Преобладающим видом плавучих навигационных знаков на внутренних водных путях в настоящее время являются буи.
Буй представляет собой металлический поплавок конической или прямоугольной формы, оборудованный сигнальным фонарем и якорным устройством.
Сигнальный фонарь буя питается от электрических батарей, расположенных в специальном пенале внутри надводной части корпуса. Буй удерживается на месте якорным устройством, состоящим из якоря и якорной цепи.
Бакен является основным плавучим знаком на малых реках.
Бакен состоит из плотика с укрепленной на нем надстройкой треугольной, круглой или прямоугольной формы. Плотик бакена и его надстройку изготавливают из дерева. Треугольная надстройка представляет собой трехгранную пирамиду. В верхней части пирамиды имеется штырь для укрепления сигнального фонаря. Бакены пирамидальной формы применяют для ограждения, как правило, левой кромки судового хода. Круглая надстройка состоит из двух круглых дощатых щитов – листов, прикрепленных крестообразно к вертикальному бруску. Бакены шарообразной и прямоугольной формы устанавливают только по правой кромке судового хода. Надстройка бакена прямоугольной формы выполнена их двух круглых ободов, на которые набита дощатая обшивка. В целом эта конструкция представляет собой цилиндр, который укрепляется на плотике.
Вехи устанавливают совместно с буями или бакенами в качестве контрольных или дополнительных знаков, а также самостоятельно для ограждения кромок судового хода на участке с неосвещаемым плавучим навигационным оборудованием. Вехи бывают озерными и речными. Озерная веха представляет собой шест длиной до 10 м с поплавком (шпиртбакеном) и топовой (отличительной) фигурой наверху. Для установки вех применяются якоря и якорные цепи или металлические тросы. Речная веха представляет собой шест длиной 3 – 8 м, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Плавучие навигационные знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и системы расстановки.
Существуют две системы расстановки плавучих навигационных знаков.
Латеральная система – система расстановки плавучих навигационных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода.
Кардинальная система – система расстановки плавучих наигационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу. Эта система применяется на морях и крупных озерах.
Знаки латеральной системы расстановки
По своему назначению плавучие знаки, применяемые при латеральной системе расстановки, подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые.
Кромочный знак
служит для обозначения кромок судового хода. Левая кромка судового хода ограждается буями или бакенами треугольного силуэта белого или черного цветов (черный цвет знаков рекомендуется для применения на озерах и водохранилищах), а также вехами белого цвета. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют. Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки судового хода – белый постоянный или белый проблесковый. В качестве дополнительных вариантов в местах скопления посторонних огней может применяться зеленый постоянный или зеленый проблесковый огонь. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх – справа. Правая кромка судового хода ограждается плавучими знаками круглого, прямоугольного или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой шаровой фигурой черного цвета. При движении судна вниз эти знаки оставляют справа, при движении вверх – слева.Поворотный знак обозначает поворот прямолинейных участков судового хода, имеющего значительную протяженность, а также крутого поворота судового хода на участках водного пути с ограниченным обзором или скальным дном. Поворотный знак левой кромки показывает поворот судового хода влево относительно течения. Он представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посредине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посредине. Сигнальный огонь – зеленый или белый частопроблесковый. При прохождении этого знака судну необходимо повернуть влево, оставив знак к левому берегу. Поворот правой кромки судового хода относительно течения обозначается буем линейной или прямоугольной формы красного цвета с черной горизонтальной полосой посредине или красного цвета с белой горизонтальной полосой посредине. Сигнальный огонь – красный частопроблесковый. При прохождении этого знака следует повернуть вправо, оставив знак к правому берегу.
Знак опасности
обозначает особо опасные места и подводные препятствия у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, затонувшие суда и др.). Такой знак ставят непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны.
В местах расположения этих знаков судоводители должны принимать особые меры предосторожности при проводке судов и составов, не допуская чрезмерного приближения к знаку. Знаком опасности левой кромки является буй или бакен треугольного силуэта, окрашенные в белый цвет с одной черной горизонтальной полосой посредине и тремя-четырьмя черными вертикальными полосами. Горизонтальная и вертикальная полосы при пересечении образуют крест. Сигнальный огонь – зеленый двухпроблесковый. В качестве знака опасности правой кромки применяется буй прямоугольного силуэта красного цвета с черными или белыми вертикальными и горизонтальными полосами, образующими при пересечении крест. В темное время суток знак освещается красным двухпроблесковым огнем.
