Вопрос о диагностике автомобиля при определенных неисправностях сегодня становится все более актуальным, ведь полная проверка работоспособности авто на СТО является достаточно дорогим процессом. Поэтому водители предпочитают самостоятельно иметь представление о том, какие узлы машины стоит смотреть, если возникли те или иные неполадки. Если при торможении бьет руль, часто возникает подозрение о неисправности рулевой рейки. Но это не самый распространенный вариант неполадки при таком симптоме.
Каждую поломку стоит рассматривать с нескольких сторон. К примеру, биение руля при торможении имеет четыре возможных причины неполадки. И начать стоит не с разборки рулевой колонки или рейки, а с проверки давления в колесах Часто большая разница в давлении оказывается причиной дискомфорта при торможении, потому проверяйте этот параметр в первую очередь.
Неисправность тормозных дисков и прочих элементов тормозной системы
Одной из главных причин биения при торможении является неисправность тормозных дисков. Этот элемент автомобиля является расходным, потому нуждается в замене или ремонте в определенный период времени. Конечно, есть владельцы автомобилей, которые минимально используют тормоза, обращаясь к помощи альтернативных средств торможения - в таком случае диск будет жить дольше.
Зачастую замена тормозных дисков становится необходимой после 60 тысяч километров эксплуатации. Существуют случаи, когда можно проточить поверхность диска и вернуть ему работоспособность. Но лучше отдать предпочтение замене. Проверить наличие повреждений на поверхности диска очень просто:
- если на вашем автомобиле установлены современные легкосплавные диски, вы сможете заметить наличие проблем без снятия колеса;
- в ином случае установите автомобиль на домкрат или подпорки и снимите любое переднее колесо;
- прокрутите тормозной диск и посмотрите на его рабочую поверхность - она должна быть идеально гладкой, без ржавчины и сколов;
- такую процедуру повторите с двумя передними колесами, ведь руль может быть из-за неисправности одного диска.
Часто сколы и повреждения на дисках становятся последствием не обычного износа металла, а попадания в тормозную систему камней и прочих предметов на большой скорости. Возможно, вы установили неподходящие тормозные колодки, что также могло стать причиной выхода из строя тормозного диска.
Менять этот элемент необходимо парой. В целях экономии многие меняют только один тормозной диск, ведь второй может быть неповрежденным. В таком случае вскоре появится биение в руле при торможении, которое будет говорить о неравномерном износе металла.
Подвеска и рулевые наконечники вторая причина биения в руле
Если вы почувствовали дрожь или откровенное биение в руле при торможении, а тормозные диски точно в полном порядке, стоит проверить исправность подвески. Для этого лучше обратиться к специалистам и провести диагностику каждого элемента данного узла. Часто проблемы могут быть только в начальной стадии, их несложно устранить. Руль бьет при торможении часто в следующих ситуациях:
- нарушено крепление рулевых тяг, изогнуты сами тяги;
- дрожь исходит от одного из колес из-за нарушения работы подвески;
- нарушена система крепления колес, слома болт или выполнена плохая затяжка.
Причины биения могут быть разными. Главное - вовремя определить наличие проблем и исправить возникшие неполадки. Ведь даже столь простая проблема, как открученный болт крепления колеса, может стать фатальной при движении с высокой скоростью. Руль бьет особо заметно при торможении с больших скоростей. Если это так, значит виноваты точно тормозные диски или подвеска.
Рулевая рейка - редкая причина биения в рулевом механизме
Первой реакцией водителей, которые замечают, что руль начинает дрожать или бить во время торможения, является диагностика рулевой рейки. Действительно, в некоторых случаях это может быть истиной, особенно, если автомобиль вам не знаком, прошлого его вы не знаете. Также рулевая колонка может быть изогнута и стать причиной таких неприятных последствий. Рейка может стать виновником дрожания руля в следующих ситуациях:
- автомобиль побывал в аварии, задеты рулевые механизмы;
- рейка изогнута, имеет явные физические повреждения;
- на заводе выпустили бракованную деталь;
- невозможно определить происхождение рулевой рейки.
