Молодая семейная пара из Минска долго не могла выбрать, куда отправиться в свой первый семейный отпуск. В итоге, рассмотрев множество вариантов, неожиданно для себя ребята остановились на Хорватии. И не пожалели!
«УСЛЫШАВ, ЧТО ИЗ БЕЛАРУСИ, ИСКРЕННЕ УДИВЛЯЛИСЬ И СПРАШИВАЛИ, КАК МЫ ТУТ ОКАЗАЛИСЬ»
Мы выбирали курорты исходя из стоимости жилья, варианты искали на Airbnb. Из-за отсутствия моря и нехватки теплых дней дома хотелось по максимуму погреться на солнце, но в то же время банальная поездка в Египет на 10 дней нас не вдохновляла.
Когда изучали варианты на Адриатическом побережье Италии, сервис показал нам цены на противоположном берегу моря в Хорватии. Посмотрели фото курортов с прозрачной водой и зелеными соснами прямо на пляже, почитали отзывы и решили отправиться именно туда.
Жилье обошлось нам в 350 евро за 18 дней, начиная с конца августа. Выбрали сентябрь, чтобы не попасть в основной сезон с большим количеством людей на пляжах и высокими ценами. Наши апартаменты находились в Макарске - одном из крупнейших курортных районов Хорватии.
Так как прямых авиаперелетов лоукостами из близлежащих к нам городов в Хорватию нет, мы поехали на машине. В подготовке маршрута нам очень помогли форумы, где расписаны различные варианты маршрута и стоимость платных дорог.
Так как машина - Skoda Fabia 2009 года - не совсем удобна для долгих путешествий, водитель у нас один и это первый наш опыт дальней поездки за границу на машине, то пришлось составлять максимально короткий маршрут без ночных переездов. По итогу маршрут в одну сторону с остановками выглядел так: Кошице (Словакия) - Загреб (Хорватия) - Макарска. Жилье бронировалось в контрольных точках заранее через все тот же Airbnb.
Выехали рано утром в субботу и только поздно вечером приехали на ночлег в Кошице, простояв на польской границе 6 часов.
Пешеходная улица в Кошице.
На следующий день, отдохнув и погуляв по центру города, выехали к следующей точке. По платной дороге добрались до столицы Хорватии через Венгрию довольно быстро. По приезде немного заблудились, спрашивали дорогу у местных - понравилась их реакция: услышав, что из Беларуси, искренне удивлялись и спрашивали, как мы тут оказались.
Пешеходная улица Загреба.
На следующий день нас было не остановить - полным ходом помчались к морю. Жара поднялась уже до 40 градусов, все говорило, что мы подъезжаем к итоговой точке. По пути горело много лесов, самолеты пожарных летали прямо над нами, черпали воду в ближайших водоемах и летели обратно.
Через пару дней горели и горы у нас под боком.
«ТОЛЬКО И ЖДЕШЬ, ЧТО СЕЙЧАС ТЕБЯ ЗАДЕНУТ КАТАМАРАНОМ»
Добравшись в Макарску, довольно быстро нашли наше жилье. Хозяйка оказалась очень радушной и приветливой женщиной. Комната, которую мы снимали, была небольшая, все чисто и аккуратно, мы в ней проводили только пару часов в обед, чтобы отдохнуть от жары, и приходили переночевать.
Сразу после приезда, кинув вещи, первым делом побежали к морю. Все было как на картинке: изумрудные сосны, кристальная вода, за спиной горы - национальный парк Бьоково. Пейзаж казался нарисованным, как будто фотообои.
Город туристический, отношение к туристам тут было, конечно же, радушное. Молодежь говорит по-английски, люди постарше говорят по-хорватски, но стараются выделять слова и жестами объяснять, если видят, что их не понимают. Песчаных пляжей в этом регионе нет, а сосны позволяли укрыться от палящих солнечных лучей.
Ближайший к центру города пляж напоминал бухточку, со всех сторон надувные горки, скутеры, много людей, удовольствия от плавания никакого, только и ждешь, что сейчас тебя заденут катамараном. Поэтому ходили на дальние пляжи.
Потом оказалось, что дорога в одну сторону от нашего дома составляла около 4 километров, но они не ощущались - идешь по красивой набережной в теньке, ешь мороженое, дышишь соснами. Тем более в сентябре такой жары, как даже в последние дни августа, уже не было.
Еду покупали в местных супермаркетах. Цены на фрукты разочаровали - в несколько раз выше наших. В кафе питались редко, обычно готовили сами (в апартаментах была кухня и вся необходимая посуда).
Порции в кафе большие, но стоят немало. Вообще, говорят, что Хорватия дороже, чем соседняя Черногория. Чаще всего баловали себя выпечкой из местных пекарен, которые стоят на каждом углу, и вкусной пиццей.
Читая форумы, узнали, что в Хорватии развито движение нудистов, но особого значения этому не придали. Этот факт подтвердился уже на месте: как только заканчивался цивильный пляж, сразу можно было заметить нудистов, облюбовавших голые скалы.
«МЕСТНЫЕ ПРОВОДЯТ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ФАНАТОВ ПО МЕСТАМ СЪЕМОК “ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ”»
Островок в соседнем городке Брела.
За время отдыха отлежались надолго вперед на солнце, исходили соседние города, брали велосипеды напрокат, плавали на соседние острова Брач и Хвар. Оказывается, Белый дом в США сделан из известняка каменоломен острова Брач. Брачский камень использовался при строительстве многих известных сооружений во всем мире.
Поездка на велосипеде для не очень опытных велосипедистов то еще удовольствие: сначала нужно проехать между шеренгами туристов, а за пределами города - по узенькой тропинке вдоль скал. То и дело приходилось останавливаться, так как местами разминуться двум людям было невозможно.
В один из дней отправились на рафтинг по горной реке Цетина. Нам повезло, и с нами на рафтинге была немецкая русскоговорящая семья. Очень веселый и динамичный получился сплав под шутки и байки отца семейства. Инструктор даже знал, как зовут нашего президента.
Горная река Цетина.
