Автомобиля не претерпело принципиальных изменений. Однако, благодаря достижениям технического прогресса, за этот период были значительно усложнены практически все автомобильные системы, основные узлы и агрегаты автомобиля. Индустрия автомобилестроения продолжает двигаться вперед с каждым днем, и благодаря этому у современных авто постоянно повышаются показатели экономичности и мощности двигателя, растет скорость, совершенствуется дизайн. Автомобили, сходящие с современных конвейеров, оснащены сложными компьютерными системами и элементами автоматизации, которые еще те же сто лет назад могли восприниматься разве что как «умные машины» из научно-фантастической литературы.
В этой статье мы рассмотрим основные агрегаты и узлы автомобиля. Разумеется, любой автолюбитель, сдавший экзамен на получение водительских прав, имеет представление о главных системах работы транспортного средства, но «повторение – мать учения» – и поэтому данный материал послужит полезной памяткой автовладельцу.
В автомобилестроении наиболее распространены три конструктивные схемы – переднеприводная, заднеприводная и полноприводная (в последней ведущими являются все колеса). Тремя основными узлами, которые обеспечивают работу автомобиля, являются двигатель, шасси и кузов. Сейчас мы подробно рассмотрим принципы работы этих узлов.
Двигатель
В роли источника механической энергии, благодаря которой автомобиль способен передвигаться, выступает двигатель – жизненный центр, «сердце» любого транспортного средства. Тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, преобразуется двигателем в энергию механическую, которая в свою очередь создает крутящий момент на валу двигателя. Именно крутящий момент и приводит в движение транспортное средство.
Расположен двигатель обычно в передней части машины, хотя бывают и исключения (например, Porshe, Ferrari, Lamorghini и наш «Запорожец»). , в котором находится двигатель, называется моторным отсеком.
Механическая энергия от двигателя к ведущим колесам передается при помощи трансмиссии (подробнее об этом устройстве будет рассказано ниже). Термин «силовая установка» обозначает конструктивное объединение трансмиссии и двигателя в единое целое. Основные разновидности автомобильных двигателей различаются в зависимости от вида энергии, которая преобразуется двигателем в механическую.
Наиболее распространенными являются:
- двигатель внутреннего сгорания (аббревиатура – ДВС);
- электродвигатель;
- гибридные силовые установки (комбинированные двигатели, работающие на нескольких видах энергии).
Самый популярный двигатель – внутреннего сгорания – преобразует химическую энергию горящего топлива в механическую работу. Поршневый, роторно-поршневый, газотурбинный – все это ДВС. Наибольшим спросом в наши дни пользуется поршневый двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе (бензин, дизель или природный газ).
Автомобили, приводящиеся в движение электродвигателями, называют электромобилями. Для возникновения электрической энергии в данном случае используются такие источники как топливные элементы или аккумуляторные батареи. Главным недостатком электромобиля, конечно, является малая емкость источника электроэнергии и, как следствие, небольшой запас хода.
В объединены двигатель внутреннего сгорания и электрический двигатель. Их рабочая связь осуществляется при помощи генератора. Энергия на ведущие колеса в гибридном автомобиле передается двумя способами:
- последовательно (ДВС –> генератор –> электрический двигатель –> колесо);
- параллельно (ДВС –> трансмиссия –> ДВС и колесо –> генератор –> электрический двигатель –> колесо).
Отметим, что параллельная работа гибридной силовой установки является более предпочтительной, нежели последовательная.
Шасси
Совокупность агрегатов, передающая механическую энергию от двигателя к ведущим колесам, называется шасси. Кроме того, шасси служит для придания движения автомобиля и управления им. В состав шасси входят три группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть авто и система управления.
К системе трансмиссии относятся , главная передача, сцепления, карданные передачи и дифференциалы, полуоси, ШРУС (шарниры равных угловых скоростей), карданный вал. У полноприводных машин, где ведущими являются все колеса, к трансмиссии относятся также и раздаточные коробки.
Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Помимо этого она служит для изменений крутящего момента в зависимости от смены условий, в которых происходит движение автомобиля.
Движущей силой транспортного средства является сила тяги. Она возникает в результате взаимодействия ведущих колес автомобиля с дорогой. Работа машин с двигателем внутреннего сгорания невозможна без наличия трансмиссии – она устанавливается на всех автомобилях, в том числе грузовых и легковых, на автобусах, и даже на… велосипедах. Да, велосипед также оснащен трансмиссией простейшего устройства – цепной передачей. Между прочим, первые автомобили также были оборудованы цепной передачей в трансмиссии.
Кстати, для того, чтобы определить количество ведущих колес, можно воспользоваться так называемой «колесной формулой», которая выглядит, например, как «4х2» или «4х4». Первая цифра в этой формуле обозначает общее количество колес, а вторая – число колес ведущих.
Рассмотрим некоторые устройства, входящие в систему трансмиссии.
Для временного отключения двигателя от трансмиссии (ведущих колес), а также для их плавного соединения при работающем моторе, служит сцепление. Сцепление задействуется, когда автомобиль трогается с места, а также в момент переключения передач.
Крутящий момент, передаваемый на ведущие , по необходимости изменяется при помощи коробки переключения передач (КПП). Помимо этого коробка переключения передач используется при движении задним ходом. Также работа КПП необходима для отключения двигателя от трансмиссии (вернее – от ведущих колес) во время движения «накатом» и при длительной стоянке автомобиля.
