Иногда при вождении автомобиля водитель замечает странные вещи - машина медленнее набирает ход, потребляет больше бензина, двигатель слышно лучше. Скорее всего, это происходит из-за потери мощности. Причин, по которым движок не развивает должную мощность, может быть множество.
Как понять, что мощность двигателя упала
Обычно это чувствуется сразу по следующим симптомам:
- Машина медленнее разгоняется;
- Расход топлива увеличивается;
- Приходится больше «крутить» мотор, чтобы хоть как-то разогнаться. Приёмистость двигателя хуже.
Проверка показателей на стенде + видео
Чтобы точно удостовериться в падении мощности, машину нужно отправить на мощностной стенд. Обычно такие устройства можно найти в автосервисах, тюнинг-мастерских или дилерских центрах. Как это происходит, можно увидеть на видео.
Причины снижения продуктивности моторов
На некоторое время смените заправку и понаблюдайте за резвостью авто. Возможно, проблема в некачественном топливеПоявление проблемы на бензиновом (карбюратор или инжектор)
В случае с бензиновым карбюраторным двигателем причины могут быть следующими:
- Раннее зажигание. Смесь топлива загорается преждевременно, сила выхлопных газов резонирует с направлением движения поршня, что приводит к снижению мощности.
- Позднее зажигание. Смесь не успевает сгореть за полный цикл работы мотора, а значит, он не развивает необходимую мощность.
- Проблемы с вакуумным регулятором опережения зажигания. Встречается только на карбюраторных двигателях!
- Проблемы с центробежным регулятором опережения зажигания. Также приводят к возникновению раннего зажигания.
- Неплотная посадка клапанов в их сёдла.
- Изношенность поршневых колец.
- Заедание дроссельной заслонки.
- Большое количество нагара в цилиндрах.
- Закоксованность впускного коллектора.
- Использование топлива с неподходящим октановым числом.
- Обеднённая рабочая смесь, вызванная подсосом воздуха, загрязнением топливопроводов, засорением воздуховодов;
- Засорение фильтров.
- Засорение жиклёров или штуцеров карбюратора, неполного открывания его заслонок.
- Попадание воды в карбюратор.
- Неправильная регулировка состава топливной смеси.
В случае с инжекторным двигателем:
- Засорение топливного и воздушного фильтров.
- Проблемы с электрическим насосом для топлива.
- Неверная работа электронного блока управления (ЭБУ) двигателя.
- Проблемы с форсунками подачи топлива.
- Неверная работа датчиков.
- Неисправность лямбда-зонда.
- Неисправность инжектора.
- Нагар в цилиндрах.
- Изношенность уплотнителей, прокладок, колец.
Почему дизельный двигатель не развивает нужные показатели
- Некачественное топливо.
- Засорение топливного фильтра.
- Засорение воздушного фильтра.
- Выход из строя турбокомпрессора (крайне актуально в наши дни - атмосферные дизели практически не встречаются. Проверьте качество работы турбин).
- Неисправность форсунок подачи топлива.
- Засорение сажевого фильтра.
- Забитость сетки топливоприёмника в бензобаке.
Подробное видео о причинах потери мощности
Плохая приемистость из-за забитого катализатора
Как известно, мощность может пропасть из-за замусоренности катализатора, находящегося в глушителе. Как это проверить?
- Измерить давление в выпускной системе. Если полученное значение больше 0,5 атмосфер, нужна замена или удаление катализатора.
- Хорошо прогрев двигатель, замерить температуру выхлопной трубы до катализатора и после неё. Если температура до и после одинакова, катализатор забит. Аналогично в случае, если температура после ниже.
- Звон внутри катализатора.
При проблемах с катализатором не стоит удалять его без последующей замены. Посторонние шумы и общая шумность двигателя повысятся, нарушится резонанс выхлопной системы, а на мощность мотора это практически не влияет. Лучше установить новый катализатор, чем ездить без него.
Способы увеличения мощности двигателя
- Заправиться бензином с октановым числом, превышающим рекомендуемый.
- Заменить стандартный воздушный фильтр на фильтр нулевого сопротивления.
- Заменить стандартную выхлопную систему на прямоточную.