Выбрав день, съездили в Дубровник. Все три часа поездки лил нескончаемый дождь, мы уже боялись, что зря едем. На удивление, по приезде засветило солнце, тучи расползлись.
Машину в городе оставлять надолго, не оплатив парковку, было бы рискованно, а цены там очень большие. Например, в центре города час парковки стоит 12 рублей в час, а в некоторых местах до 20 рублей. Мы оставили авто на парковке на окраине города и заплатили за 6 часов меньше 20 рублей.
Больше всего впечатлили крепостные стены, непередаваемые ощущения мощи, силы природы, когда смотришь, как волны разбиваются о скалы. Город очень колоритный, с толпами туристов. Здесь снимался сериал «Игра престолов», местные проводят экскурсии для фанатов по местам съемок, много различной сувенирной продукции.
«В БУДАПЕШТЕ НЕ БЫЛО ЧУВСТВА БЕЗОПАСНОСТИ
»
18 дней пролетели быстро. Перед отъездом хозяйка подарила нам бутылочку местного домашнего бренди из фиников. Маршрут назад мы планировали с небольшими заездами в попутные города и заповедники для ознакомления. Дорога обратно была такой: Макарска - Загреб (по пути заехали в национальный парк «Плитвицкие озера») - Будапешт (2 дня) - Краков (2 дня) - Минск.
Выехав рано утром, до озер добирались бесплатными местными дорогами в целях экономии. Без происшествий не обошлось. Ехали по навигатору. Но, так как дороги там строятся быстрее, чем обновляется карта навигатора, один раз он вывел нас на козью тропу. Через 10 километров, к счастью, мы выехали на ту же дорогу.
После, когда оставалось два часа пути, выехали под «кирпич». Дорога была закрыта на ремонт. Была небольшая паника: не знали, куда ехать, назад возвращаться не вариант. Ситуацию спас местный водитель лесовоза: махнув рукой нам и стоявшему сзади авто, поехал показывать объездную дорогу через поля, луга и леса. Благодаря ему мы благополучно добрались до Плитвицких озер.
Вообще, изначально нас все пугали, мол, как вы поедете одни по серпантинам, извилистым горным дорогам. На самом деле это были самые живописные дороги. И если, когда едешь по автобанам, хочется спать от однообразных пейзажей, тут просто дух захватывало! Машин было мало, движение спокойное, покрытие дороги хорошее, без ям и колдобин.
Озера встретили нас сырой погодой. Говорят, там всегда температура около 10-12 градусов. Пока разобрались, куда ехать и где парковаться, ушло 30 минут. Возможно, если бы была солнечная погода, то озера заиграли бы другими красками. По фотографиям в интернете были немного другие ожидания, более красочные.
Плитвицкие озера.
Сама прогулка вышла захватывающая, пешеходные дорожки сделаны прямо над журчащими ручьями, было интересно идти над ними. Можно было выбрать несколько маршрутов на ознакомление - от трех до шести часов. Нам нужно было еще ехать в столицу на заселение, поэтому ходили по короткому маршруту, но этого хватило с лихвой.
До Загреба добрались без происшествий. Жилье было очень дешевое, девять евро за ночь на двоих, еще и с завтраком. Остановились у местного жителя, который сдавал отдельно комнату. Изначально не хотели бронировать этот вариант, так как предпочитали жить одни в апартаментах, но наши опасения оказались напрасны. Хозяин был гостеприимным, а его собачка Чарли - очень дружелюбной.
На следующий день до Будапешта добрались очень быстро, за три часа, и остановились на две ночи, поэтому успели без спешки посмотреть город. Даже попали на съемки неизвестного нам фильма.
Но большое количество бездомных испортило все впечатление о городе. Они спали на матрасах в грязных вещах и в переходах метро, и в телефонных будках, и просто возле домов. Не было чувства безопасности.
Фото города и декорации фильма.
В Краков ехали по живописным местам через Татры, было много фур, но терпимо. В Кракове тоже останавливались на две ночи. Немного не повезло с погодой, лил дождь, но вечером успели погулять по центру города, а на следующий день поехали в музей, где можно было посмотреть и самому провести физические опыты.
Пейзаж в Татрах.
В целом путешествием остались довольны, всем рекомендуем это направление для отдыха, а сами надеемся, что это не последняя наша поездка в Хорватию. Вместе со всеми перемещениями мы были в отпуске 26 дней и потратили за это время около $1500 на двоих.
Фото: из личного архива героев.
В том возрасте, когда мама звала меня в девять вечера домой, я время от времени спрашивала у родителей: почему в других странах и моря есть, и вулканы, а у нас - ничего. Мама хваталась за голову и восклицала: "Вулканов нам и не хватало!.." Если же подумать, то ужаснее моря белорусу можно пожелать только конец света. Приезжаешь на море и на протяжении 20 км береговой линии здороваешься со всеми: вот дворовый хулиган Петя, который теперь работает в Москве, а на выходных на море приезжает. На родину. Здесь под зонтиком прячется бывший одноклассник Василий, который был в тебя тайно влюблен и поэтому все время дергал за косички, а здесь соседи из бабулиной деревни, и им ужасно интересно, почему ты на море родном появляешься редко, а по заграницам катаешься часто. И так 20 км. Поэтому все-таки хорошо, что моря у нас нет: преодолев трудности за место под солнцем в каком-нибудь посольстве, можно уехать из страны и забыть об отсутствии морского чуда как минимум на недели две.
Мы решили ничего не планировать (так думала вся семья, зато я по ночам в тайном воздыхании изучала на форумах особенности балканских культур) и поехать в Хорватию на машине, если папе дадут отпуск. Отпуск выпадал на август, у нас был автомобиль ("резервирование" дороги отпадает) , по совету любителей Хорватии жилье можно не бронировать заранее (и зря, но об этом позже). Промежуточные отели, как рассказывали, тоже на дорогах валяются - их мы не бронировали.