Свальный знак обозначает места, где направление течения не совпадает с направления судового хода. Он устанавливается на кромке судового хода, противоположной свалу. Свальным знаком левой кроми является буй или бакен треугольного силуэта. Верхняя половина знака окрашена в белый цвет, нижняя – в черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый. Свальный плавучие знаки могут устанавливаться в сочетании с кромочными.
Разделительный знак обозначает места разделения (разветвления) судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными, тремя белыми и тремя красными чередующимися ветрикальными полосами, равными между собой. Государственным стандартом допускается вместо указанного знака устанавливать рядом два кромочных знака (парный знак) – левой и правой кромок судового хода. Сигнальный огонь разделительного знака (при одном знаке) – белый и красный или зеленый и красный проблесковые. при этом проблески огней чередуются между собой. На парном разделительном знаке – белый и красный или зеленый и красный постоянные огни.
Осевые знаки устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые полосы: для судов, идущих сверху, и для судов, идущих снизу. Ориентировка по осевым знакам производится по принципу: «следуй со знака на знак, оставляя его слева». Для обозначения оси судового хода используют осевые буи и вехи, а для обозначения поворота судового хода – поворотно-осевые буи и вехи. Кроме того, в качестве дублирующих знаков могут устанавливаться зимние (ледовые) буи – сигары. Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт надстройки, окрашенной двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый двухпроблесковый. Осевая веха окрашена двумя черными и тремя белыми горизонтальными полосами. На вершине вехи устанавливают круглую (шаровую) топовую фигуру черного чвета. Ледовый буй – сигара имеет такую же окраску, как осевой буй.
Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой (треугольную или линейную). Надстройка его окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый группочастопроблесковый. Поворотно-осевая веха окрашена двумя черными или белыми и тремя красными горизонтальными полосами. Топовая фигура вехи – черный шар. Ледовый буй – сигара поворотно-осевого знака имеет такую же окраску, как и поворотно-осевой буй. Вехи и ледовые буи – сигары не светящие.
По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.
К ним относятся: осевые, щелевые и кромочные створы; перевальные, ходовые и весенние знаки; знак "Ориентир"; путевой огонь.
Створ осевой Состоит из двух знаков (переднего и заднего), указывающих ось судового хода на прмямолинейном участке водного пути. Иногда этот створ называют линейным.
Передний знак расположен ниже заднего. По своей форме знаки осевого створа могут выставляться трех типов: прямоугольные (квадратные) щиты; трапецеидальные щиты; комбинированные (нижний щит трапециидальный, верхний квадратный).
Цвет окраски щитов выбирается в зависимости от фона окружающей местности. На светлом фоне выставляются красные щиты с белой или черной вертикальной полосой посередине, на темном - белые щиты с черной полосой. В случаях, когда знаки выставляются на фоне неба, они могут иметь черный цвет с белыми полосами.
В темное время на переднем знаке горит белый или зеленый постоянный огнь, а на заднем - белый или зеленый проблесковый огонь.
При следовании по оси судового хода судоводитель наблюдает совмещенные створные полосы знаков (днем) и огни (ночью), расположенные на одной вертикали. В случае отклонения судна от оси происходит смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни.
Створ щелевой. Указывает направление и кромки судового хода. Состоит из двух передних и одного заднего прямоугольных щитов.
На светлом фоне устанавливаются красные щиты с белыми или черными полосами, на темном - белые щиты с черными полосами, на фоне неба - черные щиты с белыми полосами.
Передние огни - белые постоянные, задний - белый проблесковый. На левом берегу передние знаки могут быть оборудованы зелеными постоянными огнями, задний - зеленым проблесковым, а на правом берегу - передние красные постоянные, задний - красный проблесковый.
Если судоводитель наблюдает задний щит (огонь) между передними, то судно находится на судовом ходу, если полоса одного из передних щитов совпала с полосой заднего щита, то это обозначает, что судно вышло на кромку судового хода.