Крутящий момент передается между валами, расположенными под определенным углом. Этот угол способен изменяться в процессе движения автомобиля. А передается крутящий момент устройством, которое носит название карданная передача. На заднеприводных автомобилях, где двигатель установлен в задней части кузова, а также у переднеприводных машин карданная передача отсутствует.
В заднеприводных трансмиссиях используется карданный вал, поскольку в автомобилях с задним приводом двигатель располагается достаточно далеко от ведущих колес.
А вот шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), которые в просторечии называются среди автолюбителей «гранатами», устанавливаются исключительно на автомобилях с передним приводом.
Главная передача необходима для осуществления увеличения крутящего момента и его передача на полуоси машины под прямым углом. Полуоси, в свою очередь, служат для передачи крутящего момента на ведущие колеса.
Дифференциалом называется специальный механизм, который используется для того, чтобы ведущие колеса транспортного средства вращались с разными скоростями (в случаях, когда это необходимо – например, при движении по ухабистой дороге или на поворотах).
Современные требования к трансмиссиям чрезвычайно высоки. Трансмиссии последних поколений должны быть простыми по своей конструкции, но при этом иметь большой коэффициент полезного действия (КПД), а также передавать высокий крутящий момент. Помимо этого, трансмиссия должна быть небольших размеров и быть крайне надежной, чтобы не дать внезапного сбоя в самый неподходящий момент. Еще одним из главных требований автовладельцев к трансмиссии является ее бесшумность в процессе работы.
Следующая группа механизмов, входящая в систему шасси – это ходовая часть автомобиля. Внешне она напоминает тележку и состоит из рамы, мостов (переднего и заднего), подвески (с и рессорами) и колес. Если кузов транспортного средства является несущим – это подразумевает отсутствие рамы. В этом случае все агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Как правило, это относится к автобусам и легковым автомобилям.
Для поддерживания кузова служат автомобильные мосты – передний и задний. Вертикальная нагрузка, благодаря мостам, передается на колеса.
Упругую связь мостов (колес) с кузовом устанавливает подвеска. Подвеска представляет собой совокупность устройств, которые связывают кузов и колеса автомобиля. Одна из основных миссий подвески – это преобразование воздействия дороги на автомобиль в наиболее допустимые и комфортные колебания колес и кузова. При этом автомобиль должен не только быстро набирать скорость при разгоне, но и не менее быстро замедлять ход до момента полной остановки.
Помимо прочего машина должна быть устойчивой и «послушной» в управлении. Для достижения всех этих целей и служит подвеска, конструкцией которой определяется безопасность при движении, а также прочие основные эксплуатационные свойства автомобиля. Важно также помнить о том, что подвеска влияет и на сцепление. Надежное сцепление колес с поверхностью дороги зависит не только от – но и от передаваемой на колеса нагрузки. А изменение вертикальной нагрузки на колеса, в свою очередь, определяется работой амортизаторов и прогибом рессор. Соответственно, в результате уменьшения вертикальной нагрузки, сцепление колес с поверхностью дороги снижается.
В легковых автомобилях подвеска состоит из таких основных типов устройств как:
- направляющие устройства (к ним относятся стойки, растяжки, рычаги, тяги);
- упругие элементы (пружины, пневморессоры, листовые рессоры и др.);
- гасящие устройства (гидравлические амортизаторы);
- устройства управления и регулирования (например, регуляторы крена и высоты, и прочее).
Колеса, также входящие в систему ходовой части автомобиля, осуществляют связь транспортного средства с дорогой.
Таким образом, ходовая часть транспортного средства используется для объединения колес и устройств крепежа к кузову, обеспечивая движение машины при помощи ведущих колес.
Последняя, третья группа механизмов, относящаяся к шасси – это система управления автомобилем. К этим устройствам относятся:
- система рулевого управления, которая служит для изменения направления движения машины;
- тормозная система, которая предназначается для замедления скорости автомобиля, его остановки и удержания в неподвижном состоянии во время стоянки.
Рассмотрим эти системы более подробно.
При изменении положения руля меняется угол поворота колес. За этот процесс отвечает рулевое управление автомобиля. Работа рулевого управления заключается в том, что если, например, руль поворачивается вправо, то и колеса автомобиля также поворачиваются в правую сторону – причем, чем большим будет градус поворота руля, тем на больший угол повернутся управляемые колеса.
Современное рулевое управление автомашины должно работать точно и надежно, ведь если эта система неисправна – автомобиль становится полностью неуправляемым. Когда поворачивается руль, колеса должны без задержки поворачиваться на определенный угол, который должен точно соответствовать углу поворота рулевого колеса. Состоит из привода и рулевого механизма. Современные рулевые механизмы делятся на три типа: «червяк-ролик», «винт-гайка» и «рейка-сектор». Все они относятся к механическим, однако в последнее время крупные автомобильные концерны планируют замену механического рулевого управления на электронное. В электронном рулевом управлении не будет механических приводов и тяг – их полностью заменит блок управления, который будет поворачивать колеса в соответствии с поворотом руля при помощи электромоторов.