Выезжали из Минска 9.08 в пятницу вечером (экипаж: мама-папа, Маша (5 лет) -Ксюша (1,8) , предварительно цветы в горшочках вручив соседям. Серебристый минивен рено эспейс (меня часто спрашивают про машину, поэтому уточняю) + навигатор с видео регистратором roadmaх (Ю. П., это специально для тебя:)) , коляска-прогулка, спальник (второй купим в Польше), палатка, игрушки-книжки-подушки-пледы и запасное колесо, которое нам очень пригодится. По планам мы собирались на ночь остановиться в Кобрине, утром поехать дальше. Конечно же, утром о своих больших планах мы и не вспомнили: спали как спящие красавицы и один красавиц.
Маршрут я долго изучала на форумах. У каждого путешественника есть свой проверенный вариант. Поэтому действительно трудно определиться, что выбрать. Несколько моментов я все-таки взяла на вооружение:
1. в навигатор нельзя вводить начальный пункт А и конечный Z. Между А и Z нужно вводить ВСЕ промежуточные крупные пункты, которые вы хотите пересечь, иначе можете поехать по кривым и ломанным дорожкам: навигатор посчитает, что " это зеленый путь ", и вы ему ничего не докажете.
2. заранее лучше просмотреть фишки платных дорог пересекаемых стран и особенности их пдд на autotraveler.ru
3. поискать на форумах, какие дороги Польши на ремонте в этом году.
4. чтобы Польшу проскочить максимально быстро, запланировать транзит по РП на выходные (в это время здесь значительно меньше фур, вероятность попасть в их колонну сводиться к нулю).
Маршрут до Хорватии был таков: Минск - (здесь живет наша бабушка) - - Бяла-Подляска (заезжали по делам) - Люблин - Красник - Жешув (Rzeszow - обратите внимание на это название для навигатора) - Прешов (Словакия) - Кошице - Мишкольц (Венгрия) - Будапешт - Карловац (Хорватия) - - Слунь - - ()
Возвращаться мы будем другим маршрутом. Почему? В этом маршруте участок по Польше выглядит не самым лучшим образом для быстрой езды: много населенных пунктов (очень маленьких, которые располагаются на промежуточных участках между большими пунктами и вынуждают постоянно снижать скорость), если вы при этом попадете на ремонт дороги (мы не попали), ваше перемещение еще значительно замедлится.
По советам бывалых путешественников Австрия была рекомендована для просмотра даже по трассе. Поэтому мы решили посмотреть ее на обратном пути, а заодно эмпирическим путем убедиться, какой же маршрут удобнее для езды в Хорватию . Признаться честно, чтобы посмотреть горные красоты Австрии, нужно ехать совершенно по другим маршрутам с конкретной целью посмотреть бесподобные серпатины Альп: в Австрии есть специальные горные дороги, относящиеся к заповедникам, проезд по ним стоит в пределах 30 евро. Но те виды, которые проносятся за окном, когда вы едете по трассе, возможно, восхитительны, если ехать со стороны равнин белорусских. Мы ехали из Хорватии, и после ее горных видов ничего внушительного уже не увидели (глаз замылился:)).
Итак , назад мы будем ехать по такому маршруту :
Платные дороги. Платные дороги везде, кроме Польши (в Польше есть отдельные маленькие участки, но мы их не пересекали). С оплатой все очень строго, штрафы большие. На выезде из Польши, если ехать по маршруту из Жешува (маршрут смотри выше), можно купить виньетки во все близлежащие страны - Словакию, Чехию, Австрию, Венгрию (для Венгрии вы покупаете не виньетку, не пугайтесь: вас за ваши деньги внесут в базу данных, и дадут вам чек - автомобиль на автомагистрале будет сфотографирован, и номер сверен с данными в базе). Для внесения в базу вам нужно показать тех. паспорт. Стоимость виньеток зависит от срока, на который вы их приобретаете. Подробности по каждой стране можно посмотреть на autotraveler.ru , но я нашла несоответствия в ценах (может, вина всему спекуляция на границах?) Покупать виньетки на границе Польши со Словакией можно за евро или злоты. Выгоднее платить в евро. Мы покупали виньетку в Словакию (на autotraveler цена указана как 10 евро, мы платили за 10 дней 14 евро) и оплачивали венгерские дороги (10 или 11 евро, на сайте указано 10 за 10 дней) за польские злоты.
Дороги Хорватии оплачиваются в соответствии с расстоянием, которое вы проедете по автомагистрали. Платить можно в евро или кунах (здесь тоже нужно внимательно относится к сдаче - мы заметили нечестность по отношению к туристам на пунктах оплаты).
На границе Хорватии со Словенией продаются словенские и австрийские виньетки, платить можно кунами или евро, цена - 15 и 8. 30 евро на 10 дней. Нашла чек за чешскую виньетку - 17 евро. В информации на autotraveler цена приблизительно 12 (спекуляция?)
На белорусскую границу с Польшей мы выехали в 8.30 в воскресенье, прошли границу за полтора часа - около 11 мы в Польше. Для тех, кто хотел бы избавиться от всяких приключений на белорусской границе, вот несколько советов:
- Заранее купите зеленую карту (автомобильная страховка, которая распространяется на страны ЕС). Это можно сделать также и на пограничных пунктах пропуска.
- Посмотрите очереди на границе онлайн и решите, где вы быстрее проедете.
- Если вы путешествуете на автомобиле с ребенком до трех лет, предупредите об этом пограничника, и вас пропустят без очереди с белорусской стороны. Со стороны Польши, Литвы или Латвии вас уже не пропустят - привилегиями там обладают только дипломаты.
- Если вы везете с собой много фототехники или любой другой техники, лучше задекларируйте ее по дороге в ЕС, или возьмите любые доказательства того, что с этим вы едете еще из Минска (Москвы, Пекина и т.д.). Как бы смешно это ни звучало, но, если ваша машина чем-то не понравится и по возращению домой вас решат отправить на досмотр, вы можете провести пару часов, доказывая, что ваш личный «инвентарь» – это ваш «инвентарь», и вы не везете его на продажу, он не превышает 1500 евро, и вообще, уже лет пять находится в вашем пользовании (подробнее о том, как успешно и быстро проехать транзитом через Беларусь, я писала ).