- Чип-тюнинг двигателя.
- Замена моторного масла на более качественное и менее вязкое.
Потеря мощности двигателя - досадная проблема для любого автомобилиста. Машина не едет так, как должна, и порой это очень раздражает, а иногда и вовсе небезопасно, поэтому поиск первопричин и их устранение - задача важная и нужная. Удачи на дорогах!
Автомобильная силовая установка может не развивать нужной мощности, и водитель обращает на это внимание, как правило, когда падение динамики уже явное. Вряд ли этого не заметишь, если на сухом, твёрдом и ровном дорожном покрытии автомашина разгоняется с большим трудом. В чём причина того, что падает мощность двигателя, и что можно сделать в этом случае?
Признаки падения мощности двигателя
По существу, если время разгона автомашины «с места до сотки» вырастает более чем на 25 процентов, а оптимальная скорость снижается на 15 процентов и больше - это явный признак. Безусловно, опытные автолюбители и без всяких замеров умеют определять снижение мощностных характеристик силового агрегата своего 4-колёсного любимца. Однако, чтобы не запутаться, существует определённая хронометрическая закономерность, связанная с замером «максималки» на различных скоростях. Например, на 1-й скорости замер проводится до 38 км/ч, на 2-й - до 52 км/ч и т. д.
Кроме того, чтобы суметь определить падение мощности силовой установки в самом начале проблемы, надо не игнорировать вторичные признаки, свидетельствующие об этом. Рассмотрим самые распространённые.
Как определяют мощностные показатели силовой установки
В процессе диагностирования 4-цилиндровых ДВС рекомендуется отключать три цилиндра, а в качестве нагрузки использовать возникающих механические потери. Если проводится диагностирование 6-цилиндровых или более силовых установок, одновременно с отключением некоторого количества цилиндров используются догрузочные устройства, что позволяет гораздо эффективнее проводить исследование.
На сегодняшний день существуют разные приёмы, помогающие владельцу самостоятельно проверять мощностные характеристики силового агрегата своей машины. К примеру, установить спецоборудование, способное отслеживать малейшие изменения функционирования ДВС, падение динамики и т. д. Только вот цена на такие приборы довольно высокая, и не каждый российский автомобилист может позволить себе их покупку.
Примечание. Целесообразнее ставить данные приспособления на спорткары, функционирование ДВС которых требует регулярной проверки.
К счастью для автолюбителей, существует и бюджетный вариант диагностики. Он подразумевает наличие компьютера, спецпрограммы и кабеля для интеграции с бортовым компьютером (БК) автомобиля. Как только водитель проедет на машине определённое расстояние на разных скоростях, компьютер автоматически вычислит мощность автомобильной силовой установки.
Внимание. Несмотря на то что данный способ проверки имеет немалую долю погрешностей в показаниях, его широко применяют автомобилисты во многих странах мира. Способ даёт хотя бы общее представление о мощностных характеристиках.
И всё же. Наиболее точные показатели способен предоставить только динамометрический стенд. Представляя собой высокопрофессиональное оборудование, он является незаменимой составляющей любого известного автосервиса.
Проверка Nissan GT-R на стенде (видео)
Причины снижения динамики
Основными причинами падения динамики эксперты считают:
Бензиновые агрегаты
Как правило, причины падения приемистости на ДВС бензиновом и дизельном одинаковы, но разница всё-таки имеется. Мощность бензиновой силовой установки подразумевает соотношение с оборотами коленвала. В отличие от дизельных агрегатов, мощностные характеристики бензиновых ДВС напрямую зависят от вышеописанных оборотов. Чем они выше, тем больше динамики выдаёт мотор. И если двигатель, питаемый бензиновым топливом, по каким бы то ни было причинам не способен выдавать максимальные обороты, падает, соответственно, его динамика.
Снижаются обороты вращения коленвала по одной простой причине: из-за перегрева ДВС. Такое частенько происходит в жаркое время года или при длительном движении в автомобильном заторе. Очевидно, что допускать перегрева ДВС крайне нежелательно.
Некоторые иномарки просто не предназначены для нашего климата
Причинами падения динамики бензинового ДВС выступают и другие. К примеру, неправильно отрегулированная педаль акселератора. Элементарная причина, однако способная значительно повлиять на эффективность работы ДВС.