Одной из наиболее важных и ответственных систем автомобиля является его тормозная система. От ее исправности и качественной работы зачастую зависит жизнь водителя и пассажиров. Тормозная система автомобиля состоит из целого ряда компонентов и деталей, служащих для замедления движения машины и для ее полной остановки. Тормоза также нужны для того, чтобы, например, удержать автомобиль в неподвижном состоянии на склоне. В принципе тормозная система транспортного средства делится на две системы – рабочую и стояночную. Рабочая система необходима для снижения скорости и остановки автомобиля, а стояночная удерживает машину на неровной поверхности. К деталям тормозной системы относятся диски, цилиндры, барабаны, тормозные колодки и приводы. Основная часть современных автомобилей оборудована так называемыми фрикционными тормозами. Их работа базируется на использовании силы трения неподвижной детали о подвижную (колодки, например, трутся о тормозной диск или барабан).
Кузов
Основа автомобиля, к которой крепятся все его агрегаты и узлы – это кузов. От состояния кузова зависит внешний вид авто, его обтекаемость, безопасность и комфорт в процессе вождения. В кузове размещаются водитель, пассажиры и грузы (багаж). По своему исполнению это достаточно сложное и металлоемкое изделие – поэтому почти половину стоимости машины составляет именно цена кузова (это же, кстати, можно сказать и о весе автомобиля). Кузов стандартных современных легковых автомобилей состоит из пассажирского салона, багажника и моторного отсека. Изготавливается он из стали, алюминия и стекла, а вот вспомогательными материалами для его изготовления являются грунтовка, краска, резина, утеплитель и многое другое. Кстати, в наши дни существуют даже такие модели автомашин, кузова которых изготовлены из специального прочного пластика.
Конструкция кузова легкового авто может быть разной: двухдверный кабриолет, – все зависит от фантазии производителя и ожиданий клиента. Однако главное предназначение любого кузова – это обеспечение безопасности, как пассивной (для водителя и пассажиров; предотвращение ДТП), так и активной (для окружающих; уменьшение тяжести ДТП). Кроме размещения водителя, пассажиров и багажа, кузов также несет функцию несущего элемента. К кузову крепятся двигатель, все агрегаты трансмиссии и ходовой части, механизмы управления, дополнительное оборудование. Помимо прочего, на кузове замыкается «минус» автомобильной электроцепи.
Видео — общие сведения об устройстве автомобиля
Заключение!
Необходимо помнить, что при появлении очагов коррозии кузов может прийти в полную негодность буквально за пару лет – а это значит, что в негодность придет и весь автомобиль, т.к. в данном случае будет логичней купить новую машину, чем менять кузов. Поэтому нужно обязательно проводить и удалять ржавчину, если она появляется на кузове вашего авто.
- Новости
- Практикум
Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха
Как подсчитали участники энергетического форума в Милане, более половины выбросов СО2 и 30% вредных для здоровья твёрдых частиц попадает в воздух вовсе не из-за работы двигателей внутреннего сгорания, а из-за отопления жилого фонда, сообщает La Repubblica. В настоящее время в Италии 56% построек относится к самому низкому экологическому классу G, причем...
Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня
В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...
АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата
Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...
В Сингапуре появятся беспилотные такси
Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...
Названы регионы России с самыми старыми автомобилями
При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...
В Хельсинки запретят личные автомобили
Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...
Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности
Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...
Внедорожник GMC превратили в спорткар
телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...
Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник
Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...
Екатеринбург
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.. 2
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ОСНОВНЫХ ТИПОВ.. 2
ИНДЕКСАЦИЯ (ОБОЗНАЧЕНИЕ) АВТОМОБИЛЕЙ.. 2
ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЯ.. 2
ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ.. 2
ТИПАЖ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРИЦЕПОВ.. 2
РОТОРНО – ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВАНКЕЛЯ.. 2
УСТРОЙСТВО РОТОРНО – ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ.. 2
АВТОМОБИЛИ С РПД ВАНКЕЛЯ.. 2
НАЗНАЧЕНИЕ, ТИПЫ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОНСТРУКЦИЙ ВАРИАТОРОВ.. 2
НАЗНАЧЕНИЕ, ТИПЫ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АНТИБЛОКИРОВОЧНЫХ СИСТЕМ ТОРМОЗОВ 2
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ.. 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 2
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Автомобиль состоит из трех частей:
3) двигатель
Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров. У грузовых автомобилей кузов включает кабину и грузовую платформу. У легковых автомобилей кузов представляет собой несущую пространственную систему, так как является одновременно помещением для пассажиров и груза, а также основанием для крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Рис – 1 кузов легкового автомобиля
Рис – 2 кузов грузового автомобиля
Шасси – это совокупность агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления
Рис – 3 шасси автомобиля
Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению.
Трансмиссия состоит из:
1) сцепления
2) коробки перемены передач
3) главной передачи
4) карданной передачи (для заднеприводных автомобилей)
5) дифференциала
6) привода колес (полуосей, шарниров равных угловых скоростей)
Рис – 4 схема трансмиссии
Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и для плавного их соединения при трогании с места.
Рис – 5 сцепление
Коробка перемены передач предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен.
Рис – 6 коробка перемены передач
Главная передача служит для увеличения крутящего момента и изменения его направления под прямым углом к продольной оси автомобиля.
С этой целью главную передачу выполняют из конических шестерен. В зависимости от числа шестерен главные передачи разделяют на одинарные конические, состоящие из одной пары шестерен, и двойные, состоящие из пары конических и пары цилиндрических шестерен.