Кромочный створ. Указывает точное направление границ - кромок судового хода.
Щиты кромочных створов окрашиваются в зависимости от фона местности: на темном фоне - в белый цвет, на светлом - в красный.
Огни на левой кромке - зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке огни красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.
Фактически этот створ можно рассматривать как два совмещенных осевых створов, один из который показывает левую кромку судового хода, а другой - правую.
До тех пор пока судоводитель наблюдает днем просвет между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков (ночью условная линия, соединяющая огни этих знаков, наклонена в сторону судового хода), судно находится в створной зоне.
Два положения судна при ориентировании по кромочному створу:
а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков;
б) судно находится на оси судового хода.
Перевальный знак служит для обозначения судового хода и устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. В отличие от створов перевальные знаки ставятся по одному.
Перевальные знаки по форме могут собой представлять:
Столб с прикрепленными на его вершине двумя квадратными щитами, указывающих два направления судового хода;
Прямоугольные вертикальные щиты во всю высоту знака, установленные так, чтобы их лицевые стороны указывали направления судового хода;
Третий тип перевального знака представляет собой сооружение из сужающихся кверху наклонных трапецеидальных щитов с квадратными щитками на их вершинах.
На светлом фоне щиты окрашиваются в красный цвет, на темном - в белый. Вертикальные полосы на щитах не наносятся.
Знаки левого берега оборудуются постоянным зеленым огнем, правого - красным постоянным. Возможен вариант оборудования знаков обоих берегов белыми проблесковыми огнями.
Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода. На перевалах обычно выставляется два знака - по знаку на левом и правом берегах. При этом, если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода.
Ходовой знак . Служит для обозначения судового хода, проходящего в непосредственной близости у берега.
Знак состоит из столба и прикрепленного к его верхней части ромбовидного щита. Для повышения дальности видимости щит может выставляться во всю высоту знака.
Наиболее часто этот знак расположен на чистых (ходовых) ярах.
Цвет щита ходового знака правого берега красный, левого - белый.
Ходовые знаки левого берега оборудуются зелеными проблесковыми огнями круговой видимости, правого берегатакими же огнями красного цвета.
Весенний знак Служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.
На левом берегу знак представляет собой сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапецеидный щит белого цвета.
На правом берегу щит весеннего знака круглой формы красного цвета.
Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого берега - постоянным огнем красного цвета-
Знак "Ориентир " Применяется для обозначения характерных приметных мест (мыс, остров и т.п.) на реках, водохранилищах и озерах.
Знак имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Щиты (наклонные) на левом берегу окрашены чередующимися полосами горизонтального черного и белого цветов, а на правом берегу - красного и белого цветов.
Знаки левого берега оборудованы зеленым двухпроблесковым огнем, а правого берега - красным двух-проблесковым огнем. Возможно применение на знаках обоих берегов белого двухпроблескового огня.
Путевой огонь . Устанавливается на откосах берегов судоходных каналов и служит для ориентирования судоводителей.
Путевые огни ставятся на обеих сторонах канала попарно (друг против друга), обычно через 250 м. Знак, как правило, представляет собой однометровую произвольную конструкцию, покрашенную шаровой краской.
В верхней части знака ночью на левом берегу зажигается зеленый постоянный огонь, на правом берегу -красный постоянный огонь. Направлены эти огни вдоль канала. Кроме того, на знаке может быть предусмотрен нижний огонь белого цвета, который прикрыт козырьком сверху и освещает откос канала и урез воды.
Опознавательный знак Предназначен для обозначения входа в канал со стороны реки, водохранилища и озера. Представляет собой обычно башню различной конструкции.
Знаки и огни на мостах. Эти знаки указывают пролеты для прохода судов, плотоводов и малых плавсредств под мостами сверху и снизу, а также направления оси судового хода и высоты подмостовых габаритов. Наглядный вид и характеристики выставляемых на мостах знаков и огней представлен
Судоходные пролеты мостов обозначаются расположенными на фермах посередине этих пролетов следующими знаками и огнями:
а) для судов, идущих снизу - квадратный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;
б) для судов, идущих сверху - ромбовидный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;
в) для плотовых составов- круглый щит, ночью - два постоянных зеленых створных огня;
г) для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.