Дизельные движки
В последнее время часто наблюдаются проблемы с японскими дизельными силовыми установками. Интересно, что после черты в 100 км/ч мотор никаких проблем не выдаёт, но до этого ведёт себя крайне плохо: не тянет в гору, плохо стартует и т. д.
Главнейшей причиной снижения приемистости у дизельного ДВС является ограничение подачи горючего. С этим мнением согласно большинство экспертов. И действительно, такое случается в 80 из 100 случаев. Остальные вторичные проблемы связаны со сложностями подсоса воздуха, с промёрзшей топливной трубкой (распространённая проблема российских водителей) и др.
Следующая популярная причина связана с изнашиванием форсунок. Например, если автомобиль со «вторички», отпахал своё, у него абсолютно точно износятся форсунки. В результате этого машина станет немного дымить. Это можно отремонтировать, но большинство водителей такую технику продают, но прежде идут на хитрость, чтобы устранить дым и продать пепелац подороже.
Чёрный дым на дизеле не всегда так опасен, как на бензиновом движке
Хитрость связана бывает с регулировкой подачи топлива, своеобразным «задавлением» мощности. Восстанавливаются изначальные обороты ХХ, автомобиль более не дымит, но и не тянет. Проверить «тёмную лошадку» довольно просто: надо вернуть обороты ХХ в прежнее положение, если дым появится, значит, форсунки подлежат ремонту.
Ещё одной причиной снижения мощностных характеристик дизельного ДВС называют заклинивание поршня таймера распределителя в ТНВД (топливный насос высокого давления). Особенно явно на это указывает потеря динамики на высоких оборотах.
Примечательно также, что не всегда свидетельствует о проблеме с динамикой на автомобилях с дизельным мотором. Любое такое авто, если полностью вжать педаль акселератора или резко стартануть с места, задымит по-чёрному.
На турбированных ДВС причиной падения мощности становится чаще всего плохая турбина. Её диагностируют, сняв резиновую трубку с ТНВД. Затем проводят соответствующие измерения манометром. На оборотах до 4500 в минуту, если турбина исправна, показания должны указать не меньше 0,5 кг/см2.
Разница в причинах падения динамики может быть обусловлена также различием между инжекторным и карбюраторным двигателем. В таблице ниже приведены самые распространённые ситуации, при которых мощность не развивается на инжекторе и карбюраторном ДВС.
Таблица: почему упали мощностные характеристики мотора (инжектор и карбюратор)
Инжекторный ДВС | Карбюраторный ДВС |
Загрязнение топливного либо воздушного фильтров | Неполноценное открытие карбюраторных заслонок |
Загрязнение фильтрующей сетки топливного насоса | Скопление грязи в карбюраторе и забитые штуцеры топливного насоса |
Некорректная работа ЭБУ транспортного средства | Падение давления либо неисправности в игольчатом клапане |
Скопление грязи в форсунках | Неполадки в работе поплавкового элемента |
Неисправности регулятора давления топлива, основных датчиков, работа которых связана с мотором и поломками лямбда-зонда | Снижение пропускных возможностей жиклёра |
- | Неисправность в клапане экономайзера |
Плохая динамика ДВС из-за катализатора: как проверить
Теме падения динамики из-за засорённого катализатора стоит уделить отдельный абзац. Данная неисправность очень распространена в последнее время среди автомобилистов, вопросы об этом часто встречаются на форумах.
Углубляться в тематические дебри касательно того, что такое катализатор и для чего он нужен, мы не будем. Рассмотрим лишь основные признаки, указывающие на его неисправность. И падение мощности ДВС - это не единственный симптом.
Основной признак, безусловно, загоревшаяся лампочка «Чек». Однако нарушение работы катализатора не всегда выявляется так легко, в большинстве случаев оно проходит постепенно, и сигнал «Чек» выводится не сразу. Зато падает приемистость ДВС, снижается общая динамика набора скорости и затрудняется пуск.