Одинарные конические, в свою очередь, подразделяют на простые и гипоидные передачи.
Рис – 7 типы главной передачи:
1 - ведущая коническая шестерня, 2 – ведомая коническая шестерня,
3 - ведущая цилиндрическая шестерня, 4 - ведомая цилиндрическая шестерня.
Одинарные конические простые передачи применяют преимущественно на легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. В этих передачах ведущая коническая шестерня 1 соединена с карданной передачей, а ведомая 2 с коробкой дифференциала и через механизм дифференциала с полуосями. (Рис – 7 а)
Для большинства автомобилей одинарные конические передачи имеют зубчатые колеса с гипоидным зацеплением. Гипоидные передачи по сравнению с простыми обладают рядом преимуществ: они имеют ось ведущего колеса, расположенную ниже оси ведомого, что позволяет опустить ниже карданную передачу, понизить пол кузова легкового автомобиля. Вследствие этого снижается центр тяжести и повышается устойчивость автомобиля. Кроме того, гипоидная передача имеет утолщенную форму основания зубьев шестерен, что существенно повышает их нагрузочную способность и износостойкость. Но это обстоятельство обусловливает применение для смазки шестерен специального масла (гипоидного), рассчитанного для работы в условиях передачи больших усилий, возникающих в контакте между зубьями шестерен. (Рис – 7 б)
Двойные главные передачи (Рис – 7 в) устанавливают на автомобилях большой грузоподъемности для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и повышения передаваемого крутящего момента.
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между валами, расположенными под углом друг к другу.
Рис – 8 карданная передача
Дифференциал служит для распределения подводимого к нему вращающего момента между валами и обеспечивает возможность их вращения с неодинаковыми угловыми скоростями.
При движении автомобиля на повороте внутреннее колесо каждой оси проходит меньшее расстояние, чем ее наружное колесо, а колеса одной оси проходят разные пути по сравнению с колесами других осей.
Неодинаковые пути проходят колеса при движении по неровностям на прямолинейных участках и на повороте, а также в случае прямолинейного движения по ровной дороге при разных радиусах качения колес, например при неодинаковом давлении воздуха в шинах и износе шин или неравномерном распределении груза на автомобиле.
Рис – 9 дифференциал
Привод колес обеспечивает передачу крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам.
Рис – 10 шарнир равных угловых скоростей
Рис – 11 полуось
Ходовая часть предназначена для перемещения автомобиля по дороге с определенным уровнем комфорта без тряски и вибраций. Ходовая часть автомобиля состоит из несущего основания (кузов или рама) передней и задней подвески и колес.
Подвеска - это система устройств для упругой связи остова автомобиля с его колесами, гасит колебания кузова, смягчает и поглощает удары колес о неровности дороги. Она бывает зависимой и независимой.
На автомобилях устанавливают дисковые колеса с пневматическими шинами. В результате сцепления ведущих колес с грунтом их вращательное движение преобразуется в поступательное движение автомобиля. По назначению колеса делят на ведущие, управляемые ведомые и комбинированные (одновременно ведущие и управляемые).
Рис – 12 ходовая часть автомобиля
Рулевое управление предназначено для изменения направления движения автомобиля посредством поворота передних колес.
Рулевой механизм осуществляет передачу усилия от водителя к рулевому приводу и облегчает поворот рулевого колеса. Различают несколько типов рулевых механизмов: червяк – ролик, рейка – сектор и винт – гайка.
Рулевой механизм типа червяк – ролик. Его применяют на не которых автомобилях среднего класса, имеющих механическое рулевое управление.
Рис – 13 рулевой механизм червяк – ролик
Рулевой механизм типа винт - гайка. Такой механизм применяют при механическом или гидромеханическом управлении. Механическое управление используется на автомобилях малого класса, а на автомобилях средней и большой грузоподъемности применяют рулевое управление с гидроусилителем.
Рис – 14 рулевой механизм винт - гайка
Основной частью его является картер 1, имеющий форму цилиндра. Внутри цилиндра размещены поршень - рейка 10 с жестко закрепленной в нем гайкой 3. Гайка имеет внутреннюю нарезку в виде полукруглой канавки, куда заложены шарики 4. Посредством шариков гайка зацеплена с винтом 2, который, в свою очередь, соединен с рулевым валом 5. В верхней части картера к нему крепится корпус 6 клапана управления гидроусилителем. Управляющим элементом в клапане является золотник 7. Исполнительным механизмом гидроусилителя служит поршень-рейка 10, уплотненный в цилиндре картера с помощью поршневых колец. Рейка поршня соединена нарезкой с зубчатым сектором 9 вала 8 сошки.
Вращение рулевого вала преобразуется передачей рулевого механизма в перемещение гайки - поршня по винту. При этом зубья рейки поворачивают сектор и вал с закрепленной на нем сошкой, благодаря чему происходит поворот управляемых колес. При работающем двигателе насос гидроусилителя подает масло под давлением в гидроусилитель, вследствие чего при совершении поворота усилитель развивает дополнительное усилие, прикладываемое к рулевому приводу. Принцип действия усилителя основан на использовании давления масла на торцы поршня - рейки, которые создают дополнительную силу, передвигающую поршень и облегчающую поворот управляемых колес.
Рулевой механизм сектор – рейка.