Наша история только начинается, а значит, продолжение следует. До встречи на... !
текст и фото Зарина Бобко
По странному стечению случайных и неслучайных жизненных обстоятельств, но именно страны бывшей Югославии вашему покорному слуге удалось исколесить вдоль и поперек, причем не по одному разу. Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина и даже Словения удивительным образом раскрывались в своей красоте и самобытности тем больше, чем чаще там приходилось бывать. И во многом это происходило благодаря автомобилю, на котором удавалось заезжать туда, куда не летит ни один самолет и не завезет ни один туристический автобус.
Как доехать из России прямо до Черногории на машине, – .
Как всегда, у каждого правила есть исключение. Вот и такая жемчужина Адриатического побережья, как Хорватия, почему-то пряталась, скрывалась, уворачивалась от моего внимания, но, в конце концов, сдалась – «Dobro došli u Hrvatsku»!
Первым делом стоит сказать, что добраться из России в Хорватию можно разными способами, в том числе и прямо на автомобиле. Поскольку за плечами подобный опыт имеется, стоит предупредить, что путь ждет неблизкий и нелёгкий – минимум под три тысячи километров и три-четыре дня пути в одну сторону.
И хотя такая поездка дарит просто огромное количество впечатлений и богата событиями, рекомендовать её мы можем только истинным любителям приключений. Да и как показала практика, из-за стоимости топлива в Европе финансово такой способ оказывается не особо выгоднее путёвки с билетом на самолёт. Так что, летим!
Для посещения Хорватии гражданам России требуется национальная виза, которая оформляется заранее. Страна - член ЕС, но ни в шенгенскую, ни в евровую зону не входит. Поэтому с хорватской визой в другие страны евросоглашения не попасть, однако с уже открытым «мультишенгеном» дополнительные разрешения на въезд не требуются. Нет никаких ограничений и на использование в Хорватии водительских удостоверений российского образца.
Территория современной Хорватии (особенно побережье Адриатики) имеет древнейшую и богатейшую историю, ведущую своё начало аж с третьего тысячелетия до нашей эры. Кто только не оставил здесь свой след! Страна успела застать расцвет и могущество Древней Греции, Римской и Византийской империй, побывав в разное время их колонией, а также пройти все этапы средневековых европейских распрей.
Несмотря на это, Хорватию в подавляющем большинстве населяют славяне, впервые начавшие осваивать эти земли ещё в седьмом веке нашей эры. Возможно, именно по этой причине наши соотечественники так любят ездить отдыхать в гости во многом к братскому народу.
Один из признаков этого этнографического родства - национальный язык, на котором, в общем-то, говорят во всех балканских странах. И хотя, записанный на латинице, россиянам он может показаться чужим и непонятным, на самом деле, в хорватском и русском языках множество однокоренных и схожих по значению слов. Благодаря этому даже в отдаленных от курортных зон регионах практически всегда можно объясниться и понять хотя бы смысл того, что спрашивают или отвечают.
Национальная валюта - хорватская куна (HRK). В грубом округлении равна шести российским рублям или чуть больше одной шестой евро по курсу на конец мая 2014 года. Однако на всей туристической территории Хорватии без проблем принимают к оплате и евро, не говоря уже о кредитных картах.
Но вернемся к автомобилям. Как нетрудно догадаться, взять машину напрокат в туристической стране проще простого. Компаний, предоставляющих эту услугу, пруд пруди. Хочешь – бронируй авто заранее через Интернет со встречей прямо в аэропорту, хочешь – бери уже по прилёту в том же аэропорту или в отеле. Причем взять напрокат можно и скутер, и даже квадроцикл. Отметим только, что ранняя бронь заметно выгоднее – цены в приотельных конторах высоковаты.
Минимальная стоимость, за которую можно арендовать автомобиль, – около 20-25 евро в сутки. Цены на кабриолеты начинаются в среднем от 50-60 евро. Однако в пик летнего сезона цены вырастают в два-три раза!
С нашей точки зрения оптимальным для Хорватии автомобилем является компактный хэтчбек с дизельным мотором. Имея хороший запас крутящего момента, двигатель легко идет в гору по многочисленным серпантинам, потребляя при этом минимум топлива. А компактные размеры позволят втискиваться в узкие улочки и тесные парковки курортных городков.
Традиционно в Хорватии различают три курортные области: побережье залива Кварнер, Истрию и Долмацию. На знакомстве с последней мы и остановимся.
Столица этой области и второй по величине после Загреба - красивейший город Сплит. Если собираетесь активно путешествовать по Долмации, именно этот населенный пункт стоит рассматривать в качестве отправной точки, поскольку Сплит имеет крайне выгодное местоположение, являясь центром пересечения основных дорог и путей, расходящихся по стране.
Отсюда можно легко доехать и до южного Дубровника, и до северного Задара, и до Загреба, столицы страны, по скоростному шоссе A1. Кроме того, из Сплита ходят паромы до многочисленных заселенных островов, где тоже есть на что посмотреть.
Качество дорог в Хорватии в большинстве случаев отличное. В отдалённых местностях, конечно, встречаются подразбитые участки. Однако даже такие редкие островки колдобин не вызывают необходимости резко оттормаживаться или экстренно уходить в сторону. Отдельная история – серпантины. Из всех Балканских стран в Хорватии они самые ухоженные и широкие, хотя отбойники со стороны обрыва тоже встречаются нечасто – будьте аккуратны.
А ещё, на фоне своих соседей, в Хорватии самые дисциплинированные водители. В Сербии и Черногории местные жители на горных дорогах порой водят так, как будто у них в запасе несколько жизней.
Полиция на Хорватских дорогах встречается нечасто, однако расслабляться не нужно. Когда надо, она может появиться как из-под земли. Надо сказать, что местные жители жестко правила дорожного движения не соблюдают, но придерживаются минимальной погрешности, ибо штрафы могут достигать нескольких сотен евро.
Ответственность хорватских водителей такова, что позволяет использовать довольно лояльные ограничения к количеству выпитого алкоголя. Правда, до 24 лет за рулём пить нельзя – строго 0,00 промилле. А вот после достижения этого возраста – до 0,5 промилле, что позволяло автору этого текста смело выпивать за обедом пару бокалов красного вина.