Снимать катализатор или нет - выбор автовладельца, но следует помнить, что в машине ничего «сильно лишнего» не бывает
Причиной падения мощностных характеристик может стать и засор сотов бобины. Из-за этого падает пропускная способность катализатора, так как газы, не успевшие пройти катализатор, «задавливают» мощь силовой установки.
Примечание. Соты бобины могут не только закупориться, но и со временем разрушиться или оплавиться.
Проблемы с катализатором могут быть связаны также с истиранием платиновых слоёв. Лямбда-датчик мгновенно замечает это и подаёт сигнал водителю.
Проверить, работает катализатор нормально или нет, можно по силе потока газов. Если перекрыть поток рукой бывает затруднительно, то всё с катализатором нормально, а когда он забит, поток будет слабым.
Как увеличить приемистость простыми способами
Каждый опытный автомобилист знает и использует собственный, любимый способ повышения былой динамики автомобиля. Рассмотрим самые популярные, однако не будем забывать о том, что только устранение причин, поспособствовавших падению мощностных характеристик ДВС, даст гарантию возврата былых позиций.
- Использовать горючее с более высоким октановым числом (ОЧ). И действительно, чем выше будет ОЧ, тем лучше будет топливо противостоять самовоспламенению при сжатии. Это скажется непосредственно на большей мощности от взрыва газа.
- Применение «Супротека». Это смазка, представляющая собой композицию из нескольких составляющих. Это не присадка и не добавка, а особый состав, входящий во взаимодействие с металлическими поверхностями элементов ДВС. Прекрасно помогает устранять изношенность металлических поверхностей.
- Замена классического воздушного фильтра на модернизированный. Таким образом можно обеспечить подачу в двигатель более богатой смеси.
- Изменение выхлопной системы. Прямоток способствует повышению мощности.
- Турбирование.
- Замена изношенных деталей и многое другое.
Одним словом, привести в норму двигатель своего автомобиля нужно и возможно. Делать это рекомендуется в профессиональных автосервисах, но если у водителя имеются специфические знания и требуемое оборудование - в собственном автогараже.
Многим хотя бы однажды доводилось сталкиваться с ситуацией, когда прекрасно работавший до этого мотор «сдувается», машина словно отращивает якорь сзади. Причины, по которым двигатель не тянет и не набирает обороты, различные, но распознать признаки большинства нетрудно и без навыков автомобильного диагноста или моториста.
Общие причины для всех двигателей
Характеристики мотора, указанные в паспортных данных автомобиля, обеспечиваются при определенных условиях. Это соответствующее норме наполнение цилиндров воздухом, который в ДВС является рабочим телом. Это и возможность вовремя нагреть его до нужной температуры – подать определенное количество топлива надлежащего качества и вовремя его поджечь (пик давления для максимального КПД должен приходиться на момент перехода поршнем верхней мертвой точки).
Рабочий цикл ДВС
Потеря мощности двигателя независимо от его конструкции становится следствием ряда общих причин. Начнем с топлива: его качество остается лотерейным, мотор же настроен на определенный сорт. То есть и прописанная в карты впрыска или заданная настройками карбюратора смесь может уйти от идеальной, и скорость горения смеси изменяется. Так что, если проблемы появились сразу после заправки, сами понимаете, в какую сторону смотреть.
Наполнение цилиндров воздухом жестко связано с фазами газораспределения. Достаточно уйти меткам, как такты работы ДВС окажутся смещенными: уже разница в 1 зуб способна ощутимо снизить мощность мотора. Причем ремню или цепи необязательно перескакивать – все больше моторов получают бесшпоночные шкивы, которые требуют жесткой фиксации валов спецприспособлениями при установке. При не дотянете шкив, и однажды он сместится с заданного положения. И хорошо, если мотор просто потеряет тягу, а не ударит поршнем по не успевшим вовремя закрыться клапанам, вбивая их в головку блока цилиндров.
У моторов с изменяемым газораспределением распредвалы (как минимум один) имеют возможность смещаться, чтобы при достаточной приемистости на низах (малое перекрытие фаз) не терять и на верхах (распредвалы смещаются «друг к другу», увеличивая фазу перекрытия, что на высоких оборотах увеличивает мощность). Возможные причины, по которым машина не набирает скорость – это отказ клапана управления VVTi либо проблемы с муфтами-фазовращателями. Этот вопрос мы уже разбирали, говоря об .