Рис – 15 сектор рейка
Реечный рулевой механизм является самым распространенным типом механизма, устанавливаемым на легковые автомобили. Реечный рулевой механизм включает шестерню и рулевую рейку. Шестерня устанавливается на валу рулевого колеса и находится в постоянном зацеплении с рулевой (зубчатой) рейкой. Работа реечного рулевого механизма осуществляется следующим образом. При вращении рулевого колеса рейка перемещается вправо или влево. При движении рейки перемещаются присоединенные к ней тяги рулевого привода и поворачивают управляемые колеса.
Реечный рулевой механизм отличает простота конструкции, соответственно высокий КПД, а также высокая жесткость. Вместе с тем, данный тип рулевого механизма чувствителен к ударным нагрузкам от дорожных неровностей, склонен к вибрациям. В силу своих конструктивных особенностей реечный рулевой механизм устанавливается на переднеприводных автомобилях с независимой подвеской управляемых колес.
Тормозная система
Для снижения скорости движения, остановки и удержания в не подвижном состоянии автомобили оборудуют тормозной системой. Различают следующие виды тормозных систем: стояночную, которая служит для удержания машины на склоне, и рабочую, необходимую для снижения скорости движения машины и ее полной остановки с необходимой эффективностью. Тормозная система состоит из тормозных механизмов и их привода. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, принцип действия которых основан на использовании сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней цилиндрической поверхности вращения, а в дисковом на боковых поверхностях вращающегося диска.
Гидравлическая тормозная система
Рис – 16 гидравлическая тормозная система
1 - тормозной механизм переднего колеса;
2 - трубопровод контура «левый передний - правый задний тормозные механизмы»;
3 - главный цилиндр гидропривода тормозных механизмов;
4 - трубопровод контура «правый передний - левый задний тормозные механизмы»;
5 - бачок главного цилиндра;
6 - вакуумный усилитель;
7 - тормозной механизм заднего колеса;
8 - упругий рычаг привода регулятора давления;
9 - регулятор давления;
10 - рычаг привода регулятора давления;
11 - педаль тормозной системы
Действует тормозная система следующим образом. Когда водитель нажимает ногой на тормозную педаль, перемещаемый ею поршень в главном тормозном цилиндре выжимает жидкость в колесные тормозные (рабочие) цилиндры через вакуумный усилитель. Размещенные в рабочих цилиндрах поршни под действием жидкости прижимают колодки колесного тормоза к барабану колеса и замедляют его вращение.
Гидровакуумный усилитель облегчает управление тормозами автомобиля, используя разрежение (вакуум), возникающее во всасывающем трубопроводе двигателя. Усилитель при торможении увеличивает давление в системе на 4,5... 5,0 МПа.
Пневматическая тормозная система
Рис – 17 пневматическая тормозная система
Устройство тормозной системы с пневматическим тормозным приводом автомобиля ЗИЛ-130 входят:
- тормозные механизмы задних 4 и передних 14 колес,
- компрессор 1,
- баллоны 3 для хранения сжатого воздуха,
- тормозные камеры задних 5 и передних 13 колес,
тормозной кран 10,
Тормозная педаль 11,
- манометры 2,
- соединительные трубопроводы и шланги 9,
- трубопровод 6,
- разобщительный кран 8
- соединительная головка 7 для подвода воздуха к тормозной системе прицепа.
Принцип работы: компрессор 1 засасывает воздух из атмосферы, сжимает его и подает в стальные баллоны 3, где он хранится под давлением 0,7-0,9 МПа. При нажатии водителем на тормозную педаль в тормозном кране открывается впускной клапан и сжатый воздух из баллонов по трубопроводам и шлангам поступает в тормозные камеры 5 и 14 и через них воздействует на колесные тормозные механизмы, затормаживая колеса.
Чтобы продолжить движение, водитель отпускает тормозную педаль, поступление воздуха к тормозным камерам прекращается, а имевшийся там воздух удаляется через выпускной клапан тормозного крана в атмосферу.
Двигатель
Двигатель - устройство, преобразующее энергию сгорания топлива в механическую работу.
На автомобилях устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), у которых топливо сгорает внутри цилиндра. Действие ДВС основано на использовании свойства газов к расширению при нагревании.
Рис – 18 рядный четырех цилиндровый двигатель в разрезе
Рис – 19 V образный восьми цилиндровый двигатель
Автомобильные двигатели различают:
По способу приготовления горючей смеси с внешним смесеобразованием (карбюраторные, инжекторные, газовые двигатели) и с внутренним смесеобразованием (дизели);
По роду применяемого топлива - бензиновые (работающие на бензине), газовые (на горючем газе) и дизели (работающие на дизельном топливе);
По способу охлаждения - с жидкостным и воздушным охлаждением;
- по расположению цилиндров – рядные, V- образные оппозитные;
- по способу воспламенения горючей (рабочей) смеси - с принудительным зажиганием от электрической искры (карбюраторные и инжекторные двигатели) или с самовоспламенением от сжатия (дизели).
Основные механизмы двигателя:
- Кривошипно - шатунный механизм преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения управляет работой клапанов, что позволяет в определенных положениях поршня впускать воздух или горючую смесь в цилиндры, сжимать их до определенного давления и удалять оттуда отработавшие газы.