Как и любая средиземноморская страна, Хорватия славится своим виноделием. Даже ординарное столовое вино имеет неплохой вкус. Однако средняя стоимость недорогого вина выше, чем в той же Германии или Франции – около 10 евро в магазине. Массовые, но считающиеся более качественными вина достигают 20-30 евро за бутылку. Кстати, если собираетесь вывозить вино из Хорватии, покупайте его заранее в местных магазинах и сдавайте в багаж. В Duty Free такое же вино в полтора раза дороже.
Не может не порадовать и хорватская кухня, наравне с другими балканскими странами. Любопытно, что здесь великолепно готовят как рыбу, так и мясо, причем во всех видах! Поэтому в идеале – за ужином заказывать и то, и другое, чтобы попробовать всё.
Имейте в виду, что славянская щедрость позволяет заказывать одно блюдо на двоих – порции очень большие, не считая того, что почти к каждому основному блюду полагается традиционный гарнир – тарелка варёной картошки со шпинатом. Однако и стоимость соответствующая: например, поднос с горячими морепродуктами обойдётся на двоих в 60-70 евро.
Описывать красоты старого Сплита во главе с основной достопримечательностью – дворцом Диоклетиана постройки 305 года нашей эры бессмысленно – это надо видеть, изучать, слушать и восхищаться. Скажем так: древнеримский город позволит с головой окунуться в свою 1700-летнюю историю и задержаться здесь на несколько дней, прежде чем отправиться дальше.
А дальше рекомендую отправиться в город Трогир, расположенный в 30 километрах от Сплита. Он, конечно, не такой масштабный и впечатляющий, но своим уютом и историческим разнообразием достоин того, чтобы провести здесь хотя бы день.
В переплетающихся узких улочках Старого Города можно увидеть и римское наследие, и венецианскую архитектуру. А ещё – послушать народные песни местных талантов, исполняющих произведения исключительно а капелла.
Конечно же, необходимо посетить один из многочисленных островов, которыми буквально "устлано" всё побережье. Интересно, что местные жители используют их, по сути, в качестве дач, куда добираются каждый сезон либо на собственных парусниках или яхтах, либо на паромах.
Но есть и большие острова, где существуют довольно крупные населенные пункты с постоянными жителями. Одно из таких мест - остров Хвар. Добраться туда можно на пароме из того же Сплита.
Имейте в виду, изучив расписание отправлений и выбрав удобное время, приезжать лучше где-то за полчаса. Поскольку сло чимест на пароме – ограниченно, а очередь в летний сезон может оказаться немаленькой. Платить придётся отдельно за машину и отдельно – за каждого пассажира. Суммарная стоимость билетов из Сплита до Старого Города, расположенного на западном побережье острова Хвар, на автомобиль и двух человек составит 304 куны или около 40 евро в одну сторону. Время в пути составит около трех часов.
Сразу оговоримся, что для тех, кто не очень любит плавать на кораблях, попасть на остров или вернуться на материк можно с восточной стороны острова. Из островного поселка Сучурай до городка Дрвеник меньше часа пути на пароме. Кстати, в огромной и комфортабельной кают-компании парома мало того что совсем не чувствуется качки, так ещё можно запросто поспать, выпить-закусить или поиграть во что-нибудь. Особенно интересна ферма будет тем, кто причастен к сельскому хозяйству в России. Например, видеть помидоры, растущие вне теплицы, вместо яблоневого сада – оливковый и виноградный, курятник под открытым небом и южные сорта овощей очень непривычно. Эх, климат позволяет.
Типичный «автопарк» местных крестьян: небольшой тракторок для сельских работ, микроавтобус для всех членов семьи, выполняющий при необходимости функцию грузовика и, хоть и старая, но парадно-выездная машина до столицы. Как говорится, на все случаи жизни.
Закончить путешествие по острову можно в рыбацком поселке Сучурай на восточной окраине острова (80 км от западного). В ожидании парома обязательно стоит отведать свежайшей рыбы и морепродуктов в практически домашних ресторанчиках да поговорить о жизни с местными рыбаками, которые и составляют основное население городка.
К сожалению, задержаться подольше в Хорватии было никак нельзя. А ведь очень хотелось! Столько ещё осталось без внимания, что я всерьез задумался о том, чтобы провести здесь как-нибудь пару недель отпуска. Без всяких скидок, Хорватия – жемчужина Балкан.
Самая красивая, самая интересная и самая разносторонняя страна, если сравнивать её, к примеру, с адриатическими Черногорией и Словенией или материковой Сербией. Но и самая дорогая из них. Средние цены на путевки, как и цены в самой стране, в полтора раза превышают черногорские… Правда, оно того стоит!
В поездку мы ездили втроём: муж Андрей (водитель), жена Ольга (начальник жилья и продовольствия), сын Дима 14 лет (в пути в основном спал). Автомобиль Fiat Doblo 2015 года - не быстрый, но вместительный. Пользовались навигатором EASU, крайне необходим (спасибо друзьям Виталику и Ане).
В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.
В теории все выглядело так. Загружаемся всей семьей в машину и выдвигаемся в отпуск. Я покидаю Россию на 7-9дней, потом улетаю обратно работать. В это время жена с дочкой загорают на море, отдыхают. Через некоторое время я возвращаюсь к ним, мы немного еще проводим на море, а потом возвращаемся домой, попутно прокатившись по Европе. Ну и постепенно план стал обрастать деталями.
На Дроме и на нескольких других сайтах я прочитал очень заманчивые, красивые отчеты о Хорватии. Горы и теплое море в одном месте. На расстоянии 20 км друг от друга. Чем дальше читал, тем больше мне нравилась Хорватия. Несколько национальных парков с красивыми горами, кемпингами, маркированными тропами. Жемчужина региона - Плитвицкие озера. Мягкий климат. Лазурное чистейшее море. Курортные городки. Памятники истории времен римской империи и венецианской республики. Вкусная еда. Цены, хотя и высокие при нынешнем курсе рубля к остальным валютам, но в пределах, что можно и накопить. Открытые, добродушные люди, близкие нам по менталитету. Хочу в Хорватию!