Кроме того, наполнение цилиндров завязано на сопротивление впуска и выпуска. Забить воздушный фильтр настолько, чтобы он потерял пропускную способность – это надо умудриться, а вот выбросы масла через систему вентиляции картера, особенно, если поршневая уже изношена, а маслоуловитель примитивен, нередки. На ВАЗ-2106 заставить мотор «хлебнуть масла» через вентиляцию картера нетрудно, да и на свежих переднеприводных автомобилях (2109, 2110, 2114) такие случаи возможны. У замасленного воздушного фильтра резко вырастает сопротивление, отсюда и потеря тяги мотора.
Выпуск на карбюраторных автомобилях и старых дизелях прост, и достаточно сильно снизить пропускное сечение, чтобы мотор начал «давиться» выхлопными газами, можно разве что мощным ударом (при переезде неровностей, к примеру) или каноничной картофелиной – но ее хотя бы сразу заметно.
Если же не тянет двигатель с электронным впрыском, то под подозрение в этом случае попадает катализатор. Перегрев, попадание топлива из-за неисправностей системы питания способны вызвать спекание его сот. У дизелей с сажевыми фильтрами главным врагом становится сажа: автоматический прожиг фильтра на ходу малоэффективен, и как минимум нужно выполнить принудительную регенерацию.
Проблемы с выпуском легко выдают себя: заглушенный мотор при последующей попытке запуска выбрасывает во впуск дым, меняется звук работы двигателя, сразу «выползают» наружу неплотности (выхлоп начинает «сечь» до поврежденного участка).
Мотор должен не просто получить нужное количество воздуха и топлива – оно должно вовремя воспламениться. На бензиновом моторе нужен соответствующий угол опережения зажигания, у дизеля – угол опережения впрыска. Так как на современных впрысковых моторах отдельной системы зажигания нет, проблемы с опережением зажигания свойственны в первую очередь карбюраторным машинам и старым инжекторным системам с трамблером (у японцев такие системы использовались аж до начала 2000-х годов). Проверяйте базовый угол опережения, настраиваемый трамблером, и работу автоматов опережения в нем (при неисправностях угол, нормальный на холостом ходу, начнет «уходить» при наборе оборотов).
Отдельный случай – моторы, где трамблер приводится отдельным шкивом от ремня ГРМ (старые «Ауди» и «Фольксвагены»). Здесь при замене ремня шкив трамблера ставят «как придется» (меток на этом шкиве нет!), забывая, что трамблер при замене ремня нужно ориентировать кулачком по риске на картере под ним. После такой замены автомобиль ехать перестает, так как меняются углы зажигания. У дизелей с механическим ТНВД выставляется начальный угол впрыска, кроме того, работает регулятор опережения – их проверяют согласно данным из инструкции по ремонту и обслуживанию.
На бензиновых моторах заносим в подозреваемые и свечи зажигания: даже если мотор нормально работает на холостых, не факт, что свечи будут хорошо работать и под нагрузкой, когда давление в цилиндрах в конце такта сжатия вырастает, и условия для искрообразования становятся хуже. Стоит для пробы поставить другой комплект: без осциллографа, позволяющего снять кривые напряжения с работающей системы зажигания, трудно определить, как реально свеча ведет себя под нагрузкой. На иллюстрации ниже посмотрите на пиковые напряжения, соответствующие моменту искрообразования: в третьем цилиндре чрезмерно увеличен зазор, искра разгорается на слишком большом напряжении, а ее длительность падает (мощности, накопленной в катушке зажигания, не хватает для нормального горения искры).
Если же говорить о компрессии, то в нормальных условиях она снижается по мере износа настолько медленно, что снижение мощности происходит для водителя незаметно. Исключение – это быстро развивающиеся поломки (трещины поршневых колец, разрушение перегородок между кольцами, ). Одновременно с падением мощности резко упадет стабильность холостого хода, окончательный диагноз однозначно поставит компрессометр.