Основные системы двигателя:
Система питания служит для подачи очищенного топлива и воздуха в цилиндры, а также для отвода продуктов сгорания из цилиндров.
- Система питания дизеля обеспечивает подачу дозированных порций топлива в определенный момент в распыленном состоянии в цилиндры двигателя.
- Система зажигания она служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя в определенный момент.
- Смазочная система необходима для непрерывной подачи масла к трущимся деталям и отвода теплоты от них.
- Система охлаждения предохраняет стенки камеры сгорания от перегрева и поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим.
Принцип работы четырехтактного двигателя
Рис – 20 такты четырехтактного двигателя
Рабочий цикл 4-х тактного двигателя состоит из четырех тактов: впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска.
При впуске поршень опускается из верхней мертвой точки (ВМТ) в нижнюю (НМТ). При этом с помощью кулачков распределительного вала открывается впускной клапан, через который в цилиндр засасывается топливная смесь.
При обратном ходе поршня (из НМТ в ВМТ) происходит сжатие топливной смеси, сопровождающееся ростом ее температуры.
Перед самым концом сжатия между электродами свечи загорается искра, поджигающая топливную смесь, которая, сгорая, образует горючие газы, толкающие поршень вниз. Происходит рабочий ход, при котором совершается полезная работа.
После перехода поршня к НМТ открывается выпускной клапан, позволяя двигающемуся вверх поршню вытолкнуть отработавшие газы из цилиндра. Происходит выпуск. В верхней мертвой точке выпускной клапан закрывается, и цикл повторяется снова.
Даже если очень сильно постараться, трудно вообразить себе современную действительность без автомобилей. По большому счету, именно они задают темп всей нашей жизни. Но среди водителей вряд ли найдется много тех, кто, даже на уровне "чайников", разбирался бы в их устройстве.
Конечно, вы спросите, зачем знать, из чего состоит автомобиль, если, практически, на каждом шагу можно встретить станции технического обслуживания. Там устранят любую неполадку в самые короткие сроки. Можете не верить, но даже самое поверхностное знание устройства своей машины может помочь вам сэкономить на ее обслуживании немалые деньги. Ведь встречаются же недобросовестные механики, которые готовы ремонтировать несуществующие поломки, только бы подзаработать лишнюю копейку. И процветают они именно благодаря невежеству водителей, для которых любая ложь сойдет за чистую монету.
Поэтому, как ни крути, а знать, из чего состоит автомобиль, нужно каждому, кто садится на водительское сиденье. В автошколах на изучение этой темы выделяется несколько часов. Но, вряд ли, все серьезно относятся к освоению предмета. Обычно, водители уже потом, так сказать, в процессе, приходят к тому, что изучение устройства автомобиля им, все-таки, необходимо.
Похоже, эта тема интересна многим. Так, давайте же разберемся, что за "чудо техники" возит нас каждый день на работу. Сильно углубляться в дебри физики и механики мы, конечно, не будем. Этим, уж точно, пусть занимаются профессионалы.
Мы же составим для себя общее представление о системах, узлах и агрегатах автомобиля, а также разберемся, что за сила такая заставляет его двигаться. Согласны? Ну, тогда начнем. Рассматривать мы будем, по умолчанию, из чего состоит автомобиль легковой. Именно он находится во владении основной массы водителей, жаждущих узнать его, так сказать, изнутри.
Автомобиль состоит
- из кузова;
- ходовой части;
- трансмиссии;
- двигателя;
- системы питания;
- системы охлаждения;
- электрооборудования;
- системы смазки;
- системы управления.
Кузов автомобиля
Кузовом называют несущую часть автомобиля. Именно к кузову крепятся все основные узлы и агрегаты. Конструкция его зависит от типа и марки машины. Но, в основном, кузов представляет собой штампованное днище, к которому, при помощи сварки, крепятся передние и задние лонжероны, моторный отсек, крыша. А, также, различные навесные элементы (дверцы, крылья, капот, крышка багажника и т.п.).
Ходовая часть
Как понятно из названия, эта группа узлов и механизмов отвечает за передвижение автомобиля. Вы и сами, наверное, догадались, что в нее входят колеса, подвеска, передний и задний мосты. В зависимости от того, какой привод имеет машина, ведущим может быть как передний, так и задний мост.
Трансмиссия
А эта группа механизмов является связующим звеном между двигателем и ходовой. Крутящий момент передается с вала двигателя на вал коробки передач. Сцепление обеспечивает плавность этой передачи. Коробка переключения передач изменяет передаточное число крутящего момента и снижает нагрузку на двигатель. Карданная передача соединяет коробку передач с ведущим мостом или с колесами автомобиля. Таким образом, энергия, полученная при сгорании топлива и преобразованная двигателем в крутящий момент, заставляет вращаться колеса.
Двигатель
Многие называют двигатель сердцем автомобиля или его душой. Наверное, если бы машина была живым существом, то так бы оно и было. Именно в двигателе сгорает бензин. В результате этого сгорания высвобождается энергия, которая преобразуется в крутящий момент. Если изучать все, из чего состоит двигатель автомобиля, то нам с вами и дня не хватит. Поэтому, назовем только основные его составляющие. А именно: поршневая группа, головка, кривошипно-шатунный механизм, вал, маховик и т.д. Двигатели подразделяются в зависимости от количества цилиндров и их расположения, а также от системы впрыска топлива (инжекторные и карбюраторные).