Очень заинтересовали греки, 3-летняя виза, но не нашел сносных апартаментов за адекватную стоимость. Год назад мы познакомились с владельцами апартаментов в Хорватии, нам обещали небольшой номер за 35 евро в сутки. Написали им, что готовы приехать. Дело было в апреле. Оказалось, что маленький номер уже был занят. Но был свободен более большой, 2-комнатный, считающийся 5-местным, дорогой. Но как 3-местный нам его сдали за 45 евро на 10 ночей. Жаль, конечно, что немного получалось, решили оставшуюся часть отпуска дополнить другими странами. Но какими? Черногорией, как в прошлый раз? Варианты по жилью есть, но не хочется туда, после Хорватии. Да и из-за ограниченного времени отпуска хотелось бы немного сократить лишний пробег машины. Решили, поедем в Чехию, были там уже несколько раз, страна нравится. А раз Чехия, то куда? Отдых для ребенка, значит, Прага, зоопарк. Мы с женой там были в 2008 году, очень понравилось, ну а теперь, пора и ребенку показать, какой такой лучший зоопарк Европы. А дальше все по бюджету, останутся деньги, поедем дальше, не хватит, значит, заворачиваем домой. Так и решили. Забронировал я еще несколько возможных мест, чтобы был выбор обратного пути, если что, то отменить без штрафов можно.
Евро по 70 с лишним рублей - весомый аргумент не проводить отпуск в Европе, но привычка к автопутешествиям заставила выбирать такой маршрут, куда можно добраться на машине. Россия, Средняя Азия, бывший СССР уже объезжены, остается Европа. В первый раз я побывала в Европе в 2007 году, проехав автостопом от Финляндии и Португалии. Теперь хотелось посмотреть страны Балканского полуострова. С выбором времени для отпуска мне всегда не везет - то на Дальний Восток поехали летом 2013-го, то в прошлом году в начале сентября застали ураган на нашем черноморском побережье, а теперь вот - сирийские беженцы. Но столкнуться с беженцами нам так ни разу и не пришлось - каждый раз основной их поток перемещался от тех дорог, по которым ехали мы.
Подготовка к путешествию требует знаний о стране, которую вы планируете посетить. Особенно это касается поездки на автомобиле. В этой статье расскажем об особенностях путешествия на машине в Хорватию: оплате дорог и их стоимости, цене на топливо, особенностях ПДД и комплектации авто, местах для отдыха на автобанах, парковках в городах, качестве дорог. Делимся своим опытом путешествия в Хорватию на автомобиле.
Маршрут Украина – Хорватия.
Дорога из Украины в Хорватию проходит через Венгрию. Все, что нужно знать путешественникам для поездки по венгерским дорогам читайте в этой статье:
В зависимости от морского курорта Хорватии может быть два основных маршрута:
1.Маршрут на хорватские курорты полуострова Истрия: Киев – Львов – ПП Берегово, или Косино – Будапешт – Загреб – ваш курорт. Наиболее интересные места Истрии для отдыха на море: Пореч, Рабац, Опатия.
На карте для примера дорога Киев-Пула. Расстояние -1750 км:
Отчет о нашем отдыхе на полуострове Истрия смотрите здесь:
2. Маршрут на хорватские курорты региона Далмации: Киев – Львов – ЧП Берегово, или Косино – Будапешт – Загреб – ваш курорт. Самые популярные морские курорты этой области Задар, Шибеник, Сплит, Макарска, Дубровник, острова Крк, Раб, Брач, Хвар.
На карте для примера дорога Киев-Макарска. Расстояние – 1940 км:
В дороге из Украины в Хорватию нужны 2 ночевки. На первую ночь, как правило, мы останавливаемся во Львове или Сколе. Читайте также:
Вторая ночевка – в Будапеште. Где остановиться в столице Венгрии? Смотрите подборку отелей:
Платные дороги Хорватии
В Хорватии платными являются только автобаны. Параллельно с ними есть бесплатные дороги, проходящие через города и села. Соответственно скорость проезда по ним будет меньше, времени тратится значительно больше, а стоимость – легче для кошелька. С транзитной целью мы двигались платными магистралями, а во время автомобильной “прогулки” по окрестным городам – по второстепенным бесплатным дорогам.
За пользование скоростными автомобильными дорогами предусмотрена плата. В отличие от или , где плата зависит от срока пользования автобанами, в Хорватии размер платы зависит от расстояния, которое вы проехали.
Стоимость платных дорог Хорватии.
В Хорватии платными дорогами управляют четыре компании, которые распределены по разным регионам. У каждой свой тариф. Например, расстояние 80 км по трассе Е 751 (А9) на отрезке от границы Словении (в районе Умага) до Пулы мы заплатили 48 кун (6,8 евро), а за почти такое же расстояние 75 км по этой же трассе E 751 (А9 + А8) на отрезке от Пулы до Лупоглава (село возле г.Хум) мы заплатили гораздо меньше – 28 кун (4 евро).
Приблизительные тарифы за пользование платными дорогами.
Отрезок Загреб – Дубровник (590 км) трасса А1
- Для мотоциклов стоимость составляет – 21 евро.
- Для легковых автомобилей – 35 евро.
- Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 49 евро
Отрезок Пула – Умаг (77 км) трасса А9
- Для мотоциклов стоимость составляет – 3,5 евро.
- Для легковых автомобилей – 6,8 евро.
- Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 9 евро
Отрезок Vranja- Kanfanar (46 км) трасса А8
- Для мотоциклов стоимость составляет – 1 евро.
- Для легковых автомобилей – 1,6 евро.
- Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 2,4 евро
Карта платных автомобильных дорог Хорватии
Оплата дорог.
Как оплатить дороги Хорватии. При въезде на платный участок автобана и выезде с него установлены специальные пункты. Об их наличии задолго предупреждают дорожные знаки.