Что касается моторов с турбонаддувом, то на их динамике состояние турбокомпрессора отражается хорошо. Идеальный центробежный насос (крыльчатка турбокомпрессора) имеет квадратичную зависимость производительности от оборотов: стоит оборотам упасть в два раза, как давление наддува упадет в четыре. Подклинивание ротора из-за разрушения или закоксовки подшипников, обгорание «горячей» крыльчатки – вероятная причина, по которой турбированная машина не тянет. Здесь, как и с компрессией, выручит манометр.
Причины потери мощности у карбюраторного мотора
Здесь стоит сразу проверить уровень топлива и работу бензонасоса: «недолив» топлива сразу выдает себя под нагрузкой потерей в динамике, прострелами в карбюратор. Перелив из-за неисправной запорной иглы карбюратора точно так же приведет к потере двигателем мощности, здесь уже характерным признаком станут черный дым и стрельба из глушителя.
Лучше динамика автомобиля воспринимается при разгоне, так что возможной причиной «отупения» машины может стать и дефект ускорительного насоса. Дело в том, что все системы карбюратора рассчитаны на работу в статических режимах, при наборе оборотов же смесь переобедняется. Для борьбы с этим переобеднением и служит ускорительный насос: при нажатии на педаль газа диафрагма проталкивает дозу бензина через запорный клапан в распылители, выходящие в диффузоры. При разрыве диафрагмы ускорительного насоса или засорении распылителей разгон машины сразу ухудшится настолько, что это трудно не заметить. Проверить ускорительный насос нетрудно – сняв воздушный фильтр или «черепаху» с карбюратора, нужно резко нажать на привод дроссельной заслонки: пальцы почувствуют сопротивление (диафрагма создаст давление в ускорительном насосе), а из распылителей во впуск должны ударить струйки бензина.
На рабочих режимах состав топливовоздушной смеси задается статически набором топливных и воздушных жиклеров. Стоит продуть их, а при заметных отложениях промыть очистителем: даже если проблема не в этом, поддержать исправность главной дозирующей системы будет не лишним.
Не тянет инжекторный двигатель
Почему машина не тянет, если системы впрыска оснащены обратной связью и могут выполнять саморегулирование в «замкнутой петле»? Увы, возможности саморегулирования не так широки, как хотелось бы.
Первый враг систем впрыска – это недостаточное давление топлива. Когда расход горючего минимален, то запаса коррекции хватает для работы на холостом ходу. Но стоит только дать на двигатель нагрузку, как коррекция подскочит к предельному порогу, но форсунки все равно будут «недоливать».
Давление в топливной рампе задается тремя узлами: собственно бензонасосом, регулятором давления и набором фильтров (грубой и тонкой очистки). Производительность исправного бензонасоса в разы превышает потребности мотора на максимальном расходе – это сделано, чтобы износ насоса как можно меньше отражался на работе мотора. Поэтому и используется регулятор давления топлива, сбрасывающий «лишнее» топливо либо сразу на выходе насоса, либо с топливной рампы после фильтра тонкой очистки.
В первом случае топливная рампа называется бессливной (16-клапанные моторы ВАЗ, современные иномарки), во втором – сливной. Разница между этими системами в месте установки регулятора и в его работе. На сливных рампах регуляторы давления управляются разрежением во впускном коллекторе, давление в рампе меняется в зависимости от нагрузки (при нормальных для ВАЗ 3 бар на холостом ходу оно составляет 2,3-2,4 бар, учитывайте это при диагностике!). На бессливных давление поддерживается постоянным относительно атмосферы и составляет в зависимости от модели автомобиля 3,5-4 бар. Исключение – системы непосредственного впрыска, где рабочее давление колеблется от 20 до 70 бар.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Сопротивление топливных фильтров не влияет при измерении давления топлива «в затык» (насос принудительно включается на заглушенном моторе, когда потока топлива в рампе нет) и минимально на холостом ходу. Но зато под нагрузкой чрезмерное увеличение сопротивления фильтров снижает топливоподачу в рампу, что приведет к потере скорости. Поэтому давление измеряйте на холостом ходу и под нагрузкой (например, вывесив ведущую ось и притормаживая колеса на включенной передаче). В тех случаях, когда холостой ход нормален, а проблемы идут именно на ходу, мерить давление только на холостом ходу (ХХ) бессмысленно.