Указатели высоты подмостового габарита представляют собой квадратные щиты (зеленые на светлом фоне или белые - на темном фоне), расположенные вертикально один над другим на опорах мостов. Ночью в центре каждого щита горит зеленый постоянный огонь.
Огни на наплавных мостах
Наплавной мост, когда он разведен, для пропуска судов должен иметь в темное время следующую световую сигнализацию:
на правой по течению стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета);
на левой стороне пролета - два зеленых постоянных огня (на нижнем и верхнем углах пролета);
на отведенной части моста, на конце выдающемся в реку, со стрежневой стороны устанавливается сигнальный огонь, соответствующий кромочным (к правому берегу красный, к левому зеленый);
на наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни.
Регулирование пропуска судов через разведенные части наплавного моста производится с помощью сигналов, поднимаемых на семафорной мачте
Маяки служат для ориентировки судоводителей при плавании на некоторых устьевых участках крупных рек, водохранилищах, озерах, а также входе в канал.
Они представляют собой башни различной конструкции и архитектуры (рис. 168).
На вершине маяка расположена аппаратура для подачи световых сигналов с установленной характеристикой и цветом огня. Некоторые маяки оборудуются туманной звуковой сигнализацией, а также радиоаппаратурой для подачи радиосигналов на определенных частотах.
Описание маяков подробно излагается в соответствующих лоциях, а их точные координаты (широта и долгота) нахождения наносятся на навигационные карты.
Схемы расстановки навигационных знаков. Для закрепления знаний по навигационным знакам и приобретения первичных навыков ориентирования по ним во время плавания, начинающему судоводителю полезно научиться читать карты (схемы) участков пути, с нанесенными на них навигационными ориентирами.
Простейшие схемы расстановки наиболее распространенных знаков с указанием оси судового хода, которая нанесена.пунктирной линией, приведены на рис.169-172.
Линейный створ является самым распространенным створом, устаl5;авливаемым на водных путях, и дает точное положение оси судового хода.
Щелевые и кромочные створы используются в основном на участках, где требуется обеспечить повышенную надежность обстановки, улучшить ориентировку судоводителей при расхождении и обгоне, а так же в местах, где часто сбиваются со штатных мест плавучие знаки.
Перевальные знаки (1, 2, 3. 4, 5, 6) устанавливаются обычно на приглубых берегах плесовых и перевальных участков рек, а также на водных путях с неосвещаемой и светоотражающей обстановкой.
Ходовые знаки (7,8) устанавливаются с расчетом обеспечения движения судов со знака на знак, а также между створно-перевальными и перевальными знаками.
Весенние знаки устанавливаются на выступающих в сторону судового хода мысах и бровках пойменных берегов. На рис. 177 весенние знаки указывают опасные затопленные бровки берегов. Знаки 1 и 3 -правого берега. 2 и 4 - левого.
Информационные знаки .
Информационные знаки, изображенные на цветной вкладке(приложение), подразделяются на три группы.
Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО).
В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.
К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции,а также акустические средства туманной сигнализации.
Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием.
Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.
Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.
Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.
Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.
Система предусматривает пять типов знаков
1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.
Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В,которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.
Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны,принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,- к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.
Регион А. На левой стороне (рис. 17.20) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).
На правой стороне (рисунка) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.
В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.
В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.
Основной фарватер справа – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).
Основной фарватер слева – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светящийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.
Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни.
Регион А
Знак левой стороны
Знак правой стороны
Регион В
Знак левой стороны
Знак правой стороны
Знак,указывающий, что основной фарватер слева
Знак,указывающий, что основной фарватер справа
Служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 17.28).
В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.
Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).
Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).
Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).
Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности.
Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).
Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров.
Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 17.29). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.
3. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 17.30). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).
Применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др.
Знаки окрашены в желтый цвет. Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.
Знаки,ограждающие отдельные опасности
Общие положения
1. Навигационные знаки и огни предназначены для создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях.
2. Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца.
3. При латеральной системе типы, основные параметры и размеры, цвет и вид окраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение сигнальных огней определяются в установленном порядке.
4. При кардинальной системе цвет и вид окраски плавучих знаков, их топовые фигуры и характер огней определяются действующей системой ограждения на ВВП разрядов "М" и "О".
