинтересует такое предложение, предлагаем ознакомиться с материалами
Мало кто знает, что в Беларуси еще с советских времен помимо традиционного "народнохозяйственного" автопрома существовал автопром "альтернативный" - военный.
Нет, речь сейчас не о специальных шасси ПСКТ МАЗа (ныне МЗКТ) и даже не столько о самих автомобилях, сколько о специальных надстройках, кунгах и оборудовании, смонтированном в них.
Ночами из ворот, например, Минского электромеханического завода, других предприятий, расположенных не только в столице, но и в Гомеле, Лиде, ряде других городов, выезжали неприметные военные фургоны, "начиненные" самой передовой по тем временам электроникой и радиотехникой. Да, в советское время Беларусь была своеобразной Силиконовой долиной советской "оборонки". Системы управления вооружением, войсками проектировались и делались здесь. И монтировались они в спецкузовах автомобильного типа.
С тех пор многое изменилось, но неизменным осталась сама тенденция. Беларусь по-прежнему делает много незаметной военной техники. К государственным предприятиям добавились частные компании-разработчики. Продукцию этой отрасли промышленности можно лишь изредка увидеть на специализированных выставках.
В преддверии 23 февраля ABW.BY решил составить своеобразный рейтинг необычных военных автомобилей, в создании и производстве которых участвует Беларусь.
Итак, 10-е место . КАМАЗ в белорусском военном рейтинге? Да! Это машина, входящая в состав радиолокационной станции метрового диапазона П-18Т. Темой занимается УП "Тетраэдр". Белорусская составляющая этой машины - электронная "начинка".
На 9-м месте "Тигр"? Нет! Это военный внедорожники "Лис-ПМ" с боевым пулеметно-гранатометным модулем. Здесь установлен 12,7-мм пулемет НСВ и 30-мм гранатомет АГ-17. "Лис-ПМ" - это "Тигр" с белорусским паспортом. Их сборка осуществляется в одном из филиалов МЗКТ с использованием большой доли белорусских комплектующих.
Еще один броневичок, который занимает 8-е место в нашем рейтинге, - "Барс". Построен на итальянском шасси SCAM, но корпус машины полностью белорусский и выполнен из композиционных материалов на основе полимерной брони. Изготовитель - белорусское НПООО "ОКБ ТСП". Несколько "Барсов" уже "служат" в Вооруженных силах… Туркмении.
7-е место у "БелГрада". Легендарная советская реактивная система залпового огня - в белорусском прочтении.
А это командирская машина, точнее - командно-штабная. Смонтирована на шасси МЗКТ-6001 с независимой подвеской. Внутри установлены системы связи, а также оборудован "совещательный" кабинет. Есть спальные места, душ и санузел. В общем, это передвижной офис командующего. И шасси, и кузов изготовлены на МЗКТ. 6-е место в "хит-параде".
Гусеничная машина в автомобильном рейтинге? На самом деле она здесь по праву. Гусеничные шасси такого класса военные относят именно к автомобильной технике - необычный факт из официальной классификации, принятой еще в советское время. На5-м месте рейтинга - станция помех УКВ-радиосвязи "Киви", изделие белорусского "Минотор-сервиса". Белорусское здесь и шасси, и корпус, и "начинка".
Как вы думаете, какова специализация этого автомобиля? Только не удивляйтесь - это авианосец! Транспортная машина, входящая в состав тактического беспилотного авиационного комплекса ближнего действия "Беркут-1". В каждом контейнере - самолет. Маленький, беспилотный, но все же летательный аппарат. 4-е место в рейтинге у изделия минского НПО "Агат - Системы управления".
Тройку лидеров открывает корпусное шасси Минского завода колесных тягачей семейства 6922 . Создано оно в качестве альтернативы гусеничным носителям вооружений и в такой роли оправдало себя в полной мере. Сейчас в семействе как минимум пять вариантов. Эти машины уже состоят на вооружении российской и белорусской армий.