Этапы исключения при проверке:
- Извлечь фильтр грубой очистки («сеточка» на входе). У ряда машин это известная проблема – например, на втором поколении «Фокусов».
- Заменить фильтр тонкой очистки.
- Измерить давление под нагрузкой.
- На моторах со сливной рампой пережать или заглушить другим образом обратку, чтобы исключить влияние регулятора давления топлива. На моторах с бессливной рампой РДТ установлен в модуле бензонасоса, здесь проще временно установить под него шайбу-заглушку из полиэтилена или другого материала, который не разрушается бензином.
- Вторично измерить давление: если оно выросло, то необходима замена РДТ, в противном случае – замена насоса.
Вторая причина «недолива» — . Даже при нормальной работе фильтров образование отложений на распылителях со временем неизбежно. Оценить в «домашних» условиях можно только форму факела распыла, сняв рампу и прокрутив мотор стартером (Внимание! Эта процедура пожароопасна!). Чистая форсунка должна равномерно «пылить», а не давать отдельные струйки или лить в сторону. Оценить производительность форсунок и сравнить ее с номинальной можно только на стенде.
Потеря динамики — следствие и излишнего обогащения смеси. Здесь винить регулятор давления топлива нельзя (производительность насоса даже при работе без РДТ не так высока, чтобы запас коррекции ЭБУ впрыска не перекрыл обогащение). Гораздо вероятнее негерметичность форсунок (опять-таки, проверяется на стенде) или отказ датчиков, на которые завязан расчет времени впрыска.
Здесь бесспорный лидер — датчик массового расхода воздуха – прибор точный, но чувствительный. По мере загрязнения и старения ДМРВ завышает показания, автомобиль начинает ощутимо больше расходовать горючее. В итоге переобогащение смеси уже не может корректироваться по . Но такую неисправность видно сразу: автомобиль начнет коптить, свечи обрастут черным нагаром. На моторах с датчиком абсолютного давления более вероятен отказ датчика температуры воздуха (здесь он – отдельный узел, в то время как в ДМРВ встроенный).
На автомобилях с электронным дросселем стоит проверить работу сервопривода, сняв с дросселя патрубок и дав прогазовку. Дроссель должен открываться равномерно, без пауз и подклинивания, указывающих на проблемы с редуктором привода или (ось, обрастая нагаром, подклинивает в корпусе).
Видео: Потерялась мощность. Потеря мощности
Печать
Плохая производительность автомобиля, вызванная потерей мощности двигателя, может иметь несколько причин. Иногда такие проблемы решаются незначительным ремонтом, так что не забудьте для начала проверить основные элементы транспортного средства.
В этой статье мы расскажем о 7 самых распространенных причинах потери мощности двигателя, которые помогут разобраться вам с вашей проблемой гораздо быстрее.
Основные причины потери мощности двигателя
Чаще всего причиной снижения мощности двигателя, является выход из строя одного из элементов в системе впрыска или зажигания. Кроме того, такой отказ может привести к более серьезным последствиям.
- За потерю мощности в блоке привода, чаще всего отвечает топливный насос, находящийся в системе питания, которая является элементом системы впрыска. Это происходит в том случае, если насос чрезмерно эксплуатируется и, как следствие, происходит снижение давления подаваемого через него топлива.
- Другой причиной падения мощности может быть загрязнение шланга подачи топлива, а также топливного фильтра. Эти элементы, когда засоряются, могут привести к слишком плохой воздушно - топливной смеси и, как следствие, к потере мощности двигателя.
- Ответственным за падение мощности может быть также датчик положения дроссельной заслонки (TPS). Он установлен в системе впуска и его задачей является правильный подбор количества топлива, впрыскиваемого в цилиндры. Его поломка вызывает схожие симптомы с неисправностью клапана системы рециркуляции отработавших газов (ОГ), т. е. подергивания во время разгона, а также недостаток мощности при добавлении газа.
- Следующий элемент, неправильная работа которого приводит к потере мощности - форсунки. Их задача заключается в обеспечении двигателя топливом, которое воспламеняется от сжатого воздуха через поршень. Наиболее распространенной причиной неисправности форсунок, является плохое качество топлива, а также запущенность периодической замены фильтров, что приводит к их засорению.