Так выглядит пункт въезда на платный участок автобана. Заезжаете, нажимаете на автомате на кнопку “Ticket”
и получаете вот такой талон. Важно! Пока едете по этому платному участку трассы, не потеряйте и не сгибайте талон, ведь он будет нужен для оплаты на выезде.
Оплата за пройденные километры осуществляется в специальных пунктах оплаты. Они установлены на съездах с автобана и на нем по завершению платного участка. К оплате принимаются наличные и банковские карточки. Мы использовали карту. При этом автомат не требует пин-код. Поэтому к оплате принимаются карты без чипа.
На пункте оплаты выбираете вид платежа: наличные или карта. Для каждого вида – своя дорожная полоса на пункте, обозначенная соответствующим знаком. Для оплаты наличными въезжаете на одну полосу пункта, а для карты – это совсем другая, соседняя.
Для оплаты нужно вставить в автомат талон, который вы получили при въезде на платный участок.
В автомате и также на экране у шлаґбаума высветится сумма в кунах, которую нужно оплатить. Можно выбрать язык, на котором удобнее пользоваться. Платите, получаете квитанцию и после поднятия шлаґбаума путешествуете дальше.
Также в Хорватии есть специальные участки, за пользование которыми берется дополнительная плата.
Оплата производится в хорватских кунах.
Мост на остров Крк
Стоимость проезда по мосту:
- Для мотоциклов стоимость составляет – 3 евро.
- Для легковых автомобилей – 5 евро.
- Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 6,2 евро
Тоннель Учка
Находится в Национальном природном парке Учка, на полуострове Истрия, по дороге между Пулой и Риекой.
Въезд в тоннель. Пункт оплаты. Принимаются наличные и карты.
Сам тоннель хорошо освещен, с качественной дорогой, как и все европейские туннели, например, в . Длина тоннеля – 5 км.
Стоимость проезда по тоннелю:
- Для мотоциклов стоимость составляет – 2,4 евро.
- Для легковых автомобилей – 4 евро.
- Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 5,9 евро
Тоннель Свете Илия
Тоннель соединяет прибрежную и материковую часть в регионе Сплит-Далмация. Он проложен от автобана E 65 до популярных курортов региона Макарска Ривьера. Является частью горной дороги D 76 между городами Баст и Растовац. Длина тоннеля 4,2 км.
Стоимость проезда по туннелю:
- Для мотоциклов стоимость составляет – 1,8 евро.
- Для легковых автомобилей – 3 евро.
- Для легковых автомобилей с прицепами, микроавтобусов с максимальным весом меньше 3,5 тонн стоимость составит – 4 евро
ПДД Хорватии
Правила дорожного движения практически не отличаются от соседних стран Евросoюза.
Максимальная разрешенная скорость
- в населенных пунктах – 50 км / ч
- за пределами населенного пункта – 90 км / ч
- на дорогах для автомобилей – 110 км / ч
- На автомагистралях – 130 км / ч
Для водителей младше 24 лет максимальная скорость уменьшается на 10 км / ч. Штраф за нарушение скоростного режима – от 40 евро.
Ближний свет фар
Обязательное использование 24 часа в сутки в течение года. Штраф за нарушение – 40 евро.
Алкоголь
Максимально допустимый уровень алкоголя в крови – 0,5 ‰. Штраф от 135 евро.
Перевозка детей
Детей в возрасте до 3 лет нужно перевозить в специальных креслах на переднем сиденье спиной по направлению движения. Подушка безопасности в этом случае должно быть отключена. Детей в возрасте от 3 до 5 лет нужно перевозить на заднем сиденье автомобиля в специальных детских удерживающих системах. Детей старше 5 лет нужно перевозить в детских креслах соответствующих росту и весу ребенка. Штраф от 67 евро.
Ремни безопасности.
Использование ремней безопасности обязательно для пассажиров на передних и задних сиденьях. Штраф от 67 евро.
Пользование телефоном.
Водителю во время движения автомобиля разрешено пользоваться телефоном при использования системы “свободные руки”. Штраф от 67 евро.
Тонирование стекол.
Степень светопропускания лобового стекла должна составлять не менее 75%, а передних боковых окон – не менее 70%. Штраф от 94 евро.
Цены на топливо в Хорватии.
Средняя стоимость бензина А-95 – 1,25 евро. Дизеля – 1,12 евро. Такая же, как в соседней и дороже, чем в соседней . В Хорватии такая же ситуация как и в других странах – на платных дорогах бензин дорогой, а на обычных дорогах и в городах бензин той же сети стоит дешевле на 10-20%.
Мы заправлялись по таким ценам – 1,26 и 1,25 евро за литр. Нужно учитывать, что заправки расположены достаточно редко, через 40-50 км пути. Поэтому в баке горючего должно быть не менее 1/3 объема, чтобы гарантированно хватило до ближайшей заправки.
Комплектация автомобиля
- Знак аварийной остановки , для мотоциклов не требуется. Если автомобиль движется с прицепом, то знака должно быть два.
- Светоотражающий жилет . Обязательное использование при выходе из автомобиля во время его остановки на проезжей части.
- Автомобильная аптечка первой помощи.
- Запасное колесо .
- Комплект запасных ламп , кроме ксенона и неона.
Зимнее оборудование: Зимнюю резину обязательно использовать в период с 15 ноября по 15 апреля. Шипованная зимняя резина запрещена.
Использование антирадаров и радар-детекторов запрещено. Штраф от 270 евро.
Дороги Хорватии.
В Хорватии дороги хорошего европейского уровня. Это касается скоростных магистралей и второстепенных дорог между городами. Обычные сельские дороги могут быть узкими, с не очень хорошим покрытием.
Автобаны Хорватии.
Многие дороги проложены среди скал, имеют тоннели. Для безопасности склоны покрыты защитной сеткой.
На автобанах есть высоченные живописные эстакады. Из них открываются невероятные пейзажи. Но останавливаться здесь запрещено.
Второстепенные бесплатные дороги хорошего качества. Вокруг растут оливковые сады, пинии, виноградники.
Вот такая узкая проселочная дорога ведет в город Хум – самый маленький город в мире. Она проложена под высокой эстакадой. На ней – скоростной автобан.