Серебро - у новейшей белорусской РСЗО "Полонез" . До сих подробностей о ней известно крайне мало, но предприятие, где собирают эти системы, уже показывали по телевидению. Конечно, здесь присутствуют и "покупные" (китайские) комплектующие, но локализация растет. Так что тяжелая белорусская РСЗО не миф.
А первое место отдадим, пожалуй, самой внушительной разработке белорусского ВПК радиолокационной станции метрового диапазона "Восток" . Это плод сотрудничества многих белорусских КБ и предприятий, но белорусское здесь все: и шасси, и антенна, и механизм ее привода. Создатели утверждают, что это одна из лучших РЛС своего типа в мире. На вооружении радиотехнических войск Беларуси "Восток" уже состоит. Купили такие машины и некоторые страны дальнего зарубежья.
Конечно, в наш рейтинг вошли далеко не все интересные разработки отечественного ВПК. К сожалению, информации о достижениях белорусской военной отрасли совсем немного, разработчики предпочитают держаться в стороне от прессы и очень неохотно делятся подробностями, но сам факт того, что белорусская "оборонка" функционирует и создает новые продукты, радует. Всех с праздником 23 февраля!
Белорусский автопром десятилетиями ассоциировался лишь с тяжелым машиностроением — МАЗы и БелАЗы были и остаются нашей визитной карточкой. Но сегодня, когда глава государства рассказал о своей мечте выпускать легковой автомобиль с белорусскими комплектующими, мы не можем не вспомнить обо всех попытках сделать Беларусь производителем легковых автомобилей. А заодно разберемся, какие модели сегодня выпускаются у нас.
Пионером легкового автомобилестроения в Беларуси является Ford. Заключив с властями договор о налоговых льготах, Ford построил под Минском, в поселке Обчак, весьма современный по тем временам автомобильный завод. Без сварочного и окрасочного производства, правда, но в те времена никто и не требовал полной локализации.
Ford Escort производили недолго, но на вторичном рынке до сих пор встречаются машины «Зроблена ў Беларусі».
Собирались на заводе в Обчаке две модели: малолитражка Ford Escort и микроавтобус Transit. Но собирались, увы, недолго, буквально пару лет — когда власти по имеющейся уже тогда привычке изменили правила игры, Ford принял решение покинуть белорусский рынок. Завод на определенных условиях достался его белорусским партнерам, и сегодня мы знаем его как «Юнисон».
Именно «Юнисон» с тех пор и остается главным генератором идей по сборке различных автомобилей на территории РБ. В начале 2000-х здесь собирали польские грузовички «Люблин» с дизельным двигателем Andoria, но на фоне российской «Газели» они оказались слишком дороги, и проект довольно быстро был свернут.
На смену «Люблину» пришел Samand — иранский седан, созданный на базе Peugeot 405. Именно Samand долгое время был самой популярной легковушкой белорусской сборки — при помощи административного ресурса его массово «распространили» среди госорганизаций, но когда завод снизил цены, то подтянулись и частные покупатели.
Проект по сборке Samand изначально был обречен — кому в наших широтах нужен иранский автомобиль? Но на вторичном рынке это неплохой вариант для покупки: запчасти подходят от Peugeot 405, кузов оказался стойким к коррозии. А цена за машину «свежего» года очень невысока.
Успех Samand (пусть и относительный) сподвиг «Юнисон» на поиск других партнеров, и следующим автомобилем белорусской сборки стал китайский седан Zotye Z300, аналог одного из поколений Toyota Allion.
Zotye слышал? Нет, не слышал — эта марка малоизвестна даже в Китае. Поэтому машины пользуются весьма ограниченным спросом.
В этот же период в Беларуси появилось еще одно сборочное производство легковых автомобилей, и тоже китайских: под Борисовом начало работу предприятие «БелДжи», занявшееся SKD-сборкой автомобилей марки Geely. Причем в отличие от «Юнисона» борисовчане имели более мощную государственную поддержку, и поэтому размахнулись на сборку сразу трех моделей: хэтчбека LС Cross, седана SC7 и переднеприводного кроссовера Emgrand X7.
