Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.
В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой <…> повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
Д. Н. Мамин-СибирякПриёмышОхотник приходит в гости к одинокому старому рыбаку, живущему на озере. Встречает его только собака Соболько; вскоре на лодке появился и рыбак Тарас, подгоняющий перед собой лебедя. Гостю старик рассказал, что лебедь - сирота, его родителей убили ради забавы, теперь он живет со стариком и Собольком. Дед очень любит птицу, но отказывается подрезать крылья «божьей твари», чтобы тот не улетел - мол, ему и тут хорошо, перезимует в избушке. Во время следующего визита охотник не увидел Приемыша - лебедь после долгих колебаний (самой птицы и старика) улетел со стаей собратье
«Вишневый сад» - одна из самых известных пьес Антона Павловича Чехова. Впервые она была показана зрителям в 1904 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков всего мира. В своей пьесе Чехов отобразил важный период в истории России. После отмены крепостного права русское дворянство постепенно стало вымирать, уходить в прошлое. Ему на смену приходит новое поколение людей с новыми принципами и взглядами на жизнь, ценностями, резко отличающимися от дворянских. В центре внимания произведения - образ вишневого сада, который олицетворяет собой дворянскую Россию, а для автора – и истинн
Каждый человек понимает счастье по-своему. Для одних это размеренная, спокойная и сытая жизнь, другие, наоборот, ищут счастье в приключениях и острых ощущениях. Для меня счастье - это познание чего-то нового, наслаждение самим процессом получения новой информации. Иногда мне кажется, что на это в сутках для меня не хватает часов. Мне жаль тратить время на сон: сколько нового можно было бы еще узнать!Новое для меня - это и книги, и фильмы, и музыка, и путешествия, выставки и концерты. Новое для меня - это и люди, которые меня окружают. Каждый интересен по-своему, каждый может тебя чему-то научи
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава» Есенина
Последние годы жизни Есенина были очень тяжелыми. Поэт испытывал трудности в личной жизни, нарастал его конфликт с советской властью. Пристрастие к алкоголю становилось зависимостью, от которой он уже был вынужден лечиться. Периоды просвета перемежались с тяжелой депрессией. Парадоксально, но в это время он создает прекрасные стихотворения. Одним из них является «Мне осталась одна забава…» (1923 г.).
Есенин сразу же заявляет о своей славе похабника и скандалиста. Его буйное поведение в пьяном виде было известно всей Москве. «Веселый свист» — типичное поведение для поэта, находящегося уже в достаточно зрелом возрасте. Но Есенину уже абсолютно все равно. Он перешел ту грань, за которой еще можно остановиться. Испытав множество страданий и неудач, поэт потерял надежду на лучшее будущее. Сравнивая свою дурную славу со «смешной потерей», он утверждает, что терял в жизни и гораздо больше.
Единственное, что волнует Есенина, это стыд за прошлую веру в Бога. При этом он испытывает горечь от того, что стал неверующим. В этом противоречивом заявлении заложен глубокий философский смысл. Чистая и светлая душа поэта, столкнувшись со всей грязью и мерзостью мира, не смогла дать достойного отпора. Есенин поступил по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть». Но, опустившись на самое дно, поэт понял, что потерял что-то очень важное, помогающее в жизни.
Есенин утверждает, что его безумные выходки были направлены на то, «чтобы ярче гореть». Настоящий поэт должен быть виден всему миру. Его творчество обязано зажигать сердца людей. Только так можно пробиться через человеческое равнодушие. Чтобы тонко чувствовать окружающий мир, душа поэта должна быть полна противоречий. Вместе с чертями там непременно присутствуют ангелы.
Есенин использует очень яркие образы для описания своего высшего призвания – венчания «розы белой с черною жабой». Он считает, что не смог соединить вместе эти абсолютно противоположные образы, но стремился к этому.
Известны заявления поэта о полной переоценке своих убеждений. Он стал автором целого ряда произведений, в которых отрицает патриархальность и религию и выступает сторонником атеизма и технического прогресса. Но в последних строках стихотворения «Мне осталась одна забава» становится видно то, что Есенин прятал глубоко в душе, бережно хранил от чужого вмешательства. Последнее желание «хулигана» — умереть «в русской рубашке под иконами». В этом поэт видит искупление всех своих грехов.