Перечисляя то, из чего состоит автомобиль, можно выделить основные системы механизмов и вспомогательные, которые обеспечивают бесперебойную работу основных. Выше были названы те, без которых машина никак не поедет. Теперь давайте рассмотрим так называемые сервисные (вспомогательные) системы.
Система питания
Конечно же, система питания начинается с бензобака, куда мы заправляем бензин. Бензонасос закачивает его в карбюратор (инжектор), который регулирует впрыск топлива в поршни, где оно и сгорает.
Система охлаждения
Для того, чтобы двигатель в процессе своей работы не перегревался, предусмотрено его водяное охлаждение. В передней части автомобиля находится радиатор, в который заливается вода. Она циркулирует по патрубкам, расположенным вокруг двигателя и охлаждает его.
Электрооборудование
Чтобы запустить двигатель, нужна искра. И она не берется из ниоткуда. Поэтому в автомобиле имеется постоянный возобновляемый источник электрического тока – аккумулятор. Именно он обеспечивает запуск двигателя. Но, в процессе работы, автомобиль может сам себя обеспечить энергией для освещения, отопления, очистки стекол и т.п. с помощью генератора переменного тока.
Система смазки
Вы, наверняка, знаете, что, периодически, в автомобиле нужно менять масло или доливать его. Зачем же оно нужно? А все очень просто. Машинное масло уменьшает сопротивление при трении, тем самым снижая температуру и увеличивая срок эксплуатации деталей автомобиля. Все механизмы устроены так, чтобы быть постоянно в смазке. Именно поэтому, систему смазки в машине сравнивают с кровеносной системой в организме человека.
Система управления
Ну и, конечно же, "стальным конем" нужно как-то управлять. Для этого в нем имеется рулевой механизм. А, чтобы сдерживать его порывы, обычно, задействуется тормозная система.
Вот, в принципе, и все. Наша обзорная экскурсия подошла к концу. Если же вам нужна более подробная информация, готовьтесь к тому, что на ее освоение придется потратить довольно много времени. Ведь автомобиль – это сложнейшая система механизмов, которая совершенствуется и модернизируется с каждым годом. И в ваших же интересах, хоть обзорно, но быть в курсе того, из чего состоит автомобиль, и какие передовые технологии внедряются в новых моделях. От этого зависит и экономия средств, и ваша безопасность. Да и такая информация просто интересна, так сказать, для общего развития и расширения кругозора.
Автомобилем называется самодвижущаяся машина, предназначенная для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования и буксирования прицепов. Основные части автомобиля: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, кузов, механизмы управления и вспомогательное оборудование (рис. 2.1).
Двигатель - это машина, преобразующая какой-то вид энергии в механическую. Основное распространение получили двигатели внутреннего сгорания (ДВС).
Двигатель внутреннего сгорания преобразует химическую энергию топлива, сгорающего в его цилиндрах, в тепловую энергию, а затем при помощи кривошипно-шатунного механизма - в механическую, которая приводит во вращение ведущие колеса автомобиля. Наибольшее распространение получили бензиновые двигатели и дизели. Последние позволяют снизить расход топлива на 25-30%. Значительное внимание уделяется созданию двигателей, работающих не на нефтяных топливах. Одним из них является водород, запасы которого практически не ограничены. Однако применение водорода связано с большими энергетическими затратами, затруднениями в хранении и транспортировании. Широкому применению электродвигателей препятствуют малая энергоемкость источников энергии, в основном - аккумуляторных батарей, и их громоздкость, что снижает грузоподъемность автомобиля и запас его хода.
Трансмиссия служит для передачи вращающего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменения его величины и направления. В нее входят следующие механизмы: сцепление 3, коробка передач 4, карданная передача 5, ведущий мост 6 (см. рис. 2.1).
Сцепление предназначено для передачи энергии двигателя, плавного трогания автомобиля с места, кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и предотвращения воздействия на трансмиссию больших динамических нагрузок.
Рис. 2.1
7 - кабина; 2 - грузовая платформа; 3 - сцепление; 4 - коробка передач; 5 - карданная передача; б - главная передача (ведущий мост); 7 - рама
На автомобилях в большинстве случаев применяют фрикционные сухие дисковые постоянно замкнутые сцепления с пружинным нажимным устройством.
Коробка передач используется для изменения силы тяги на ведущих колесах, изменения скорости и направления движения, а также длительного отключения двигателя от трансмиссии.
Наибольшее распространение получили механические шестеренные ступенчатые коробки передач. С целью облегчения и автоматизации управления, а также повышения долговечности на легковых автомобилях и, особенно, автобусах применяют автоматические гидромеханические передачи.
Карданная передача передает вращающий момент между несоосными валами, обеспечивая угловую и осевую компенсацию при изменении расстояния между ними.
Ведущий мост воспринимает силы, действующие между опорной поверхностью и рамой или кузовом автомобиля, в том числе силы тяги и торможения. Редуктор ведущего моста - главная передача - преобразует по величине вращающий момент, передаваемый от коробки передач.
Ходовая часть служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение автомобиля. Она состоит из рамы, на которой устанавливают кузов и все механизмы автомобиля, подвески передней и задней осей и колес.
Кузов служит для размещения водителя, пассажиров и груза. У грузового автомобиля он состоит из грузовой платформы 2 и кабины 1 (см. рис. 2.1).