Места для отдыха на автобанах.
Здесь, по нашему мнению, платные дороги Хорватии значительно проигрывают , на которых места для отдыха обустроены практически через каждые 12-15 км. На хорватских магистралях места для отдыха в основном совмещены с заправками, расположенными через каждые 40-50 км. Плюс в том, что здесь можно поесть в фаст-фудах, кафе, закупиться в мини-маркетах, детям поиграть на мини-площадках, туалеты бесплатные. Но минус – много людей, поэтому везде суета и небольшие очереди.
Обособленных мест для отдыха (без заправок) практически нет. На отрезке 450 км хорватских дорог мы встретили только два. Одно место для отдыха было не очень хорошее, с био-туалетами под палящим солнцем. Второе место для отдыха в районе Умага, у границы со Словенией, было достаточно уютным и хорошего уровня. Хорошие столы, чистый туалет, кафе-бар, зеленая территория.
Парковка в Хорватии
В каждом городе и поселке Хорватии действуют свои правила и цены на парковку. Есть парковки на улицах, закрытые паркинги и подземные гаражи. Уличные паркови в городах Хорватии разделены на три или четыре парковые зоны – красная, желтая, белая / зеленая. Красная зона – самая дорогая – находится в центре города, дальше желтая и на окраинах – зеленая / белая или других цветов. О наличии парковки указывают дорожные знаки, на которых есть информация о правилах оплаты, есть ограничения во времени остановки, цена за час и за сутки. В высокий летний сезон найти свободное место на парковках бывает сложно.
В зависимости от правил парковки в каждом городе, на уличных парковках в красной зоне можно останавливаться на срок от 1 до 3 часов, желтая – от 2 часов, зеленая – от 3. Талоны для оплаты приобретаются в автомате-паркомате или в специальном киоске-кассе, обязательно кладутся под лобовое стекло. Штраф за нарушение срока от 13 евро, или блокировка колес с оплатой штрафа.
На парковку нужно заезжать через шлагбаум, получив при этом в автомате талон. При выезде парковка оплачивается в паркомате или в кассе. Форма оплаты наличные или карта. При выезде перед шлагбаумом нужно вставить талон парковки в автомат. А вот, например, на парковке “Valdibora” в Ровине камера считала номер автомобиля и шлагбаум поднялся автоматически.
На фото – закрытая парковка в Ровине “Valdibora”. Расположена рядом со Старым городом и причалом.
Цена на парковку в Хорватии в каждом городе своя. Зимой стоимость значительно дешевле. На популярных курортах с 1 мая по 15 октября нет бесплатной парковки в выходные и праздничные дни, а цена за услугу дорожает. На Истрийском полуострове самые дорогие парковки – в центре Ровиня : закрытая парковка “Valdibora” возле Старого города стоит 6 кун/ч, такая же цена уличной парковки в красной зоне города, но здесь действует ограничение по времени – не более 180 мин. В столице Хорватии, Загребе, стоимость – от 3 до 10 кун в зависимости от близости к центру. В Пуле самая дорогая парковка в центре стоит 4 куны/ч, на окраинах – от 2 кун/час.
На парковке в Пуле у Амфитеатра.
Неожиданно в маленьких курортных городках цены оказались достаточно высоки. Например, в Фажане и Медулине – от 5 кун / час. Но все рекорды по стоимости парковки бьет Дубровник . В центре, недалеко от Старого города, стоимость парковки – от 40 кун / ч, такая же цена подземного паркинга в 10-15 минутах ходьбы от центра по адресу Zagrebačka 56, а на окраинах от 10 кун / ч, при этом в туристический сезон свободное место найти очень трудно.
Выгодно для путешествия на машине по Хорватии бронировать отели или апартаменты с бесплатной парковкой.
Где остановиться в Хорватии.
Чтобы найти жилье в Хорватии с бесплатной парковкой, выберите на сайте в колонке слева опцию “Автостоянка” и ищите вариант бесплатной услуги. Забронировать отели и апартаменты можно по этой ссылке:
Для вас мы написали пошаговую инструкцию “Как забронировать отель через интернет” – читайте
Аренда авто в Хорватии.
Арендовать машину в Хорватии выгодно на этом сайте Rentalcars . Этот сервис ищет и сравнивает цены в различных прокатных компаниях и выдает результаты по выгодным для вас тарифам.
Наши впечатления от дорог Хорватии.
Имея опыт пользования другими платными европейскими дорогами, могу сказать, что хорватские дороги заняли невысокое место в нашем рейтинге лучших автобанов.
В первую очередь из-за цены. Всего за пользование дорогами мы заплатили почти 30 евро. Как я писал выше, плата за проезд по автобанам Хорватии зависит от пройденного расстояния, тогда как в , плата зависит от продолжительности пользования. Для сравнения, месячное пользование венгерскими дорогами нам обошлось в 15 евро и это не зависит от пройденного расстояния.
Если выше цена, то должен быть лучшим сервис. А он – хуже. Места для отдыха находятся только рядом с заправками, а они расположены довольно редко. Мы подсчитали, в Хорватии места для отдыха расположены примерно каждые 45 км, а в той же Венгрии места для отдыха расположены каждые 12-15 км.
Еще один недостаток – был участок скоростной дороги длиной примерно 70 км, состоящий только из одной полосы в одну сторону, и между полосами отсутствовал отбойник. То есть этот участок был обычной дорогой, которую сложно назвать “автобаном”. И еще мелкие неурядицы, например, во время ремонтных работ движение регулировали работники с оранжевыми флажками, а не переносные светофоры.
Но есть и большой плюс))) Скоростные дороги в Хорватии очень живописные, из окна открываются виды на море или на горы.
Надеюсь, что эта статья поможет вам спланировать самостоятельное путешествие на автомобиле по Хорватии. Ярких и интересных вам поездок!
P.S. А какие Ваши впечатления от хорватских платных автобанов?
Кстати, Новинка!
Теперь страховку “Green Card”- Зеленую карту можно также оформить через интернет на сайте Hotline.finance . И получить с доставкой на дом.