Состав и назначение навигационных знаков
1. Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.
2. В состав береговых знаков входят знаки ограждения (обозначения) судового хода и знаки информационные.
К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки "ориентир", указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки.
3. В состав плавучих знаков входят буи, бакены, вехи.
4. Плавучие навигационные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности.
5. На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды.
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине.
На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу.
На каналах и озерах наименование сторон на судовых ходах принимается условно при проектировании транспортного освоения этих водных путей.
Характер навигационных огней
1. Постоянный.
2. Проблесковый - периодически повторяющиеся проблески.
3. Двухпроблесковый - периодически повторяющиеся группы из двух проблесков.
4. Частопроблесковый - непрерывно повторяющиеся частые проблески.
5. Группочастопроблесковый - периодически повторяющиеся группы.
6. Пульсирующий - непрерывно повторяющиеся световые импульсы.
7. Прерывисто-пульсирующий - периодически повторяющиеся группы.
8. Затмевающийся - периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения.
Плавучие навигационные знаки и огни для обозначения границ судового хода. Кромочный для обозначения кромок судового хода
1. Правая сторона:
красный прямоугольный буй;
красный круглый бакен;
красная веха с черной топовой фигурой;
красный огонь, постоянный или проблесковый.
2. Левая сторона:
белый или черный треугольный буй;
белый треугольный бакен;
белая веха без топовой фигуры;
зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый.
3. Разделение судовых ходов: для обозначения разделения судового хода:
разделительный буй с красно-белыми или красно-черными вертикальными полосами;
парный красный и белый бакены;
огни - красный и зеленый, или красный и белый, или желтый и красный проблесковые огни используют парами друг над другом.
4. Знаки, ограждающие опасные места и навигационные препятствия:
правый берег:
красный прямоугольный буй с одной белой или черной вертикальной и одной горизонтальной полосами (крестообразный);
огонь - красный, проблесковый или двухпроблесковый;
левый берег:
белый треугольный буй с одной черной вертикальной и одной горизонтальной полосами (крестообразный);
огонь - зеленый, проблесковый или двухпроблесковый.
5. Сигнальные знаки, обозначающие поворот судового хода:
правый берег:
красный прямоугольный буй с широкой горизонтальной белой или черной полосой;
огонь - красный, проблесковый или частопроблесковый;
левый берег:
белый или черный треугольный буй с широкой горизонтальной черной или белой полосой;
огонь - белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый.
6. Сигнальные знаки, обозначающие ось судового хода и одновременно его кромку для разделения встречных потоков судов:
белый треугольный буй с двумя горизонтальными широкими черными или красными полосами, веха белая с двумя черными полосами, топовая фигура черная круглого силуэта;
огонь - белый или желтый двухпроблесковый.
7. Сигнальные знаки, поворотно-осевые для обозначения поворота оси судового хода. Красный треугольный буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами. Огонь белый или желтый группочастопроблесковый. Веха - две черный (или белые) и три красные равные по ширине горизонтальные полосы. Топовая фигура круглого силуэта черная.
Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода
1. Цвет щитов береговых створных и перевальных знаков выбирается для создания контраста с фоном местности (светлый или темный) и не зависит от берега (правый или левый). Цвет огней зависит от берега (правый или левый).
2. Створ осевой для обозначения оси судового хода состоит из двух знаков: переднего и заднего.
Щиты квадратные, прямоугольные (вертикальные), трапецеидальные и комбинированные красного или белого цвета. На прямоугольных и трапецеидальных щитах наносятся белые или черные вертикальные полосы.
Огни на правом берегу красные, белые или желтые, левом берегу - зеленые, белые или желтые, на передних знаках - постоянные, на задних - проблесковые.
3. Створ щелевой для обозначения положения судового хода и его кромок состоит из трех знаков: двух передних и одного заднего.
Щиты прямоугольные красные или белые с белыми или черными вертикальными полосами.
Огни на правом и левом берегу, на передних знаках постоянные, на заднем - проблесковые, аналогичные осевому створу.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)
4. Створ кромочный для обозначения положения судового хода и его кромок. Щиты передние прямоугольные, задние трапецеидальные красного или белого цвета.