Механизмы управления предназначены для управления автомобилем. К ним относятся рулевое управление, с помощью которого изменяют направление движения автомобиля, и тормозная система, позволяющая уменьшить скорость или остановить автомобиль.
Трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления в сборе называют шасси.
К вспомогательному оборудованию относят лебедку, тяговосцепное устройство и другое дополнительное оборудование.
Данный словарь полезен начинающим автолюбителям и водителям с опытом. В нем найдете информацию об основных узлах автомобиля и их краткое определение.
Автомобильный словарь
АВТОМОБИЛЬ - транспортная машина, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания , электрическим). Вращение от двигателя передается коробке передач и колесам. Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы) и грузовые.АККУМУЛЯТОР - устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования. Аккумулятор преобразует электрическую энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный источник электроэнергии на автомобилях.
АКСЕЛЕРАТОР (педаль "газа") - регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения двигателя.
АМОРТИЗАТОР - устройство для смягчения ударов в подвеске автомобилей. В амортизаторе используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.
БАМПЕР - энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай легкого удара), расположенного спереди и сзади.
ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР - служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, используемого в двигателях.
ГЕНЕРАТОР - устройство, вырабатывающее электрическую энергию либо создающие электромагнитные колебания и импульсы.
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА - зубчатый механизм трансмиссии автомобилей, служащий для передачи и увеличения крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, а следовательно, и для увеличения тягового усилия.
ДВИГАТЕЛЬ внутреннего сгорания - источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. В классическом двигателе тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу. Существуют бензиновые и дизельные моторы.
ДЕТОНАЦИЯ - наблюдается в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате образования и накопления в топливном заряде органических перекисей. Если при этом достигается некоторая критическая концентрация, то происходит детонация, характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения пламени и возникновением ударных волн. Детонация проявляется в металлических "стуках", дымном выхлопе и перегреве двигателя и ведёт к пригоранию колец, поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя.
ДИФФЕРЕНЦИАЛ - обеспечивает вращение ведущих колёс с разными относительными скоростями при прохождении кривых участков пути.
ЖИКЛЕР - калиброванное отверстие для дозирования подачи топлива или воздуха. В технической литературе жиклерами называют детали карбюратора с калиброванными отверстиями. Различают жиклеры: топливный, воздушный, главный, компенсационный, холостого хода. Жиклеры оценивают их пропускной способностью (производительностью), т. е. количеством жидкости, которое может пройти через калиброванное отверстие в единицу времени; пропускная способность выражается в см3/мин.
КАРБЮРАТОР - прибор для приготовления горючей смеси из топлива и воздуха для питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Топливо в карбюраторе распыляется, перемешиваясь с воздухом, после чего подается в цилиндры.
КАРДАННЫЙ МЕХАНИЗМ - шарнирный механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным углом благодаря подвижному соединению звеньев (жесткий) или упругим свойствам специальных элементов (упругий). Последовательное соединение двух карданных механизмов называется карданной передачей.
КАРТЕР - неподвижная деталь двигателя, обычно коробчатого сечения для опоры рабочих деталей и защиты их от загрязнений. Нижняя часть картера (поддон) - резервуар для смазочного масла.
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ - вращающееся звено кривошипного механизма; применяется в поршневых двигателях. В поршневых двигателях число колен коленчатого вала обычно равно числу цилиндров; расположение колен зависит от рабочего цикла, условий уравновешивания машин и расположения цилиндров.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе.
КОЛЛЕКТОР - название некоторых технических устройств (например, выпускной и впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания).
ЛЮФТ - зазор между частями машины, какого-либо устройства.
МАНОМЕТР - прибор для измерений давления жидкостей и газов.
МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР - устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. Масляный фильтр устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания.
МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ - можно определить непосредственно в кгс·см с помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147 Н·см (15 кгс·см).
ПОДВЕСКА - система механизмов и деталей соединения колёс с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении. Автомобильная подвеска по конструкции бывает зависимой и независимой.
ПОДШИПНИК - опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ - простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания. Предохранитель состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи.
ПРОТЕКТОР - толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги.
РАДИАТОР - устройство для отвода тепла от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя.
РАЗВАЛ КОЛЕС - облегчает поворот колес и разгружает внешние подшипники.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ - прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ - имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.
РЕДУКТОР - зубчатая (червячная) или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов.
РЕЛЕ - устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне. Различают реле тепловые, механические, электрические, оптические, акустические. Реле используются в системах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации.
САЛЬНИК - уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями.
СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ - устройство для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания искрой, образующейся между её электродами.
СТАРТЕР - основной агрегат двигателя, раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для его запуска.
СТУПИЦА - центральная, обычно утолщенная часть колеса. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с ободом колеса спицами или диском.
СЦЕПЛЕНИЕ - механизм для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Сцепление обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание автомобиля с места.
ТАХОМЕТР - прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.
ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ - расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки. Полный тормозной путь включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами.
ТРАМБЛЕР - прерыватель-распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.
ТРАНСМИССИЯ - устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим механизмам (на колеса автомобиля).
ШИНА - резиновая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля. Обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки.
ЭКОНОМАЙЗЕР - приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или положениях, близких к этому.