Урок может использоваться в рамках программы 8. 9. 11 класса школы на уроках литературы и элективных курсах. Урок интегрированный , сопровождается презентацией с демонстрацией картин библейского сюжета, портретов С.Есенина для создания зрительных образов; используется видео фильм «Есенин и революция», песня в исполнении А.Малинина « Мне осталась одна забава», запись «Колокольный звон». Урок строится на разгадывании 4 загадок стихотворения: 1. Почему окончание песни звучит напряженно, как создается экспрессия? 2. Почему стихотворение грустное и светлое одновременно? 3.Каким был путь к храму Сергея Есенина? 4. Верил С.Есенин в Бога или не верил?
Урок был проведен в рамках декады литературы для учащихся 8 и 9 классов в январе 2012 в присутствии учителей школы и родителей.
Просмотр содержимого документа
«план урока. анализ стихотворения С Есенина "Мне осталась одна забава"»
Номинация «Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»
План-конспект урока по творчеству С.Есенина.
Тема: Путь к храму или путь к благодати
Есенин …
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Т. Смертина
Цель: анализ стихотворения С.Есенина «Мне осталась одна забава»; постижение идейно-художественного содержания стихотворения; развитие умений находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой и звуковой гамме изображаемого.
Оборудование урока: презентация, запись песни в исполнении А.Малинина, на доске листы с отпечатанными словами: душа, смысл жизни, рай, ад, Бог, смерть – для создания схемы; листы с отпечатанными датами рождения и смерти С.Есенина: 3 октября 1895 – 28 декабря 1925; портрет С.Есенина
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов : видеофильм «Есенин и революция» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература 5-11классы», Презентация Microsoft office Power Point 97-2003;
Презентация к уроку Microsoft office Power Point 97-2003. 25 слайдов;
Колокольный звон MPEG Layrer 3 audio file- проигрыватель Windows media или Winamp.
Песня «Мне осталась одна забава» MPEG Layrer 3 audio file- проигрыватель Windows media или Winamp.
Ход урока:
1 этап. Учитель: объявление темы и цели урока. слайд 1.2
2 этап. Самостоятельное прочтение стихотворения «Мне осталась одна забава» (текст распечатан на листах )
(см. папка к уроку Песня «Мне осталась одна забава» MPEG Layrer 3 audio file- проигрыватель Windows media или Winamp.)
Прослушивание записи романса в исполнении А.Малинина - на экране в это время демонстрация портретов Есенина разных лет. Слайд 3-7
Учитель: Подберите портрет Есенина, который соответствует стихотворению. Как вы думаете, каким был Есенин, когда написал это стихотворение? Почему? Слайд 7
Учитель комментирует все высказывания детей, подводя их к дате 1923 год, за 2 года до смерти.
Учитель: О чем стихотворение? Какие чувства остались после прослушивания? Почему конец слушали напряженно?
Чтение стихотворения учащимися вслух по цепочке по одному предложению. Учащиеся сразу заметят, что все предложения короткие, а последнее на 8 строчек и читается с повышенной интонацией, на надрыве, напряженно.
Демонстрация слайдов картин - С какой картиной ассоциируется стихотворение? Почему? Слайд 8 -16
Учитель комментирует все высказывания детей, подводя их к картине «Темное и светлое», к теме «жизнь и смерть» слайд 16
Когда вы впервые столкнулись в своей жизни с понятием «смерть», когда задумались о ней?
3 этап: работа в группах. Слайд 17
1 группа: выпишите в 2 столбика слова с антитезой, противоречием, «Темное и светлое»
2 группа: найдите строки стихотворения, вызывающие противоречия, недоумение, вопрос:
Ах! какая смешная потеря! (почему смешная, что за потеря?)
-Стыдно
мне, что я в Бога верил.
Горько
мне, что не верю теперь.
Все сжигает житейская мреть.
Для того, чтобы ярче гореть.
Розу белую
с черною
жабой
Я хотел на земле повенчать.
Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней.
Чтоб за все за грехи мои тяжкие
,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами
умирать.