Покупая неоригинальные запчасти, вы рискуете получить не только биение руля при торможении, но и массу других проблем, которые ждут вас в будущем. Если виновником всевозможных проблем с рулевым механизмом является рейка, руль будет дрожать не только при торможении, но и в любых других ситуациях. В случае обнаружения проблем с данным механизмом рекомендуют просто заменить рулевую рейку на новую, выбрав заводское предложение.
Кстати, такая проблема может затронуть любой автомобиль, даже дорогой и премиальный внедорожник Infiniti:
Подводим итоги
Современные возможности диагностики дают отличные возможности каждому водителю. Определение неполадок стало делом нескольких минут, но не всегда есть возможность заплатить определенные деньги и даже найти время на поездку в СТО. Потому необходимо знать причины некоторых распространенных явлений, в том числе понимать, что если руль бьет при торможении, лучше ехать осторожнее и по возможности проверить самые вероятные причины такого поведения автомобиля.
Если кто-либо из вас сталкивался с проблемой биений руля в автомобиле, будет интересно услышать ваш путь решения данной проблемы в комментариях.
В процессе эксплуатации автомобиля выявляется немало неисправностей. Одна из частых – бьет руль при торможении или в каком-то диапазоне скоростей. Причин может быть множество, но самая главная задача – выявить действительную. Один диагноз – биение руля, а неисправность может скрыться как в тормозных дисках, или колодках, так и в подвеске автомобиля.
Первое, что потребуется сделать, – это проверить балансировку колес. Также визуально проверить резину на наличие шишек. Развал-схождение колес отрегулировать. Но, прежде чем проводить эту процедуру, нужно перебрать всю подвеску. То, что мастера на СТО не возьмутся делать сход-развал на автомобиле с разбитой подвеской, – это правильно.
Во-первых, для самого мастера эта процедура окажется чересчур трудоемкой. Во-вторых, для вас она принесет положительный результат на короткий срок. Таким образом, биение руля исчезнет, но ненадолго.
Оценить полностью состояние подвески вашего автомобиля, рулевых тяг. Нередки случаи, когда изношенные шаровые опоры служили причиной биения руля при торможении или в интервале скоростей. Если в автомобиле все узлы подвески пришли в негодность, то требуется все перебрать, все изношенные детали заменить на новые.
Почему бьет руль?
Если ни одна из вышеупомянутых причин не является реальной, то идем дальше. Практически стопроцентная вероятность того, что сильно изношены колодки или диски, вследствие чего при торможении ощущается биение руля. Нужно снять колесо и проверить тормозной диск, оценить его износ.
Поднимаем домкратом машину и снимаем колесо. Для подстраховки нужно подставить под автомобиль опору, на крайний случай – какой-нибудь крепкий пенек. Ни в коем случае не подкладывайте под домкрат или машину кирпичи. Они хрупкие, не выдержат нагрузки и в итоге машина завалится. Под задние колеса положите противооткатные упоры.
Грязь на диске, трещины, искривление, – все это причины того, что при торможении выскакивает биение рулевого колеса. Если износ тормозного диска слишком большой, то снимаем и несем токарю на расточку. После установки дисков на место, следует провести и замену тормозных колодок. Правда, расточка не всегда может спасти. В половине случаев избавиться от биения в руле при торможении помогает избавиться только установка новых тормозных дисков и колодок.
Бьет руль при торможении и движении
Если ощущается биение руля при движении на малых скоростях, то для начала возьмите щетку и очистите колесные диски от скопившейся грязи. Грязь, которая налипла на колесном диске, нарушает балансировку колеса, как следствие – биение руля. Прочистив колеса, просмотрите, нет ли вмятин на дисках. Если есть, то нужно их выправить и произвести балансировку колес. Проверьте рулевую рейку, износ рулевых тяг, сайлент-блоков.
При движении на высоких скоростях причиной биения руля может стать любая из вышеперечисленных. Плюс к ним можно добавить подшипники ступицы. Чтобы проверить подшипники, нужно покачать колесо в вертикальной плоскости. Должен ощущаться небольшой люфт. При нажатии на педаль тормоза люфт пропадает. Это симптом того, что подшипники имеют сильный износ и подлежат замене.
При торможении если бьет руль, то можно объединить все причины, но самая вероятная – тормозные диски. На большинстве автомобилей, установка новых тормозных дисков и колодок приносила положительный результат. Биение руля в итоге пропадало, как при торможении, так и при движении. Если держать подвеску автомобиля в хорошем состоянии, то подобные проблемы будете испытывать нечасто.
В процессе эксплуатации автомобиля владелец не только испытывает приятные эмоции от скоростной езды и ловкого маневрирования. Рано или поздно появляются болезненные симптомы, которые вынуждают автомобилиста делать ремонт железному коню. Одной из неприятных неполадок при езде становится биение руля при торможении. В некоторых случаях вибрация не очень сильна и автолюбители продолжают эксплуатировать машину. Но когда тряска при торможении вызывает серьезные опасения, необходимо ставить авто на прикол. Проще всего отдать транспортное средство опытному автомеханику. Доверять такую работу незнакомцам вряд ли стоит, они могут заменить много сопутствующих деталей. Сэкономить определенную сумму денег можно, если сделать диагностику самостоятельно. А начать следует с самых простых операций.
Проверка состояния шин и дисков
Многие автомобилисты начинают поиск неисправностей с тормозной системы или рулевого механизма. При этом они совершенно забывают об элементарных моментах, которые оказывают вибрирующее влияние на руль.
- В первую очередь следует осмотреть состояние колесных дисков. Если на внутренней стороне имеется прилипшая грязь, то устранить такую неполадку удастся самостоятельно при помощи металлической щетки. Если диск имеет вмятины, то придется ехать на шиномонтаж. Специалисты вынесут окончательный вердикт диску, возможно, удастся восстановить его первоначальные кондиции.
- Вторая часто встречающаяся причина биения руля - не полностью закрученные колесные болты. Если поочередно вывесить передние колеса, то определить слабую фиксацию удастся достаточно быстро.
- Иногда бьет руль при торможении когда нарушается балансировка одного из колес. При этом наличие балансировочных грузиков не должно смущать автовладельца. Лучше проверить балансировку на специальном стенде. При осмотре шин нередко обнаруживаются вздутия, которые также создают биение рулевого колеса при движении.
Проверка состояния передних колес займет не более часа даже с вывешиванием передней части авто. Если состояние резины и дисков не вызывает никаких нареканий, необходимо приступать к следующему этапу.
Диагностика тормозной системы
Причину биения руля при замедлении движения следует искать в тормозной системе. Обычно нарекания могут вызывать следующие детали:
- Тормозной диск в процессе агрессивной езды нередко искривляется. Чтобы заметить кривизну, необходимо вывесить переднюю часть машины, снять колесо и демонтировать тормозной суппорт. После этого остается провернуть диск и визуально определить его состояние. Сильную кривизну исправлять проточкой бесполезно. Лучше приобрести новые фирменные тормозные диски. Но если данный дефект через короткое время снова возникает, то тогда подозрение должны вызвать тормозные накладки. Нередко бывает, что твердость накладки больше, чем у тормозного диска. Это приводит не только к преждевременному истиранию диска, но и его деформации.
- Иногда неполадка выявляется после вывешивания передней оси, когда колесо отказывается вращаться в ручном режиме. Это говорит о том, что тормозные колодки не отходят от диска. Причина обычно кроется в поршеньках суппорта, которые подклинивают из-за коррозии. В некоторых случаях удается разработать систему, попеременно вдавливая поршень в суппорт и нажимая на педаль тормоза. Если причиной заедания стали песок и грязь, то после очистки механизма необходимо заменить резиновый пыльник в тормозном суппорте.
- Как ни странно, но причиной биения руля при торможении могут быть элементы задней оси. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения на автомобильных интернет-форумах. Поэтому не стоит пренебрегать диагностикой задних тормозных барабанов, дисков, цилиндриков или суппортов.
Поиск изношенных деталей в рулевом механизме
Наиболее быстро в рулевом механизме изнашиваются наконечники и тяги. Именно с них следует начать проверку работоспособности шарнирных соединений.
- Чтобы обнаружить люфты в рулевых наконечниках и тягах, можно воспользоваться простейшим способом диагностики. Автомобиль располагается на эстакаде или смотровой яме. Один работник садится за руль машины и делает короткие, но резкие движения рулевым колесом из стороны в сторону с маленькой амплитудой. В это время помощник устраивается под машиной и поочередно прикладывает руку к каждому наконечнику и тяге. При наличии люфта в элементе рукой ощущаются отчетливые стуки.
- Биение руля возникает и при износе рулевой рейки. При этом увеличивается свободный ход руля. В некоторых моделях предусмотрена регулировка свободного хода. Для этого нужно немного поджать прижимной болт.
- В рулевом механизме есть еще одно слабое звено, которое со временем может привести к биению руля. Это карданная передача в рулевой колонке. Данный элемент соединяет вал с рулевой рейкой. При большой выработке кардан подлежит замене.
Проблемы в подвеске
В передней подвеске легкового автомобиля имеется несколько деталей, износ которых может привести к биению руля.
- В первую очередь проверить следует шарнирное соединение в шаровых опорах. Если вывесить соответствующее переднее колесо, а затем взяться за покрышку руками и повернуть ее влево/вправо и вверх/вниз, то можно обнаружить люфт в шаровой опоре. Такая деталь подлежит замене.
- Разбитые резиновые сайлентблоки в рычагах передней подвески могут также быть причиной биения руля. Для диагностики резиновых втулок потребуется монтировка. С ее помощью можно увидеть, насколько плотно рычаг зафиксирован. При износе сайлент-блоков придется демонтировать рычаг и установить новые резиновые детали.
В каждой модели автомобилей есть свои слабые точки, которые приводят к биению руля при торможении. Если не удалось найти причину неполадки своими силами, полезно обратиться к таким же владельцам на интернет-форуме. Возможно, кому-то приходилось решать похожую проблему. Такой опыт может сыграть решающее значение в устранении неполадки.
Биение в руль, вообще штука очень неприятная, а для начинающих водителей, более того она даже опасная. Особенно неприятно, когда такое биение возникает при маневрировании или торможении. И сейчас мы постараемся разобраться с тем, почему бьет руль при движении или торможении и как с этим бороться.
На самом деле, причин, из-за которых может бить руль достаточно много. Поэтому, мы приведем лишь самые распространенные из них:
- сбитая балансировка колес;
- нарушенный развал-схождение колес;
- неисправности рулевой рейки;
- неисправности ступицы – износ ступичного подшипника;
- износ рулевых наконечников;
- поведенные тормозные диски;
- износ шаровой опоры;
В принципе этот список можно и продолжить, но причины биения в руль, которые здесь не указаны, являются более редкими и характерными для конкретных ситуаций или моделей авто.
И так, если у вас сбитая балансировка колес, нужно обратиться на СТО и провести балансировку не только передних, но и задних колес. Так же следует проверить, хорошо ли затянуты гайки, при помощи которых, крепятся колеса. Так же порой биение в руль возникает при деформации покрышек, но эта причина легко определяется визуальным осмотром.
Проблемы с рулевой рейкой, это обширный горизонт возможностей и говорить об этом, можно много и долго. А износ рулевых наконечников, проявляется характерными звуками и другими признаками, да и проверить состояние наконечников, не так и сложно. То же самое, касается ступичного подшипника. При его износе, вы будете слышать характерный стук и хруст, который сообщит вам, что замена подшипника, вполне себе назрела.
Что касается развала-схождения колес, то здесь так же будут проявляться и другие симптомы. Вероятны боковые сносы и другие затруднения при движении, возможен быстрый износ покрышек, а так же ряд других характерных для неправильного развала-схождения колес, признаков.
Бьет руль при торможении
Если же руль бьет при нажатии педали тормоза, особенно на большой скорости, то подозрение сразу же падает на тормозные диски и тормозную систему в целом. И если с колодками все в порядке, следует пристально осмотреть сами тормозные диски.
Чаще всего причиной возникновения проблем с тормозными дисками становится либо их сильный перегрев, либо резкое переохлаждение. В первом случае, виноват, скорее всего, суппорт, из-за которого тормозная колодка полностью не отходит от диска, что вызывает трение и конечно же, нагрев. А что касается переохлаждения, то это та ситуация, когда вы после активного торможения, влетаете в лужу или снежный сугроб. Диск, нагретый трением об колодку, резко остывает, что нарушает его геометрию. В дальнейшем, диск и колодка взаимодействуют неравномерно, из-за чего начинает бить в руль, а порой и в педаль тормоза.
Существует два варианта решения подобной проблемы:
- замена тормозных дисков;
- проточка тормозных дисков;
И если с заменой все более или менее понятно, то о проточке тормозных дисков нужно сказать несколько слов. В первую очередь нужно помнить, что проточка тормозных дисков – решение временное. А потому, нужно ездить осторожнее, чтобы вовремя понять, что диски пора все-таки заменить. Так же помните, даже самый талантливый токарь на простом станке вряд ли проточит тормозной диск равномерно и правильно. Для этого требуется специальное оборудование, которое сегодня позволяет проточить диски без их снятия с автомобиля.
Итоги
Собственно если у вас при движении или при торможении автомобиля начинает бить в руль, то неисправность возникла, скорее всего, либо в рулевой системе, либо в системе торможения. Но, проблемы в системе рулевого управления проявляются, как правило, не только при торможении, а потому, стоит обратить внимание на ходовую, и тормозную систему. Правда бывают случаи, когда поломка прячется там, где ее никто и не подумает искать. Так например, случается, что причиной биения в руль становится износ маленького карданчика в рулевой колонке. И вот, перебрана уже половина авто, в ремонт вложена куча денег, а в руль как било, так и бьет. Поэтому, перед обращением в автомастерскую, соберите как можно больше информации о возможных причинах биения, присущих именно вашей модели автомобиля.
От технического состояния автомобиля зависят безопасность водителя и пассажиров. Незначительные повреждения конструкции, вызывающие вибрации руля при торможении, могут привести к тяжелым последствиям. В большинстве случаев водитель диагностирует поломку самостоятельно или отправляется в автосервис.
Наиболее вероятная причина вибрации – состояние тормозных дисков. Но так далеко не всегда. Виной всему может быть деформация рулевых реек или образование грыжи на одном из колёс.
Перед самостоятельной диагностикой следует подумать о том, что предшествовало появлению биения. Проводился ремонт ходовой системы или замена тормозных колодок? Стоит начать выявление поломки с замененных деталей. Они могут быть изготовлены из материалов низкого качества.
Также важно учитывать опытность мастера, который выполнял ремонт. Несоблюдение технологии установки приводит к повышенным нагрузкам. Страдает не только поменянная деталь, но и система в целом.
Биение руля появилось после поездки по лужам или свежему снегу? Обратите внимание на состояние тормозных дисков. Перепад температур приводит к деформации поверхностей.
Руль демонстрирует большую амплитуду движений и его становится трудно удержать? С вероятностью в 99% проблема кроется в поломке тормозных дисков или неправильной прокачке системы. В такой ситуации необходимо срочно проводить ремонт. Колёса по-разному реагируют на нажатие педали тормоза. Вероятность попасть в аварию увеличивается, управлять машиной становится некомфортно даже опытному водителю.