- Причиной потери мощности может быть также устройство управления статическим углом опережения зажигания. Его неправильная установка может быть связана с получением дефектных сигналов с датчика детонации или положения распределительного вала. Его неправильная настройка не позволяет двигателю развить всю его мощность.
Еще один элемент, который может привести к снижению мощности - расходомер воздуха. Его задача - непрерывное измерение давления впускаемого воздуха. Наиболее часто эта неисправность появляется в автомобилях с газовой установкой. Признаками неисправного расходомера воздуха являются: внезапная потеря мощности двигателя, загорается чек и машина не тянет , увеличенный расход топлива, а также неправильный состав выхлопных газов.
За падение мощности, также может нести ответственность датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) . Его указатель расположен на приборной панели и показывает информацию, прочитанную через этот датчик температуры, который находится в системе охлаждения. Также этот датчик иногда называют термистор, его сопротивление меняется под действием температуры.
Если снижение мощности сопровождается увеличением температуры, то весьма вероятно, что вы имеете дело с явлением перегрева двигателя. Необходимо как можно скорее определить причину и обратиться в сервисный центр, так как дальнейшая эксплуатация автомобиля с такой неисправностью может иметь очень серьезные последствия.
Прежде чем начать разбираться в причинах падения мощности автомобильных бензиновых двигателей, нужно уяснить некоторые моменты. Многие автолюбители, изучающие описание своего автомобиля и его характеристик, наверное, замечали, что мощность бензинового двигателя всегда указывается с привязкой к максимальным оборотам коленчатого вала.
Дело в том, что в отличие от дизельных двигателей, мощность бензиновых двигателей напрямую зависит от оборотов коленвала, то есть, чем выше обороты, тем большую мощность может «выдать» мотор. И если двигатель ввиду каких-либо причин не может развить максимальные обороты, то и полную мощность он не разовьет.
Причиной снижения оборотов коленвала может быть перегрев мотора, что часто случается летом или при езде в автомобильных пробках. Кстати, очень опасен и допускать его нельзя.
Потеря мощности двигателя — причины
1. Возможной причиной падения мощности мотора могут быть неправильно подобранные по калильному числу свечи зажигания. Устанавливать нужно только такие свечи, которые рекомендовал производитель в руководстве пользователя автомобиля. Перед установкой свечей не забудьте проверить и правильно выставить искровой зазор между электродами свечей.
2. Проверяя свечи, заодно обратите внимание на высоковольтные провода системы зажигания – изношенные и поврежденные провода также могут быть причиной потери мощности двигателя.
Чтобы проверить провод можно вынуть его из насвечника и поднести его к корпусу работающего двигателя. Посмотрите на цвет искры, проскакивающей между проводом и корпусом двигателя. Искра должна быть голубого цвета, если она оранжевая или красная, то можно подозревать пробой провода или иные проблемы с зажиганием.
3. Что касается системы зажигания, то кроме слабой искры, падение мощности мотора может быть связано с неправильно установленным углом опережения зажигания. Проверьте установку этого угла, в соответствии с инструкцией к автомобилю, а если это для вас сложно, то обратитесь к специалистам СТО.
4. У современных инжекторных двигателей с системой впрыска топлива, угол опережения зажигания выставляется автоматически, то есть этим процессом руководит бортовой компьютер и если проблемы возникнут в электронном блоке управления, то без специалистов точно не обойтись.
5. У карбюраторных двигателей проблемы могут возникнуть, если карбюратор отрегулирован неправильно, например, завышен или занижен уровень топлива в поплавковой камере, неисправен ускорительный насос или засорены жиклеры.
6. Засоренный воздушный фильтр, перекрыв «дыхание» двигателя, также является причиной падения мощности.
7. Кроме того, причины по которым мотор не развивает полной мощности, могут быть самые элементарные, например, такие как неправильная регулировка хода педали акселератора, из-за чего дроссельная заслонка не открывается полностью или использование некачественного бензина.
В принципе, таких причин не так уж много и большинство из них устраняется без особых усилий.