Огни постоянные или двухпроблесковые на правой кромке красные, на левой зеленые.
5. Перевальный знак для обозначения направления судового хода.
Щиты квадратные, прямоугольные, трапецеидальные или комбинированные красного или белого цвета.
Огни постоянные или проблесковые, на правом берегу красные, белые или желтые, на левом - зеленые, белые или желтые.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)
6. Весенний знак для обозначения затопленных берегов. Щиты на правом берегу круглые красные, на левом - трапецеидальные белые.
Огни постоянные, на правом берегу красные, на левом - зеленые.
7. Знак "ориентир" для обозначения характерных мест судоходного пути.
Щиты прямоугольные или трапецеидальные, на правом берегу красные, на левом - черные с двумя горизонтальными белыми полосами.
Огни двухпроблесковые, на правом берегу красные или белые, на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые.
8. Знак "Путевой огонь" для обозначения берегов (кромок) судоходного канала.
Огни постоянные или проблесковые, на правом берегу красные, на левом - зеленые.
9. Ходовой знак для обозначения судового хода, расположенного у берега.
Щиты ромбообразные на правом берегу красные, на левом - белые. Огни проблесковые на правом берегу красные, на левом зеленые.
10. Сигнализация судоходных пролетов мостов:
а) для обозначения оси судоходного хода в судоходном пролете моста на его середине устанавливаются квадратные, круглые, треугольные красные или белые щиты в зависимости от фона (светлый или темный) мостовых конструкций.
Для судов и составов, идущих сверху, щиты устанавливаются в виде ромба, круглые щиты - для плотов, треугольные - для маломерных судов.
Для судов и составов, идущих снизу, щиты квадратные.
Огни постоянные, два красных, расположенных по вертикали, - для судов, два зеленых, расположенных по вертикали, - для плотов.
Для обозначения подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов устанавливаются 1, 2, 3 или 4 квадратных щита зеленого или белого цвета на каждой опоре или кромке. Количество щитов указывает высоту пролета соответственно до 10, 13, 16 м и выше.
Все огни постоянные, зеленые;
б) Для обозначения судоходного пролета разводной части, отведенной в сторону правого или левого берега, наплавного моста устанавливаются 5 огней, по 2 на неподвижной части моста и по одному на углах его разводной части. Огни постоянные: на правом берегу красные, на левом - зеленые.
(пп. "б" в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)
Состав и отличительные признаки плавучих знаков при кардинальной системе расстановки
1. Кардинальные знаки предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно сторон света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг ограждений опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный.
Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность.
2. Определение секторов и знаков.
Четыре сектора (северный, восточный, южный и западный) ограничены истинными пеленгами СЗ-СВ, СВ-ЮВ, ЮВ-ЮЗ, ЮЗ-СЗ, взятыми из обозначаемой точки.
Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.
3. Описание знаков (буи, вехи).
Знак "Северный". Верхняя часть знака черная, нижняя часть - желтая. Веха с топовым знаком, у которого два черных конуса вершинами вверх, расположенные один над другим. Огонь белый, частопроблесковый. Знак выставляется в северном секторе к северу от опасности.
Знак "Южный". Верхняя часть знака желтая, нижняя - черная, веха с топовым знаком, у которого два черных конуса вершинами вниз, расположенные один над другим. Огонь белый, состоящий из 6 частых проблесков, за которыми следует один длительный проблеск в 15 с. Знак выставляется в южном секторе к югу от опасности.
Знак "Восточный". Цвет черный, с одной широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Веха с топовым знаком: два черных конуса, расположенные один над другим основаниями друг к другу. Огонь белый, состоит из трех частых проблесков с периодичностью 10 с. Знак выставляется в восточном секторе к востоку от опасности.
Знак "Западный". Цвет желтый, с одной горизонтальной черной полосой. Веха с топовым знаком: два черных конуса вершинами вместе. Огонь белый, состоит из девяти частых проблесков с периодичностью 15 с. Знак выставляется в западном секторе к западу от опасности.
Знаки, обозначающие отдельные опасные места
Буй черного цвета с широкой красной горизонтальной полосой, огонь белый двухпроблесковый. Веха с топовым знаком: два черных шара один над другим. Знак выставляется над опасностью.