Именно «БелДжи» сегодня и является самым массовым белорусским автопроизводителем (речь о легковых авто) — за 2013−14 годы было собрано и реализовано более 10 тысяч автомобилей, причем большая часть была продана на российском рынке. Неплохо у «БелДжи» дела идут и в Беларуси: «благодаря» тому, что некоторые требования к автомобилям-такси были прописаны будто специально под SC7, эта модель действительно стала популярной у таксистов. Не стоит забывать и про другие направления работы административного ресурса — много Geely SC7 появилось у ГАИ и прочих служб.
На сегодня, по имеющейся у нас информации, сборка всех трех моделей Geely прекращена — дилеры реализуют лишь складские запасы. Образовавшиеся вследствие того, что на 2015 год было запланировано собрать 12 тысяч автомобилей, и какая-то часть машинокомплектов явно была поставлена в Беларусь еще до того, как все осознали последствия резкого падения курса российского рубля. Цены на новые и подержанные авто в России резко упали едва ли не вдвое, а белорусский автопроизводитель не мог позволить себе такого демпинга — поэтому продажи резко сократились, и в середине года «БелДжи» даже вынуждена была останавливать производство.
Но в будущее здесь все равно смотрят с оптимизмом: вовсю кипит работа по возведению будущего автозавода полного цикла, а недавние заявления главы государства дают понять, что «БелДжи» будет оказана всесторонняя поддержка. Правда, не совсем понятно, какие белорусские комплектующие собираются поставить на Geely — покрышки, разве что…
Что касается модельного ряда «БелДжи», то уже известно, что в данный момент идет обучение рабочих для сборки трех новых моделей. Каких именно? Можно только предполагать, поскольку представители завода хранят молчание, обещая лишь при первой возможности показать «настоящий хит». Что ж, поживем — увидим.
Opel Corsa собирались было выпускать на «Юнисоне», но вовремя отказались. Этот класс легковых автомобилей совсем не популярен в Таможенном союзе.
А пока расскажем о том, что в данный момент собирается и продается в Беларуси. И для этого снова придется обратиться к продукции все того же завода «Юнисон». Года полтора-два назад проскочила информация о том, что в Беларуси будут собирать некоторые модели концерна General Motors, но в эти слухи, регулярно возникающие вокруг «Юнисона», тогда мало кто поверил. А когда слухи подтвердились и выяснилось, что на заводе уже даже собрали несколько экземпляров Opel Corsa, оптимизма белорусам это не добавило — такие модели, европейского формата, у нас не очень популярны. Да и в остальных странах СНГ тоже.
Очень быстро это осознали и в GM — Corsa белорусской сборки так и осталась в виде нескольких опытных экземпляров. А вместо нее в производство пошли другие модели: после того как GM объявила об уходе с российского рынка, многие ее проекты были свернуты, и в частности сборка в Калининграде. Но поскольку спрос на определенные модели все еще остается, их производство было налажено там, где есть возможность недорого собирать относительно небольшие партии разных моделей. Именно так в производственной гамме «Юнисона» появились Opel Mokka, Chevrolet Traxx, а чуть позднее — Chevrolet Tahoe и даже Cadillac Escalade!
Cadillac белорусской сборки — совсем недавно в это невозможно было поверить!
Зато другой партнер завода «Юнисон», концерн PSA, никаких разграничений по рынкам не делает: белорусские дилеры предлагают все модели, собранные белорусским же заводом.
Самый доступный «француз» белорусской сборки — это Citroen C-Еlysee, сегодня предлагаемый по цене больше 140 миллионов рублей за базовую версию с 1,2-литровым мотором. Примерно по такой же цене продается его родственник и одноклассник, Peugeot 301 .Peugeot 508 стоимостью $ 22,8 тысячи. Все цены очень примерные, так как сейчас дилеры проводят акции и конечная стоимость может оказаться ниже. Peugeot 508 тоже побывал недавно на тесте, и .
Что имеем? Назвать точное количество собираемых сегодня в Беларуси моделей нелегко: информация о состоянии дел по нынешним моделям Geely, а также Zotye отсутствует. Но и без них хватает, из чего выбрать — 9 автомобилей мы насчитали точно! Правда, из них только 6 официально предлагаются в Беларуси, остальные собираются для российского рынка. И очень жаль, ни одна не собирается по полному циклу, со сваркой и окраской — мы имеем дело лишь со сборкой SKD, можно сказать, с прикручиванием того, что было откручено на зарубежном заводе-изготовителе. Однако учитывая темпы строительства «БелДжи», есть шанс, что полноценное производство легкового автомобиля в скором времени все же появится. И у нас есть информация, что о своем полноценном производстве задумывается и «Юнисон» — ему тоже срочно нужно повышать степень локализации, чтобы не лишиться статуса автопроизводителя. Так что через годик и посмотрим, что будет представлять из себя белорусский легковой автопром! Если нам не перекроют выход на рынок Таможенного союза, можем стать легковой автомобильной державой, все предпосылки для этого есть.
Худо-бедно, но в Беларуси освоили сборку иномарок, и количество "отечественных" моделей уже достигло десяти. Все легковушки собирают так называемым отверточным способом из готовых машинокомплектов.
К нам привозят собранные кузова, покрашенные, с салонами и стеклами, затем вставляют готовый мотор, радиатор, прикручивают детали подвески и колеса, бампера и фары… Автомобиль made in Belarus готов!
Есть две главные "отверточные столицы": деревня Обчак под Минском, в которой расположен завод "Юнисон", и город Борисов - там находится сборочный цех СЗАО "Белджи". "Комсомолка" посмотрела , какие у них характеристики, столько автомобили стоят и как раскупаются.
1. Малютка Geely LC-Cross
Цена: 7950 - 8220*
Место сборки: город Борисов
Это самая маленькая, но и самая дешевая иномарка, которую собирают в Беларуси. Сзади пассажиры размещаются с большим трудом, багажник - совсем крохотный. В машине 1,3-литровый мотор (84 лошади) и механика.
Комплектаций две: базовая стоит 125 222 900 рублей*, версия с боковыми подушками безопасности и парктрониками - на 4 миллиона дороже. Продажи малютки стартовали с апреля прошлого года, всего за 2014 год в Беларуси продали 150 экземпляров.
2. Седан среднего класса Citroen C-Elysee
Цена: 9150 - 12 450 евро
Место сборки: деревня Обчак
Эта модель белорусской сборки стала продаваться только на той неделе. Машины бывают с двумя вариантами бензиновых моторов: 1,2-литровый (72 лошади) и 1,6-литровый (115 лошадей). Последний вариант двигателя может быть в паре с автоматической коробкой. Доступны три комплектации. Вне зависимости от них автомобили полностью адаптированы для нашей страны: увеличенный клиренс, стальная защита картера, полноразмерное запасное колесо, 100% оцинкованный кузов.
3. Седан среднего класса Peugeot 301
Цена: 9150 - 12 450
Откуда машинокомплекты: из Испании
Место сборки: деревня Обчак
Это первая модель Peugeot, которая сошла с белорусского конвейера - собрат Citroen C-Elysee. Продажи стартовали 2 февраля 2015 года. Два варианта двигателя: бензиновый 1,2 (72 лошади) и бензиновый 1,6 (115 сил), механическая или автоматическая коробка. Машина доступна в трех комплектациях.
4. Седан С-класса Geely SC7
Цена: 9600 - 9800*
Откуда машинокомплекты: из Китая
Место сборки: город Борисов
Из ныне собираемых - самая долгоиграющая модель. Ее сборку на мощностях завода "Автогидроусилитель" наладили еще в феврале 2013 года. За 2013 - 2014 годы в Беларуси продали 1588 экземпляров, в основном предприятиям.
На заводе говорят, что SC7 - это полностью самостоятельная разработка Geely, однако эксперты нашли в машине ряд элементов от Toyota Corolla образца 2000 года (модель сняли с производства семь лет назад). В Беларуси машина предлагается бензиновым 1,8-литровым мотором (127 лошадей) и механикой. Базовая комплектация стоит 151 миллион рублей*, чуть улучшенная - почти на 3 млн. дороже.
5. Седан D-класса Zotye Z300
Цена: 11 930 - 13 000
Откуда машинокомплекты: из Китая
Место сборки: деревня Обчак
Закрытая презентация автомобиля прошла под Минском еще в 2012 году. Продажи начались спустя пару лет, за весь прошлый год собрали всего 65 автомобилей. При ближайшем рассмотрении "КП" разглядела в Zotye Z300 Тойоту Allion образца 2007 года. Есть две комплектации: 1,5-литровый мотор с механикой - 188 миллионов, 1,6-литровый с автоматом - 205 миллионов.
6. Паркетник Geely Emgrand X7
Цена: 12 800 - 17 400*
Откуда машинокомплекты: из Китая
Место сборки: город Борисов
Второй моделью борисовского предприятия стал переднеприводной паркетник EX7. Сейчас предлагают два бензиновых мотора: 2-литровый (139 лошадей) и 2,4-литровый (148 лошадей). Самая простая версия с тканевым салоном стоит 202 миллиона*.
Вариант 2,4 с автоматом, с кожаным салоном и круизконтролем, парктрониками и многочисленными подушками безопасности обойдется в 274 миллиона*. За прошлый год в Беларуси продали 453 машины.
7. "Каблучок" Citroen Berlingo
Цена: от 14 700 евро
Откуда машинокомплекты: из Испании
Место сборки: деревня Обчак
Как и C-Elysee, белорусские "каблучки" от Citroen начали продавать совсем недавно. Пассажирский вариант в самой дешевой комплектации оценили в 239 миллионов рублей. "Каблучок" оснащается бензиновым 1,6-литровым 110-сильным мотором с механикой. Предлагается в специальной для Беларуси комплектации: кондиционер, две сдвижные двери, современная аудиосистема, две подушки безопасности, ABS, EBD, AFU, противотуманки.
8. "Каблучок" Peugeot Partner
Цена: 14 700 - 14 900
Место сборки: деревня Обчак
Peugeot Partner - брат-близнец "каблучка" Citroën Berlingo, только не с "елкой", а со "львом" на капоте. Пассажирские версии белорусской сборки сейчас продают за 238 - 242 миллиона рублей.
9. Кроссовер Peugeot 3008
Цена: 17 800 - 21 600
Откуда машинокомплекты: из Франции
Место сборки: деревня Обчак
Продажи начались одновременно с 301-й моделью - в начале февраля. Белорусским покупателям предлагают два варианта: 120-сильный бензиновый мотор с механикой или 250-сильный с автоматом. Первый вариант сейчас стоит 288 миллионов, второй - 324 - 350 миллионов рублей.
10. Седан бизнес-класса Peugeot 508
Откуда машинокомплекты: из Франции
Цена: 21 200 - 24 280 евро
Место сборки: деревня Обчак
Это совсем свежая модель, мировая премьера рестайлинговой версии прошла меньше года назад. С белорусского конвейера модель начала сходить пару месяцев назад. Доступны две модификации - обе с 1,6-литровым бензиновым мотором (150 лошадей) и с автоматом.
Топовая модификация имеет в своем арсенале электромеханический ручник, head-up-дисплей, шторки на стеклах задних дверей, электропривод кресел, систему бесключевого доступа и запуска двигателя, LED-элементы в головной оптике, навигацию.
На очереди - Opel Mokka и Cadillac Escalade
Первую модель недавно показали белорусским журналистам. Компактные кроссоверы начали собирать в Обчаке из южнокорейских машинокомплектов. Планируется, что через месяц белорусские Опели начнут продаваться в России. Смогут их заказывать и наши дилеры. А позже под Минском хотят освоить сборку огромных внедорожников Cadillac Escalade.
* Новые автомобили 2014 года выпуска.