1 группа слайд 18
антитеза | ||
верил - не верю | ||
стыдно – горько | похабник | |
золотые дали – житейская мреть | скандалист | Ярче гореть |
ярче гореть – похабничал и скандалил | ||
роза белая – черная жаба | Роза белая |
|
ангелы – черти | ||
край иной – веселые мути | ||
благодать - грехи | Корябать | |
благодать |
||
Черная жаба | ||
Тяжкие грехи | ||
Учитель выслушивает ответы каждой группы, комментирует и подводит к анализу стихотворения при построчном прочтении.
Вопросы: Светлого или темного больше? Почему?
Задание: 1.Подберите иллюстрацию к таблице «Темное и светлое». Почему? Слайд 18
2. Выпишите ключевые слова стихотворения: слайд 19
На доске листы с отпечатанными словами: душа, смысл жизни, рай, ад, Бог, смерть.
В низу доски размещаются листы с отпечатанными датами рождения и смерти С.Есенина: 3 октября 1895 – 28 декабря 1925, от них по кругу размещаются слова, выделенные детьми. В беседе учитель приводит детей к мысли, что каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается со смертью и тогда задумывается о том, что такое смерть, душа? Куда душа отправляется после смерти? Есть ли Бог, ад и рай? Где ищет человек ответы на эти вопросы? Все религии мира дают свои ответы на эти вопросы, а каждому человеку самому приходится решать, чему верить. Каждый человек сам ищет свой путь к храму, путь к благодати. Анализируя схему, делаются выводы: схема в виде круга символизирует круг человеческой жизни, от рождения до смерти человек ищет смысл жизни и ответы на вечные вопросы, многим удается найти верные ответы.
4 этап: Прослушивание романса второй раз (перед прослушиванием дается 2 задания). Перед романсом звучит колокольный звон и церковный хор. (см. папка к уроку «Колокольный звон»)
Вопросы: что изменилось? - Перед романсом звучит колокольный звон и церковный хор. Какой дополнительный оттенок вносит это дополнение?
Слайд 20. Задание: обратите внимания на строки стихотворения и текст песни, найдите несоответствия. (вновь звучит начало песни) Дети сразу находят несоответствие:
-Стыдно мне, что я в Бога верил.
-Стыдно мне, что я в Бога
не
верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Учитель: Какой дополнительный оттенок вносит не?
Верил С.Есенин в Бога или не верил? Почему? (просит положить «в русской рубашке под иконами умирать ») слайд 21
Какой портрет Есенина С. больше всего соответствует этому стихотворению? (в русской рубашке ) слайд 22
Учитель. Сделаем вывод: каким же был путь к благодати Сергея Есенина?
Просмотр фрагмента видеофильма «Есенин и революция» для того чтобы дети почувствовали дух эпохи, революции. (с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература 5-11классы», Презентация Microsoft office Power Point 97-2003)
Какие чувства вызывает данный фильм?
Учитель: На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью. Уже началась травля крестьянских поэтов. Все это осложнилось физическим нездоровьем Есенина.
Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было убийство? пока нет точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатали портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное письмо.
Слайд 23. 31 декабря 1925 г. в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!
Ученик. Да кто ж так до́ сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел свет оставит? ….
Хоть годы – счастливы, быстры,
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси даль пронзают.
Звенит осинник в синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Т. Смертина
Звучит отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют» (из книги «Затеси»)
Слайд 24. «Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью… …На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба!
Уймись, велеречивый оратор!
Не кривляйтесь, новомодные ревуны!
Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!»
Вновь звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…».
Список использованной литературы:
С.Есенин Стихотворение «Мне осталась одна забава». Сборник стихотворений.
В. Астафьев «Есенина поют» из книги «Затеси»
Т. Смертина Стихотворение «Да кто ж так до́ сердца проймет?» Сборник стихотворений.
«Мне осталась одна забава…» Есенина С.А.
Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.
В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава» , с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем - месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать» , воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно анапестом , рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали» , «ярче гореть» , «ласкать и карябать» , «розу белую с чёрною жабой <…> повенчать» , «розовые дни» . Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.
В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава» , с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать» , воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно анапестом , рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали» , «ярче гореть» , «ласкать и карябать» , «розу белую с чёрною жабой <…> повенчать» , «розовые дни» . Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
- «Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина