Небывалая жара, установившаяся этим летом в России, нанесла ощутимый ущерб владельцам старых транспортных средств, двигатели которых имеют водяное охлаждение. То и дело можно увидеть, как на окраине дороги стоит подержанная «тройка» или «пятерка» ВАЗ с открытым капотом, из-под которого валит белый пар. Не меньше проблем усиливающееся с каждым годом пекло доставляет тем, чьи машины не оборудованы климатическими системами – кондиционерами и климат-контролями. Им точно не позавидуешь: езда с открытыми окнами от жары особо не спасает, зато приносит другие неприятности: шум, вонь выхлопных газов, и, что самое печальное, повышенный расход топлива.
Конечно, езда с включенным кондиционером или климат-контролем тоже влияет на топливный «аппетит» автомобиля, который во многом сопоставим с повышенным расходом двигателя машины, у которой во время движения открыты все окна. Но у кондиционированн ого автомобиля есть свои неоспоримые преимущества – тот же климатический комфорт в салоне. Правда, создать этот самый комфорт нужно с умом, ведь неправильное пользование климатической системой может привести к ее поломке, так и к проблемам со здоровьем у пассажиров авто. Сегодня мы дадим несколько советов, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле.
На фото: кнопка включения/выключения кондиционера
Каждый уважающий себя автолюбитель, заботящийся об исправном состоянии и своего «железного коня», накануне сезонов проводит диагностику всех систем – в том числе и климатической. Осенью мы проверяем работу , весной – кондиционера. Не зря в апреле-мае интернет пестрит объявлениями о скидках на диагностику кондиционеров – ее рекомендуется проводить два раза в год, весной и осенью.
Что включает в себя диагностика кондиционера? Перво-наперво, проверку уровня фреона – вещества, ответственного за охлаждение воздуха, поступающего в салон из кондиционера. Если этот уровень меньше нормы, то это чревато как плохим охлаждением воздуха, так и выходом из строя частей охлаждающей установки – компрессора, конденсора (радиатор кондиционера) и напорной магистрали. Причина таких неприятностей – разгерметизация системы кондиционировани я, которая может наступить в результате образования микротрещин на корпусе конденсора или трубок, по которым течет смешанный со специальным маслом, выполняющим смазывающую функцию для трущихся деталей системы, фреон.
Специалист проверяет всю систему, и при обнаружении очагов разгерметизации принимает решение о замене вышедших из строя деталей. Это – серьезные последствия, диагнозом которых становится падение уровня фреона. Но есть и другие причины. Фреон – газ, и как все подобные вещества, он испаряется естественным путем. Так что падение уровня фреона может быть продиктовано сроком службы автомобильного кондиционера без его дозаправки. Помимо проверки уровня фреона, нужно следить и за тем, чтобы на испарителе не образовывались грибки. Эту проблему выдает неприятный запах при включении кондиционера – пахнет мокрой собакой. В сервисных центрах эту проблему устраняют при помощи дезинфекции испарителя и смены фильтров кондиционера.
Провести такие операции можно и самостоятельно. В любом случае, советуем вам не игнорировать рекомендации автопроизводител ей по обслуживанию автомобильных кондиционеров и регулярно диагностировать их состояние.
Допустим, климатическая система вашего автомобиля исправна и лето вы встречаете во всеоружии. Но мало иметь исправный автомобильный кондиционер – важно правильно им пользоваться. Особенно в сильную жару. Приведем несколько простых правил, которые сделают поездку в автомобиле с кондиционером максимально комфортной.
Проветриваем автомобиль. Не следует включать кондиционер сразу же, как только заведете двигатель, особенно если машина стояла на солнце, а в салоне образовался «Ташкент». Первым делом открываем в авто все окна и минут 10 проветриваем салон. После этого окна закрываем, и включаем вентилятор кондиционера сначала на «единичку», установив указатель температуры в среднее положение, а по истечении нескольких минут – на «двойку», повернув тумблер датчика температуры на максимум. Охлаждать салон лучше не на стоянке, а в движении – поступающий внутрь салона воздух извне на скорости облегчит задачу кондиционера по созданию комфортной температуры. Также важно при охлаждении салона, особенно если температура за бортом выше +25 градусов, не направлять холодный воздух на стекла – из-за резкого перепада температур, в стекле могут образоваться микротрещины, которые со временем перерастут в большие трещины.
2. Устанавливаем корректный режим охлаждения . Не рекомендуется долгое время ездить в авто, кондиционер которого работает на максимуме – так недолго и ангину подхватить. Поэтому после достаточного охлаждения воздуха в салоне лучше установить скорость вентилятора на «двойку» или «единичку», а также повысить температуру.
3 . Устанавливаем оптимальную температуру в салоне . Медики говорят, что самая комфортная температура в салоне автомобиля – 20-22 градуса. Поэтому, чтобы избежать простудных заболеваний, после достаточного охлаждения интерьера, лучше установить указанную выше температуру (если кондиционер не цифровой, а механический – то выставить указатель температуры на средние деления), а обдув направить на ноги.
4 . Правильно регулируем приток воздуха в салон . Если охладить воздух в салоне автомобиля нужно быстро, то включаем режим внутренней циркуляции воздуха.
Таким образом, в интерьере образуется замкнутое пространство, ограничен доступ горячего воздуха извне, и салон быстрее охлаждается. Такой способ часто применяют, когда авто стоит на стоянке или если температура воздуха вне автомобиля выше 25 градусов.
5 . Следим за направлением холодного воздуха . Автомобильные производители не зря оснастили воздуховоды «шторками»-дефле кторами, при помощи которых можно регулировать направление потока воздуха и его интенсивность. При кондиционировани и важно настроить все дефлекторы так, чтобы охлажденный воздух равномерно распределялся по салону.
Приведенные рекомендации в большей части подойдут для владельцев автомобилей, оснащенных механическими кондиционерами. Автоматические климатические системы обучены регулировать все параметры автономно, без участия водителя.
Каждый водитель знает, что такое пользоваться автомобилем в жару. Комфортная поездка по свободным дорогам с открытыми окнами — оптимальное времяпровождение за рулём, когда на улице около 30 градусов жары. Но если машина долго стояла на солнцепёке или застряла в пробке, то нужно принимать экстренные меры по охлаждению.
На стоянке
Самое прохладное место для хранения автомобиля — подземная парковка. Но, к сожалению, они скорее исключение, чем правило. В обычных гаражных комплексах и многоуровневых стоянках машина не нагревается так, как это происходит под открытым небом. Даже небольшой навес уже уменьшает тепловое воздействие на автомобиль. Если ничего подобного в месте стоянки нет, то при возможности машину следует ставить в тень. Следует учитывать перемещение солнца, ведь кусочек с плотной тенью в 10 утра может стать как раскалённая сковородка в 15:00.
Если же тени нет и не предвидится, лучше поставить автомобиль так, чтобы прямые лучи солнца не падали на приборную панель, не нагревали её и рулевое колесо. То есть «спиной». При наличии специальной солнцезащитной шторки машину, наоборот, стоит развернуть «лицом» к солнцу.
Использование солнцезащитных шторок заметно снижает нагрев салона автомобиля. Если машина стоит на одном месте несколько часов, то лучше загораживать «южную сторону» транспортного средства. Отражающие шторки могут крепиться разными способами: на присосках, крючках, тесёмках, липучках и т. п. Но нужно иметь в виду, что давление под присосками меняется от температуры, и они могут ослабить «хватку» и отвалиться. Лучше приобретать такую конструкцию, в которой, помимо угловых фиксаторов, есть ещё и центральные. Размер такого щита тоже имеет значение. Слишком маленький будет пропускать много солнечных лучей, большой — будет отставать от стёкол, и его тяжелее крепить. А ещё лучше расположить солнцезащитные шторки снаружи, чтобы отражённое тепло не скапливалось в салоне под стеклом.Светлая ткань на торпедо или полотенце на руле уменьшают нагрев салона. При этом они защищают пластик от выгорания.
Более глобальное решение — чехол на машину из светоотражающей ткани. Он уменьшает не только нагрев салона, но и вредное воздействие ультрафиолета на лакокрасочное покрытие, да и машина меньше пылится. Чехлы лучше использовать на охраняемых стоянках или там, где уменьшен доступ «чужих» людей для сокращения вероятности его кражи.
Если позволяет обстановка, в машине можно оставить приоткрытыми окна. Тогда сохранится циркуляция воздуха, и салон нагреется меньше. Но не нужно этого делать на парковках возле торговых комплексов. Это то же самое, что отдать взломщику всё ценное, что находится в автомобиле, сразу в руки.
Во время движения
Перед поездкой нужно открыть окна и двери с противоположных сторон, чтобы прогретый воздух ушёл из салона. Если кожаные сиденья и руль прогрелись так, что до них невозможно дотронуться, их можно протереть влажной салфеткой. Только лучше использовать либо те, что пропитаны специальным чистящим средством, либо просто чистую воду и ткань. Салфетки для рук имеют такой состав, который будет оставлять липкие пятна.Для того чтобы облегчить работу кондиционера или климат-контроля, можно приоткрыть окна и люк (при его наличии). Тогда тёплый воздух выветрится интенсивнее. Чтобы салон охладился как можно быстрее, нужно поставить регулятор климатической системы на самую низкую температуру, вентилятор — на самую высокую мощность, поток направить вверх и в салон. Но не нужно использовать систему в таком режиме слишком долго, достаточно достичь комфортной температуры (лучше 20-22 °C) и уменьшить интенсивность потока. Резкий перепад жары на улице и холода в салоне — угроза простуды и просто стресс для организма.
Чтобы прохладный воздух не покидал салон, не открывайте окна во время движения. И противоположная ситуация, если у машины нет кондиционера. Единственный способ охладиться — ловить свежий ветер. Нужно быть аккуратнее с потоками воздуха, которые могут надуть шею. Иногда лучше открывать те окна, рядом с которыми никто не сидит. Тогда поток воздуха может быть достаточно сильным и безопасным. Оптимальное положение — приоткрытые окна по диагонали.
В пробке
Плотный городской трафик в жару — самые сложные условия работы для автомобиля. Автомобиль двигается медленно, его не охлаждают встречные потоки, а рядом греются такие же собратья по несчастью. Система кондиционирования работает в очень интенсивном режиме и даже может стать причиной перегрева двигателя. Поэтому нужно периодически проверять температуру охлаждающей жидкости и при приближении к 100 градусам отключить кондиционер, а может быть, и заглушить двигатель. Лучше несколько минут простоять на обочине, чем доводить мотор до кипения.Более щадящий и эффективный способ охлаждения салона — отключить внешний забор воздуха на 10-15 минут. Тогда кондиционер будет «работать» в рамках одной атмосферы. Такой режим ещё может быть полезен тогда, когда рядом в потоке находится какой-нибудь чадящий грузовик.
В машине без кондиционера можно включить обдув, а на дефлекторы повесить влажное полотенце. Воздух, проходя через него, будет остывать, а испаряющаяся вода — охлаждать салон. Работающая печка также отберёт тепло у двигателя и предотвратит закипание в его системе охлаждения. Также можно приобрести автомобильный вентилятор, который работает от розетки 12 вольт. Нельзя сказать, что они очень эффективны, но некоторое облегчение принести могут.
Частично от пекла спасают тонированные стёкла и шторки. Но их использование регламентировано Правилами дорожного движения, за нарушение которых грозит штраф в 500 руб.
Заканчивая летний трудовой день и направляясь после напряжённой работы к автомобилю, стоявшему всё это время на улице, нужно быть готовым к тому, что температура в салоне достигла небывалых значений. Палящее солнце сделало свою работу и сейчас машина больше напоминает баню на колёсах, чем простое средство передвижения. Ехать в таких условиях кажется невозможным, поэтому необходимо как можно быстрее охладить салон.
Дальновидные водители учитывают возможные неприятности , которые сулит им летний зной, ещё до начала рабочего дня. Наиболее удачным из них удаётся оставить своё транспортное средство в тенёчке и таким образом защитить от перегрева. Но, к сожалению, теневых мест на всех не хватает и кому-то приходится довольствоваться тем, что осталось. Они-то и страдают от перегрева. На самом деле, охлаждение салона можно произвести довольно быстро. На это уйдёт не более пяти минут. Конечно, моментально достичь желанной прохлады вам не удастся, однако сделать так, чтобы нахождение в замкнутом пространстве не вызывало дискомфорт, вполне возможно. Как же этого достичь?
Самый простой вариант – распахнуть все двери и таким образом устроить сквозняк. Метод эффективен даже в безветренную погоду. В таких условиях охлаждение не произойдёт, но зато быстро выйдет весь горячий воздух и, как следствие, снизится общая температура. Потребуется на это от пяти до десяти минут.
Впрочем, если вы можете сесть на горячее сидение, охладить салон автомобиля естественным способом можно и в процессе движения. Для этого придётся открыть окна, расположенные по отношению друг к другу по диагонали. Правда, способ может спровоцировать возникновение простуды, поскольку водитель окажется на сквозняке.
Ещё один способ охлаждения салона подразумевает использование вспомогательных устройств. Например, для этой цели отлично подойдёт штатный кондиционер. Правда с момента запуска двигателя до эффективной работы системы кондиционирования пройдёт какое-то время. Задействовать кондиционер рекомендуется лишь после того, как холостые обороты двигателя опустятся до нормальных. В противном случае несколько увеличится нагрузка на агрегат.
Как вариант, желающим после окончания трудового процесса быстро сесть за руль и убраться восвояси, можно посоветовать ещё один действенный метод
охлаждения салона автомобиля. Примерно за час до отбытия домой переставьте машину в тень или хотя бы приоткройте её окна. Этого времени будет достаточно для того, чтобы горячий воздух вышел, а вы смогли бы сразу сесть за руль и благополучно отправиться домой.
Солнце даже в самое прохладное и дождливое лето время от времени являет свой золотой лик сквозь тучи, раскаляя припаркованные автомобили до температур доменных печей. Как быть, если срочно надо ехать, а в салоне машины настолько жарко, что чуть ли не плавится пластик и вот-вот задымится обивка сидений?
Самые предусмотрительные и сообразительные водители летом оставляют свои машины в тени, либо в подземных или крытых платных парковках, менее сообразительные пользуются отражающими экранами на лобовом стекле, что не мешает солнцу греть салон через крышу. Большинству же автовладельцев благодать подземных платных парковок недоступна, к тому же, возись с собой громоздкую отражающую раскладушку ради недели летней погоды, та ещё морока. Так что, приходится частенько оставлять автомобиль на открытом солнцепёке, а затем обжигать руки и свою пятую точку, забираясь в раскалённый салон.
Как охладить салон
Для начала следует избавить салон от перегретого воздуха, скопившегося внутри, для чего на минутку открыть двери, что имеются в машине. Какая бы температура ни была в этот момент на улице, внутри авто гораздо теплее, и почувствовав свободу, раскалённый воздух тут же устремится из машины вверх. После этого нужно будет разобраться с раскалёнными деталями интерьера: кресло нагрето так, что не сядешь, рулевое колесо обжигает руки, а передняя панель под лобовухой просто пышет жаром, как печка, снова стремясь обогреть воздух салона. Безусловно, самым разумным решением проблемы будет использование штатной климатической установки, то есть кондиционера. Однако способ этот приемлем в основном для премиальных марок, где мощный кондиционер, плюс сидения с вентиляцией.
Да, с такой машиной проще – завёл двигатель, установил на максимум охлаждение, включил вентиляцию, и через пару минут в салоне уже приятная температура, и можно спокойно ехать. Только здесь обязательно нужно проконтролировать, чтобы холодный обдув не был направлен на лобовое стекло, иначе от разницы температур оно может треснуть. Что же делать, если автомобиль не слишком навороченный? А таких машин у нас большинство.
Для того чтобы экстренно охладить салон и интерьер, есть самый доступный вариант – смачивание. Использовать можно простую пшикалку, пульверизатор, разбрызгиватель и бумажные нетканые полотенца, что продаются рулонами в автоотделах. Аккуратно разбрызгивает тонкими слоями воду на пластике, который раскаляется нередко до восьмидесяти градусов. Вода будет испаряться, и гарантированно охлаждать поверхность по типу кондиционера с хладагентом. В местах, где брызгать нельзя (панель приборов, рулевое колесо с множеством органов управления), можно использовать влажные полотенца, эффект будет аналогичным, влага испаряется, поверхность быстро охлаждается.
Даже если у вас есть кондиционер, ему сразу после включения не мешает помочь, что уж говорить о бюджетной комплектации без всего. Также можно намоченными полотенцами завесить вентиляционные дефлекторы, получится эффект кондиционера – вода принудительно испаряется воздушным потоком из вентилятора, и его температура быстро падает.
Зная как быстро охладить горячий автомобиль, который долгое время находился на солнце, может спасти вас от дискомфорта при нахождении . Также предприняв некоторые меры защиты от солнца, вы можете обеспечить в салоне более менее комфортный климат в ваше отсутствие и не допустить перегрева интерьера. Помните, что чем больше нагреется ваш салон на солнце, тем больше нужно будет времени, для того чтобы кондиционер автомобиля охладил салон.
Способ 1 из 3: Используйте солнцезащитный экран на лобовое стекло
Солнцезащитная фольга для окон автомобиля
Блокирование солнечных лучей проникающих в салон через является одним из действенных способов, с целью сохранить прохладу в салоне машины в ваше отсутствие. Кроме того, солнцезащитная фольга защитит материалы вашего интерьера от солнечных лучей, который могут повредить поверхность центральной консоли автомобиля.
Шаг 1: Разверните солнцезащитный экран внутри автомобиля так, чтобы он полностью закрыл лобовое стекло от попадания в салон солнечных лучей.
Шаг 2: Вставьте в нижнюю часть экрана в низ приборной панели - там где "торпеда" соединяется с лобовым стеклом. Прежде чем продолжить, убедитесь, что солнцезащитный экран закрыл все лобовое стекло, а также плотно прилегает к стеклу.
Шаг 3: Закрепите верхнюю часть защитного экрана . Помните, что экран должен иметь специальный вырез под зеркало заднего вида.
Шаг 4: Прижмите экран солнцезащитными козырьками. Для этого опустите козырьки вниз с обеих сторон и прижмите их к лобовому стеклу, закрепив верхнюю часть солнцезащитного экрана. Таким образом, козырьки будут держать экран на стекле. Если же ваша солнцезащитная штора имеет специальные присоски, то надавите на них, чтобы плотно закрепить экран на ветровом стекле.
Способ 2 из 3: Используйте циркуляцию воздуха
Есть еще один легкий способ ускорить охлаждение салона в жаркую погоду. Этот метод требует открывания окон машины и включение кондиционера, для того чтобы нормализовать температуру в салоне.
Шаг 1: Откройте все окна. Если салон машины слишком нагрелся, то прежде чем включить откройте в машине все окна, для того чтобы горячий воздух в короткий срок вышел из автомобиля. Это реально поможет вам удалить в короткий срок перегретый воздух. Также вы можете начинать движение с открытыми окнами. Это еще значительнее ускорит выветривания горячего воздуха из салона.
Шаг 2: Включите кондиционер или климат-контроль (АС). Включив охлаждение салона, установите вентиляционную установку в режим рециркуляции воздуха (забор воздуха из салона). Это позволит быстрее охладить перегретый салон, так как горячий воздух не будет поступать с улицы, а будет использоваться воздух из салона.
Шаг 3: Установите кондиционер на самую холодную температуру. С самого начала вам может показаться, что установка кондиционера или климатической установки на самую маленькую температуру не дает эффекта. Но на самом деле это значительно ускорит процесс охлаждения салона. Уже через минуту вы почувствуете, что воздух в машине стал значительнее свежее и холоднее.
Шаг 4: Установите температуру на комфортный режим. Как только вы почувствуете, что в салоне стало более комфортно, поднимите температуру охлаждения немного выше.
Шаг 5: Если в вашем автомобиле нет кондиционера, то используйте открытые окна. В том случае если ваша машина не имеет кондиционера, то, открыв все окна автомобиля, начинайте движение. Таким образом, вы в несколько раз ускорите процесс понижения температуры в салоне. Далее включите режим рециркуляции воздуха внутри салона.
Затем постарайтесь ехать на большой скорости, чтобы как можно скорее охладить перегретый салон. Конечно, без кондиционера вы не сможете существенно понизить температуру в автомобиле. Но благодаря открытым окнам и рециркуляции воздуха в салоне вы значительно сделаете температуру салона ниже. Как только вы снизили температуру в салоне, можете закрыть окна.
Способ 3 из 3: Оставьте окна немного открытыми
Необходимые материалы
- Чистая тряпка
- Емкость с водой