ГАЗ «Водник», фото которого пестрят в новостных лентах, является российским высокоманевренным многоцелевым военным автомобилем производства концерна ГАЗ. Базовая модель имеет классификацию ГАЗ-3937, также сконструированы различные модификации, например, ГАЗ-39371. Фактически модель представляет тяжелую версию внедорожника ГАЗ-2330 «Тигр». Автотранспортное средство на службе Минобороны России с 2005 года.
История
Далеким предком модели ГАЗ «Водник» является автомобиль-амфибия под условным обозначением НАМИ-0281, работа над которым велась в 1985 году. Хотя новая боевая машина получила совершенно другое обличие, в нем внедрены многие наработки экспериментальной модели. В НАМИ-0281 отсек блока питания был расположен в задней части автомобиля, а грузовой отсек был размещен в середине. Это решение позволило сохранить корпус на плаву почти независимо от нагрузки.
Впрочем, современный ГАЗ-3937 слишком отличается от предшественника, чтобы между ними ставить знак равенства: силовая установка, блок вооружений и вспомогательное оборудование соответствуют современным требованиям и заметно превосходят возможности опытного образа НАМИ.
ГАЗ "Водник": техданные
Автомобиль представляет собой трансформер: сварной корпус включает три модуля, два из которых - съемные. Передний модуль состоит из силового блока (двигателя и трансмиссии) и блока управления, разделенных закрытой перегородкой. Задний модуль представляет собой быстроразъемное соединительное звено, которое может быть заменено в полевых условиях.
Модель 3937 имеет отключаемый независимую систему централизованной инфляции в шинах, усилитель руля, мощные системы отопления и кондиционирования воздуха. Эти характеристики наделяют большими возможностями ГАЗ «Водник». «Тигр» (младшая модель) хотя и обладает схожими техническими данными, однако лишен важнейшего качества армейской модификации - возможности передвигаться по воде.
Назначение
Блоковая конструкция боевой машины позволяет одному базовому корпусу выполнять несколько функций, в зависимости от установленных модулей. Объект предназначен для:
- перевозки людей;
- доставки грузов, технологического оборудования в отдаленных районах с неразвитой транспортной сетью;
- транспортировки жилых блоков и коммунальных модулей;
- выполнения роли топливно-энергетических машин (топливозаправщиков).
ГАЗ "Водник": тест-драйв
Из названия боевой машины понятно, что она способна передвигаться по воде. В отличие от многих аналогичных транспортных средств, использующих для перемещения водометы, автомобиль-амфибия ГАЗ-3937 использует свои колеса, чтобы плыть (возможность установки дополнительных водометов также предусмотрена конструкцией). Соответственно, это уменьшает скорость движения при преодолении водных препятствий, однако позволяет существенно экономить топливо.
ГАЗ «Водник» имеет водоизмещающий герметичный корпус, который обеспечивает улучшенную производительность при перемещении по болотистой местности или переувлажненной почве в весенне-осеннюю распутицу. Этому способствует тип шасси 4x4 с независимой подвеской и централизованной системой управления давлением в шинах и внушительный клиренс 475 мм. Бронеавтомобиль легко преодолевает вброд неглубокие реки.
Стандартная ходовая часть с кабиной могут быть оснащены множеством различных модулей с комбинированным числом пассажирских мест и грузовых отсеков вместимостью до 10 человек. В действие приводится 175 л. с. (130 кВт) дизельным двигателем, который выдает максимальную скорость по суше 112 км/ч, по воде в режиме плавания - 4-5 км/ч.
Вооружение
ГАЗ «Водник» может быть укомплектован башней ГПП-1 с револьверной головкой (как на БТР-80), с размещением в верхней части на заднем модуле. Башня оснащена 14,5 мм КПВ и 7,62 мм ПКТ (коаксиальным пулеметом). Основной калибр не имеет стабилизации, поэтому прицельный огонь на ходу ограничен. Более-менее приемлемая точность соблюдается на низких скоростях передвижения, высокая - в стационарной позиции. В некоторых случаях ГАЗ оснащен башенкой BPPU с 30-мм орудием 2А72 и пулеметом ПКТ.
Наводчик сидит в кресле позади водителя (командира) и двух пассажиров, перед основной пассажирской скамейкой. В распоряжении наводчика современные прицельные комплексы:
- дневной 1PZ-9;
- ночной ТПС-3 (или ТПС-3-42) «Кристалл».
Также бронеавтомобиль укомплектован шестью 81-миллиметровыми гранатометами для постановки дымовой завесы. Это модели 902V «Туча». Они установлены на задней части башни.
Версии
«Водник доступен в двух версиях:
- ГАЗ-3937 - водитель и пассажир (командир) сидят друг за другом в левой части транспортного средства, а справа размещается турбированный силовой агрегат ГАЗ-5423 V6 (6,23 л). Посадка-высадка осуществляется через боковые люки, что очень не удобно. Кроме того, обзор справа ограничен.
- ГАЗ-39371 - отличается измененной кабиной, справа от водителя появилось дополнительное пассажирское место. Эта версия более приспособлена для участия в боевых действиях: корпус имеет лучшее бронирование, пулеметная башня входит в стандартную комплектацию. Модификация имеет привычные двери в передней части кабины, перед колесными арками.
Характеристики ГАЗ «Водник»
Бронеавтомобиль обладает следующими характеристиками:
- Вес транспортного средства: 6,6-7,5 т.
- Грузоподъемность: 1,5-2,5 т.