Причины появления вибраций в руле:
- Износ тормозных дисков.
- Техническое состояние ходовой системы.
- Грыжа или деформация колёс.
- Не крепко закрученные гайки.
Перед выявлением деформации рулевой тяги или износа тормозного диска следует обратить внимание на крепление колёс. В большинстве случаев причина биения не в том, что они плохо закреплены. Но если проблема заключается в одной разболтавшейся гайке, то будет неприятно выяснить это после проведения полноценного ремонта.
Как выявить износ тормозных дисков?
Перед ремонтом необходимо диагностировать поломку. Вибрирует только руль? Вероятная причина – износ передних тормозных дисков или системы в целом. Педаль тормоза также изменила своё поведение? Обратите внимание на заднюю систему торможения.
Для определения неисправности может использоваться ручник. Если при его использовании вибрация прекратилась, то следует искать неисправность в передней тормозной системе. Биения осталось? Изучите техническое состояние задних тормозных дисков и систему в целом. Процедура позволяет определить местоположение деформированных деталей.
Далее следует протестировать колёса или изучить внешний вид тормозных дисков. Поднимите машину на домкрате, снимите её с передачи. Если под подозрение попала задняя ось, то необходимо опустить ручник. Прокрутите колесо. Вращение неравномерное и меняет интенсивность в одном и том же месте? Проблема выявлена. При отрицательном результате проверки переходите к следующему колесу.
Внешний вид тормозного диска многое говорит о его техническом состоянии. Заметили трещины, неровности или сколы? Требуется замена или проточка, в зависимости от ситуации. Наличие синеватого оттенка на поверхности – признак перегрева.
При осмотре уделите внимание тормозным суппортам. Маловероятно, но они также могут быть причиной вибраций в руле.
Как определить износ ходовой системы и другие поломки?
Поломка кроется спереди, но проверенные диски в идеальном состоянии? Визуальный осмотр ходовой системы позволяет найти поломку. Рулевая тяга и наконечники – вероятные причины биения руля.
Неопытному человеку будет трудно заметить деформацию конструкции. Но если вы заметили неестественные сгибы, то причина вибраций становится ясна. В менее тяжелых случаях необходимо полагаться на осмотр и оценку системы в целом.
Грыжа или деформация покрышек легко определяются визуально даже неопытным водителем. С этим проблем возникнуть не должно. При отсутствии видимых повреждений будет полезно снять колесо и изучить поверхность с внутренней стороны.
Как решить проблему с появлением вибраций в руле?
При износе тормозных дисков существует 2 способа решения проблемы. Проточка и замена. Поменяв элемент системы, вы сможете забыть о биении руля надолго. Проточка же позволяет избавиться от вибраций и сохранить бюджет в безопасности. Но рабочий ресурс диска уменьшится и в скором времени может потребоваться повторная процедура.
Деформация рулевой тяги, наконечников, тормозных суппортов – обязательна замена пришедшей в негодность детали. Действия по приданию запчасти изначальных технических характеристик обречены на провал. Эффективность таких мер крайне мала.
В ситуациях с повреждением покрышек всё зависит от степени износа и опыта мастера. Зачастую проблема решается быстро и без излишней нагрузки на бюджет.
Чем опасны вибрации в руле при торможении?
В большинстве случаев поломка не требует скорого ремонта. Исключив экстренное торможение, автомобиль можно эксплуатировать даже несколько лет. Но на ходовую систему оказывается повышенная нагрузка, важно это осознавать.
Отказываясь от ремонта, вы можете прийти к необходимости потратить большую сумму в будущем. Важным аспектом является и получаемое от управления автомобилем удовольствие. Биение руля не позволяет насладиться поездкой в полной мере.
Оптимальное решение в данной ситуации – произвести ремонт при наличии денежных средств. Проблема не требует срочной замены деталей. Но постоянно откладывая ремонт, вы снижаете свой комфорт и увеличиваете его стоимость.