- Пассажирских мест: 10-11.
- Колесная база: 3000 мм. Колея: 2200 мм.
- Габариты (ширина/высота/длина): 2600/2300/5100 мм.
- Дорожный просвет: 475 мм.
- Силовая установка: ГАЗ-5621 V6 (128,7 кВт/175 л. с.), турбодизель.
- Скорость (максимальная по трассе): до 120 км/ч.
- Запас хода: 700-1000 км.
Применение
ГАЗ-3937 (39371) «Водник» является свежей разработкой и еще не получил широкого распространения. Первоначально машины были засекречены и поступили в распоряжение только комендантских частей и ракетных войск РВСН. Затем стали применяться и в других службах, в том числе гражданских. Контракт на поставку 48 единиц заключен с Уругваем.
Блочная компоновка предполагает использовать бронеавтомобиль и как боевую единицу поддержки, но больше в качестве транспортно-технического высокопроходимого средства. Могут устанавливаться пулеметные с 30-мм орудием, минометные установки, ракетные комплексы (ЗРК, ПТРК), гидравлические манипуляторы, пассажирские, медицинские модули, системы связи и РЭБ, и другие модули. Однако, несмотря на завидную универсальность, «Водник» широкого распространения не получил. Одним из недостатков модели является отсутствие глушителя и, соответственно, громкий шум, а также нестерпимый «вой» раздаточной коробки на высоких скоростях.
На нижегородской фирме «Техносервис» готовится к производству гражданский вариант автомобиля. Он будет представлять собой автомобиль с силовым агрегатом HINO-J07C и улучшенными эргономическими качествами. Выпуск такого автомобиля планируется начать в конце 1999 – начале 2000 года.
Характеристики | ГАЗ-3937 | ГАЗ-39371 | ГАЗ-3934 СИАМ |
Длина по корпусу, мм | 5380 | 5740 | 5640 |
Ширина по корпусу, мм | 2600 | 2320 | |
Макимальная высота, мм | 2560 | 2250 | |
Клиренс, мм | 475 | 400 | |
Колесная база, мм | 3000 | N/A | |
Колея передних и задних колес, мм | 2230 | N/A | |
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг | 4200 | 4300 | - |
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг | 4500 | 5100 | - |
Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг | 5100 | 5800 | N/A |
Полная масса, кг | 6600 | 7050 | 7000 |
Экипаж, чел | 10 | 11 | 3-8 |
Полная масса буксируемого прицепа, кг | 2500 | N/A | |
Максимальная скорость, км/ч | 110 | 95 | |
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км | 15,4 | 15,5 | |
Запас хода, км | 1000 | 700 | |
Радиус поворота, м | 10 | 9,5 | |
Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град | 30 | N/A | |
Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град | 45 | N/A | |
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м | 1,2 | N/A | |
Двигатель | рядный, 4-х цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом |
рядный, 5-ти цилиндровый дизель HINO-J07C |
дизель |
Рабочий объем, л | 3,988 | 6,634 | 2,89 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин | 160 (118)/2400 | 165 (121)/2900 | 125 (92)/N/A |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 588/1200-1600 | 451/1500 | 215/N/A |
N/A - нет данных |
Коробка передач
: 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад.
Раздаточная коробка
: механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности.
Ведущие мосты
: с кулачковыми, дифференциалами повышенного трения.
Колесные редукторы
: одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями.
Подвеска
: независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Колеса
: с разъемными ободами и внутренними распорными кольцами. Количество колес - 4.
Шины
: пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины.
Рулевое управление
: Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя.
Тормозные системы
: Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом.
Электрооборудование
: однопроводная система, 24В, АКБ: 6СТ110А-2 шт. или 6СТ55 - 4 шт.
Средства связи
: переговорное устройство Р-174, предусмотрена установка радиостанции Р-163-50У.
Системы обеспечения микроклимата
: независимый отопитель, кондиционер.
Корпус
: несущий, открытого типа, имеет три отделения: моторное, управления и отделение полезной нагрузки. На верхней кромке корпуса расположен фланец с крепежными отверстиями для установки модулей.
Передний модуль для ГАЗ-3937
: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте.
Передний модуль для ГАЗ-39371
: трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.
Задний модуль
: оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья. По желанию заказчика могут быть разработаны необходимые функциональные модули для установки на автомобиль.
Специальное оборудование
: пулестойкие стекла и шины; система кондиционирования; предпусковой подогреватель - отопитель; средства связи: радиостанция, переговорное устройство; измеритель мощности дозы излучения.
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ГАЗ-3937 «ВОДНИК»
THE ARMOURED VEHICLE GAZ-3937 «VODNIK»
31.01.2017
В сирийский порт Тартус доставлено большое количество российских автомобилей «Водник», обеспечивающих защиту экипажа от стрелкового оружия. Как пишет иранское агентство Fars, техника вскоре будет передана подразделениям армии Сирии.
Снимки с данными автомобилями, на фоне которых стоит человек в военной форме, начали появляться в социальных сетях 28 января.
В начале января 2017-го на снимке, сделанном в Сирии, был замечен бронированный модульный автомобиль «Тайфун-К». Техника находится позади мирных жителей, которым российские военные полицейские раздают продукты и еду.
ГАЗ-3937 («Водник») предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Рассчитан на 10-11 пассажиров. В качестве вооружения на автомобиль можно установить пулемет. Используется российскими военными и спецподразделениями МВД.
Лента.ру